Научная статья на тему 'Формирование художественного образа на занятиях скульптурой'

Формирование художественного образа на занятиях скульптурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕМ / ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗ / МОДЕЛЬ / ЭСКИЗ / ЭТЮД / ФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лемесов Виталий Владимирович

В статье рассматриваются методические и педагогические аспекты формирования художественного образа у студентов на уроке изобразительного искусства, в частности скульптуры. Предложена учебно-методическая модель, целью которой является выявление объемно-пространственной структуры постановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование художественного образа на занятиях скульптурой»

УДК 159.937.522:[378.016:730]

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НА ЗАНЯТИЯХ СКУЛЬПТУРОЙ

FORMATION OF THE ARTISTIC IMAGE AT LESSONS IN SCULPTURE

В. В. Лемесов V. V. Lemesov

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматриваются методические и педагогические аспекты формирования художественного образа у студентов на уроке изобразительного искусства, в частности скульптуры. Предложена учебно-методическая модель, целью которой является выявление объемно-пространственной структуры постановки.

Abstract. The methodic and pedagogical aspects of formation of the artistic image at students at arts lessons are considered in the article. A scholastic-methodical model, the purpose of which is to discover volumetric-spatial structure of models is offered.

Ключевые слова: объем, пространство, образ, модель, эскиз, этюд, форма.

Keywords: volume, space, image, model, outline, etude, form.

Актуальность исследуемой проблемы. Наиболее трудным и важным в процессе освоения искусства скульптуры является развитие объемно-пространственного мышления, способствующего формированию художественного образа у студентов и определяющее дальнейшее профессиональное и творческое становление будущего учителя. При этом скульптура использует свои специфические изобразительные и выразительные возможности.

Существующая на сегодняшний день методика преподавания изобразительного искусства, в частности скульптуры, не совсем отвечает современным требованиям. Для улучшения качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства нами разработана методическая модель, главной целью которой является выявление специфических особенностей обучения студентов и определение педагогических условий формирования творческого образа и составления объемно-пространственной композиции.

Материал и методика исследований. Наиболее трудным и важным в процессе освоения искусства скульптуры является развитие объемно-пространственного мышления, которое способствует формированию художественного образа у студентов и определяет дальнейшее профессиональное и творческое становление будущего учителя. Для исследования этапов формирования образного мышления мы разработали методическую модель развития объемно-пространственного восприятия студентами, которая была апробирована на практике в ходе формирующего эксперимента.

Результаты исследований и их обсуждение. В эксперименте принимали участие 25 студентов контрольной группы (КГ) и 27 студентов экспериментальной группы (ЭГ) художественно-графического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

Методы обучения в КГ соответствовали традиционной методике обучения скульптуре. Для ЭГ содержание работы определялось теми же действующими учебными программами по скульптуре, но содержание лекционного материала и практических заданий разрабатывалось с учетом задач исследования. Опираясь на работы психологов и педаго-гов-художников Б. Г. Ананьева [1], А. С. Голубкиной [2], И. П. Павлова [6], в эксперименте особое внимание уделялось раскрытию взаимосвязи наблюдательности, знаний пластической анатомии и процесса реализации первоначального замысла в контексте развития объемно-пространственного восприятия модели.

Условиями эксперимента были:

1) распределение количества учебных часов, отведенных на эксперимент;

2) поиск постановочной модели;

3) разработка заданий и требований к подготовке студентов к занятиям по скульптуре;

4) определение основных этапов методической модели формирования объемнопространственного мышления у студентов на занятиях по скульптуре.

Кроме того, студенты ЭГ получали домашнее задание: выполнить скульптурные этюды, связанные с решением поставленных задач, в характерной теме. Такая установка заставляет студентов пристально вглядываться в окружающее, искать и выбирать характерное в многообразии жизненных явлений, что эффективно развивает наблюдательность художников.

