Научная статья на тему 'Проблема формирования и развития этнокультурных ценностей личности в отечественных и зарубежных исследованиях'

Проблема формирования и развития этнокультурных ценностей личности в отечественных и зарубежных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОС / ETHNIC GROUP / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ETHNOCULTURAL VALUES / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ (МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / DEVELOPMENT OF PERSONAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логвинова Ольга Константиновна, Зеленов Владимир Игоревич

1В статье представлены результаты сравнительного анализа психолого-педагогических, социологических и философских отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме формирования и развития этнокультурных ценностей личности; выявлены современные подходы к решению обозначенной проблемы. Этнокультурные ценности рассматриваются как совокупность ценностей всех областей материальной и духовной жизни этноса, формирующих личность, определяющих отношение человека к самому себе, к другим людям, к природе и социуму. Особое внимание уделено анализу педагогических концепций, таких как «этнокультурное образование», «поликультурное образование», в рамках которых решаются задачи, связанные с формированием и развитием этнокультурных ценностей личности. Обосновывается положение о том, что процесс освоения учащимися собственной культуры и их подготовка к жизни в поликультурной среде тесно взаимосвязаны, поскольку непременным условием интеграции человека в другие культуры служит глубокое и всестороннее овладение собственной культурой, сформированность этнокультурных ценностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логвинова Ольга Константиновна, Зеленов Владимир Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PERSONAL ETHNIC AND CULTURAL VALUES DEVELOPMENT IN RUSSIAN AND FOREIGN CONTEMPORARY RESEARCH

The article presents the results of the comparative analysis of Russian and foreign psychological and pedagogical, sociological and philosophical researches devoted to the problem of personal ethnic cultural values formation and development; the authors reveal modern approaches to the solution of the problem discussed. Ethnocultural values are considered as a complex of the values of all areas of material and spiritual life of an ethnic group forming the personality, defining the attitude of a person towards him/herself, other people, nature and society. Special attention is paid to the analysis of pedagogical concepts, such as «ethnocultural education», «multicultural education», within the frames of which the problems of personal ethnocultural values formation and development are solved. The authors prove the statement that the process of studying by students of their own culture and their preparation for life in multicultural environment are closely interconnected. That is connected with the fact that an essential condition of a person’s integration into other cultures is deep and comprehensive mastering of his/her own culture, well-formedness of personal ethnocultural values.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования и развития этнокультурных ценностей личности в отечественных и зарубежных исследованиях»

УДК 376.744

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ1

Логвинова Ольга Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики филологического факультета, Российский университет дружбы народов (РУДН); ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail [email protected]

Зеленов Владимир Игоревич, аспирант филологического факультета, кафедра психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов (РУДН); ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail [email protected]

РЕЗЮМЕ

В статье представлены результаты сравнительного анализа психолого-педагогических, социологических и философских отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме формирования и развития этнокультурных ценностей личности; выявлены современные подходы к решению обозначенной проблемы.

Этнокультурные ценности рассматриваются как совокупность ценностей всех областей материальной и духовной жизни этноса, формирующих личность, определяющих отношение человека к самому себе, к другим людям, к природе и социуму. Особое внимание уделено анализу педагогических концепций, таких как «этнокультурное образование», «поликультурное образование», в рамках которых решаются задачи, связанные с формированием и развитием этнокультурных ценностей личности. Обосновывается положение о том, что процесс освоения учащимися собственной культуры и их подготовка к жизни в поликультурной среде тесно взаимосвязаны, поскольку непременным условием интеграции человека в другие культуры служит глубокое и всестороннее овладение собственной культурой, сформированность этнокультурных ценностей личности. Ключевые слова: этнос, культура, этнокультурные ценности, формирование ценностей личности, поликультурное (мультикультурное) образование.

