Научная статья на тему 'Формирование этнокультурных ценностей на основе изучения атрибутики обрядов'

Формирование этнокультурных ценностей на основе изучения атрибутики обрядов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА / WORKS OF DECORATIVE APPLIED ART / АТРИБУТИКА ОБРЯДОВ / PARAPHERNALIA OF RITUALS / ТРАДИЦИЯ / TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лончинская Т.Е.

Статья посвящена проблеме формирования этнокультурных ценностей на основе исследования атрибутики обрядов студентами художественного вуза. На примере изучения свадебного обряда и сопутствующих ему предметов материальной культуры показана возможность освоения традиций и народного искусства, являющихся необходимой образовательной основой воспитания и образования подрастающего молодого поколения. Обучение традиционному прикладному искусству рассмотрено на основе традиционной этнокультуры. Обращение к обычаям и духовным корням народного искусства способствует формированию национального самосознания будущих художников декоративно-прикладного искусства и созданию ими высокохудожественных произведений декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF ETHNO-CULTURAL VALUES THROUGH RITES OF ISOKINETIC

The article is dedicated to a problem of formation of ethnic cultural values on the basis of the study of attributes by students of an art university. With regard to wedding ceremonies and attendant items of material culture the researcher shows the possibility of the development of traditions and folk art that are the necessary educational basis for the upbringing and education of younger generation. Training in traditional crafts is considered on the basis of traditional ethnic culture. The paper appeals to customs and spiritual roots of folk art that contribute to the formation of national consciousness of future artists decorative art to create their exquisite works of decorative art.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурных ценностей на основе изучения атрибутики обрядов»

Библиографический список

1. Звонцов В.М. Основы понимания графики. Москва, 1963.

2. Ломакин М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2016.

3. Максимович В.Ф. Исторический аспект и современное состояние образования в области народной художественной культуры России. Профессионал. 2001.

4. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. Ленинград: «Художник РСФСР», 1978.

5. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. Москва: Наука 1981.

6. Бардина РА. Изделия НХП и сувениры: учебник для ПТУ. Москва: Высшая школа, 1990.

7. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учебное пособие. Москва: Владос, 2012.

8. Бредник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Ростов-на-Дону, 2002.

9. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. Ленинград: «Художник РСФСР», 1978.

10. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. Москва: Книга, 1986.

References

1. Zvoncov V.M. Osnovyponimaniya grafiki. Moskva, 1963.

2. Lomakin M.O. Dekorativnyj risunok v podgotovke bakalavrov po konkretnym vidam tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2016.

3. Maksimovich V.F. Istoricheskij aspekt i sovremennoe sostoyanie obrazovaniya v oblasti narodnoj hudozhestvennoj kul'tury Rossii. Professional. 2001.

4. Radlov N.'E. Risovanie s natury. Leningrad: «Hudozhnik RSFSR», 1978.

5. Rozhdestvenskaya S.B. Russkaya narodnaya hudozhestvennaya tradiciya vsovremennom obschestve. Moskva: Nauka 1981.

6. Bardina R.A. Izdeliya NHPisuveniry: uchebnik dlya PTU. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.

7. Beschastnov N.P. Cherno-belaya grafika: uchebnoe posobie. Moskva: Vlados, 2012.

8. Brednik T.O. Osnovy hudozhestvennogo proektirovaniya kostyuma i 'eskiznoj grafiki. Rostov-na-Donu, 2002.

9. Radlov N.'E. Risovanie s natury. Leningrad: «Hudozhnik RSFSR», 1978.

10. Favorskij V.A. Ob iskusstve, o knige, o gravyure. Moskva: Kniga, 1986.

Статья поступила в редакцию 03.04.17

УДК 378

Lonchinskaya T.Ye., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Artistic-Creative Research Laboratory, Innovation Center of Traditional Applied Art, High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: lte05@mail.ru

THE FORMATION OF ETHNO-CULTURAL VALUES THROUGH RITES OF ISOKINETIC. The article is dedicated to a problem of formation of ethnic cultural values on the basis of the study of attributes by students of an art university. With regard to wedding ceremonies and attendant items of material culture the researcher shows the possibility of the development of traditions and folk art that are the necessary educational basis for the upbringing and education of younger generation. Training in traditional crafts is considered on the basis of traditional ethnic culture. The paper appeals to customs and spiritual roots of folk art that contribute to the formation of national consciousness of future artists decorative art to create their exquisite works of decorative art. Key words: education, works of decorative applied art, paraphernalia of rituals, tradition.

