Научная статья на тему 'Народная педагогика как средство сохранения духовнонравственных ценностей и формирования гражданской позиции подрастающего поколения'

Народная педагогика как средство сохранения духовнонравственных ценностей и формирования гражданской позиции подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1937
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народная педагогика / духовно-нравственное воспитание / ценности / народные традиции / folk pedagogy / spiritual and moral education / values / traditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметшин А. Г.

В статье рассматривается возможность применения принципов и традиций народной педагогики в условиях общего образования. Духовно-нравственные ценности, заложенные в народной педагогике, становятся доминирующим мотивом обучения и воспитания подрастающего поколения. Исследовано содержание народной педагогики, народных традиций, особенности национальной культуры с целью выявления воспитательного потенциала в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметшин А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK PEDAGOGY AS A SAVER OF INTELLECTUAL AND MORAL VALUES AND YOUNGER GENERATION CIVIL POSITION FORMATION

The article deals with the possibility of applying the folk pedagogy principles and traditions in a general education. Intellectual and moral values inherent in a folk pedagogy are becoming the dominant motive of the younger generation education. The content of folk pedagogy, folk traditions, and national culture to identify the educational potential in the educational process in educational institutions is considered.

Текст научной работы на тему «Народная педагогика как средство сохранения духовнонравственных ценностей и формирования гражданской позиции подрастающего поколения»

УДК 37.017.92

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ

ПОЗИЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

А.Г. Мухаметшин

Аннотация. В статье рассматривается возможность применения принципов и традиций народной педагогики в условиях общего образования. Духовно-нравственные ценности, заложенные в народной педагогике, становятся доминирующим мотивом обучения и воспитания подрастающего поколения. Исследовано содержание народной педагогики, народных традиций, особенности национальной культуры с целью выявления воспитательного потенциала в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений.

Ключевые слова: народная педагогика, духовно-нравственное воспитание, ценности, народные традиции.

FOLK PEDAGOGY AS A SAVER OF INTELLECTUAL AND MORAL VALUES

AND YOUNGER GENERATION CIVIL POSITION FORMATION

A.G. Mukhametshin

Abstract. The article deals with the possibility of applying the folk pedagogy principles and traditions in a general education. Intellectual and moral values inherent in a folk pedagogy are becoming the dominant motive of the younger generation education. The content of folk pedagogy, folk traditions, and national culture to identify the educational potential in the educational process in educational institutions is considered.

Keywords: folk pedagogy, spiritual and moral education, values, traditions.

В эпоху радикальных преобразований особую актуальность приобретают проблемы научного анализа и критического переосмысления исторического опыта, накопленного за столетия и тысячелетия. Возросший интерес к прошлому ставит перед педагогической наукой задачи более глубокого изучения и обобщения педагогического и культурного наследия каждого народа, отражающего его многовековые традиции, обычаи и нравы, его национальное самосознание.

Кроме того, в центре национальной культуры находится человек в его взаимосвязи с национальными ценностями. Для современной геополитической ситуации в мире особенно важно сохранить национальную культуру как условие формирования духовной, творческой, самостоятельной личности с твердой гражданской позицией подрастающего поколения.

Актуальные проблемы современного общества определяют необходимость активизации субъектов учебно-

воспитательного процесса по нравственному

воспитанию подростков. Логика обновления современного общества вводит нас в ситуацию, где эффективность всех социально значимых процессов будет определяться уровнем национального, интернационального сознания и самосознания. Духовнонравственное воспитание подростков на основе народной педагогики становится для современной теории и практики образования неотъемлемой составной частью всего учебно-воспитательного процесса. Процесс воспитания нравственных качеств личности подростков наиболее успешно пройдет тогда, когда подрастающее поколение будет иметь возможность пройти через восприятие наследия своего и других народов.

Народная педагогика, формируя

национальный компонент образования

личности, определяет выбор ценностей и традиций национальной культуры. В основе формируемых установок, личность определяет собственные статусные

характеристики отношения к труду и

профессиональной деятельности на основе

национально-исторических традиций и опыта. Все это способствует этно-национальной идентификации личности [7].

Народная педагогика основана на веками разрабатываемых и богатых разнообразием критериальных подходов и приоритетов в нравственных поступках человека, утверждающих жизнь и личность главной ценностью, а смысл жизни человека в ее развитии. Народная педагогика,

национально-духовные традиции связаны с воспитанием личности, на которую

возлагается надежда за сохранность своего рода, нации, ответственность за сохранение и развитие исторических и культурных

традиций своего народа.

Процесс формирования духовно-

нравственного пространства жизни подростков на основе народной педагогики дает субъектам учебно-воспитательного процесса возможность совершенствовать систему конструктивного взаимодействия на основе рефлексии совместной деятельности и проведенных организационных форм, а у подростков -развивать творческие способности и коммуникативные навыки, формировать эмоционально-ценностную сферу на основе приобщения к духовно-нравственным традициям, проектировать свою жизнь в условиях реальной жизни, что позволит им в дальнейшем успешно адаптироваться к жизни независимо от меняющихся социокультурных условий.