1 Работа выполнена: 1) при финансовой поддержке РГНФ, грант 16-36-00022 «Этнокультурные ценности личности в условиях вызовов современного общества»; 2) при грантовой поддержке по инициативным проектам подразделений в РУДН, проект 0513160-000 «Этнокультурные ценности и мотивационные установки студентов международно-ориентированного вуза».

Процессы глобализации в современном мире, с одной стороны, приводят к определенной унификации культурных ценностей, образа жизни, ставят под угрозу самобытность и уникальность этносов; с другой стороны — стимулируют интерес представителей разных этнических групп к собственной культуре, истории, обычаям и традициям, актуализируют проблему осознания и сохранения этнической идентичности — «этнического возрождения» (Т.Г. Стефаненко) [13]. Актуальной становится задача формирования личности, обладающей «глобальным видением» мировых процессов, но, в то же время, являющейся носителем определенных этнокультурных ценностей. Ценностей, которые определяют отношения человека с природой, социумом, самим собой.

Проблема этнического возрождения привлекла внимание зарубежных (преимущественно западных) философов, социологов, психологов, педагогов уже в 70-е годы ХХ века. В отечественной науке количество исследований по данной проблематике значительно возросло в 1990-е годы, что было связано с резкими социально-демографическими изменениями в стране и активизацией процессов этнокультурного самоопределения.

В настоящее время актуальность проблемы формирования этнокультурных ценностей личности признается на государственном уровне, это нашло отражение в таких основополагающих документах, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014—2020 гг.)», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации».

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» установлен приоритет национальных духовных ценностей в воспитательной по-

литике. Среди важнейших задач государства названы «гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур» [11].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из важнейших принципов названы защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства [15].

Современные исследования в области аксиологии, этнопсихологии, этносоциологии, культурологии, этнопедагогики позволяют рассматривать процесс формирования и развития этнокультурных ценностей личности с позиций различных наук и концептуальных подходов.

Вместе с тем, несмотря на динамичное развитие наук, изучающих этнокультурную проблематику, отсутствует четкое определение наиболее значимых понятий, таких как «этническая культура» и «этнокультурные ценности».

До настоящего времени понятие «ценности» (так же как и понятие «культура») не имеет четко фиксированного содержания, вопросы природы ценностей, их классификации, оценки остаются предметом спора между различными научными направлениями и школами [6; 8; 16].

В философских исследованиях ценности рассматриваются с позиций биопсихологической природы человека; с позиции существования идеального мира ценностей и реальной действительности ценность определяется не как свойство, а как «отношение между мыслью и действительностью» [7, с. 8].

В психологических теориях ценности интерпретируются как жизненные цели, мотивы, черты, установки, каузальные атрибуции, убеждения, ожидания, намерения, модели поведения и др.

Значимым для понимания природы ценностей является исследование американского ученого, социального психолога Милтона Рокича, характеризовавшего ценности как социальный предмет, «продукт социализации», передающийся из поколения в поколение посредством различных социальных институтов. М. Рокич выделял два типа ценностей: терминальные (предпочитаемые конечные цели существования) и инструментальные (идеальные стандарты поведения), рассматривая их как систему взаимосвязанных ценностей [20]. Масштабные кросс-культурные исследования ценностей, их содержательный анализ были проведены голландским социологом Г. Хофстедом в последние десятилетия ХХ века. Как подчеркивают болгарские специалисты М.З. Гарванова и И.Г. Гарва-нов, «...идея описания и дифференцирования различных культур с помощью набора категорий не является новой, но эмпирическая проверка и верификация измерений впервые была осуществлена Хофстедом на базе новой методологической парадигмы» [4].

Самой комплексной в современной психологии многие исследователи считают модель ценностной системы израильского психолога Шалома Шварца, обосновывающую независимость и взаимосвязь индивидуальных и социально-культурных ценностей [21].

Личность формируется в смысловом пространстве определенных ценностей, присущих конкретному эт-

носу. Это связано, главным образом, с тем, что человек развивается в соответствии с укладом жизни именно этого этноса, принимает и разделяет его ценностные ориентиры и в соответствии с этим совершает свои действия и поступки, являясь частью этнокультуры.

