Научная статья на тему 'Национально-культурные ценности семейного воспитания народов Дагестана'

Национально-культурные ценности семейного воспитания народов Дагестана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
822
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА / FAMILY VALUES / ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF NATIONAL-CULTURAL VALUES OF FAMILY EDUCATION OF THE PEOPLES OF DAGESTAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Б.Ш., Багомаева И.О.

В статье раскрываются сущностные характеристики национально-культурных ценностей семейного воспитания народов Дагестана. Обращение исследовательского взгляда к педагогическому наследию дагестанских народов, направлено на реализацию поиска нравственных и культурных ориентиров в воспитании подрастающего поколения. Использование духовно-нравственного потенциала национально-культурных ценностей семейного воспитания народов Дагестана в учебно-воспитательном процессе школы, будет способствовать этнопедагогизации образовательных учреждений, формированию национального самосознания и гражданской идентичности у учащихся школ. Согласно выводам автора, в семье решается судьба народа. В ней культивируется верность традициям, любовь к материнскому языку, благоговение перед духовно-нравственными сокровищами родного народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL-CULTURAL VALUES OF FAMILY EDUCATION OF THE PEOPLES OF DAGESTAN

The article describes the essential characteristics of national-cultural values of family education of the peoples of Dagestan. Circulation research look at the pedagogical heritage of the Dagestani peoples, aims to implement the search for moral and cultural landmarks in the education of the younger generation. The use of spiritually-moral potential of national cultural values of family education of the peoples of Dagestan in the educational process of the school, will contribute to the ethnopedagogics in educational institutions, the formation of national identity and civic identity among school students. According to the author's conclusions, in the family of the fate of the nation. It is cultivated tradition, love for the mother language, reverence for the spiritual and moral treasure of native people.

Текст научной работы на тему «Национально-культурные ценности семейного воспитания народов Дагестана»

УДК: 37.018.1

Alieva B. S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State University, E-mail: albika62@mail.ru

Bagomaeva I. O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State University, E-mail: albika62@mail.ru

NATIONAL-CULTURAL VALUES OF FAMILY EDUCATION OF THE PEOPLES OF DAGESTAN. The article describes the essential characteristics of national-cultural values of family education of the peoples of Dagestan. Circulation research look at the pedagogical heritage of the Dagestani peoples, aims to implement the search for moral and cultural landmarks in the education of the younger generation. The use of spiritually-moral potential of national cultural values of family education of the peoples of Dagestan in the educational process of the school, will contribute to the ethnopedagogics in educational institutions, the formation of national identity and civic identity among school students. According to the author's conclusions, in the family of the fate of the nation. It is cultivated tradition, love for the mother language, reverence for the spiritual and moral treasure of native people.

Key words: family values, essential characteristics of national-cultural values of family education of the peoples of Dagestan.

Б.Ш. Алиева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский

государственный университет», г. Махачкала, E-mail: albika62@mail.ru

И.О. Багомаева, канд. пед. наук, доц. каф. общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский

государственный университет», г. Махачкала, E-mail: albika62@mail.ru

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

В статье раскрываются сущностные характеристики национально-культурных ценностей семейного воспитания народов Дагестана. Обращение исследовательского взгляда к педагогическому наследию дагестанских народов, направлено на реализацию поиска нравственных и культурных ориентиров в воспитании подрастающего поколения. Использование духовно-нравственного потенциала национально-культурных ценностей семейного воспитания народов Дагестана в учебно-воспитательном процессе школы, будет способствовать этнопедагогизации образовательных учреждений, формированию национального самосознания и гражданской идентичности у учащихся школ. Согласно выводам автора, в семье решается судьба народа. В ней культивируется верность традициям, любовь к материнскому языку, благоговение перед духовно-нравственными сокровищами родного народа.

Ключевые слова: семейные ценности, сущностные характеристики национально-культурных ценностей семейного воспитания народов Дагестана.

