Научная статья на тему 'Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках конкурса-игры по английскому языку «Лев» (начальный этап обучения)'

Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках конкурса-игры по английскому языку «Лев» (начальный этап обучения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / КОГНИТИВНЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВНЕУЧЕБНАЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипов И. Б., Семейн Л. Ю.

В статье представлен опыт организации внеучебной деятельности на начальном этапе обучения английскому языку на примере Международного дистанционного конкурса «Лев». Основное внимание уделено созданию условий для формирования познавательных универсальных учебных действий, овладения обучающимися общими учебными умениями, развития когнитивных способностей и повышения интереса детей младшего школьного возраста к изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипов И. Б., Семейн Л. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMING OF COGNITIVE UNIVERSAL STUDYING ACTIONS AS PART OF THE ENGLISH LANGUAGE GAME CONTEST "LEO" (THE BEGINNER'S STAGE OF EDUCATION)

The paper describes primary school students' extra-curriculum activities exemplified by the International on-line game contest "Leo". Special attention is paid to the tasks based on the combination of learners' educational, cognitive and play activities aimed at the forming of cognitive universal studying actions, the development of intellectual and cognitive abilities, arousing pupils' interest in acquiring the target language.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках конкурса-игры по английскому языку «Лев» (начальный этап обучения)»

УДК 371.398 Науч. спец.: 13.00.01

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ КОНКУРСА-ИГРЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «ЛЕВ» (НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ)

В статье представлен опыт организации внеучебной деятельности на начальном этапе обучения английскому языку на примере Международного дистанционного конкурса «Лев». Основное внимание уделено созданию условий для формирования познавательных универсальных учебных действий, овладения обучающимися общими учебными умениями, развития когнитивных способностей и повышения интереса детей младшего школьного возраста к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: начальный этап языкового образования, познавательные универсальные учебные действия, общие учебные умения и навыки, когнитивные и интеллектуальные способности, логическое мышление, внеучебная учебно-познавательная и игровая деятельность.

И. Б. Архипов, Л. Ю. Семейн I. B. Arkhipov, L. Y. Semeyn

THE FORMING OF COGNITIVE UNIVERSAL

STUDYING ACTIONS AS PART OF THE ENGLISH LANGUAGE GAME CONTEST "LEO" (THE BEGINNER'S STAGE OF EDUCATION)

The paper describes primary school students' extra-curriculum activities exemplified by the International on-line game contest "Leo". Special attention is paid to the tasks based on the combination of learners' educational, cognitive and play activities aimed at the forming of cognitive universal studying actions, the development of intellectual and cognitive abilities, arousing pupils' interest in acquiring the target language.

Keywords: the beginner's stage of language education, cognitive universal studying actions, general learning skills, cognitive and intellectual abilities, logical thinking, extra-curriculum educational, cognitive and play activities.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения школа должна обеспечить не только узкоспециальную предметную подготовку обучающихся, но и в первую очередь их социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие и воспитание в рамках учебного процесса [1]. В связи с этим, наряду с предметными результатами обучения - усвоением знаний и формированием навыков и умений в определенной учебной предметной области, приоритетными задачами образования становятся достижения личностных и метапредмет-ных результатов, что, в свою очередь, возможно только через целенаправленную систему формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся.

Под УУД понимают: 1) способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоения нового социального опыта и 2) совокупность способов действий и навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний и формирование умения учиться [2, с. 27-31]. Иными словами, универсальные учебные действия призваны сформировать умения самостоятельно организовывать учебную деятельность, ориентироваться в различных предметных областях и переносить приобретенные обобщенные способы учебных действий в ходе усвоения одного учебного предмета на другие.

В соответствии с основными целями общего образования выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

1) Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2) Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

3) Познавательные действия включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы, знаково-символические действия (моделирование и преобразование модели).

4) Коммуникативные действия можно кратко определить как умения, обеспечивающие способность участвовать в диалогическом общении и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Формирование УУД, характеризующихся универсальным (обобщенным) характером деятельности, по своему содержанию отличается соответственно целям обучения тому или иному учебному предмету. Рассмотрим это на примере овладения иностранным языком на начальном этапе обучения.

