Рис. 2. Обратная связь в тренинге
трудной жизненной ситуации, основными задачами данного проекта было: организация благотворительных акций и концертов; составление ирассылка п исемоспонсорской помощи , ор га ни-зация личных вртрсчсаотеыщтальноювопенсорсмо ыы т. д. Следующий проект «Мы ваши друзья» был нацелен на проведение социмльне-^ебипитыциоррого похода для ьрэдоыхпхд росопов. Участие команд в проектной деятельности способствовало формированию ум енхй:
- участвовать в дискуссиях по решению проблем;
- испелхзсооты евойхпь.тв решхрпигюхтвооенхыоыарач;
- формулировать и отстаивать свою точку зрения в фор-малынооинефюрмальнооохстановке;
- воспринимать культурные и языковые различия;
-вмаиморсйсхвдвать с равыичной кавегооьей людей;
- мотивировать членов команды, делегировать полномочия;
- понять проблему и ситуацию, проявить деликатность, чувствотхкоо;
Е^охтеконе прхво,°имор экспериментальной работы для студентов были разработаны и апробированы тренинги. В процессе трениодалтэденты имсхивхзможнхсыь юртивнсыхвсаилх-действия с высокореалистичными моделями профессиональной деятельности, которое протекает на фоне значительного моти-вационного напряжения, связанного с групповым характером работы. Были подобраны упражнения «Согласование ритма», «Скала» «Стыковка», «Поздороваться с комплиментом», «Лабиринт» «Перечень обязанностей руководителя» «Бег ассоциаций», «Слалом», «Спираль» Фокусировка», «Зеркало», «Передача чувства по кругу», «Групповая картина», Запретный плод», «Дискуссия» «Шеренга», которые были направлены на объективацию поведения в командной деятельности., на осуществления обратной связи (рис. 2).
Тренинг использовался нами с целью операционализации возможностей переноса приобретаемых результатов в реальный профессиональныйконтекст.
После проведения экспериментальной работы нами было проведено исследование уровня сформированности способности студентов к командной работе. Анализ результатов анкетирования, тестирования, экспертной оценки, контент-анализа выполненных проектов показал, что студенты овладели следующими умениями, которые были выделены нами в качестве крите-риевсформированности способностиработатьвкоманде:
- находить нужные ответы и решения выдвигать новые за-дачи(54%);
- быть коммуникабельным, общительным, контактным (74%);
- быть нужным, для команды, направляя на это свои личностный опыт(78%);
- обеспечивать субъективную позицию членов команды (48%);
- строить взаимоотношения в команде на основе диалога (81%);
- осуществлять рефлексию собственного вклада в команду (68%);
- проектировать стратегию совершенствования своей командной деятельности (47%).
Таким образом, практико-ориентированная подготовка, предложенная нами в экспериментальной работе, позволяет формировать способность студентов работать в команде с учетом характера профессиональной деятельности в контексте, воспроизводящем реальную профессиональную среду и с системным использованием: модульных элективных курсов; командной проектной деятельности; тренинга по формированию готовности работать в команде.
Библиографический список
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. Санкт-Петербург, 2004.
2. Ленсиони Патрик М. Пять пороков команды: притчи о лидерстве. Москва, 2005.
3. Анкона Д., Бресман Х. Команды прорыва. Источники инноваций и лидерства в отрасли. Москва, 2013.
4. Бронштейн М. Управление командами для «чайников». Перевод с английского. Москва, 2004.
References
1. Zinkevich-Evstigneeva T.D., Frolov D.F., Grabenko T.M. Teoriya i praktika komandoobrazovaniya. Sovremennaya tehnologiya sozdaniya komand. Sankt-Peterburg, 2004.
2. Lensioni Patrik M. Pyat'porokovkomandy: pritchi o liderstve. Moskva, 2005.
3. Ankona D., Bresman H. Komandyproryva. Istochnikiinnovacijiliderstva votrasli. Moskva, 2013.
4. Bronshtejn M. Upravlenie komandami dlya «chajnikov». Perevod s anglijskogo. Moskva, 2004.
Статья поступила в редакцию 07.05.18
УДК 37.01
Logvinova O.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, RUDN University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Zelenov V.I., postgraduate, RUDN University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
MULTICULTURAL AND ETHNO-CULTURAL EDUCATION IN MODERN PEDAGOGY: THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS. The article deals with a problem of relationship between the concepts of multicultural and ethno-cultural education. Scientific interest to this theme is caused by the need to address the challenges of educating the younger generation in culturally diverse environment and globalized world. The authors substantiate the importance of multicultural and ethno-cultural education
development, taking into account the current trends in state educational policy. The article presents the results of the comparative analysis of education concepts of "ethno-cultural" and "multicultural". The problem of their interaction and correlation is revealed. The authors focus on the tasks and contents of ethno-cultural and multicultural education. The key questions and the framework of ethno-and multicultural education are defined.
