Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных умений в иноязычном обучении школьников'

Формирование универсальных учебных умений в иноязычном обучении школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2043
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / УМЕНИЯ / SKILLS / ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / GENERAL LEARNING SKILLS / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / UNIVERSAL LEARNING SKILLS / EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амагаева Т.А.

В статье рассматриваются универсальные учебные умения, которые должны обеспечивать школьникам возможность эффективно учиться, овладевать содержанием учебного предмета. Говорится о противоречии между утвержденными требованиями федерального государственного образовательного стандарта к формированию универсальных учебных действий и их реализацией в школьной жизни. Представлены функции и структура данных умений, указаны особенности их развития при обучении иностранному языку. Авторы ставят перед собой следующие задачи: 1) разграничить понятия «универсальные учебные действия» и «универсальные учебные умения»; 2) определить структуру и функции универсальных учебных умений; 3) выявить особенности их развития при обучении иностранному языку. Раскрывают понятия «учебные умения», «личностные умения», «регулятивные умения», «познавательные умения», «коммуникативные умения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Universal learning skills in foreign-language teaching in secondary school

The article deals with the universal learning skills that should provide students with the ability to effectively learn and master the content of the school subjects. The contradiction between the approved requirements of the federal state educational standard to formation of the universal educational actions and their realization in school life is discussed. Functions and structure of these skills are presented, features of their development by the foreign-language teaching are specified. Authors set for themselves the following tasks: 1) to differentiate the concepts "universal educational actions" and "universal educational abilities"; 2) to define structure and functions of universal educational abilities; 3) to reveal features of their development when training in a foreign language. The concepts educational abilities, personal abilities, regulatory abilities, informative abilities, communicative abilities are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных умений в иноязычном обучении школьников»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

УДК 37.016:811

Формирование универсальных учебных умений в иноязычном обучении школьников

© Амагаева Татьяна Анатольевна

аспирант кафедры немецкого и французского языков Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 16

E-mail: tanyaklochikhina@mail.ru

В статье рассматриваются универсальные учебные умения, которые должны обеспечивать школьникам возможность эффективно учиться, овладевать содержанием учебного предмета. Говорится о противоречии между утвержденными требованиями федерального государственного образовательного стандарта к формированию универсальных учебных действий и их реализацией в школьной жизни. Представлены функции и структура данных умений, указаны особенности их развития при обучении иностранному языку. Авторы ставят перед собой следующие задачи: 1) разграничить понятия «универсальные учебные действия» и «универсальные учебные умения»; 2) определить структуру и функции универсальных учебных умений; 3) выявить особенности их развития при обучении иностранному языку. Раскрывают понятия «учебные умения», «личностные умения», «регулятивные умения», «познавательные умения», «коммуникативные умения».

Ключевые слова: учебные действия, универсальные учебные действия, умения, общеучебные умения, универсальные учебные умения.

Development of Universal learning skills in foreign-language teaching in secondary school

Tatyana A. Amagayeva

Research Assistant, Department of German and French Languages, Buryat State University

16 Sukhe-Batora St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The article deals with the universal learning skills that should provide students with the ability to effectively learn and master the content of the school subjects. The contradiction between the approved requirements of the federal state educational standard to formation of the universal educational actions and their realization in school life is discussed. Functions and structure of these skills are presented, features of their development by the foreign-language teaching are specified. Authors set for themselves the following tasks: 1) to differentiate the concepts "universal educational actions" and "universal educational abilities"; 2) to define structure and functions of universal educational abilities; 3) to reveal features of their development when training in a foreign language. The concepts educational abilities, personal abilities, regulatory abilities, informative abilities, communicative abilities are considered.

Keywords: educational actions, universal educational actions, skills, general learning skills, universal learning skills.

Современная жизнь и общество предъявляют высокие требования к выпускникам средней общеобразовательной школы, что естественным образом нашло свое отражение в социальном заказе и воплотилось в виде целей, задач и результатов обучения в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения (ФГОС). В качестве важнейшей задачи современного школьного образования ФГОС выделяет формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам возможность для самостоятельного усвоения новых знаний и формирования умений.

