Научная статья на тему 'Этнокультурный компонент в образовательном процессе'

Этнокультурный компонент в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2155
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭТНОС / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / МЕЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EDUCATIONAL PROCESS / ETHNOS / ETHNO-CULTURAL COMPONENT / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / ETHNIC VALUES / EDUCATIONAL ORGANIZATION / NATIONAL TRADITIONS / MEETHNIC INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хубешты Артур Феликсович

В статье обосновывается социально-психологическая значимость этнокультурного компонента в образовательном процессе, доказывается, что система образования, содержащая этнокультурный компонент, обеспечивает сохранение и развитие этнических ценностей и приоритетов. Этнокультурный компонент в образовательном пространстве необходимо рассматривать как сложное социально-психологическое явление, ориентированное на этническую культуру и традиции. Процесс образования и воспитания с этнокультурным компонентом опирается на устойчивых фундаментальных позициях народной педагогики, этнопедагогики, социальной психологии, материалистической диалектики, этнографии, культурологии, этнопсихологии, этнокультурной деятельности и других пограничных сфер научного познания. Содержащийся в образовательном пространстве этнокультурный компонент рассматривается как необходимый структурный элемент учебно-познавательной деятельности образовательной организации. В данной статье этнокультурный компонент автором определяется как важный элемент культуры и быта конкретной этнической общности, в которой аккумулированы определенные этнические нормы, ценности, традиции. Обучающиеся, как значимая социальная группа, как субъекты этнокультуры, выступают не только в качестве потребителей этнокультуры, но и в качестве носителей и творцов этнических духовно-нравственных идеалов. В своем социальном развитии они способствуют укреплению и распространению прогрессивного этнического опыта. Осмыслить и сохранить свою самобытность, самостоятельность, целостность и идентичность возможно более успешно, если понимать и принимать культуру своего народа. Этнокультурный компонент необходимо включить в воспитание ребенка с первых дней жизни, и стремиться к тому, чтобы он его пронес через всю свою жизнь. Этнокультурное воспитание тесно сопряжено с этнокультурным образованием. В основе образовательного процесса с этнокультурным компонентом лежит освоение этнической культуры, сохранение прогрессивных традиций и обычаев, закрепленных в социально-историческом опыте народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL COMPONENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article substantiates the socio-psychological importance of the ethnocultural component in the educational process, it is proved that the education system containing the ethnocultural component ensures the preservation and development of ethnic values and priorities. The ethnocultural component in the educational space should be considered as a complex socio-psychological phenomenon oriented towards ethnic culture and traditions. The process of education and upbringing with the ethnocultural component is based on the stable fundamental positions of folk pedagogy, ethnopedagogy, social psychology, materialist dialectics, ethnography, cultural studies, ethnopsychology, ethnocultural activity and other border spheres of scientific knowledge. The ethnocultural component contained in the educational space is considered as a necessary structural element of the educational and cognitive activity of an educational organization. In this article, the ethnocultural component is defined by the author as an important element of the culture and life of a particular ethnic community, in which certain ethnic norms, values and traditions are accumulated. Students, as a significant social group, as subjects of ethnic culture, act not only as consumers of ethnic culture, but also as carriers and creators of ethnic spiritual and moral ideals. In their social development, they contribute to the strengthening and dissemination of progressive ethnic experience. Comprehend and preserve their originality, independence, integrity and identity as soon as possible, if you understand and accept the culture of your people. The ethnocultural component must be included in the upbringing of the child from the first days of life, and strive to ensure that he carries him throughout his life. Ethnocultural education is closely associated with ethnocultural education. The basis of the educational process with the ethnocultural component is the assimilation of ethnic culture, the preservation of progressive traditions and customs enshrined in the socio-historical experience of the people.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный компонент в образовательном процессе»

психологические науки

Хубешты Артур Феликсович ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ...