В качестве наиболее значимой ценности в этнопедагогике (народной педагогике) провозглашается отношение подростка к семье. Жизненный уклад семьи, ее традиции, обычаи, обряды, особенности проведения праздников, нравственные и духовные нормы, религиозные ценности, менталитет определяют становление личности подростка [8]. Основой воспитания в народной педагогике становится формирование таких ценностей, как знание своей родословной, уважение к предкам, чувство родства.

В течение многих веков в народной педагогике сформировались свои

собственные средства формирования

духовно-нравственных ценностей, к числу которых относится труд. Формирование уважения к труду, акцентируя внимание на

его значение в жизни человека, воспитывается у подростков трудолюбие, уважение к труду, к людям труда и продуктам труда, получают трудовые навыки, готовятся к жизни, совместному труду с родителями, взрослыми. Великая народная мудрость заключается в том, что дети трудятся с малых лет: у каждого ребенка в семье, с учетом его возраста, есть свои постоянные трудовые обязанности [1].

Для народной педагогики характерной чертой является значимость и ценность старших, матери и отца. При этом татарская народная педагогика предъявляет свои требования к родителям и старшим в семье, для того, чтобы они могли стать нравственным примером для своих детей [3].

Духовно насыщенные взаимоотношений родителей и детей перестраивают на гуманный лад семью, позволяют обрести душевное равновесие подрастающему поколению и вознести семью, гуманизм и вежливость в ранг ценности.

Переход к подростковому возрасту характеризуется рядом важнейших изменений, происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии воспитанника. Все более начинает проявлять себя мотивационно-потребностная сфера -общение, эмоциональные контакты. Общаться его заставляет все более усложняющаяся учебная деятельность. Формирование нравственного сознания подростков, воспитание в человеке духовных качеств, формирование его

общечеловеческой гражданской позиции должны стать национальными приоритетами. Здесь неоценима роль гуманитарных наук, огромное значение имеют религиозные учения о нравственности, народные традиции, современное искусство, ценности и западной и восточной культур.

Среди актуальных проблем воспитания можно выделить нижеследующие. Преобладающая часть родителей, теряет народную культуру, плохо знает традиции. В некоторых семьях все же сохранились знания о традиционном семейном воспитании детей, но родители не всегда могут соединить их с опытом жизни, т.к. сами не владеют истинными ме-

тодами эмоционального и эффективного воздействия на ребенка. Чаще обращаются к заповедям и методам народной педагогики в семьях, имеющих бабушек и дедушек или поддерживающих связь с близкими родственниками. Здесь характер общения наиболее полно сохраняет национальный колорит. Как показывают наблюдения, духовнонравственное воспитание подростков проходит наиболее эффективно в условиях приобщения их к национальной культуре.

Приобщение к национальной культуре, знакомство с историей, культурой республики, города, местности, где проживает семья, проходит через знакомство с обычаями, традициями своего народа, чтение книг, произведений художественной литературы, как на русском, так и татарском языках, знакомство с фольклором. Приобщение ребенка к национальной культуре дает эффективный результат, время доказывает, что экономически и нравственно чаще всего лучше развивается то общество, где сильны культурные традиции народа. Кроме того, для нормального функционирования общества и нравственного совершенствования взаимоотношений между гражданами общественное поведение должно основываться на следующих принципах:

Справедливость и человечность. Выдвигая эти качества, народная педагогика не идеализировала человеческие отношения и самого человека, т.к. само содержание справедливости состояло в недопущении человеком крупных недостойных человека поступков и не повторений малых. В основном, это ориентировка человека на правду и стремление избегать лжи.

Честность и правдивость. Без наличия этих качеств во взаимоотношениях людей невозможно строить никакое человеческое общежитие, т.к. отступление от правды (т.е. ложь и обман) порождает несправедливость, нравственно опустошает людей и обрекает их на страдания. Поэтому человек в любом случае должен оставаться честным и правдивым, как бы горька ни была правда. Известный просветитель К. Насыйри называет честность и правдивость «основой нравственного поведения вообще и первопризнаком мужества и благородства в частности, а смерть во имя

правды считает предпочтительной долгой жизни во лжи» [5]. Исследуя тюркский средневековый утопический гуманизм, ученые установили, что концепция воспитания средневековых тюркских просветителей держится на личностной, социальной и политической справедливости [2].

Верность слову и долгу. Эти качества укрепляют человеческие отношения, повышая доверие друг другу. Об этих качествах К. Насыйри писал так: «Где верность - там и жизнь. Тот, кто не верен, - лишен и стыда и, наоборот, без стыда - нет верности. Кто лишен стыда и верности, тот лишен и совести, в том нет и человечности» [6, с. 46].

