Научная статья на тему 'Универсальные учебные действия учащихся в реализации компетентностного подхода'

Универсальные учебные действия учащихся в реализации компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СПОСОБЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPETENCE APPROACH / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / METHODS OF TRAINING ACTIVITIES / KEY COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ручка Оксана Николаевна

Статья посвящена проблеме реализации компетентностного подхода в обучении через универсализацию учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся для социального становления и последующей эффективной профессионально ориентированной подготовки. Одним из подходов к решению этой проблемы является создание инвариантной основы образовательного и воспитательного процесса в виде системы универсальных способов учебных действий. Научная новизна исследования заключается в разработке блочной структуры универсальных учебных действий (общекультурный, личностный, общеучебный, технологический, коммуникативный блоки). Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности использования их преподавателями во время аудиторных занятий, подготовки учебных пособий, а также студентами в процессе написания курсовых и дипломных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universal educational actions of students within the competence approach implementation

The article is devoted to the problem of competence approach implementation in training through the unification of educational actions that should be mastered by students for social development and further professionally oriented training. One approach to solving this problem is to create the invariant basis for teaching and educational process as a system of universal educational actions. The scientific relevance of the research consists in the development of the unit structure for universal educational actions (cultural, personal, educational, technological, communicative units). The practical significance of the results obtained is to use them by teachers during classroom studies, preparing the study guides, as well as by students while writing term papers and graduate theses.

Текст научной работы на тему «Универсальные учебные действия учащихся в реализации компетентностного подхода»

УДК 371.315

https://doi.org/10.24158/spp.2017.5.30

Ручка Оксана Николаевна

Ruchka Oksana Nikolaevna

соискатель Оренбургского государственного педагогического университета, преподаватель отдельной дисциплины (французский язык)

Оренбургского президентского кадетского училища

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

PhD student in Education Science, Orenburg State Pedagogical University, French Language Lecturer, Orenburg Presidential Cadet School

UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF STUDENTS WITHIN THE COMPETENCE APPROACH IMPLEMENTATION

Аннотация:

Статья посвящена проблеме реализации компе-тентностного подхода в обучении через универсализацию учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся для социального становления и последующей эффективной профессионально ориентированной подготовки. Одним из подходов к решению этой проблемы является создание инвариантной основы образовательного и воспитательного процесса в виде системы универсальных способов учебных действий. Научная новизна исследования заключается в разработке блочной структуры универсальных учебных действий (общекультурный, личностный, общеучебный, технологический, коммуникативный блоки). Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности использования их преподавателями во время аудиторных занятий, подготовки учебных пособий, а также студентами в процессе написания курсовых и дипломных работ.

Ключевые слова:

компетентностный подход, универсальные учебные действия, способы учебной деятельности, ключевые компетентности.

Summary:

The article is devoted to the problem of competence approach implementation in training through the unification of educational actions that should be mastered by students for social development and further professionally oriented training. One approach to solving this problem is to create the invariant basis for teaching and educational process as a system of universal educational actions. The scientific relevance of the research consists in the development of the unit structure for universal educational actions (cultural, personal, educational, technological, communicative units). The practical significance of the results obtained is to use them by teachers during classroom studies, preparing the study guides, as well as by students while writing term papers and graduate theses.

Keywords:

competence approach, universal educational actions, methods of training activities, key competencies.

Одной из основных функций образования является подготовка ребенка к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности в обществе. Отечественная школа с ее направленностью на мировоззренческие и гуманитарные стороны образования представляется в первую очередь институтом культуры, решая задачи подготовки учащихся как к профессиональной, так и к общественной жизни [1]. Это способствует приобретению ими навыков и знаний, которые позволят быть не только образованным человеком, но и гражданином.

Образование рассматривается как особый вид деятельности, так как именно деятельность выступает основой, посредством которой человек познает окружающий мир, осваивает его и развивает себя в этом мире. Именно поэтому задача образования заключается в создании условий для получения учащимися знаний, приобретения умений и опыта деятельности в обобщенной форме. Вследствие постоянного изменения видов деятельности соответствующие навыки должны носить универсальный характер. Для этого следует отдавать предпочтение обобщению знаний, что и является одним из способов их универсализации. Значительную роль в этом процессе играет компетентностный подход в обучении.

Компетентности рассматриваются нами как сквозные, надпредметные и метапредметные образования, которые выражаются в обладании человеком соответствующей компетенцией (совокупностью взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов), включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, т. е. интегрируют в себе наравне с традиционными знаниями различного вида обобщенные умения: интеллектуальные, коммуникативные, творческие, методологические, мировоззренческие и т. д. [2].

Проблема отбора ключевых компетентностей является центральной для обновления содержания образования. Обладая ими, ученики могут эффективно решать проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Эти компетентности должны быть многомерными, многофункциональными, надпредметными и междисциплинарными. Ключевые компетентности становятся универсальной базой подготовки учащихся для разрешения противоречия между необходимостью непрерывно пополнять знания и невозможностью постоянно удерживать в памяти большое количество информации [3].

Компетентностное образование в целом нацелено на достижение высшего, обобщенного уровня умений и навыков учащихся, тогда как содержание образования ориентировано на четы-рехкомпонентную модель в отношении изучаемых объектов и явлений: знания, умения, творческая деятельность, эмоционально-ценностное отношение. Именно этот аспект компетентностного подхода и вызывает трудности в его практической реализации в школьном образовании. Определяются они, в частности, как несоответствие исходной обобщенно-деятельностной ориентации компетентностного подхода и существующей предметной ориентации педагогической практики.

