Научная статья на тему 'Проблема формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке'

Проблема формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ / RАБУЛИ АХБОР / FORMATION OF ETHNO-CULTURAL VALUES / COGNITIVE-ACTIVITY COMPONENT / EMOTIONAL-MORAL COMPONENT / VALUE-MEANINGFUL COMPONENT / CRITERIA FOR FORMATION OF COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлова Елизавета Сергеевна

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке, что отвечает социальным потребностям и государственному заказу. Рассматриваются нормативные документы, подтверждающие актуальность проблематики: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Теоретическую основу изучения этнокультурных ценностей составляют исследования, посвященные культуре как способу регуляции жизни человека и общества, равноправному диалогу с представителями других культур, этнокультурной направленности образования, методологии и теории этнопедагогики. Дано определение понятия этнокультурных ценностей как совокупности ценностей мировой национальной и народной культуры, основанной на трех взаимосвязанных ценностных уровнях и объективирующихся в памятниках культуры, историческом наследии, языке, мировоззрении, ориентированном на этническую идентификацию и национальную интеграцию. Этнокультурные ценности рассматриваются на взаимосвязанных уровнях, основанных на вечных высших гуманистических ценностях; следующий уровень содержит семейные и природные ценности, которые объединяют ценности каждого отдельного народа; последний уровень сочетает в себе исторические и этнические ценности, включающие в себя ценности конкретного этноса с общей исторической картиной, нацеленные на стратегически важные процессы «этнической идентификации и межкультурной интеграции». Выделены следующие компоненты ключевого понятия: когнитивно-деятельностный, нравственно-эстетический и ценностно-смысловой; раскрыта сущность выделенных компонентов, критерии и практические результаты их сформированности. На основании проведенного исследования сделан вывод, что сформированность выделенных компонентов доказывает, что данный процесс педагогического воздействия можно считать эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке»

УДК 37.035.6 ББК Ч400.523

ГРНТИ 14.43.47

Код ВАК 13.00.02

Самойлова Елизавета Сергеевна,

аспирант кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры; 454091, г. Челябинск,

ул. Орджоникидзе, 36-а; e-mail: [email protected].

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнокультурные ценности; формирование этнокультурных ценностей; когни-тивно-деятельностный компонент; эмоционально-нравственный компонент; ценностно-смысловой компонент; критерии сформированности компонентов.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается актуальность проблемы формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке, что отвечает социальным потребностям и государственному заказу. Рассматриваются нормативные документы, подтверждающие актуальность проблематики: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Теоретическую основу изучения этнокультурных ценностей составляют исследования, посвященные культуре как способу регуляции жизни человека и общества, равноправному диалогу с представителями других культур, этнокультурной направленности образования, методологии и теории этнопедагогики. Дано определение понятия этнокультурных ценностей как совокупности ценностей мировой национальной и народной культуры, основанной на трех взаимосвязанных ценностных уровнях и объективирующихся в памятниках культуры, историческом наследии, языке, мировоззрении, ориентированном на этническую идентификацию и национальную интеграцию. Этнокультурные ценности рассматриваются на взаимосвязанных уровнях, основанных на вечных высших гуманистических ценностях; следующий уровень содержит семейные и природные ценности, которые объединяют ценности каждого отдельного народа; последний уровень сочетает в себе исторические и этнические ценности, включающие в себя ценности конкретного этноса с общей исторической картиной, нацеленные на стратегически важные процессы «этнической идентификации и межкультурной интеграции». Выделены следующие компоненты ключевого понятия: когнитивно-деятельностный, нравственно-эстетический и ценностно-смысловой; раскрыта сущность выделенных компонентов, критерии и практические результаты их сформированности. На основании проведенного исследования сделан вывод, что сформирован-ность выделенных компонентов доказывает, что данный процесс педагогического воздействия можно считать эффективным.

