8. Oda na vseradostnoe pribytie Ego Imperatorskogo Vysochestva Gosudarya Cesarevicha i Velikogo Knyazya Konstantina Pavlovicha v chernomorskie uchilischa oktyabrya 1800 goda. Nikolaev: Tip. Chernomorskogo shturmanskogo uchilischa, 1800.
9. Zimina A. Pervaya v Rossii shkola voennyh letchikov. Krymskij zhurnal. Available at: http://journalcrimea.ru/pervaya-v-rossii-shkola-voennyh-lyotchikov
10. Maslov K. Rota Ego Vysochestva Naslednika cesarevicha morskogo kadetskogo korpusa. Morskoj arhiv. Available at: https://secrethistory.su/126-rota-ego-vysochestva-naslednika-cesarevicha-morskogo-kadetskogo-korpusa.html19-11-2013
11. Zhurnalyunkeram 1877 g. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv voenno-morskogo flota. Sankt-Peterburg, f. 100, op. 1, d. 43: 57.
12. Obschaya programma i instrukciya dlya prepodavaniya uchebnyh predmetov v yunkerskih uchilischah. Sankt-Peterburg: Izd. komissionerov voenno-uchebnyh zavedenij N. Fenu i Ko, 1882.
13. Programma po predmetam Morskogo uchilischa. Sankt-Peterburg: Tipografiya A. Yakobsona, 1874.
Статья поступила в редакцию 16.05.19
УДК 37(=811.221.18)
Godzhieva R.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Godzhieva Zh.B., teacher of History, Municipal Educational Institution Secondary School № 41, (Vladkavkaz), E-mail: [email protected]
THE MODEL OF PERSONALITY CULTURAL WEALTH FORMING IN CONDITIONS OF ETHNO-REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM. The focus of the research is the development of modern educational systems in conditions of ethnocultural environment. In the search for modern educational models of moral culture education of the personality the author addresses the national historical and cultural roots, spiritual and moral values, which are contained in ethnopeda-gogy and ethnoculture the author appeals to turn to historical and cultural back grounds, cultural wealth and moral values, contained in ethnopedagogy and ethnoculture and ethnoculture. The author sees the solution of these tasks in the use of an integrated model including the goal, contents, technology, criteria for the formation of moral culture. The results of the research show the effectiveness of ethnopedagogical culture in the educational process: the introduction of ethno-culturally oriented information not only contributes to the expansion of the ethnocultural knowledge of students, increasing interest in national history, but also allows them developing an ideological and moral attitude to the world around them. The author proves that the moral culture of students should be shaped in the context of a holistic educational process, the organization of which corresponds to universal human and social norms and includes the direction of students' life activity.
Key words: moral culture, cultural wealth, ethnopedagogy, ethno cultural environment, ethno culture, moral values.
Р.Б. Годжиева, канд. психол. наук, доц., Российский государственный социальный университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
Ж.Б. Годжиева, преподаватель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 41, (г. Владикавказ), E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭТНОРЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Цель настоящего исследования представляет собой разработку современных систем воспитания в условиях этнокультурной среды. В поиске современных моделей воспитания нравственной культуры личности автор обращается к национальным историко-культурным корням, духовно-нравственным ценностям, содержащимся в этнопедагогике, этнокультуре. Решением поставленных задач автор видел реализацию комплексной модели, включающей цель, содержание, технологию, критерии сформированности нравственной культуры. Результаты исследования показывают эффективность применения этнопедагогической культуры в учебно-воспитательном процессе: введение этнокультурно направленной информации не только способствует расширению у учащихся этнокультурного кругозора, повышения интереса к национальной истории, но и позволяет выработать мировоззренчески-нравственное отношение к окружающему миру, самому себе. Автор доказывает, что нравственную культуру учащихся необходимо формировать в контексте целостного учебно-воспитательного процесса, организация которого соответствует общечеловеческим и социальным нормам и включает направления жизнедеятельности учащихся.
Ключевые слова: нравственная культура, духовные ценности, этнопедагогика, этнокультурная среда, этнокультура, нравственные ценности.
