Научная статья на тему 'Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО'

Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6569
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ / PERSONAL (SELF-DETERMINATION / SENSE FORMATION / MORAL EVALUATION) / COGNITIVE (GENERAL EDUCATIONAL / LOGICAL / STATEMENT AND SOLUTION OF PROBLEMS) / REGULATORY UNIVERSAL LEARNING ACTIONS OF PUPILS / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ / COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS OF PUPILS / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / НРАВСТВЕННО-МОРАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Нина Евгеньевна, Еремина Ольга Александровна

В данной статье рассматриваются универсальные учебные действия (УУД) учащихся, которые заложены в основу федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования и являются обязательными для реализации каждым образовательным учреждением. Особое внимание отводится описанию личностных (самоопределения, смыслообразования, нравственно-этического отношения к действительности) УУД, регулятивных (целеполагания, планирования, прогнозирования, совершения действий, контроля, коррекции, оценки) УУД, познавательных (общеучебных и логических) УУД, коммуникативных УУД (понимания позиций людей, умения формулировать собственную мысль, работать в содружестве с другими, адекватно использовать речевые средства). Дано описание принципов обучения, определяющих содержание современного учебного процесса, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся. Приведен практический пример деловой учебной игры, которая способствует формированию интегративных универсальных действий учащихся на разных этапах занятия: на организационном личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД; на подготовительном личностно-самоопределяющие УУД; на содержательном общеучебные и познавательные УУД; на диагностическом интегративные УУД; на заключительном личностно-самоопределяющие УУД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Нина Евгеньевна, Еремина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NTEGRATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS OF PUPILS ACCORDING TO THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF SECONDARY EDUCATION

The article deals with universal learning actions (ULA) of pupils which are put at the basis of Federal State Educational Standards of Secondary (full) General Education and are obligatory for realization for each educational institution. Special attention is paid to the description of personal (self-determination, sense formation, moral evaluation) ULA, regulatory (goal-setting, planning, predicting, control, correction, evaluation, personal self-analysis) ULA, cognitive (general educational and logical) ULA and communicative ULA (understanding other people’s positions, ability to formulate one’s own thought, to work in partnership with others and adequately use means of speech). The article provides the description of the principles of training defining the content of the modern educational process directed at formation of universal learning actions of pupils. The authors give a practical example of a simulation game which promotes the formation of integrative universal actions of pupils at different stages of activity: at the organization stage personal, regulatory, cognitive, communicative ULA; at the preparatory stage personal self-defining ULA; at the content formation stage general educational and cognitive ULA; at the diagnostic stage integrative ULA; at the final stage personal self-defining ULA.

Текст научной работы на тему «Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО»

УДК 371.2

ББК Ч420.241+Ч420.23 ГСНТИ 14.07.09 Код ВАК 13.00.01

Попова Нина Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии и экономики, институт физики, технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: nepopova@66.ru.

Еремина Ольга Александровна,

бакалавр 4 курса, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: eriomina.o@yandex.ru.

ИНТЕГРАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СОО

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-моральное оценивание); познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблем); регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевой самоанализ), коммуникативные универсальные учебные действия учащихся.

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются универсальные учебные действия (УУД) учащихся, которые заложены в основу федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования и являются обязательными для реализации каждым образовательным учреждением. Особое внимание отводится описанию личностных (самоопределения, смысло-образования, нравственно-этического отношения к действительности) УУД, регулятивных (целепо-лагания, планирования, прогнозирования, совершения действий, контроля, коррекции, оценки) УУД, познавательных (общеучебных и логических) УУД, коммуникативных УУД (понимания позиций людей, умения формулировать собственную мысль, работать в содружестве с другими, адекватно использовать речевые средства).

Дано описание принципов обучения, определяющих содержание современного учебного процесса, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся. Приведен практический пример деловой учебной игры, которая способствует формированию интегративных универсальных действий учащихся на разных этапах занятия: на организационном - личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД; на подготовительном - личностно-самоопре-деляющие УУД; на содержательном - общеучебные и познавательные УУД; на диагностическом -интегративные УУД; на заключительном - личностно-самоопределяющие УУД.

Popova Nina Evgenyevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, of Department of Technology and Economy, Institute of Physics, Technology and

Economy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Eremina Ol'ga Aleksandrovna,

Bachelor 4th Year Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

INTEGRATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS OF PUPILS ACCORDING TO THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF SECONDARY EDUCATION

KEY WORDS: personal (self-determination, sense formation, moral evaluation); cognitive (general educational, logical, statement and solution of problems); regulatory (goal-setting, planning, predicting, control, correction, evaluation, personal self-analysis), communicative universal learning actions of pupils.