Сегодня на уровень государственного звучания поднимаются проблемы семьи и её роли в условиях политических, социально-экономических и культурных преобразований в России. Российская семья озабочена прогрессирующей инфляцией, ростом безработицы, ухудшением взаимоотношений в семье. Поэтому важнейшей задачей нашего общества должна стать разработка и реализация стратегий и механизмов, позволяющий реализовать потенциал, который заложен в семье. Приоритетная значимость семьи в жизни общества признана всей прогрессивной частью человечества, которая считает, что национальное развитие и благополучие общества зависят от благополучия семьи.

Устойчивость, стабильность, конструктивный консерватизм обычаев, обрядов, традиций, их неискоренимость -стали поистине спасительными для сохранения и передачи новым поколениям достижений культуры. Отход от традиций осуждается общественным мнением, поэтому они и живучи. При посещении музея Кремлевского конного полка Г.Н. Волков обратил внимание на запись В.В. Путина: «Благодарю вас за сохранение традиций». Для нашего исследования эти слова имеют особенный смысл: во-первых, ничто так не скрепляет семью, род, нацию, народ, этнос, как традиции, во-вторых, методологическим руководством для нас является «золотая» этнопедагогическая формула: «Без памяти исторической - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа как исторической личности» (Г.Н. Волков). Таким образом, традиции являются связующим звеном для всех элементов, системообразующим стержнем: есть культурные традиции, есть традиции воспитания, важны духовно-нравственные традиции, традиционно существуют личности - символы [1].

Для реализации этнопедагогической программы по формированию семейных ценностей должны использоваться духовно-нравственные, этнокультурные, социальные, материальные ресурсы общества. Национальный аспект проблемы чрезвычайно актуален: в этом провидческие заветы - заповеди К.Д. Ушинского, как бы адресованные педагогам всего полиэтнического мира, особенно многонациональной России, приобретают особенную ценность: «У каждого народа своя особенная национальная система воспитания», «В душе человека черта

национальности коренится глубже прочих» и, пожалуй, самое главное - «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое»[2].

Одной из главных тенденций динамики этнической структуры населения России конца хХ-го и начала ХХ1-го столетия является интенсификация миграционных процессов. Анализ динамики этнической структуры различных регионов России позволил выявить неуклонное увеличение доли дагестанцев в Ростовской области, Ставропольском крае, Краснодарском крае и других регионов.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, за пределами Республики Дагестан проживают: аварцы - 56035 человек, агулы - 4983 человека, даргинцы - 84630 человек, кумыки - 56605 человек, лакцы - 16813 человек, лезгины - 74837 человек, ногайцы - 52498 человек, рутульцы - 5631 человек, табасараны - 21633 человек, цахуры - 2198 человек [3]. В эт-нопедагогику дагестанской семьи вкладывается наиболее укоренившаяся в семейно-бытовых отношениях дагестанского народа система духовно-нравственных идеалов, ценностей, трудового опыта и знаний, творчества, воззрений, вкусов, установок, норм поведения, обычаев, обрядов, которые сложились исторически, и передаются из поколения в поколение [4, с. 5].

Беседа с руководителями и учителями школ г. Махачкалы: с А.П. Гасановым, директором бизнес-лицея, К.О. Омаровым, педагогом-новатором и организатором СШ №34, руководящим названной школой много лет подряд, Р.Б. Асадуллаевой, директором СШ №5, М.Б. Муртазаевой, директором СШ №13, Б.М-Р. Бамматулаевым, директором СШ № 33 г., О.Г. Старостиной, учителем СШ №13, К.В. Байрамовой, учителем частной школы «Сахаб», О.Д. Ермолаевой, учителем частной школы «Гулливер», а также наш собственный многолетний опыт показывает, что эффективность использования народных средств в семейном воспитании в городских условиях затруднено по целому ряду причин:

1. Низкая педагогическая культура родителей не дает целенаправленно строить воспитательную работу

2. Низкий уровень материальных и социально-бытовых условий усложняет процесс воспитания (люди больше озабочены добычей средств существования, а не воспитанием).

3. Неблагоприятная семейная обстановка усложняет взаимоотношения взрослых и детей.