Как уже было сказано, понятие «этнокультура» не имеет четкого определения; некоторые исследователи используют понятия «этническая культура» и «культура этноса» как синонимы, другие разделяют эти понятия [1]. А.Б. Афанасьева предлагает следующее определение этнокультуры: «совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социоди-намике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей» [1, с. 190].

В связи с этим представляется возможным определить этнокультурные ценности как совокупность ценностей всех областей материальной и духовной жизни этноса; смысл и содержание понятия «этнокультурные ценности» заключаются в том, что они формируют личность, всегда имеют своей целью воспроизводство культурных, исторических корней личности, формирование самосознания.

Процесс формирования человеком этнокультурных ценностей начинается с первых дней его жизни. Согласно концепции развития осознания принадлежности к этнической группе Ж. Пиаже, к 10—11 годам этническая идентичность полностью сформирована. Однако, даже осознавая, понимая, переживая свою принадлежность к определенному этносу, человек не всегда осваивает присущие этому этносу уникальные культурные ценности.

Образование является одним из основных институтов социализации подрастающего поколения. В современном обществе, где наблюдаются ослабление связей между поколениями, утрата народных традиций воспитания, снижение роли семьи в процессе социализации ребенка, именно образование во многом призвано решать проблему передачи новому поколению не только опыта, накопленных веками знаний, но и проблему формирования этнокультурных ценностей и норм, обеспечивая преемственность поколений.

В поликультурном обществе система образования не может быть унифицированной, поскольку в ней не остается места для культурного опыта, языка, духовных ценностей отдельных этносов. Одним из ответов отечественной педагогической науки на вызовы времени стала концепция этнокультурной системы образования, разрабатываемая как на региональном, так и на общенациональном уровне [1; 12]. А.Б. Панькин рассматривает этнокультурную систему образования «как оригинальный субъект, развивающийся в соответствии с определенными закономерностями, зависящими от развития этноса и социума, как важнейший структурный элемент процесса возрождения, сохранения и развития культуры этноса» [12, с. 7]. Он подчеркивает, что в начале XXI века системы образования национальных регионов России «вышли на уровень становления этнокультурно-коннотированных лич-ностно ориентированных систем образования», в ко-

торых средством обучения и развития является родной язык, а целью — «передача базового содержания образования и этнокультуры, создающих условия для развития личности ребенка, становления этнокультурной идентификации, социализации, жизненного самоопределения» [12, с. 411—412].

Проблема формирования и развития этнокультурных ценностей личности находится в фокусе внимания этнопедагогических исследований, а этнопедагоги-ка рассматривается как фактор сохранения этнокультурных ценностей. С точки зрения основоположника этнопедагогики Г.Н. Волкова, в ее рамках изучается «процесс социального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт» [3, с. 302].

Задачи формирования и развития этнокультурных ценностей личности решаются и в рамках концепции поликультурного (мультикультурного) образования.

Такие государства, как Австралия, Канада, США, стали пионерами в данной области. Начиная с 1970-х годов, в них активно разрабатываются и реализуются идеи поликультурного образования.

В американской и канадской педагогической литературе 1960-х годов активно поднимались вопросы о языке обучения, о роли учителя и его отношении к представителям меньшинств; постепенно оформилась концепция полиэтнического образования, которое должно было: помочь учащимся достигнуть более высокого уровня самопознания, понимания своей культуры; способствовать воспитанию уважения к представителям иных этнических и расовых групп, признанию ценности и значимости их культуры, уменьшению дискриминации в обществе; обеспечить всех учащихся знаниями, необходимыми для жизни как в рамках их собственной этнической группы, так и в условиях доминирующей культуры [18, с. 8].

В 1980-е годы происходит постепенная трансформация полиэтнического образования в поликультурное, концептуализированное таким образом, чтобы учитывать не только этнические, расовые, языковые, но и социальные, возрастные, половые отличия, а также особенности людей с ограниченными возможностями [17].

