Научная статья на тему 'Развитие этнокультурной компетентности дошкольников в условиях единого образовательного пространства'

Развитие этнокультурной компетентности дошкольников в условиях единого образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1729
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTER-ETHNIC INTERACTION / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNIC TOLERANCE / ДЕТИ-МИГРАНТЫ / MIGRANT CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масензова Татьяна Александровна

Статья посвящена одному из важных аспектов педагогических исследований развитию этнокультурной компетентности дошкольников в современных условиях единого образовательного пространства. Особое внимание уделяется стратегии развития этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации разработанной парциальной программы. В статье раскрываются критерии этнокультурной компетентности, результаты достижения данного феномена в межэтническом взаимодействии. Научная новизна исследования состоит в изучении подходов организации единого образовательного пространства для совместного эффективного взаимодействия представителей разных этнических групп. Актуальность представленного в статье содержания исследования определяется значимостью изучения данного аспекта в связи с необходимостью создания в образовательном учреждении условий для успешного развития личности ребенка. Цель статьи состоит в раскрытии потенциала дошкольной образовательной организации в развитии этнокультурной компетентности дошкольников. В тексте представлена разработанная и реализованная модель программы эксперимента и ее результаты. Данные контрольного эксперимента показали положительную динамику в развитии этнокультурной компетентности воспитанников. Это позволило уточнить специфику этнокультурного образования как системы обучения и воспитания, направленную на сохранение этнокультурной идентичности с одновременным освоением ценностей мировой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масензова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF PRESCHOOLERS IN THE CONDITIONS OF A COMMON EDUCATIONAL SPACE

The article deals with one important aspect of educational research the development of ethnocultural competence of preschool children in modern conditions of a single educational space. Special attention is paid to the strategy of development of ethnocultural competence of children of senior preschool age in the course of realization of the developed partial program. The article describes the criteria of ethno-cultural competence, the results of this phenomenon in inter-ethnic interaction. Scientific novelty of research consists in studying the approaches of the organization of a unified educational space for joint effective cooperation of representatives of different ethnic groups. Relevance the article presents the contents of the study is determined by the importance of studying this aspect in connection with necessity of creation in educational institution of conditions for the successful development of a child's personality. The article aims at unlocking the potential of pre-school educational organizations in the development of ethnocultural competence of preschoolers. The text presents the developed and implemented model programs of the experiment and its results. The data of the control experiment showed a positive trend in the development of ethno-cultural competence of pupils. This has helped to clarify the specificity of ethno-cultural education as a system of training and education aimed at the preservation of ethnocultural identity with the simultaneous assimilation of the values of world culture.

Текст научной работы на тему «Развитие этнокультурной компетентности дошкольников в условиях единого образовательного пространства»

УДК 373

РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

© 2017

Масензова Татьяна Александровна, старший воспитатель МБДОУ г.Иркутска детского сада № 31, студенка 4 курса кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет (664011, Россия, Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, e-mail: masenzowa.tat@yandex.ru)

Аннотация. Статья посвящена одному из важных аспектов педагогических исследований - развитию этнокультурной компетентности дошкольников в современных условиях единого образовательного пространства. Особое внимание уделяется стратегии развития этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации разработанной парциальной программы. В статье раскрываются критерии этнокультурной компетентности, результаты достижения данного феномена в межэтническом взаимодействии. Научная новизна исследования состоит в изучении подходов организации единого образовательного пространства для совместного эффективного взаимодействия представителей разных этнических групп. Актуальность представленного в статье содержания исследования определяется значимостью изучения данного аспекта в связи с необходимостью создания в образовательном учреждении условий для успешного развития личности ребенка. Цель статьи состоит в раскрытии потенциала дошкольной образовательной организации в развитии этнокультурной компетентности дошкольников. В тексте представлена разработанная и реализованная модель программы эксперимента и ее результаты. Данные контрольного эксперимента показали положительную динамику в развитии этнокультурной компетентности воспитанников. Это позволило уточнить специфику этнокультурного образования как системы обучения и воспитания, направленную на сохранение этнокультурной идентичности с одновременным освоением ценностей мировой культуры.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, этнокультурная компетентность, образовательное пространство, этнокультурное образование, межэтническое взаимодействие, этническая толерантность, дети-мигранты.