УДК 159:316.6

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

© 2018

Хубешты Артур Феликсович, аспирант кафедры психологии по направлению 37.06.01 Психологические науки, профиль «Социальная психология» Северо-Осетинский государственный педагогический институт (362027, Россия, Владикавказ, улица Павленко, 73, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Аннотация. В статье обосновывается социально-психологическая значимость этнокультурного компонента в образовательном процессе, доказывается, что система образования, содержащая этнокультурный компонент, обеспечивает сохранение и развитие этнических ценностей и приоритетов. Этнокультурный компонент в образовательном пространстве необходимо рассматривать как сложное социально-психологическое явление, ориентированное на этническую культуру и традиции. Процесс образования и воспитания с этнокультурным компонентом опирается на устойчивых фундаментальных позициях народной педагогики, этнопедагогики, социальной психологии, материалистической диалектики, этнографии, культурологии, этнопсихологии, этнокультурной деятельности и других пограничных сфер научного познания. Содержащийся в образовательном пространстве этнокультурный компонент рассматривается как необходимый структурный элемент учебно-познавательной деятельности образовательной организации. В данной статье этнокультурный компонент автором определяется как важный элемент культуры и быта конкретной этнической общности, в которой аккумулированы определенные этнические нормы, ценности, традиции. Обучающиеся, как значимая социальная группа, как субъекты этнокультуры, выступают не только в качестве потребителей этнокультуры, но и в качестве носителей и творцов этнических духовно-нравственных идеалов. В своем социальном развитии они способствуют укреплению и распространению прогрессивного этнического опыта. Осмыслить и сохранить свою самобытность, самостоятельность, целостность и идентичность возможно более успешно, если понимать и принимать культуру своего народа. Этнокультурный компонент необходимо включить в воспитание ребенка с первых дней жизни, и стремиться к тому, чтобы он его пронес через всю свою жизнь. Этнокультурное воспитание тесно сопряжено с этнокультурным образованием. В основе образовательного процесса с этнокультурным компонентом лежит освоение этнической культуры, сохранение прогрессивных традиций и обычаев, закрепленных в социально-историческом опыте народа.

Ключевые слова: образовательный процесс, этнос, этнокультурный компонент, этнокультурное образование, этнические ценности, образовательная организация, национальные традиции, меэтническое взаимодействие.

ETHNOCULTURAL COMPONENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS

© 2018

Hubeshty Artur Feliksovich, graduate student of the Department of Psychology in the direction of 37.06.01 Psychological Sciences, profile "Social Psychology" North Ossetian State Pedagogical Institute (362027, Russia, Vladikavkaz, Pavlenko Street, 73, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Abstract. The article substantiates the socio-psychological importance of the ethnocultural component in the educational process, it is proved that the education system containing the ethnocultural component ensures the preservation and development of ethnic values and priorities. The ethnocultural component in the educational space should be considered as a complex socio-psychological phenomenon oriented towards ethnic culture and traditions. The process of education and upbringing with the ethnocultural component is based on the stable fundamental positions of folk pedagogy, ethnopedagogy, social psychology, materialist dialectics, ethnography, cultural studies, ethnopsychology, ethnocultural activity and other border spheres of scientific knowledge. The ethnocultural component contained in the educational space is considered as a necessary structural element of the educational and cognitive activity of an educational organization. In this article, the ethnocultural component is defined by the author as an important element of the culture and life of a particular ethnic community, in which certain ethnic norms, values and traditions are accumulated. Students, as a significant social group, as subjects of ethnic culture, act not only as consumers of ethnic culture, but also as carriers and creators of ethnic spiritual and moral ideals. In their social development, they contribute to the strengthening and dissemination of progressive ethnic experience. Comprehend and preserve their originality, independence, integrity and identity as soon as possible, if you understand and accept the culture of your people. The ethnocultural component must be included in the upbringing of the child from the first days of life, and strive to ensure that he carries him throughout his life. Ethnocultural education is closely associated with ethnocultural education. The basis of the educational process with the ethnocultural component is the assimilation of ethnic culture, the preservation of progressive traditions and customs enshrined in the socio-historical experience of the people.

