Научная статья на тему 'Этнопедагогическое наследие народов Карачаево-Черкесии в экологическом воспитании младших школьников'

Этнопедагогическое наследие народов Карачаево-Черкесии в экологическом воспитании младших школьников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
143
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / YOUNGER STUDENTS / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ETHNOPEDAGOGY / FOLKLORE AND TRADITIONS / УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Узденова З.К.

В современном мире одной из глобальных является экологическая проблема, вызванная активной деятельностью человека по изменению окружающей среды и требующая переосмысления отношения людей к природным ресурсам. Это подчёркивает актуальность экологического просвещения подрастающего поколения. Большое значение в экологическом воспитании имеет этнопедагогическое наследие каждого народа, обычаи, традиции бережного природопользования, фольклорные произведения, учет особенностей региона. Умелое использование педагогом начальной школы материалов этнопедагогики окажет несомненную помощь в процессе экологического воспитания ребенка. В статье обобщены природоохранные традиции народов Карачаево-Черкесии, материалы устного народного творчества, обычаи, имеющие как национальную, общероссийскую, так и общечеловеческую значимость. Автор приходит к выводу, что умелое использование педагогом начальной школы материалов устного народного творчества окажет несомненную помощь в процессе экологического воспитания ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPEDAGOGICAL HERITAGE OF PEOPLES OF KARACHAY-CHERKESSIA IN ECOLOGICAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

In the modern world there is one global environmental problem caused by human activities on environmental change, and it requires rethinking of attitudes towards natural resources. This underlines the urgency of the environmental education of younger generation. Ecological education is ethnopedagogical heritage of every people, customs, traditions of careful environmental management, works of folklore. Skillful use of a teacher at the elementary school of teaching materials will undoubtedly help ethnopedagogy in environmental education of the child. The paper summarizes environmental traditions of Karachay-Cherkessia, materials of oral folklore, customs, with both national Russian and universal significance. The author concludes that a skillful use of the teacher of elementary school of materials of oral national creativity will help in environmental education of the child.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогическое наследие народов Карачаево-Черкесии в экологическом воспитании младших школьников»

12. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: RGPU im. A.I. Gercena, 2015.

13. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6: 456 - 461.

14. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

15. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki, 2014; 4 (208): 152 - 161.

Статья поступила в редакцию 30.09.16

УДК 37.013

Uzdenova Z.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies,

Karachai-Circassian State University n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: zarema1177@yandex.ru

ETHNOPEDAGOGICAL HERITAGE OF PEOPLES OF KARACHAY-CHERKESSIA IN ECOLOGICAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN. In the modern world there is one global environmental problem caused by human activities on environmental change, and it requires rethinking of attitudes towards natural resources. This underlines the urgency of the environmental education of younger generation. Ecological education is ethnopedagogical heritage of every people, customs, traditions of careful environmental management, works of folklore. Skillful use of a teacher at the elementary school of teaching materials will undoubtedly help ethnopedagogy in environmental education of the child. The paper summarizes environmental traditions of Kara-chay-Cherkessia, materials of oral folklore, customs, with both national Russian and universal significance. The author concludes that a skillful use of the teacher of elementary school of materials of oral national creativity will help in environmental education of the child.

Key words: environmental education, younger students, ethnopedagogy, folklore and traditions.

З.К. Узденова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и педагогических технологий, Карачаево-Черкесский

государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: zarema1177@yandex.ru

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В современном мире одной из глобальных является экологическая проблема, вызванная активной деятельностью человека по изменению окружающей среды и требующая переосмысления отношения людей к природным ресурсам. Это подчёркивает актуальность экологического просвещения подрастающего поколения. Большое значение в экологическом воспитании имеет этнопедагогическое наследие каждого народа, обычаи, традиции бережного природопользования, фольклорные произведения, учет особенностей региона. Умелое использование педагогом начальной школы материалов этнопе-дагогики окажет несомненную помощь в процессе экологического воспитания ребенка. В статье обобщены природоохранные традиции народов Карачаево-Черкесии, материалы устного народного творчества, обычаи, имеющие как национальную, общероссийскую, так и общечеловеческую значимость. Автор приходит к выводу, что умелое использование педагогом начальной школы материалов устного народного творчества окажет несомненную помощь в процессе экологического воспитания ребёнка.

Ключевые слова: экологическое воспитание, младшие школьники, этнопедагогика, устное народное творчество, традиции.