Key words: multicultural education, ethnic culture, ethno-cultural education, multiethnic education.
О.К. Логвинова, канд. пед. наук, доц. Российского университета дружбы народов, г. Москва, Е-mail: [email protected]
В.И. Зеленов, аспирант Российского университета дружбы народов, г. Москва, Е-mail: [email protected]
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант 16-36-00022-ОГН «Этнокультурные ценности личности в условиях вызовов современного общества».
Научный интерес к проблеме обусловлен необходимостью решения задач обучения и воспитания подрастающего поколения в условиях культурного разнообразия и усиления глобализационных процессов. Авторы обосновывают актуальность развития концепций поликультурного и этнокультурного образования с учетом современных тенденций государственной образовательной политики. В статье представлены результаты сравнительного анализа понятий «этнокультурное» и «поликультурное» образование, выявлена проблема их взаимодействия и соотношения. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований охарактеризованы специфические для каждой из концепций цели и содержание, определено «проблемное поле» этно- и поликультурного образования.
Ключевые слова: поликультурное образование, этнокультурное образование, этническая культура, полиэтническое образование.
Современная система образования РФ призвана решать задачу обеспечения организационного и содержательного единства образования в условиях этнокультурного и языкового многообразия российского общества, формирования личности, обладающей «глобальным видением» мировых процессов, но, в то же время, являющейся носителем определенных этнокультурных ценностей. Идея единства культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций провозглашена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1], отражена в ряде государственных документов [2].
Необходимость решения проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения в условиях культурного разнообразия и усиления глобализационных процессов актуализирует развитие концепций поликультурного и этнокультурного образования в современной педагогической науке.
Данная проблема привлекала внимание западных исследователей в области образования еще в конце 60-х годов ХХ века. На постсоветском пространстве значительное количество работ в области этнокультурного и поликультурного образования появилось в 1990-е годы, что было связано с резкими политическими и социально-демографическими изменениями, активизацией процессов этнокультурного самоопределения. Внимание к этой проблематике не ослабевает и в наши дни, разрабатываются новые модели и технологии с учетом современных тенденций государственной образовательной политики [3; 4; 5].
В то же время, анализ публикаций по проблемам этнокультурного и поликультурного образования позволяет сделать вывод о существовании проблемы взаимодействия и соотношения ключевых понятий (этнокультурное/поликультурное), их корректного использования в научных работах и нормативно-правовых документах. Так, в разработанной и принятой в Республике Казахстан Концепции этнокультурного образования ставятся задачи воспитания поликультурной личности (создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур); ориентации на диалог культур, их взаимообогащение; формирование многоязычного индивида [6]. Определенное «смешение» понятий имеет место и в ряде педагогических исследований [7]. Вместе с тем, обоснование границ этнокультурного и поликультурного образования будет способствовать более четкому пониманию сущности данных феноменов, целенаправленной разработке концептуальных основ, содержания, методик и технологий.
На первый взгляд, содержание понятия «этнокультурное образование» очевидно. Говоря об этнокультурном образовании, педагоги опираются на понятие «этнокультура», тем не менее, общепринятого определения данного термина не существует. Афанасьева А.Б. подчеркивает, что применяется термин не строго, зачастую вместо близких, но не идентичных ему терминов
«фольклор», «народная культура», «традиционная культура», «культура этноса». Так, например, «в термине «этнокультура» внимание фокусируется на этническом компоненте, в понятии «народная культура» - на социальном (культура социальных слоев, структура которых менялась в историческом процессе)» [8, с. 190].
Автор конкретизирует содержание понятия «этнокультура» и предлагает следующее определение: «совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей» [8, с. 190].
Исходя и этого, этнокультурное образование можно рассматривать как целенаправленный педагогический процесс приобщения обучающихся к этнической культуре, в основе которого - «творческое освоение этнокультурных ценностей» [9, с. 38], преодоление отчуждения личности от культурно-исторического наследия своего этноса [10, с. 106].
