5. Скляренко И.С. Формирования профессиональных ценностных установок // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 11. С.42-43.
6. Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность / под ред. З.И. Равкина. М.: ИТОиП РАО, 1995. 214 с.
7. Щелина Т.Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов: монография. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2006. 384 с.
V.A. Romanov
VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS ASPECT AS THE CONCEPT OF CULTURE PROFESSIONAL PERSON
In this paper, based on analysis of scientific literature addressed issues of vocational guidance of students through the prism of their mainstream educational environment that is especially important for higher and vocational educational schools in the period of restructuring the entire education system in Russia and defines the main directions of development of vocational value orientations offuture teachers and professors.
Key words: vocational training, teacher education, culture of personality, cognitive activity.
Получено 12.02.2012 г.
УДК 378.016:74
А. В. Щеглов, доц., 8-905-116-29-03, al exshche glov@mail. ru (Россия, Тула, ТулГУ)
РОЛЬ И МЕСТО ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
Рассматривается сущность объемно-пространственной композиции и определяется ее роль в процессе дизайн-образования; исследуются ее художественные средства.
Ключевые слова: объемно-пространственная композиция, объемно-
пространственное мышление, дизайн-образование, студенты-дизайнеры, профессиональные компетенции.
Главную роль в постижении профессии дизайна и воспроизводстве профессиональных компетенций играет высшее профессиональное дизайн-образование, готовящее квалифицированных специалистов разных направлений дизайна. Одним из основных методов в дизайн-образовании, способствующих приобретению и усвоению студентами важнейших знаний и умений, необходимых для их дальнейшей работы, является композиция. Теоретики и практики дизайна определяют композицию в дизайн-образовании как специфичную творческую деятельность, направленную на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе с тем художественной выразительностью [8].
Итоговым результатом художественно-дизайнерской разработки выступает рационально обоснованная, производящая яркое впечатление и имеющая четко выраженный образный характер объемнопространственная композиция.
Для студента-дизайнера самым важным является умение адекватно представить и отобразить трехмерную предметную ситуацию на плоскости. Однако конечной целью обучения будущего дизайнера являются не сами навыки отображения внешнего мира, получение «картины», а точное отражение мыслей, идей, фантазий автора, без которых невозможно само понятие творчества. Умение увидеть будущий объект с разных точек зрения, в различных ракурсах, проекциях, снаружи и изнутри прежде, чем это найдет отражение в строгих чертежах, то есть развитое пространственное мышление, - это одна из основных задач дизайн-образования. И в этом основное отличие от задач чисто художественных, когда сама «картина» и является целью творческого процесса [3].
В старой Академии художеств, когда там преподавали И.Е. Репин, Д.Н. Кардовский и другие, в ходу был термин «объемно-пространственное мышление». В пояснение этого термина приведем задание архитектурного класса Академии художеств. Предположим, студенту — будущему архитектору — надо спроектировать клуб определенной кубатуры. И прежде чем начать чертить проект клуба, предполагалось каждый заданный объем, например главного зала или вестибюля, представить себе в воображении, комбинируя их, врезая один в другой. Если студент этого не мог сделать в своем воображении, ему рекомендовали комбинировать кубики из пластилина и составлять из них объемные формы. Потом предлагалось мысленно «прогуляться по этому зданию», войти в зал, подняться по лестнице и т.д., то есть всемерно развивалось объемно пространственное мышление, без которого невозможно фантазировать, сочинять, творить, писать и рисовать на двухмерной плоскости трехмерные объемы [5]. Большую помощь оказывали дисциплины «Академическая скульптура» и «Пространство», где студенты сначала анализировали объемные формы и фигуры, а потом выполняли их в объеме.
Рассмотрим понятие «объемно-пространственная композиция» в образовательном процессе.