Под начальным этапом в методике обучения понимается период изучения иностранного языка в 1(2)-4 классах учреждений общего образования. Именно на этой ступени обучения закладываются основы для дальнейшего совершенствования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, формирования речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, воспитания и развития личности школьника в курсе изучения этого предмета [3, с. 5]. Неоспорим тот факт, что успешная организация обучения иностранному языку в начальной школе оказывает прямое и непосредственное влияние на качество языкового образования в целом. Так, специалисты в области методики обучения иностранному языку хорошо знакомы с точкой зрения британского ученого и преподавателя английского

языка Гарольда Палмера, который, перефразировав английскую пословицу "Take care of the pence and the pounds will take care of themselves" (Береги пенсы - целы будут и фунты), давал совет учителю иностранного языка: «Позаботься о начальном этапе, остальные позаботятся сами о себе» (Take care of the first two stages and the rest will take care of itself).

Личностно-развивающая функция современного образования в значительной степени меняет приоритеты в целевых установках овладения иностранным языком как учебным предметом на начальном этапе обучения. Наряду с формированием основ иноязычной коммуникативной компетенции, особое внимание уделяется приобщению младших школьников к новому социальному опыту, развитию их интеллектуальных и познавательных способностей, эмоциональной и мотивационной сфер личности [4, с. 3]. Важность решения этих задач обусловлена и возрастными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста: у них активно развиваются аналити-ко-синтетическая функция коры головного мозга и такие психические процессы, как восприятие, память, внимание, мышление, воображение. Дети обладают широкими умственными возможностями, способны к рассуждению, умозаключению, анализу предметов и явлений, не прибегая к практическим действиям с предметами, и выполняют как конкретные операции с самими предметами, так и опосредованные мыслительные операции с символами предметов и отношений между ними, что свидетельствует о развитии способности к словесно-логическому мышлению.

Достижение личностно-развивающей цели языкового образования на начальном этапе овладения иностранным языком напрямую связано с созданием условий для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся (ПУУД), включающих как общие учебные навыки и умения (например, умение самостоятельно выделить и сформулировать познавательную задачу), так и логические ПУУД: абстрагирование, анализ объектов усвоения и выделение существенных признаков, синтез, сравнение и сопоставление, дифференцирование и другие действия. Соответственно, при организации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку в начальной школе необходимо органично сочетать учебный, игровой (известно, что дети младшего школьного возраста не теряют своего интереса к игре) и познавательный виды деятельности, которые могли бы стимулировать активность, самостоятельность, развивать творческие способности, пробуждать мысль, вызывать чувство удовлетворения и создавать ситуацию успеха [5, с. 43].

Большие потенциальные возможности для формирования готовности обучающихся к решению учебно-познавательных задач на основе сочетания ведущих для младшего школьного возраста видов деятельности имеют, по нашему мнению, различные формы организации внеклассной работы по иностранному языку. Проблема в данном случае заключается в том, что на начальном этапе обучения иностранному языку обучающимся, в отличие от других школьных предметов, не предоставляются широкие возможности применить свои учебные достижения, участвуя в различных видах внеучебной деятельности, таких как лин-

гвистические конкурсы, олимпиады, викторины и проекты, организуемые в том числе учреждениями дополнительного образования. Ограничение же обучения иностранному языку рамками учебного занятия (урока) очень часто приводит к тому, что изначально достаточно высокий уровень мотивации к овладению новыми средствами выражения мыслей, чувств и эмоций постепенно снижается. Даже обладая способностью через игру погрузиться в воображаемые ситуативные обстоятельства, дети все чаще ощущают некую «искусственность» иностранного языка как учебного предмета, не имея возможности проявлять свою интеллектуальную активность, преодолевать трудности в процессе решения речемыслительных задач, оценивать свои результаты и учебные достижения в реальной, личностно-значимой, внутренне мотивированной и смыслообразующей самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе принципа «здесь и сейчас».

Одной из форм организации такой деятельности в свете вышеобозначенных задач является Международный дистанционный конкурс-игра «Лев», организуемый Центром дополнительного образования «Снейл» Омска. В сотрудничестве с данным центром преподаватели кафедры английского языка ОмГПУ в течение ряда лет принимали участие в разработке заданий, в частности, для учащихся 1-2 классов. Главная цель конкурса - стимулирование интереса обучающихся к учебному предмету, повышение мотивации к изучению английского языка как средства общения и познания, формирование позитивного эмоционального отношения к процессу обучения и создание условий для формирования ПУУД. При проектировании заданий авторы-составители руководствовались требованиями, выдвинутыми доктором педагогических наук, профессором Е. В. Бор-зовой [6, с. 11-13]:

1. Эффект новизны: разнообразие лингвистических задач, ситуативных условий, видов деятельности и их содержания, интеграция учебных, познавательных и игровых действий, необычная форма предъявления заданий и привлекательное для обучающихся оформление.

