Научная статья на тему 'Толерантность компонент духовно-нравственной культуры личности'

Толерантность компонент духовно-нравственной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1598
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕНТАЛИТЕТ ТОЛЕРАНТНОСТИ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / TOLERANCE / MENTALITY OF TOLERANCE / INTERCULTURAL TOLERANCE / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / SPIRITUAL VALUES / ETHNOPEDAGOGY / MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Годжиева Регина Батразовна

В статье идет речь о традиции воспитания толерантности как важного компонента духовно-нравственной культуры личности в народной педагогике осетин. В поиске методов воспитания толерантной личности автор обращается к историко-культурным корням своего народа, к традициям и обычаям, духовно-нравственным ценностям, заложенным в национальной педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the tradition of tolerance development as an important part of spiritual and moral culture in the Ossetian ethnopedagogy. In the search of methods of upbringing of a tolerant person the author approaches to the historical and cultural backgrounds of the Ossetians, their traditions, customs, spiritual and moral values that are included in the national pedagogy.

Текст научной работы на тему «Толерантность компонент духовно-нравственной культуры личности»

Толерантность — компонент духовно-нравственной культуры личности

Р. Б. ГОДЖИЕВА (Северо-Осетинский государственный университет)*

В статье идет речь о традиции воспитания толерантности как важного компонента духовнонравственной культуры личности в народной педагогике осетин. В поиске методов воспитания толерантной личности автор обращается к историко-культурным корням своего народа, к традициям и обычаям, духовно-нравственным ценностям, заложенным в национальной педагогике.

Ключевые слова: толерантность, менталитет толерантности, межкультурная толерантность, духовно-нравственная культура, духовные ценности, этнопедагогика, нравственные ценности.

Tolerance — a Component of Spiritual and Moral Culture of Person

R. B. Godzhieva

(North-Ossetian State University)

The article discusses the tradition of tolerance development as an important part of spiritual and moral culture in the Ossetian ethnopedagogy. in the search of methods of upbringing of a tolerant person the author approaches to the historical and cultural backgrounds of the Ossetians, their traditions, customs, spiritual and moral values that are included in the national pedagogy.

Keywords: tolerance, mentality of tolerance, intercultural tolerance, spiritual and moral culture, spiritual values, ethnopedagogy, moral values.

Воспитание толерантности как уважение и принятие такого феномена, как отличия людей в убеждениях, привычках, религиозных, политических, этических, культурных предпочтениях, ставятся в ряд важнейших стратегических задач образования в XXI в. Активно развивающийся технократический характер современной цивилизации, ориентированный главным образом на материальные факторы существования, и одновременно умаление духовного начала в человеке, возросшая напряженность в человеческих взаимоотношениях, рост межкультурной, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, приобретающие все более глобальный характер, во многом обусловили выбор данной стратегии.

В таких условиях значительно возрастает роль национальной педагогики — важного элемента этнокультуры — в воспитании толерантности как одного из стержневых ком-

понентов духовно-нравственной культуры личности. В основу такого воспитания следует положить духовные ценности, содержащиеся в национальной педагогике, отражающей менталитет и специфику образа жизни того или иного народа, складывавшиеся веками традиции, верования, национально-этнические особенности, жизненные приоритеты и ценности. К таким ценностям можно отнести патриотизм, любовь и уважение к матери, трудолюбие, честность, служение людям и добру и т. п. При всех различиях человеческих сообществ, их ментальности, их религиозных или политических предпочтений подобные ценности являются в определенной степени общими для всех. В этой связи возникает необходимость использования нравственно-воспитательного потенциала национальной педагогической культуры при формировании основных принципов толерантного поведения в сознании детей.

* Годжиева Регина Батразовна — аспирант кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. Тел.: (867-2) 53-83-99. Эл. адрес: godzhief@inbox.ru

Выдающийся вклад в теорию воспитания толерантности и этнического образования внесли К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, В. И. Водовозов, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и др. Особое значение в русле обозначенной проблемы имеют идеи К. Д. Ушинского о роли народного духа, народного творчества и педагогики для гармоничного развития личности, а также о роли национальной культуры, фольклора в просвещении народа.

Идеи о позитивном влиянии этнокуль-туры на новые поколения отразили в своих научных изысканиях Н. А. Бердяев,

В. И. Вернадский, Л. Н. Гумилев, И. И. Ильин, И. В. Киреевский, В. О. Ключевский, И. С. Кон, Д. С. Лихачев, В. В. Розанов, Г. И. Успенский и др.

Важным элементом национальной культуры является этнопедагогика как наука о народном воспитании детей, раскрывающая совокупность способов, средств и приемов, с помощью которых осуществляется приобщение подрастающего поколения к родному языку, традициям, обычаям, обрядам, ценностям народа. Научное изучение опыта народного воспитания, роль народных традиций в развитии педагогики толерантности представлено в работах В. X. Арутюняна, В. Ф. Афанасьева, Г. Н. Волкова, Я. И. Ханбикова и др.