Дружба и братство. В дружбе кроются человеческие отношения, друзья являются опорой на всем жизненном пути. Поэтому, самое драгоценное, что приобрел человек на протяжении своей жизни, - это верные друзья.

И, наконец, принцип, истекающий из баи-тов, легенд, сказок - взаимопомощь. Этот нравственный принцип не ограничен ничем. «Один из добрых черт нравственного облика человека, - считал К. Насыйри, - это готовность прийти людям на помощь, участливость к ним» [6, с. 15].

Наряду с этими принципами, лежащими в основе человеческого общежития и обеспечивающими нормальную жизнедеятельность общества, нравственный облик человека характеризуют единство слова и дела, мужество и отвага, бесстрашие, доброжелательность, уважение к старшим, снисходительность к младшим, милосердие к беспомощным, гостеприимство, благопристойность, скромность, толерантность, стойкость [4, с. 33].

Вместе с тем, вопросы воспитания подростков являются наиболее сложными. Если с малого возраста в детях не сформированы этнические ценности, начать воспитание подростка в достаточной степени проблематично в силу того, что это особый возраст, когда для подростка главной становится референтная группа сверстников, а не семья. Необходимо учитывать, что подростковый возраст (отрочество) - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и откры-

тию «Я», обретения новой социальной позиции.

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения подростка. И в этом отношении в народной педагогике большое значение придается совместной

Литература:

1. Гильмутдинова Н.Х. Моделирование системы духовно-нравственных ценностей народа у младших школьников в воспитательной деятельности классного руководителя // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. Ч. 2. Педагогика и психология, теория и методика обучения. СПб. 2008. № 27. С. 368-377.

2. Маликов Р.Ш., Маликов Г.Р. Справедливость в тюркском средневековом представлении. Казань: Отечество. 2014. 180 с.

3. Маликов Р.Ш. Тюрко-татарская

гуманистическая педагогическая мысль

средневековья. Казань: Татар. кн. изд-во. 1999. 304 с.

4. Мухаметшин А. Г. Педагогическая мысль булгар-татар в Казанском крае: VIII - начало XX вв. М.: НИИ школьных технологий. 2006. 232 с.

5. Насыйри К. Избранные произведения. Казань. 1967. 110 с.

6. Насыйри К. Кырык бакча. Казань. 1902. 201 с.

7. Храпаль Л.Р. Диагностический

инструментарий по выявлению уровня модернизированности этнокультурной идентичности будущего специалиста // Высшее образование сегодня. 2010. № 9. С. 88-90.

8. Шаймарданов Р.Х., Сибгатуллин Р.Г. Татарская народная педагогика. Казань: Дом печати. 2000. 392 с.

жизнедеятельности в семье. Позитивный климат, сплоченность семьи,

взаимопонимание в семье и степень идентичности личности с ней - все это оказывает мощное благотворное влияние на личность подростка.

References:

1. Gilmutdinova N.Kh. Modelirovanie sistemy duk-hovno-nravstvennykh tsennostey naroda u mladshikh shkol'nikov v vospitatel'noy deyatel'nosti klassnogo ruko-voditelya // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pe-dagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. Aspi-rantskie tetradi. Ch. 2. Pedagogika i psikhologiya, teoriya i metodika obucheniya. SPb. 2008. № 27. S. 368-377.

2. Malikov R.Sh., Malikov G.R. Spravedlivost' v tyurkskom srednevekovom predstavlenii. Kazan': Oteche-stvo. 2014. 180 s.

3. Malikov R.Sh. Tyurko-tatarskaya gumanisti-cheskaya pedagogicheskaya mysl' srednevekov'ya. Kazan': Tatar. kn. izd-vo. 1999. 304 s.

4. Mukhametshin A. G. Pedagogicheskaya mysl' bul-gar-tatar v Kazanskom krae: VIII - nachalo XX vv. M.: NII shkol'nykh tekhnologiy. 2006. 232 s.

5. Nasyyri K. Izbrannye proizvedeniya. Kazan'. 1967. 110 s.

6. Nasyyri K. Kyryk bakcha. Kazan'. 1902. 201 s.

7. Khrapal' L.R. Diagnosticheskiy instrumentariy po vyyavleniyu urovnya modernizirovannosti etnokul'-turnoy identichnosti budushchego spetsialista // Vysshee obrazo-vanie segodnya. 2010. № 9. S. 88-90.

8. Shaymardanov R.Kh., Sibgatullin R.G. Tatarskaya narodnaya pedagogika. Kazan': Dom pechati. 2000. 392 s.

Мухаметшин А.Г. (г. Набережные Челны), доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

Мukhамеtshin А.С. (Naberezhnye Chelny), doctor of pedagogical sciences, professor, Nabe-rezhnochelninsky Institute of socio-educational technologies and resources

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.