Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к семье в этнокультурной среде'

Моделирование процесса формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к семье в этнокультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / VALUE / СРЕДА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / ETHNIC AND CULTURAL BACKGROUND / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / NATIONAL AND CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бачиева Э.Ю., Алибекова З.Н.

В статье рассматривается понятие ценности как объекта, отражённого, осмысленного и оцененного субъектом в свете его идеалов и целей, этнокультурной среды как фактора аксиологического воспитания, которая в себя организованное пространство, основанное на культурном наследии, направленное на развитие личности, обогащение жизненного опыта; педагогическая технология эмоционально-ценностного отношения к семье в этнокультурной среде, включающая цель, задачи, принципы, методы, технологические этапы, педагогические условия. Авторы делают вывод о том, что процесс формирования эмоционально-ценностного отношения будет эффективным в условиях создания педагогических ситуаций с непосредственной практической реализацией этнокультурных семейных традиций, что способствует реализации потребности школьников в практической деятельности на основе усвоенных этнокультурных традиций и выбранных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE PROCESS OF FORMING EMOTION AND VALUE ATTITUDE OF SCHOOLCHILDREN TO A FAMILY IN ETHNOCULTURAL ENVIRONMENT

The article discusses a concept of a value as an object reflected and understood by a subject in the light of its ideals and objectives, environment, ethnic and cultural background as a factor of axiological education, which includes suborganization space, based on cultural heritage, the transmission and consolidation of social experience, culture and ethnic culture. The research also studies pedagogical technologies of emotion and value attitude to a family in the ethno-cultural environment, including the tasks, principles, methods, procedure and pedagogical conditions. The authors conclude that the process of forming emotion and value relationships is effective in terms of modeling pedagogical situations with the use of the ethnocultural family traditions that contribute to the needs of schoolchildren in practice on the basis of the lessons of ethnocultural traditions and selected values.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к семье в этнокультурной среде»

словицы есть у каждого из народов Карачаево-Черкесии: «Проливной дождь быстро проходит, а мелкий идет долго» (абазинская); «Если вода в озере прибывает, будет тепло, если убывает, будет холодно» (ногайская); «Куры, хлопая крыльями, купаются в пыли - к дождю» (абазинская); «Курица стоит на одной ноге - к холоду» (абазинская); «Собака катается - к плохой погоде» (абазинская); «Яркий свет вокруг полной луны - к непогоде» (абазинская); «Радуга перед утренней зарей - к хорошей погоде» (абазинская); «Кошка лижет лапку - к хорошей погоде» (абазинская); «Гуси полощутся в воде - к теплу» (абазинская); «Лягушки квакают - к дождю» (абазинская).

В сокровищницу народной мудрости входят загадки - древнейшие жанры фольклора, иносказательно, образно изображающие предметы и явления окружающей действительности. Они словно энциклопедия знаний об окружающей человека среде, о мироздании. Есть загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер и с давних времен представляют великолепный учебный материал. Большая часть загадок носит экологическую направленность, хотя на первый взгляд это не всегда заметно. Как правило, загадки требуют узнать объект по признакам сходства или различия, хитро и изящно спрятанным в образном тексте.

Например, загадка о зайце: «У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода - кора». Чтобы дать ответ на эту загадку, надо вскрыть глубинную суть загадки, выраженную в трех важных эколого-ориентированных приспособительных признаках животного к среде обитания: косоглазие расширяет угол зрения, позволяющий своевременно увидеть противника даже в стороне; пищевые объекты в зимнее время -кора деревьев; быстрые ноги спасают от преследования врагов. Эмпирический опыт народа, копившийся тысячелетиями, отразился в загадке в виде некоторых связей зверька со средой обитания, которые принято называть экологическими.

Сказка - это одно из самых замечательных творений народа. С детских лет каждый ребенок знакомится с этим жанром устного народного творчества. Их ребенок слышит от родителей, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер, родственников. И нет, наверное, ребенка, который бы отказался на ночь услышать сказку. Сила народной сказки в том, что она позволяет познавать мир через волшебные образы, дает возможность перенестись в воображении в другую действительность, в другие столетия, в различные страны и материки.

