УДК 37.011.33
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА: ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
И.А.Донина, С.А.Поломошнова
UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITES OF HIGH SCHOOL STUDENTS: AGE CHARACTERISTICS
AND DEVELOPMENT TRENDS
I.A.Donina, S.A.Polomoshnova
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, doninairina@gmail.com
Раскрывается специфика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в старшем школьном возрасте, рассматриваются основные направления их развития. В старшем школьном возрасте место каждого универсального учебного действия в целостной системе, его функции определяет центральное психологическое новообразование раннего юношеского возраста — жизненное, профессиональное и личностное самоопределение, которое в свою очередь, имеет ценностно-смысловую основу, которая задает вектор становления личности, придает направленность учебной деятельности старшеклассника, регулируя цели, мотивы, волевые установки, выступая критерием социальной и профессиональной активности. Как процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни, процесс проектирования своего профессионального будущего самоопределение выступает движущей силой развития системы универсальных учебных действий, активизируя личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные ее компоненты.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, личностное, жизненное, профессиональное самоопределение
The article deals with the specifics of personal, regulatory, cognitive, communicative universal educational activities of high school students as well as basic directions of development of universal educational activities in high school. In adolescence all types of universal educational activities are defined by the process of psychological, professional and personal self-determination. The process of designing their future professional roles is a driving force for development of the system of universal educational activities including personal, regulatory, cognitive and communicative components.
Keywords: universal education actions, psychology, professional and personal self-determination
В настоящее время в России происходит реформирование государственной системы образования. Данный процесс сопровождается расширением педагогической теории, а также изменениями в практике учебно-воспитательного процесса образовательных организаций: меняется стиль отношений между субъектами образовательного процесса, нормативно-правовая основа. Изменяются основные образовательные программы: происходит обновление содержания, предлагаются новые методы и подходы их реализации.
Данные изменения закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения, в основе которого положена концепция развития универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) — это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Под ключевыми компетенциями учащегося во ФГОС понимается сформированность личностных и метапредметных результатов.
Универсальные учебные действия включают в себя четыре группы действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), определяемые общей логикой возрастного развития, которые, в соответствии с системно-деятельностным подходом, представляют собой целостную, взаимосвязанную систему.
Рассмотрим группы универсальных учебных действий в старшем школьном возрасте, а также не-
которые задачи и направления работы по их развитию.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), готовность к жизненному и личностному самоопределению, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, что приводит к становлению ценностной структуры сознания личности [1].
Действия в личностном самоопределении связаны с нахождением смыслов жизнедеятельности и определением (позиционированием) себя в мире. В юношеском возрасте самоопределение связано с проблемой выбора своего будущего и предполагает учет своих способностей, склонностей, возможностей. Л.И.Божович связывает его с формированием внутренней позиции взрослого человека [2].
Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте составляет важный аспект личностного самоопределения. «Сущностью профессионального самоопределения, — по мнению Н.С.Пряжникова, — является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [3, с. 65].
Актуальной задачей образовательной организации по формированию действий самоопределения старшеклассников становится построение такого
учебно-воспитательного процесса, который бы в полной мере учитывал индивидуальные образовательные запросы и потребности учащихся, предоставлял им оптимальные условия для получения качественного образования, реализации творческих и исследовательских запросов, ответственного выбора индивидуальной образовательной траектории. Необходимо формировать у учащихся готовность к выбору через организацию деятельности, способствующую самораскрытию, нахождению личностных смыслов в осуществляемом выборе в конкретной жизненной ситуации. Важно обеспечить старшеклассника множеством вариантов выбора в плане перспектив личностного, социально-профессионального и, в итоге, жизненного развития.
Самоопределение, как системообразующая составляющая, детерминирует развитие всех групп УУД. В группе личностных УУД оно «запускает» действия смыслообразования и действия нравственно-этического оценивания.
Действие смыслообразования применительно к учебной деятельности рассматривается как «установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом» [1, с. 107].
В учебной деятельности важную роль играют познавательные мотивы, которые окрашивают учение личностным смыслом. В основе этих мотивов лежит познавательная потребность. Данные мотивы возникают также в игре, общении и труде, поэтому включение этих видов деятельности в образовательный процесс «способствует формированию познавательной мотивации к учению и развитию познавательных интересов» [4, с. 57].