Противоречие между утвержденными требованиями ФГОС к формированию УУД и их реализацией в школьной жизни обусловливает актуальность данной статьи, в которой мы ставим перед собой следующие задачи: 1) разграничить понятия «универсальные учебные действия» и «универсальные учебные умения»; 2) определить структуру и функции универсальных учебных умений; 3) выявить особенности их развития при обучении иностранному языку.

Для решения первой задачи необходимо выяснить, откуда появилось понятие УУД. В 2006 г. на факультете психологии МГУ под руководством директора Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ А. Г. Асмолова группой ученых, разрабатывающей стандарты второго поколения, была создана концепция развития УУД. В основу разработки положены возрастные особенности учащихся, факторы и условия их развития, раскрытые в работах известных педагогов и психологов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Б. С. Братуяь, И. А. Васильева, Б. М. Величковского, В. В. Рубцова, В. И. Слободчикова, Л. Кольбер-га, Э. Эриксона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, А. Л. Венгера, Г. А. Цукерман.

Согласно авторам концепции, термин УУД в широком значении означает умение учиться, в узком (психологическом) значении термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [3, с. 27].

Что же понимается в психологии под учебными действиями? Д. Б. Эльконин подразумевает под ними «производимые ребенком действия по составлению предварительного представления о способе действия и по его первоначальному воспроизведению» [11, с. 217]. Цель учебного действия, как считает С. Л. Рубинштейн, — овладеть способом выполнения данного действия [6, с. 524]. Итак, учебные действия как структурные единицы учебной деятельности обеспечивают решение учебных задач и имеют достаточно узкую, конкретную направленность.

Вместе с тем, как показывает анализ ФГОС, его авторы используют наряду с термином «универсальные учебные действия» термин «общие учебные умения». Поэтому обратимся к понятию «умение». В психологии умение — «это знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности. ... Умение включает в себя достаточно сложную систему психических и практических действий. При наличии умения под контролем сознания человек успешно выполняет то или другое действие. Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения» [4, с. 213].

Определение психолога А. В. Петровского является, по нашему мнению, наиболее емким: «Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях» [5, с. 414].

В рассмотренных определениях понятие «умение» раскрывается то как сложная система действий, то как результативное выполнение сложного действия, то как способ выполнения действия. Современное представление об умении, существующее в методике обучения иностранным языкам, включает в себя все указанные составляющие и базируется на всех этих подходах. На основе анализа вышеизложенного мы считаем, что понятие «умение» в методическом плане шире понятия «действие», поэтому предлагаем использовать понятие «универсальные учебные умения» (УУУ) для обозначения совокупности способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний и формирование умений.

Рассмотрим соотнесенность УУУ с понятием «общие учебные умения», которое активно использовалось до недавнего времени в теории и методике обучения иностранному языку. В современной науке, использующей компетентностный подход, учебные умения понимаются как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленный целостной, интегративной способностью школьника быть субъектом деятельности, которая позволяет активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности [9].

Учебные умения обеспечивают возможность эффективно учиться, овладевать содержанием учебного предмета. Согласно В. В. Давыдову, умения формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению ученики приобретают постепенно, «именно в этом процессе у них формируется умение учиться» [2, с. 150]. Учебные умения, возникающие на основе соответствующих действий, формируются у школьников в процессе длительного усвоения конкретных «предметных» знаний. Поэтому в программу учебного предмета необходимо включать требуемые для усвоения его содержания учебные умения [2, с. 164].

Различают общие и специальные учебные умения. Общие учебные умения являются базой для успешной учебной деятельности по любому предмету (например, умение работать с учебником, делать конспекты, читать учебную литературу и т. д.). Специальные учебные умения, приобретая специфику конкретной дисциплины, позволяют успешно учиться именно по этой дисциплине (например, в ходе обучения иностранному языку формируются умения работы с текстом на иностранном языке, со словарем, с диалогом и т. д.).

Метапредметный характер УУУ, их целостность в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности позволяют соотнести их с общими учебными умениями. Именно общие учебные умения, или УУУ, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса. Об этом свидетельствует анализ их функций и структуры.

В своей работе «Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли» А. Г. Асмолов выделяет их следующие функции [3, с. 27]:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В структуре УУУ вслед за Асмоловым мы выделяем следующие блоки:

Личностные умения обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных умений: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей).

