Научная статья на тему 'Диалектические вопросы композиционного формообразования в процессе подготовки студентов художественно-творческих направлений'

Диалектические вопросы композиционного формообразования в процессе подготовки студентов художественно-творческих направлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КОМПОЗИЦИЯ / КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ФОРМА / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / СТИЛИЗАЦИЯ / РИТМ / СИММЕТРИЯ / АСИММЕТРИЯ / СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биценко Р. В.

Необходимым условием становления художественно-творческого мастерства студентов является изучение теории и практики композиционного формообразования. Понятие «композиция» в целом является диалектической сущностью, располагая при этом значительным арсеналом рациональных компонентов. Композиция представляет собой одну из наиболее значимых областей в процессе обучения изобразительному искусству. Однако, несмотря на богатый исторический опыт научных исследований в этом направлении, методика обучения композиционному формообразованию не имеет единой, логически выстроенной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалектические вопросы композиционного формообразования в процессе подготовки студентов художественно-творческих направлений»

УДК 378.02:37.016

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОМПОЗИЦИОННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

© 2017 Р. В. Биценко

канд. пед. наук, доцент кафедры методики, педагогики и психологии профессионального образования e-mail: rom.bicenco2012@yandex.ru

Курский государственный университет

Необходимым условием становления художественно-творческого мастерства студентов является изучение теории и практики композиционного формообразования. Понятие «композиция» в целом является диалектической сущностью, располагая при этом значительным арсеналом рациональных компонентов. Композиция представляет собой одну из наиболее значимых областей в процессе обучения изобразительному искусству. Однако, несмотря на богатый исторический опыт научных исследований в этом направлении, методика обучения композиционному формообразованию не имеет единой, логически выстроенной системы.

Ключевые слова: творчество, композиция, композиционные закономерности, форма, формообразование, целостность, художественный образ, стилизация, ритм, симметрия, асимметрия, сюжетно-композиционный центр.

Важнейшим фактором в становлении профессиональной подготовки студентов художественно-творческих направлений является изучение теории композиции и практическое овладение мастерством композиционного формообразования. Одной из первостепенных задач в процессе изучения дисциплины «композиция» является выработка у студентов системного подхода к творческому процессу, развитие сознательного отношения к художественному или дизайнерскому творчеству вообще. Эта задача не исключает важнейшего аспекта творческой деятельности - развития эстетического вкуса и интуитивного, чувственного отношения к миру прекрасного. В конечном итоге, процесс композиционного формообразования может представляться как интуитивно-логический, поскольку композиция как область исследования включает в себя и рациональные характеристики. Изучение объективных законов композиции, закономерностей восприятия окружающего мира, рационально-логическое познание многообразия его форм должно органично сочетаться с эмпирическим, интуитивным началом и творческим отношением к реализации художественного образа.

В основе методики обучения композиционному формообразованию лежит принцип органичного единства теории и практики. Уже на первых этапах осмысления целей и задач композиции как учебной дисциплины студенты должны усвоить ряд ключевых базовых понятий, незнание которых сильно затрудняет в дальнейшем сознательное отношение к выполнению программных заданий и их целенаправленное поэтапное выполнение. К таким понятиям прежде всего относится «композиция» и ее составляющие структурные компоненты.

В рамках нашего исследования термин «композиция» рассматривается в двух взаимосвязанных проявлениях: во-первых как процесс художественного (дизайнерского) творчества, то есть формообразование; во-вторых как результат этого процесса, структура художественного произведения, выстроенная на основе сложения, соподчинения всех ее предметов-элементов в гармоническое единство. Раскрытие термина «композиция» в двуедином значении лучше помогает студентам в осмыслении

понятия «формообразование» как процесса создания художественного образа. Но как создается художественная форма? Существуют ли объективные законы композиции? Художники и искусствоведы в большинстве своем сходятся во мнении, что такие законы имеют место. Более того, теоретики искусства говорят о закономерностях, правила, приемах, средствах, свойствах и других категориях композиции. Однако единой системы или классификации композиционных понятий на сегодняшний день не существует. Различные понятия композиционной терминологии во многих случаях трактуются достаточно произвольно. Во многом это связано со сложной диалектической сущностью композиции.

