3. Dzhioeva A.R. K voprosu o realizacii universal'nyh uchebnyh dejstvij v obrazovatel'nom processe shkoly. Voprosy obrazovaniya i nauki: teoreticheskij i prakticheskij aspekty: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii NIC «Povolzhskaya nauchnaya korporaciya», 25 dekabrya 2015 g. Samara, 2015: 32 - 33.
4. Tedeev G.A. Chernaya zhemchuzhina. Vladikavkaz, 1997.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya: utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 № 1897. Oficial'nye dokumenty v obrazovanii. 2011; 8: 9 - 35.
Статья поступила в редакцию 11.10.16
УДК 37.035.6
Alibekova Z.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Bachieva E.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Umalatova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING EMOTION AND VALUE ATTITUDE OF HIGH SCHOOL STUDENTS TO FAMILY IN ETHNOCULTURAL ENVIRONMENT. The article discusses concepts of value as an object, understood and valued by a subject in the light of his ideals and goals, as a factor of axiological education, which includes space based on cultural heritage, the transfer and consolidation of social experience, culture and ethnic cultures. The authors of the paper tell about the importance of creating educational space to form special environment among children, in which there would be interaction between families and school and it will provide emotion and value relationship of high school students with the family. There is need to enhance the professional competence and pedagogical culture of a teacher in respect of family upbringing, to use interactive forms and methods to address the educational and creative challenges.
Key words: value, environment, ethnocultural environment, national-cultural values.
З.Н. Алибекова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский
государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
Э.Ю. Бачиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский
государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
З.М. Умалатова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский
государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
педагогические условия формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье в этнокультурной среде
В статье рассматриваются понятия ценность как объект, отраженный, осмысленный и оцененный субъектом в свете его идеалов и целей, среда, этнокультурная среда как фактор аксиологического воспитания, которая включает в пространство, основанное на культурном наследии, сфере передачи и закрепления социального опыта, культуры и этнокультуры; педагогические условия эмоционально-ценностного отношения к семье в этнокультурной среде, включающие: создание в образовательном пространстве воспитывающей среды; взаимодействие семьи и школы, обеспечивающее эмоционально-ценностное отношение старшеклассников к семье и семейным этнокультурным ценностям; повышение уровня профессиональной компетентности педагога в вопросах семейного воспитания, его педагогической культуры; внедрение интерактивных форм и методов по решению учебно-творческих задач, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения к семье на воспитательном потенциале педагогической культуры народов Дагестана
Ключевые слова: ценность, среда, этнокультурная среда, национально-культурные ценности.
Современная гуманистическая система школьного образования, основывающаяся на личностно-ориентированном подходе к учащимся, нуждается в практико-ориентированных разработках, нацеленных на выявление условий повышения готовности старших школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современном социуме. Атрибутом «среды» является этническая культура. Этнокультурная среда - это организованное пространство, основанное на культурном наследии, направленное на развитие личности, обогащение жизненного опыта; явление социально-историческое, в нем находит отражение генетическая память этноса [1]. Мы полагаем, что одним из факторов повышения эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье является усиление акцента на воспитание семейных ценностей с опорой на национальные традиции, многовековой жизненный опыт народа. В результате выявились неиспользованные резервы совершенствования этнопедагогической системы формирования у старшеклассников отношения к семье как к ценности. Для этого необходима корректировка содержания учебного материала по предметам обществознание, технологии, русская и дагестанская литература, изучаемым в старших классах, использование интерактивных форм и методов обучения.
В ходе нашего исследования выделены условия, способствующие эффективному решению проблемы формирования
эмоционально-ценностного отношения у старшеклассников к семье в этнокультурной среде. К таким условиям относятся:
- создание в образовательном пространстве воспитывающей среды: выстраивание системы педагогической поддержки в формирования эмоционально-ценностного отношения через выявление характера ценностных ориентаций школьников, определение меры социальных притязаний и возможностей старшеклассников, организация общеклассной поддержки, вызывающей «эффект потока» активности, создание ситуации успеха, активное включение игровых ситуаций, атмосфера доброжелательности; способы поиска педагогом у школьников «точек роста позитивного отношения к семье», активное вовлечение учащихся в процесс возвышения в социальной позиции, решение вопросов проблемного характера;
- взаимодействие семьи и школы, обеспечивающее эмоционально-ценностное отношение старшеклассников к семье и семейным этнокультурным ценностям;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагога в вопросах семейного воспитания, его педагогической культуры;
- внедрение интерактивных форм и методов по решению учебно-творческих задач, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения к семье на воспитательном потенциале педагогической культуры народов Дагестана [2].
Одним из важных условий в формировании эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье в этнокультурной среде является создание в образовательном пространстве воспитывающей среды.
Для обучения и воспитания важно, чтобы учащиеся овладели компетенциями в области культуры. Учащиеся находится в мощном общественном потоке, воздействующем на сознание и чувства. Воздействие социума через средства массовой информации увеличивается, а живое общение и взаимодействие уменьшаются. Таким образом, целью педагогической поддержки является «выращивание» субъектной позиции школьников. Такая деятельность строится следующим образом:
1) совместное обсуждение и определение со старшими школьниками их собственных интересов и целей, характера ценностных ориентаций и жизненных позиций через рефлексию, столкновение реальных «хочу» и «могу»;
2) выбор одного из вариантов этого «совмещения» как цель и образ характера ценностных ориентаций старших школьников по отношению к семье как к ценности (самоопределение);
3) обсуждение и планирование необходимых действий в реализации выбранных ценностных ориентаций старшеклассников и их жизненных позиций (проектирование деятельности);
4) договор о необходимых и возможных формах взаимодействия в период реального осуществления задуманного.