Объем - первичная форма, с которой начал свою строительную деятельность человек. Поставив вертикально камень, он отметил место, чтобы лучше ориентироваться в пространстве. Во все времена значительные события отмечались возведением монументов, которые представляют собой, как правило, объемы, обтекаемые пространством. Это сразу выделило их из окружения. Объем - одна из самых активных форм.
Недаром великий французский художник П. Сезанн (1839-1906) говорил, что «все в природе предстает нам как цилиндр, конус или сфера» [6].
Объемная композиция определяется не столько развитием формы по координатным направлениям, сколько таким соотношением массы и пространства, при котором преобладают именно объем, его масса, а пространство композиционно подчинено ему.
Объемно-пространственная композиция характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности. Характер дизайнерских объемнопространственных композиций чаще всего подчеркивается глубинным расположением разных по своим пластическим свойствам элементов -линейных, плоскостных и объемных [8]. Объемно-пространственная композиция воспринимается, как правило, с разных сторон, хотя часты случаи ее преимущественного восприятия с одной или двух сторон, например в условиях однонаправленного движения. Зритель находится, как правило, снаружи объемно-пространственной формы (рисунок).
Примеры студенческих объемно-пространственных композиций
В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов. Выбор вида часто обуславливается конкретной архитектурно-планировочной ситуацией, в которую включается объемно-пространственная композиция.
К объемно-пространственной композиции можно отнести произведения искусства, имеющие три измерения (длину, ширину и высоту), то есть параметры, характеризующие объем вообще и решающие художественные задачи. Это различные здания и сооружения, малые архитектурные формы, скульптура, мелкая пластика, произведения декоративно-прикладного характера, инсталляции, различные утилитарные объемы,- в общем, все то, что включает в себя дизайн. Даже в этом простом перечислении чувствуется, какое широкое применение может иметь объемная композиция в нашей жизни для создания функциональных предметов, обеспечивающих жизнедеятельность человека.
Поиски удобной формы сочетались с поисками методов придания ей выразительности и красоты. Работая над объемной формой, художник не забывал также о цвете и фактуре как активных изобразительных средствах, помогающих создать тот или иной художественный образ. Дошедшие до нас шедевры объемно-пространственной композиции и через сотни лет поражают сочетанием функциональной продуманности предметов и художественной завершенностью формы, выразительностью цвета, фактуры [6].
Окружающее пространство активно влияет на восприятие объемнопространственной композиции. Оно выражается в субъективной и часто временной оценке произведения. Рассмотрим простой пример -мраморную парковую скульптуру. Сменяемость цветового колорита и фактуры, связанная со сменой времен года, создает большое различие в восприятии достоинств объемной композиции. То мы видим вокруг нее голые заснеженные стволы, то они становятся мокрыми, почти черными, то зелень листвы окружает ее, то золото осени. То вдруг появляются солнечные блики с рефлексами от яркого освещения и тень. Кто-то увидит эту скульптуру словно высеченной из серого мрамора на фоне снега, кто-то - абсолютно белой на фоне яркой зелени. Даже форма объема может ощущаться по-разному в силу созданного образа и влияния окружающего пространства [2]. Поэтому, решая определенные композиционные задачи, необходимо учитывать взаимодействие объема со средой, ее пластикой, колоритом, фактурой, освещением и т.д. Рассмотрим художественные средства объемно-пространственной композиции.
Существует ряд аспектов, которые играют немаловажную роль в определении достоинств объемно-пространственной композиции. Один из них - проблема вписывания объема в окружающее пространство. Объем
более реален и ощутим, нежели фронтальная композиция. Его можно поставить, подвесить или положить. Поэтому взаимодействие объема и плоскости должно быть четко продумано автором для того, чтобы найти оптимальное решение. Если живописное произведение вычленяется из окружающей среды в основном посредством рамы, тем самым ограничивая воздействие этой среды, то объемно-пространственная композиция волей-неволей требует к себе другого отношения, другого подхода, который заключается в сосуществовании с окружающим миром. Роль рамы для произведения, выполненного в объеме, часто играет постамент. Он служит тем ограждением, которое помогает вычленить самостоятельную объемную композицию, скомпонованную по своим принципам, из окружающего пространства [7].