Экологическая проблема взаимовлияния человека на природу, воздействия человеческого общества на окружающую среду на данном этапе является одной из глобальных проблем. Проблема выживания человечества является зависимой от отношения людей к природе, от культуры поведения, от уровня экологической образованности и воспитанности граждан.

Теоретической базой подготовки учащихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум знаний по экологии, который предусмотрен программой по естествознанию и другим учебным предметам в начальных классах.

Большие возможности в решении проблемы экологического воспитания дают материалы народной педагогики.

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования) пункт 4 основывается на принципе «... защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [1, с. 23].

У каждого народа свой язык, традиции и обычаи, имеется богатый опыт по воспитанию подрастающего поколения. Этот воспитательный опыт затрагивает все аспекты жизни людей, в том числе и отношение к окружающей среде, к природе. Умение видеть красоту природы и ценить ее значение ребенок получал с малых лет через наставления родителей, старших родственников в доступной форме - через сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки.

Традиции бережного отношения ко всему живому, почтительное отношение к животным, птицам, растениям у народов

Северного Кавказа существуют ещё с доисламских времен. Бытовали традиции почитания, возведения в ранг священных некоторых животных, птиц, насекомых, растений, деревьев. Почитали даже целые леса, горы, камни.

Так, абазины с любовью относятся к ласточке, считая её спасительницей человеческого рода. По этому поводу существует легенда. В давние времена семиглазое чудовище Абльаг1ва разослало разных зверей и птиц, насекомых в разные концы, чтобы они узнали, чьё мясо самое вкусное и чья кровь самая сладкая. И вот ласточка встретила змею, которая спешила к чудовищу, чтобы рассказать, что самое вкусное мясо и самая сладкая кровь у человека. Ласточка выразила в этом сомнение и попросила змею показать жало. Как только змея высунула жало, ласточка рассекла его, змея же, рассвирепев, ударила хвостом и рассекла ласточке хвост. Вот почему у ласточки раздвоенный хвост, а змея шипит.

Чудесными свойствами наделяли в прошлом отдельные деревья, рощи. Абазины почитали ореховое дерево и дуб. Носителями доброго начала у адыгов считали все плодовые деревья. Проводя параллель между жизнью человека и деревом, когда рождался ребенок, в честь него сажали дерево, обязательно плодовое. Обладатель сада должен был угощать урожаем как можно большее количество людей. Рубить плодовое дерево можно было только тогда, если оно не плодоносило несколько лет. В некоторых семьях соблюдался запрет на рубку, сжигание, использование в хозяйственных целях определенных видов деревьев. К таким деревьям, относилась, например, черешня [2].

Народные умельцы-строители с большой точностью определяли время заготовки леса для строительства. Это, как правило, происходило или ранней весной, или поздней осенью. Вес-

ной лес рубили до начала сокодвижения, а осенью, как только оно прекращалось. Ни зимой, ни летом заготовку леса никоим образом не производили. Рубке леса карачаевцы приписывали магическую значимость, ибо, по народным поверьям, дерево считалось живым существом. Потому-то и рубили его, когда оно «спит»; если же рубить дерево в росте, рубщика могли покарать демоны леса (агъач киши). Но здесь возникает вопрос, почему же не рубили лес зимой, когда он действительно находится в «спячке». Это делалось из чисто практических соображений, чтобы поменьше губить хрупких во время больших холодов деревьев.

Основными видами хозяйственной деятельности народов Карачаево-Черкесии были скотоводство, земледелие, охота. И у каждого народа были свои божества, которых почитали и боялись. Считалось, что от благосклонности божества зависит успех выполнения начатой работы. Божества и покровители, духи и патроны были функционально схожими. Это объяснялось тем, что стадиальное развитие мифологии у многих северокавказских народов исторически шло в одном русле и в основном единообразно [2].

По представлениям адыгов, успех охоты целиком зависел от божества Мезитхи (Мэзытхьэ - бог лесов, «мэз»- «лес», «тхьэ» - «бог»). Этот бог стережет дичь, он и дает её. Без разрешения Мезитха охотник ничего не убьет; может убить то животное, которое Мезитх назначает ему.

Богом плодородия черкесы считали Тхагаледжа. Покровителем пчеловодства был Мерисса, крупного рогатого скота - Ахин, овец и коз - Ямиш (Амыш), верховой езды - Зейк1уэтхьэ. Созы-реш - бог домашнего очага, Хы-Гуаша - богиня моря, Психо-Гуаша - богиня рек, Хятегуаш - покровительница садов, Шхагуа-ше - богиня оленей, Шибле - бог грозы и молнии.

