Научная статья на тему 'Композиционный анализ как средство формирования профессиональных умений студентов-дизайнеров'

Композиционный анализ как средство формирования профессиональных умений студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1425
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ / КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ДИЗАЙНЕРА / КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГАРМОНИЧНОЕ ЕДИНСТВО / DESIGN / FUNDAMENTALS OF COMPOSITION / COMPOSITION ANALYSIS / TRAINING / DESIGN COMPOSITION / THE PROFESSIONAL SKILLS OF THE DESIGNER / COMPOSITIONAL ORGANIZATION / HARMONIOUS UNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шандыбин А.А.

Анализ ряда наиболее известных методических работ и монографий в области изучения основ композиции в дизайне показал важную роль композиционного анализа в процессе формирования профессиональных умений будущих дизайнеров. Однако в отечественной литературе не встречается системного изложения применения данного средства на начальном этапе обучения, при изучении основ композиции. Следовательно, существует необходимость в обобщении имеющегося опыта с целью определения области применения композиционного анализа как средства обучения. Автором были обозначены примеры, которые можно использовать для анализа в процессе обучения основам композиции в дизайне на начальном этапе обучения. Это лучшие образцы мирового искусства в сфере архитектуры, живописи, скульптуры, графического и промышленного дизайна. Также в качестве примеров могут быть использованы успешные работы, выполненные студентами при изучении основ композиции. В статье раскрыты ключевые положения использования композиционного анализа, которые позволяют наиболее эффективно его применять в учебном процессе, а также обозначены профессиональные умения, формируемые у студентов-дизайнеров, что позволяет автору определить цель использования композиционного анализа как средства обучения в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITION ANALYSIS AS A MEAN OF PROFESSIONAL SKILLS’ FORMATION FOR DESIGN STUDENTS

The analysis of the most famous methodical works and monographs in the field of basics ’ studying of composition in design has shown an important role of composition analysis in the process of future designers ’professional skills ’formation. But the domestic literature doesn’t contain a system explanation of this mean’s application on initial stage of education, during composition basics studying. This situation has exposed a necessity to unite all the experience in order to define a field of composition analysis application as a mean of studying. Taking into account this fact, the author has defined some examples which can be used for analysis in the process of composition basics studying in design on the initial stage of education. These examples are the best ones of the world art in the sphere of architecture, painting, sculpture, graphic and industrial design. Also, as examples we can use successful works made by students during composition basics studying. The article exposes key points of composition analysis application which allow its efficient usage in educational process, and also professional skills formed for design students; all these factors allow the author to define composition analysis application ’s goal as an educational mean in educational process.

Текст научной работы на тему «Композиционный анализ как средство формирования профессиональных умений студентов-дизайнеров»

А.А. Шандыбин, аспирант, кафедра художественного образования, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, ash.ek@yandex.ru

КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Анализ ряда наиболее известных методических работ и монографий в области изучения основ композиции в дизайне показал важную роль композиционного анализа в процессе формирования профессиональных умений будущих дизайнеров. Однако в отечественной литературе не встречается системного изложения применения данного средства на начальном этапе обучения, при изучении основ композиции. Следовательно, существует необходимость в обобщении имеющегося опыта с целью определения области применения композиционного анализа как средства обучения. Автором были обозначены примеры, которые можно использовать для анализа в процессе обучения основам композиции в дизайне на начальном этапе обучения. Это лучшие образцы мирового искусства в сфере архитектуры, живописи, скульптуры, графического и промышленного дизайна. Также в качестве примеров могут быть использованы успешные работы, выполненные студентами при изучении основ композиции. В статье раскрыты ключевые положения использования композиционного анализа, которые позволяют наиболее эффективно его применять в учебном процессе, а также обозначены профессиональные умения, формируемые у студентов-дизайнеров, что позволяет автору определить цель использования композиционного анализа как средства обучения в образовательном процессе.