Библиографический список

Ценна сказка и в экологическом воспитании ребёнка. У народов, населяющих нашу республику - карачаевцев, ногайцев, черкесов, абазин - есть сказки, учащие бережному отношению к животным, птицам, растениям, помогающие вникнуть в отношения человека с окружающим природным миром, в отношения между различными животными. В сказках раскрывается характер животных, птиц, их повадки, ценность и нужность каждого животного. Герои сказок лечат свои раны различными растениями, и выявляется целебная ценность растений и важность существования растений для человека и животного. Сказки учат понять взаимосвязи природного сообщества и необходимость сохранения каждого вида природного мира.

Нельзя также не упомянуть об эпосах народов Кавказа. Эко-логичность эпосов можно проследить на следующих примерах. Эпос «Нартхэр» начинается занимательным сказанием о Сэ-тэнай-цветке, эстетическое восприятие красоты цветка и желание показать это другим людям способствует познанию того, что: цветы можно выращивать; для этого нужно создавать условия жизни; природа - источник красоты и здоровья. Сэтэнай-гуащэ несколько раз сажала принесенный из лесу цветок, но он засыхал. «Неожиданно появились тучи, хлынул сильный дождь. На другой день смотрит Сэтэнай-гуащэ, цветок удивительно ожил. Обрадовалась Сэтэнай-гуащэ. Дождевая вода оживила цветок. Так люди узнали пользу воды для растений. Нарты сказали: «Вода - подобна душе» («Вода-жизнь») [4]. В нартском эпосе голубь, считаемый священной птицей, соглашается лететь к нартам, чтобы сообщить о том, что богатырь Сосруко умирает. Смертельно раненый Сосруко, обращаясь к птице с этой просьбой, называет голубя «самой почитаемой из птиц» [5].

Таким образом, умелое использование педагогом начальной школы материалов устного народного творчества окажет несомненную помощь в процессе экологического воспитания ребёнка. Источниками экологического воспитания являются устное народное творчество, традиции, обычаи, календарная обрядность, а также сама природа Карачаево-Черкесии - неповторимого по красоте уголка не только Кавказа, но и всей России. И в обязанность современных поколений входит передача последующим поколениям этой красоты нетронутой, не разрушенной. Эффективность использования народного опыта в бережном отношении к природе зависит от умения педагога отбирать ценное в этнопедагогическом наследии, умения учитывать современное состояние окружающей среды регион

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2015-2016 года. Available at: http://www.consultant.ru

2. Узденова З.К. Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младших школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Карачаевск, 2005.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. Москва, 2000.

4. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Оригинал и перевод на русский язык. Черкесск,. 1990.

5. Афашагова А.А. Экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр» и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования. Диссертация .кандидата педагогических наук. Майкоп, 1999.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 g. s izmeneniyami 2015-2016 goda. Available at: http://www.consultant.ru

2. Uzdenova Z.K. 'Etnoregional'nyjkomponent v 'ekologicheskom vospitaniimladshih Shkolnikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Karachaevsk, 2005.

3. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: uchebnik dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 2000.

4. Poslovicy ipogovorkinarodovKarachaevo-Cherkesii. Original i perevod na russkij yazyk. Cherkessk,. 1990.

5. Afashagova A.A. 'Ekologicheskijpotencial adygskogo 'eposa «Narth'er» i ego poznavatel'no-vospitatel'noe znachenie v nacional'noj sisteme obrazovaniya. Dissertaciya .kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 1999.

