Научная статья на тему 'Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности обучающихся по магистерской программе "Художественное образование"'

Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности обучающихся по магистерской программе "Художественное образование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" / MASTER PROGRAM OF "ARTS EDUCATION" / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PEDAGOGICAL PRACTICE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева А.Р.

В статье рассмотрены особенности магистерской программы «Художественное образование» направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Подготовка по магистерской программе «Художественное образование» предусматривает углублённую специализацию в области теории и практики изобразительного искусства и художественной педагогики, расширение методологической культуры, формирование прогностического мышления, умений планировать и проводить научное исследование в форме магистерской диссертации. В статье показана роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущих магистров выпускников данной программы, обозначены сферы их будущей профессиональной деятельности и круг решаемых в рамках этой деятельности профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PEDAGOGICAL PRACTICE IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF MASTER STUDENTS MAJORING IN “ART EDUCATION”

In the article features of a master's program in art education (Code 44.04.01), teachers' education, are studied. The training within this specialization provides in-depth education in the field of theory and practice of visual arts and artistic pedagogy, expanding methodological culture, forming predictive thinking skills to plan and carry out scientific research in a form of a thesis. The article shows a role of pedagogical practice in the formation of professional competence of future master graduates. The work also outlines a scope of the students' future professional activities and a range of solvable professional challenges within this framework.

Текст научной работы на тему «Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности обучающихся по магистерской программе "Художественное образование"»

образования, имеющих технологический характер, относится дифференциация учебного процесса. Дифференциация учитывает индивидуальные возможности старших школьников в педагогическом процессе, предполагает такую его организацию, при которой каждый обучающийся чувствовал бы себя комфортно и развивал свои способности.

Для реализации у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье предполагается следующая группа методов: акцентирование эмоций и ценностей обучающегося на семье, эмоционально-ценностных контрастов. Эмоционально-ценностное отношение старшеклассника к семье достигается в процессе реализации определенных педагогических ситуаций. В широком смысле слова ситуацию понимают как совокупность условий, обстоятельств, детерминирующих тот или иной характер деятельности; как этап жизненного пути человека; как отображение цикла сплетений всей системы его деятельности, поведения, общения; как единицу анализа образа жизни человека. Созданная педагогом педагогическая ситуация должна соотноситься с жизненной ситуацией ученика, вызывать у него эмоциональное принятие. Оптимальными можно считать следующие педагогические ситуации: диалоговые, игровые, проективные, исследовательские. [4]. В процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к семье у старшеклассников нами были включены следующие диалоговые ситуации: «Этнокультурные семейные традиции»; «Рассказ об истории рода»; «Семья в религиозных культурах: мусульманской и христианской»; «Семейное воспитание в народной педагогике Дагестана» и др. К данному перечню ситуаций мы добавили игровые, максимально воздействующие на эмоциональную сферу ребёнка. В игре он чувствует себя кем-то, кто непременно выше его - по возрасту, положению, силе, мастерству, что влечет за собой эмоционально-ценностное развитие личности. Например, применялись следующие игры: «Пресс-конференция»; «Войди в образ семейной жизни»; «Путешествие - мой Дагестан».

В процессе реализации педагогической технологии используется задачный подход. Школьники приобретают знания, умения и навыки, компетенции и метапрофессиональные качества, ориентированные на конструирование, планирование и выполнение постепенно усложняющихся практических заданий. Задач-

Библиографический список

ный подход - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности путем развития ее интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под руководством педагога новых товаров и услуг, обладающих новизной и имеющих практическую значимость [5].

В рамках реализации проектного подхода обучающийся должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Если в течение учебно-воспитательного цикла проективные ситуации применяются многократно, то у старшеклассников вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Ученическая презентация проекта - это итог работы, поэтому она должна соответствовать цели проекта.

Рассмотрим возможные формы защиты проектов - виды презентаций. Для исследовательского и информационного проекта эффективны демонстрация видеофильма, иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций, научная конференция, научный доклад, реклама и др. Творческий проект имеет характерные для него формы защиты/ деловая игра, спектакль, инсценировка реального или вымышленного события, театрализация, телепередача, реклама, устный журнал, экскурсия и др. Наиболее привлекательны следующие формы проведения таких занятий: проективные процедуры «Традиции моего тухума», «Традиционный этикет»; групповое рисование «Молодая семья»; составление «родового древа» совместно с родителями; коллаж «Ценности моей семьи».

