УДК 378
Miron N.I., professor, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
BRIEFLY ABOUT STUDENTS' HOLIDAYS. The material is dedicated to students in higher education schools and to their vacations. The author has collected statements that describe a concept of vacations and how students and teachers perceive holidays. The author defines studies of students as an intensive intellectual work. Its culmination is exams in the end of a semester. The hard time of studies in alma mater is followed by holidays, which comprise the time that students remember most of all. The statements about vacations in the paper are taken from materials written by famous artists, politicians, scientists. Some of the statements belong to the author of this paper. All of the words that describe vacations together sound very symbolic even within the context of intellectual achievements of the mankind. The statements of the author, in particular, describe vacation time as the sun after a nasty weather, as a sacred period for students. The students are compared with pupils of secondary and high school, who wish to have a rest even if they are older than schoolchildren. On the whole, the collected statements form positive emotions in perception of studies in a university.
Key words: higher education school, students, vacation.
Н.И. Мирон, проф. Горно-Алтайского гос. университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
ЛАКОНИЧНО О СТУДЕНЧЕСКИХ КАНИКУЛАХ
Материал посвящён студентам высшей школы и их каникулам. Изложение -Ключевые слова: высшая школа, студенты, каникулы.
в логической последовательности.
Beatus ille, qui procul negotiis.
Блажен тот, кто вдали от дел.
Гораций
Учёба в высшем учебном заведении - интенсивный интеллектуальный труд. Кульминацией его является экзаменационная сессия, после которой наступает долгожданный отдых - каникулы. Чудесно, когда студент, успешно сдав экзамены, с лёгкой душой отправляется домой, в милые сердцу пенаты для встречи с родными и близкими людьми. Каникулы - самое приятное и самое запоминающееся время в жизни тех, кто учился, кто учится, и кто будет учиться в alma mater.
В работе предлагается свод афоризмов по заявленной теме, автором которых является автор данной статьи и выдающиеся деятели культуры, искусства, политики, науки, ставшие символами интеллектуальных свершений человечества.
• Из-за густых облаков экзаменационной сессии выглядывает солнце каникул.
Н.И. Мирон
• Pro studentibus nihil est dulcius canicularum luce. Для студентов нет ничего приятнее света каникул.
Н.И. Мирон
• Post nubila examinalis sol canicularum lucet. После экзаменационных туч светит солнце каникул.
• После грома, после бури, После тяжких, мрачных дней Прояснился свод лазури. Сердцу стало веселей.
А.Н. Плещеев
Чиста небесная лазурь Теплей и ярче солнце стало; Пора метелей и злых бурь Опять надолго миновала.
А.Н. Плещеев
• Последний день экзаменационной сессии и первый день каникул являются для студентов самыми знаменательными и долго ожидаемыми.
Н.И. Мирон
• Decanus facultatis studentibus: «Gaudium magnum nuntio vobiscum. Caniculae, collegae!». Декан факультета студентам: «Великую радость возвещаю вам. Каникулы, коллеги!». Aurea dicta. Золотые слова.
Н.И. Мирон
• Завершение экзаменационной сессии - это студенческое право делать то, чего требуют чувства, воля и ум, которые всё время подчинены учебному процессу - «грызению гранита науки».
Н.И. Мирон
• Студенты об окончании экзаменационной сессии: «Кончил дело - гуляй смело».
Н.И. Мирон
• От сессии до сессии живут студенты весело - veritas vera (бесспорная истина).
Н.И. Мирон
• Студенты после успешной сдачи экзаменов: «Causa finita - ante caniculae sunt». Дело сделано - впереди каникулы.
Н.И. Мирон
• И всё-таки... всё-таки впереди - каникулы!
Н.И. Мирон
• Изумительно, когда экзаменационная сессия позади, а каникулы - впереди.
Н.И. Мирон
• Caniculae otium post examina sunt. Каникулы - отдых после экзаменов.
Н.И. Мирон
• Каникулы - радостный и долго ожидаемый (целый семестр!) праздник на студенческой улице.
Н.И. Мирон
• «Ура, у нас каникулы!». Такие радостные возгласы мы слышим не только от школьников, но и от студентов.
Н.И. Мирон
• Vivant caniculae - fiesta vera studentium! Да здравствуют каникулы - настоящий праздник студентов!
Н.И. Мирон
• Куратор своим студентам, отъезжающим на каникулы: «Bene ambula et redamnula, boni discipuli!». Счастливого пути и возвращения, хорошие ученики!
Н.И. Мирон
• Res sacra caniculae. Каникулы - святое дело.