THE DEVELOPMENT OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF PRESCHOOLERS IN THE CONDITIONS OF A COMMON EDUCATIONAL SPACE

© 2017

Macenzova Tatiana Aleksandrovna, senior tutor MBDOU Irkutsk kindergarten № 31, studenka 4th year of the Department of psychology and pedagogics of preschool education Irkutsk state University (664011, Russia, Irkutsk, street the bottom Quay, 6, e-mail: masenzowa.tat@yandex.ru)

Abstract. The article deals with one important aspect of educational research - the development of ethnocultural competence of preschool children in modern conditions of a single educational space. Special attention is paid to the strategy of development of ethnocultural competence of children of senior preschool age in the course of realization of the developed partial program. The article describes the criteria of ethno-cultural competence, the results of this phenomenon in inter-ethnic interaction. Scientific novelty of research consists in studying the approaches of the organization of a unified educational space for joint effective cooperation of representatives of different ethnic groups. Relevance the article presents the contents of the study is determined by the importance of studying this aspect in connection with necessity of creation in educational institution of conditions for the successful development of a child's personality. The article aims at unlocking the potential of pre-school educational organizations in the development of ethnocultural competence of preschoolers. The text presents the developed and implemented model programs of the experiment and its results. The data of the control experiment showed a positive trend in the development of ethno-cultural competence of pupils. This has helped to clarify the specificity of ethno-cultural education as a system of training and education aimed at the preservation of ethnocultural identity with the simultaneous assimilation of the values of world culture.

Keywords: children of senior preschool age, ethno-cultural competence, educational space, ethno-cultural education, inter-ethnic interaction, ethnic tolerance, migrant children.

Наша страна является полиэтническим государством. Мозаичность ее состава напоминает о том, что для регионов нашей страны характерно смешивание и взаимопроникновение различных культур. Большое количество вынужденных и добровольных переселенцев привело к обострению межэтнических отношений, а также породило тенденцию национальной нетерпимости и разобщенности. В условиях острой необходимости глобализации общества, на первом плане стоит решение эт-нонациональных проблем, имеющих огромное значение для единства и целостности России. С учетом полиэт-ничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей и взрослых этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. Межкультурная компетентность формируется в процессе этнокультурного образования, целью которого является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально - культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представите-

лей различных культур. В существенной степени это зависит от системы образования как действенного института этнической адаптации и социализации. В этой связи возникла потребность в воспитании социально ответственного человека, который может успешно действовать в полиэтническом пространстве, способствовать возрождению культуры разных этносов, сохранению их культурного своеобразия. Общемировой опыт показывает, что оптимальной моделью аккультурации является интеграция, сохранение своей культуры и овладение культурой других этносов. Отсюда возникает необходимость воспитать и подготовить высококультурных и образованных членов общества, которые могут жить и работать в полиэтнической среде, способных сочетать национальные и интернациональные интересы. При вхождении в новую социальную среду, особое значение имеют дошкольные образовательные организации. Они владеют нереализованным потенциалом для адаптации детей в поликультурном обществе.

Многонациональный состав Иркутской области определяется уникальным союзом русского, бурятского и других народов. Реагируя на демократические изменения в обществе, система дошкольного образования создает определенные условия для воспитания подрас-

