Научная статья на тему 'Универсальные учебные действия как средство формирования и развития личности в условиях общеобразовательной школы'

Универсальные учебные действия как средство формирования и развития личности в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL STUDY ACTIONS / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / GENERAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / PERSONAL ACTIONS / ОБЩЕУЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / GENERAL STUDY ACTIONS / LOGIC ACTIONS / КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / COMMUNICATIVE ACTIONS / ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джиоева А. Р., Бесаева А. Г., Дзудцов И. М.

В статье рассматриваются блоки универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный, характеризуются виды учебных действий в структуре каждого блока. Иллюстрируется их реализация в педагогическом процессе общеобразовательного учреждения на примере анализа текста художественного произведения. Авторы делают вывод о том, что нравственные проблемы, являющиеся ключевыми в содержании произведения, ощущаются школьниками как общечеловеческие, глобальные, не утратившие своего значения по сей день. А формирующийся на их основе комплекс личностных универсальных учебных действий способствует воспитанию у подрастающего поколения уважения к своему народу, осмыслению жизненных ситуаций и поступков людей, осуществлению осознанного выбора в определении собственной гражданской позиции, исходя из арсенала общечеловеческих ценностей, принятых в социуме нравственных и этических норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARD TEACHING WORK AS A MEANS OF FORMING AND DEVELOPMENT OF A PERSON IN CONDITIONS OF GENERAL EDUCATION SCHOOL

The article represents personal, regulative, cognitive, communicative blocks of standard teaching work and characterizes forms of this activity within each block. Their realization in the pedagogic process of a general education school is illustrated by means of analyzing а narrative text. It is concluded that forming standard teaching work is of great significance in the process of development of high moral qualities in students. The authors conclude that moral issues are key issues in the contents of work with schoolchildren, for they are universal, global, not having lost its value to this day. And forming a complex personality through standard teaching contributes to education of younger generation, who have respect for their people, understanding of life situations, the exercise of informed choice in the definition of the Research Institute of its own citizenship, based on the universal arsenal valuable positions taken in the society of moral and ethical standards.

Текст научной работы на тему «Универсальные учебные действия как средство формирования и развития личности в условиях общеобразовательной школы»

2. Grinevich L.A., Fedulov B.A. Vospitanie rossijskoj molodezhi na obscherossijskih cennostyah sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: monografiya. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2013.

3. Eliseeva L.A. Podgotovka uchitelya fizicheskoj kul'tury k ispol'zovaniyu netradicionnyh sredstv ozdorovleniya uchaschihsya na urokah i vo vneurochnoe vremya. Dissertaciya kandidata ... pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2005.

4. Kamenschikova G.A. Metodika netradicionnyh vidov fizicheskojkul'tury vprocesse fizicheskogo vospitaniya mladshih studentovs normal'nym i zamedlennym fizicheskim razvitiem. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2001.

5. Fedulov B.A., Rudchenko V.D., Pegareva L.B. Primenenie razvivayuschih igr v lichnostno orientirovannom pedagogicheskom processe: monografiya. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2010.

6. Hancock T. Health care reform and reform for health: creating a health system for communities in the 21st century. Futures 31, 1999.

7. Kofler W., Wagner M., Kesavan P.C., Lercher P. Toxicopy Mechanism and the Model of Complex Coping, Proc. 7th IUAPPA Regional Conference on Air Pollution and Waste Issues, Taipei, I, 1994.