Ключевые слова: дизайн, основы композиции, композиционный анализ, средства обучения, композиция в дизайне, профессиональные умения дизайнера, композиционная организация, гармоничное единство.

Композиция в сфере искусства и литературы понимается как процесс построения, расположения элементов, которые объединены общим замыслом, с целью создания гармоничного единства. Придание предметам утилитарного назначения эстетических свойств является характерной тенденцией преобразовательной деятельности человека на протяжении всей истории человечества, но как самостоятельно явление дизайн стал рассматривается лишь с начала XX века, с появлением массового промышленного производства. Относительно новой области требовалась база дальнейшего исследова-

ния, в том числе и в сфере композиционной организации. В дизайне, взявшем многое из смежных отраслей, в большей степени из архитектуры, изобразительного искусства, техники, композиция на сегодняшний день рассматривается как «построение (структура) произведения дизайнерского искусства, расположение и связь его частей, обусловленные их компоновкой, отвечающей назначению и технической идее этого произведения и его художественному образному замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта»1.

№ 5(68) МАЙ 2016

т

Основы композиционной организации закладываются уже на начальном этапе обучения студентов-дизайнеров в курсе занятий по предмету «Композиция». В процессе обучения основам композиции студенты приобретают необходимые теоретические знания, практические умения, но, как отмечает исследователь дизайнерского творчества В.Ю. Медведев, приобретенные умения и навыки как в учебном процессе, так и в профессиональной деятельности дизайнера далеко не всегда дополняются умением анализа композиции2. Основу данного анализа составляет система знаний о сущности композиции, а сформированная на ее базе методика композиционного анализа способствует:

— проведению предпроектных исследований, в том числе эффективной оценке аналогов и прототипов, которые составляют базу исследования;

— объективной оценке собственных результатов проектной деятельности на промежуточных и завершающих стадиях проекта;

— экспертной оценке продуктов дизайнерской деятельности.

Данное положение, а также анализ литературы в области обучения основам композиционной организации в дизайне позволяют нам говорить о важной роли композиционного анализа в процессе формирования профессиональных умений студентов-дизайнеров. В частности, О.Л. Голубева пишет, что рассмотрение основ композиции немыслимо «без конкретных примеров и анализа классических произведений искусства»3; В.Б. Устин указывает, что для успешного освоения основ композиционной организации «следует находить и анализировать конкретные примеры... в прикладной и станковой графике»4. Авторы раскрывают те или иные особенности композиционного анализа, но систематического изложения применения данного средства в процессе обучения основам композиции в дизайне нами не выявлено. Это обусловливает необходимость опре-

деления области композиционного анализа в учебном процессе и выявления примеров, которые могут использоваться при разборе.

Композиционный анализ в процессе обучения основам композиции применяется педагогом в качестве коллективного (совместно с группой обучающихся), индивидуального (в одностороннем порядке со стороны педагога или индивидуально с обучающимся) средства обучения. Используется при объяснении нового материала, определении направлений эффективной работы, методов и средств решения поставленных учебных задач, для активизации внимания на наиболее частых ошибках с последующим анализом с целью их устранения.

Основными примерами композиционного анализа, используемыми на первых этапах обучения основам композиции, являются лучшие образцы мирового искусства в области архитектуры, скульптуры, живописи, графики, графического дизайна. В данных примерах ярко выражена идея произведения, легче выявляются законы и средства композиционной организации. Включение в работу в качестве примеров композиционного анализа изделий промышленного дизайна целесообразно производить после изучения основополагающих законов и средств композиции, при изучении пластических форм. Данное положение связано с тем, что в изделиях промышленного дизайна труднее уловить и почувствовать системную организацию композиции, которая обусловлена в том числе художественным и функциональным решением. О данном аспекте, в частности, пишет Ю.С. Сомов. Он не раз подчеркивал необходимость изучения в первую очередь богатейшего опыта искусства, поскольку композиционная организация раскрывается лучше в архитектуре, живописи, скульптуре, нежели в изделиях промышленного производства5.