Статья поступила в редакцию 30.09.16

УДК 37.035.6

Bachieva E.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Aripov50@mail.ru

Alibekova Z.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Aripov50@mail.ru

MODELING OF THE PROCESS OF FORMING EMOTION AND VALUE ATTITUDE OF SCHOOLCHILDREN TO A FAMILY IN ETHNOCULTURAL ENVIRONMENT. The article discusses a concept of a value as an object reflected and understood by a subject in the light of its ideals and objectives, environment, ethnic and cultural background as a factor of axiological education, which includes suborganization space, based on cultural heritage, the transmission and consolidation of social experience, culture and ethnic culture. The research also studies pedagogical technologies of emotion and value attitude to a family in the ethno-cultural environment, including the tasks, principles, methods, procedure and pedagogical conditions. The authors conclude that the process

of forming emotion and value relationships is effective in terms of modeling pedagogical situations with the use of the ethnocultural family traditions that contribute to the needs of schoolchildren in practice on the basis of the lessons of ethnocultural traditions and selected values.

Key words: value, environment, ethnic and cultural background, national and cultural values.

Э.Ю. Бачиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский

государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: Aripov50@mail.ru

З.Н. Алибекова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский

государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: zaira1606@yandex.ru

моделирование процесса формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к семье в этнокультурной среде

В статье рассматривается понятие ценности как объекта, отражённого, осмысленного и оцененного субъектом в свете его идеалов и целей, этнокультурной среды как фактора аксиологического воспитания, которая в себя организованное пространство, основанное на культурном наследии, направленное на развитие личности, обогащение жизненного опыта; педагогическая технология эмоционально-ценностного отношения к семье в этнокультурной среде, включающая цель, задачи, принципы, методы, технологические этапы, педагогические условия. Авторы делают вывод о том, что процесс формирования эмоционально-ценностного отношения будет эффективным в условиях создания педагогических ситуаций с непосредственной практической реализацией этнокультурных семейных традиций, что способствует реализации потребности школьников в практической деятельности на основе усвоенных этнокультурных традиций и выбранных ценностей.

Ключевые слова: ценность, среда, этнокультурная среда, национально-культурные ценности.

Ценность рассматривается как одно из ключевых понятий современной общественной мысли, которая используется для обозначения каких либо объектов и явлений, олицетворяющих в себе общественные идеалы. Ценность - это то, что люди ценят, что для них важно, значимо и что они разделяют. Ценности являются исходной точкой функционирования любого общества. Принимаясь личностью в качестве личностного смысла, внутренней установки, они формируют культуру человека, вызывают определённый способ взаимодействия с окружающей средой и людьми. [1, с. 84]. В нашем исследовании атрибутом «среды» является этническая культура. Исследование этнокультурной среды предполагает раскрытие социального и природного в генетически тождественной общности - этноса. В результате социальный аспект предстает как набор определенных общественных форм: род, племя, народность, нация, наднациональная общность. Этнокультурная среда - это организованное пространство, основанное на культурном наследии, направленное на развитие личности, обогащение жизненного опыта; явление социально-историческое, в нем находит отражение генетическая память этноса [2].

Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения представляет собой совокупность структурообразующих элементов: потребность - эмоции - переживания (внутренние сигналы) - отношения личности - взгляды. Эмоционально-ценностное отношение состоит из следующих компонентов: когнитивного (стремление искать, получать и усваивать информацию), перцептивно - аффективного (изменения в эмоциональном мире личности) и поведенческого (направленность действий) [3]. Для усвоения эмоционально-ценностного отношения должны быть задействованными механизмы усвоения ценностей и эмоционального развития. Эмоционально- ценностное отношение может оказаться эффективным только в том случае, если оно отвечает потребностям и мотивам учащихся. Опираясь на особенности этнической культуры Дагестана, нами были определены следующие национально-культурные ценности семейного воспитания: ценность знания для духовного развития и социального престижа человека; раннее духовно-нравственное и половое воспитание; уважение к истории рода (тухума) и семьи; почитание старших родственников и семейных реликвий; потребность к отцовству и материнству; труд на благо семьи и участие детей в устройстве ее быта; взаимопомощь; традиции побратимства и куначества; гостеприимство и деликатность в межобщинных и межнациональных отношениях; самоутверждение личности среди ближайшего окружения; любовь и толерантное отношение к ближнему, поддержка и защищенность в семье; возможность самореализации личности в семье [2, с. 8].