тающего поколения в этнокультурном образовательном пространстве, с учетом социально-экономических, духовно-нравственных, национальных, культурно-исторических особенностей региона и детского коллектива [7]. Одной из наиболее уязвимых категорий, нуждающихся в особой поддержке, являются дети-мигранты дошкольного возраста. В связи с этим в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273 - ФЗ [20] одним из основных государственных принципов политики и правового регулирования отношений в сфере образования является защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Главная задача - это создать условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы полностью себя реализовать и стать полноценными членами общества. Дети, которые сменили место проживания, языковую среду, испытывают трудности в общении, в социальной и психологической адаптации. Вследствие того, что ребёнок дошкольного возраста желает оставаться в своей языковой среде и в силу таких психологических причин как: неумение найти контакт со сверстниками в новой культурной ситуации, предпочтение своих соотечественников и родственников для игр и общения, отсутствие мотивации для вхождения в новую культурную среду, новый социум, существует острая необходимость в создании этнокультурного образовательного пространства для целенаправленного разрешения этих проблем.

Целью нашей статьи является раскрытие образовательного потенциала дошкольной образовательной организации для развития этнокультурной компетентности дошкольников.

Проблемой формирования этнокультурной компетентности занимались такие ученые как Ю.В. Бромлей, Ф.Ф. Болонев, И.С. Кон, С.В. Лурье и др. В процессе изучения, нами было использовано следующее определение понятия «этнокультурная компетентность - это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [10, с. 35]. Формирование этнокультурной компетентности неразрывно связано с воспитанием этнической толерантности, так как именно она является инструментом, механизмом достижения межэтнического взаимопонимания и взаимодействия. Этническая толерантность, основанная на признании и принятии этнокультурного разнообразия, дает возможность понять другие народы, сформировать начальный этнический опыт и знания. Этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения.

Период дошкольного возраста является сензитивным в становлении этнокультурной компетентности, поскольку на его этапе развивается произвольность психических процессов, соподчиняются мотивы, проявляется эмоциональный отклик на воспитательное воздействие (Л.С. Выготский [5], А.В.Запорожец [6], Д.Б. Эльконин [21] и др.). Современные исследователи в области этнокультурного образования дошкольников подчеркивают необходимость учета потенциала дошкольника и указывают различные пути становления и развития этнокультурной личности дошкольника [6]. Бабунова Е.С. доказывает важность использования этнокультурного подхода в отборе содержания форм, методов, условий построения этнокультурной среды; роль и место педагога в организации педагогической деятельности в поликультурной среде [3]. Сущность этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста заключается в том, что ребенок, обладая данной компетентностью, выступает активным носителем опыта в области этнокультурного и межэтнического взаимодействия [1]. Межкультурная компетентность формируется в процес-

се этнокультурного образования, целью которого является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально - культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур [12]. Ребенок, потерявший истоки этнической идентичности, точнее, не впитавший в себя дух своего этноса, теряет свою индивидуальность.

У дошкольных учреждений в этом процессе своя важная роль. Уже созданы и продолжают создаваться множество программ для ДОУ, которые ставят своей целью введение ребёнка в родную культуру. Это такие парциальные программы как: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой, «С чего начинается Родина» З.Н. Ажермачевой, Л.Н. Пановой, Н.В. Хомяковой и др. В диссертационных исследованиях Н.Л. Оконешниковой, Т.Н. Вострухиной, Э.Р. Тюлепаевой и других разработаны рекомендации по повышению эффективности методов воздействия родителей на развитие толерантности ребенка, методическое сопровождение родителей и детей в поликультурном обществе, мультимедийное сопровождение по этнокультурному образованию старших дошкольников, модель формирования этнокультурной компетентности старших дошкольников через изобразительную деятельность, рекомендации для педагогов, встречающихся с детьми-билингвами и детьми, попавшими в новую языковую среду [1, 4, 7, 9, 11-19].