Формирование мировоззренчески-нравственной личности, ориентированной на духовные ценности национальной культуры, разработка современных образовательных систем является одной из основных в ряду государственных задач. Идеи обеспечения исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, приоритета национальной культуры в развитии и формировании личности нашли отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1], «Национальной доктрине образования Российской Федерации» [2].
Согласно культуросообразной, личностно-ориентированной парадигме образования, воспитательные цели должны заключаться в создании условий, необходимых для осмысления и принятия личностью как материальных, так и духовных ценностей национальной культуры и предполагает осуществление воспитательного процесса как педагогической поддержки (Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, С.В. Кульневич) [3, с. 18] или педагогического сопровождения (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына) [4, с. 47]. Концептуальные идеи о воспитании «человека культуры» [5, с. 46], воспитательном процессе в контексте мировой культуры способствовали пониманию значения культурно-ориентированного подхода в педагогическом процессе [6, с. 27].
Научно-теоретический обзор проблемы инициировал поиск новой схемы взаимодействия подрастающего поколения с его этнокультурной средой, целью которой явилось изучение педагогических возможностей этнокультуры, этнопе-дагогики в формировании нравственной культуры личности. В процессе поиска современной модели формирования нравственной культуры учащихся на основе этнокультурных ценностей нами были определены следующие педагогические условия [7, с. 125]:
- наличие педагогического пространства, способствующего оптимальной организации всех связующих компонентов процесса реализации модели с учётом целей, определённых условий и особенностей его осуществления;
- организационно-управленческое сопровождение модели формирования нравственной культуры личности посредством этнокультуры осетин, позво-
ляющее оптимизировать её функционирование в региональной образовательной среде;
- комплексный подход к проектированию системы формирования нравственной культуры молодого поколения, обеспечивающий преемственность и непрерывность в обучении и воспитании.
Решением поставленных задач мы видели реализацию комплексной модели (рис. 1) включающей цель, содержание, технологию (формы, методы), критерии сформированности нравственной культуры, обеспечивающие целенаправленность и эффективность её внедрения в региональный учебно-воспитательный процесс, результат как уровень сформированности нравственной культуры личности [8, с. 42], [9, с. 39]:
В формировании нравственной культуры учащихся исключительно велика роль образовательной среды. Осуществить задачу формирования нравственной культуры детей возможно при условии планомерного воздействия на них в процессе разнообразной, наполненной гуманным содержанием учебной, трудовой, социально направленной деятельности.
Основу методологии построения концептуальной модели этнорегиональ-ного образовательного пространства составили научные идеи А.Я. Данилюка, Р.М. Чумичевой, Н.С. Борытко, И.С. Якиманской и др. В процессе проектирования модели регионального образовательного пространства мы опирались на ведущие положения концепции национального образования и концепции развития регионального учебно-воспитательного процесса [7; 10].
Образовательная среда или модель регионального образовательного пространства РСО-Алания, имеющая комплексный характер структурирована в соответствии со стратегией и методологией с этнокультурной парадигмой региона и является гармоничным компонентом воспитательной системы конкретного учебного заведения и его, обеспечивающим устойчивую мотивацию на здоровье у обучающихся и развитие их нравственной культуры [10, с. 57].
В основе принципов отбора содержания учебного материала лежат научные идеи Н.А. Бердяева, Л.Н. Гумилева, В.С. Соловьева, У. Эко и др. о недопустимости исторического беспамятства, о пробуждении национального чув-
ства, об осмыслении национальных культурных традиций. Этнорегиональный компонент основан на внедрении этнокультурных традиций, этнокультурно содержательных образовательных программ. Введение его в контексте обще-
образовательной программы позволяет учащимся осмыслить то, что веками наработано этносом, что генетически дано каждому ребёнку при рождении [10, с. 125].
