Н. Т. Абидова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Работа представлена кафедрой педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета.
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор А. С. Койчуева
В статье описаны психолого-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников национальных школ на основе этнокультурных традиций народов Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, имеющих большой воспитательный потенциал.
Ключевые слова: ценности, духовность, нравственность, духовно-нравственные ценности, личность, духовно-нравственные ориентации.
N. Abidova
PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SPIRITUAL-MORAL VALUES FORMING AMONG NATIONAL SCHOOL STUDENTS
The article covers the psycho-pedagogical conditions of spiritual-moral values forming among senior students of national schools on the base of ethnocultural traditions of Karachay-Cherkessia’s and Kabardino-Balkaria’s peoples having a large educational potential.
Key words: values, spirituality, morals, spiritual-moral values, person, spiritual-moral orientations.
Современное общество на этапе перехода к рыночной экономике испытывает кризис в духовно-нравственной сфере, который выражается в упадке гуманистических ценностей, ценностной аномии, кризисном состоянии взглядов на культурно-историческое наследие. Как показывает история развития человеческого общества, этим негативным воздействиям может противостоять устойчивая система этнокультурных традиций, основанная на национальных духовных и нравственных ценностях.
В современной школе под воздействием происходящих в стране и мире перемен — глобализации, аккультурации, взаимовлияния культур, которые в первую очередь затронули духовно-нравственную сферу общества, на первый план выдвигается формирование личности в контексте этнокультурных традиций, органично входящих в мировую культуру, а также национальных ценностей как составной части общечеловеческих, имеющих непреходящее значение. Весьма актуальной, в контек-
сте поставленной педагогической задачи, становится использование народных идей и опыта формирования духовно-нравственных ценностей.
Еще К. Д. Ушинский отмечал: «...воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», подразумевая под народностью воспитания учет культурно-исторического пути развития этноса, специфики этнокультурных традиций — языковых, коммуникативных, обрядовых, ритуальных, т. е. всего того, что отличает представления этого этноса от других [3, с. 323].
В многочисленных работах ученых (М. Ю. Айбазова, И. А. Арабов, Х. Х.-М. Батчаева, К. И. Бузаров, Г. Н. Волков, А. С. Койчуева, В. А. Кочисов, Л. Д. Столяренко, И. А. Шоров, Я. И. Ханбиков и др.) доказано, что этнокультурные традиции проявляются в семейной и общественной жизни, носят постоянный характер и признаются как неотъемлемая часть национальной культуры.
Общая методология исследования базируется на фундаментальных философских положениях о ценности, взаимной связи и обусловленности всех элементов человеческой культуры, методологию исследования составляет: культурологический, аксиологический, целостный, системный, личностно-деятельностный, акмеологический, этнопедагогический подходы. В диссертационном исследовании нами рассмотрены основное содержание и сущность понятий «ценность», «ценностная ориентация», «национальные ценности», «духовно-нравственные ценности», «духовность», «нравственность», «личность» и др.
Вслед за В. П. Тугариновым, А. Г. Здраво-мысловым, А. Г. Выжлецовым мы приняли дефиницию, что ценности — «суть те явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, целей, идеалов» (императив полезности); «ценности — особый продукт духовной деятельности человека, в ходе которой определенным образом преображаются и демонстрируются социальные свойства вещей» (императив социальной адаптации); «ценность не сводима ни к норме, ни к идеалу, ни к значимости, она — цель, становящаяся идеалом и участвующая в нормативно-регулирующем воздействии» на межсубъектные отношения (императив личностного смысла).
Мы проанализировали взгляды видных уче-ных-философов, педагогов, психологов начиная с древнейших времен до современности на проблему формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций у подрастающего поколения (Аристотель, Платон, Гераклит, Сократ, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоц-ци, А. Дистервег, Ф. Шелер, К. Ясперс, Л. И. Анцыферова, Е. В. Бондаревская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.).
Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретноисторических общественных отношений и форм общения людей.
В силу этого для нас важно определение личности. В психолого-педагогических работах личность прежде всего «. участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя» [2, с. 134].
М. С. Каган выделяет у личности пять потенциалов, характеризующих ее: а) гносеологический; б) аксиологический; в) коммуникативный; г) творческий; д) художественный, так как «личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности», знания о которых мы учли в работе [1, с. 260—261].