Статья поступила в редакцию 18.09.16

УДК 37.01

Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), Е-mail: [email protected]

Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South- Ossetian State University n.a. A.Tibilov (Tskhinvali, South Osetia), Е-mail: [email protected]

Dzudtsov I.M., inspector, Educational and Psychological Work Office, Department of Personnel Administration of Ministry of Internal Affairs (Tskhinvali, South Osetia), Е-mail: [email protected]

STANDARD TEACHING WORK AS A MEANS OF FORMING AND DEVELOPMENT OF A PERSON IN CONDITIONS OF GENERAL EDUCATION SCHOOL. The article represents personal, regulative, cognitive, communicative blocks of standard teaching work and characterizes forms of this activity within each block. Their realization in the pedagogic process of a general education school is illustrated by means of analyzing а narrative text. It is concluded that forming standard teaching work is of great significance in the process of development of high moral qualities in students. The authors conclude that moral issues are key issues in the contents of work with schoolchildren, for they are universal, global, not having lost its value to this day. And forming a complex personality through standard teaching contributes to education of younger generation, who have respect for their people, understanding of life situations, the exercise of informed choice in the definition of the Research Institute of its own citizenship, based on the universal arsenal valuable positions taken in the society of moral and ethical standards.

Key words: universal study actions, cognitive activity, general educational establishment, personal actions, general study actions, logic actions, communicative actions.

А.Р. Джиоева, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Е-mail: [email protected]

А.Г. Бесаева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, Юго-Осетинский государственный университет имени А. Тибилова, г. Цхинвал, Е-mail: [email protected]

И.М. Дзудцов, инспектор отдела по воспитательной и психологической работе управления кадров МВД Республики Южная Осетия, г. Цхинвал, Е-mail: [email protected]

универсальные учебные действия как средство формирования и развития личности в условиях общеобразовательной школы

В статье рассматриваются блоки универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный, характеризуются виды учебных действий в структуре каждого блока. Иллюстрируется их реализация в педагогическом процессе общеобразовательного учреждения на примере анализа текста художественного произведения. Авторы делают вывод о том, что нравственные проблемы, являющиеся ключевыми в содержании произведения, ощущаются школьниками как общечеловеческие, глобальные, не утратившие своего значения по сей день. А формирующийся на их основе комплекс личностных универсальных учебных действий способствует воспитанию у подрастающего поколения уважения к своему народу, осмыслению жизненных ситуаций и поступков людей, осуществлению осознанного выбора в определении собственной гражданской позиции, исходя из арсенала общечеловеческих ценностей, принятых в социуме нравственных и этических норм.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, познавательная деятельность, общеобразовательное учреждение, личностные действия, общеучебные действия, логические действия, коммуникативные действия.

В настоящее время, сложившейся социокультурной ситуации, общеобразовательное учреждение уже не является для учащихся единственным информативным источником. Сегодня основная задача школы состоит в формировании у детей способности к самообучению, а затем на этой основе - в обеспечении осмысления, интеграции, обобщения новой информации, увязывании приобретаемых знаний с собственным опытом каждого учащегося. Решение данной задачи представляется возможным при создании оптимальных условий для формирования у школьников как предметных умений и навыков, так и определенной системы универсальных учебных действий [1; 3; 5].

Указанная педагогическая категория реализуется в учебном процессе общеобразовательного учреждения посредством четырех блоков: личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного. Охарактеризуем их более подробно [2].

Личностный блок предполагает обеспечение ценностно-смысловых ориентаций школьников, включающие соотнесение поступков и событий с комплексом действующих этических принципов, владение моральными нормами и умением выделе-

ния нравственного аспекта поведения. Помимо этого, действия данного блока представляют основу ориентации личности в сети социальных ролей и межличностных отношений.

Состав личностных действий в контексте образовательного процесса характеризуется следующими их видами: а) личностным, профессиональным, жизненным самоопределением; б) смыслообразованием; в) нравственно-этической ориентацией. Ученик должен уметь устанавливать связь между целями и мотивами учения, между результатом собственной познавательной деятельности и тем, что побуждает к ней. Он должен четко осознавать, какой смысл и какое значение имеет для него учение. Школьник должен уметь оценивать содержание изучаемого материала исходя из общественных и личностных ценностей, способствующих осуществлению правильного личностного морального выбора.

Регулятивный блок, обеспечивающий школьникам организацию собственной познавательной деятельности, характеризуется следующими учебными действиями: целеполаганием, прогнозированием, контролем, коррекцией, оценкой, саморегуляцией.