Как показал анализ научно-методической литературы, целый ряд вопросов, связанных с формированием и развитием этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, остается недостаточно разработанным. В их числе: отсутствие системности, неполное раскрытие механизмов ее формирования и развития, а также не разработанность организационно-педагогических условий и средств развития этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста и механизмов их системной реализации. Организация этнокультурного образовательного процесса складывается в большей степени стихийно по всем его компонентам - целеполага-нию, содержанию, формам и методам работы. Получая общие рекомендации о том, что надо делать, и не зная, как это реализовать, педагоги испытывают затруднения с формированием и развитием этнокультурной системы в целостном образовательном процессе. Таким образом, проблема развития этнокультурной компетентности дошкольников, была решена нами через разработку и реализацию парциальной программы развития этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Теоретической основой программы выступили культурологический и личностно-деятельностный подходы [5, 21]. Культурологический подход послужил основанием для обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды дошкольной группы и обеспечения «интеграции личности в национальную и мировую культуру». Личностно-деятельностный подход позволяет рассмотреть формирование этнокультурной направленности личности дошкольника в ходе различных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной и др.) [5]. Механизмы функционирования разработанной программы выглядят следующим образом. Активизирующая функция направлена на то, чтобы вызвать интерес, желание дошкольников познакомиться с культурой родного народа и культурой народов ближайшего национального окружения. Развивающая функция, направлена на умения дошкольников, использовать полученные знания о культуре народов ближайшего национального окружения в игровой и культурно-досуговой деятельности. Преобразовательная функция формирует способность дошкольников самостоятельно и творчески использовать полученные знания в различных видах

детской деятельности. Целью программы является реализация педагогических условий для развития этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Достижение цели определяется решением ряда задач:

- обогащение представлений старших дошкольников о культуре народов, представленных в этнической среде группы;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование уважительного отношения к детям разных национальностей;

- обеспечение проявления эмоционального интереса к культуре народов, представленных в этнической среде группы;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах этнокультурного образования.

Критериями развития этнокультурной компетентности ребенка как цели и результата выступают когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты, которые позволяют получать качественные и количественные характеристики реализации программы этнокультурного образования старших дошкольников. Степень их выраженности позволила дифференцировать уровни развития этнокультурной компетентности как личностного качества в соответствии с выделенными критериями в их единстве и взаимосвязи: высокий (оптимальный), средний (удовлетворительный), низкий. При этом первый компонент становится ведущим, так как на протяжении дошкольного детства, эмоции долгое время остаются генетическими формами регуляции поведения и формирования интеллектуально-познавательной сферы. Именно эмоции в процессе развития личности являются главными регуляторами психического созревания и становления (Б.Г. Ананьев [2], Л.С. Выготский [5], А.В. Запорожец [6]).

Для проведения экспериментальной работы была апробирована адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок, комплекс бесед и диагностических заданий, которые позволили получить материал для оценки эффективности реализации парциальной программы. В данном исследовании приняли участие 40 детей различных национальностей 5-7 лет (20 человек - контрольная группа, из них 15 - русские, 2 - армяне, 2 - буряты, 1 - таджик; 20 человек - экспериментальная группа, их них 13 - русские, 2 - армяне, 2 - таджики, 1 - киргиз, 1 - азербайджанец, 1 - бурят). Анализ результатов проводился по проявлению ведущего компонента. В рамках проявления когнитивного компонента нами использована индивидуальная беседа с ребенком № 2 (адаптивная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок) в процессе которой детям задавались такие вопросы как: «Какие национальности ты знаешь, которые живут в России?», «Кто ты по национальности?», «Какие национальные праздники ты знаешь?» и т.п. В рамках проявления эмоционально-оценочного компонента были проведены диагностические задания «Выбери друга для игры» и «Нужен твой совет». В рамках первого диагностического задания детям были предложены фотографии детей разной национальности в