Активно побуждают учебную деятельность и социальные мотивы, связанные с будущим. В связи с этим, учение становится избирательным по отношению к учебным предметам. Основным мотивом познавательной деятельности становится стремление приобрести социально-значимую профессию.
Важными факторами, регулирующими мотивацию старшеклассника и постановку соответствующей мотиву цели, выступают личностный смысл и ценностные ориентации. Они «являются основой для перспективных мотивов, которые направляют, ориентируют школьника, побуждают его учиться» [4, с. 59].
Действия нравственно-этического оценивания обеспечивают развитие у старшеклассников моральной компетентности [1, с. 107]. Данная группа действий реализуется на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся. По мнению Н.О.Балакиной, «ценностные ориентиры и сформированные личностные приоритеты выступают как стимул к объяснению и обоснованию собственной точки зрения, как содержательная основа для формулирования значимой для них позиции» [5].
Исследования Л.В.Дюдюкиной показывают, что в старшем школьном возрасте ценностные ориентации, включаясь в ценностно-ориентационную структуру личности, превращаются в жизнесмысло-вые установки, выступающие личностно-субъективной характеристикой, определяющей сферу
глубинной мотивации, социально-психологическую ценность личности и пути ее последующего развития [6, с. 178].
В группу регулятивных УУД входят действия, обеспечивающие функцию организации учащимся своей учебной деятельности как деятельности самообразования, действия построения жизненных планов во временной перспективе, а также волевая саморегуляция.
В старшем школьном возрасте учебно-профессиональная деятельность (ведущий вид деятельности) под влиянием ценностных и личностных оснований преобразуется в деятельность самообразования, включающую действия целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, саморегуляции. Согласно А.М.Суковых, активизируют самообразование старшеклассников личностные универсальные учебные действия. К ним относятся: способность к изменению личностных смыслов самообразования и ценностно-смысловых оснований деятельности, умения индивидуально-оценочной и самооценочной системы; способность к самосозиданию, включающему творение себя, своих отношений, своей жизни, окружающего мира [7]. Таким образом, если школьник ценностно ориентирован, и в основе его деятельности лежат личностные смыслы, то он будет стремиться к овладению и совершенствованию действиями самообразования, если же деятельность не имеет смысла для личности ребенка, т.е. является нейтральной для его сознания, то она становится нейтральной для его развития.
Действия построения жизненных планов во временной перспективе должны помочь старшекласснику установить связь между настоящим (учебная деятельность) и будущим (планируемая профессиональная карьера), выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию.
Построение жизненных планов во временной перспективе подготовлено развитием целеполагания и способности саморегуляции и самоуправления в младшем школьном и подростковом возрасте. Соответственно, успешность жизненного проектирования и построения жизненных планов определяется сфор-мированностью системы действий саморегуляции и целеполагания на предшествующих возрастных ступенях развития.
Действия саморегуляции или волевой регуляции в старшем школьном возрасте также связаны с деятельностью по реализации профессионального плана и формируются в следующих видах деятельности: инициация и планирование целей, последовательности задач и этапов достижения целей на основе внутреннего плана действий; выстраивание приоритетов целей с учетом принятых ценностей и жизненных планов; самостоятельная реализация, контроль и коррекция учебной и познавательной деятельности на основе предварительного планирования; управление временем и регулировка деятельности в соответствии с разработанным планом; использование ресурсных возможностей для достижения целей; поленезависи-мость самоуправления, противостояние внешним помехам деятельности; осознание используемых страте-
гий совладания и выбор конструктивных стратегий и т.д.
«Успешность саморегуляции, — по А.Г.Асмолову, — обуславливается личностным потенциалом, который может быть определен как системная организация личностных особенностей, представляющих основу, или «стержень личности» [1, с. 109].
Развитие саморегуляции в учебной деятельности требует особой организации учебного сотрудничества учащегося с учителем и со сверстниками. Учитель должен планировать свое взаимодействие с учеником, ориентируясь на необходимость: инициирования внутренних мотивов учения ученика; поощрения действий самоорганизации и делегирование их учащемуся при сохранении учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости; широкого использования групповых коллективных форм работы.
Познавательные УУД в старшем школьном возрасте включают общеучебные действия (в том числе знаково-символические), логические действия и действия постановки и решения проблем.