Одним из подходов к решению этой проблемы может стать создание инвариантной основы образовательного и воспитательного процесса в виде универсальных учебных действий (УУД), которые, с одной стороны, будут играть фундаментализирующую роль в процессе формирования содержания образования, а с другой - обобщать и систематизировать требования к интегрированному результату современного образования - ключевым компетентностям учащихся [4].

В широком значении под УУД понимается умение учиться, т. е. способность учащегося к саморазвитию посредством осознанного и инициативного усвоения нового. В узком, психологическом смысле УУД - это совокупность способов действий обучающегося, в том числе связанных с ними навыков учебной деятельности, которые обеспечивают самостоятельное овладение новыми знаниями, формирование учебных умений, в частности, организации данного процесса.

Так, личностные УУД формируют ценностно-смысловую ориентацию школьников (умение сопоставлять поступки и события с принятыми обществом этическими принципами, знание норм морали, умение распознать нравственные стороны поведения), социально-ролевую ориентацию и ориентацию в межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание изучаемого.

Учитывая изложенное, рассматриваем соответствующее проектирование блоков УУД как процесс, который основывается на принципах систематизации, фундаментализации и гуманизации научных знаний в содержании школьного образования; деятельностного направления содержания образования и полезности знаний для практической деятельности человека; приоритетности методологических знаний, единства содержательной и процессуальной сторон обучения; соответствия обучения личностным и возрастным особенностям.

Так, например, формирование общекультурной компетентности, которая раскрывается как способность ученика анализировать и оценивать достижения отечественной и мировой культуры, ориентироваться в культурном и духовном контексте современного общества, применять методы самовоспитания, ориентированные на общечеловеческие ценности, должен обеспечивать соответствующий блок УУД в содержании школьного образования - общекультурный. Этот блок также будет способствовать формированию гражданской, социальной, обществоведческой, эстетической компетентности учащихся. За реализацию в учебном процессе проектно-техноло-гической, информационно-коммуникационной компетентности отвечает технологический блок УУД. Развитие умений и опыта учащихся общаться, формирование коммуникативной, литературной и социальной компетентностей - задачи коммуникативного блока. Реализации ряда межпредметных компетенций учащихся и развитию умения учиться самостоятельно должен способствовать общеучебный блок УУД.

К основным универсальным блокам относим следующие:

- личностный - опыт и возможности личностного самосовершенствования, мировоззренческие качества, ценностные ориентиры, методы и способы самоопределения в разнообразных ситуациях;

- общекультурный - знания и практический опыт в сфере отечественной и мировой культуры, морально-нравственные основы жизнедеятельности, культурологические основы семейно-бытовых и общественных явлений и традиций;

- общеучебный - элементы методологической и общеучебной деятельности, постановка целей обучения, умения планировать, анализировать, давать самооценку, приемы решения учебно-познавательных задач, функциональная грамотность;

- технологический - умения поиска, анализа и отбора требуемой информации, умения ее преобразовывать, хранить и передавать, овладение современными информационными, проектными, исследовательскими и другими технологиями;

- коммуникативный - знание языков, способов взаимодействовать с окружающими, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

В широком смысле овладение учащимися универсальными способами учебной деятельности свидетельствует об их саморазвитии и самосовершенствовании посредством осознанного и инициативного освоения нового социального опыта. Характерными особенностями УУД являются, во-первых, их надпредметный и метапредметный характер; во-вторых, направленность на обеспечение целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; в-третьих, то, что они являются основой организации и регуляции учебной деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания, обеспечивают поэтапное овладение учебным материалом и формирование психологических способностей учащихся [5]. Формирование УУД должно осуществляться с учетом специфики методологии познания мира в различных учебных предметах на предметном, межпредметном и надпредметном уровнях [6].

Подход к сути компетентности как совокупности личностных качеств позволяет оценить эти качества, определить их природу и ценность для школьника. Из такой трактовки компетентности следует важный вывод: компетентность предполагает, что ученик не отдельно усваивает знания и умения, а овладевает ими в комплексе, когда каждому выделенному направлению соответствует определенная совокупность компонентов образования, характеризующихся личностно-деятельностным характером.

Осуществляя деятельность, которая постоянно усложняется, ученик включается в новые для себя отношения, формируется его личностный опыт, развиваются мотивы, оценки, отношения, являющиеся основой в формировании учебных компетентностей как интегрированного результата овладения способами обучения-познания. Новое осознание результатов образования конкретизирует необходимость формирования в учебно-познавательной деятельности способностей учащихся самоопределяться в деятельности и общении, мыслить, говорить, действовать способами, обеспечивающими успешную самореализацию.

Компетентностное образование, ориентированное на практический результат и приобретение личного опыта деятельности, влечет за собой принципиальные изменения в организации процесса обучения, который становится направлен на формирование и развитие конкретных ценностей, необходимых знаний и умений учащихся через овладение универсальными способами учебной деятельности.

Ссылки:

1. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб., 2004. 541 с.

2. Новые педагогические информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров ; под ред. Е.С. Полат. 4-е изд., стер. М., 2009. 272 с.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. 3-е изд., испр. М., 2006. 192 с.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М., 2007. 639 с.

5. Воровщиков С.Г., Орлова Е.В. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения : монография. М., 2012. 210 с.

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. ; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М., 2011. 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.