Педагогическая технология и условия эффективности формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье в этнокультурной среде отражены в разработанной нами модели формирования исследуемого процесса. Разработанная педагогическая технология включает цель, зада-

чи, принципы, методы, технологические этапы, педагогические условия. Целью является формирование у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье в этнокультурной среде. Задачи предполагают последовательное развитие когнитивного - эмоционально-оценочного - поведенческого компонентов этого процесса. К принципам нами отнесены гуманизация учебно-воспитательного процесса: единство воспитания и саморазвития; рациональных и эмоциональных компонентов учебно-воспитательного процесса; диалогизации обучения; дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса. В качестве методов выступают акцентирование эмоций и ценностей на семье, эмоционально-ценностных контрастов. Технология реализуется в несколько этапов: 1) получение и осмысление новой информации, 2) её эмоциональное принятие, 3) практическое применение усвоенного материала.

К педагогическим ситуациями нами отнесены: игровые, диалоговые, проектные и исследовательские элементы, а также представлены условия реализации модели.

Методологический блок технологии представлен: социокультурным, личностно-ориентированными аксиологическим компонентами.

Социокультурный компонент предполагает создание такой образовательной среды, в которой формирование личности протекало бы в контексте общечеловеческой и этнической культуры. Формирование эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье происходит в специально организованной педагогом деятельности. Особое внимание уделяется традициям национальной культуры (обычаи, обряды, фольклор, народные праздники, игры).

Личностно-ориентированный компонент включает обеспечение, развитие и саморазвитие личности с выявлением её индивидуальных особенностей. Каждому старшекласснику, опираясь на его способности, склонности, интересы, представляется возможность самовыражения и саморазвития. Обучающийся рассматривается не как объект педагогического воздействия, а субъект, который способен к собственной целенаправленной деятельности, к личностному развитию. Нами определены специальные приемы реализации данного компонента: диалог как субъектно-смысловое общение, имитационно-игровые ситуации.

Аксиологический компонент включает представления, ценностные ориентации, убеждения, установки, ценности-знания, ценности-отношения, ценности-качества.

Реализация гуманистического подхода к организации педагогического процесса в практике общеобразовательной школы предполагает соблюдение участниками образовательного процесса определенных принципов: единства воспитания и саморазвития, рациональных и эмоциональных компонентов учебно-воспитательного процесса; диалогизации обучения; дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, проявление уважения к личности, представление ребёнку права на собственный выбор. К числу принципов гуманизации

образования, имеющих технологический характер, относится дифференциация учебного процесса. Дифференциация учитывает индивидуальные возможности старших школьников в педагогическом процессе, предполагает такую его организацию, при которой каждый обучающийся чувствовал бы себя комфортно и развивал свои способности.

Для реализации у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье предполагается следующая группа методов: акцентирование эмоций и ценностей обучающегося на семье, эмоционально-ценностных контрастов. Эмоционально-ценностное отношение старшеклассника к семье достигается в процессе реализации определенных педагогических ситуаций. В широком смысле слова ситуацию понимают как совокупность условий, обстоятельств, детерминирующих тот или иной характер деятельности; как этап жизненного пути человека; как отображение цикла сплетений всей системы его деятельности, поведения, общения; как единицу анализа образа жизни человека. Созданная педагогом педагогическая ситуация должна соотноситься с жизненной ситуацией ученика, вызывать у него эмоциональное принятие. Оптимальными можно считать следующие педагогические ситуации: диалоговые, игровые, проективные, исследовательские. [4]. В процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к семье у старшеклассников нами были включены следующие диалоговые ситуации: «Этнокультурные семейные традиции»; «Рассказ об истории рода»; «Семья в религиозных культурах: мусульманской и христианской»; «Семейное воспитание в народной педагогике Дагестана» и др. К данному перечню ситуаций мы добавили игровые, максимально воздействующие на эмоциональную сферу ребёнка. В игре он чувствует себя кем-то, кто непременно выше его - по возрасту, положению, силе, мастерству, что влечет за собой эмоционально-ценностное развитие личности. Например, применялись следующие игры: «Пресс-конференция»; «Войди в образ семейной жизни»; «Путешествие - мой Дагестан».