В ногайском народе верили в существование хозяина земли (ер иеси), хозяина воды (сув иеси), хозяина неба (коьк иеси), хозяина дома (уьй иеси). Верили в силу солнца, луны. Домашнего духа-покровителя представляли в виде змея (уьй йылан). Убить змею считалось грехом. В доме для неё в горшке оставляли молоко.

У абазин сохранялось почитание некоторых духов: покровительницы вод Адзтас (Адзаны), покровителя лесов Абнаг1в.

В языческом веровании балкарцев и карачаевцев нашло свое отражение их представление о мифологическом покровителе леса - «Агъач Киши» (Лесном Человеке). Люди боялись ходить в лес, рубить стройную красивую берёзу или сосну из-за страха перед Агъач Киши. К образу Агъач Киши в балкаро-кара-чаевской мифологии близок Ажам - покровитель леса, пожара и ветра. Оба эти божества огромного роста, покрыты шерстью, одноглазые, с топором в груди.

Представления о Лесном Человеке есть и у адыгов («мэ-зыл1» - «мэз» - «лес», «л1ы» - «мужчина»). Такое представление есть и у абазин, именующих его также «лесным человеком» - «абнаг1в».

В прошлом балкаро-карачаевцы почитали черного ворона - «къара къаргъа», белую олениху - «акъ марал», черную лису - «къара тюлкю»; а также барана и быка. Среди почитаемых домашних животных на одном из первых мест стоит баран. Зачастую некоторые божества в балкаро-карачаевской мифологии фигурируют в образе барана.

Согласно народным воззрениям, черная лиса обладала свойствами оберега. Нельзя было стрелять в белую маралиху -это могло принести несчастье охотнику. Молоко же её считалось средством от неизлечимых болезней [2].

Сохранению равновесия в природе придавалось огромное значение. Слово же охота - ууу - (отрава, порча) - яркое тому свидетельство. Охотники, нарушавшие этническую традицию, резко осуждались. Охота начиналась лишь со второй половины лета и продолжалась до поздней осени. Основной целью охоты было мясо для пищи. Запрещение охоты в более ранние сроки было связано с тем, чтобы не убить родителей и не оставить сиротами потомство. Запрещена была также охота на диких коз во время гона, во второй половины ноября и до самого января.

Для традиционно мыслящего человека, чувствующего дыхание и реальную жизнь объектов природы - животных, растений и даже камней, к тому же наделенных разумом и одухотворенных -вопроса о полезности и бесполезности их не существует. Нельзя было бессмысленно уничтожать диких зверей. Убивать белого тура или оленя строго запрещалось. А кто убьет их, тот непременно ослепнет - говорили старики-охотники. Дичь нельзя было волочить по земле, непочтительно говорить с ней. Это могло повлечь за собой гнев великого бога охоты Апсаты. Убийство пят-

нистого оленя грозило охотнику параличом. В случае убийства тура или оленей с детёнышами охотник мог получить травму на всю жизнь. Охотника, убившего дичи больше положенного, наказывали: отбирали оружие и выгоняли из родного аула. Устное народное творчество, фольклор - душа народа, энциклопедия его знаний, духовное завещание одного поколения другому. Сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания и песни являются выдающимися памятниками народной педагогики.

Одним из жанров устного народного творчества являются пословицы и поговорки. Г.Н. Волков [3] под пословицей понимает «меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения». Высокая оценка пословиц и поговорок содержится в самой народной терминологии. Карачаевцы и балкарцы называют их «нарт сезле» - «слова нартов», а абазины и адыги - «старыми словами», то есть выношенными, проверенными жизненным опытом, правдивыми и точными.

В тематике афористического творчества карачаевцев, черкесов, абазин и ногайцев много общего. В то же время типологическое сходство пословиц и поговорок народов Карачаево-Черкесии не исключает их национального своеобразия. Оно проявляется и в чисто бытовых, этнографических деталях, и в пейзаже, и в ряде характерных образов, и, конечно же, в языке, в котором «слова имеют как бы двойной художественный смысл, сегодняшний, и тот, впитанный с детских лет, эмоциональный в словах, которые на вкус, на взгляд и на запах родные» [4, с. 33].

Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии разнообразны по содержанию. Мы обратили внимание на те из них, которые посвящены представлениям человека о мире, окружающей природе, животных, растениях. Это деление довольно условно, так как основной смысл пословиц и поговорок - воспитательное назидание молодому поколению. Поэтому пословицы, содержат информацию об окружающем мире, несут в себе идею воспитания высоко моральной и духовной личности.

