УДК 378.147:75
Ж. Р. САЛХАНОВА
Омский государственный педагогический университет
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье рассматриваются теоретические основы обучения композиции студентов-дизайнеров. Автор раскрывает понятие, сущность и особенности композиции в дизайне. Теория композиции рассматривается в качестве фундаментальной основы профессиональной подготовки компетентного специалиста в области дизайна. Ключевые слова: композиция, композиция в дизайне, обучение композиции, профессиональные компетенции, компетентностный подход.
Подготовка высокопрофессионального компетентного специалиста является актуальной проблемой современного профессионального образования в свете новых социально-экономических требований общества. Компетентностный подход к подготовке студентов-дизайнеров направлен на формирование готовности к осуществлению успешной профессиональной деятельности в области дизайна в условиях современных требований профессиональной сферы, состоит в формировании профессиональных компетенций, которое осуществляется в процессе системного усвоения студентами конкретизированного теоретического и практического учебного материала. Профессиональные компетенции в дизайне — это способность будущего дизайнера успешно решать определенный комплекс профессиональных задач на основе единства художественно-теоретических знаний, профессионального опыта, способностей успешно применять практические умения и навыки в художественно-проектной деятельности. В профессиональной подготовке в области дизайна особое значение придается теории композиции как фундаментальной основе композиционно-художественной подготовки, определяющей содержание обучения композиции в дизайне. Теория композиции является важной основой дизайнерского проектирования, поскольку отражает закономерности строения форм в дизайне и средства достижения гармонической целостности его объектов. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть понятие композиция в дизайне.
«Композиция в дизайне — построение произведения дизайнерского искусства, расположение и связь его частей, обусловленные их компоновкой, отвечающей художественному замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта» [1, с. 35]. Исходя из этого, композиция в дизайне характеризуется компоновкой, выступающей условием положительного восприятия произведения потенциальным потребителем. Таким образом, подчеркивается функция композиции, состоящая в необходимости соответствия ожиданиям потребителя и привлечении его внимания к дизайнерскому продукту.
Многими исследователями в области дизайна композиция рассматривается как наука о построении художественного произведения, средствах выражения его идеи и достижения гармонического единства структуры, формы и внешнего вида изделия. Так, В. Казаринова, М. Федоров в своей статье «О композиции» пишут: «Наукой, которая дает художнику-конструктору профессиональные средства создания целостных по замыслу и гармоничных по форме промышленных изделий, является теория композиции... Гармония форм достигается характерным для данного предмета строем композиции, правильным соотношением элементов композиции по отношению к главному элементу целого» [2, с. 2]. Из этого следует, что теория композиции наделяет дизайнера профессиональными средствами создания целостных и гармоничных объектов дизайна. При этом достижение гармонии зависит от композиционного строя объекта дизайна, соотношения его частей.
