Научная статья на тему 'Использование национальных традиций в области семейного воспитания ребенка-сироты в замещающей семье'

Использование национальных традиций в области семейного воспитания ребенка-сироты в замещающей семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2784
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / РЕСУРСЫ СЕМЬИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИЯ / ДУХОВНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОС / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдакимова Ольга Викторовна

Цель данной статьи выявление и обоснование влияния национальных традиций, воспитательных возможностей народной педагогики в становлении личности ребенка-сироты. Отражено главное условие сохранения и повышения педагогической компетентности института семьи через национальные традиции. Раскрываются сущностные характеристики категорий «традиция», «этнос», «ресурсы семьи» с точки зрения исторических и педагогических позиций. Представлен сравнительный анализ использования национальных традиций в семейном воспитании отдельных этносов, проживающих на территории Южного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдакимова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование национальных традиций в области семейного воспитания ребенка-сироты в замещающей семье»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY

УДК 37.018.1

ББК 74.9

А 45 О.В. Алдакимова

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Армавирского государственного педагогического университета; E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА-СИРОТЫ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. Цель данной статьи - выявление и обоснование влияния национальных традиций, воспитательных возможностей народной педагогики в становлении личности ребенка-сироты. Отражено главное условие сохранения и повышения педагогической компетентности института семьи через национальные традиции. Раскрываются сущностные характеристики категорий «традиция», «этнос», «ресурсы семьи» с точки зрения исторических и педагогических позиций. Представлен сравнительный анализ использования национальных традиций в семейном воспитании отдельных этносов, проживающих на территории Южного федерального округа.

Ключевые слова: воспитание, педагогическая компетентность, замещающая семья, ресурсы семьи, преемственность поколений, обычаи, традиция, духовное и нравственное воспитание, этнос, национальная культура.

O.V. Aldakimova

Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer of the General and Social Pedagogy Department of Armavir State Pedagogical University; E-mail: [email protected]

USE OF NATIONAL TRADITIONS IN THE FIELD OF FAMILY EDUCATION OF THE CHILD-ORPHAN IN THE FOSTER FAMILY

Abstract. The purpose of the paper is to reveal and substantiate influence of national traditions and educational feasibilities of national pedagogy in formation of the person of the child-orphan. The paper reflects the main condition of preservation and increase of pedagogical competence of family institute through national traditions. The author discloses essential characteristics of categories “tradition”, “ethnos” and “family resources” from the point of view of historical and pedagogical positions. The comparative analysis is made of use of national traditions in family education of the separate ethnoses living in territory of Southern Federal District.

Keywords: education, the pedagogical competence, a foster family, family resources, continuity of generations, customs, tradition, spiritual and moral education, ethnos, national culture.

Замещающая семья как форма устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, отличается временным характером и договорным способом оформления отношений. Преимущества, благодаря которым она является одним из приоритетных направлений семейной политики в России, заключаются в следующем: направленность на сохранение и поддержание контактов ребенка с родной семьей; оказание профессиональной помощи ребенку со стороны приемных родителей, имеющих соответствующую подготовку и определенный уровень квалификации; комфортная

психологическая обстановка, максимально приближенная к семейной, позволяющая ребенку выйти из стресса в связи с разлукой с родными и пережитой сложной ситуацией. Замещающая семья - это любой тип устройства ребенка - приемная, патронатная, опекунская семьи, семья усыновителей, куда помещается ребенок-сирота в силу потери кровных родителей или после изъятия его из семьи кровных родителей и которые составляют альтернативу пребыванию ребенка в сиротском учреждении [1]. Каждый ребенок, лишенный родительского попечения, должен рассматриваться как терпящий бедствие, и для его спасения необходимо использовать все доступные, законные способы для жизнеустройства несовершеннолетнего в замещающую семью, признавая тот факт, что ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в атмосфере заботы, любви и понимания. В этих условиях особенно острой становится проблема воспитания ребенка-сироты в новых для него семейных условиях.

Цель воспитания в замещающей семье ребенка-сироты - помочь ему успешно социализироваться, научить его выполнению положительных социальных ролей, создать условия для развития способностей. Семья является важнейшим условием нормального роста и развития ребенка, поскольку дает ему модель надежного и стабильного мира с возможностью постоянной привязанности.

Одним из важнейших, управляющих элементов, сопровождающих замещающую семью, с самих исторических истоков ее возникновения и относимых нами, в силу этого, к группе естественных по их происхождению может рассматриваться этнокультурная реальность. Несмотря на то, что особенности этнокультурной реальности составляют одну из традиционных проблем психолого-педагогической науки, ее рассмотрение в контексте семьи является направлением достаточно молодым, требующим более детальной разработки. На современном этапе можно выделить следующие проблемные области изучения влияния этнокультурных особенностей:

- на построение межличностных взаимоотношений супругов;

- на организацию взаимодействия родителей с детьми;

- на развитие и социализацию личности ребенка.