Работа с цветом в объемно-пространственной композиции значительно отличается от работы на плоскости. Здесь очень важно учитывать не только физическое и психологическое воздействие цвета на зрителя, но и работу цвета на объеме. Цвета бывают отступающими и выступающими, тяжелыми и легкими - все это необходимо учитывать в работе над объемной композицией. Иначе может произойти следующее: пластически вы создали выпуклость на объеме, но за счет окраски в черный или холодный цвет по отношению к очень светлому или теплому объему вы зрительно «вдавили» выступающую часть, а не выявили. Или наоборот: пластически вы создали углубление или отверстие, но за счет окраски его желтым или оранжевым по отношению к темному и холодному решению объема такой акцент обесценит богатую по пластике форму. Следовательно, применяя такое средство выражения художественного образа, как цвет, необходимо учитывать его свойства и сохранять цельность восприятия пластического решения.
Фактура как средство выражения художественного образа оказывает большое влияние на восприятие объемно-пространственной композиции. Сам способ изготовления объема обусловливает фактуру. Материал, будь то дерево, металл, камень, керамика или что-либо другое, должен наложить свой отпечаток на трактовку формы, соответствуя собственной пластике, выявляя способ изготовления. Такой материал, как дерево, сразу дающий теплый, интимный образ, подбирают по структуре, стараются выявить текстуру древесины, подвергая ее всевозможной обработке. Наиболее значительные произведения искусства, шедевры всегда отличает соответствие фактуры и цветового решения пластике формы. Одновременное применение фактуры и цвета требует тщательной продуманности первостепенной роли того или иного средства. Предпочтение должно быть отдано тому из них, которое полнее выражает художественный образ произведения, а также может наиболее интересно выявить пластическое решение. При сочетании нескольких фактур нужно
поступить также, то есть отдать предпочтение наиболее выразительной. Но обилие применения различных материалов, тем более в равных количествах и одинаковых качествах, несет за собою потерю выразительности, неожиданности, интриги, контраста, что так важно в любом произведении искусства.
Масштабность - это еще один важный фактор, влияющий на восприятие объемно-пространственной композиции. Очень важно правильно найти размер объемной композиции, соотношение к человеку, пространству, то есть масштабность произведения. Проблема масштаба -одна из центральных в создании объемно-пространственной композиции, но на восприятие формы объема большое влияние оказывает и соотношение размеров формы, деталей и целого объема, то есть пропорции. Кроме того, очень важно соотношение объема и того пространства, в котором он находится, иначе говоря, система пропорций [6].
Соразмерности можно добиться путем пропорционирования, расчленения большого объема, сохраняя цельность восприятия формы, введением мелких деталей, снижающих противостояние человека и объема. И наоборот, обобщением, укрупнением пластической темы очень мелкого объема можно приблизить его восприятие к наиболее удобным для современного человека размерам. Отношение к размерам, создающим наибольший комфорт для человека, по всей видимости, меняется. Если огромные объемные композиции, относящиеся к определенным стилям, эпохам или идеям, подавляли человека своей массой, низводя его до уровня муравья, то в настоящий момент приоритет завоевывает человек. Появляется демократизм в размерах архитектурных сооружений, мебели, одежды, домашней утвари и т.д [8].
В объемно-пространственной композиции, как и в любой другой, действуют те же закономерности, используются те же средства для создания гармоничной композиции. Так, закон равновесия, необходимое условие существования любой композиции имеет особое значение. Это связано с тем, что в объемно-пространственной композиции нагляднее, весомее, ощутимее выражается неуравновешенность всего объема или отдельных его частей. В связи с необходимостью кругового обзора объемной формы нужно добиваться ее равновесия со всех сторон. Для этого существуют различные приемы. Например, чтобы утяжелить какую-то часть объема, можно укрупнить ее по форме, изменить степень проработки, активно развить движение в утяжеляемую часть, применить более грубую фактуру (матовую, шершавую) и степень ее обработки, задействовать более тяжелый по ощущению материал, более темный цвет. Также можно использовать направленное освещение, чтобы в этой части образовались глубокие тени, или облегчить противоположную часть
объема.