Samoilova Elizaveta Sergeevna,

Post-graduate Student, Department of Psychology and Pedagogy, Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia.

KEYWORDS: ethno-cultural values; formation of ethno-cultural values; cognitive-activity component; emotional-moral component; value-meaningful component; criteria for formation of components.

ABSTRACT. The article reveals the urgency of the problem of the formation of ethno-cultural values in modern pedagogical science, which meets social needs and state order. The normative documents confirming the relevance of the problems are considered: the State Program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2016-2020" and "The Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the Period until 2025". The theoretical basis for the study of ethno-cultural values is research devoted to culture as a way of regulating the life of man and society, a dialogue with representatives of other cultures, ethno-cultural orientation of education, methodology and theory of ethno-pedagogy. The article defines the concept of ethno-cultural values as a set of values of the global, national and folk culture based on three interconnected value levels and objectified in cultural monuments, historical heritage, language, worldview focused on ethnic identification and national integration. Ethnocultural values are examined at interrelated levels, in the basis lie eternal humanistic values; the next level contains family and natural values that unite the values of each individual; the last level combines historical and ethnic values that include the values of a particular ethnos with, aimed at strategically important processes of 'ethnic identification and intercultural integration.' The following components of the key concept are singled out: cognitive-activity, moral-aesthetic and value-semantic ones. The essence of the selected components, criteria and practical results of their formation are revealed. Based on the conducted research, it was concluded that the formation of the selected components proves that this pedagogical process can be considered effective.

В.

современном мире в целом и в > частности в нашей стране принципиальное значение имеют такие проблемы, как сохранение самоидентичности малочисленных народов, угроза гармоничного существования гражданского общества в связи с процессами глобализации, урбанизации, распространением массовой культуры,

обострением межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Все это требует от современной национальной политики решения проблемы поддержания гармонии между полиэтнической интеграцией и сохранением культурного разнообразия, а от педагогики - новых подходов к воспитанию и образованию юного человека.

© Самойлова Е. С., 2018

Согласно принятой Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» одним из направлений современной российской политики в области образования является сохранение культурного многообразия, в том числе через развитие уважительного и осознанного отношения к родному языку и культуре [10].

Приоритетными направлениями современной государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. являются: совершенствование административных, социально-экономических, информационных условий в сфере государственной национальной политики; межнациональный мир и согласие; равноправие граждан; укрепление единства и духовной общности многонационального народа; поддержание этнокультурного многообразия; содействие в развитии системы образования, гражданско-патриоти-ческого воспитания. Таким образом, согласно Стратегии государственной национальной политики, важнейшими направлениями становятся поддержка этнокультурного многообразия и содействие сплоченности народов, что должно учитываться также в педагогике при выборе содержания образования и воспитания [15].

Одной из проблем, стоящих перед современной педагогической наукой в данном направлении, является формирование этнокультурных ценностей, которое осуществляется в процессе этнокультурного образования. Интерес к данной проблематике значительно обострился с 1970 г., когда ученые, в частности Г. Н. Волков, выделили этнопедагогику как науку, занимающуюся анализом народного педагогического опыта, практикой воспитания и обучения различных этносов, в качестве основных средств которой им выделены загадки, пословицы, песни, традиции, игры, обычаи, обряды и художественная культура [4].

Теоретическую основу изучения этнокультурных ценностей составляют работы западных исследователей (М. Вебер, З. Дюрк-гейм, Г. Зиммель), в которых культура представлена как способ регуляции жизни человека и общества. Проблеме равноправного диалога с представителями других культур посвящены исследования И. А. Ар-нольдова, М. М. Бахтина, В. С. Библера и др. Различные вопросы этнокультурной направленности образования отражены в работах И. А. Арабова, В. К. Шаповалова, Я. И. Ханбикова и др. Значительный вклад в методологию и теорию этнопедагогики внесли Г. Н. Волков, А. Э. Измайлов, В. И. Матис и др. Определенные аспекты проблемы формирования этнокультурных

ценностей рассматривают Н. А. Ильинова, Н. М. Бадмахалгаева, Ц. А. Бадмаева,

И. А. Апполонов, Н. М. Юнусова, С. Т. Ус-кенбаева, Е. К. Рева и др.