На начальном этапе обучения примерами композиционного анализа также являются удачно решенные композиционные упражнения. Речь идет о работах, выполнен-

Придание предметам утилитарного назначения эстетических свойств является характерной тенденцией преобразовательной деятельности человека на протяжении всей истории человечества, но как самостоятельно явление дизайн стал рассматривается лишь с начала XX века.

ных студентами при изучении основ композиции. Данное положение подтверждается рядом учебных изданий, богато иллюстрированных примерами выполненных обучающимися заданий (например, учебное пособие В.И. Лесняка6). Это дает возможность рассмотреть студентам удачно решенную учебную задачу на конкретном примере, выявить необходимые средства и способы решения задачи.

Таким образом, в процессе изучения основ композиционной организации необходимо опираться на следующие ключевые положения:

— при анализе основываться на понятиях композиционной теории, подходить к вопросу системно, целенаправленно, выделять в учебных целях изучаемый материал с обязательным рассмотрением его в общей структуре анализируемой композиции;

— основываться на том, что примеры композиционного анализа не должны быть образцами для подражания, они являются стимулом к творческому процессу, выявляют перспективные пути решения композиционных задач;

— словесный поэтапный анализ примеров композиционной организации в ряде случаев целесообразно дополнять композиционными схемами, которые выносятся отдельно от изучаемого примера или наклады-

ваются непосредственно на анализируемую композицию;

— для примеров анализа использовать произведения разных видов искусства (архитектура, живопись, графика, дизайн), разных эпох и культур, что позволяет проследить, как изучаемые законы, принципы, приемы, средства композиции реализуются в различных произведениях искусства;

— применять компьютерные графические программы в процессе анализа композиционных примеров - это позволяет выявлять различные схемы композиции непосредственно в процессе анализа, разделять ее на составные части, производить манипуляции с отдельными элементами, увеличивать отдельные участки анализируемой композиции.

Анализируя различные композиционные примеры, педагог расширяет теоретические знания студентов, показывает, как реализуется на практике изучаемый материал. Композиционному анализу на начальных этапах обучения подвергаются и основные фазы практической работы: это позволяет определить направление и последовательность действий, выявить необходимые средства и методы воплощения замысла художника, исходя из поставленных учебных задач. Данное положение очень важно для становления профессиональных умений, о чем пишет О.В. Чернышев, выделяя дан-

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Щ

ный аспект в методике проведения учебной — умение анализировать собственную

работы над заданиями7. композицию, критически определять удач -

В процессе применения композицион- ные решения и ошибки, а также способы

ного анализа у студентов формируется ряд их устранения. специфических про-

фессиональных умений. Анализ методических работ в области изучения основ композиции позволил определить наиболее важные из них:

— умение выявлять композиционный центр, определять на основе анализа, как элементы композиции, взаимодействуя между собой и целым, организовывают композиционный центр;

— выявлять основные свойства и качества анализируемой композиции с целью общей оценки композиционной организации;

— выявлять средства, используемые в анализируемой композиции, производить оценку влияния данных средств на общий композиционный строй;

— производить анализ композиции с целью выявления взаимосвязи формы и содержания, определять, как используемые средства и способы композиционной организации проявляют идею композиции;

— на основе анализируемой композиции составлять композиционные схемы для выявления общей динамики композиционной организации;

— анализировать композицию как совокупность основных простых элементов, масс, силуэтных форм для выявления общего композиционного строя;

— подбирать и анализировать композиции, которые являются удачными примерами решения поставленных композиционных задач, выявлять на основе анализа перспективные пути решения;

— производить анализ основных этапов своей предстоящей практической композиционной работы для нахождения оптимальных путей и способов реализации замысла;

— анализировать собственные начальные эскизы, выбирать оптимальные варианты композиционных решений, исходя из поставленных учебных задач;

Необходимо для примеров анализа использовать произведения разных видов искусства (архитектура, живопись, графика, дизайн), разных эпох и культур, что позволяет проследить, как изучаемые законы, принципы, приемы, средства композиции реализуются в различных произведениях искусства.