Анализ учебной литературы по данной проблеме показал, что важнейшие композиционные составляющие, такие как целостность, ритм, колорит, симметрия, асимметрия, сюжетно-композиционный центр, контраст, нюанс и др., классифицируют и систематизируют по-разному. Например, выдающийся художник А. Дейнека в пособии «Учитесь рисовать» ставит знак равенства между закономерностями и правилами композиции, называя симметрию, равновесие, статику и динамику, ритм, перспективу, золотое сечение, масштаб, стилевое единство, вертикали и горизонтали. Труд А.М. Лаптьева «О композиции» в основном посвящен созданию живописной композиции. Ученый выделяет следующие закономерности конструктивно-пластического решения композиции: пределы ограниченности живописного поля, пределы пространства и места сюжетного действия в картине, цельность, ритм и пластика, зрительный центр. М.В. Алпатов говорит о ритме и симметрии как о композиционных началах.

Известный художник и теоретик искусства Е.А. Кибрик выделяет объективные законы композиции в изобразительном искусстве: идейность, интуиция и анализ, цельность, контрасты, движение, художественный образ. Выдающийся ученый искусствовед Н.Н. Волков определяет основные проблемы и факторы композиции в живописи: цельность, синтез, структура, конструкция, контраст и аналогия, симметрия, ритм, пространство и плоскость. О. Л. Голубева в качестве основ композиции выделяет средства создания художественного образа: форму, цвет, фактуру; законы композиции: равновесие, единство и соподчинение, композиционный центр; средства гармонизации композиции: ритм, контраст, нюанс, тождество, пропорции, масштаб. Е.В. Шорохов [1979] в учебном пособии «Основы композиции» выделяет законы: цельность, контрасты, типизация, подчинение всех средств и закономерностей композиции общему замыслу; правила: ритм, сюжетно-композиционный центр, симметрия, асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане; приемы: передача впечатления монументальности, передача впечатления пространства, использование вертикальных, горизонтальных и диагональных направлений; основные средства изобразительной композиции: линия, тональное и цветовое пятно, линейная и воздушная перспектива. Е.В. Шорохов выделяет законы композиции как категории, которые должны обязательно присутствовать в композиции, в отличие от правил или приемов, которые художник вправе выбирать произвольно в соответствии со своей творческой идеей. Автор указывает на то, что правила могут «не уживаться» в одной композиции. Например, во фризовом орнаменте всегда присутствует ритм как организующее композицию начало, тогда как единый сюжетно-композиционный центр здесь вообще отсутствует.

Коллектив авторов учебного пособия «Живопись» под руководством Н.П. Бесчастного вступает в полемику с Е.В. Шороховым, рассматривая, например, «ритм» как прием, а не правило композиции: «...трудно объяснить, почему контраст, по мнению Е. В. Шорохова, является законом композиции, а не средством выражения в композиции, а проблема ритма, нахождения сюжетно-композиционного центра -правилом композиции, а не приемом и т.д.» [Живопись 2004: 44].

Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 1 (41)

Биценко Р. В. Диалектические вопросы композиционного формообразования в процессе подготовки

студентов художественно-творческих направлений

В учебном пособии Г.М. Гусейного и соавторов «Композиция костюма» понятие «композиционное формообразование» является самостоятельной категорией, рассматривающейся отдельно от закономерностей, средств и приемов композиции: «Композиция включает в себя такие понятия, как: композиционное формообразование (форма, геометрический вид, конструкция, масса, силуэт); закономерности композиции (соразмерность, соподчинение, композиционный центр), т.е. целостность структуры; средства композиции (пропорции и ритм); приемы гармонизации композиции (контраст, нюанс, тождество, масштаб, масштабность, симметрия, асимметрия, статика, динамика)» [Композиция костюма 2004: 73]. В исследовании искусствоведа В.Г. Власова рассматриваются «основные закономерности формообразования, объединяющие онтологию и феноменологию искусства» [Власов 2006: V: 637], а «композиция» - это, в числе прочего, «один из способов формообразования в искусстве» [Там же: IV: 565].