Исходя из актуальности темы мы предполагаем, что формирование этнокультурных ценностей есть сложная система, и анализ теоретических положений позволил выделить компоненты этого понятия, сформированность которых доказывает, что данный процесс можно считать успешным и результативным.

Этнокультурные ценности - это комплексное понятие, которое имеет тесную взаимосвязь с аксиологическими основами, с историей, социологией, культурологией, этнологией. Так А. А. Крылов дает следующее определение: «этнокультурные ценности - это установки (идеи, понятия, смыслы), которые не зависят от конкретного человека, а определяются культурой и разделяются всеми людьми, принадлежащими к данному полю» [7]. Н. М. Бадгалахгаева рассматривает этнокультурные ценности как «совокупность ценностей материальной и духовной жизни этноса: природы, народного быта, праздничной культуры, истории, традиций образования и воспитания, народного искусства, народных идеалов» [3].

Этнокультурные ценности включают в себя два основных аспекта - материальный и духовный. Материальный включает язык, обычаи и традиции, историю, литературу, народные промыслы, танцевальную и музыкальную культуру, исторические памятники, устное народное творчество и т.д. Духовный строится на таких понятиях, как историческая память, историческое наследие, нравственные идеалы, примеры для подражания, уважения к предкам, труду, любовь к природе, Родине и др. [12, с. 13]. Этнокультурные ценности обладают потенциалом преодоления культурных проблем, порожденных процессом глобализации, этно-культура зиждется на ценностях, которые охватывают религиозное мировоззрение, этикет, культ, этику, обычаи и традиции, народное художественное искусство, архитектуру, быт, формы межличностного общения. Этнокультура фиксируется в этнических константах, представляющих собой «парадигмальные формы этнического сознания», включающие религию, мировоззренческие установки, язык, практику, исторические закономерности, общность предков и Родины [2]. Одним из составных компонентов этнокультурных ценностей является язык как неотъемлемая часть культуры народа, так, этническая самоидентификация выражена более высоко, когда человек хорошо владеет родным язы-

ком. Язык является внутренним связующим звеном человека с его этнической культурой, способствует усилению его стремления к интеграции с родным этносом [1, с. 69].

Необходимо подчеркнуть, что этнокультурное образование нацелено на «стратегически важные процессы этнической идентификации и межкультурной интеграции», поэтому и мы в своем исследовании обращаем на них особое внимание [5, с. 261]. Ввиду неоднородности понятия стоит подчеркнуть, что под этнокультурными ценностями мы понимаем совокупность ценностей мировой национальной и народной культуры, основанной на трех взаимосвязанных ценностных уровнях и объективирующихся в памятниках культуры, историческом наследии, языке, мировоззрении, ориентированном на этническую идентификацию и национальную интеграцию. Этнокультурные ценности рассматриваются на взаимосвязанных уровнях, основанных на вечных высших гуманистических ценностях; следующий уровень содержит семейные и природные ценности, которые объединяют ценности каждого отдельного народа; последний уровень сочетает в себе исторические и этнические ценности, включающие в себя ценности конкретного этноса с общей исторической картиной.

Актуальным подходом к образованию и социализации является этнокультурный подход, базирующийся на принципах этно-культурности, природосообразности, куль-туротворчества, диалога культур и толерантности, способствующий творческому развитию, привитию любви к природе и сохранению этнических ценностей [6]. Руководствуясь принципами системного подхода, рассмотрим ключевое понятие «этнокультурные ценности», выделяя в нем следующие компоненты: когнитивно-деятель-ностный, эмоционально-нравственный и ценностно-смысловой.