ABSTRACT. The article deals with universal learning actions (ULA) of pupils which are put at the basis of Federal State Educational Standards of Secondary (full) General Education and are obligatory for realization for each educational institution. Special attention is paid to the description of personal (self-determination, sense formation, moral evaluation) ULA, regulatory (goal-setting, planning, predicting, control, correction, evaluation, personal self-analysis) ULA, cognitive (general educational and logical) ULA and communicative ULA (understanding other people's positions, ability to formulate one's own thought, to work in partnership with others and adequately use means of speech).

The article provides the description of the principles of training defining the content of the modern educational process directed at formation of universal learning actions of pupils. The authors give a practical example of a simulation game which promotes the formation of integrative universal actions of pupils at different stages of activity: at the organization stage - personal, regulatory, cognitive, communicative ULA; at the preparatory stage -personal self-defining ULA; at the content formation stage - general educational and cognitive ULA; at the diagnostic stage - integrative ULA; at the final stage - personal self-defining ULA.

Опора на традиционную форму организации процесса не развивает современных учащихся, которые, в первую очередь, должны быть заинтересованы в © Попова Н. Е., Еремина О. А., 2015

собственном развитии. В настоящее время вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего (полного) образова-

ния (далее ФГОС СОО) [14]. Стандарты нового поколения являются ориентиром на достижение учащимися личностных, мета-предметных и предметных результатов, овладение универсальными учебными действиями (далее УУД).

Универсальные учебные действия подразделяются на личностные, регулятивные, познавательные, логические и коммуникативные, формирование которых происходит интегративно.

Личностные универсальные действия ученика:

• самоопределение ученика, которое включает в себя личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, формирование основ гражданственности и личной идентичности, развитие качеств понимания картины мира, порождение трудовой предметно-преобразовательной деятельности, развитие «Я-концепции» и самоанализа личности;

• смыслообразование ученика, которое включает в себя развитие ценностных ориентиров, интересов, смысла учебной деятельности, мотивов достижения планируемых результатов, социального признания, формирование границ собственных знаний и незнаний;

• нравственно-этическое оценивание, которое включает в себя знание моральных норм справедливости, распределения, взаимопомощи, выполнение нравственных норм поведения, способность к решению морально-нравственных проблем, оценивание своих поступков.

Регулятивные универсальные действия ученика

Регулятивные действия ученика формируются для организации учебной деятельности на протяжении всего урока самим же учеником. Организация такой учебной деятельности представляет несколько взаимосвязанных и дополняющих друг друга этапов, это:

• целеполагание, которое включает в себя самостоятельную постановку учащимися целей и задач урока, знание правил планирования и контроля способов решения задач, различие способов и результатов действия;

• планирование, которое учит учащихся ставить задачи, планировать свои действия, соизмерять их с условиями реализации, корректировать план действий в зависимости от возникающих промежуточных целей;

• прогнозирование, которое включает в себя постановку примерных результатов и итогов работы, осуществление итогового и промежуточного контроля полученных результатов;

• совершение действия, которое включает в себя осуществление учебной деятельности в соответствии с целями, задачами и предварительными результатами, выполнение учебных действий в виде материализованных проектов или проектов в виде устной или письменной речи;

• контроль включает в себя сравнение полученного результата с заранее запланированным - эталонным, а также, в случае различий, определение отклонений и их причин;

• коррекция включает в себя дополнение, внесение изменений в результаты действий после их выполнения с учетом сделанных ошибок;

• оценка включает в себя выделение учащимися знаний, которые усвоены и которые должны быть усвоены в последующей деятельности, умение оценивать правильность действий, адекватно сопоставлять свою оценку действий с оценкой учителя.

Познавательные универсальные учебные действия ученика

Познавательные универсальные учебные действия - это система способов познания окружающего мира, самостоятельный процесс поиска информации и ее обработки, систематизации, обобщения и использования полученной информации [4]. Познавательные универсальные действия подразделяются на общеучебные и логические УУД.

Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимых способов, методов, средств и значимой информации для устранения «кризисной ситуации»;

- задействование полученных ранее знаний при изучении различных дисциплин;

- использование знаково-символических средств, моделей и схем для решения задач, построения устной и письменной речи, ориентировка на разнообразные способы решения задач, структурирования занятий.

Логические универсальные действия формируются параллельно с общеучебными действиями. Они развивают нестандартное мышление, сообразительность и предполагают следующие действия:

- анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;

- синтез для составления целого из частей;

- выбор оснований и критериев для сравнения и классификации этих объектов;

- выведения понятий, обоснование причин и следствий;

- построение логической цепочки рассуждений;

- доказательное построение речи;

- выдвижение гипотез и их обоснование [4].