В основе концепций поликультурного образования - идеология и политика мультикультурализма, признающая ценность культурного плюрализма, уместность и значимость многообразия и разноликости культур. Поликультурное образование как область педагогической теории и практики возникает в связи с подъемом этнического сознания в период движения за гражданские права в таких странах, как Австралия, Канада и США и изначально позиционируется как «полиэтническое образование». В середине 1970-х годов в западных исследованиях появляется термин «поликультурное образование» (multicultural education), который занимает прочные позиции в педагогической литературе [11]. Учитывая многозначность ключевого понятия «культура», предметом споров в педагогических кругах становится вопрос о задачах и границах поликультурного образования. Международная энциклопедия образования, выражая мнение ряда ученых, определяет в качестве цели поликультурного образования воспитание толерантного отношения к другим культурам, формирование знаний и развитие понимания различий и сходств между культурами. Под культурой в данном случае подразумевается национальная, расовая, этническая культура; культура иной социальной группы рассматривается как субкультура, не имеющая отношения к поликультурному образованию [12, с. 3962].
Противоположную позицию занимают авторы «Энциклопедии исследований в области образования», которые включают в «проблемное поле» поликультурного образования не только расовые и этнические, но и гендерные различия, различия, обусловленные ограниченными возможностями здоровья и т. д. [13, с. 870].
Современные зарубежные учебники и пособия по поликультурному образованию, как правило, включают в качестве обяза-
тельных разделов проблемы социального неравенства, гендер-ных различий, нетрадиционной сексуальной ориентации и др. [14]. Вместе с тем, не все ученые безоговорочно разделяют такой подход. Дж. Бэнкс, педагог-исследователь, стоявший у истоков поликультурного образования в США, подчеркивает, что разные культурные группы в разной степени влияют на развитие напряжения и конфликтов в обществе. В качестве основного источника противостояния педагог называет проблемы этнической и расовой дифференциации. По мнению исследователя, ядром поликультурного образования должно стать искоренение расовой и этнической дискриминации на всех уровнях общественной жизни и, прежде всего, в системе образования [15].
В российской педагогической науке основы поликультурного образования были заложены в 1990-х годах. Несмотря на то, что в исследованиях изначально использовался термин «поликультурное образование», в центре внимания большинства специалистов были и остаются вопросы, преимущественно связанные с этнической культурой, этнокультурным разнообразием образовательного пространства, что создает предпосылки для некорректного применения понятия, в частности, как синонимичного этнокультурному образованию.
Библиографический список
Однако задачи поликультурного образования существенно шире тех, которые стоят перед этнокультурным образованием: «формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований» [16], формирование «знаний о культурном многообразии мира», «формирование представлений о культурных различиях как источнике общественного прогресса и самосовершенствования; воспитание уважительного отношения к родной культуре; развитие умений и навыков межкультурного взаимодействия» [17, с. 18].
Подготовка к жизни в поликультурном социуме тесно взаимосвязана с процессом освоения обучающимися собственной культуры, поскольку именно всестороннее овладение собственной культурой, сформированная позитивная этническая идентичность являются фундаментом для формирования и развития поликультурной личности. В связи с этим, представляется возможным рассматривать этнокультурное образование не только как отдельную концепцию, но и как первую ступень на пути к поликультурному образованию.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
2. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Available at: https:// zakonbase.ru/content/part/1293590
3. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля: монография Санкт-Петербург: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2014.
4. Григорьева М.И., Журавлева Н.Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012; № 2(6): 28 - 34.
5. Шурпаева М.И. Развитие этнокультурного образования в условия введения ФГОС. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015; № 4:106 - 110.
6. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан. Учитель Казахстана. 1996; 25: 4 - 12.
7. Даумова Б.Б. Аспекты этнокультурного образования и поликультурного воспитания в условиях республики Казахстан. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011; 3. Доступно на сайте https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-etnokulturnogo-obrazovaniya-i-polikulturnogo-vospitaniya-v-usloviyah-respubliki-kazahstan
8. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования. Знание. Понимание. Умение. 2009; № 3: 189 - 195.
9. Винокурова У.А. Федеральные государственные образовательные стандарты и этнокультурное образование. Наука и образование. 2011; № 2: 38 - 44.
10. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008; № 11 (68): 100 - 116.
11. Glazer N. We Are All Multiculturalists Now. Harvard University Press, 1997.
12. The International Encyclopedia of Education. V. 7. Oxford, 1994.
13. Encyclopedia of Educational Research. Vol. 3. N. Y, 1992.
14. Ramsey P. Teaching and Learning in a Diverse World: Multicultural Education for Young Children. Teachers College Press, 2015.
15. Banks J.A., Banks C.A.M. (Eds.). Multicultural Education: Issues and Perspectives. Wiley, 2013.
16. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. Пятигорск: ПГЛУ, 1999.
17. Давыдов Ю.С., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. Пятигорск: ПГЛУ, 2003.
References
1. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii vRossijskoj Federacii». Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
2. Strategiya gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: https://zakonbase.ru/content/ part/1293590
3. Afanas'eva A.B. 'Etnokul'turnoe obrazovanie kak fenomen kul'turnogo polya: monografiya Sankt-Peterburg: FGBOUVPO «SPGUTD», 2014.
4. Grigor'eva M.I., Zhuravleva N.N. 'Etnokul'turnoe obrazovanie: suschnost', podhody, opyt realizacii. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; № 2(6): 28 - 34.
5. Shurpaeva M.I. Razvitie 'etnokul'turnogo obrazovaniya v usloviya vvedeniya FGOS. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015; № 4:106 - 110.
6. Koncepciya 'etnokul'turnogo obrazovaniya v Respublike Kazahstan. Uchitel' Kazahstana. 1996; 25: 4 - 12.
7. Daumova B.B. Aspekty 'etnokul'turnogo obrazovaniya i polikul'turnogo vospitaniya v usloviyah respubliki Kazahstan. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; 3. Dostupno na sajte https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-etnokulturnogo-obrazovaniya-i-polikulturnogo-vospitaniya-v-usloviyah-respubliki-kazahstan
8. Afanas'eva A.B. 'Etnokul'turnoe obrazovanie: suschnost', struktura soderzhaniya, problemy sovershenstvovaniya. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009; № 3: 189 - 195.
9. Vinokurova U.A. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty i 'etnokul'turnoe obrazovanie. Nauka i obrazovanie. 2011; № 2: 38 - 44.
10. Afanas'eva A.B. 'Etnokul'turnoe obrazovanie kak problema sovremennoj pedagogicheskoj nauki. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008; № 11 (68): 100 - 116.
11. Glazer N. We Are All Multiculturalists Now. Harvard University Press, 1997.
12. The International Encyclopedia of Education. V. 7. Oxford, 1994.
13. Encyclopedia of Educational Research. Vol. 3. N. Y, 1992.
14. Ramsey P. Teaching and Learning in a Diverse World: Multicultural Education for Young Children. Teachers College Press, 2015.
15. Banks J.A., Banks C.A.M. (Eds.). Multicultural Education: Issues and Perspectives. Wiley, 2013.
16. Makaev V.V., Mal'kova Z.A., Suprunova L.L. Koncepciya polikul'turnogo obrazovaniya v sovremennoj obscheobrazovatel'noj shkole Rossii. Pyatigorsk: PGLU, 1999.
17. Davydov Yu.S., Suprunova L.L. Koncepciya polikul'turnogo obrazovaniya v vysshej shkole Rossijskoj Federacii. Pyatigorsk: PGLU, 2003.
Статья поступила в редакцию 07.05.18
УДК 378
Makarikhina I.M., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk State University of Architecture and Civil
(Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
INSTITUTE OF INTERNATIONAL ACTIVITIES. CREATION OF ITS INFORMATION-COMMUNICATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The urgency of our project is to create special pedagogical conditions for the formation of general educational and students' professional competencies. We use in modern English classes modern methods, techniques and bilingual pedagogical support for the formation of the following competencies: 1) foreign language competence. The concept of "foreign language competence" of the multilingual education standpoint has the following hierarchical structure: cognitive-mental, motivational-regulatory and professional-communicative components; 2) personal, manifested in national-ethnic, self-educational, personal competence; 3) multilingual, including linguistic, speech, ethno-cultural, ethno-psycholinguistic, discursive, socio-pragmatic, strategic competence of the English language; 4) communicative, including information, linguo-professionally, terminological, design, design and technology, bibliographic competence.