Этнические особенности внутрисемейного функционирования являются основой формирования форм социального реагирования, которые в дальнейшем используются детьми. Следование в семье национальным традициям неизбежно находит отражение в поведении личности [2]. Традиции сами по себе не переходят механически из поколения в поколение. Их нужно развивать, внедрять в процесс семейного воспитания детей с учетом тех изменений, которые происходят в реальных условиях общества.

В настоящее время в педагогической науке нет единства относительно содержания и структуры педагогической компетентности родителей, воспитывающих приемных детей, не раскрыты ее критерии, уровни. Научные исследования по формированию педагогической компетентности приемных родителей малочисленны, фрагментарны, не отражают системного видения проблемы в современных условиях. Актуальность нашего исследования обусловлена противоречиями:

- между заинтересованностью общества в том, чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие возможности вернуться в родную семью, воспитывались в замещающей семье как наиболее благоприятной форме социальной опеки, и слабой изученностью условий, которые способствовали бы успешности и стабильности процесса воспитания в приемной семье;

- между необходимостью формирования педагогической компетентности родителей, воспитывающих приемных детей, как одного из важнейших условий эффективности процесса воспитания в семье и отсутствием ее научно обоснованной модели;

- между потребностью социально-педагогических служб помощи семьям в методическом обеспечении процесса формирования педагогической компетентности родителей, воспитывающих приемных детей, и отсутствием методического обеспечения в современной научно-педагогической литературе.

Нами определены несколько основных составляющих компонентов педагогической компетентности родителей:

- понимание и осознание ответственности за воспитание детей;

- знания о развитии, воспитании, обучении детей в семье;

- осуществление воспитательной деятельности средствами народной педагогики;

- связь с другими воспитательными учреждениями (школа, учреждения дополнительного образования, детский дом и др.).

Изучая применение народных традиций и обычаев в семейном воспитании детей среди населения Краснодарского края, специалисты указывают на низкий уровень педагогической компетентности не только приемных, но и кровных родителей. На практике это выражается в следующем: неадекватность ожиданий по отношению к приемному ребенку; недостаточная информированность родителей об особенностях педагогического статуса приемного ребенка и, как следствие, неумение оказать ему необходимую помощь; недостаточная подготовка воспитателей ребенка-сироты в замещающей семье к такой функции, как воспитательная. Ситуация осложняется тем, что в настоящее время традиционные формы работы с родителями, такие, как педагогический всеобуч, педагогическое просвещение, утратили свои позиции и требуют творческого переосмысления. Отсутствует четкое представление о феноменологии педагогической компетентности родителей и средствах ее формирования в современных условиях.

Построение концепции формирования педагогической компетентности родителей, воспитывающих приемных детей, требует анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, опыта психолого-педагогической работы с родителями, накопления научноисследовательского фонда. Условно можно выделить в этой области несколько направлений: проблема формирования профессионально-педагогической компетентности рассматривается в работах В.П. Бездухова, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, Н.В. Кузьминой, М.И. Лукьяновой, А.К. Марковой, Л.Н. Митиной, В.А. Сластенина, Г.С. Сухобской. В исследованиях П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, П.Ф. Лесгафта, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. отражены вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей. Особенности педагогики и психологии воспитания детей в приемной семье рассматриваются в трудах Г.В. Акопова, М.Д. Горячева, А.И. Довгалевской, О.В. Заводилкиной, Ж.А. Захаровой, Н.П. Ивановой, Г.С. Красницкой, А. Фромма. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, Т. Гордона, И.В. Гребенникова, Р.В. Овчаровой, Л.Г. Петряевской, А.С. Спиваковской, И.А. Хоменко, Ю. Хямяляйнена.

Авторы указывают на то, что исконной традицией национальных семей выступает сохранение семейных устоев, выработанных на протяжении многовекового развития народа, в качестве априорных ценностей. Ценность семьи, почитание родителей, уважение к старшим - вот основа воспитательных традиций большинства народов.

Наметившееся в последние десятилетия возрождение этнопедагогики, этносоциологии и этнопсихологии находится в начале интересного и сложного пути. Это обусловлено реалиями современной жизни, в которой этнический фактор продолжает приобретать все большую остроту и значимость.

«Семья - это крепость, это государство в государстве», - сказал, выступая на чтениях, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор [3]. Многообразие отношений между её членами создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования человека. Основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Это означает, что основной вклад в формирование личности растущего человека вносит семья. Именно к семье ребенок испытывает чувства привязанности, благодарности, ответственности. Здесь берет начало дружба между народами, миролюбие, гуманность.