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия направлены на планирование и реализацию сотрудничества, на постановку вопросов, построение речевых высказываний, согласование действий с партнерами и формирование лидерских качеств учащихся. При формировании данных действий учащиеся должны:

- понимать возможность различных позиций людей, ориентироваться на партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить понятные для партнера высказывания;

- контролировать действия партнера;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия выполняют главную роль в проведении деловых игр. Благодаря коммуникативным учебным действиям на уроке «деловая игра» школьники учатся красиво, правильно и понятно строить свою речь, слушать и слышать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формирование перечисленных УУД строится с учетом определенных функций. Функции учебного процесса при формировании универсальных учебных действий учащихся:

• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

• обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [4, с. 27].

Реализация данных функций строится на основе общедидактических принципов обучения.

1. Принцип развивающего обучения предполагает, что обучение направлено на всестороннее развитие личности, поэтому для формирования УУД необходимо соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, опора на зону ближайшего

развития как всего класса, так и отдельно взятого учащегося.

2. Принцип воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено на воспитание нравственных и эстетических УУД, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

3. Принцип систематичности и последовательности обучения направлен на то, чтобы интеграция УУД способствовала взаимосвязи между полученными знаниями, возможности перехода от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращение к ранее изученному с новых позиций.

4. Принцип доступности. Интеграция УУД в обучении детей означает, что материал дается в соответствии с возрастными особенностями учащихся, но с допустимой долей трудности на основе возможных ресурсов обучающихся.

5. Принцип научности предполагает, что интеграция УУД должна строиться с учетом основных методов научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, анализ и синтез.

6. Принцип индивидуализации предполагает, что интеграция УУД должна строиться с учетом психического, интеллектуального и эмоционального уровня развития ребенка, его типа нервной системы, интересов, темпа усвоения материала и подаваться на уровне сложности в строгом соответствии с его индивидуальными особенностями.

7. Принцип наглядности означает, что эффективность интеграции УУД зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усваиванию учебного материала.

8. Принцип прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных способностей детей. Этот принцип предполагает такую интеграцию УУД, при которой учащиеся могут воспроизводить материал в отдаленном учебном процессе для решения теоретических и практических задач.

9. Принцип связи с жизнью. Главной особенностью этого принципа является понимание детьми значения теории в жизни человека и умения применять теорию на практике. Этот принцип реализуется путем интеграции УУД как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

Перечисленные дидактические принципы обучения должны учитываться при интеграции УУД и соответствовать методическим требованиям, предъявляемым к ним, что позволит установить результаты обученности учащихся.

Достижение результативности сформированных УУД учащихся предполагает полноценное освоение школьни-

ками всех компонентов учебной деятельности, включая познавательный интерес, учебную цель, учебные задачи, учебные действия и операции.

С приходом универсальных учебных действий в российскую систему образования стали все чаще происходить изменения в планировании и построении хода урока, нацеленного на формирование у учащихся УУД. Изменения строятся на основе теорий развивающего обучения, привлечения подрастающего поколения к формированию активной гражданской позиции, самообучения и самовоспитания в течение жизни, привития интереса к самостоятельному познанию себя и мира в целом, лично-стно ориентированного обучения, интеграции учебных предметов, формирования универсальных учебных действий и др.

Формировать универсальные учебные действия обучающихся можно различными методами, приемами, формами. Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности считается деловая учебная игра.

Занятия, организованные по типу деловой игры, учат школьников ставить цели и задачи на различных этапах (регулятивные УУД целеполагания), анализировать различные источники (логические познавательные УУД), выделять для себя значимую информацию (личностные смыслообразовательные УУД), терпеливо выслушивать мнения других и сотрудничать друг с другом (коммуникативные УУД).

Для такого вида деятельности характерна раздача каждому учащемуся определенной роли, с помощью которой он сможет в ходе игры проанализировать данную проблему и выявить для себя значимые факты (личностные УУД самоопределения). К планированию, построению и проведению такого вида деятельности преподаватель должен подходить с большой ответственностью, так как успешность деловой игры с интеграцией УУД зависит от количества учащихся, их способностей, готовности к состязательности, актуальности проблематики и т.д. [6, с. 14].

Школьники должны заранее познакомиться с дополнительной литературой, найти интересные факты и события, которыми они хотели бы поделиться со своими одноклассниками (познавательные логические УУД). Самостоятельная подготовка школьников предполагает не только их всестороннее развитие, но также развитие интереса к учебному процессу (личностные смыслообразовательные УУД) [6, с. 16].