При проведении эксперимента мы учитывали, что студенты уже приобрели некоторые навыки лепки с натуры. В связи с этим был предложен такой сложный вид лепки, как гипсовая голова человека. Это задание наиболее полно отвечает нашим целям:

• во-первых, в лепке гипсовой головы предполагается широкий диапазон пластического освоения натуры от передачи внешней схожести до раскрытия сложных конструктивно-пластических особенностей модели;

• во-вторых, переход от лепки гипсовых слепков частей лица к изображению головы дает возможность проверить уровень творческого применения полученных ранее знаний в новых условиях, так как для передачи максимальной выразительности головы требуется более творческий подход и в объемно-пространственном восприятии модели, и в применении изобразительных средств;

• в-третьих, это задание непосредственно связано с использованием навыков, полученных студентами при лепке гипсовых слепков частей лица, которые развивают их, позволяют создать более полный образ. Педагог ставит перед студентами задачу: передать объемно-пространственные особенности модели, а также дает ряд установок, направленных на раскрытие основной задачи композиции, которая включает пространственное решение, движение, конструктивный и анатомический анализ. Учебная постановка помещается на линии горизонта, чтобы гипсовая голова была видна студентам, ясно воспринималась по силуэту и достаточно была освещена рассеянным боковым светом. При таком освещении хорошо читаются все тоновые градации. Работа выполняется размером 35 х 40 см, материал - глина, время работы - 8 ч.

Результаты эксперимента представлены в табл. 1.

Таблица 1

№№ п/п Технологические критерии оценки Количество просмотренных работ КГ Количество просмотренных работ ЭГ

1. Поэтапное решение изобразительной задачи 15 55 % 22 81 %

2. Владение техникой работы 10 37 % 18 66 %

3. Передача материальности, фактуры модели 22 81 % 19 70 %

4. Применение различной техники лепки 10 37 % 13 48 %

5. Подчинение второстепенного главному 15 55 % 20 74 %

6. Степень законченности и обобщение 23 85 % 24 88 %

Из таблицы видно, что в ЭГ 81 % , а в КГ 55 % студентов выбрали правильное направление поэтапного решения изобразительных и выразительных задач и довольно грамотно выполнили конструктивное построение гипсовой головы.

Овладели техникой работы в ЭГ 66 % студентов. При этом работа велась разными инструментами, студенты начинали лепить широко, а прорисовка деталей головы велась мелкими инструментами, а в КГ только 37 % студентов уделяют этому принципиальное значение.

С передачей материальности, особенностей фактуры модели справилось 70 % студентов ЭГ и 81 % студентов КГ. Применяли разнообразную технику лепки в ЭГ 48 % и КГ 37 % студентов.

Подчинение второстепенного главному в гипсовой голове, конкретизация формы наблюдались у 74 % студентов ЭГ и 55 % студентов КГ, а 88 % студентов ЭГ и 85 % студентов КГ сумели привести работу к определенной степени законченности.

Анализируя работы студентов, мы заметили, что, если студенту сразу предлагается приступить к лепке, он обычно старается добросовестно скопировать все, что видит, передавая, главным образом, внешние признаки, не вникая в суть. Получить полное представление о строении модели по поверхностному наблюдению невозможно, ведь «чем большее число предметных связей данного предмета отражено в процессе восприятия, чем больше сторон этого предмета будет выяснено, тем богаче и правильнее будут наши представления о данном предмете» [3].

Эксперимент также показал, что для формирования полноценного представления о натуре необходимо длительное, целенаправленное наблюдение предложенной натуры, изучение ее со всех сторон с обязательным выполнением кратковременных эскизов и объемных этюдов. В. С. Кузин отмечал: «Восприятие объемной формы и пространства не дается при рождении, а развивается в процессе жизни» [4, 142].

Полученные данные позволяют нам утверждать, что для улучшения качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства, в частности скульптуры, появляется необходимость пересмотреть некоторые положения в области методики преподавания изобразительного искусства и решать следующие важные задачи:

• научить студентов анализировать модель, осмысленно «проигрывать» в голове весь процесс изображения и понять самостоятельную значимость специфических особенностей модели и ее изучения;

• углубленно изучать общие и специфические проявления свойств и особенностей модели;

• использовать психолого-педагогический фактор сравнения, который активизирует мышление студентов, позволяет увидеть более остро объемно-пространственные особенности модели, которые в обычных условиях остаются ими незамеченными и непонятыми;

• выявлять объемно-пространственную суть натуры на основе ассоциативного мышления и изучения ее внутреннего мира;

• сформировать у студентов способности выстраивать некоторые аналогии и закономерности развития формы;

• развить умения и навыки работы с материалом в разной технике.