паре мальчик и девочка. Ребенку предлагалось выбрать друга для игры и по ходу выбора задавались такие вопросы как: «Почему ты выбрал именно этого ребенка?», «Как ты думаешь, какой у него характер?», «Что бы ты хотел у него спросить, во что поиграть?» и т.д. В рамках проявления поведенческого компонента детям было предложено диагностическое задание «Невыдуманная история» и было осуществлено наблюдение за особенностями взаимодействия воспитанников в рамках свободной игровой деятельности. В ходе контрольного эксперимента было установлено, что практически все дети знаю свою национальность, но о детях другой национальности ничего рассказать не могут. Дети русской национальности называют некоторые национальные праздники (Пасха, Масленица), но праздники других народов не знают. Один ребенок бурятской национальности назвал «Сагаалган». При выборе партнера для игры, дети выбирали его по внешним признакам (красивая внешность, красивая одежда, визуальная схожесть), при этом определить отношение к выбранному партнеру не могли, не могли предположить, как он может себя вести и во что любит играть. В ходе эксперимента по проявлению поведенческого компонента, никто не высказал явной агрессии по отношению к темнокожей девочке, 100% детей присоединились к группе дружелюбных, добрых, проявляющих желание взаимодействовать детей, но при этом в ходе наблюдения за свободной игровой деятельностью был выявлен факт отторжения, не принятия в игру двоих детей, которые плохо владеют русским языком. Результаты констатирующего эксперимента представлены на рисунке 1.

Рисунок 1- Показатели общего уровня этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента

В рамках формирующего эксперимента, в экспериментальной группе детей была реализована парциальная программа «Развитие этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста». В ходе ее реализации в группе была преобразована предметно-пространственная среда: размещены этнокалендари, создан этноуголок, в соответствии с содержанием программы, пополнены все развивающие центры в группе. Реализация программы происходила через планирование мероприятий в различных видах детской деятельности в рамках таких тематических недель как: «Народы России, народы земли», «Моя страна», «Коренные жители Сибири», «Мои земляки», «Мой край, мой город». С детьми проведены циклы познавательных мероприятий по ознакомлению с традициями и обычаями народов, представителей этносов в группе, организованы тематические игровые, музыкальные и литературные вечера. Программа включает тесное взаимодействие с родителями воспитанников. В рамках этого взаимодействия реализованы такие проекты как: "Традиции нашей семьи», «Самый важный национальный праздник», организован вечер национальной кухни, выставка совместных поделок и рисунков «Моя любимая Родина», оформление тематических фотоальбомов «Быт и культура нашего народа», культурно-досуговые мероприятия «Дружат дети всей земли!», «Мы-дети планеты Земля!» и др. Также в программе предусмотрена организация мероприятий по вхождению дошкольников в ближайшее социальное окружение. В течение учебного года дети посетили

ЦБС библиотеку №2 (познавательные вечера, выставки, творческие встречи), МБОУ СОШ № 66,8 (совместные развлечения «Мы дети Земли», «Дружат дети всей земли», «Вечер игр разных народов»), В/Ч № 6531(экс-курсии, совместные познавательные и спортивные мероприятия), посещение музеев, кукольного театра и выдающихся мест города Иркутска (памятники, обелиски, исторические сооружения и др.).

В ходе контрольного эксперимента в экспериментальной группе было установлено, что все дети с легкостью называют как свою национальность, так и национальность своих товарищей, обозначают виды игр для совместного взаимодействия, задают дополнительные вопросы познавательного характера. Дети знают и называют основные национальные праздники представителей этносов в группе (Пасха, Масленица, Рождество, Сагаалган, Навруз и др.). Выбор друга для игры происходит в основном по гендерной принадлежности, а не по внешнему виду. Мотивированно рассуждают на тему отношения к детям, приехавшим из другой страны, которые плохо знают русский язык и не имеют в этой стране друзей и знакомых. При наблюдении за самостоятельной игровой деятельностью был сделан вывод о том, что дети взаимодействуют в подгруппах предпочитаемых ими друзей, в процессе игры эти группы подвержены ассимиляции, без отвержения и негативизма по национальному признаку. Результаты контрольного эксперимента представлены на рисунке.2.

Рисунок 2- Показатели общего уровня этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста на этапе контрольного эксперимента

Сравнительный анализ полученных результатов говорит об эффективности реализации разработанной парциальной программы. В данной работе были реализованы идеи, заложенные в общей воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения по развитию этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, раскрыт ее образовательный потенциал, подтверждены положения гипотезы и решены поставленные задачи практического характера.