4. Преобладание словесных методов воспитания в ущерб практическим делам.

5. Увлеченность агрессивной, чуждой нам культурой, распространяемой через средства массовой информации (телевизор), компьютерные игры и т.д.

6. Игнорирование родного языка во многих семьях.

Сегодня особенно остро ощущается потребность в выявлении этнопедагогических ценностей семейного воспитания, а они обусловлены уникальностью и социальным значением семьи. В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования культурно-исторических и духовно-национальных семейных традиций дагестанского народа. Самобытность каждого народа выражается «в особенном, одному ему принадлежащем образе мыслей и взгляде на предметы, религии, языки и более всего в обычаях» [4].

Очевидно, что сегодня необходим поиск новых подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов -ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассматривать семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее становление в качестве составляющей прогресса. Ценностный подход к семье, как к социокультурному явлению, изучение жизнедеятельности семьи осуществляются на стыке таких наук, как социология, демография, история, философия, педагогика, психология, этнография, этика, медицина, экономика, правоведение (список можно продолжить). «Каждая из них выделяет в семье свой предмет исследования, ставит свои задачи, решает свои проблемы, используя адекватную совокупность методов, включает полученные результаты в собственную теоретическую систему» [5]. Современные исследователи в области семейного воспитания пришли к выводу, что полноценная нормальная семья по своим воспитательным возможностям всегда превосходит любой социальный институт, ибо он, как они полагают, не в состоянии составить конкуренцию семье ни в плане передачи социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Однако этот вывод относится лишь к тем семьям, которые являются благополучными, внутренне сплочёнными. Достаточно продолжительное время в условиях командно-административной системы семья выступала лишь как вспомогательный институт, участвующий в решении общей задачи - подчинения человека интересам общества, государства. Семье отводилась скорее пассивная роль - не мешать, помогать другим государственно-общественным институтам, берущим на себя основную работу по воспитанию личности. Эту идею развивает и В.Г. Бочарова, которая пишет: «Внимание педагогики в основном было сосредоточено на школе, детсадах, детских лагерях, организациях, а не на человеке» [5, с. 42]. Из всего вышеизложенного мы можем заключить, что общественное положение человека определялось его внесе-мейными ролями - производственными или общественными, а какой он супруг или родитель, в глазах окружающих имело гораздо меньшее значение.

Настоящие реалии социума, значимость воспитания в общей системе образования подчеркивают исключительную роль семьи в становлении человека, в жизнедеятельности общества, поскольку личность проходит в ней первичную и самую главную воспитательную идентификацию, и семья выступает одной из основных сил, влияющих на формирование личности, на её ценности

А.Г. Здравомыслов считает, что мир ценностей - это, прежде всего, мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанности - тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Он относит ценности целиком к сфере духовной культуры [7, с. 72].

В нашем исследовании мы придерживаемся подхода к понятию ценность, данного в исследовании И.Б. Левицкой. Она рассматривает ценность как то, что «чувства и опыт людей диктуют признать стоящим над всем, к чему можно стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценности - это предпочтения определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения» [8, с. 47].

В данном определении отражен педагогический и нормативный аспект: ценность как эталон должного и определенная сторона общественной (и личностной) потребности в идеале, цели существования и развития.

Модель взаимодействия семьи и общества, как нам представляется, прежде всего, определяется методологической по-

зицией в отношении приоритетов в воспитании и социализации личности. Мы согласны с утверждением В.Г. Бочаровой о том, что, если «...ставить педагогической целью содействие развитию человека, реализации его способностей и задатков в плюралистическом гражданском обществе, то с этих позиций именно человек, его интересы и потребности являются первичными, а государство, общество и любые институты - вторичны». [5, с. 18]. И в связи с этим, направление вектора модели взаимодействия должно строиться следующим образом: личность - семья - общество.