2. Эффект личностной вовлеченности: осознание личностного смысла использования приобретенных в учебной деятельности знаний, навыков и умений через установление их связи с имеющимся жизненным опытом, собственным выбором и возможностью самоорганизации деятельности.

3. Эффект успешности выполнения действий: заинтересованность в предмете деятельности, учет своих способностей, возможность выполнения заданий разной степени сложности, создание ситуации успеха.

4. Эффект интеллектуальной напряженности: овладение обучающимися такими стратегиями мыслительной деятельности, как анализ, сравнение, выделение существенных признаков, выбор правильной последовательности логических действий и операций, установление связей, предположение, догадка и т. д.

В соответствии с этими требованиями, все задания конкурса, проверяющие знание английского алфавита, владение графическими и элементарными лексико-грамматичес-кими навыками, носят игровой, занимательный характер, при этом большинство заданий иллюстрировано рисунка-

ми. Участникам конкурса даются подробные указания по выполнению заданий, в том числе технические инструкции по работе с компьютером для выполнения заданий в дистанционном режиме.

Немаловажен факт формулировки заданий в виде ситуаций, объединенных единой сюжетной линией и главным персонажем - британским львенком Лео. Участникам конкурса предлагают такие микроситуации, как: «Лео и его друзья строят школу»; «Лео с друзьями отправляется в космическое путешествие»; «Лео учится в школе». Единый увлекательный сюжет дает возможность детям рассматривать задания конкурса не просто как формальные компоненты учебной деятельности, а как основные «вехи» иллюстрированной картинками или веселыми стишками истории и стать активными, пусть и воображаемыми, «Я-участниками» описываемых личностно значимых, приближенных к реальным событий. Не случайно формулировка большинства заданий начинается с установок «Помоги...», «Окажи помощь.».

Приведем несколько примеров заданий конкурса и их описание с точки зрения создаваемых условий для формирования познавательных УУД на начальном этапе обучения английскому языку. Поскольку нами был осуществлен выбор заданий данного конкурса-игры разных лет, считаем возможным сохранить их первоначальную нумерацию в бланке ответов, что ни в коей мере не влияет на понимание их содержательных характеристик в соответствии с поставленной авторами статьи целью.

Задания по ситуации «Лео и его друзья строят школу» (2016 г., 1 класс).

1. Лео и Улитку1 пригласил в джунгли Маугли, где они строят школу для животных. В ее строительстве примет участие большая семья английских букв. Как и в любой семье, некоторые буквы внешне больше похожи друг на друга. Таким буквам дадут носилки, и они будут работать в паре. Посмотри на букву слева и подбери ей пару из столбика справа, которая похожа на нее графически. Запиши пары к буквам в окошки (2-5).

В данном задании участники конкурса, опираясь на приобретенные знания букв английского алфавита (который, заметим, приводится и в самом задании) и ранее сформированные графические навыки, должны сравнить начертание данных английских букв, произвести операции по сравнению схожих элементов и выбрать графически соответствующие: А - V, С - Q, Е - ^ I - Т, причем правильное определение двух последних сочетаний букв усложняется тем, что английские буквы Е и I имеют одинаковые с други-

1 Улитка (Snail) является еще одним, не основным, персо-

нажем ряда заданий конкурса-игры «Лев» и отражает назва-

ние самого Центра дополнительного образования «Снейл», занимающегося организацией дистанционных конкурсов.

ми буквами вертикальные элементы. Обучающиеся овладевают операциями анализа, синтеза, сопоставления, выделения общих признаков.

2. При строительстве школы некоторым буквам животные будут помогать укладывать кирпичи. Посмотри на буквы (7-10) и выбери им пару - животных, английские названия которых начинаются с этой буквы.

Исходное логическое действие, которое должны совершить участники конкурса, - посмотреть на рисунки животных, вызвать из долговременной памяти английские лексические единицы, их обозначающие, и соотнести значение слова с его формой, используя подсказку - начальную букву в написании слова (G - giraffe, L - lion, P - parrot, Z - zebra). Дети достаточно хорошо владеют данными лексическими единицами, в частности, умеют использовать их в устной речи, что облегчает выполнение данного задания - нет необходимости правильно написать слово, достаточно указать букву. Это важно на начальном этапе обучения, поскольку обучающиеся орфографическими навыками письма в совершенстве не владеют.