Исходя из социальной ситуации, сложившейся на сегодняшний день, опыта осуществления этнокультурного образования дошкольными образовательными организациями, нами доказано, что разработанная парциальная программа по развитию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста эффективно функционирует при наличии педагогических условий, включающих в себя приобщение детей к культурам разных национальностей, способствующих формированию этнотолерантности ребенка, как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе. Профессиональная компетентность педагогов в области этнокультурного воспитания дошкольников, взаимодействие дошкольной образовательной организации, семьи, культурных центров обеспечивают создание единого образовательного пространства в поликультурном обществе.

Необходимо отметить, что еще имеются противоречиями между возросшей потребностью поликультурного общества в приобщении детей дошкольного возраста к мировой культуре через национальную и этническую и нереализуемыми возможностями сложившейся системы образовательного процесса в распространении

данного опыта. Перспективы дальнейшей работы мы видим в определении педагогических условий реализации этнокультурного компонента образования в системе «детский сад — начальная школа», создании структурированной системы этнокультурного взаимодействия с социумом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абсалямова, А. Г. Мультикультурная направленность регионального содержания дошкольного образования в республике Башкортостан Текст. / А. Г. Абсалямова, Н. Э. Сыртланова // Детский сад от «А» до «Я». -2006.-№6.- С. 36-44.

2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Просвещение, 2013. - 288 с.

3. Бабунова, Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста Текст.: дис. д-ра пед. наук / Е. С. Бабунова. Челябинск, 2009. - 509 с.

4. Вострухина, Т. Н. Методическое сопровождение процесса воспитания толерантных отношений у участников педагогического взаимодействия : в условиях дошкольного учреждения : автореферат дис. к.п.н. /Т. Н. Вострухина. Москва, 2011г. - 30 с. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004842256#?page=1

5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии Текст. / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. - 224 с.

6. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста Текст. / А .В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1965. - 295 с.

7. Кананчук, Л. А. Мультикультурное образование в дошкольной образовательной организации./ Учебное пособие. Иркутск: издательство «Аспринт», 2014. - 128 с.

8. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста Текст. / Л. В. Коломийченко. Пермь, 2002. - 115 с.

9. Оконешникова, Н. Л. Формирование толерантности в семье: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 Текст / Н. Л. Оконешникова. Санкт-Петербург, 2006. - 156 с.

10. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности Текст. / Т. В. Поштарева // Педагогика. 2005. - №5. - С. 35-42.

11. Степанова, О. Н. Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности Текст.: дис. д-ра пед. наук / О. Н. Степанова. Якутск, 2007. - 203 с.

12. Тюлепаева, Э. Р. Воспитательная система этнокультурного образования дошкольников Чесменского района (методическое пособие) Текст. / Э. Р. Тюлепаева. Челябинск, ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2010г. - 89 с.

13. Ефимова Д.В., Макаров П.С. Толерантные установки в педагогической среде: ожидания и реальность // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 72-78.

14. Хугаева Ф.В. Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 71-74.

15. Ефимова Д.В. Воспитание межнациональной толерантности в семье и вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 115-118.

16. Старицына О.А., Грищенко О.Н. Понятие "толерантность" и её место в системе базовых ценностей жителей России и Германии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 297-301.

17. Гогицаева О.У., Кочисов В.К., Гиголаева Д.В., Хасиева А.В. Проблема психолого-педагогического сопровождения и адаптации детей-мигрантов в новых условиях жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 108-110.

18. Хугаева Ф.В. Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 1 (16). С. 205-208.

19. Епхиева М.К., Салказанова М.Э. Диалог культур как основа формирования межэтнической толерантности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 338-341.

20. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» //Российская газета. - 31.12.2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/ printaЫe/2012/12/30/obrazovame-dok.html

21. Эльконин, Б. Г. Психология развития Текст. / Б. Г. Эльконин. М.: Академия, 2001. - 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.