Целеполагание представлено постановкой учебных задач путем соотнесения уже известной, усвоенной информации с еще неизвестным материалом. Путём планирования ученик определяет последовательность промежуточных целей, учитывая конечный результат, составляет план и определяет последовательность своих действий. Прогнозирование состоит в предвосхищении результатов и качества усвоения материала. Контроль предполагает сличение способов действия и их результатов с определенным образцом для выявления расхождения с ним. В русле коррекции в случае несоответствия образца-эталона, предпринимаемого действия и его результата в способы действия вносятся необходимые дополнения, коррективы. При этом учитывается оценка данного результата школьником, педагогом, одноклассниками. Оценка требует от учащегося выделить и осознать то, что он уже усвоил, и то, что подлежит усвоению. Затем он осознаёт качество и уровень усвоения и оценивает результат своей работы. В контексте саморегуляции школьник должен продемонстрировать способность мобилизовать собственные силы, способность произвести волевое усилие и преодолеть препятствие.

Познавательный блок включает комплекс действий общеучебного и логического характера, а также действий по постановке проблем и их нейтрализации. Общеучебные действия выполняются в контексте самостоятельного выделения и формулирования познавательных целей, поиска и выделения необходимого информационного материала, структурирования получаемой информации, осознанного и произвольного конструирования устных и письменных речевых высказываний. При этом способ решения задачи выбирается школьником самостоятельно. Помимо этого, он должен уметь осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

Логические действия выполняются в основном в связи с необходимостью анализа объектов для выделения в них существенных и несущественных признаков, синтеза, предполагающего как конструирование объекта из отдельных компонентов, так и его достраивание с восполнением пропущенных составляющих. Важное место в арсенале логических действий занимают сравнение, классификация, сериация объектов при самостоятельном выборе оснований и критериев для данных операций. В одном ряду с перечисленными действиями находятся выявление причинно-следственных отношений изучаемых явлений и фактов, что предполагает возможность самостоятельного выведения следствия, конструирование логически стройной цепи рассуждений, построение, обоснование и проверка гипотезы и др.

Действия по постановке и решению проблемы требуют обладания умениями постановки и формулирования проблем, самостоятельного создания алгоритмов деятельности для их решения.

Коммуникативный блок представлен универсальными учебными действиями, обеспечивающими школьнику формирование таких характеристик, как социальная компетентность, терпимость к точке зрения другого человека, умение участвовать в диалоге, полилоге, дискуссии, готовность к деятельности совместно со сверстниками и взрослыми в условиях сотрудничества и продуктивного взаимодействия.

Комплекс коммуникативных учебных действий предполагает, чтобы школьник умел планировать учебное сотрудничество со сверстниками и педагогом. Он должен научиться правильно определять цель совместной деятельности, функциональные обязанности и способы взаимодействия её субъектов. Необходимо также обладать умениями ставить вопросы, проявлять ини-

Библиографический список

циативу в сотрудничестве по поиску и сбору информационного материала.

Наконец, эффективное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми требует от школьника достаточно полного и точного выражения своих мыслей исходя из целей и условий общения. Он должен владеть прочными навыками монологической и диалогической речи в соответствии с лексическими и грамматическими законами языка.

Формирование у школьников рассматриваемых блоков учебных действий осуществляется в условиях педагогического процесса образовательного учреждения при изучении всех учебных дисциплин, каждая из которых средствами своего содержания вносит в этот процесс определенный вклад. Так, средствами содержания курса литературы осуществляется формирование личностных действий, направленных на осмысление и принятие ценностных категорий, позволяющих правильно ориентироваться в системе нравственных норм, правил, оценок и способствующих выработке собственной жизненной позиции.