Key words: information and communication competence, electronic provision, methodical manual, foreign language competence, electronic educational resources.
И.М. Макарихина, канд. пед. наук, доц. каф. «Иностранные языки» Новосибирского государственного
архитектурно-строительного университета (НГАСУ), г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность данной статьи - серьёзный подход в создании особых педагогических условий для формирования общеобразовательных и профессиональных компетенций обучающихся. Использование на занятиях английского языка современных методов, приёмов и электронного педагогического обеспечения для формирования следующих компетенции: 1) иноязычная компетенция. Понятие «иноязычная компетентность» с позиций полиязычного образования, имеет следующую иерархическую структуру: когнитивно-ментальный, мотивационно-регулятивный и профессионально-коммуникативный компоненты; 2) личностная, проявляющейся в национально-этнической, самообразовательной, персональной компетенциях; 3) мультиязыковая, включающая языковую, речевую, этнокультуроведческую, дискурсивную, социально-прагматическую, стратегическую компетенции английского языка; 4) коммуникативная, включающая информационную, лингвопрофессио-нальную, терминологическую, проектную, конструкторско-технологическую, библиографическую компетенции.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные компетенции, электронное обеспечение, методическое пособие, иноязычная компетенция, электронные образовательные ресурсы.
The main direction of the Institute system, from the point of teaching English view, is the organization and conducting of the classes on the basis of the pedagogical process laws and regularities, as well as the adult education model through the means of the information and communication educational environment. We presented and described the model "Formation of students' foreign language competence through the design of their own competences didactic system of English in oral and written form by means of the information - communicational educational environment for solving problems of both general cultural and professional activities".
The Institute provides distance learning technologies, which make it possible to receive necessary consultation at any convenient time. As our President, V.V. Putin noted at a meeting with the winners of the All-Russian essay contest in the Zaryadie Park, that distance learning is being introduced wider and wider. We need to make this education accessible, develop modern technologies. The educational paradigm is built in our institute with the means of information - com-municational educational environment based on an author's electronic training courses, webinars, Skype master classes. All e-courses have certificates of copyright and implementation acts in the educational process.
The purpose of the research.
The urgency of our project is to create special pedagogical conditions for the formation of general educational and students' professional competencies. We use in modern English classes modern methods, techniques and bilingual pedagogical support for the formation of the following competencies: 1) foreign language competence. The concept of "foreign language competence" of the multilingual education standpoint has the following hierarchical structure: cognitive-mental, motivational-regulatory and professional-communicative components; 2) personal, manifested in national-ethnic, self-educational, personal competence; 3) multilingual, including linguistic, speech, ethno-cultural, ethno-psycholinguistic, discursive, socio-pragmatic, strategic competence of the English language; 4) communicative, including information, lingvo - professionally, terminological, design, design and technology, bibliographic competence [1].
The Ministry of Education and Science of the Russian Federation recommends using professional industry standards to write
basic educational programs and competences established by the university [6]. The draft professional standard, corresponding to "Construction" direction, details the requirements for compliance with specific functions in the conduct of business communications. Meanwhile, in the current educational standard does not include any requirements for business communication in a competent manner, in addition to the competencies of innovation activity that we have analyzed.
Bilingual (English-Russian, Russian-English) pedagogical support includes author's electronic and multimedia training courses, printed manuals on the development of grammatical, lexical, terminological, phonetic aspects of modern English [2]. The goal of our project is to create communicative competence, ability and readiness to carry out interpersonal, intercultural and professional communication with native speakers through the means of the information and communication educational environment. The subject content of each level, organized into new cognitive-cultural complexes (CCC) includes
- a communicative sphere that reflects professional context;
- a set of speech themes and subtem of communication, realizing this sphere;
- professional communication situations.
Tasks of the educational program:
- improvement of foreign language skills (speech, language, socio-cultural, educational and cognitive);
- improvement the ability to logically correctly, reasonably and clearly build oral and written English speech in the field of professional activities;
- development of the ability and readiness for independent and continuous of the English language learning, further self-education, self-esteem through observation of one's English own speech, self-evaluation of personal qualities in chosen profession relation [3].
The results of the research.
The navigation system of the electronic textbook provides direct transitions from any module or block to the main page of "bookmarks" system (navigator, theory, examples, tasks, questions, tests, thesaurus), any transitions between blocks of one module, and forward and backward through already viewed frames sequence.