Keywords: educational process, ethnos, ethnocultural component, ethnocultural education, ethnic values, educational organization, national traditions, meethnic interaction.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Этнокультурный компонент в образовании позволяет сделать учебно-познавательную деятельность более продуктивным и успешным, содействует совершенствованию межкультурного, межэтнического и социально-перцептивного взаимодействия участников образовательного процесса. В образовательных организациях, где присутствует этнокультурный компонент, обучающиеся отличаются более высоким уровнем социального, эмоционального, эстетического и познавательного развития. Благодаря этнокультурному компоненту у них вырабатывается чувство сопереживания, доброжелательность, дружелюбие, чувство любви и привязанности к Родине.

«Актуальность этнокультурного воспитания заключается в том, пишет Л.А. Нюдюрмагомедова, что для России с ее многообразием языков, традиций, этносов и

культур национальный вопрос носит фундаментальный характер, и любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. А этого можно достичь, если каждый гражданин нашей страны будет уважать в первую очередь традиции и культуру собственного народа, только тогда он будет способен к межкультурному взаимодействию с другими народами на благо всей страны» [1, с. 161-167].

Все говорят Родина. Но что мы подразумеваем под этим словом? Место, где ты вырос? Или где ты родился? Нет, Родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина - это место, куда человек всегда стремится возвращаться, это место где человек чувствует себя частью этого места. Родина - это частичка мира, которую мы стараемся уберечь, сохранить, защитить. Это место, где нас ждут, где нам хорошо и

Hubeshty Artur Feliksovich ETHNOCULTURAL COMPONENT .

psychological science

свободно. Мой родной край - это песни, игры, праздники, частушки, книги, язык, культура и история, первые воспоминания из детства, живописная природа, яркое солнце, бескрайнее синее небо и бесконечно красивые леса. В мире есть много красивых мест, но самое родное и красивое место для каждого человека - это его родной край. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину.

Мы часто не интересуемся прошлым нашей малой Родины, ее историей, этнокультурными особенностями родного народа и т.д. Ни для кого не секрет, что только через знание прошлого, бережного отношения к настоящему, проще и результативнее созидать будущее. Образованный человек интересуется историей, культурой, традициями и обычаями своего и другого народов, чувствует принадлежность к определенной культуре и этносу. У него сформированы культурные потребности в осмысленной деятельности, духовном развитии, стремлении к нравственности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемы этнокультурного воспитания отражены в исследованиях педагогов (Л.Б. Абдуллина, Р.Ф. Берзина, Т.И. Петрова и др.) [2], психологов (Л.Ж. Назранова, О.С. Павлова) [3], историков-этнографов (И.А. Агабалаев, Т.М. Ахмедова, М.В. Живогляд, Д.М. Мирзабекова и др.) [4; 5], философов (А.В. Саблуков, И.В. Манохин и др.) [6], социологов (А.Д. Давудов, В.И. Зеленов, А.Р. Михантьева и др.) [7; 8; 9]. Известен исследовательский опыт А.Г. Акберовой [10], Э.В. Зауторовой [11], Г.М. Королевой [12] и др. Разработанные и реализуемые перечисленными исследователями психолого-педагогические методы направлены на совершенствование этнокультурного воспитания и образования учащихся на лучших традициях народной культуры.