Серьезным подспорьем в решении данной задачи служит, например, проведение литературной гостиной по повести современного осетинского писателя Георгия Тедеева «Чёрная жемчужина». Условия совместной деятельности, творческого сотрудничества педагога и учащихся всемерно содействуют воспитанию у школьников гражданственности, любви к своему народу и ответственности перед ним, укреплению чувства патриотизма по отношению к родному краю и России в целом.

Знакомясь с содержанием повести, работая над анализом ее текста, учащиеся «погружаются» в тот исторический период, когда Осетия подверглась вторжению монголов. Неотвратимая гибель от безжалостного врага ждет древний асский город Фа-тран. Ростом, сын старейшины, предлагает родителю покориться монголам, ибо считает бесполезным и бессмысленным обречение себя на верную смерть. Но для отца - истинного патриота -это значит пренебречь честью, что является невозможным. Тогда Ростом покидает город со своей любимой девушкой Бореной, надеясь таким образом спасти свой род от исчезновения. Однако и девушка не согласна с ним, она предчувствует беду. По её мнению, ни радость, ни счастье, ни сладкая еда не могут быть возможны для тех, кто предает свой народ, свою родину. Именно это и происходит чуть позже. Взаимное непонимание, вина, стыд, одиночество - вот чувства, возникающие у влюбленных после нескольких дней полной идиллии. Страшная гибель ждет Росто-ма, оставившего соотечественников ради спасения своей жизни. Тому способствует, как отмечают учащиеся на основе анализа текста повести, и сама природа - «гадкая, противная, мерзкая» [4, с. 35], синие тени, выходящие из глубины ущелья. Все это, по мнению школьников, заставляет и героев, и читателя задуматься о смысле жизни. Размышляя над содержанием произведения, они отмечают, что не бывает на свете счастья, достигнутого ценой предательства. И не помогут при этом ни чистый горный воздух, ни плодородная земля, ни прозрачная родниковая вода...

Таким образом, нравственные проблемы, являющиеся ключевыми в содержании произведения, ощущаются школьниками как общечеловеческие, глобальные, не утратившие своего значения по сей день. А формирующийся на их основе комплекс личностных универсальных учебных действий способствует воспитанию у подрастающего поколения уважения к своему народу, осмыслению жизненных ситуаций и поступков людей, осуществлению осознанного выбора в определении собственной гражданской позиции, исходя из арсенала общечеловеческих ценностей, принятых в социуме нравственных и этических норм.

1. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. Санкт-Петербург, 2007.

2. Громыко Ю.В. Разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных способностей старших школьников. Москва, 2001.

3. Джиоева А.Р. К вопросу о реализации универсальных учебных действий в образовательном процессе школы. Вопросы образования и науки: теоретический и практический аспекты: материалы международной научной конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация», 25 декабря 2015 г. Самара, 2015: 32 - 33.

4. Тедеев Г.А. Черная жемчужина. Владикавказ, 1997.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. Официальные документы в образовании. 2011; 8: 9 - 35.

References

1. Berkaliev T.N. Razvitie obrazovaniya: opyt reform iocenkiprogressa shkoly. Sankt-Peterburg, 2007.

2. Gromyko Yu.V. Razrabotka novogo soderzhaniya obrazovaniya i razvitie intellektual'nyh sposobnostej starshih shkol'nikov. Moskva, 2001.

3. Dzhioeva A.R. K voprosu o realizacii universal'nyh uchebnyh dejstvij v obrazovatel'nom processe shkoly. Voprosy obrazovaniya i nauki: teoreticheskij i prakticheskij aspekty: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii NIC «Povolzhskaya nauchnaya korporaciya», 25 dekabrya 2015 g. Samara, 2015: 32 - 33.

4. Tedeev G.A. Chernaya zhemchuzhina. Vladikavkaz, 1997.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya: utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 № 1897. Oficial'nye dokumenty v obrazovanii. 2011; 8: 9 - 35.