Признавая приоритет семьи в развитии человека, реализации его задатков и способностей, мы попытались выяснить, желает ли семья выполнять эту функцию. Наше исследование показало, что отношение семей к данной ситуации неоднозначно. Выявилось три основных вида отношений к принятию главенствующей роли семьи в воспитании личности. К первой группе можно отнести родителей, имеющих желание принять эту роль и нести основную ответственность за становление личности ре-беёнка (таких большинство), однако они считают, что им необходима помощь со стороны государства, общества, учебных заведений, специалистов и пр. Ко второй группе мы можем отнести родителей, которые полагают, что семья и общество, учебно-воспитательные заведения играют относительно одинаковую роль в процессе воспитания человека, поэтому семья и ответственность должна делить с другими институтами воспитания. Третью группу составляют родители, которые не хотят брать эту роль на себя, утверждая, что ответственность должны нести государство, различные учебно-воспитательные учреждения и др.

Одной из ведущих тенденций развития современной системы семейного воспитания должно быть осознание необходимости поиска путей и форм взаимодействия двух на первый взгляд противоречащих друг другу систем ценностей: с одной стороны -светской, выраженной в научных трудах, произведениях общественных деятелей, с другой - ценностей, коренящихся в недрах народной культуры, в религиях и т. д. Появление такого подхода стало возможным в связи с признанием в каждой из названных структур общечеловеческих нравственных основ, которые, независимо от формы выражения (светской или религиозной), могут стать базовым компонентом духовного роста, преодоления кризисных явлений. Народная семейная педагогика развивалась, взаимодействуя с религией, религиозными представлениями о цели, функциях и средствах воспитания. Каждая семья в своей реальной жизни несет определенный тип культуры, выражает свое отношение к господствующим в обществе ценностям и идеалам. Духовное воспитание идет через религиозные ценности и ценности народной педагогики в семейном укладе: трудовые традиции, свадебные обряды, праздники, разнообразные жанры устного и народного творчества и т. д. С их помощью закладываются ценностные ориентации представлений, чувств. Обе системы воспитания - народная и религиозная - смыкаются в подходах к основным моральным общечеловеческим ценностям, в ряду которых достойное место занимают семья, категории добра и зла, счастья и др.

Несмотря на определенные различия, обе системы воспитания - народная и религиозная - смыкались в подходах к основным моральным общечеловеческим ценностям, в ряду которых достойное место занимает семья. Каковы национальные ценности семейного воспитания? Такими ценностями являются религия и труд.

Каковы же особенности основных ментальных этнических ценностей русского и дагестанского народов сфокусированных в семье, присущих также и другим народам России?

Во-первых, необычайно глубокая любовь к детям, большая доброта и забота о стариках. Дети и есть лучшие выразители, лучшие носители национального и лучшие представители народа, в них концентрируется, сосредотачивается этническое особенно плотно, коренится особенно глубоко.

Во-вторых, очень гуманное мировоззрение, когда на первом месте в системе ценностей человека стоят судьбы всего рода-ту-хума, на втором - судьба своей семьи, собственная судьба. Да-гестацы высоко ценят родственные связи, всегда приходят на помощь друг другу. Делят беды и радости

В-третьих, это общинность. Её также можно было бы назвать соборностью, а в советский период она именовалась коллективизмом. И здесь россияне принципиально отличаются от западной цивилизации. Западная цивилизация, прежде всего в протестантских странах, исторически воспитала совершенно особый тип человека. Характерной его чертой является инди-

видуализм, как ценность и психологическая реальность индивидуальной автономии: «Каждый за себя - один Бог за всех». Базовыми ценностями западного общества стали индивидуальная свобода, опора только на себя и материальное благополучие как эквивалент счастья.

Менталитет россиянина, исторически сформированный под влиянием, как Православной церкви, так и Мусульманской мечети, общинный: «Один за всех и все за одного».

У нас принято «пожаловаться» соседу, друзьям на свои неприятности, взять денег взаймы - что в западных странах немыслимо. В Дагестане есть великолепный обычай способствующий приобщению молодежи к труду оказывающий огромное влияние: в строительстве дома для будущих молодоженов принимают участие все жители села а прежде всего близкие и дальние родственники. Сложившиеся веками и сохранившиеся до наших дней традиция взаимовыручки взаимной помощи и поддержки способствует укреплению родственных связей.