Психолого-педагогическое осмысление социальных этнокультурных явлений - это необходимое условие, которое способствует развитию этнокультурного компонента в образования. Исходя из этих соображений,

A.Д. Давудов этнокультурное воспитание определяет как целенаправленное воспитание, основанное на народных традициях и обычаях, на его любознательном здравом смысле и состоятельном устном народном творчестве. При этом основным воспитателем выступает народ - родители, бабушки, дедушки, родственники, знакомые, тренеры, соседи, сверстники и др. [7, с. 4649]. Большая роль для развития этнокультурного компонента в образовании возложена на образовательные организации - начиная от дошкольных образовательных организаций и до высших образовательных организаций. Потребность в осуществлении воспитательного процесса в образовательных организациях на этнокультурной основе признавалось отечественными учеными (Б.И. Карипбаев Г.Ф. Магадиева, Т.К. Солодухина,

B.И. Солодухина, Р.Б. Хисматуллина) с самого начала их создания в России [14; 15; 16]. Этнокультурный исторический опыт определяет своеобразие воспитательной работы в образовательных организациях всех уровней.

Формирование целей статьи (постановка задания). В настоящее время мы по новому стали относиться к традициям, праздникам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, которое нам досталось от наших предков. Поэтому для нас важно приобщить обучающихся к истокам национальных культур.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Этнокультурное воспитание - это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию подрастающего поколения как субъекта этноса и как основной части населения многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение

в образовательный процесс знаний родной народной культуры, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей, духовно нравственных ценностей, истории народной культуры, социальных норм поведений, ознакомление с культурными достижениями других народов, использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к родной культуре.

В образовательных организациях происходит приобщение обучающихся к истории, природе родного края, к культуре, к знакомству с родным краем, с прошлым родного края. Этнокультурный компонент характеризуется направленностью на воссоздание утраченного, формирование представления о богатстве национальной культуры, расширение кругозора обучающихся в традициях, культуре, праздниках, обычаях укладе жизни. В результате этой работы у обучающихся активизируются процессы формирования миропонимания, мироощущения, нравственного, социального и эстетического развития, расширения творческих возможностей обучающихся. Это занимательная, напитанная, привлекательная и насыщенная жизнь не оставит безучастным подрастающее поколения.

Этнокультурный компонент - это путь к общенародной культуре, средство возрождения красоты, самостоятельности, индивидуальности, познавательной активности, приобщение к самобытности народа. С помощью этнокультурного воспитания у молодежи, как отмечает С.М. Парфенюк, формируется отзывчивость, благосклонность, социально-перцептивные чувства [17]. Этнокультурное воспитание другая группа ученых (Д.Ю. Верфиль, А.Г. Миронов, Е.В. Рябова) определяет как процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания направлены на развитие личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства [18]. Данное направление в воспитании внедряется через провозглашение в образовательном процессе духовно-нравственных ценностей, воспитания дружелюбного отношения к народам разных национальностей и цивилизаций, социальных норм поведения, знаний родной народной культуры, знакомством с культурой других народов, развитие интереса у детей к народной культуре.

Принципы введения этнокультурного компонента в образовательную организацию следующие: достоверность - информация этнокультурной направленности должна быть достоверной и обоснованной; занимательность - познавательный материал с этнокультурным компонентом должен быть восхитительным и эмоционально окрашенным; доступность - материал должен быть доступным к восприятию обучающимися и иметь отчетливую логику изложения; вариативность - воспринимаемая информация не должна исключать вариативные взгляды на обсуждаемую проблему; комплексность - излагаемы материал реализуется с использованием различных средств: меди-демонстрация, Интернет-ресурсы, электронные учебники, словесные методы, наглядные иллюстрации, интерактивные методы, практические опыты, наблюдение, исследование, виртуальные экскурсии, в результате которых обучающиеся получают информацию в различных формах восприятия - слуховой, визуальной и мышечной.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Важно понять, что обучающиеся не могут полностью охватить все множество этнических культур России и мира. Прежде всего, они должны хорошо усвоить культуру своего народа и региона. Важным компонентом создания высоких возможностей для воспитания в условиях этнокультурного компонента является взаимосвязь и единство общественного и семейного воспитания. Успешные и высокие показатели воспитательного процесса зависит от сотрудничества между обучающимися, педагогами и родителями. Для успешного формирования сотрудничества важно пред-

370

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

психологические науки

Хубешты Артур Феликсович ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ...