Цель любой деловой игры состоит в повышении уровня знаний школьников (об-

щеучебные познавательные УУД); развитии их самостоятельного мышления (логические познавательные УУД); эволюционировании умения правильно высказывать свою точку зрения (коммуникативные УУД), слушании и уважении мнения других (личностные нравственно-моральные УУД); формировании компетенций учащихся (предметные, личностные, метапредметные) (общеучебные познавательные УУД); подготовке к предстоящей профессиональной деятельности (личностные УУД самоопределения).

Задачи деловой игры выражаются в следующем:

1.самостоятельно ставить учебные цели (регулятивные УУД целеполагания);

2. вместе находить знания по изучаемой теме (общеучебные познавательные УУД);

3. уметь работе в команде и (или) индивидуально (коммуникативные УУД);

4. решать поставленную в начале урока проблему (регулятивные УУД планирования, прогнозирования, контроля и оценки);

5. разрабатывать «новые» пути решения проблемы (общеучебные познавательные УУД, регулятивные УУД планирования и оценки);

6. быстро активизировать познавательную и творческую деятельность в конкретной области знаний (личностные смыслообразовательные УУД);

у. самостоятельно контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты (личностные самоопределяющие УУД, регулятивные УУД контроля и оценки).

Объектом игры с интеграцией УУД может являться весь курс учебного предмета, конкретный раздел, тема урока, или даже отдельно взятая из параграфа учебника проблемная ситуация, требующая решения.

Предметом игры с интеграцией УУД является содержание образовательного процесса, направленного на полное усвоение материала учащимися (личностные смыслообразовательные УУД).

Сюжет урока с целью формирования универсальных учебных действий и вне зависимости от выбранной темы всегда должен состоять из основных этапов, это:

1. Организационный - подразумевает под собой предварительную постановку проблемы перед учениками, акцент на жизненной необходимости данного материала, что направлено на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

2. Содержательный - подробное объяснение правил игры учителем, раздача

дополнительного материала, который потребуется в ходе игры, а также подготовка учащихся к восприятию материала, что направлено на формирование общеучебнъх познавательных УУД.

3. Подготовительный - каждый ученик сам определяет цели, задачи и примерные результаты деятельности. Роли распределяются между учащимися, исходя из их предпочтений и предрасположенностей. В данном случае учитель преследует цель развития в учащихся новых качеств и способностей, Я-концепции, что направлено на формирование личностных самоопределяющих УУД учащихся.

4. Этап обсуждения. Это самый затратный по времени этап, на котором реализуются цели и задачи, поставленные всеми участниками процесса. Ход запланированный игры нельзя менять, только педагог может тактично корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры, что в комплексе формирует нравственно-моральные, общеучебные, логические познавательные УУД учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Диагностический - подробный анализ полученных результатов, выступление экспертов, обмен мнениями, выработка рекомендаций участникам. Игра ориентирована на изменение личности, ее динамического саморазвития, самопознания, выработку эмоциональной устойчивости, коммуникабельности, приобретение навыков быстрого реагирования на постоянно изменяющиеся процессы, что показывает на сформирован-ность интегративнъх УУД.

6. Учебный - формулировка самими учащимися и запись в тетрадь главных выводов, достигнутого результата на основе положительного отношения к полученным знаниям, что направлено на формирование смыслообразовательных личностных УУД учащихся.

7. Заключительный - выставление отметок, домашнее задание, выслушивание предложений по улучшению подачи материала с помощью игровых занятий, организации учебной деятельности со стороны учащихся, что направлено на формирование личностнъж самоопределяющих УУД.

Деловая игра воссоздает модель реальной ситуации, обеспечивая снижение растерянности и неопределенности в принятии решений, придании уверенных и осознанных действий, что дает основание говорить о сформированных личностных нрав-ственно-моральнъх УУД учащихся.

Таким образом, деловая учебная игра несет на себе практический характер деятельности, направленный на формирование и интеграцию УУД учащихся по всем изучаемым предметам с опорой на их жизненный опыт.

Перечисленные методические требования к деловой игре дают возможность педагогу как можно качественнее формировать УУД учащихся, благодаря чему происходит учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, а процесс обучения и воспитания становится соответствующим требованиям, положенным в основу ФГОС СОО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. 96 с.

2. Борытко Н. М. Теория обучения : учебник для студентов педагогических вузов. Волгоград : ВГИПК РО, 2008. 72 с.

3. Ильин Е. Н. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2002. 512 с.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008. 151 с.