На основе вышеперечисленных задач мы построили нашу методическую модель формирования объемно-пространственного мышления у студентов на занятиях по скульптуре, которая включает лекционную часть и практические задания.

Лекционная часть раскрывает способы наблюдения натуры по внешним характеристикам, что определяет для студентов множество четких аспектов изучения живой модели, которые во время практических занятий формируются в конкретные задачи. Студенты познают возможности замысла-представления как основного ориентира в достижении выразительности в скульптуре.

Лекционный курс по скульптуре строится на основе материала анатомических знаний, создании художественного образа в скульптуре. Мы считаем, что пассивно усвоенные правила анатомии, лишенные творческого осмысления, являются случайными, неубедительными и ограниченными в применении.

Также на лекциях раскрывались особенности восприятия скульптурного изображения и выявления характерного и существенного во внешнем облике модели. Восприятие является необходимым условием для формирования образа и представления о внешних и внутренних его свойствах: физическом аспекте, предметном виде, функциональных признаках, внешних особенностях.

На лекциях студенты знакомятся с понятием «объем в скульптуре», получают представление о специфике восприятия для изображения, так как знание основных свойств объемно-пространственного образа и возможностей нахождения выразительных средств его реализации способствуют умозрительному изображению в форме представления и замысла. Так, П. Я. Павлинов подчеркивал, что при рисовании с натуры надо уметь предвидеть, т. е. предварительно уже знать то, что ты должен увидеть в изображенном образе [5].

Практические задания направлены на методически последовательную организацию наблюдений натуры и изображения, анализа и выявления основных закономерностей и особенностей модели.

Одной из форм проведения практического задания было анкетирование и тестирование: выяснялись такие вопросы, как «внешность и профессия», «внешность и возраст», проводились различные аналогии и ассоциации, анализировались произведения выдающихся художников. Особое внимание уделялось особенностям объемнопространственной композиции, направленной на выявление выразительности художественного образа в скульптуре.

В содержание заданий по учебной скульптуре включены обязательные практические приемы работы с материалом, направленные на более углубленное изучение пластики, обеспечивающие грамотное объемно-пространственное решение разнообразных учебных задач:

• задания по составлению объемно-пространственных композиций в пределах определенного скульптурного материала;

• практические приемы работы по передаче образа, которые состоят из выполнения быстрых этюдов - «нашлепков» - объемно-пространственной композиции.

Цель их - организация поиска конкретного объемно-пространственного решения и быстрая фиксация первого, неадаптированного впечатления от натуры, что способствует созданию образного представления о натуре.

В содержание экспериментальных заданий нами включена обязательная система домашних заданий, направленных на более углубленное изучение материала на основе жизненных наблюдений и подготовку к выполнению будущей натурной постановки.

Предлагаемые нами упражнения содержат устное описание натуры, показ результатов наблюдений через изображение, практическое изучение модели. Устное описание натуры включает повседневные наблюдения, аудиторные наблюдения, просмотр репродукций, наблюдение за работой мастеров. Целью практических упражнений является активизация внимания студентов в процессе изображения.

Резюме. В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что обычные методы проведения занятий по изобразительному искусству не полностью развивают необходимые навыки и способности студентов для решения поставленных перед ними учебных задач. Разработанная нами методическая модель способствует формированию художественного образа на занятиях по скульптуре и может быть применима в других видах изобразительного искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б. Г. Восприятие пространства и времени / Б. Г. Ананьев, Э. Ш. Айрапитьянц. - М. : Наука, 1969. - 135 с.

2. Голубкина, А. С. Несколько слов о ремесле скульптора / А. С. Голубкина. - М. : Советский художник, 1963. - 423 с.

3. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. - М. : Учпедгиз, 1961. - 223 с.

4. Кузин, В. С. Психология : учебник / В. С. Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : АГАР, 1997. -

304 с.

5. Павлинов, П. Я. Для тех, кто рисует / П. Я. Павлинов. - М. : Советский художник, 1965. - 70 с.

6. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений : в 6 т. Т. 4 / И. П. Павлов. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1952. - 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.