Регулятивные умения обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. В основе этих умений, по мнению некоторых авторов, лежит рефлексия. Выделяются следующие аспекты рефлексии [7, с. 155]: личностный (понимание человеком своего внутреннего мира, своего состояния и деятельности); интеллектуальный (выделение, анализ, соотношение с предметной ситуацией собственных действий, прогнозирование развития ситуации); коммуникативный (определение межличностного восприятия и осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению); кооперативный («выход» субъекта во внешнюю позицию по отношению к деятельности, согласование позиций и совместных действий участников коллективной деятельности).

Познавательные умения включают общеучебные, логические, а также умения постановки и решения проблемы. Примечательно, что Асмолов включает общеучебные умения в состав познавательных умений и относит к ним: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, моделирование и др. [3, с. 29-30].

Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности. К ним относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Умения коммуникации включают четыре обобщенных умения [7, с. 156]:

- слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

- самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

- выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения;

- выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения.

Изучение иностранного языка как одного из основных школьных предметов предполагает значительные затраты времени учащихся и способность работать самостоятельно, что, в свою очередь, требует сформированных умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, т. е. предполагает УУУ. Однако в науке еще недостаточно разработаны методические основы формирования указанных умений при обучении иностранному языку.

Проанализированные диссертационные исследования, посвященные проблемам формирования УУД/УУУ, выполнены в основном в русле общепедагогической направленности. В частности, А. М. Суковых исследовал педагогический процесс формирования личностных УУД, активизирую-

щих самообразование старшеклассников (2011); Л. А. Теплоухова изучала педагогические условия формирования УУД учащихся основной школы при проектной направленности изучения предмета, определила ядро проектных умений (2012); А. А. Маркина занималась определением педагогических условий, критериев и показателей эффективности развития регулятивно-коммуникативных умений старшеклассников в процессе применения информационно-коммуникационных технологий (2012); Т. М. Шахова разработала систему формирования у школьника познавательных и регулятивных УУД на уроках русского языка (2014).

H. О. Балакина в своем диссертационном исследовании (2013) доказала возможность взаимосвязанного развития способов УУД и иноязычной коммуникативной компетенции при обучении учащихся профильных классов средней школы рассуждению на английском языке, разработала комплекс речемыслительных упражнений, направленных на развитие УУД средствами предмета «Иностранный язык».

Автор подчеркивает специфику коммуникативной деятельности на уроках иностранного языка, а именно ее метапредметность (охватывает различные сферы знаний), многоуровневость (используются средства и способы различной сложности), коммуникативную направленность (взаимодействие с другими людьми), неразрывную связь с мыслительными процессами (ее предметом является мысль), полифункциональность языка [1, с. 13]. В рамках предмета «Иностранный язык» УУД используются как для решения коммуникативных задач речемыслительной деятельности, так и для овладения самой речемыслительной деятельностью, способствуя формированию повышенного уровня иноязычной коммуникативной компетенции.

Также Балакина указала на специфику УУД при обучении иностранному языку [1, с. 11]. Так, личностные УУД обеспечивают построение собственных суждений на иностранном языке на основе нравственных ценностей, личной позиции и определяют оценку того, о чем учащийся слышит и читает. Регулятивные УУД обеспечивают планирование учащимися речемыслительной деятельности и других деятельностей с использованием иностранного языка. Эти действия направляют обучающихся на проявление волевого усилия и настойчивости для достижения поставленных целей. В коммуникативном плане регулятивные УУД необходимы для достижения положительных результатов общения. Познавательные УУД определяют содержание речемыслительной деятельности учащихся, обеспечивают ее качественную реализацию за счет активизации разных видов мышления: творческого, критического, понятийного, логического. Коммуникативные УУД группируются в речевые, социальные, интеллектуально-мыслительные и социокультурные действия, образуя собственно коммуникативную деятельность.

В заключение сделаем некоторые выводы на основе проведенного анализа научной литературы.

I. Учебные действия как единицы учебной деятельности обеспечивают решение учебных задач. Под умениями же мы понимаем освоенные субъектом способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков. Учебные умения обеспечивают возможность эффективно учиться, овладевать содержанием учебного предмета.