Т.Е. Лончинская, канд. пед. наук, зав. художественно-творческой лабораторией Научно-исследовательского инновационного центра традиционного прикладного искусства Высшей школы народных искусств (института), г. Санкт-Петербург, E-mail: lte05@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ АТРИБУТИКИ ОБРЯДОВ

Статья посвящена проблеме формирования этнокультурных ценностей на основе исследования атрибутики обрядов студентами художественного вуза. На примере изучения свадебного обряда и сопутствующих ему предметов материальной культуры показана возможность освоения традиций и народного искусства, являющихся необходимой образовательной основой воспитания и образования подрастающего молодого поколения. Обучение традиционному прикладному искусству рассмотрено на основе традиционной этнокультуры. Обращение к обычаям и духовным корням народного искусства способствует формированию национального самосознания будущих художников декоративно-прикладного искусства и созданию ими высокохудожественных произведений декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: образование, произведения декоративно-прикладного искусства, атрибутика обрядов, традиция.

Организацией среды, формирующей национальное самосознание личности и осмысление принадлежности к определенной этнической общности, служат ознакомления с обычаями, обрядами и традициями своего народа. В утвержденных правительством РФ в декабре 2014 года «Основах государственной культурной политики» обозначены следующие цели: «укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения» [1, с. 10].

Разработка направлений, способствующих развитию у студентов активного творческого восприятия в процессе общения с подлинными произведениями народного искусства, открывающих возможности для расширения общекультурного и профессионального кругозора, является одной из основных позиций педагогической воспитательной работы.

Общеизвестный факт, что соблюдение традиционного обряда требует наличия определенных постоянных необходимых признаков - атрибутов. На примере изучения одного из древнейших русских обрядов - свадебного, студентами рассматривались связанные с ним атрибуты - предметы материальной культуры прошлых столетий, являющиеся в современном мире произведениями народного искусства. Интересно, что «аНпЬи^» в переводе с латыни означает - приданое.

Любое произведение искусства, любое событие определяется, прежде всего, во времени и в пространстве. Мы говорим: «Кружевной подзор. Конец XIX в. Вологодская губерния», «Всероссийская кустарная выставка, 1913 г., Петроград». Для нас важен общественный, культурный, художественный пространственно-временной континуум, в котором «ключом служит этническая отнесенность памятника; условия его возникновения схватываются как момент социокультурной и художественной эволюции этнической общности» [2, с. 276]. Освоение культурных ценностей предусматривает знакомство с историей их про-

исхождения и создания. Уникальным явлением культуры является русский свадебный костюм, созданный на основе местных художественных традиций, он отражает представления славян об окружающем мире.

В основе русской свадебной одежды к. XIX - начала XX века лежит традиционный костюм с определенными региональными особенностями. Сарафанный и поневный комплексы включали рубаху, передник, пояс, головной убор, душегрею, чулки, обувь и украшения. Первый комплекс был характерен для всей территории России, в особенности на Русском Севере, Поволжье и Приуралье и в его состав входил сарафан - косоклинный или прямой. Второй комплекс бытовал в южных регионах России Орловской, Воронежской губерниях и включал поневу - запашную или прямую. Именно, сохранность в свадебной одежде традиционного кроя, материала, колористического решения и орнаментики указывает на принадлежность костюма к обряду. Причём, венчальная рубаха изготавливалась в определённое время -накануне больших праздников. У дружки в костюме обязательно должно было быть полотенце, завязанное на поясе или перекинутое через плечо. Большое значение в ансамбле свадебного костюма имел головной убор, орнаментация которого содержала магические символы. Свадебные уборы - головодец и «го-родчатые» венцы украшались золотным шитьём. Ленты к венцу, из парчи и шелка расшивались золотными нитями и декорировались кружевом. Свадебный венец украшался низаным речным жемчугом, цветными стеклами и сеченым перламутром, при этом большие фигурные зубцы венца отличались богатством фактуры и цвета.