Раскрытые выше ключевые аспекты применения композиционного анализа в процессе обучения основам композиции и формируемые профессиональные умения позволили определить, что целью использования композиционного анализа в учебном процессе является развитие у студентов-дизайнеров самостоятельной, основанной на знаниях теории композиции, целенаправленной, последовательной деятельности, которая заключается в разделении сложных многоэлементных композиций на отдельные части с последующим определением и уяснением того, как эти части взаимодействуют между собой и с целым, образуя единую гармоничную структуру. Данное умение в области композиционного анализа способствует глубокому постижению основ организации композиции, ее оценке, а также оценке собственных результатов учебной деятельности.

Литература

1. Минервин Г.Б., Шимко В.Т. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник. М.: Архи-тектура-С, 2004. С. 36.

2. Медведев В.Ю. О системе категорий композиции в дизайне // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2010. № 1. С. 3-14.

3. Голубева О. Л. Основы композиции. М.: Искусство, 2004. С. 4.

4. Устин В.Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика. М.: ACT: Астрель, 2009. С. 11.

5. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1987. 288 с.

6. Лесняк В.И. Основы композиции. М.: IndexMarket, 2010. 413 с.

7. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна. Минск: Харвест, 1999. С. 34.

COMPOSITION ANALYSIS AS A MEAN OF PROFESSIONAL SKILLS' FORMATION FOR DESIGN STUDENTS

A.A. Shandybin, postgraduate, The department of artistic education, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, ash.ek@yandex.ru

The analysis of the most famous methodical works and monographs in the field of basics' studying of composition in design has shown an important role of composition analysis in the process of future designers 'professional skills 'formation. But the domestic literature doesn't contain a system explanation of this mean's application on initial stage of education, during composition basics studying. This situation has exposed a necessity to unite all the experience in order to define a field of composition analysis application as a mean of studying. Taking into account this fact, the author has defined some examples which can be used for analysis in the process of composition basics studying in design on the initial stage of education. These examples are the best ones of the world art in the sphere of architecture, painting, sculpture, graphic and industrial design. Also, as examples we can use successful works made by students during composition basics studying. The article exposes key points of composition analysis application which allow its efficient usage in educational process, and also professional skills formed for design students; all these factors allow the author to define composition analysis application's goal as an educational mean in educational process.

Key words: design, fundamentals of composition, composition analysis, training, design composition, the professional skills of the designer, compositional organization, harmonious unity.

Reference

1. Minervin G.B., Shimko V.T. Dizain. Illius-trirovannyi slovar'-spravochnik [Design. Illustrated dictionary]. Moscow, «Arkhitektura-S» Publ., 2004. 289 p.

2. Medvedev VIu. O sisteme kategorii kompozitsii v dizaine [About the system of categories of composition in design]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizaina -Vestnik of Saint Petersburg state University of technology and design, 2010, no. 1, pp. 3-14.

3. Golubeva O.L. Osnovy kompozitsii [The basics of composition]. Moscow, «Iskusstvo» Publ., 2004. 120 p.

4. Ustin VB. Uchebnik dizaina. Kompozitsiia, meto-dika, praktika [The tutorial design. Composition, technique, practice]. Moscow, ACT: Astrel' Publ., 2009. 254 p.

5. Somov Iu.S. Kompozitsiia v tekhnike [The composition in the technique]. Moscow, «Mashinostroenie» Publ., 1987. 288 p.

6. Lesniak VI. Osnovy kompozitsii [The basics of composition]. Moscow, IndexMarket Publ., 2010. 413 p.

7. Chernyshev O.V. Formal'naia kompozitsiia. Tvorcheskii praktikum po osnovam dizaina [Formal composition. Creative workshop on the basics of design]. Minsk, «Kharvest» Publ., 1999. 312 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.