Задания по ситуации «Лео учится в школе» (2017 г., 2 класс):

1. Отгадай загадку, и ты узнаешь, каким видом транспорта тетя Лео прибудет, чтобы проводить своего племянника в школу:

Первая буква - палочка, а вверху кружочек.

Буква вторая - прямой уголочек.

Третья - в алфавите номер 1 восхитительная!

С четвертой начинается английское «Нет» решительное.

А последняя гласная совсем не произносится прекрасная!

Запиши в клеточки буквы, из которых это слово состоит, и перенеси их в Бланк ответов.

Выполнение приведенного задания требует абстрагирования от данного на русском языке стихотворения и на основе анализа описанных элементов английских букв, а также сопоставления с эталоном (имеющимися знаниями) осуществить свой выбор: палочка с кружочком - P, прямой уголочек - L (зная основные лексические единицы по теме «Виды транспорта», уже можно определить лексическую форму слова). Кроме того, это задание развивает языковую догадку и способность к прогнозированию по двум последним строчкам - первая буква английского алфавита A, а непроизносимая гласная в конце слова - E в загаданном слове PLANE (самолет).

2. Лео очень любит интеллектуальные игры. Одна из них называется «Кульбиты с алфавитом». В этой игре нужно продолжить последовательность. Попробуй и ты сделать это. Ответ запиши в Бланк ответов.

В данном задании, реализующем межпредметную связь с математикой, требуется владение такими логическими операциями, как анализ, синтез, умозаключение. Необходимо логически установить последовательность букв:

в первой строке - первая и последняя, вторая и предпоследняя и т. д. буквы английского алфавита;

в второй строке - пропуск букв с увеличением на одну; в третьей строке - пропуск букв с увеличением на одну и последовательное написание букв английского алфавита по принципу «1 - одна пропущенная буква - 3, 4 - две пропущенные буквы - 7, 8, 9 - три пропущенные буквы - 13, 14, 15, 16»;

в четвертой строке - установление последовательности букв на основании выявления закономерности этой последовательности: вторая - первая - третья; пятая - четвертая -шестая; восьмая - седьмая - девятая.

3. В школе Лео ходит в секцию настольного тенниса. Посмотри на теннисные шарики, добавь недостающие и ты поймешь, что, по мнению Лео, важно в этой игре тренировать. Получившееся слово запиши в Бланк ответов.

с'фОсР5

4. Как переводится это слово на русский язык? Выбери правильный ответ. Номер ответа перенеси в Бланк ответов.

(1) глаз (2) голова (3) рука (4) плечо В данном случае при выполнении этих заданий обучающимся необходимо: 1) логически предположить, что для занятия теннисом необходимо тренировать кисть руки; 2) опираясь на образное мышление, перевести символы

в графическую форму слова (HAND); 3) в случае затруднения осуществить опору на эквивалент данной лексической единицы в русском языке (РУКА).

Таким образом, участники конкурса, личностно вовлеченные в игру и заинтересованные в имеющем новизну предмете учебно-познавательной и интеллектуальной деятельности, непроизвольно учатся, удовлетворяя свои познавательные интересы, проявляя интеллектуальную активность, развивая творческие способности и формируя УУД.

Задания дистанционного конкурса-игры по английскому языку оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей младшего школьного возраста, позволяют в максимальной степени реализовать воспитательный и личностно-развивающий потенциал иностранного языка как учебного предмета, стимулируют воображение, мыслительную активность школьников, пробуждают интерес к овладению иностранным языком как новым средством общения и познания с помощью опоры на реально существующие в данном возрасте игровые и учебно-познавательные мотивы, способствуют реализации межпредметных связей, содействуют формированию информационной компетенции и создают условия для развития школьника как субъекта учебно-познавательной деятельности.

1. Федеральный государственный стандарт начального общегообразования. URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/ FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (дата обращения: 25.02.2019).

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов и др. М. : Просвещение, 2008. 151 с.

3. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях : пособие для учителей и студентов пед. вузов. М. : Просвещение, 1998. 232 с.

4. Примерная программа по иностранному языку для начальной школы // Иностранные языки в школе. 2010. № 9. С. 2-20.

5. Минаева И. Б. Мотивация успеха - необходимое условие овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. 2009. № 2. С. 42-45.

6. Борзова Е. В. Упражнения и задания как главный фактор организации деятельности учащихся в иноязычном образовании // Иностранные языки в школе. 2015. № 7. С. 7-14.

© Архипов И. Б., Семейн Л. Ю., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.