Наряды и головные уборы берегли и передавали по наследству. Интересно, что приданое начинала собирать девушке ее мать. Известная исследовательница кружева С.А. Давыдова отмечала: «В былое время кружевные изделия обыкновенно готовились для личного употребления. Все женщины и девушки сами ткали холсты и украшали кружевами свои полотенца и простыни. К тому же, согласно местным обычаям, не мало, всяких рукоделий требовалось для подарков, при обрядах венчания» [2, с. 129]. Свадебные полотенца украшались вышитыми и кружевными узорами, сохранившими древние символы и знаки, благодаря обрядовой роли.

Атрибутом свадебного обряда являются, входившие в состав приданого подзоры, украшенные вышитыми, ткаными и кружевными узорами. Подзоры длиной до двух метров и шириной 50-70 сантиметров пришивались к краю простыни свисающей со свадебной постели. В ГРМ хранятся свадебные подзоры с изображениями птиц, зверей, а также жанровых сценок: дам и кавалеров, гуляющих в садах или проезжающих в каретах. Следует отметить, что содержание вышитых композиций было связано с пожеланиями добра и счастья молодоженам.

Например, мастерицами Вологодской губернии были созданы живописные свадебные сюжеты вышивки в технике «строчкой по письму» и кружева в сцепной технике плетения. И.Я. Богуславская отмечала уникальность произведений, созданных народными вышивальщицами, сумевших по-своему средствами вышивки интерпретировать сказочные сюжеты.

Входящие в приданое полотенца, подзоры и тканье собирались, и укладывалось на хранение в сундук. На Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 году были представлены три сундука для приданого: великорусский, малороссийский и польский. Сундуки изготавливались из дерева или металла декорировались росписью.

С XVIII века на Руси свадебные обряды сопровождались подношением предметов обихода из дерева. Прялки, валки, трепала, швейки входили в число обязательных подарков, даримых невесте отцом или женихом. В обрядах сватовства и свадьбы большую роль играла солоница. Выдолбленный из дерева ковш преподносили жениху и невесте в знак «счастья и прибыли дому». «Включенный в свадебный обряд, такой ковш нес символику, связанную с водой, с солнцем. Уподобление ковша птице отражало фольклорное представление. Невеста сравнивалась с лебедушкой, уточкой» [4, с. 16].

Свадебным подарком невесте от отца или от жениха была прялка. Следует отметить, что в резьбе и росписи городецких прялок народные художники часто использовали свадебные сюжеты. Живописная композиция располагалась обычно на донце - сидении прялки. Конструкция прялки была разборной, после работы пряха вынимала гребень и вешала донце на стену над «девичьей» лавкой, где оно превращалось в «картину» и служило украшением дома. Ярусность построения декорации

и сами сюжеты, по мнению Т. И. Емельяновой перешли в живопись из резьбы: «в верхнем ярусе изображение геральдических всадников у цветущего древа, над которым парит похожая на лебедя птица - аллегория «охоты» жениха и его спутника - дружки на невесту - «лебедушку», своеобразная иллюстрация свадебных обрядовых песен; ниже - орнаментальный бордюр, а под ним - жанровая сценка, дополняющая аллегорию и поясняющая ее смысл (посиделки, прогулки барышень с зонтиками и кавалеров - в резных раскрашенных донцах, чаепитие-смотрины невесты в росписи)» [5, с.68]. На донце прялки созданной в 1870 годы мастером А.В. Мельниковым мы видим приход жениха с невестой в дом родителей и чаепитие.

В музейных коллекциях хранятся пряничные доски. «Крупные печатные пряники приносились в числе подарков невесте, ими заканчивались свадьбы и другие пиршества, они дарились свахам, заменяли хлеб-соль при встрече повенчавшихся. «Свадебные» пряники пеклись по заказу, и для них старались выбрать особенно изящный рисунок. Выпечкой пряников занимались особые мастера, целые пекарни или «заведения» [6, с. 33].

На Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 году были представлены куклы, исполненные кустарями М. Опошни Зеньковского уезда, Полтавской губернии. По моделям художницы Трипольской ими была выполнена группа кукол «Малороссийская свадьба». Восемнадцать кукол расположены на цветном ковре, вокруг праздничного стола и одеты в праздничные одежды. Старики, молодежь и дети одеты в национальные костюмы с ткаными поясами. Группа изображена за праздничным пиром. На столе, покрытом вышитой скатертью праздничное угощение, на стене кухонная утварь и вышитое свадебное полотенце. В центре группы жених и невеста в наиболее красочных головных уборах.

Как сообщали газеты того времени: «Полтавское Губернское земство имело счастье поднести эту группу Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу Алексею Николаевичу». Так же на выставке внимание посетителей было приковано к группе кукол «Польская свадьба». Здесь, в свадебном обряде участвуют двадцать девять кукол в польских праздничных крестьянских костюмах, а действие разворачивается во дворе дома [7].

Свадьба, как и другие обрядовые празднества деревни «проигрывалась» в детских играх с соблюдением всех правил и участием всех действующих лиц.

Интересно отметить, что в Школе народного искусства под покровительством императрицы Александры Федоровны, основанной в Санкт-Петербурге, был организован театр. Сведения об этом обнаружены на страницах периодической печати за 1914 год. В школе ставились спектакли, например, старинная пьеса Сухонина «Русская свадьба в конце 16 века». Свадебный обряд с песнями, танцами исполнялся в народных костюмах. На сохранившейся фотографии мы видим участников спектакля. В статье «Крестьянский театр» Ф.Д. Батюшков отмечал, что «главный интерес представляли сцены обрядового характера -игры и хороводы девушек, убирание невесты под венец, свадебные песни... Иллюзия получалась полная, и на маленькой сцене, даже не отделенной рампой от зрителей, освещенной сверху лишь несколькими лампами, устланной коврами и разукрашенной богато расшитыми полотенцами, точно разыгрывалась, по верному замечанию одного из зрителей, мистерия - благоговейно, торжественно, с полным проникновением в серьезность обряда - таинства, которым молодая девушка-невеста приобщается к новой жизни. состав воспитанниц школы представляет крайне благодарный материал для создания «обрядового театра» [8, с. 14].

В Высшей школе народных искусств, в профессиональном цикле дисциплин студентами изучались: произведения традиционного прикладного искусства из собрания Государственного Русского музея; исторические источники, фотоматериалы в библиотеках и архивах. Проведённая научно-исследовательская работа позволила будущим художникам освоить культурное наследие, познать духовную народную традицию и способствовало созданию высокохудожественных произведений декоративно-прикладного искусства.

Знакомство студентов с произведениями народного искусства - атрибутами обрядов, изучение культуры прошлого содействует развитию познавательных способностей, ведет к расширению возможностей и увеличению диапазона творческого выбора, формированию этнокультурных ценностей и национального самосознания.

Библиографический список

1. Основы государственной культурной политики. Постановление правительства РФ декабрь 2014. Available at: http://mkrf.ru/ upload/mkrf/mkdocs2016/OSNOVI-PRINT.NEW.indd.pdf

2. Бернштейн Б.М. Несколько соображений в связи с проблемой «искусство и этнос». Советское искусствознание '78: сборник статей. Москва: Советский художник, 1979; Вып. 2: 275 - 294.

3. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы: Исследование историческое, техническое и статистическое. Санкт-Петербург: Типография С.А. Суворина, 1892: l74.

4. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности: альбом. Москва: Издательство Советская Россия, 1983.

5. Емельянова Т.И. Городецкая роспись на прялках. Мотивы и художественные приемы. Народное искусство. Исследования и материалы: сборник статей. Санкт-Петербург: Palace Edition, 1995: 67 - 79.

6. Чекалов А.К. Предметы обихода из дерева. Русское декоративное искусство. Том II. Под редакцией А.И. Леонова. Москва: Издательство Академии художеств СССР 1963: 14 - 34.

7. Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 году: Репринтное издание 1914 года. Вступительная статья В.П. Савченко. Санкт-Петербург: Альфарет, 2008.

8. Батюшков Ф.Д. Крестьянский театр. Солнце России. 2 январь, 1914: 14 - 16.