Нами даны и другие определения и сущностные характеристики научных понятий, которыми мы оперировали в ходе исследования, такие как «духовность — термин, употребляемый в гуманитарных областях знания, важнейший фактор развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования; преобладание в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных качеств (ценностей) над материальными вопросами. Складывается обычно в результате влияния материальной и духовной культуры» [4, с. 140].
Нравственность — термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термина «мораль», реже — этика. Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер), определяет поведение и внутреннюю убежденность личности в этических поступках и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793).
Национальные ценности — это положительно значимые объекты, символы, явления, общепризнанные этносом и являющиеся результатом воздействия на личность этнокультурной среды. Они органично входят в общечеловеческие, одновременно являясь составной частью и по большому счету общечеловеческими. Духовно-нравственные ценности — это ценности долженствования, возвышения человека над собой, стремления к идеалу.
Нами рассмотрены сущность и основные идеи современных аксиологических концепций, в том числе объективно-идеалистических, субъективно-идеалистических, натуралистических, трансценденталистских, а также социологической и диалектико-материалистической. Определены основные подходы к развитию проблемы ценностей в науке — натуралистический и трансценденталистский, сформировавшиеся в западном человекозна-нии, рассмотрены взгляды и отечественных ученых на ценности.
Анализ научной литературы и эмпирический опыт учителей показал, что эффективность формирования духовно-нравственных ценностей через приобщение старшеклассников к народным традициям и обычаям, реализация воспитательного потенциала народного опыта воспитания зависят от соблюдения целого ряда педагогических условий. Прежде всего нами были определены концептуальные положения, определившие направленность опытно-экспериментальной работы по формированию у старшеклассников духовнонравственных ценностных ориентаций, которые являются основой базовых духовно-нравственных ценностей. На основе концепции была разработана педагогическая модель проведения опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на основе этнокультурных традиций народов Северного Кавказа, составляющими которой стали целевой, содержательный, технологический, результативно-оценочный компоненты. Базой исследования явились старшеклассники национальных школ Северного Кавказа.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в следующих школах: СОШ № 16 с. Черкесска, СОШ № 1 г. Карачаевска, а. Кош-Хабль, а. Учкулан, а. Хурзук., а. Верхняя Те-берда Карачаево-Черкесской Республики, СОШ № 1 и № 2 г. Чегем Кабардино-Балкарской Республики.
Реализация целевых установок исследования по формированию у старшеклассников
духовно-нравственных ценностей на основе этнокультурных традиций достигается в результате констатирующего и формирующего экспериментов. Для этого нами были определены организационно-педагогические условия (социально-педагогические, психо-лого-педагогические и организационно-методические), на основе которых можно было начинать реализацию программы эксперимента.
Первым педагогическим условием является введение субъекта воспитания в активный, организованный, познавательно-деятельностный процесс освоения сущности этнокульту-ры, а в ее контексте этнокультурных традиций как основы формирования духовно-нравственных ценностей.
Вторым педагогическим условием является проведение педагогической диагностики, определяющей уровень усвоения старшеклассниками содержания этнокультурных традиций и ее базовых ценностей, и разработка на ее основе модели формирования духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном процессе школы, составляющими элементами которой стали целевой, содержательный, технологический, результативно-оценочный компоненты.
Третьим педагогическим условием является формирование интереса к этнокультурным традициям высокопрофессиональными педагогами, владеющими культурой педагогического исследования, на основе введения в учебно-воспитательный процесс школы разработанной нами программы спецкурса «Этнокультурные традиции народов Северного Кавказа», их реализация на основе новых подходов, учитывающих реалии современной общественно-экономической жизни, активная деятельность кружка «Истоки».
Четвертым педагогическим условием является разработка критериев, показателей и диагностических методик для определения уровня сформированности у старшеклассников духовно-нравственных ценностных ориентаций, выбор и разработка технологии их формирования в контексте национальной, общероссийской, мировой культур.
Пятым необходимым условием является интеграция деятельности семьи, школы и других социальных институтов по формированию у старшеклассников духовно-нравственных ценностей на основе этнокультурных традиций.
В эксперименте приняло участие 412 учащихся средних общеобразовательных школ КЧР и КБР в возрасте от 14 до 16 лет, из которых 120 учащихся составляли контрольную группу.