Мы говорим «россиянин», поскольку общинность как особенность менталитета свойственна не только русским, но народам с мусульманской историей, и в этом отношении в их мента-литетах много общего.

В-четвертых, это традиционность, которая проявляется в опоре на народную культуру, народные традиции, народный язык, народную педагогику, народные обряды, народные ремесла, промыслы и т.д. Все выдающиеся достижения России в культуре, искусстве и т.д. всегда вырастали на народной почве, из народных традиций.

В-пятых, это трудолюбивость, труд во благо семье и родному краю. Важнейшей заповедью нравственности русского и дагестанского народов является любовь к труду и людям труда и это детям внушалась с малолетства.

Труд для дагестанцев имеет огромное значение. Труд не ради развлечения и заполнения досуга, а производительный труд, нацеленный на получение результата и материального блага. Каждый кубачинец, к примеру, должен научить сына своему ремеслу. Табасаранки учат своих дочерей ткать ковры, вязать джурабы. Унцукульцы учат детей резьбе по дереву, балхарцы и сулевкентцы - делать глиняную посуду. Цумадинцы и андийцы -шить бурки, куппинцы - шить шапки, сулевкентки - вышивать платки-кузе. Таким образом осуществляется преемственность поколений. Преемственность - это условие закономерного, естественного воспитания. В народе говорят: «Если твои планы рассчитаны на год - сей рожь, если на десятилетия - сажай деревья, а если на века - воспитывай детей».

Народы Дагестана всегда хотели жить мирно и оберегать свои семьи, как важное составляющее своего бытия. Обеспечивая своё прочное существование, горцы отстаивали свой дом от врага, а вовсе не стремились непременно «создать себе врага».

О трепетном отношении дагестанцев к своему дому высказывался военный журналист Н. Глиноецкий, который писал в

Библиографический список

1862 году следующее: «Лезгин серьёзен, положителен, постоянно занят устройством своего быта; во всех своих делах лезгин как будто бы сознаёт, что должен трудится не только для себя, но и для потомства. Эта поразительная черта как-то не ладится с известною их воинственностью... Лезгины воинственны, это правда, что и вполне понятно, вследствие сурового характера их родины; но о них нельзя сказать, что они были бы войнолюбивы. Войнолюбивый и хищнический народ не станет так заботиться об устройстве своего благосостояния, как это делает лезгин. [9, с. 124-125]

В-шестых, это патриотизм как любовь к Отчизне, любовь к малой и большой Родине, готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом и готовность защищать его. Конечно, патриотизм в той или иной мере развит у людей всех народов. Но у дагестанца в высочайшей степени, до боли развито чувство ностальгии - тоски по Родине. У народов Кавказа издавна традиционно живёт и передаётся из века в век, из поколения в поколение почтительное отношение к родному дому. Добрый дух родного дома, тепло домашнего очага - первейшее условие успешного воспитания детей. У дагестанцев, как и у других народов России, дом как природный храм, в котором очаг - алтарь, родители -боги, дети - ангелы.

В-седьмых, это открытость, т.е. любознательность россиянина, способность российской культуры открываться внешним влияниям, впитывать ценности разных народов, духовно обогащаться и преобразовывать их, сохраняя при этом свою неповторимость и единство [10; 11].

Эти все особенности могут быть объединены общим понятием - народность менталитета, свойственного российской цивилизации. В то же время в современном мире усиливается роль аксиологического подхода к семейному воспитанию, к разработке семейной политики, направленной на радикальное укрепление положения семьи в обществе среди других социальных институтов, что предполагает тщательную разработку следующих проблем: повышение роли и ценности семейного образа жизни, родительства, детей, укрепление социальных норм семьи и брака, детности семьи; обеспечение условий суверенности семьи, устранение подчиненности семьи государству. В основе семейного воспитания лежит идея гуманистического, свободного открытого демократического отношения между всеми членами семьи, воспитателями и воспитанниками способствующая эт-нопедагогическому диалогу культур. Гуманистическая позиция предполагает: стремление родителей к максимальной гибкости и диалогичности; его способность к эмпатии, сензитивность к потребностям детей и других членов семьи, владение демократическим и гуманным общением с детьми; эмоциональную уравновешенность и способность выстраивать педагогически целесообразные взаимоотношения в семье. В семье решается судьба народа. В ней культивируется верность традициям, любовь к материнскому языку, благоговение перед духовно-нравственными сокровищами родного народа.