5. Обзор деловых игр // festival21.org. URL: http://festival2l.org/stati-i-publikacii/obzor-delovyx-igr (дата обращения: 21.09.2015).

6. Организация и проведение деловых игр // lektsii.com. URL: http://lektsii.com/2-3i7i9.html (Дата обращения: 20.09.2015).

7. Подласый И. П. Педагогика : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области «Образование и педагогика»: в 3-х книгах / И. П. Подласый. Кн. 1. 2008. 527 с.

8. Попова Н. Е. Формирование компетенций учащихся через игровые методы обучения. Scientific Review Proceeding of the international scientific conference / Czech Republic Karlovy Vary - Russia, 2015. P. 375-3639. Программа формирования УУД // pedagogie.ru. URL: http://pedagogie.ru/stati/proektirovanie/

programa-formirovanija-ud.html (Дата обращения: 05.10.2015).

10. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1. М. : НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

11. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2011. 608 с.

12. Соколов А. С. Вальс с Энергией Сотворения или Педагогика XXI века. Книга 1. Начала начал. СПб. : Тесса, 2006. 208 с.

13. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М. : Азбуковник, 1997. 944 с.

14- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года: принят 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г. 50 с.

15. Хуторской А. В. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) / А. В. Хуторской, А. Д. Король / / Вопросы философии. 2008. №4. 195 с.

16. Шаронова С. А. Деловая игра. Практикум. М. : Издательство Российского Университета дружбы народов, 2005. 90 с.

17. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается / В. Ф. Шаталов. М. : Педагогика, 1989. 334 с.

REFERENCES

1. Amonashvili Sh. A. Obuchenie. Ocenka. Otmetka. M., 1980. 96 s.

2. Borytko N. M. Teorija obuchenija : uchebnik dlja studentov pedagogicheskih vuzov. Volgograd : VGIPK RO, 2008. 72 s.

3. Il'in E. N. Motivacija i motivy. SPb. : Piter, 2002. 512 s.

4. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstvija v nachal'noj shkole: ot dejstvija k mysli : posobie dlja uchitelja / A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaja, I. A. Volodarskaja i dr.; pod red. A. G. Asmolova. M. : Prosveshhenie, 2008. 151 s.

5. Obzor delovyh igr // festival21.org. URL: http://festival21.org/stati-i-publikacii/obzor-delovyx-igr (Data obrashhenija: 21.09.2015).

6. Organizacija i provedenie delovyh igr [Jelektronnyj resurs] // lektsii.com. URL: http://lektsii.com/2-31719.html (Data obrashhenija: 20.09.2015).

7. Podlasyj I. P. Pedagogika : uchebnik dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po napravlenijam podgotovki i special'nostjam v oblasti «Obrazovanie i pedagogika»: v 3-h knigah / I. P. Podlasyj. Kn. 1. 2008. 527 s.

8. Popova N. E. Formirovanie kompetencij uchashhihsja cherez igrovye metody obuchenija. Scientific Review Proceeding of the international scientific conference / Czech Republic Karlovy Vary - Russia, 2015. P. 375-363.

9. Programma formirovanija UUD [Jelektronnyj resurs] // pedagogie.ru. URL: http://pedagogie.ru/stati/proektirovanie/programa-formirovanija-ud.html (Data obrashhenija: 05.10.2015).

10. Selevko G. K. Jenciklopedija obrazovatel'nyh tehnologij. V 2 t. T. 1. M. : NII shkol'nyh tehnologij, 2006. 816 s.

11. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shijanov E. N. Pedagogika : uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2011. 608 s.

12. Sokolov A. S. Val's s Jenergiej Sotvorenija ili Pedagogika XXI veka. Kniga 1. Nachala nachal. SPb. : Tessa, 2006. 208 s.

13. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. M. : Azbukovnik, 1997. 944 s.

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija vtorogo pokolenija, utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrja 2010 goda: prinjat 21 dek. 2012 g.: odobren Sovetom Federacii 26 dek. 2012 g. 50 s.

15. Hutorskoj A. V. Dialogichnost' kak problema sovremennogo obrazovanija (filosofsko-metodologicheskij aspekt) / A. V. Hutorskoj, A. D. Korol' // Voprosy filosofii. 2008. №4. 195 s.

16. Sharonova S. A. Delovaja igra. Praktikum. M. : Izdatel'stvo Rossijskogo Universiteta druzhby narodov, 2005. 90 s.

17. Shatalov V. F. Jeksperiment prodolzhaetsja / V. F. Shatalov. M. : Pedagogika, 1989. 334 s.

Статью рекомендует канд. психол. наук, доц. Н. О. Леоненко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.