В ходе неоднократного обсуждения программы эксперимента было показано, что формирование у старших школьников ценностного отношения к этнокультурным традициям происходит благодаря обогащению их духовного мира нравственно-социальным опытом, но не обособленно, а в слиянии с другими видами общественно ценного опыта. В ходе подготовки к реализации опытно-экспериментальной работы нами были проведены опросы, анкетирование, тестирование обучающихся, их родителей, учителей на предмет появления интереса к этнокультурным традициям, ценностного отношения к ним, сформи-рованности духовно-нравственных ценностных ориентаций на основе этнокультурных традиций.
Нами была проведена диагностика материальных, профессиональных, информационных, кадровых, методических и других реальных ресурсов, которые имеются у педагогического и ученического коллектива, семьи, общественности для решения проблемы приобщения учащихся к этнокультурным традициям. К ним были отнесены: изучение уровня ценностного отношения учащихся старших классов к этнокультурным традициям своего народа, а также уровень нравственной воспитанности класса, учеников старшего школьного возраста (их понятий и представлений, интересов, склонностей и потребностей, состояние учебно-воспитательного процесса и т. д.); степень соответствия духовно-нравственных ценностей, пропагандируемых в школе учителями и родителями, жизненным устремлениям личности старшеклассников. Для сбора такой информации основными ме-
тодами были наблюдения, беседы, беседы-интервью, анкетирование, тестирование, методика незаконченных предложений. Помимо традиционных способов диагностики были использованы школьные педагогические консилиумы для родителей и педагогов. Определяющим для нас было и исследование уровней сформированности духовно-нравственных ценностных ориентаций личности, под которым мы понимаем степень присвоения личностью выработанных этносом духовно-нравственных ценностей и этнокультурных традиций как составной части общечеловеческих ценностей, их осмысления с опорой на научные знания и эмпирический опыт жизнедеятельности этноса.
В ходе реализации опытно-экспериментальной работы учащимися экспериментальных классов были изучены генезис, содержание, целевое предназначение этнокультурных традиций, таких как геронтотимия, побратимство и молочное побратимство, куначество, коллективный труд (взаимопомощь), уважительное отношение к женщине, покровительство младшим, сиротам, слабым, немощным, бедным, милосердие, эмпатия, культ природы и ее красоты, природоохранительные традиции, толерантность к другой религии и инонациональной культуре и др., знания о которых были распределены по четырем модулям, а узлы (представленческий, понятийный, мировоззренческий и деятельностный), в которых было по четыре блока, показывали формирование представлений, понятий, мировоззрения, подготовки к деятельности. В соответствии с разработанными критериями и их показателями были определены уровни сформи-рованности духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на основе этнокультурных традиций. Сформирован-ность ценностных ориентаций предусматривает выполнение условий этих критериев. Степени выполнения этих условий обозначены нами в уровнях: низкий, средний, достаточный, высокий.
Сделанный в ходе констатирующего эксперимента выборочный анализ из опытно-экспериментального материала показал, что по
отношению к геронтотимии — этой основной горской ценности — высокий уровень сформи-рованности имеет 21,1%; средний — 29,97%, а остальные имеют либо низкий (21,71%), либо и вовсе индифферентный (26,61%) уровни. По отношению к аталычеству соответственно эти цифры были следующими: 12,4; 26,36; 9,3; 51,42%; к куначеству — 26,36; 27,91; 18,6; 26,61%; к коллективному труду — 37,73; 21,71; 10,08; 29,07%; покровительство младшим, сиротам — 30,75; 33,85; 12,14; 22,74%; толерантность к инонациональной культуре — 33,33; 26,87; 10,85; 28,42%. Специально организованная учебная деятельность на основе разработанных спецкурсов «Этнокультурные традиции народов Северного Кавказа» с использованием таких форм, как интегративный урок, дискуссия, круглый стол, конференция, деловая игра, семинар, экскурсия, урок демонстрации основ соционормативной культуры, уроки-полилоги о нравственной культуре, уроки-сказки, уроки-демонстрации, уроки компьютерной разработки национальных костюмов и др., а также индивидуальная работа с ними способствовали тому, что после формирующего эксперимента число старшеклассников с низким и критическим уровнями понизилось, с достаточным и высоким — повысилось, что видно из приведенных данных: по
отношению к геронтотимии высокий уровень сформированности имеет 42,6%; средний — 31,43%, а остальные имеют либо низкий уровень (7,53%), либо и вовсе индифферентны (18,44%). По отношению к аталычеству соответственно — 30,13; 36,23; 12,73; 0,91%; к куначеству — 37,92; 41,82;12,21; 7,27%; к коллективному труду — 55,58; 27,53; 10,91; 5,97%; покровительство младшим, сиротам — 36,36; 46,75; 8,31; 8,57%; толерантность к инонациональной культуре — 53,25; 26,49; 10,65; 9,61%, что показывает: высокий и достаточный уровни сформированности духовно-нравственных ценностных ориентаций значительно выше данных констатирующего эксперимента.