ставлять коллектив как большую сплоченную семью. Также необходимо организовать совместную деятельность. Это способствует установлению взаимопонимания между педагогами, обучающимися и родителями, объединению, формированию благоприятного климата в семье и в образовательной организации. Партнерство родителей и педагогов дает возможность лучше подобрать подход к обучающимся, посмотреть на него с разных сторон, наладить контакт в разных ситуациях, следовательно помочь родителям в осознании индивидуальных характеристик своих детей, а также успешного преодоления возможных трудностей в воспитании. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Нюдюрмагомедова Л.А. Этнокультурное воспитание как условие оздоровления нравственного поведения молодежи //Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2015. Т. 30. № 4. С. 161-167.

2. Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Берзина Р.Ф. Этнокультурное воспитание подрастающего поколения на современном этапе //Мир науки, культуры, образования. 2018. №2 (69). С. 5-6.

3. Павлова О.С., Назранова Л.Ж. Этнокультурная компетентность педагога в условиях среды с полиэтническим составом воспитанников //Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2015. Т. 7. №2. С. 35-47.

4. Агабалаев И.А., Ахмедова Т.М., Мирзабекова ДМ. Этнопе-дагогические мысли и идеи в годы советской власти //Вестник Социально-педагогического института. 2015. № 2 (14). С. 40-45.

5. Живогляд М.В. Разработка концепции подготовки педагогов к деятельности по этнической социализации подростков //Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2016. №4 (5). С. 80-85.

6. Саблуков А.В., Манохин И.В. Место и роль этнокультурного развития молодежи в воспитательном процессе и его основные направления //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2016. №756. С. 157-168.

7. Давудов А.Д. Этнокультурное воспитание в школе //Вестник Социально-педагогического института. 2016. № 4 (20). С. 46-49.

8. Зеленов В.И. Реализация этнокультурного воспитания в вузе // Социальные отношения. 2017. № 1 (20). С. 69-74.

9. Михантьева А.Р. Социологические подходы к изучению культуры. Аксиологический подход [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sociologist. nm.ru/articles/research_02.html.

10. Акберова А.Г. Этнокультурное образовательное пространство как фактор воспитания патриотизма у учащейся молодежи // Казанский педагогический журнал. 2013. №1 (96). С. 124-127.

11. Зауторова Э.В. Этнокультурное воспитание детей средствами русской хоровой культуры в учреждениях дополнительного образования //Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 151-155.

12. Королева Г.М. Этнокультурное развитие регионов в инновационных подходах к воспитанию молодежи //Педагогическое образование и наука. 2010. №1. С. 54-58.

13. Груздева В.В., Груздев Г.В. Социальное и индивидуальное: диалог в контексте культуры //Балтийский гуманитарный журнал. №3. 2018. С. 195-200.

14. Карипбаев Б.И. Проблемные аспекты педагогического формирования этнокультурной идентичности и этнической консолидации в образовательных форматах современного мира //Балтийский гуманитарный журнал. №3. 2018. С. 195-200.

15. Магадиева Г.Ф., Хисматуллина Р.Б. Этнокультурное воспитание студентов вузов средствами родного языка //Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 39-42.

16. Солодухина Т.К., Солодухина В.И. Этнокультурное образование подрастающего поколения в национально-культурном центре //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. №6 (56). С. 117-122.

17. Парфенюк С.М. Этнокультурное воспитание учащихся — процесс приобщения к народной художественной культуре //Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Чебоксары. 2017. С. 84-88.

18. РябоваЕ.В., Миронов А.Г., Верфиль Д.Ю. Этнокультурное воспитание как основа формирования экологической культуры личности. //Сборник статей XМеждународного научно-практического конкурса. Пенза. 2017. С. 124-127.

Статья поступила в редакцию 06.11.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.