Наиболее успешно педагогическая поддержка достигается при условии, когда старшеклассник попадает в проблемную ситуацию, которую он сам оценивает как помеху, которая приковывает его внимание, отражается на его чувствах, вызывает потребность что-либо предпринять [3]. Таким образом, педагогу нет необходимости мотивировать подростка на деятельность, наоборот, у ученика этот мотив присутствует как естественное желание деятельности.
Организации общеклассной поддержки, вызывающей «эффект потока» активности предполагает употребление педагогом слов «Ничего страшного, если не получится... всегда можно исправить... а если не получится, мы будем знать, как не надо делать.». Такого рода вербальное сопровождение педагога снимает психологическую зажатость, позволяет учащемуся мобилизовать активность.
Важным условием формирования эмоционально-ценностного отношения к семье является взаимодействие семьи и школы, обеспечивающее эмоционально-ценностное отношение старшеклассников к семье и семейным этнокультурным ценностям. Мы считаем, что повышение значимости семьи и ее ценности в современном социуме возможно лишь тогда, когда образовательное учреждение во взаимосвязи с семьей базируется на таких приоритетных направлениях, как:
• приобретение и усвоение обучающимися знаний о семье и системе ее ценностей, в том числе через ценности народной педагогики в семейном укладе: семейные традиции, свадебные обряды, семейные праздники, потомственные ремесла и промыслы;
• формирование у обучающихся чувства уважения ко всем членам семьи [4].
Формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни предполагает воспитание у них ответственного (осознанного) родительства. Оно является интегральным психологическим образованием личности, включающим ценностные ориен-
Библиографический список
тации родителей, установки и ожидания, родительские чувства, отношения, позиции и убеждения, эмоциональное принятие себя как родителя.
Важным фактором в формировании эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье является компетентность педагогов. Она представляет собой осознание педагогом общечеловеческой ценности личной значимости семьи, семейной жизни, владение культурой семейных отношений, навыками общения, обладании необходимыми качествами личности для оптимального выстраивания и организации конструктивного взаимодействия с семьями учащихся на основе технологий работы с разными типами семей, владение нравственными нормами (тактичность, уважение к родительским чувствам) [5].
В ходе формирования эмоционально-ценностного отношения к семье у старшеклассников особым показателем выступает их участие в конкретных делах совместно со взрослыми (родителями, учителями, родственниками). Такое участие базируется на следующих аспектах: создание эмоционально-положительного отношения старшеклассников к прогрессивным этнокультурным традициям семейного воспитания, к таким ценностям семьи, как брак, любовь, осознание необходимости иметь в браке детей, воспитывать их; приобретение навыков по изучению и укреплению этнокультурных семейных традиций; организация обмена опытом по использованию этнокультурных семейных традиций в самовоспитании.
Улучшение содержания профессионально-педагогической, психологической, личностно-ориентированной подготовки классных руководителей выступает как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к семье у старшеклассников.
Психолого-педагогическое просвещение родителей организуется с помощью следующих форм работы с семьей: родительские лектории, конференции, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания, тренинги, обзор и выставки литературы по семейному воспитанию. Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс организуютсядни творчества детей и их родителей
Одним из условия формирования эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье является внедрение интерактивных форм и методов по решению учебно-творческих задач. Для решения воспитательных и учебных задач педагогом могут быть использованы следующие интерактивные формы: мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака), деловые и ролевые игры, мастер класс, презентация проектов, портфолио. В технологии проведения мастер-класса мы предлагаем использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы. Такой алгоритм может быть представлен следующими компонентами: выделение проблемы - панель - объединение учащихся в группы для решения проблемы - работа с материалом - представление результатов проделанной работы - обсуждение и корректировка результатов выполненной работы. Нами были проведены следующие мастер-классы: «Духовно-творческая личность», «Преемственность поколений в семье», групповая парковая скульптура «Дагестанская семья».
Таким образом, важным условием в решении проблемы формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье в этнокультурной среде выступает создание системы целенаправленного взаимодействия всех субъектов семейного воспитания в образовательном пространстве школы.
1. Алибекова З.Н. Формирование эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье в условиях этнокультурной среды. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2012.
2. Алибекова З.Н. Психолого-педагогические основы формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Махачкала, 2012; 2: 5 - 9.
3. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. Пятигорск, 2006.
4. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. Москва, 2013.
5. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность: учебное пособие. Волгоград, 2003.
References
1. Alibekova Z.N. Formirovanie 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya starsheklassnikov k sem'e v usloviyah 'etnokul'turnoj sredy. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2012.
2. Alibekova Z.N. Psihologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya u starsheklassnikov 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya k sem'e. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. Mahachkala, 2012; 2: 5 - 9.
3. Alieva B.Sh. 'Etnopedagogika dagestanskojsem'i. Pyatigorsk, 2006.
4. Pan'kin A.B. Formirovanie 'etnokul'turnojlichnosti. Moskva, 2013.
5. Safronova E.M. Vospitatel'naya deyatel'nost' vsovremennoj shkole: orientaciya na lichnost': uchebnoe posobie. Volgograd, 2003.
Статья поступила в редакцию 10.10.16