Н.И. Мирон
• 25 января - Татьянин день - долгожданный звонок, возвещающий студентам великую радость - окончание экзаменационной сессии и начало зимних студенческих каникул. Именно это событие студенческая братия отмечает весело, шумно и с размахом. Ко всем прочим к этому празднику обязательно должны присоединиться все женщины с именем Татьяна - у них День ангела.
Кира Буренина
• Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина от 25 января 2005 года в ознаменование 250-летия со дня основания Московского государственного университета этот день объявлен Днём российского студенчества. Символично, что он совпадает с духовным праздником - Днём Татьяны и началом студенческих каникул.
• Ведущий университет России основан 25 января 1755 года Указом императрицы Елизаветы Петровны по совету её фаворита графа Шувалова. У этого числа есть интересное совпадение: на 31 год раньше, в 1824 году, Пётр I Великий открыл Академию наук государства Российского в Санкт-Пе-рербурге.
Празднование «профессионального» дня студентов имело традиции и ритуал - устраивались торжественные собрания с раздачей наград.
Изначально Татьянин день отмечался только в Москве. Торжество состояло из двух частей: непродолжительной официальной церемонии в здании университета и шумного народного гулянья, участие в котором принимала вся столица.
Кира Буренина
• Тайна имени Татьяна открывает эмоциональную, упрямую натуру, настоящего лидера и большую модницу.
Татьяна Устинова
• На втором курсе накануне Дня студента, мы, уставшие от сессии, ночных зубрёжек, решили устроить пижамную вечеринку.
Запаслись едой, магнитофоном, дисками с танцевальной музыкой, соответствующей одеждой и спрятались в одной из аудиторий.
Не помню, сколько мы дожидались, пока уйдут преподаватели, студенты-вечерники, уборщицы, охранники... Сидели, как мышки. Где-то около 23 часов вылезли из-под парт. Переоделись в пижамы и начали танцевать на кафедре. Оторвались по полной! На головах стояли! А утром, как ни в чём не бывало, пошли сдавать последний экзамен. Все тогда ещё удивились, как это мы так рано на факультет пришли. Я эту пижамную тусовку надолго запомню!
Юлия Швыченкова
• Каникулы для одних студентов первые, для других -очередные, для третьих последние. Тем не менее, любые каникулы - благодать.
Н.И. Мирон
• Райские дни в жизни студентов - каникулы в родных пенатах.
Н.И. Мирон
• Луч солнца каникул указывает студенту путь к родному дому.
Н.И. Мирон
• Дом родной любимый с детства - все пути ведут к тебе.
Роберт Фрост
• Как живёшь ты, отчий дом, В светлой грусти о былом?
Я у дома, у крыльца родного, Встречи жду и вновь пою: Здравствуй, милый отчий дом! Будь за нас спокоен.
Где б я ни был - ты всегда-всегда со мною.
Андрей Дементьев
• Простор небесный сизокрыл, И тишина кругом.
Мне уголок России мил -Мой добрый отчий дом.
Уголок России - отчий дом, Где туманы сини за окном, Где твои немного грустные И глаза, и песни русские.
Е. Шевелёва
• Suum cuique placet. Каждому нравится своё.
Плиний Старший
• Каждому своё красиво.
Цицерон
• Всякому мила своя сторонка.
М.Е. Салтыков-Щедрин
• Налюбоваться не могли мы На эти ровные поля...
О север, север мой родимый, О север, родина моя!
К.К. Романов
• Даль великая, даль бескрайняя За околицей и в судьбе.
Я тебе, земля, низко кланяюсь, В пояс кланяюсь тебе.
Роберт Рождественский
• Над окошком месяц. Под окошком ветер Облетевший тополь серебрист и светел. Дальний плач тальянки, голос одинокий -И такой родимый, и такой далёкий.
Сергей Есенин
• Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина Полная луна.
Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далёких Одинокий бег.
А.А. Фет
Казалось, снег идти хотел... Вдруг колокольчик зазвенел.
А.С. Пушкин
По дороге зимней, скучной, Тройка борзая бежит. Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.
А.С. Пушкин
В лунном сияньи снег серебрится, Вдоль по дороге троечка мчится. Динь-динь-динь, динь-динь-динь -Колокольчик звенит. Этот звон, этот звон О любви говорит.
Из русской народной песни Не друг ли едет запоздалый, Товарищ юности удалой? Уж не она ли?.. Боже мой! Вот ближе, ближе... Сердце бьётся... Слабей... И смолкнул за горой.
А.С. Пушкин
Как сильно колокольчик дальний Порой волнует сердце нам.
А.С. Пушкин
Дом - это место, в котором нас всегда любят, принимают
и ждут.
Быть любимым и дорогим - приятно. Где любят нас, лишь там очаг родимый.