«Во всяком роде, у нации были свои герои, на образах которых воспитывалась молодежь, - подчеркивал В.Д. Шадриков, - общий предок воплощал духовное начало рода. У нации в этой роли выступают национальные герои. Без героев нет нации, как без предка нет рода» [4]. Национальные традиции народов, духовно-нравственный опыт предшествующих поколений обладают большим потенциалом для воспитания детей в семье.

Все пласты этнокультуры нашли свое образное отражение в народном творчестве, обращение к которому в современной педагогике может позволить решить социальные, общекультурные, экологические, нравственно-эстетические проблемы. В соответствии с этим при формировании нравственного сознания ребенка следует учитывать такие важные факторы, как психический склад народа, самосознание, этнические чувства и предрассудки, привычки и интересы, национальный вкус, долговременные компоненты обычаев и традиций. Вековая традиция содержит в себе великую народную мудрость, лучший опыт сотен поколений, составляющих основу нашего образа жизни.

Безусловно, новое время требует нового подхода к осмыслению социальных реалий минувшего и текущего времени. Не следует мифологизировать и идеализировать прошлое. Но и без анализа его трудно разобраться в сути происходящих вокруг нас непростых явлений. Возможность использования национальных традиций и обычаев народов, переданных ненавязчиво, без прямого назидания, иносказательно, но с подтекстом, является одним из факторов формирования личности ребенка в замещающей семье.

В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно.

Каждое новое поколение ищет в прошлом ответы на свои вопросы. Возрождение и развитие самобытной культуры национального воспитания являются ценным начинанием и позволяют взять на вооружение все полезное из народного опыта. Немалую роль в создании ощущения причастности к истории играют семейные традиции. Относясь с уважением к национальным традициям своего народа и сохраняя чувство собственного достоинства, ребенок признает это право и за другими.

В толковом словаре слово «традиция» (от лат. йайю - передача) означает «исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения». По поводу семейных традиций сказано: «Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение».

Экспериментально полученные данные на базе ГСОУ школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья ст. Николаевской Успенского района Ставропольского края и ГСОУ школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с. Ковалевского Новокубанского района Краснодарского края свидетельствуют о том, что ресурсность замещающей семьи, воспитывающей ребенка-сироту, зависит также от принадлежности супругов к этнической культуре. По данным, представленным социальным педагогом ГСОУ школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья ст. Николаевской, установлено, что из 99 воспитанников часть детей (30 человек) определена в замещающие семьи жителей станицы Николаевской. По данным, представленным директором ГСОУ школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с. Ковалевского, из 135 воспитанников большая часть (88 детей) воспитываются в замещающих семьях, и национальный состав этих семей также различен. Они представлены следующими этносами: татарские, чеченская, армянская, цыганская, русские семьи. Дети воспитываются в семьях разной этнической принадлежности, что влечет за собой их различия в ценностных ориентациях, мировоззренческих подходах к видению себя и окружающих, в значимости для них определенных норм и правил поведения, в используемых стилях и формах общения. Создаваемая в семье этносреда как пространство обмена деятельностью между людьми-

представителями единой этнической общности влияет, прежде всего, на этносознание личности.

Реализация программы по повышению педагогической компетентности воспитателей в замещающих семьях осуществлена на базе ГСОУ школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья ст. Николаевской Успенского района Ставропольского края, и ГСОУ школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с. Ковалевского Новокубанского района Краснодарского края.

Нами разработана и внедрена в практику школы «Приемные родители» система занятий по 5 направлениям: «Семейная педагогика и домашнее воспитание», «Национальные традиции в семейной педагогике», «Семейная родословная», «Бабушки и дедушки -семейные воспитатели», «Семейный досуг (традиции здорового образа жизни и семейный спорт)». Цель занятий - обеспечить информационное сопровождение и реальную практическую поддержку замещающих семей в решении проблем нравственного и духовного воспитания приемного ребенка в семье. В течение года проводились занятия и их мониторинг ведущими педагогами Армавирского государственного педагогического университета. Воспитатели в замещающей семье выступают главными агентами социализации ребенка. Педагоги социально-педагогического факультета АГПУ в результате непосредственного общения с воспитателями из замещающих семей осуществляли реализацию просветительной работы. Через общение воспитателей, владеющих традициями, обычаями разных национальных культур своего экосоциума, и выработанных в условиях совместного проживания семейных традиций производилась этнокультурная дифференциация на уровне ценностных предпочтений.