В отечественной педагогической науке основы поликультурного образования были заложены в 1990-х годах; в центре внимания большинства исследователей — этническая культура, этнокультурное разнообразие образовательного пространства. В 1999 году ученые Пятигорского государственного лингвистического университета совместно с академиком РАО и основоположником современной школы сравнительной педагогики в России З.А. Мальковой создали Концепцию поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. Авторы концепции — В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова — определили главную цель поликультурного образования как «формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований» [10].

В 2003 году была принята Концепция поликультурного образования в высшей школе РФ (ее авторы — Ю.С. Давыдов и Л.Л. Супрунова).

В ряде исследований поднимаются вопросы особенностей формирования личности в поликультурном пространстве; личности, которая способна к самореализации в нескольких культурах, следует своим культурным традициям, но не отрицает общенациональной культуры, не вступает в противоречие с общенациональными ценностями [2; 5; 9; 19].

Л.Л. Супрунова подчеркивает, что в России, как и в других государствах с многовековыми традициями совместного проживания разных народов, «приоритет в поликультурном образовании отдается реализации образовательных стратегий по интеграции учащихся в общенациональную культуру, формированию у них общегражданской идентичности на основе родной культуры» [14, с. 83]. Процесс освоения учащимися собственной культуры и их подготовка к жизни в поликультурной среде тесно взаимосвязаны, поскольку непременным условием интеграции человека в другие культуры служит глубокое и всестороннее овладение собственной культурой.

Как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях этнокультурные ценности личности рассматриваются как совокупность ценностей всех областей материальной и духовной жизни этноса: системы воспитания и обучения, исторической памяти, традиций и обрядов, прикладного творчества, музыки, фольклора, этикета, изобразительного искусства. Этнокультурные ценности обусловлены исторически, географически и ментально. Они передаются из поколения в поколение и являются образцами, в которых в концентрированном виде сосредоточены лучшие качества личности, а также нравственные эталоны, принятые в данном обществе.

Отечественные и зарубежные исследования показывают, что формирование и развитие этнокультурных ценностей личности сегодня происходят в условиях глубоких социальных перемен. Но при этом система формирования и развития этнокультурных ценностей личности закреплена в культуре определенного этноса и переносится в изменившиеся условия. Значительная роль в этом процессе принадлежит образованию как социальному институту.

ССЫЛКИ

[1]. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 3. — С. 189-195.

[2]. Батарчук Д.С., Батарчук Е.А. Психолого-педагогическая модель развития поликультурной идентичности личности // Акмеология. — 2012. — № 4. — С. 49-55.

[3]. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные эт-нопедагогические сочинения: в 2 т. — М.: Издательский дом Магистр-Пресс, 2002. — Т. 1. — 460 с.

[4]. Гарванова М.З., Гарванов И.Г. Исследование ценностей в современной психологии // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 5-20.

[5]. Ежова Е.Ю. Культурная идентификация личности в поликультурном пространстве // Регионоло-

гия. — 2010. — № 1. Доступно на сайте: http://regionsar. ru/node/479?page=0,1 (дата обращения 10.01.2016).

[6]. Иванова Г.П. Методологические принципы изучения проблемы освоения учащимися нравственных ценностей // Акмеология. Специальный выпуск. — 2014. — № 3-4. — С. 72-73.

[7]. Ивин А.А. Аксиология. — М.: Высшая школа, 2006. — 390 с.

[8]. Каган М.С. Философия культуры. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 414 с.

[9]. Логвинова О.К. Личность учителя в поликультурном образовательном пространстве: американский взгляд на проблему // Личность в межкультурном пространстве. Материалы VII Международной научно-практической конференции: в 2 т. / Под общ. ред. А.Г. Коваленко. — М.: РУДН, 2012. — С. 301-305.