В процессе реализации педагогической технологии используется задачный подход. Школьники приобретают знания, умения и навыки, компетенции и метапрофессиональные качества, ориентированные на конструирование, планирование и выполнение постепенно усложняющихся практических заданий. Задач-

Библиографический список

ный подход - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности путем развития ее интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под руководством педагога новых товаров и услуг, обладающих новизной и имеющих практическую значимость [5].

В рамках реализации проектного подхода обучающийся должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Если в течение учебно-воспитательного цикла проективные ситуации применяются многократно, то у старшеклассников вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Ученическая презентация проекта - это итог работы, поэтому она должна соответствовать цели проекта.

Рассмотрим возможные формы защиты проектов - виды презентаций. Для исследовательского и информационного проекта эффективны демонстрация видеофильма, иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций, научная конференция, научный доклад, реклама и др. Творческий проект имеет характерные для него формы защиты/ деловая игра, спектакль, инсценировка реального или вымышленного события, театрализация, телепередача, реклама, устный журнал, экскурсия и др. Наиболее привлекательны следующие формы проведения таких занятий: проективные процедуры «Традиции моего тухума», «Традиционный этикет»; групповое рисование «Молодая семья»; составление «родового древа» совместно с родителями; коллаж «Ценности моей семьи».

Резюмируя вышеизложенное отметим, что процесс формирования эмоционально-ценностного отношения будет эффективным в условиях создания педагогических ситуаций с непосредственной практической реализацией этнокультурных семейных традиций, что способствует реализации потребности школьников в практической деятельности на основе усвоенных этнокультурных традиций и выбранных ценностей. Создание подобных педагогических ситуаций, когда старшеклассник эмоционально переживает, способствует тому, что они надолго запечатлевается в сознании, а выбранная на их основе ценность определяет поведение.

1. Алибекова З.Н. Формирование эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье в условиях этнокультурной среды. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2012.

2. Алибекова З.Н. Психолого-педагогические основы формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия Психолого-педагогические науки. 2012; 2: 5 - 9.

3. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. Пятигорск, 2006.

4. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. Москва, 2013.

5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва, 2001.

References

1. Alibekova Z.N. Formirovanie 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya starsheklassnikov k sem'e v usloviyah 'etnokul'turnoj sredy. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2012.

2. Alibekova Z.N. Psihologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya u starsheklassnikov 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya k sem'e. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012; 2: 5 - 9.

3. Alieva B.Sh. 'Etnopedagogika dagestanskojsem'i. Pyatigorsk, 2006.

4. Pan'kin A.B. Formirovanie 'etnokul'turnoj lichnosti. Moskva, 2013.

5. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya kproektirovaniyu. Moskva, 2001.

Статья поступила в редакцию 08.10.16

УДК 378

Aliyeva A.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Methods of Teaching Art and Graphic

Disciplines, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia), E-mail: zzuleiha@mail.ru

THE ROLE OF PEDAGOGICAL PRACTICE IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF MASTER STUDENTS MAJORING IN "ART EDUCATION". In the article features of a master's program in art education (Code 44.04.01), teachers' education, are studied. The training within this specialization provides in-depth education in the field of theory and practice of visual arts and artistic pedagogy, expanding methodological culture, forming predictive thinking skills to plan and carry out scientific research in a form of a thesis. The article shows a role of pedagogical practice in the formation of professional competence of future master graduates. The work also outlines a scope of the students' future professional activities and a range of solvable professional challenges within this framework.

Key words: master program of "arts education", pedagogical practice, professional competence.

А.Р. Алиева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. декоративно-прикладного искусства и дизайна Карачаево-Черкесского

государственного университета им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: zzuleiha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.