Здесь, на наш взгляд, можно сделать вывод о том, что формообразование в искусстве всегда будет являться композиционным, ведь речь идет, несомненно, о создании художественной формы. Понятие «форма» также многогранно. Термин «форма» рассматривается в различных взаимосвязанных проявлениях. Например, форма объекта творческой деятельности может быть выражена как символ, определяющий принадлежность композиции к определенной культуре или эпохе. Выражение художественной формы через символ является достаточно сложной эстетической задачей и потребует от студентов образного, символического мышления, а также достаточных умений и навыков в стилизации формы, подчинении ее знаковой структуре. Форма может выступать и в других проявлениях: как эстетическая категория, как результат деятельности, как объект (вещь) и, наконец, как философская субстанция.

Все категории формы тесно связаны между собой и могут проявляться в отдельно взятой композиции самым различным образом. Так, например, в процессе композиционного формообразования в дизайне необходимо учитывать эмоциональное воздействие характера разнообразных форм на потребителя. Проявления различных категорий формы в композиции объектов дизайна, соотношение утилитарных и эстетических качеств этой формы должны учитываться в процессе художественного проектирования. Поэтому изучение определенных категорий формы должно осуществляться целенаправленно и строиться на конкретных примерах из творчества в различных видах искусства и дизайна. В дальнейшем это поможет студентам профессионально подойти к процессу композиционного формообразования и реализовать себя в творческой деятельности.

Формообразование как область искусства и дизайна направлена на поиск того характерного и типического, важного и существенного, что в полной мере отвечает изящным эстетическим или, напротив, строгим функциональным (утилитарным, конструктивным, экономическим и др.) требованиям. В процессе обучения студентов композиционному формообразованию необходимо подчеркивать, что именно художественная выразительность формы является тем основополагающим фундаментом, на котором будет держаться все здание художественного образа. Совершенно очевидно, что художественность, жизненность, типизация, образная выразительность, идейность и т.п. могут являться лишь конечной целью, но никак не средством композиции. На это указывает Р.В. Паранюшкин в своем труде «Композиция»: «Некоторые авторы, говоря о художественном образе и композиции, относят к композиционным средствам типизацию, новизну, общественное значение образа, эмоциональную наполненность, так называемую жизненность и другие признаки художественности... Композиция - это как раз те средства и приемы, которые приводят к жизненности и типизации, а не наоборот» [Паранюшкин 2005: 55]. Для выражения «художественности» в композиции студентам важно почувствовать специфику воздействия форм на зрителя. Это позволит им активно использовать в своем творчестве такие приемы, как стилизация и трансформация, что

помогает через реально существующие предметы и их формы передать тот или иной образ.

Понятие «стилизация» в различных исследования также не имеет однозначной трактовки. Так, Р.В. Паранюшкин определяет стилизацию в первую очередь как средство композиции, которое «в основном связано с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого». При этом автор замечает, что стилизация может применяться и «в станковом изобразительном искусстве для усиления декоративности» [Там же: 46].

«Стилизация», в нашем представлении, не ограничивается лишь способом трактовки декоративных орнаментальных форм. Стилизация художественной формы всегда является следствием необходимости проявления определенных условностей, без которых искусство вообще невозможно. И какой бы характер ни носила организация художественной формы, она предполагает выявление наиболее главного, характерного и типичного, то есть качеств, определяющих ее выразительность. Достаточно точное определение понятию «стилизация» дает, на наш взгляд, О.Л. Голубева: это - «один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали» [Голубева 2004: 10]. Стилизовать можно по собственным признакам (колючий ежик) и по привнесенным свойствам (умная сова). Также студентам необходимо усвоить, что приемы стилизации и трансформации тесно связаны между собой и почти всегда применяются одновременно. Так, стилизуя форму предмета, художник изменяет ее, то есть трансформирует в ту или иную сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание ее конструктивных или пластических свойств и качеств. Можно сказать, что форма в полной мере является одним из важнейших, но не единственных средств выражения художественного образа.