Для определения теоретической основы композиционной подготовки компетентных специалистов в области дизайна нами были рассмотрены научные материалы, обстоятельные труды по теории и практике композиции, разработанные на сегодняшний день. Теоретические и методические разработки в художественном проектировании по отдельным вопросам и проблемам композиции отражены в работах ученых ВНИИТЭ. К первым основательным трудам в области композиции промышленных изделий и художественного конструирования относятся учебно-методические издания и публикации Г. Б. Ми-нервина, Б. В. Нешумова, Ю. С. Сомова, которые занимались исследованием категорий композиции в дизайне. Сущность закономерностей композиции рассматривалась А. Д. Гончаровым, А. С. Котляро-вым, Г. И. Панксеновым. Современными фундаментальными разработками в области композиции в дизайне являются труды А. А. Барташевича, И. Б. Ветровой, А. Е. Голубевой, А. П. Ермолаева, К. К. Крючковой, В. И. Лесняка, Е. И. Рузовой, В. Б. Устина, О. В. Чернышева и др. Исследователи теории композиции к композиционным закономерностям относят: законы единства, соподчинения, равновесия, видоизменения, соразмерения, взаимосвязанные с прин-
ципами композиции и реализующиеся с их помощью. Согласно П. А. Кудину, Б.Ф. Ломову, А. А. Мить-кину, закон единства раскрывается при помощи «принципов функциональности и структурности; закон соподчинения с помощью принципов масштабности и контрастности; закон равновесия реализуется при помощи принципов симметричности и тек-тоничности; закон видоизменения — на основе принципов пластичности и тональности; закон соразмерения — с помощью принципов ритмичности и пропорциональности» [3, с. 207 — 209]. К законам композиции ученые относят также закон новизны, который проявляется в неповторимости, свежести художественно-образного решения композиции. Новизна привлекает и обладает способностью удерживать внимание зрителя, обеспечивая интерес к новому объекту, в связи с этим выступает одним из основных требований к объектам дизайна. Законы и принципы композиции раскрываются при помощи средств композиции. При этом, как подчеркивает В. Б. Устин, художественные средства, используемые для решения тех или иных композиционных задач, должны быть использованы «с учетом достижения максимума выразительности композиции» [4, с. 9]. Выразительность определяется как эмоциональное качество композиции, достигаемое оптимальным соответствием содержания и формы произведения. Художественная выразительность произведений дизайна достигается средствами композиции, которые можно условно разделить на художественные средства построения композиции (графические и пластические) и средства гармонизации композиции. К художественным средствам относятся: точка, линия, пятно, цвет, текстура, фактура, рельеф, плоскость, объем, пространство, материал, свет. К средствам гармонизации — контраст и нюанс, статика и динамика, метр и ритм, пропорции, масштаб.
Знание основных законов, принципов и средств композиции дает возможность их сознательного использования и эффективного применения в художественно-творческой и проектной деятельности. В этом состоит их значимость для профессиональной подготовки в области дизайна. В связи с этим необходимо рассмотреть понятия и особенности основных законов, принципов и средств композиции в дизайне.
Единство (целостность) — явление, проявляющееся в природе, в тех или иных областях знаний, а также в искусстве, в том числе в дизайне. Основной особенностью закона единства является взаимосвязанность частей целого, единство в многообразии, передача идеи произведения в едином художественно-образном решении. Функциональность — один из принципов закона единства — заключается во взаимодействии функций всех частей композиции и определяется основным назначением объекта дизайна. Некоторые исследователи выделяют принцип рациональности, который, по сути, является отражением принципа функциональности, поскольку условием его реализации является соответствие формы функциональному назначению продукта дизайна. Структурность — второй принцип закона единства, проявляется во взаимодействии структур всех частей композиции и определяется внутренним строением художественной формы, взаимосвязью частей целого. Закон единства является основным интегральным законом композиции, достижение которого происходит за счет реализации законов соподчинения, равновесия, видоизменения, соразмерения.
Закон соподчинения проявляется в объединении элементов, составляющих композицию вокруг главного. Соподчиненность, как правило, основанная на различии, характеризуется упорядоченностью различных элементов, составляющих композицию. Из этого следует, что соподчиненность направлена на упорядочение процесса восприятия. Реализация закона соподчинения обеспечивает определенную иерархию зон внимания, задает последовательность восприятия композиции. Масштабность и контрастность — основные принципы закона соподчинения, через которые он реализуется. Масштабность определяется соотношением и соподчинением всех размеров элементов композиции; контрастность — совокупностью и соподчинением всех противопоставлений элементов композиции. Композиционными средствами реализации принципов масштабности и контрастности являются масштаб и контраст. Масштаб — соотношение и соответствие размеров элементов композиции по отношению к целому. Контраст определяется существенным различием по тем или иным признакам элементов композиции, их резким противопоставлением. Масштаб и контраст обладают значительной степенью психологического воздействия на зрителя при восприятии произведения. Контраст в композиции смягчается, нейтрализуется при помощи композиционного средства — нюанс, который характеризуется незначительным различием, более плавными переходами, большим сходством, нежели различием. Оптимальное использование этих средств композиции способствует достижению максимального эффекта при восприятии произведения дизайна.