Рассматривая традиционную систему воспитания детей у осетин, мы определили, что духовно-нравственное воспитание, одной из составных частей которого являлось воспитание межэтнической и межкультурной толерантности, осуществлялось с помощью целой системы средств, методов и приемов народного воспитания. К основным средствам нравственного воспитания относились: устное народное творчество, национальный эпос, национальная религия, основой которого являлось монотеистическое учение о Боге, а также игра, труд, учеба. Основными методами нравственного воспитания в осетинской народной педагогике являлись: пример, убеждение, приучение и упражнение, поощрение, а также наказание, испытание.

При формировании нравственных качеств молодого поколения осетины уделяли внимание воспитанию детей в духе гуманных отношений и взаимного уважения между людьми, вежливости и тактичности, уважительного отношения к старшим, к родителям, к женщине, воспитанию скромности, товарищества и коллективизма, честности и правдивости, терпения, настойчивости, упорства, смелости и мужества как важнейших сторон нравственности.

В духовно-нравственном воспитании молодежи у осетин значительное внимание уделялось воспитанию толерантности по отношению к представителям иных народностей, этносов, культур. Это было крайне необходимо, потому что осетины издавна жили рядом с русскими, кабардинцами, чеченцами, ингушами, кумыками, сванами, с которыми поддерживали экономические, политические, культурные и родственные отношения, поэтому толерантность прежде всего являлась основой мира между соседствующими народами. Они перенимали друг у друга различные элементы материальной и духовной культуры, обычаев, традиций.

Традиции и обычаи имеют особое значение в воспитании у молодого поколения толерантности как одной из составляющих духовно-нравственной культуры личности. Необходимо отметить, что традиции и обычаи осетин имеют истоки своего происхождения в национальной религии. Религия в особенности имеет уникальные возможности в формировании ненасильственного отношения к миру. При этом обычаи, традиции и ритуалы выступают как важные средства передачи этнических ценностей, включая традиции национальной духовности, и составляют социальный регулятор нравственного поведения. Можно утверждать, что традиции, обычаи и их составляющие в контексте современных социальных отношений выступают как факторы, влияющие на эффективность всей системы воспитания толерантности учащихся.

Как утверждает в своем исследовании традиций и обычаев осетин Х. К. Цаллаев

(Цаллаев, 1993: 34) вся жизнь традиционного осетина была основана на прочном фундаменте нравственных вековых законов и традиций, называемых «ирон жгъдауттж» (осет.) Высокая нравственность осетина предполагала знание горского этикета, который включал в себя законы: гостеприимства, почитания старших, уважительное отношение к женщине, младшему.

В обычае гостеприимства наиболее отчетливо представлен принцип толерантного поведения осетин по отношению к представителям иных этносов и культур. Так, известный осетинский этнолог Б. А. Калоев пишет в своей книге об осетинах: «Горцы жили в неимоверно трудных экономических условиях в бесплодных горных ущельях Главного Кавказского хребта, с трудом сводили концы с концами. И даже при этих условиях неукоснительно соблюдали обычай гостеприимства, унаследованный ими от далеких предков, рассматривая его как закон, нарушение коего кем бы то ни было строго осуждалось общественным мнением. Обычай гостеприимства характеризуется высокой гуманностью и человечностью, содержит в себе элементы общечеловеческих, нравственных установлений, что обуславливает его долговечность» (Калоев, 2004: 38).

В сборнике записей известных ученых, путешествовавших по Северному Кавказу (ХШ-Х1Х вв.), представлены ценные сведения о гостеприимстве осетин как об одном из стержневых нравственных качеств этого народа. «Осетины, — писал немецкий ученый, лингвист-ориенталист Клапрот, — имеют подобно другим народам Кавказа очень большое уважение к законам гостеприимства, которые редко нарушаются» (Клапрот, 1967: 127). Наиболее подробное описание обычаев гостеприимства встречается у известного этнолога К. Коха. «У осетин, — писал он, — в значительной степени развито чувство гостеприимства, человек, принятый семьей, рассматривается этой последней как ее член и, как таковой, попадает под ее защиту до тех пор, пока он остается достойным этой защиты» (Кох, 1843: 222). Об этом же

свидетельствует известный русский ученый

B. Миллер. «Гостеприимство, — писал он,

— составляет до сих пор выдающуюся черту осетин. Кто бы ни был — чужестранец ли, представитель своей или другой этнической группы, знакомый или незнакомый, — все равно отношение к нему было искреннее и доброжелательное, без фальши, так как гостеприимство рассматривалось как высшая добродетель» (Миллер, 1992: 123).

Кодекс аланской чести, зафиксированный в древних исторических источниках, о котором, в частности, говорит в своей монографии В. А. Кузнецов (Кузнецов, 1992: 79), гласил: «Никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств. Каждый народ — это дар божий». О том же писал в своих собраниях сочинений известный осетинский поэт-просветитель К. Л. Хетагуров (Хетагуров, 1974: 269). «Гость — божий гость», — гласит осетинская народная пословица.