Традиционным для национальных семей является обычай воспитывать детей на положительных примерах родителей с учетом женского и мужского начал. Так, в карачаевской семье считалось и считается поныне, что пример отца воспитывает сына, его честность, трудолюбие, мудрость служат порукой воспитания этих качеств у его сыновей, а пример матери воспитывает дочь - ее хозяйственность, чистоплотность, ум и терпеливость выступают гарантией воспитания этих качеств у ее дочерей [5]. Необходимость соблюдения наследственности (сын должен походить на отца, а дочь на мать) подчеркивается и в славянской системе воспитания. Элементом этнокультуры, способствующим развитию личности и расширению ресурсности семьи, выступает сохранение тесных родственных отношений, которые поддерживаются в том числе через традиции «аталычества», имя наречения, право на наследство отца и другие. Расширению дружеских связей способствовала распространенная среди многих народов традиция гостеприимства. Она способствует обогащению жизненных представлений членов принимающей семьи. Так происходит развитие навыков межличностного взаимодействия. Эта традиция является общей для представителей разных этносов. Так, например, наблюдая за происходившим приемом в кунацкой, дети с малых лет приобщаются к традиции гостеприимства. Они на практике видят, как выполняются правила поведения, приобщаются к этикету общения. Они становятся не только наблюдателями, но имеют возможность показать свои умения и знания.

У многих народов Кавказа сохранились традиции геронтотомии - обычай почитания старших, который играет важную роль и в нынешней общественной жизни. Например, у карачаевцев и балкарцев высок был не только культ старших, но и младших. Особыми здесь являются отношения между отцами и детьми. Мудрость народа заключается не только в том, что сохраняется уважительное отношение младших к старшим. Отношение родителей, учителей к детям - подчеркнуто суровое, но бережное, внимательное, справедливое.

Несмотря на то, что этнофактор является достаточно мощным управляющим элементом в организации ресурсности семейного воспитания, его позитив не всегда достаточен, поэтому наряду с национальным традициями, обычаями, культурой в процесс воспитания ребенка необходимо включать естественные регуляторы семейных ресурсов.

В ходе проведения занятий по программе «Национальные традиции в семейной

педагогике» педагогами и слушателями решались педагогические задачи, направленные на определение поведенческих реакций воспитателей в замещающей семье и приемных детей в соответствии с установленными ценностными критериями этнического самосознания.

Целью этих занятий стало побуждение слушателей к духовному сотрудничеству, обмену знаниями о народных традициях, обычаях, культурных ценностях, нормах, которые надо освоить приемному ребенку-сироте в замещающей семье. Ребенок осваивает социальные роли, ему приписывается определенный статус. Замещающая семья снабжает его «семейным капиталом» в виде определенных ресурсов (социальных, духовных, нравственных, культурных и т.д.), которые помогают ему успешно адаптироваться и интегрироваться в обществе. Передача ресурсов происходит в виде трансляции социального опыта через взаимодействие ребенка с родителями. Недостаток семейного капитала снижает возможности успешной социализации и интеграции в обществе.

Педагоги, проводившие занятия с воспитателями из замещающих семей, использовали интерактивные методы и формы их организации, такие, как дискуссия, игровые методы, терапевтические сказки, тренинги, арттерапия, психогимнастика, мастерские.

Особенно эффективными были занятия по типу «творческих мастерских». В каждой семье обязательно должны быть предметы национальной культуры: игрушки, музыкальные инструменты, домашняя утварь, женские украшения, мебель, одежда. Они должны присутствовать в жизни семьи не в качестве реликвий, а как элементы повседневной жизни, без которых невозможно обойтись. Поэтому на практических занятиях, посвященных традиционным праздникам (Сочельник, Рождество, Пасха и др.), изготавливались предметы обрядового культа для украшения дома, интерьера, праздничного стола, одежды. Задача родителей в замещающей семье - научиться самим и научить детей с уважением относиться к национальным традициям, помнить их и жить в соответствии с ними. Только в этом случае семейное воспитание будет способствовать формированию у детей любви к своему народу и гордости за принадлежность к нему.

Работники школы-интерната с. Ковалевского Новокубанского района Краснодарского края уже приступили к созданию в своих стенах музея народной педагогики, в котором будет сконцентрирован народный опыт и национальные традиции семейного воспитания.

Таким образом, этнокультурная реальность создает условия для воспитания в семье тех личных качеств у приемного ребенка, которые в наибольшей мере одобряются у его типичных представителей. Тем самым поддерживается сохранение этнической самобытности, традиций, обычаев, быта и родного языка. Нами отмечено, что позитивность определенного качества личности оценивается исходя из национальных традиций целесообразности, которые проявляются в традициях и обычаях и существуют в виде системы свойственных определенному этносу социальных установок, привычек коммуникативного поведения. На выработку личностных качеств у ребенка зачастую направляется весь способ организации жизнедеятельности этноса.

Примечания:

1. Хрусталькова Н.А. Формирование педагогической компетентности родителей профессионально замещающей семьи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Саранск, 2009.

2. Зыкова Н.М. Влияние этнических особенностей на развитие самосознания ребенка // Семья в России. 2004. №4. С. 94-100.

3. Ильяшенко Александр, священник. Как найти семейное счастье. М., 2001.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000.

5. Койчуев А.А. Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.