При создании уравновешенной объемно-пространственной композиции обязательным условием является композиционное единство. Оно выражается единством пластической темы, формы, цвета, фактуры, цельности художественного образа. Другие необходимые условия -соподчинение частей и целого (художественный образ диктует пластическую тему, та в свою очередь - форму, а форма - цвет и фактуру), соответствие приемов и средств главной задаче - созданию
художественного образа произведения. Для решения этой задачи художником выбираются соответствующие средства: контраст или нюанс, ритмичный строй для организации мощного движения или же просто форма и фактура [7].
В процессе обучения студентам даётся чёткое представление о законах композиции и принципах объёмно-пространственного
формирования пространства, студенты вооружаются теоретическими знаниями и практическими навыками. Роль объёмно-пространственной композиции не сводиться лишь к возможности выразить задуманное - это, прежде всего, способ создать уникальное произведение, раскрыть
индивидуальность автора.
Таким образом, свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой дизайн-деятельности. Объемно-
пространственная композиция в сфере дизайн-образования имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности дизайнера, где умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Отсюда можно сделать вывод, что объёмно-пространственная композиция является одним из эффективных средств для развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров.
Список литературы
1. Проектирование в графическом дизайне/ С.А. Васин [и др.] М.: Машиностроение-1, 2006. 320 с.
2. Вохрышева М.Г. Художественное образование в вузе культуры и искусств: монография. Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2006. 128 с.
3. Голубева О.Л. Основы композиции: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд. дом «Искусство», 2004. 120 с.
4. Курилко М.И. Рисовать - значит рассуждать, мыслить // Проблемы композиции. М.: Изобразительное искусство, 2000. С. 119-120.
5. Мамугина В.П. Рисование геометрических форм и композиций: метод. разработки. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 32 с.
6. Милова Н.П., Воронкова А.А. Объемная композиция: учеб. пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. 28 с.
7. Объемно-пространственная композиция: учеб. для вузов / под ред. А.В. Степанова М.: Архитектура-С, 2007. 256 с.
8. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учеб. пособие. 2-е изд., уточн. и доп. М.: АСТ: Астрель, 2008. 239 с.
9. Щеглов А.В. К вопросу о значимости объемнопространственной композиции в дизайн-образовании // Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы: сб. науч. тр. по материалам Междунар. заоч. науч-практ. конф. 26 декабря 2011 г. Тамбов: Бизнес-Наука-Творчество, 2012.
A.V. Shcheglov
THE ROLE AND PLACE OF THE VOLUMETRIC-SPATIAL COMPOSITION IN THE PROCESS OF TEACHING STUDENTS-DESIGNERS.
In this article is considered the volumetric-spatial composition in the process of design education; explores the artistic means. The value is determined of the volumetric-spatial composition in the process of teaching students-designers.
Key words: the volumetric-spatial composition, the volumetric-spatial thinking, design education, students-designers, professional competence.
Получено 12.02.2012 г.
УДК 37 (091)
Н.В. Слугина, заместитель директора по НМР, 8-915-782-56-85, [email protected] (Россия, Тула, ГОУ СПО ТО «Тульский областной колледж культуры и искусства»)
ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Рассмотрены региональные особенности Тульской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. в области образования и просвещения, определяемые благотворительной деятельностью.
Ключевые слова: благотворительность, попечительство, благотворительные общества.
Так сложилось в обществе, что просвещение и образование являются областями человеческой деятельности, наименее
обеспеченными государственной поддержкой и традиционно наиболее