Когнитивно-деятельностный компонент представляет собой объем знаний, необходимый для высокого уровня сформи-рованности этнокультурных ценностей: совокупность теоретических знаний о народах, населяющих страну, малую родину, общих знаний фольклора, основ народных ремесел. В данном случае необходимо подробно остановиться на том, что включает в себя минимальный багаж знаний, необходимых для осуществления педагогической деятельности по формированию этнокультурных ценностей:

• знать специфику исторической эволюции этнических сообществ;

• знать общие сведения касательно разнообразия теорий происхождения этносов;

• легко дифференцировать понятия

«этнос», «нация», «национальность»;

• иметь представление об этнопсихологии и стереотипах поведения определенных этносов;

• знать историю и культуру малой родины и уметь ее представить в контексте национальной государственной политики [13, с. 78].

Представляя необходимый минимум знаний, которыми должен обладать педагог, осуществляющий этнопедагогическую деятельность, необходимо грамотно владеть материалом, уметь его правильно подать, транслировать положительные установки. Для успешной реализации поставленной цели необходимо обладать эмпатией, творчески подходить к педагогическому процессу:

- использовать средства гармонизации межэтнических отношений;

- использовать знания, умения, навыки для разрешения межэтнических конфликтов.

Таким образом, педагог транслирует свои знания, ребенок перенимает опыт, осуществляется формирование таких качеств личности, как интерес к знаниям, обучение в практической деятельности - в процессе игры или творчества. Формирование когнитивно-деятельностного компонента осуществляется за счет стимулирования этнокультурной осведомленности и указывает на актуальность в современном мире обращения к вопросу становления этнокультурной личности, развития навыков межкультурной коммуникации. Под термином «этнокультурная осведомленность» понимается «интегративное личностное образование», характеризующееся определенным набором знаний этнокультурного характера, выступающих как фактор «эффективного межкультурного взаимодействия», что реализуется в формировании позитивного, уважительного отношения к этносам и культурам [14].

Следующий компонент - эмоционально-нравственный. Данный компонент подразумевает нравственное воспитание посредством эмоционально-эстетического воздействия. Облагораживание личности через эстетическое воспитание представляет собой предмет научных интересов И. В. Резанович, которая в своем исследовании подробно останавливается на проблеме развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования. Обобщая позицию П. К. Анохина, Ф. Е. Ви-люнаса, К. Е. Изарда, автор понимает под эмоциональной саморегуляцией «систему, обеспечивающую активные формы жизнедеятельности организма и гибкую адаптацию к окружающей среде» [11, с. 18]. Также подчеркивается значимость социальных и

личностных нравственных установок, преломляющихся через эмоциональную среду. Немаловажным является тот факт, что механизмы психической регуляции характеризуются личностной оценкой, которая основывается на сознательности регулирования.

Проблема влияния эмоций на нравственное развитие личности рассмотрена в работах Л. И. Божович, Т. В. Драгуновой, Н. Д. Левитовой, Л. И. Анцыферовой. Эмоциональность предстает перед нами с двух позиций: как черта характера и психологическое свойство, является одной из составляющих темперамента. Нравственность представляет собой «проявление в практической деятельности и общении человека его духовной направленности, отношения к людям и окружающей действительности, основанных на внутренне принятых, отре-флексированных ценностях, выработанных человечеством» [9].

Таким образом, при эстетическом воздействии на эмоциональную сферу подростка осуществляется нравственное воспитание. Нравственно-эстетический компонент включает в себя способность получать эстетическое удовольствие от творчества (результаты творчества и сам процесс), в котором отражены особенности этнической культуры, креативность, осуществление рефлексии творческой деятельности, косвенное формирование таких качеств личности, как вежливость, тактичность, терпимость, верность, бережное отношение к природе.