Резюмируя вышеизложенное отметим, что процесс формирования эмоционально-ценностного отношения будет эффективным в условиях создания педагогических ситуаций с непосредственной практической реализацией этнокультурных семейных традиций, что способствует реализации потребности школьников в практической деятельности на основе усвоенных этнокультурных традиций и выбранных ценностей. Создание подобных педагогических ситуаций, когда старшеклассник эмоционально переживает, способствует тому, что они надолго запечатлевается в сознании, а выбранная на их основе ценность определяет поведение.

1. Алибекова З.Н. Формирование эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье в условиях этнокультурной среды. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2012.

2. Алибекова З.Н. Психолого-педагогические основы формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия Психолого-педагогические науки. 2012; 2: 5 - 9.

3. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. Пятигорск, 2006.

4. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. Москва, 2013.

5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва, 2001.

References

1. Alibekova Z.N. Formirovanie 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya starsheklassnikov k sem'e v usloviyah 'etnokul'turnoj sredy. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2012.

2. Alibekova Z.N. Psihologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya u starsheklassnikov 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya k sem'e. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012; 2: 5 - 9.

3. Alieva B.Sh. 'Etnopedagogika dagestanskojsem'i. Pyatigorsk, 2006.

4. Pan'kin A.B. Formirovanie 'etnokul'turnoj lichnosti. Moskva, 2013.

5. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya kproektirovaniyu. Moskva, 2001.

Статья поступила в редакцию 08.10.16

УДК 378

Aliyeva A.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Methods of Teaching Art and Graphic

Disciplines, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia), E-mail: zzuleiha@mail.ru

THE ROLE OF PEDAGOGICAL PRACTICE IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF MASTER STUDENTS MAJORING IN "ART EDUCATION". In the article features of a master's program in art education (Code 44.04.01), teachers' education, are studied. The training within this specialization provides in-depth education in the field of theory and practice of visual arts and artistic pedagogy, expanding methodological culture, forming predictive thinking skills to plan and carry out scientific research in a form of a thesis. The article shows a role of pedagogical practice in the formation of professional competence of future master graduates. The work also outlines a scope of the students' future professional activities and a range of solvable professional challenges within this framework.

Key words: master program of "arts education", pedagogical practice, professional competence.

А.Р. Алиева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. декоративно-прикладного искусства и дизайна Карачаево-Черкесского

государственного университета им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: zzuleiha@mail.ru

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

В статье рассмотрены особенности магистерской программы «Художественное образование» направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Подготовка по магистерской программе «Художественное образование» предусматривает углублённую специализацию в области теории и практики изобразительного искусства и художественной педагогики, расширение методологической культуры, формирование прогностического мышления, умений планировать и проводить научное исследование в форме магистерской диссертации. В статье показана роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущих магистров - выпускников данной программы, обозначены сферы их будущей профессиональной деятельности и круг решаемых в рамках этой деятельности профессиональных задач.

Ключевые слова: магистерская программа «Художественное образование», педагогическая практика, профессиональные компетенции.

В последнее время в ведущих вузах страны реализуются различные магистерские программы, что позволяет регионам получать специалистов со специализированной подготовкой.

В Институте культуры и искусств Карачаево-Черкесского Государственного университета имени У.Д. Алиева реализуется магистерская программа «Художественное образование» направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.

Магистерская программа «Художественное образование» направлена на подготовку магистрантов к решению профессиональных задач в области педагогической, научно-исследовательской, управленческой, проектной и культурно-просветительской деятельности. Программа обеспечивает развитие конкурентоспособности, профессиональной мобильности, межкультурной и межличностной коммуникации студентов, учителей, художников, вузовских преподавателей и т. д. Создаются условия для непрерывной специализированной подготовки педагогов-профессионалов и художников-живописцев, осуществление интеграции научной, художественно-педагогической и художественно-творческой деятельности с целью обеспечения качественного содержания и современных инновационных технологий непрерывного художественно-педагогического образования. Подготовка по магистерской программе «Художественное образование» предусматривает углублённую специализацию в области теории и практики изобразительного искусства и художественной педагогики, расширение методологической культуры, формирование прогностического мышления, умений планировать и проводить научное исследование в форме магистерской диссертации.

Тем самым в условиях магистратуры организуется усвоение всех направлений деятельности специалиста по художественному образованию: теория и методика научного исследования по направлению «Художественное образование»; технология обучения изобразительному искусству; опыт методической и педагогической работы художника-педагога; опыт художественного творчества; проектирование содержания дисциплин по художественному образованию [1].