Статья поступила в редакцию 11.10.16

УДК 37.035.6

Alibekova Z.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Bachieva E.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Umalatova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING EMOTION AND VALUE ATTITUDE OF HIGH SCHOOL STUDENTS TO FAMILY IN ETHNOCULTURAL ENVIRONMENT. The article discusses concepts of value as an object, understood and valued by a subject in the light of his ideals and goals, as a factor of axiological education, which includes space based on cultural heritage, the transfer and consolidation of social experience, culture and ethnic cultures. The authors of the paper tell about the importance of creating educational space to form special environment among children, in which there would be interaction between families and school and it will provide emotion and value relationship of high school students with the family. There is need to enhance the professional competence and pedagogical culture of a teacher in respect of family upbringing, to use interactive forms and methods to address the educational and creative challenges.

Key words: value, environment, ethnocultural environment, national-cultural values.

З.Н. Алибекова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский

государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

Э.Ю. Бачиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский

государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

З.М. Умалатова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский

государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

педагогические условия формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье в этнокультурной среде

В статье рассматриваются понятия ценность как объект, отраженный, осмысленный и оцененный субъектом в свете его идеалов и целей, среда, этнокультурная среда как фактор аксиологического воспитания, которая включает в пространство, основанное на культурном наследии, сфере передачи и закрепления социального опыта, культуры и этнокультуры; педагогические условия эмоционально-ценностного отношения к семье в этнокультурной среде, включающие: создание в образовательном пространстве воспитывающей среды; взаимодействие семьи и школы, обеспечивающее эмоционально-ценностное отношение старшеклассников к семье и семейным этнокультурным ценностям; повышение уровня профессиональной компетентности педагога в вопросах семейного воспитания, его педагогической культуры; внедрение интерактивных форм и методов по решению учебно-творческих задач, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения к семье на воспитательном потенциале педагогической культуры народов Дагестана

Ключевые слова: ценность, среда, этнокультурная среда, национально-культурные ценности.

Современная гуманистическая система школьного образования, основывающаяся на личностно-ориентированном подходе к учащимся, нуждается в практико-ориентированных разработках, нацеленных на выявление условий повышения готовности старших школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современном социуме. Атрибутом «среды» является этническая культура. Этнокультурная среда - это организованное пространство, основанное на культурном наследии, направленное на развитие личности, обогащение жизненного опыта; явление социально-историческое, в нем находит отражение генетическая память этноса [1]. Мы полагаем, что одним из факторов повышения эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье является усиление акцента на воспитание семейных ценностей с опорой на национальные традиции, многовековой жизненный опыт народа. В результате выявились неиспользованные резервы совершенствования этнопедагогической системы формирования у старшеклассников отношения к семье как к ценности. Для этого необходима корректировка содержания учебного материала по предметам обществознание, технологии, русская и дагестанская литература, изучаемым в старших классах, использование интерактивных форм и методов обучения.

В ходе нашего исследования выделены условия, способствующие эффективному решению проблемы формирования

эмоционально-ценностного отношения у старшеклассников к семье в этнокультурной среде. К таким условиям относятся:

- создание в образовательном пространстве воспитывающей среды: выстраивание системы педагогической поддержки в формирования эмоционально-ценностного отношения через выявление характера ценностных ориентаций школьников, определение меры социальных притязаний и возможностей старшеклассников, организация общеклассной поддержки, вызывающей «эффект потока» активности, создание ситуации успеха, активное включение игровых ситуаций, атмосфера доброжелательности; способы поиска педагогом у школьников «точек роста позитивного отношения к семье», активное вовлечение учащихся в процесс возвышения в социальной позиции, решение вопросов проблемного характера;

- взаимодействие семьи и школы, обеспечивающее эмоционально-ценностное отношение старшеклассников к семье и семейным этнокультурным ценностям;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагога в вопросах семейного воспитания, его педагогической культуры;

- внедрение интерактивных форм и методов по решению учебно-творческих задач, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения к семье на воспитательном потенциале педагогической культуры народов Дагестана [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.