Необходимо отметить, что духовно-нравственная культура, а следовательно, и толерантность человека, во многом определяется уровнем его национального самосознания. Этническое самосознание как целостное образование и совокупность его структурных элементов является предметом анализа в работах: Р. Г. Абдулатипова, А. В. Авксентьева, А. Г. Агаева, С. А. Арутюнова, С. М. Ару-тюняна, В. В. Браницкого, Ю. В. Бромлея,

C. И. Брук, Г. Д. Гачева, С. М. Данзанова, А. Р. Джендубаева, Л. М. Дробижевой, Л. Г. Заурбекова, С. З. Канаева, М. Э. Когана, В. И. Кукушкина, Ю. И. Мкртумяна, А. Г. Осипова, П. С. Шпак, В. А. Ядова и др. Развитие здорового национального самосознания достигается в первую очередь посредством приобщения к культуре, ценностям, истории своего народа. Следовательно, лишь личность, обладающая здоровым этническим самосознанием, владеющая знаниями о родной культуре, духовно-нравственных ценностях, истории, может проявлять уважение и терпимость по отношению к другим культурам, народам и нациям. При этом, как нам кажется, важно помнить

истинную роль и назначение понятия «национальное самосознание», которое верно определяет великий гуманист и просветитель XX в. Николай Рерих: «Упоминая нацию, мы должны безболезненно определить, что есть национализм. Если это какое-то понятие, связанное с человеконенавистничеством, оно будет попросту вредно и должно подлежать уничтожению, как и всякая ненависть, злоба, самость и невежество. Пусть не только личная душа, но и великий коллектив души народной выражает свое лучшее, свое самое ценное, возвышенное и прекрасное. Если это выражение будет действительно прекрасным и возвышенным, то и всякие недопустимые в своей ограниченности понятия, вроде шовинизма, не найдут себе места в этом очищенном мощном хоре истинного прогресса» (Рерих, 1933: 27).

В системе воспитания толерантного поведения народной педагогики можно выделить следующие направления:

— воспитание межкультурной и межэтнической, межконфессиональной терпимости;

— воспитание в духе уважения и понимания по отношению к представителям иных народностей и религий и культур;

— принятие и уважение личностью иных взглядов, мнений, а также форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Формирование толерантного сознания у детей предполагало в народной педагогике осетин развитие следующих социально-психологических качеств личности:

— терпимость к культуре личности, социума, этноса;

— умение не осуждать других, а стремиться понять их;

— демонстрация уважения, расположения к другому;

— способность к сопереживанию.

При этом отметим, что главной целью и современного национального образования должно стать формирование поликультур-ной личности, самоидентификация которой носит открытый, не изоляционистский ха-

рактер. В этом смысле утверждение толерантности является безусловной ценностью, неотъемлемым свойством внутренней культуры личности.

Воспитание детей на основе духовных и нравственных ценностей национальной педагогики и культуры способствует поли-культурной адаптации, формирование которой основано:

— на развитии форм и приемов продуктивного, позитивного взаимодействия личности с людьми как своей культуры, так и других культур;

— на внутренней трансформации сознания индивида, позволяющей выйти за пределы своей культуры и обогатить себя потенциалом других культур.

Таким образом, национальная педагогика как важный элемент этнокультуры является основой формирования толерантной личности, обладающей знаниями родной культуры и способной, через осознание своих культурных корней, к принятию других существующих культур.

В «Декларации принципов толерантности», принятой в 1995 г. ООН, отражен историко-культурный опыт народной педагогики по воспитанию духовно-нравственной личности в духе толерантности. «Толерантность, — указывается в Декларации, — означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Воспитание в духе толерантности должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях».

В контексте актуализации проблемы воспитания толерантности у подрастающего поколения начала XXI в., крайне важной представляется необходимость обращения к тем традициям и обычаям, которые длительное время успешно использовались как инструмент педагогического воздействия

в образовательной реальности прошлого. Поэтому важно сохранить специфику национальных традиций в образовании, обращаясь прежде всего к классическому, духовному наследию человечества, одним из высших ценностно-целевых приоритетов которого должно стать воспитание толерантности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Гершунский, Б. С. (2002) Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. № 7. С. 3-12.

Калоев, Б. А. (2004) Осетины. М. : Наука. Клапрот, Г. Ю. (1967) Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 году // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX вв.) : сб. док. Орджоникидзе : Изд-во СОНИИ. С. 105-180.

Кох, К. Г. (1843) Путешествие через Россию и Кавказ по Кавказскому перешейку. Т. 1-2. Штутгарт : Изд-во географ. лит.

Кузнецов, В. А. (1992) Очерки истории алан. Владикавказ : Ир.

Миллер, В. Ф. (1992) Осетинские этюды. Ч. 1-3. Владикавказ : Изд-во СОИГСИ.

Рерих, Н. К. (1933) Звучание народов // Осетия. Париж. № 2.

Солнцев, Н. В. (1969) Традиции как специфические общественные явления // О методологических проблемах общественных наук : сб. науч. трудов. Новосибирск : Наука.

С. 58-69.

Хетагуров, К. Л. (1974) Собр. соч. : в 3 т. М. : Изд-во худ. лит. Т. 2.

Цаллаев, Х. К. (1993) Традиции и обычаи осетин. Владикавказ : Ир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.