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших пед. учеб. заведений. Москва, 1999.

2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Москва. Ленинград, 1948; Т. 2.

3. Белозеров В.С. Этническая карта Северного Кавказа. Москва, 2005.

4. Магомедова И.М. Алиева Б.Ш. Роль и значение средств народной педагогики в воспитании гармоничной. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51).

5. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. Москва, 2004.

6. Дробницкий О.Г. Наука и ценности: состояние проблемы и её постановка. Философские науки. 1973; 4: 14 - 18.

7. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. Москва, 1986.

8. Левицкая И.Б. Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников в условиях школьного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.

9. Глиноецкий Н.К. Поездка в Дагестан. Военный сборник. 1862; 1: 124 - 125.

10. Алибекова З.Н., Алиева Б.Ш. Ценности семейного воспитания народов Дагестана. Педагогика. 2009; 6: 49 - 53.

11. Алиева Б.Ш., Мехрабова Д.Ш. Семейное воспитание в этнокультуре народов Дагестана. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012; 9: 51 - 57.

References

1. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: uchebnik dlya studentov srednih i vysshih ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 1999.

2. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. Moskva. Leningrad, 1948; T. 2.

3. Belozerov V.S. 'Etnicheskaya karta Severnogo Kavkaza. Moskva, 2005.

4. Magomedova I.M. Alieva B.Sh. Rol' i znachenie sredstv narodnoj pedagogiki v vospitanii garmonichnoj. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51).

5. Bocharova V.G. Social'naya pedagogika. Moskva, 2004.

6. Drobnickij O.G. Nauka i cennosti: sostoyanie problemy i ee postanovka. Filosofskie nauki. 1973; 4: 14 - 18.

7. Zdravomyslov A.G. Potrebnosti. Interesy. Cennosti. Moskva, 1986.

8. Levickaya I.B. Vospitanie cennostnogo otnosheniya k sem'e u starsheklassnikov v usloviyah shkol'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

9. Glinoeckij N.K. Poezdka v Dagestan. Voennyjsbornik. 1862; 1: 124 - 125.

10. Alibekova Z.N., Alieva B.Sh. Cennosti semejnogo vospitaniya narodov Dagestana. Pedagogika. 2009; 6: 49 - 53.

11. Alieva B.Sh., Mehrabova D.Sh. Semejnoe vospitanie v 'etnokul'ture narodov Dagestana. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2012; 9: 51 - 57.

Статья поступила в редакцию 21.04.15

УДК 37.01

Anikanov M.V., senior teacher, Department of management of daily activities, distance learning adjunct, St. Petersburg Military

Institute of Internal Troops of the MIA of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: anika-maxim@yandex.ru

CIRCUINSTANCES OF CREATING A REFLECTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN A MILITARY INSTITUTE OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. In the article the author analyzes the current approaches to vocational education and identified the necessary circumstances of creating a reflective educational environment in a military institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The paper presents a brief analysis of contemporary pedagogical, psychological and acmeological approaches to ensure effective management, organization, monitoring and evaluation of the quality of professional training of students at different stages of professional development at the military College of internal troops of the MlA of Russia. The article is intended for the use in the educational process of military institutes of Internal Troops, contributes to the efficient and effective performance of lecturers and cadets during training.

Key words: educational environment, performance activities, reflexion, reflective learning, student-centered approach, self-improvement, self-control, self-determination, self-development.