Ценностно-смысловой компонент является неотъемлемой частью этнокультурных ценностей личности, включающий в себя ценностные ориентации (человек, любовь, добро, природа как источник жизни, олицетворение матери, Родины и общего дома, семья, Отчизна, патриотизм, традиции родного народа), а также мировоззренческие установки, которые формируются под их воздействием.

Когда в нашем исследовании используется термин «этнокультурные ценности», под ним подразумевается совокупность духовных ценностей, объективированных в определенных материальных объектах, нормах общественного поведения и в самоотождествлении субъекта с определенной этнокультурой.

По общественным потребностям это понятие относится к культурным ценностям, так как оно охватывает национальные обычаи и традиции, образцы поведения, фольклор, народные промыслы, мировоззрение и язык. По субъектам удовлетворения относится к общественным ценностям. По содержанию этнокультурные ценности находятся в неразрывной связи с гуманистическими, общечеловеческими, природными, семейными,

историческими и этническими ценностями.

С компонентным составом этнокультурных ценностей соотносятся выделенные нами критерии их сформированности. Нами были проведены констатирующий и I этап формирующего эксперимента на базе парка исторической реконструкции «Гардарика», в котором приняло участие 283 человека и который показал определенные изменения в сформированности выделенных компонентов. Итак, когнитив-но-деятельностный компонент раскрывается в следующих критериях:

- знание этнокультурных норм поведения в общении (констатирующий - 34%, формирующий - 62%);

- знание обычаев, традиций, норм и правил поведения (констатирующий - 52%, формирующий - 66%);

- стремление к активной деятельности и потребность в самореализации (констатирующий - 29%, формирующий - 47%);

- готовность к позитивному взаимодействию с представителями других этносов (констатирующий - 22%, формирующий -38%).

Критерии эмоционально-нравственного компонента:

- способность к сопереживанию, восприимчивость к чувствам других людей (констатирующий - 34%, формирующий - 52%);

- склонность к открытому проявлению эмоций (констатирующий - 26%, формирующий - 43%);

- стремление к нравственному поведению, основанное на осознанности (констатирующий - 23%, формирующий - 56%).

Ценностно-смысловой компонент реализуется через:

- осознание собственной национальной принадлежности (констатирующий - 64%, формирующий - 72%);

- овладение понятиями «народная культура» и «национальное достоинство» (констатирующий - 42%, формирующий -69%);

- умение анализировать ситуации, проблемы во взаимоотношениях, в том числе с представителями других этносов (констатирующий - 46%, формирующий - 62%) [8].

Таким образом, обращение к проблеме формирования этнокультурных ценностей определено приоритетами современной национальной политики России: важностью этнической идентификации и межкультурной интеграции, которые в практическом педагогическом процессе труднодостижимы в случае акцентирования внимания исключительно на патриотическом или этническом воспитании.

В своем исследовании мы исходим из сущности ключевого понятия, состоящего

из трех взаимосвязанных, вытекающих друг из друга уровней: высших и гуманистических ценностей, природных и семейных ценностей, исторических и этнических ценностей, которые объективируются в когнитивно-деятельностном, эмоционально-нравственном и ценностно-смысловом компонентах. Компоненты, в свою очередь, основаны на овладении теорети-

ческим материалом, определенными правилами поведения и стремлении проявить инициативу. Рассмотрев предварительные практические результаты согласно критериям сформированности каждого компонента, мы можем сделать вывод о том, что развитие компонентов этнокультурных ценностей осуществляется в определенных педагогических условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова М. А., Гончарова Г. С., Костюк В. Г. Язык как социокультурный феномен // Вестник НГУ. Серия : Философия. - 2012. - Т. 10. - № 4. - С. 64-71.

2. Бадмаева Ц. А. Этнокультурные ценности калмыков : дис. ... канд. филос. наук. - Ставрополь, 2007. - 159 с.

3. Бадмахалгаева Н. М. Формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2005. - 22 с.

4. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М. : Академия, 2000. - 176 с.

5. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности. - Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. - 504 с.