Цель: формирование нравственной культуры личности
1 г
Сущность и содержание контексте национальной националь нравственной культуры в этнопедагогики: потенциал ной культуры
Компоненты сформированности нравственной культуры
1 г 1 г 1
когнитивный эмоционально-оценочный поведенческий
Рис. 1.Модель формирования нравственной культурыстаршеклассников
Мы руководствовались следующими основными принципами отбора содержания образования: принцип отражения этнического своеобразия и национального характера, принцип их соответствия абсолютным общечеловеческим нравственным ценностям. Принцип отражения этнической специфики методически реализуется коррективами этнорегионального компонента учебных программ, во введении специального учебного интегрированного цикла. Принцип соответствия абсолютным общечеловеческим нравственным ценностям предполагает отражение в учебном материале общечеловеческих ценностей, так как «...нравственность одна для всего человечества, она не может различаться по классам, сословиям и нациям. То, что нравственно для одного народа, нравственно и для другого» [11, с. 3].
В целях решения поставленных задач в ходе опытно-экспериментальной работы важно было отразить полиэлементность этнической культуры. Целью опытно-экспериментальной работы является возрождение этнического самосознания молодежи, привитие интереса к национальной истории, культуре, приобщение к национальным, духовным ценностям, формирование представлений о национальной культуре, в контексте мировой культуры.
Работа с учащимися в ходе эксперимента ориентирована, главным образом на духовно-познавательную деятельность учащихся, и, связанные с осмыслением, декодированием символов, образов традиционной культуры, постижением их философско-этического осмысления [12, с. 189]. Духовно-познавательная деятельность направлена на выполнение заданий исторического, культурологического цикла. Важным здесь представляется процесс осмысления духовно-нравственной наполненности элементов традиционной культуры, её образов, преобразование их в личностные понятия, концепции.
Формирование национального самосознания на материале культурно-традиционных, нравственно-этических ценностей, духовного наследия народа -основные цель и задача, стоящие перед преподавателем предмета «Основы духовно-нравственного воспитания осетин». Формирование нравственной культуры учащихся путем приобщения их к традиционной культуре своего народа, познания его традиций, обычаев, ритуалов, необходимо осуществлять методом включения их в активную трудовую деятельность в сочетании с дополнительным включением этнокультурных элементов. Нравственная культура проявляет себя не только с действенно-практической позиции, но и с позиции умения самостоятельно вырабатывать аргументированные взгляды, ценностные убеждения и принципы. Исходя из вышесказанного, оценка эффективности формирования нравственной культуры определяется степенью сформированности у учащихся этических знаний, степени эмоциональной отзывчивости, этической деятельности.
Этические знания - как показатель уровня информированности учащегося о духовно-нравственной сфере, широта представлений нравственных идеалах, явлениях являются качественными показателями данного критерия, степень сформированности основного понятийного аппарата в этой области.
Степень эмоциональной отзывчивости - показателями развития которой являются потребность к сопереживанию, устойчивость интереса у учащихся к событиям общественной жизни, эмоционально-волевая устойчивость, адекватность оценок, готовность к сопереживанию.
Этическая деятельность - трансформация смыслового содержания духовно-нравственных убеждений в собственное мировоззрение в отношении культуры общества; характеризуется мировоззренческой позицией субъекта в отношении общечеловеческих социокультурных норм, духовно-патриотических идеалов, а также готовностью действовать адекватно этим идеалам и нормам.
Спроектированная модель формирования нравственной культуры учащихся на основе этнокультурных традиций нацелена на формирование трех компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого. Приведенные критерии (когнитивный, эмоционально-ценностный, саморефлексия) и показатели их оценки выявляют содержательное наполнение, качественные характеристики и индивидуальный уровень сформированности нравственной культуры учащихся.
Когнитивный критерий включает сведения этнологического характера (национальную историю, философию культуры), обеспечивающие самоидентификацию личности как носителя культуры. Эмоционально-ценностный этап характеризуется, прежде всего, концентрацией на объекте, эмоциональным сопе-
Библиографический список
реживанием смыслов, несущих в себе особую семиотику, символический образ. Важным здесь является не просто сообщение информационного характера педагогом, но и его эмоционально наполненная интерпретация смысла.
Формировавшиеся на предыдущих этапах этические установки обуславливают устойчивый характер развития конативной сферы, иными словами, обеспечивают трансляцию духовно-нравственных убеждений в практической деятельности на организационно-деятельностном этапе. С одной стороны, этические установки обуславливают вектор и алгоритм реализации этических знаний. В то же время, они выступают в качестве специфического стереотипа восприятия окружающей действительности.