References

1. Osnovy gosudarstvennojkul'turnojpolitiki. Postanovlenie pravitel'stva RF dekabr'2014. Available at: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/ OSNOVI-PRINT.NEW.indd.pdf

2. Bernshtejn B.M. Neskol'ko soobrazhenij v svyazi s problemoj «iskusstvo i 'etnos». Sovetskoe iskusstvoznanie '78: sbornik statej. Moskva: Sovetskij hudozhnik, 1979; Vyp. 2: 275 - 294.

3. Davydova S.A. Russkoe kruzhevo i russkie kruzhevnicy: Issledovanie istoricheskoe, tehnicheskoe i statisticheskoe. Sankt-Peterburg: Tipografiya S.A. Suvorina, 1892: 174.

4. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo Rossii. Narodnoe tvorchestvo kak mir celostnosti: al'bom. Moskva: Izdatel'stvo Sovetskaya Rossiya, 1983.

5. Emel'yanova T.I. Gorodeckaya rospis' na pryalkah. Motivy i hudozhestvennye priemy. Narodnoe iskusstvo. Issledovaniya imaterialy sbornik statej. Sankt-Peterburg: Palace Edition, 1995: 67 - 79.

6. Chekalov A.K. Predmety obihoda iz dereva. Russkoe dekorativnoe iskusstvo. Tom II. Pod redakciej A.I. Leonova. Moskva: Izdatel'stvo Akademii hudozhestv SSSR, 1963: 14 - 34.

7. Russkoe narodnoe iskusstvo na Vtoroj Vserossijskoj kustarnoj vystavke v Petrograde v 1913 godu: Reprintnoe izdanie 1914 goda. Vstupitel'naya stat'ya V.P. Savchenko. Sankt-Peterburg: Al'faret, 2008.

8. Batyushkov F.D. Krest'yanskij teatr. Solnce Rossii. 2 yanvar', 1914: 14 - 16.

Статья поступила в редакцию 23.03.17

УДК 378

Magomedov M.G., senior teacher, Department of Combat Sports, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: m.m.g.1986@mail.ru

Omarov M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: omarov.66@inbox.ru

Magomedov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: omarov.66@inbox.ru

METHOD OF PROJECTS AS A MEANS OF TEACHING FUTURE TEACHERS TO PROMOTE SAFE BEHAVIOR OF SCHOOLCHILDREN IN EXTREME SITUATIONS. The article discusses basic approaches, principles and conditions for the education of future teachers to promote safe behavior of schoolchildren in extreme situations, the necessity to ensure the safe conduct of the person, as well as deals with the basics and structure design method of teaching of the future teachers security and livelihoods to promote safe behavior of schoolchildren in emergencies. The authors focus on the project training with the teacher for the formation of safe behavior of schoolchildren with the help of research and creative methods. The use of project methods as a means of training future teachers gives an opportunity to show the development of dangerous phenomena and emergencies, to objectify the contents of training and to stimulate their cognitive interests, to carry out practical actions and to acquire significantly new knowledge, acquire skills and individual skills in this region.

Key words: extreme situation, future teacher, no-risk behavior, project method, teaching practice.

М.Г. Магомедов, ст. преп. каф. спортивных единоборств, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: m.m.g.1986@mail.ru

М.М. Омаров, канд. пед. наук, доц. каф. безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: omarov.66@inbox.ru

Р.В. Магомедов, канд. пед. наук, ст. преп. каф. безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: omarov.66@inbox.ru

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

В статье рассматриваются основные подходы, принципы, и условия подготовки будущего учителя к формированию безопасного поведения школьников в экстремальных ситуациях, обосновывается необходимость обеспечения безопасного поведения личности, а также рассматривается сущность, и структура проектного метода подготовки будущего учителя безопасности и жизнедеятельности к формированию безопасного поведения школьников в экстремальных ситуациях. Основное внимание в работе автор акцентирует на проектное обучение с используемым в подготовке будущего учителя к формированию безопасного поведения школьников, среди которых: исследовательский и творческий. Использование методов проекта, как средство обучения при подготовке будущих учителей дает нам возможность показать развитие опасных явлений и чрезвычайных ситуаций, объективировать содержание подготовки и стимулировать их познавательные интересы, осуществлять им практические действия и усваивать существенно новые знания, приобретать умения и отдельные навыки в этой области.

Ключевые слова: экстремальная ситуация, будущий учитель, безопасное поведение, проект, метод, педагогическая практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.