Общеучебные действия помогают школьнику осуществлять самостоятельные исследования; работать с потоками информации; производить знаково-символические действия; структурируют знания; помогают осознанно и произвольно строить устное или письменное речевое высказывание; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; осуществлять рефлексию учебной деятельности; производить контроль и оценку процесса и результатов деятельности; осуществлять смысловое чтение; ориентироваться в информации различного назначения.
Логические действия выступают инструментальной основой мышления и применимы в решении исследовательских задач. Они помогают школьнику «выделять общие черты в различных явлениях реальной действительности, устанавливать причинно-следственные связи, т.е. детерминировать любое изучаемое явление» [4, с. 62].
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Для того чтобы побудить старшеклассника к развитию данной группы действий, необходимо, чтобы он был ценностно ориентирован на них, а это возможно, когда старшеклассник рассматривает учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Лишь в этом случае он будет стремиться к сознательному овладению данными действиями и их совершенствованию, а действия будут служить операционным составом деятельности.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность, регулируют взаимодействие и сотрудничество с другими людьми, а также несут функцию интериоризации (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин). В их состав входят: планирование учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; инициативное сотрудничество включающее по-
становку вопросов, поиск и сбор информации; действия по разрешению конфликтов; действия по управлению поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные УУД обладают значительным потенциалом для саморазвития школьника, а также актуализируют личностную составляющую деятельности, ее субъектное начало.
Подводя итог, отметим, что универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой «генезис и развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами и общей логикой возрастного развития» [13]. В старшем школьном возрасте место каждого УУД в целостной системе, его функции определяет центральное психологическое новообразование раннего юношеского возраста - жизненное, профессиональное и личностное самоопределение, которое в свою очередь, имеет ценностно-смысловую основу. Ценностно-смысловая основа ориентации задает вектор становления личности, придает направленность учебной деятельности старшеклассника, регулируя цели, мотивы, волевые установки, выступая критерием социальной и профессиональной активности. Самоопределение же, как процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни, процесс проектирования своего профессионального будущего, выступает движущей силой развития системы универсальных учебных действий, активизируя личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные ее компоненты.
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Кара-банова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. № 1(15). С. 104-110.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 352 с.
3. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2008. 320 с.
4. Шманева И.В. Ценностные ориентации как фактор активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников. Магнитогорск: МаПи, 1997. 169 с.
5. Балакина Н.О. Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка // Педагогический вестник Карелии. 2011. № 3. С. 29-35.
6. Дюдюкина Л.А. Влияние групповых отношений на ценностные ориентации старших школьников. СПб: РГПУ, 1998. 256 c.
7. Суковых А.М. Педагогическое обеспечение формирования личностных универсальных учебных действий, активизирующих самообразование старшеклассников // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. № 2(17). 2011. С. 133-138.
References
1. Asmolov A.G. et al Proektirovanie universal'nykh uchebnykh deystviy v starshey shkole [&eation of the universal educational activities in high school]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal, 2011, no. 1(15), pp. 104-110.
2. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: Izbrannye psikhologicheskie trudy [Issues of formation of personality:
Selected psychological scientific works]. Moscow, Voronezh, 1997. 352 p.
3. Pryazhnikov N.S. Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika [Professional self-determination theory and practice]. Moscow, 2008. 320 p.
4. Shmaneva I.V. Tsennostnye orientatsii kak faktor aktivizatsii uchebno-poznavatel'noy deyatel'nosti starsheklassnikov [Valuable orientations as the factor of activization of stady and informative activity of senior pupils]. Magnitogorsk, 1997. 169 p.
5. Balakina N.O. Razvitie universal'nykh uchebnykh deystviy na urokakh angliyskogo yazyka [The development of universal educational activities in the classroom of English].
Pedagogicheskiy vestnik Karelii, 2011, no. 3, pp. 29-35.
6. Dyudyukina L.A. Vliyanie gruppovykh otnosheniy na tsennostnye orientatsii starshikh shkol'nikov [Influence of group relations on the value orientation of the senior pupils]. Saint Petersburg, 1998. 256 p.
7. Sukovykh A.M. Pedagogicheskoe obespechenie formirovaniya lichnostnykh universal'nykh uchebnykh deystviy, aktiviziruyushchikh samoobrazovanie starsheklassnikov [Pedagogical maintenance of formation of personal universal educational actions, self-activating seniors]. Obrazovanie. Nauka. Innovatsii: Yuzhnoe izmerenie, no. 2(17), 2011, pp. 133-138.