Выпускник, получивший степень магистра художественного образования, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, которые определены стандартом образования. Это задачи, ориентированные на научно-исследовательскую художественно-творческую работу в области изобразительного искусства и художественного образования, на использование современных технологий сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных, на овладение современными методами исследований, которые применяются в области художественного образования. Важными составляющими профессионального становления магистрантов являются рефлексия, умение анализировать результаты процесса обучения художественным дисциплинам в различных типах учебных заведений, а также умение проектировать и реализовы-вать на практике новое содержание учебных предметов [1].

Большой вклад в формирование профессиональной компетентности будущих магистров в области художественного педагогического образования вносит педагогическая практика. В условиях педагогической практики решаются следующие основные задачи:

1. Практическое освоение приобретенных психолого-педагогических и специальных знаний, умений и навыков профессионально-педагогической и исследовательской деятельности в ходе решения конкретных образовательных задач.

2. Развитие приоритетных профессионально-значимых качеств личности будущего преподавателя в практической дея-

тельности (любовь к обучающимся, артистизм, педагогическая интуиция, профессиональное мышление и самосознание, личностная профессиональная позиция, способность к педагогическому творчеству).

3. Овладение анализом педагогических явлений, умением изучать, анализировать коллектив обучающихся, формулировать выводы и предложения по совершенствованию технологий преподавания.

4. Воспитание творческого отношения к работе преподавателя изобразительного искусства, развитие и закрепление устойчивого интереса к своей профессии.

5. Ознакомление с деятельностью учреждений, на базе которых проводится практика (в т. ч. материально-технической базой, методическим фондом).

6. Совершенствование методических знаний, умений и навыков в сфере изобразительного искусства в практической работе с обучающимися.

Достижению цели и решению задач педагогической практики способствует ее связь с программами профессионального цикла подготовки бакалавров и магистров по направлению «Педагогическое образование». Успешное освоение дисциплины обеспечивается имеющимися знаниями, умениями и навыками, сформированными ранее в ходе изучения теоретических и практических дисциплин общенаучного и профессионального циклов ФГОС ВО. По результатам прохождения педагогической практики обучающиеся формируют профессиональные компетенции, приобретают знания, умения и навыки, актуализирующиеся в дальнейшем в ходе научно-исследовательской работы и преддипломной практики, а также при написании выпускной квалификационной работы. При этом важно педагогическую практику организовывать таким образом, чтобы выпускник магистерской программы после окончания вуза смог осуществлять профессиональную деятельность в следующих учреждениях, занимая определённые должности: учителем в общеобразовательных, художественных школах, школах искусств; руководителем художественных кружков, изостудий; преподавателем в специализированных колледжах, вузах; специалистом в области искусствоведения; художником-оформителем, дизайнером; консультантом в сфере обслуживания и др.

При выборе базы практик нужно учитывать, что основными объектами трудоустройства выпускников магистерской программы «Художественное образование» являются: студии, творческие мастерские, издательства; галереи и экспозицион-но-выставочные центры; учреждения культуры и средства массовой информации; учреждения дополнительного образования; учреждения среднего общего и профессионального образования; учреждения системы высшего и дополнительного профессионального образования [2]. Именно эти объекты должны быть максимально представлены в базах практик с возможностью выбора конкретной базы магистрантом в соответствии со своими наклонностями и желанием осуществлять определённую профессиональную деятельность.

Тем самым условия и технологии художественно-педагогического профиля подготовки магистра ориентированы на активное освоение новых знаний, настойчивость в овладении умениями, что позволяет студенту магистратуры формировать такие качества как ответственность, самодисциплина, самопознание, стремление к самостоятельности, творческому самоопределению [3].

Магистерская программа предполагает вариативность подготовки с учетом потребностей и интересов личности, опору на

ее субъективный опыт, помощь в самоопределении, направленность на формирование личностно значимых обобщённых способов профессиональной деятельности, на творческую самореализацию с учётом опыта и ценностных ориентаций, личностных предпочтений. Педагогическая практика играет огромную роль в этом процессе, так как студенты магистратуры получают уникальный опыт не только общения и эффективного учебного и творческого взаимодействия по линии «студент - преподава-

Библиографический список

тель» и «студент - студент», но и начинают осваивать новую для себя роль преподавателя и формируют навыки взаимодействия «преподаватель - ученик», в которой в роли преподавателя выступают уже они сами. При этом взаимодействие с преподавателями вуза переходит на новый уровень взаимного обогащения творческими педагогическими идеями, формируются навыки коллегиальности в проектировании учебных занятий, разработки и переработки учебных программ.