У всех народов Карачаево-Черкесии большое количество пословиц, которые учат бережному отношению к коню и собаке - помощникам в земледелии и скотоводстве. Например, ногайские: «Если беречь коня, на нём можно скакать шесть месяцев, а если не беречь, можно загнать его и за один день»; «Батыр-всадник лежит без коня» (то есть теряет самое дорогое); «Для уставшей лошади плеть в руках седока - тяжесть»; карачаевские пословицы и поговорки: «Конь - крылья мужчины»; «Собака - ухо человека»; «Голодная собака лежит, свернувшись калачиком».

Созвучны им абазинские и черкесские пословицы и поговорки: «Лошадь, у которой подбились ноги, часто спотыкается»; «Кто часто меняется конем, тот навсегда прощается с конем»; «Собака и та любит ласку»; «Собака лает, лошадь пасется»; «Собака лает там, где ее кормят»; «Перестал скакун скакать - не бей его». Народные пословицы и поговорки акцентируют внимание ребенка на характерных повадках животного, например, абазинские: «Лиса свой след хвостом заметает»; «У коровы молоко на языке»; «Плохая собака всегда бесприютна»; «Кого не терпит осел, так это мух»; «Где нет кошки, мыши резвятся»; «Пчелы знают, где мед» [4].

Черкесские пословицы и поговорки о повадках животных: «Если пчелиная матка хороша, то и пчелы дружны»; «Радость кошки - горе мышки»; «Где нет кота, там мыши наглеют»; «Собака лечится своим языком»; «Мышь думает, что сильнее кошки никого нет».

Карачаевские афоризмы на эту тематику: «Заяц пугается своей тени»; «Рай для лягушки - болото»; «Волк спит одним глазом»; «Утка не насытится водой»; «Волк в старости становится охотником за сусликами»; «Собака, выросшая рядом с волком, овцу зарежет»; «Рыба без костей не бывает»; «Сытый кот не мяукает»; «Птице и небо низко».

Ногайские пословицы и поговорки: «Мерин погибнет в упряжке, а аргамак - в скачке»; «У коня слава большая, а у верблюда - подошва ног»; «Когда выбираешь жеребца, выбирай по голосу, когда выбираешь барана, выбирай по шерсти».

У народов Карачаево-Черкесии много пословиц и поговорок-примет, помогающих ориентироваться в календаре природы. Их учитель начальных классов может привлекать на уроках естествознания при изучении сезонных изменений в природе, на уроках чтения, во внеклассной работе, проводя мероприятия на природе, во время походов.

При работе с календарём природы в течение учебного года полезно будет использование пословиц - примет. Такого рода по-

словицы есть у каждого из народов Карачаево-Черкесии: «Проливной дождь быстро проходит, а мелкий идет долго» (абазинская); «Если вода в озере прибывает, будет тепло, если убывает, будет холодно» (ногайская); «Куры, хлопая крыльями, купаются в пыли - к дождю» (абазинская); «Курица стоит на одной ноге - к холоду» (абазинская); «Собака катается - к плохой погоде» (абазинская); «Яркий свет вокруг полной луны - к непогоде» (абазинская); «Радуга перед утренней зарей - к хорошей погоде» (абазинская); «Кошка лижет лапку - к хорошей погоде» (абазинская); «Гуси полощутся в воде - к теплу» (абазинская); «Лягушки квакают - к дождю» (абазинская).

В сокровищницу народной мудрости входят загадки - древнейшие жанры фольклора, иносказательно, образно изображающие предметы и явления окружающей действительности. Они словно энциклопедия знаний об окружающей человека среде, о мироздании. Есть загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер и с давних времен представляют великолепный учебный материал. Большая часть загадок носит экологическую направленность, хотя на первый взгляд это не всегда заметно. Как правило, загадки требуют узнать объект по признакам сходства или различия, хитро и изящно спрятанным в образном тексте.

Например, загадка о зайце: «У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода - кора». Чтобы дать ответ на эту загадку, надо вскрыть глубинную суть загадки, выраженную в трех важных эколого-ориентированных приспособительных признаках животного к среде обитания: косоглазие расширяет угол зрения, позволяющий своевременно увидеть противника даже в стороне; пищевые объекты в зимнее время -кора деревьев; быстрые ноги спасают от преследования врагов. Эмпирический опыт народа, копившийся тысячелетиями, отразился в загадке в виде некоторых связей зверька со средой обитания, которые принято называть экологическими.