В результате проведённого нами эксперимента было установлено: этнокультурные воспитательные средства, основанные на национальных традициях и общечеловеческих ценностях, повлияли, как на качество образования учащихся, так и на уровень их интеллектуального развития. На начальном этапе эксперимента высоким уровнем развития интеллектуальных способностей характеризовались 26,8%, средним - у 59, 9%, низким - 13,5%. Анализ результатов реализации модели в контексте опытно-экспериментальной деятельности показывают устойчивый рост интеллектуального уровня у большинства учащихся: так, высокий уровень показывают 32,4%, средний - 67,6%, низкий - 0%.
Таким образом, представленная модель развития нравственной культуры у учащихся средствами этнопедагогики и целенаправленно организованная педагогическая среда, повышающая вероятность формирования устойчивой нравственной культуры у подрастающего поколения, рассчитывают на состоятельность выдвинутой нами гипотезы.
Показателями нравственного воспитания личности посредством этнопеда-гогики и этнокультуры осетин выступают:
- формирование устойчивого этнокультурного мировоззрения, включающего систему базовых фундаментальных ценностей; привычек и навыков ведения здорового образа жизни, активных занятий спортом и физкультурой;
- рост мотивации к учебно-познавательной деятельности, положительная динамика в интеллектуальной сфере учащихся;
- формирование потребности в нравственных поступках, деятельности;
- развитие высокой толерантной культуры, включающей терпимость к плюрализму подходов, идей; терпимость к инакомыслию, другим культурам;
- осмысление и принятие нравственных идеалов этнопедагогики и духовных ценностей этнокультуры;
- деятельностно-ценностная позиция в отношении окружающей среды и культурно-исторического наследия.
Обзор итогов завершающего этапа формирующего эксперимента, отразил тенденцию к устойчивому развитию нравственной культуры учащихся. Результаты исследования транслировали положительную динамику позиции учащихся к духовным и материальным этнокультуры. Оценка эффективности формирующего эксперимента осуществлялась путем сравнения полученных результатов в контрольной и экспериментальной группах. В ходе реализации программы в экспериментальной группе процент учащихся, характеризующихся высоким, а также средним уровнем развития нравственной культуры повысился от 11% до 41%, и от 41% до 52% соответственно, процент учащихся, имеющих низкий уровень развития нравственной культуры существенно понизился - с 48% до 7%.
Результаты исследования доказали эффективность применения этно-педагогической культуры в учебно-воспитательном процессе: введение этно-культурно направленной информации не только способствует расширению у учащихся старших классов этнокультурного кругозора, повышения интереса к национальной истории, но и позволяет выработать мировоззренчески-нравственное отношение к окружающему миру, самому себе. При этом нравственную культуру учащихся необходимо формировать в контексте целостного учебно-воспитательного процесса, организация которого соответствует общечеловеческим и социальным нормам и включает направления жизнедеятельности учащихся. В связи с вышесказанным, в процессе разработки и отбора национального компонента содержания образования в условиях региона необходимо учитывать такие факторы, как этническое самосознание, менталитет, традиции народа. При этом сохранить специфику национальных традиций в образовании, возможно и нужно, обращаясь, в первую очередь, к классическому, духовному наследию человечества.
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Проект]. А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишков. Вестник образования. 2009; 17: 24.
2. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года. Постановление Правительства РФ № 751 от 4 октября 2000. Москва, 2000.
3. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие для студентов сред., и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК, учителей. Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. Москва: Учитель, 1999.
4. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. 2-е изд., стер. Москва: Изд-во «Академия», 2008.
5. Кармин А.С. Культурология: Культура социальных отношений. Санкт-Петербург: Лань, 2000.
6. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. Санкт-Петербург, 2003.
7. Белогуров А.Ю. Развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX- XXI веков: история, методология, перспективы. Saarbrücken, Lap Lambert, 2012.
8. Language Policy in the Russian Empire: Legal and constitutional aspect. Voevoda E.V., Belogurov A.Y., Romanenko N.M., Silantyeva M.V., Kostikova L.P. Journal of Constitutional History. 2017; Vol. 33; № 1: 121 - 129.