Данные контрольной группы практически не изменились, что говорит о положительных результатах опытно-экспериментальной работы; она полностью подтвердила рабочую гипотезу, выдвинутую в начале исследования: возможности духовно-нравственного воспитания старших школьников значительно усиливаются в процессе их приобщения к народным традициям, что доказывается как количественными, так и качественными показателями сформированности уровней духовнонравственных ценностных ориентаций личности в контексте этнокультурных традиций (рис. 1, 2).
Рис. 1. Уровни сформированности ценностных ориентаций на этнокультурные ценности народов Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии до формирующего эксперимента
Рис. 2. Уровни сформированности ценностных ориентаций на этнокультурные ценности народов Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии после формирующего эксперимента
Результаты опроса учителей показали: в ходе реализации опытно-экспериментальной работы ими были отмечены следующие изменения в поведении учащихся:
• повысился интерес к изучению предметов национально-регионального компонента, особенно к таким, как история, родной язык и литература;
• учащиеся охотно принимали участие в работе кружков художественной самодеятельности, дискуссионных клубов, спектаклях национального театра;
• в мотивации поведения у учащихся наблюдается руководство их поступками мотивами ценностного отношения к национальным ценностям и этнокультурным традициям.
Согласно опросам, родители также отмечали возросший интерес к национальным ценностям и этнокультурным традициям, стремление следовать им в общественной жизни и межличностных отношениях.
Важнейшими итогами исследования являются следующие:
1. Разработанная в ходе исследования педагогическая модель проведения опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на основе этнокультурных традиций народов Северного Кавказа, составляющими элементами которой стали целевой, содержательный, технологический, ре-
зультативно-оценочный компоненты, показала свою состоятельность, что отразилось на положительных результатах опытно-экспериментальной работы, в позитивной динамике сознания личности и повышении уровней сформированности духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников в ходе реализации авторского курса «Этнокультурные традиции народов Северного Кавказа».
2. Условием успешного формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на основе этнокультурных традиций народов Северного Кавказа становится этнокультурная и этнопедагогическая компетентность учителей, уровень методологической и методической подготовки к ценностно-ориентированный деятельности в национальной школе, нравственная готовность к преодолению негативного влияния на личность старшеклассников социокультурного окружения, умение интегрировать работу с другими социальными институтами, креативность, способность к проектной деятельности, внедрению инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
3. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что с целью повышения эффективности ценностно-ориентированной деятельности необходимо использовать инновационные педагогические технологии, имеющие в своей основе обоснование национальных ценностей, содержания националь-
ной культуры, этнокультурных традиций как основного фактора формирования духовнонравственных ценностных ориентаций личности. Выявлены содержание и сущность этнокультурных традиций в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций личности старшеклассников, которые представлены системой педагогических понятий, закономерностей, принципов и методов воспитания, принятых в этнопедагогике народов Северного Кавказа, — уход, воспитание, самовоспитание, наставление, обучение, учение, приучение.
4. Результаты эксперимента показали, что использование педагогических инноваций, а именно: уроков доброты и милосердия, уроков погружения в атмосферу этноса, уроков со-ционормативной культуры, уроков-полилогов о нравственности, диспутов о смысле жизни и др., помогает подрастающему поколению повысить уровень ценностного отношения к
этим традициям, переходу общественных ценностей в личностные и, как следствие, формированию у них духовно-нравственных ценностных ориентаций.
5. Экспериментальная работа полностью подтвердила рабочую гипотезу, выдвинутую в начале исследования: возможности духовнонравственного воспитания старших школьников значительно усиливаются в процессе приобщения их к этнокультурным традициям.
6. Настоящая статья не претендует на исчерпывающее исследование народного воспитания по формированию духовно-нравственных ценностей личности средствами этнокультурных традиций. Многие вопросы формирования духовности и нравственности, подготовки к жизни и труду средствами народной педагогики, основанной на национальных ценностях и этнокультурных традициях горцев, должны стать предметом новых педагогических исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
2. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 527 с.
3. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании: собр. соч. в 11 т. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1951. Т. 1.
4. Хоруженко К. М. Культурология: энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 439 с.