Сказка - это одно из самых замечательных творений народа. С детских лет каждый ребенок знакомится с этим жанром устного народного творчества. Их ребенок слышит от родителей, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер, родственников. И нет, наверное, ребенка, который бы отказался на ночь услышать сказку. Сила народной сказки в том, что она позволяет познавать мир через волшебные образы, дает возможность перенестись в воображении в другую действительность, в другие столетия, в различные страны и материки.

Библиографический список

Ценна сказка и в экологическом воспитании ребёнка. У народов, населяющих нашу республику - карачаевцев, ногайцев, черкесов, абазин - есть сказки, учащие бережному отношению к животным, птицам, растениям, помогающие вникнуть в отношения человека с окружающим природным миром, в отношения между различными животными. В сказках раскрывается характер животных, птиц, их повадки, ценность и нужность каждого животного. Герои сказок лечат свои раны различными растениями, и выявляется целебная ценность растений и важность существования растений для человека и животного. Сказки учат понять взаимосвязи природного сообщества и необходимость сохранения каждого вида природного мира.

Нельзя также не упомянуть об эпосах народов Кавказа. Эко-логичность эпосов можно проследить на следующих примерах. Эпос «Нартхэр» начинается занимательным сказанием о Сэ-тэнай-цветке, эстетическое восприятие красоты цветка и желание показать это другим людям способствует познанию того, что: цветы можно выращивать; для этого нужно создавать условия жизни; природа - источник красоты и здоровья. Сэтэнай-гуащэ несколько раз сажала принесенный из лесу цветок, но он засыхал. «Неожиданно появились тучи, хлынул сильный дождь. На другой день смотрит Сэтэнай-гуащэ, цветок удивительно ожил. Обрадовалась Сэтэнай-гуащэ. Дождевая вода оживила цветок. Так люди узнали пользу воды для растений. Нарты сказали: «Вода - подобна душе» («Вода-жизнь») [4]. В нартском эпосе голубь, считаемый священной птицей, соглашается лететь к нартам, чтобы сообщить о том, что богатырь Сосруко умирает. Смертельно раненый Сосруко, обращаясь к птице с этой просьбой, называет голубя «самой почитаемой из птиц» [5].

Таким образом, умелое использование педагогом начальной школы материалов устного народного творчества окажет несомненную помощь в процессе экологического воспитания ребёнка. Источниками экологического воспитания являются устное народное творчество, традиции, обычаи, календарная обрядность, а также сама природа Карачаево-Черкесии - неповторимого по красоте уголка не только Кавказа, но и всей России. И в обязанность современных поколений входит передача последующим поколениям этой красоты нетронутой, не разрушенной. Эффективность использования народного опыта в бережном отношении к природе зависит от умения педагога отбирать ценное в этнопедагогическом наследии, умения учитывать современное состояние окружающей среды регион

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2015-2016 года. Available at: http://www.consultant.ru

2. Узденова З.К. Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младших школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Карачаевск, 2005.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. Москва, 2000.

4. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Оригинал и перевод на русский язык. Черкесск,. 1990.

5. Афашагова А.А. Экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр» и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования. Диссертация .кандидата педагогических наук. Майкоп, 1999.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 g. s izmeneniyami 2015-2016 goda. Available at: http://www.consultant.ru

2. Uzdenova Z.K. 'Etnoregional'nyjkomponent v 'ekologicheskom vospitaniimladshih Shkolnikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Karachaevsk, 2005.

3. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: uchebnik dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 2000.

4. Poslovicy ipogovorkinarodovKarachaevo-Cherkesii. Original i perevod na russkij yazyk. Cherkessk,. 1990.

5. Afashagova A.A. 'Ekologicheskijpotencial adygskogo 'eposa «Narth'er» i ego poznavatel'no-vospitatel'noe znachenie v nacional'noj sisteme obrazovaniya. Dissertaciya .kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 1999.

Статья поступила в редакцию 30.09.16

УДК 37.035.6

Bachieva E.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Aripov50@mail.ru

Alibekova Z.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Aripov50@mail.ru

MODELING OF THE PROCESS OF FORMING EMOTION AND VALUE ATTITUDE OF SCHOOLCHILDREN TO A FAMILY IN ETHNOCULTURAL ENVIRONMENT. The article discusses a concept of a value as an object reflected and understood by a subject in the light of its ideals and objectives, environment, ethnic and cultural background as a factor of axiological education, which includes suborganization space, based on cultural heritage, the transmission and consolidation of social experience, culture and ethnic culture. The research also studies pedagogical technologies of emotion and value attitude to a family in the ethno-cultural environment, including the tasks, principles, methods, procedure and pedagogical conditions. The authors conclude that the process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.