1. Ивахнова Л.А. Концепция и содержание программы подготовки магистра по направлению «Художественное образование. Изобразительное искусство». Омский научный вестник. 2011; 3 (98).

2. Магистерская программа «Художественное образование» направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Available at: http://priem.tltsu.ru/upload/master/art.pdf

3. Большакова С.В. Современная практика подготовки бакалавра на факультете искусств и дизайна с позиции субъектного подхода. Педагогика искусства. Available at: http://wwwart-education.ru/electronic-journal/sovremennaya-praktika-podgotovki-bakalavra-na-fakultete-iskusstv-i-dizayna

References

1. Ivahnova L.A. Koncepciya i soderzhanie programmy podgotovki magistra po napravleniyu «Hudozhestvennoe obrazovanie. Izobrazitel'noe iskusstvo». Omskijnauchnyj vestnik. 2011; 3 (98).

2. Magisterskaya programma «Hudozhestvennoe obrazovanie» napravleniya podgotovki44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Available at: http://priem.tltsu.ru/upload/master/art.pdf

3. Bol'shakova S.V. Sovremennaya praktika podgotovki bakalavra na fakul'tete iskusstv i dizajna s pozicii sub'ektnogo podhoda. Pedagogika iskusstva. Available at: http://www.art-education.ru/electronic-journal/sovremennaya-praktika-podgotovki-bakalavra-na-fakultete-iskusstv-i-dizayna

Статья поступила в редакцию 09.10.16

УДК 378

Alkova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),

E-mail: ala@gasu.ru

Leushina I.S., postgraduate, Department of Social Pedagogy, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),

E-mail: leirina84@rambler.ru

USE OF ACADEMIC AND PROFESSIONAL SOCIAL NETWORKS IN GORNO-ALTAISK STATE UNIVERSITY. The article discusses experience of Gorno-Altaisk State University in the use of academic and professional social networks in the Internet to solve problems of formation and development of electronic information-educational environment of a higher education school. Social networking in the Internet is a huge resource for the educational process, scientific and professional activities, it has a complex structure and great potential in the field of communication, when educational tasks are carried out. The electronic information and education environment of a university, which is presented in the paper, gives a chance of usage of educational experience in the system of higher education, and also in the system of professional development of mathematics teachers of the region for the purpose of development of the information and education environment.

Key words: education, training, electronic information and education environment, social networks, communication.

Л.А. Алькова, канд. пед. наук, преп. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,

E-mail: ala@gasu.ru

И.С. Леушина, аспирант каф. социальной педагогики Горно-Алтайского государственного университета,

г. Горно-Алтайск, E-mail: leirina84@rambler.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

В ГОРНО-АЛТАЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье рассматривается опыт Горно-Алтайского государственного университета по использованию академических и профессиональных социальных сетей в Интернет для решения задач формирования и развития электронной информационно-образовательной среды вуза. Социальные сети в Интернет являются огромным ресурсом образовательного процесса, научной и профессиональной деятельности, обладающим сложной структурой и широкими возможностями в области коммуникации при реализации образовательных задач. Электронная информационно-образовательная среда университета, представленная в статье, дает возможность использования образовательного опыта в системе высшего образования, а также в системе повышения квалификации учителей математики региона с целью развития информационно-образовательной среды.

Ключевые слова: образование, обучение, электронная-информационно-образовательная среда, социальные сети, коммуникация.

Информационная компетентность будущего учителя сегодня отнесена к разряду ключевых в силу того, что владение информацией, способами ее получения, оперирования и использования является необходимым условием успешной профессиональной деятельности в будущем [1; 2]. Одной из приоритетных задач системы профессионального образования является формирование и развитие электронных образовательных сред.

Развитие электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) - необходимое условие деятельности современ-

ного вуза. Корпоративная сеть с выходом в Интернет - одна из составляющих ЭИОС Горно-Алтайского государственного университета, созданной с целью информационного обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями к реализации образовательных программ [1, с. 58].

Важным условием успешного развития ЭИОС вуза является активное использование педагогами возможностей Интернет как для построения учебного диалогового взаимодействия со студентами, так и для профессиональной и научной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.