Закон равновесия композиции проявляется в уравновешенности частей и целого относительно пространственных осей. Различают физическую и зрительную виды устойчивости. Физическая устойчивость проявляется в механической устойчивости частей композиции, зрительный баланс — равновесие, достигаемое путем оптимального взаимного расположения элементов композиции с различным визуальным весом. Уравновешенная в целом композиция обеспечивает баланс всей системы и устойчивость внимания зрителя, что является необходимым условием для произведений дизайна. Закон равновесия раскрывается через принципы симметричности и тектоничности, которые реализуются при помощи средств композиции — симметрии и тектоники. Симметрия — абсолютное или относительное равенство элементов композиции относительно точки, осей, плоскостей, создающее равновесие в композиции, — это средство, определяющее расположение главного смыслового центра композиции, объединяющее композиционные детали. Существуют зеркальная, ленточная, диагональная виды симметрии. Баланс в композиции может быть также достигнут в асимметричной композиции, которая характеризуется неравенством расположения элементов композиции относительно точки, линии или плоскости. Равновесие в такой композиции достигается оптимальным взаимным расположением элементов композиции с различным визуальным весом. Особенностью асимметричной композиции является ее способность привлекать внимание и вызывать интерес у зрителя. Это обусловлено динамическим характером и нестандартностью такой композиции. Для передачи равновесия используется статика — средство композиции, определяемое выраженным состоянием покоя и устойчивости композиции. Тектоника — второе средство реализации
закона равновесия в композиции, определяется взаимосвязью и взаимообусловленностью формы произведения, его конструкции и используемого материала, опирается на физические законы механики, теории упругости и сопротивления материалов. Тектонические связи проявляются в работе несущих и несомых частей композиции, определяя физическую и визуальную устойчивость, прочность, надежность, материальность элементов и композиции в целом. Тектоника является активным средством эмоционально-образного воздействия. В зависимости от конструктивно-художественной задачи, используется тот или иной вид тектоники: балка, изгиб, кручение, подвес, сжатие, арка и др. Выразительными, с точки зрения тектоники, являются композиции, в которых присутствует определенная степень напряженности в силовом взаимодействии работы конструкции, формы и организации используемого материала. Тектоника используется для раскрытия определенной художественно-образной задачи, для соединения элементов композиции в целое.
Закон видоизменения регулирует изменения структуры и формы композиции, определяя меру этих изменений и их согласованность. Особенностью этого закона является отражение «большого» в «малом», которое заключается в схожести частей композиции по основному признаку целого — в повторении главной идеи произведения во всех элементах формы. Это способствует возникновению доминирующего образа произведения, а также облегчает восприятие всей композиции. Особенностью видоизменения является гибкость, которая определяется способностью формы к дальнейшему развитию, при сохранении общей целостности. Пластичность и тональность являются основными принципами закона видоизменения, пластика и тон — композиционными средствами их реализации. Пластичность — это гармоничное соединение пластик всех элементов композиции в единое целое, может быть выражена динамикой — подчеркнутым состоянием движения, устремленности, активности элементов формы. Пластика, как средство композиции, характеризуется плавным перетеканием формы, линий, рельефа из одного качества в другое, она организует поверхность формы, определяя ее рельеф, глубину, светотеневые отношения. Второй принцип закона видоизменения — тональность — основан на переходах тона и света в композиции произведения. Тон является активным графическим средством воздействия художественного образа на зрителя. Различают ахроматический и хроматический (цветовой) тона. Цветовой тон имеет такие свойства, как: светлота, цвет и насыщенность. Ахроматический тон определяется переходом от белого тона до черного, включая все оттенки серого. При этом большое значение имеет характер освещения, направленность, интенсивность источника света. Пластика и тон имеют большое значение для достижения цельности и выразительности произведения дизайна.