2. Метапредметный характер универсальных учебных умений (УУУ), их целостность в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности позволяют соотнести их с общими учебными умениями, которые являются базой для успешной учебной деятельности по любому предмету.

3. В функциональном плане УУУ: 1) обеспечивают учащимся возможность самостоятельно учиться, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 2) создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; 3) обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. В структуре УУУ выделяются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные умения.

4. В науке недостаточно разработаны методические основы формирования УУУ при обучении иностранному языку. В рамках предмета «Иностранный язык» УУУ используются как непосредственно для решения коммуникативных задач, так и для овладения коммуникативной компетенцией в целом. В связи с этим формирование и развитие УУУ протекает в особых условиях. В нашем дальнейшем исследовании мы планируем, прежде всего, определить перечень УУУ, необходимых при изучении иностранного языка, а также разработать методику их формирования у учащихся средней школы.

Литература

1. Балакина Н. О. Дидактико-методическая модель взаимосвязанного развития универсальных и предметных действий у обучающихся профильных классов средней школы (на примере английского языка): автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.02. — Петрозаводск, 2013. — 24 с.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М. : Педагогика, 1986. — 240 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

4. Общая психология: учебник / под общ. ред. А. В. Карпова. — М.: Гардарики, 2005. — 232 с.

5. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.

7. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н. М. Горленко, О. В. Запятая, В. Б. Лебединцев, Т. Ф. Ушева // Народное образование. — 2012. — № 4. — С. 153-161.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2010.

9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С.58-64.

10. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. — М. : Филоматис, 2004. — 416 с.

11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М. : Педагогика, 1989. — 560 с.

References

1. Balakina N. O. Didaktiko-metodicheskaya model' vzaimosvyazannogo razvitiya universal'nykh i predmetnykh deistvii u obu-chayushchikhsya profil'nykh klassov srednei shkoly (na primere angliiskogo yazyka). Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Didactical Methodical Model of Universal and Objective Actions Interconnected Development among Students of Specialized Secondary Schools (on the example of English). Author's abstract. Cand. pedagogical sci. diss.]. Petrozavodsk, 2013. 24 p.

2. Davydov V. V. Problemy razvivayushchego obucheniya: Opyt teoreticheskogo i eksperimental'nogo psikhologicheskogo is-sledovaniya [Problems of Developmental Education: Experience of Theoretical and Experimental Psychological Research]. Moscow: Pedagogika Publ., 1986. 240 p.

3. Kakproektirovat' universal'nye uchebnye deistviya v nachal'noi shkole: ot deistviya k mysli [How to Plan Universal Educational Activities in Elementary School: from Action to Thought]. Moscow: Prosveshchenie, 2008. 151 p.

4. Obshchayapsikhologiya [General Psychology]. Moscow: Gardariki Publ., 2005. 232 p.

5. Psikhologiya. Slovar' [Psychology. Dictionary]. 2nd ed., rev. and add. Moscow: Politizdat Publ., 1990. 494 p.

6. Rubinshtein S. L. Osnovy obshcheipsikhologii [Bases of General Psychology]. St Petersburg: Piter Kom Publ., 1999. 720 p.

7. Gorlenko N. M., Zapyataya O. V., Lebedintsev V. B., Usheva T. F. Struktura universal'nykh uchebnykh deistvii i usloviya ikh formirovaniya [Structure of Universal Educational Actions and the Conditions of Their Formation]. Narodnoe obrazovanie -Public Education. 2012. No. 4. Pp. 153-161.

8. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of General Education]. Moscow, 2010.

9. Khutorskoi A. V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Key Competences as a Component of Person-oriented Education]. Narodnoe obrazovanie - Public Education. 2003. No. 2. Pp. 58-64.

10. Shchukin A. N. Obuchenie inostrannym yazykam: Teoriya i praktika [Foreign Language Learning: Theory and Practice]. Moscow: Filomatis Publ., 2004. 416 p.

11. El'konin D. B. Izbrannyepsikhologicheskie trudy [Selected Psychological Works]. Moscow: Pedagogika Publ., 1989. 560 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.