Научная статья на тему 'Потенциал учебных предметов в контексте формирования универсальных учебных действий младших школьников'

Потенциал учебных предметов в контексте формирования универсальных учебных действий младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
680
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / YOUNGER SCHOOL STUDENT / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ / SUBJECT / КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPONENTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Елена Викторовна

В статье обосновано, что каждый учебный предмет в начальной школе в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся обладает определенными возможностями для формирования универсальных учебных действий. Проанализированы предметы «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» в контексте формирования познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF SUBJECTS IN THE CONTEXT OF FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

In article the author proved that each subject at elementary school depending on subject keeping and relevant ways of the organization of educational activity of students has certain potential for formation of universal educational actions and analyzed the subjects «Russian language», «Literary Reading», «Foreign language», «Mathematics», «World around», «Music», «Technology», «Physical culture» in the context of formation of informative, communicative, regulatory and personal universal educational actions of pupils of elementary school.

Текст научной работы на тему «Потенциал учебных предметов в контексте формирования универсальных учебных действий младших школьников»

УДК 372.8

doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-2(36)-84-88

ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Козлова Елена Викторовна

ГБОУ «Школа № 896»

Россия, г. Москва e-mail: 2415a@mail.ru

В статье обосновано, что каждый учебный предмет в начальной школе в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся обладает определенными возможностями для формирования универсальных учебных действий. Проанализированы предметы «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» в контексте формирования познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы.

Ключевые слова: младший школьник, универсальные учебные действия, учебный предмет, компоненты учебной деятельности

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [1].

Универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [2; 3].

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

В частности, учебные предметы «Русский язык» обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

«Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

- смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

- самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

- основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

- нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

- умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

- умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

- умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

На этом предмете формируется и совершенствуется также значительная часть логических познавательных УУД. Учебники содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным вопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т. п. На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция автора, читателя и рассказчика.

«Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:

- общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщенных

лингвистических структур грамматики и синтаксиса;

- развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

- развитию письменной речи;

- формированию ориентации на партнера, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнера; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме.

На ступени начального общего образования «Математика» является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также планирование (последовательности действий по решению задач). Усвоение приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций - умении анализировать объект, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, осуществлять сравнение, устанавливать аналогии. При решении задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает не только, как цель, но и как средство обучения [4]. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. Моделирование включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование. С их освоения и должно начинаться овладение моделированием.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятель-ностного компонентов гражданской российской идентичности:

- умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности

столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

- формирование основ исторической памяти - умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного поведения на природе;

- развитие морально-этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение данного предмета способствует принятию учащимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья [5].

Кроме этого, изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий:

- овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

- формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);

- формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Предмет «Музыка» обеспечивает формирование личностных, коммуникативных,

познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе. Коммуникативные универсальные учебные действия формируются на основе умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Специфика предмета «Технология» и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:

- ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;

- значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров);

- специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста - умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;

- широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса;

- формированием первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.

Изучение технологии обеспечивает реализацию следующих задач:

- формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, схем, чертежей);

- развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

- развитие планирующей и регулирующей функции речи;

- развитие коммуникативной компетентности учащихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

- развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;

- формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей сим-волико-моделирующей деятельности;

- ознакомление обучающихся с правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения;

- ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.

Предмет «Физическая культура» обеспечивает формирование следующих личностных универсальных действий:

- основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гор-

дости за достижения в мировом и отечественном спорте;

- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей, умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессовой устойчивости;

- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Таким образом, при формировании личностных УУД у ученика, всегда учитываются его эмоциональное отношение к изучаемым темам, его самоопределение, нахождение личного смысла в каждой из изучаемых тем.

Предполагается, что к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы следующие личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

- формирование широкой мотивацион-ной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности;

- интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, общества; осознание своей этнической принадлежности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация внутренних моральных и общественных (конвенциональных) норм;

- установка на здоровый образ жизни;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

- сопереживание чувствам других людей.

Литература

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М., 2012.

2. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться. М., 2012.

3. Прокудин Ю. П., Миленко Е. А. Формирование универсальных учебных действий как педагогическая проблема //Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 136-144.

4. Заяшникова Н. В. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 22. С. 33-42. URL: http://e-koncept.ru/2017/670026.htm

5. Манаенко Т. П., Шимлина И. В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира // Вестник Кузбасской государственной педагогической академии. 2013. № 1(26). С. 179-188.

References

1. Аsmolov А. G., Burmenskaya G. V. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v

nachal'noj shkole [How to project universal educational actions at elementary school]. M., 2012.

2. Tsukerman G. A. Kak mladshiye shkol'niki uchatsya uchit'sya [How do younger school students learn to study]. M., 2012.

3. Prokudin Yu. P., Milenko E. A. Formirovaniye universal'nykh uchebnykh dejstvij kak pedagogicheskaya problema [Formation of universal educational actions as pedagogical problem] //Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2018. T. 23. № 173. S. 136-144.

4. Zayashnikova N. V. Formirovaniye universal'nykh uchebnykh dejstvij u uchashchikhsya nachal'noj shkoly [Formation of universal educational actions of pupils of elementary school] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Kontsept». 2017. T. 22. S. 33-42. URL: http://e-koncept.ru/2017/-670026.htm

5. Manaenko T. P., Shimlina I. V. Formirovaniye universal'nykh uchebnykh dejstvij mladshikh shkol'nikov na urokakh okruzhayushchego mira [Formation of universal educational actions of younger school students at world around lessons] // Vestnik Kuzbasskoj gosudarstvennoj pedagogicheskoj akademii. 2013. № 1(26). S. 179-188.

* * *

POTENTIAL OF SUBJECTS IN THE CONTEXT OF FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Kozlova Elena Viktorovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SBEI «School № 896»

Russia, Moscow e-mail: 2415a@mail.ru

In article the author proved that each subject at elementary school depending on subject keeping and relevant ways of the organization of educational activity of students has certain potential for formation of universal educational actions and analyzed the subjects «Russian language», «Literary Reading», «Foreign language», «Mathematics», «World around», «Music», «Technology», «Physical culture» in the context of formation of informative, communicative, regulatory and personal universal educational actions of pupils of elementary school.

Key words: younger school student, universal educational actions, subject, components of educational activity

Об авторе:

Козлова Елена Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 896», г. Москва About the author:

Kozlova Elena Viktorovna, Elementary School Teacher of SBEI «School № 896», Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.