[10]. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. — Пятигорск: ПГЛУ, 1999. — 17 с.

[11]. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Доступно на сайте: http://sinncom.ru/ content/reforma/index5.htm (дата обращения 10.01.2016).

[12]. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. — Волгоград: Перемена, 2001. — 446 с.

[13]. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М.: Аспект Пресс, 2014. — 352 с.

[14]. Супрунова Л.И. Поликультурное образование как важное направление модернизации школы в постиндустриальном обществе // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2014. — Вып. № 3 (18). — С. 81-88.

[15]. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Доступно на сайте: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 10.01. 2016).

[16]. Nordby H. Values, Cultural Identity and Communication: A Perspective from Philosophy of Language. Journal of Intercultural Communication, 2008, issue 17.

[17]. Banks J.A., Banks C.A. M. (Eds.) Multicultural Education: Issues and Perspectives. Wiley. 2013. — 370 p.

[18]. Banks J.A. Multiethnic Education: Practices and Promises. — Phi Delta Kappa, 1977. — 34 p.

[19]. Gupta A., Ferguson J. Beyond «Culture»: Space, Identity and Politics of Difference // Cultural Anthropology. — 1992. — Vol. 7. — Р. 6-23.

[20]. Rokeach M. The Nature of Human Values. — New York: Free Press, 1973. — 438 p.

[21]. Schwartz S.H., SagivL. Identifying Culture-specifics in the Content and Structure of Values // Journal of Cross-Cultural Psychology. — 1995. — Vol. 26. — Р. 92-116.

THE PROBLEM OF PERSONAL ETHNIC AND CULTURAL VALUES DEVELOPMENT IN RUSSIAN AND FOREIGN CONTEMPORARY RESEARCH

Olga K. Logvinova, Candidate of Pedagogical Sciences (Ph.D. in Education), Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Philological Faculty, Peoples' Friendship University of Russia; Miklukho-Mak-laya Str., 6, Moscow, 117198, Russia; e-mail: olga-gg@ yandex.ru

Vladimir I. Zelenov, Postgraduate Student, Philological Faculty, Department of Psychology and Pedago-

gy, Peoples' Friendship University of Russia; Mikluk-ho-Maklaya Str., 6, Moscow, 117198, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

The article presents the results of the comparative analysis of Russian and foreign psychological and pedagogical, sociological and philosophical researches devoted to the problem of personal ethnic cultural values formation and development; the authors reveal modern approaches to the solution of the problem discussed. Ethnocultural values are considered as a complex of the values of all areas of material and spiritual life of an ethnic group forming the personality, defining the attitude of a person towards him/herself, other people, nature and society. Special attention is paid to the analysis of pedagogical concepts, such as «ethnocultural education», «multicultural education», within the frames of which the problems of personal ethnocultural values formation and development are solved. The authors prove the statement that the process of studying by students of their own culture and their preparation for life in multicultural environment are closely interconnected. That is connected with the fact that an essential condition of a person's integration into other cultures is deep and comprehensive mastering of his/her own culture, well-formedness of personal eth-nocultural values.

Key words: ethnic group, culture, ethnocultural values, development of personal values, multicultural education.

REFERENCES

[1]. Afanаs'eva A.B. Etnokul'turnoe obrazovanie: suschnost', structura soderzhaniya, problemy sovershenstvo-vaniya [Ethnocultural Education: Essence, Content Structure, Perfection Problems] // Znanie.Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. — 2009. — № 3. — P. 189-195.

[2]. Batarchuk D.S., BatarchukE.A. Psihologo-pedagog-icheskaya model' razvitiya polikul'turnoy identichnosti lich-nosti [Psychology-pedagogical model of multicultural identity] // Akmeologia [Acmeology]. — 2012. — № 4. — P. 49-55.

[3]. Volkov G.N. Pedagogika lyubvi. Izbrannye etnoped-agogicheskie sochineniya [Pedagogy of love], v 2 tomah. — Moscow: Magister-press, 2002. — Vol. 1. — 460 p.