М.В. Аниканов, ст. преп. каф. управления повседневной деятельностью, адъюнкт заочного обучения адъюнктуры

очного и заочного обучения Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России,

г. Санкт-Петербург, E-mail: anika-maxim@yandex.ru

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВОЕННОМ ВУЗЕ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

В статье проанализированы современные подходы к профессиональному образованию и выявлены необходимые условия создания рефлексивной образовательной среды в военном вузе внутренних войск МВД России.

Осуществлён краткий анализ современных педагогических, психологических и акмеологических подходов к обеспечению эффективного управления, организации, контроля и оценки качества профессиональной подготовки курсантов на разных стадиях профессионального развития в военном вузе внутренних войск МВД России.

Статья предназначена для применения в образовательном процессе военных институтов внутренних войск, способствует повышению эффективной и результативной деятельности преподавателей и курсантов в ходе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: образовательная среда, профессиональная деятельность, рефлексия, рефлексивное обучение, личностно-ориентированный подход, самосовершенствование, самоконтроль, самоопределение, саморазвитие.

Система военного образования в России, по мнению многих авторов [1; 7], является уникальным социальным явлением. Именно для военного образования важным является внимательное отношение к позитивным результатам военных реформ. Исследователи полагают, что изучение отечественного опыта подготовки офицеров, творческое использование таких его компонентов, как создание оптимальной сети вузов, мощного научно-педагогического потенциала, бережное использование военно-исторического наследия, многовекового служебно-боевого опыта, традиций военного образования, возможностей образовательной среды военного вуза являются важнейшими факторами, эффективной профессиональной подготовки офицеров [2].

При рассмотрении профессиональной подготовки курсантов в военном вузе внутренних войск МВД России необходимо, прежде всего, осуществить теоретическое обоснование понятия «образовательная среда» как социально-педагогического феномена.

В рамках предмета исследования представляют научный интерес краткий обзор трудов зарубежных и отечественных учёных (Л.Б. Буева, Г.А. Андреева, Я.А. Кан, П.А. Сорокин, В.А. Лекторский, С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, Дж. Равен, Ж.-Ж. Руссо, Э. Дюркгейм, Ю.С. Мануйлов и др.). В работах, в которых образовательная среда рассматривается как неотъемлемая часть общественной системы, авторы отмечают связь образования и среды в различные исторические периоды. В основе содержания термина «образовательная среда» лежит понятие «среда». С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова в Толковом словаре русского языка дают следующее определение понятия «среда»: 1) вещество, заполняющее пространство, а так же тела окружающие что-нибудь; 2) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов; 3) окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий [3].

Анализ научной литературы показывает, что существуют различные направления в определении сущности и свойств образовательной среды. Так, представители информационного направления (М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник и др.) ориентируются на создание образовательной среды, взаимодействующей с обучаемым на уровне присвоения знания, развития его практической, познавательной деятельности. Социально-психологическое направление средо-ориетированного подхода (Г.А. Андреева, Л.С. Выготский и др.) характеризуется тем, что в контексте изучения комплексного взаимодействия социальной, предметно-пространственной, информационной сред - образовательная среда рассматривается как средство, условие конструирования «собственной среды развития» обучаемого, что позволяет раскрываться индивидуальности. В концепции педагогического конструирования Н.В. Кузьминой предполагается возможность организации поддержки деятельности в процессе освоения учебной информации, что способствует его развитию и определяет индивидуальный познавательный стиль. Для теоретико-методологического определения исследуемого нами феномена важно подчеркнуть, что образовательная среда военного вуза не существует изолированно от образовательной системы в целом. Она неразрывно связана с образовательным процессом, его спецификой и организацией [4; 8].

Приоритет выбора той или иной педагогической системы, построение взаимодействия обучающегося с образовательной средой, непрерывно связан с нормативно-правовой базой функционирования и тенденциями развития системы отечественного образования, которая обеспечивает процесс подготовки специалистов.

Научная проблема, решаемая в исследовании, заключается в рассмотрении образовательной среды военного вуза внутренних войск МВД России как целостной системы, компоненты которой во взаимодействии друг с другом обеспечивают её воспитательный и развивающий потенциал, а также с позиции взаимодействия её субъектов и самой образовательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.