Средства композиционного формообразования чрезвычайно многообразны. Например, к простейшим средствам создания формы на изобразительной плоскости относится линия. Научные эксперименты показали, что линия как элемент графической формы содержит в себе важную информацию об изображении. Поэтому в ходе линейной стилизации в композиции важно акцентировать внимание студентов на особом значении линий перехода одной формы в другую, и особенно линий контура общей формы, в процессе зрительного восприятия последней.

Кроме выполнения кратковременных набросков, мы практикуем своеобразный прием создания графической формы с применением прозрачной бумаги - метод калькирования. Главная суть данного метода заключается в последовательном уточнении линейного изображения, путем наложения листов кальковой бумаги один на другой. При этом все допущенные неточности постепенно устраняются, в результате чего должна получиться выразительная линейная композиция, в образной организации которой главную роль играет гибкая, чистая, «живая», с разным нажимом карандаша, линия. При восприятии таких рисунков создается впечатление легкости, точности и непосредственности в передаче формы, при минимальном количестве затраченных композиционных средств. Легкие по ощущению линейные рисунки, которым предшествовала длительная, кропотливая работа композиционного поиска, выполнял В.А. Серов - выдающийся русский график и живописец. К ним относятся, например, портреты балерин Тамары Карсавиной и Анны Павловой, выполненные художником в 1909 г. Этот метод рекомендуется использовать для композиционного формообразования различных объектов.

В дальнейшем можно постепенно увеличивать количество композиционных средств в творческих заданиях. Сначала студенты компонуют ряд силуэтных изображений, выполняя ахроматическую «заливку» линейного рисунка внутри формы. В последующих заданиях композиция еще более усложняется путем создания комбинации тональных ахроматических пятен, с разработкой особенностей переходов Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 1 (41)

Биценко Р. В. Диалектические вопросы композиционного формообразования в процессе подготовки

студентов художественно-творческих направлений

формы внутри главного силуэта. Существует диалектическое мнение искусствоведов, что именно ахроматическая композиция усиливает восприятие художественного образа в графике. Тем не менее в современной графике и графическом дизайне, широко используется выполнение хроматических силуэтных композиций, которые, каждая в своем контексте, достаточно выразительны.

Помимо линии и тонального пятна, наиболее выразительным и гибким средством построения изобразительной формы является цвет. Важным этапом развития композиционных умений и навыков студентов является выполнение комплекса творческих заданий, в которых ведущая роль отводится цвету. В частности, нами практикуется задания, направленные на создание разнообразных цветовых композиционных решений, предусматривающих различные особенности образной стилизации формы: реалистическую, декоративную и абстрактную.

Здесь мы также сталкиваемся с диалектическими проблемами композиции, поскольку вопросы реализма и декоративности в искусстве являются дискуссионными. Так, знаменитый русский художник Константин Коровин считал, что «по сути любая живопись декоративна», как обладающая необходимым набором изобразительных условностей. С другой стороны, мера реалистичности и абстрактности может быть выражена как степень «изоморфизма», то есть условного подобия художественного изображения формам окружающей действительности.

Рассмотрим, например, построение декоративно стилизованных композиций натюрморта. Выполнение таких заданий направлено прежде всего на развитие конструктивного, образного мышления и творческого воображения студентов.

В данном случае работа строится на сочетании конструктивного начала и контрастов цвета. Предметы превращаются в кристаллические формы, строго ориентированные в пространстве. Необходимо точно сопоставить различные по масштабам предметы и подобрать необходимое количество контрастирующих цветов. Целостность в работе достигается не столько за счет естественного взаимодействия формы и пространства, сколько благодаря орнаментальному построению картинной плоскости. Сознательно используя способность мыслить конструктивно, студенты не пассивно копируют натуру, а создают сложно организованный мир цветоформ, подходят к заданию творчески, в меру накопленного опыта и своего мировоззрения. Творческий подход может проявляться в выборе характера орнаментальных форм и особенностей общего колорита композиции.