6. Карпушина Л. П. Этнокультурный подход как фактор социализации подрастающего поколения / / Актуальные проблемы современных педагогических исследований : Сб. науч. статей Всерос. науч.-практ. конференций. - СПб., 2016.

7. Личность и этнокультурные ценности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl45.shtm (дата обращения: 24.01.2017).

8. Морданова С. М. Формирование нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопе-дагогики : дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2015. - 207 с.

9. Попова Н. В., Резанович И. В. Движущие силы развития эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера / / Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 9. - С. 104-109.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1isKAErTx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 22.01.2018).

11. Резанович И. В. Развитие эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования : дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1998. - 160 с.

12. Салпагарова М. Б. Социализация старшеклассников средствами этнокультурных ценностей в условиях учреждений системы дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2014. - 22 с.

13. Слесарь М. В. Развитие полиэтнической культуры школьников в социально-культурной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2014. - 191 с.

14. Соколова П. Ю. Формирование этнокультурной осведомленности учащихся начальных классов в общеобразовательной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саранск, 2014. - 24 с.

15. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/70284810/#friends (дата обращения: 24.01.2018).

REFERENCES

1. Abramova M. A., Goncharova G. S., Kostyuk V. G. Yazyk kak sotsiokul'turnyy fenomen // Vestnik NGU. Seriya : Filosofiya. - 2012. - T. 10. - № 4. - S. 64-71.

2. Badmaeva Ts. A. Etnokul'turnye tsennosti kalmykov : dis. ... kand. filos. nauk. - Stavropol', 2007. - 159 s.

3. Badmakhalgaeva N. M. Formirovanie etnokul'turnykh tsennostey u starsheklassnikov v protsesse obucheniya russkomu yazyku : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Cheboksary, 2005. - 22 s.

4. Volkov G. N. Etnopedagogika. - M. : Akademiya, 2000. - 176 s.

5. Grigor'eva E. I. Sovremennye tekhnologii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti. - Tambov : Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina, 2002. - 504 s.

6. Karpushina L. P. Etnokul'turnyy podkhod kak faktor sotsializatsii podrastayushchego pokoleniya // Ak-tual'nye problemy sovremennykh pedagogicheskikh issledovaniy : Sb. nauch. statey Vseros. nauch.-prakt. konfer-entsiy. - SPb., 2016.

7. Lichnost' i etnokul'turnye tsennosti [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://bookap.info/ genpsy/krylov_psihologiya/gl45.shtm (data obrashcheniya: 24.01.2017).

8. Mordanova S. M. Formirovanie nravstvennykh kachestv u studentov kolledzha sredstvami etnopedagog-iki : dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2015. - 207 s.

9. Popova N. V., Rezanovich I. V. Dvizhushchie sily razvitiya emotsional'no-nravstvennogo potentsiala bu-dushchego menedzhera // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. - 2009. - № 9. - S. 104-109.

10. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493 [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (data obrashcheniya: 22.01.2018).

11. Rezanovich I. V. Razvitie emotsional'no-nravstvennoy samoregulyatsii lichnosti podrostka v protsesse es-teticheskogo obrazovaniya : dis. ... kand. ped. nauk. - Chelya-binsk, 1998. - 160 s.

12. Salpagarova M. B. Sotsializatsiya starsheklassnikov sredstvami etnokul'turnykh tsennostey v usloviyakh

uchrezhdeniy sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Vladikavkaz, 2014. - 22 s.

13. Slesar' M. V. Razvitie polietnicheskoy kul'tury shkol'nikov v sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti : dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2014. - 191 s.

14. Sokolova P. Yu. Formirovanie etnokul'turnoy osvedomlennosti uchashchikhsya nachal'nykh klassov v obshcheobrazovatel'noy shkole : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Saransk, 2014. - 24 s.

15. Strategiya gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [El-ektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70284810/#friends (data obrashcheniya: 24.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.