Закон соразмерения определяется количественной мерой соотношения свойств элементов композиции и целого. Результатом согласованного соотношения размеров элементов композиции и целого является гармония, облегчающая восприятие произведения. Ритмичность и пропорциональность — композиционные принципы реализации закона соразмерения, предполагающие соответственное согласование ритмов и пропорций отдельных элементов композиции в единое ритмическое и пропорци-
ональное взаимодействие. Ритм является композиционным средством приведения различных частей целого к выразительному единству, гармонии и упорядоченности, характеризующимся убывающей или нарастающей повторяемостью элементов и интервалов. Метр — простейшее проявление ритма — чередование тождественных элементов через равные интервалы. В теории композиции встречается понятие «принцип органичности», которое, по сути, отражает природу принципа пропорциональности. Под органичностью понимается «построение композиции с учетом закономерностей формообразования, проявляющихся в природе» [4, с. 159]. В основе пропорциональности так же лежат закономерности строения форм в природе, она определяется количественными соотношениями, взаимосвязью различных свойств композиции, выражающейся в парных масштабных или пластических отношениях частей и целого. Пропорции — средство реализации принципа пропорциональности, направленное на гармонизацию композиции в дизайне, характеризующееся парным количественным соотношением тех или иных свойств элементов композиции. Различают арифметические и геометрические пропорции. Арифметические пропорции строятся на повторении элементов одного заданного размера, геометрические — на повторении подобных, но неравных размеров элементов композиции. Тот или иной вид пропорций используется в зависимости от стоящей художественно-конструктивной задачи.
Исследователи в области композиции выделяют также принцип образности, направленный на раскрытие определенного художественного замысла, идеи произведения. Образность в дизайне определяется сочетанием художественности и утилитарности, то есть соответствия назначению продукта дизайна. Образность обогащает форму, наполняя ее духовным содержанием. Основная функция образности в дизайне состоит в глубоком эмоционально-эстетическом воздействии объекта дизайна на потенциального потребителя, в привлечении его внимания и в формировании его интереса к продукту дизайна. От яркости и глубины раскрытия образа в форме зависит степень выразительности художественно-утилитарной формы. Средствами реализации принципа образности являются контраст, нюанс, масштаб, цвет, пластика, пропорции, сущность которых была раскрыта выше.
Кроме законов и принципов, различают правила композиции, которые менее устойчивы, чем законы, могут изменяться. Их функция состоит в передаче характера дизайнерского продукта. Наличие композиционного центра (доминанты) — правило композиции, определяемое ярко выраженным выделением фокусной зоны, с целью привлечения внимания к этой области композиции. Композиционный центр является «смысловым центром, ему должны быть подчинены второстепенные элементы, усиливая общее воздействие композиции на зрителя» [5, с. 43 — 46]. Композиционный центр может быть выделен при помощи композиционных свойств — зрительно воспринимаемых признаков формы. Г. Б. Минервин, Б. В. Нешумов к композиционным свойствам формы относят геометрический вид, положение в пространстве, величину, массу, тон, фактуру, текстуру. Геометрический вид определяется конфигурацией формы, величина — размерами элементов композиции, положение в пространстве — расположением объектов относительно пространственных осей, масса определяется количеством материала, заполняющего про-
странство геометрической формы, фактура — характером поверхности формы, текстура — структурой материала, обусловленной его природным строением. Наделяя объект теми или иными свойствами, дизайнер способен сделать его гармоничным и выразительным. Таким образом, анализ научно-методических трудов по теории композиции позволил выделить и определить сущность основных закономерностей композиции.