В процессе обучения композиционному формообразованию на данном этапе студенты выполняют следующие задания: 1) монохромная декоративно-орнаментальная композиция одного и того же натюрморта в теплом и холодном колорите; 2) декоративно-орнаментальная композиция, включающая стилистическую организацию хроматических собственных цветов различных объектов натюрморта. Характер и метод ведения таких заданий частично исключает традиционную форму передачи пространства и объема, приучает мыслить не только декоративно, но и образно. Подобный способ достижения гармонического единства формы и цвета в композиции, основанный на применении разнообразного, порой противоречивого пластического языка, может быть активно использован в процессе композиционного формообразования студентами различных творческих направлений.

На основе анализа существующих исследований мы можем определить отдельные рациональные компоненты композиции.

Во-первых, это законы, лежащие в основе любой композиции и не подлежащие исключению: 1) закон гармонического единства художественной формы, который также можно назвать законом целостности или архитектоники, то есть выстроенности композиции; 2) закон интуиции и ассоциативности (интуитивно или на ассоциативной основе возникают оригинальные творческие идеи, воплощенные впоследствии в

художественный образ); 3) закон новизны; 4) закон ограниченности изобразительного пространства, или закон «рамы»; 5) закон контрастов (разнообразные контрасты всегда присутствуют в композиции, это - ахроматические и хроматические контрасты, контрасты форм и величин, психологические контрасты и т.п.); 6) закон взаимного соподчинения характерного и типического (аналогичен закону типизации); 7) закон единства формы и содержания (аналогичен закону подчинения всех средств композиции общему замыслу).

Во-вторых, можно выделить группы общих формально-выразительных средств или правил композиции: золотое сечение, ритм, симметрия, асимметрия, сюжетно-композиционный и геометрический центры.

В зависимости от вида искусства и характера воплощения художественного образа, средства композиции могут быть разделены на группы: 1) средства фронтальной композиции (плоскость, линия, точка, тональное и цветовое пятно, линейная и воздушная перспективы); 2) средства объемно-фронтальной композиции (текстура, фактура, рельеф); 4) средства трехмерной композиции (объемная форма, структура, тектоника); 5) средства объемно-пространственной композиции (объемно-пространственная структура, движение формы в глубину).

К приемам композиции, помимо передачи впечатления монументальности, пространства, использования вертикальных, горизонтальных и диагональных направлений, можно добавить передачу впечатления движения, а также, приемы стилизации и трансформации. Такие характеристики композиционного формообразования, как статичность и динамичность, конструктивность и пластичность, единство стиля и эклектичность, цветовое и тональное единство, художественная выразительность и др., являются следствием применения тех или иных средств, конечным результатом их воздействия, поэтому должны именоваться свойствами или качествами композиции. С другой стороны, есть средства, которые отождествляются с некоторыми качествами композиции, например, тектоника, объемно-пространственная структура, масштаб, пропорции, эклектика т.п.

Делая выводы, можно сказать: с одной стороны, существует необходимость разработки более целостной научно-методической системы обучения композиции, что может облегчить процесс изучения данной области, а с другой стороны, композиция -это очень многогранная категория искусства и мастера искусства вправе раскрывать ее закономерности и категории в различных аспектах. В процессе изучения различных взглядов на проблему композиции студенты смогут обогатить свое художественное восприятие и научно-творческое мышление. Поэтому в методике обучения композиционному формообразованию важно учитывать обширный предшествующий опыт научных исследований в данной области.

Библиографический список

Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. СПб.: Азбука-классика, 2006. Т. IV: И - К. 750 с.; Т. V: Л - М. 758 с.

Голубева О.Л. Основы композиции: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд. дом «Искусство», 2004. 120с.

Живопись: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Н.П. Бесчастнов и др. М.: ВЛАДОС, 2004. 223 с., 32 с.

Композиция костюма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2004. 432 с.

Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 79 с.

Шорохов Е.В. Основы композиции: учеб. для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. 304 с.

Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 1 (41)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.