[4]. Garvanova M.Z., Garvanov I.G. Issledovanie tsen-nostey v sovremennoy psihologii [Value research in modern psychology]. Sovremennaya psihologiya: materially 3 mezh-dunarodnoy nauchnoy konferentcii [Modern psychology]. — Kazan, 2014. — P. 5-20.

[5]. Ezhova E. Yu. Kul'turnaya identifikatciya lichnos-ti v polikulturnom prostranstve [Personal cultural identity in multicultural environment] // Regionologiya [Region-ology]. — 2010. — № 1. Available at: http://regionsar.ru/ node/479?page=0,1 (accessed 10 January 2016).

[6]. Ivanova G.P. Metodologicheskie principy izucheni-ya problemy osvoeniya uchaschimisya nravstvennih tsen-nostey [Methodological principles of development of moral values of students] // Akmeologia [Acmeology]. — 2014. — № 3-4. — P. 72-73.

[7]. IvinA.A. Aksiologiya [Axiology]. — Moscow: Vishay shkola, 2006. — 390 p.

[8]. Kagan M.S. Filosofiya kulturi [Philosophy of cultura], — Saint-Petersburg: TOO TK Petropolis, 1996. — 414 p.

[9]. Logvinova O.K. Lichnost' uchitelya v policul'turnom obrazovatel'nom prostranstve: amerikanskiy vzgliad na prob-lemu [Teacher personality in multicultural educational environment: American experience]. Lichnost' v mezhkul'turnom prostranstve [Person in the intercultural environment]. — Moscow: RUDN, 2012. — P. 301-305.

[10]. Makaev V.V., Mal'kova Z. A., Suprunova L.L. Kont-septsiya polikul'turnogo obrazovaniya v sovremennoy obsche-obrazovatel'noy shkole Rossii [Conception of multicultural education in modern Russian school]. — Pyatigorsk: PGLU, 1999. — 17 p.

[11]. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiys-koi Federatsii. [The Russian Federation National educational doctrine] Available at: http://sinncom.ru/content/reforma/ index5.htm (accessed 10 January 2016).

[12]. Pan'kin A.B. Etnokul'turniy paradoks sovremen-nogo obrazovania [Ethnocultural paradox of modern education]. — Volgograd: Peremena, 2001. — 446 p.

[13]. Stefanenko T.G. Etnopsihologiya [Ethnopsycholo-gy]. — Moscow: Aspect Press, 2014. — 352 p.

[14]. Suprunova L.L. Polikul'turnoe obrazovanie kak vazhnoe napravlenie modernizatcii shkoly v postindustri-

al'nom obschestve [Multicultural Education as an Important Direction of the Modernization of Education in Post-Industrial Society] // Otechestvennaya I zarubezhnaya pedagogika [Russian and foreign pedagogy]. — 2014. — Issue 3 (18). — P. 81-88.

[15]. Federal'niy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatcii». Available at: http://base.garant.ru/70291362/ (accessed 10 January 2016).

[16]. Nordby H. Values, Cultural Identity and Communication: A Perspective from Philosophy of Language. Journal of Intercultural Communication, 2008, issue 17.

[17]. Banks J.A., Banks C.A. M. (Eds.) Multicultural Education: Issues and Perspectives. Wiley. 2013. — 370 p.

[18]. Banks J.A. Multiethnic Education: Practices and Promises. — Phi Delta Kappa, 1977. — 34 p.

[19]. Gupta A., Ferguson J. Beyond «Culture»: Space, Identity and Politics of Difference // Cultural Anthropology. — 1992. — Vol. 7. — P. 6-23.

[20]. Rokeach M. The Nature of Human Values. — New York: Free Press, 1973. — 438 p.

[21]. Schwartz S.H., Sagiv L. Identifying Culture-specifics in the Content and Structure of Values // Journal of Cross-Cultural Psychology. — 1995. — Vol. 26. — P. 92-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.