Нами были рассмотрены компетенции, предусматриваемые российскими и казахстанскими образовательными стандартами по направлению подготовки «Дизайн». Согласно стандартам, будущий дизайнер должен обладать профессиональными и специальными компетенциями, которые формируются в процессе обучения композиции и позволяют решать профессиональные задачи в сфере дизайнерского проектирования. Это такие компетенции, как способность использовать композицию как средство выражения художественных идей; способность использовать средства композиции в графическом дизайне и макетировании; способность использовать средства композиции для обеспечения стилевого единства; способность использовать законы формообразования и средства композиции в процессе проектирования; способность использовать средства и методы композиции для создания художественного образа в дизайне; способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способность синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; способность разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи, возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем, комплекс функциональных композиционных решений; способность к конструированию предметов, товаров, промышленных образцов, объектов.
Определение уровня становления профессиональных и специальных компетенций может осуществляться с применением системы контрольно-оценочных средств (специальные упражнения, задания, проекты), которые позволяют выявить степень усвоения знаний, приобретения умений, развития навыков и формирования способностей в области композиции.
В результате освоения профессиональных компетенций будущий дизайнер должен знать теорию композиции, основные закономерности которой нами были рассмотрены выше. Это законы, принципы, правила, виды композиции, свойства формы, художественные выразительные средства построения композиции; средства гармонизации художественной формы; композиционные методы и приемы. В результате освоения теории композиции бу-
дущий дизайнер должен уметь использовать и варьировать художественные средства построения композиции, средства гармонизации художественной формы; создавать формы, рационально обоснованные, производящие яркое впечатление и имеющие четко выраженный образный характер; выполнять макеты, передающие художественно-творческий замысел; выбирать рациональную технику проектной подачи для воплощения творческих замыслов. Будущий дизайнер должен владеть навыками композиционного формообразования, создания композиции, выражающей «тему», используя образные (ассоциативные) средства; навыками построения выразительной композиции; средствами, приемами и методами графического и пластического моделирования формы; навыками стилизации, преобразования цвета. Таким образом, можно сделать вывод о том, что теория композиции лежит в основе становления профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, поскольку в результате изучения композиции обучающийся должен знать основы композиции в дизайне, типологию композиционных средств, приемов и методов, их взаимодействие; уметь решать основные типы проектных задач в профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник [Текст] / Под общ. ред. Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. — М. : Архитектура-С, 2004. - 288 с.
2. Казаринова, В. О композиции. Основные категории и закономерности / В. Казаринова, М. Федоров // Техническая эстетика, 1965. - № 12. - С. 2-7.
3. Кучерова, А. В. Композиция как компонент профессионального становления студентов на занятиях по основам дизайна / А. В. Кучерова // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2010. - № 6 (92). -С. 207-209.
4. Устин, В. Б. Композиция в дизайне. Методические основы формообразования в дизайнерском творчестве [Текст] / В. Б. Устин : учеб. пособие. - 2-е изд., уточн. и доп. - М. : АСТ: Астрель, 2007. - 239 с.
5. Салханова, Ж. Р. Композиционные основы дизайнерской деятельности // Наука и образование - 2007 : материалы 5-й Междун. науч.-практ. конф., 3-15 января 2007 г. -Днепропетровск, 2007. - С. 43-46.
САЛХАНОВА Жанар Рахатовна, соискатель по кафедре изобразительного искусства и методики его преподавания.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.01.2015 г. © Ж. Р. Салханова
Книжная полка
Яковлева, Т. П. Становление ценностно-личностной ориентации будущего учителя математики : моногр. / Т. П. Яковлева. - Петропавловск-Камчатский : КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. -220 с. - ISBN 978-5-7968-0501-5.
Монография посвящена актуальной проблеме профессионального образования. Представлены теоретико-практические аспекты становления ценностно-личностной ориентации будущего учителя математики. В основу разработки педагогических условий рассматриваемого процесса положены принципы гуманизации и гуманитаризации, теории личностно-ориентированного образования, позволяющие подойти к решению данной проблемы конструктивно. Научная публикация адресована преподавателям вузов, исследователям.