Роберт Фрост Цицерон Арнольд Метью
• Прекрасное место, где царит любовь, К нему стремится мудрый вновь и вновь.
Феано
• Мир полон радости и счастья, Но край родной милей всего.
И как прекрасно возвращаться Под крышу дома своего.
Михаил Пляцковский
• Поверь мне - счастье только там, Где любят нас, где верят нам.
М.Ю. Лермонтов
• Где бы ни были мы, но по-прежнему Неизменно уверены в том,
Что нас встретит с любовью и нежностью Наша пристань - родительский дом.
Родительский дом - начало начал, Ты в жизни моей надёжный причал, Родительский дом, пускай много лет Горит в твоих окнах добрый свет.
М. Рябинин
• Вот снова этот двор, Мой добрый старый дом.
Лев Ошанин
• Как же нам дороги, Как же нам дороги -Окна родного дома!
Виктор Соколов
• Дом там, где вас понимают и принимают.
Кристиан Моргенштерн
• Domus propria - domus optima. Свой дом - лучший дом.
Латинское изречение
• Поклонись до земли своей матери И отцу до земли поклонись.
Мы пред ними в долгу неоплаченном. Помни об этом всю жизнь!
М. Рябинина
• Як приемно, коли нашл д™ i внуки, як навчаються в уыверситетах рiзних мют i кра'Тн, враз з'Т'жджаються на каыкули! Как приятно, когда наши дети и внуки, обучающиеся в университетах разных городов и стран, в одночасье съезжаются на каникулы!
Й.Й. Задранський
• Не представляете, как приятно приезжать домой, чтобы встретиться с родными и близкими людьми, насладиться родниковой водой и подышать особым воздухом малой родины!
О.М. Мирон
• Кто счастливее всех под луной? -Человек, возвратившийся домой.
Н.И. Мирон
• Всюди добре, а дома, що не каж^ь, - набагато краще. Везде хорошо, а дома, что ни говорите, - намного лучше.
В.I. Задранська
• Hic domus noster, hic bene. Здесь наш дом, здесь хорошо.
Н.И. Мирон
• Nullos locus est domestica sede jucundior. Нет места милее родного дома.
Цицерон
• Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н. Толстой
• Нет в этом мире радости сильней, Чем лицезренье близких и друзей.
Рудаки
• Украшение дома - друзья, его посещающие.
Ралф Эмерсон
• В доме моём много друзей, Звуки музыки дотемна...
Поёт София Ротару
• Ubi amici, ibi opes. Где друзья, там и богатство.
Плавт
• Amici optima vitae supellex. Друзья - лучшее украшение жизни.
Латинское изречение
• Мы восхваляем того, кто любит своих друзей.
Аристотель
• Любовь возвышает и облагораживает студенческие души.
• Всё побеждает любовь, покоримся ж и мы её власти.
Вергилий
• Любовь для высоконравственной натуры - то же что Солнце для Земли.
Оноре де Бальзак
• Любовь - слово, которое обнаруживает всё новые и новые значения. И каждый день они меняются.
Анна Сталь
• Я вижу чудное мгновенье: Передо мной явилась ты -Не мимолётное виденье, А гений чистой красоты!
Видоизменённый Мироном А.С. Пушкин
• Был белый снег,
Шёл первый день каникул, И целый день вдвоём Бродили мы с тобой. И было всё вокруг Торжественно и тихо, И белый снег -Над белою землёй.
Но вдруг зима Дохнула вешним ветром, Когда ты на снегу У дома моего Два слова начертил Обломанною веткой: Татьяна плюс Сергей... И больше ничего.
Была земля Белым-бела, Мела метель. Татьянин день, Татьянин день... А для меня Весна цвела, Звенел апрель: «Татьянин день, Татьянин день, Татьянин день!..».
Н. Олев
• Ubi studentes, ibi amor. Где студенты, там и любовь.
• Прежде чем полюбить девушку, полюби в ней человека.
В.А. Сухомлинский
• Любовь - это цветы нравственности.
В.А. Сухомлинский
• Любовь - это музыка.
Изабелла Альенде
• Examina prosa, caniculae poesia. Экзамены - проза, каникулы - поэзия.
Н.И. Мирон
• Caniculae otium verum post examinum sunt. Каникулы -настоящий отдых после экзаменов.
Н.И. Мирон
• Caniculae studenticae summum bonum sunt. Студенческие каникулы - высшее благо.
Н.И. Мирон
• Студенческие каникулы - чудесная, но непродолжительная фиеста, чем-то напоминающая кратковременный отпуск.
Н.И. Мирон
• Каникулярные дни отличаются от учебных возможностью на время расслабиться и заняться тем, чем хочется.
Н.И. Мирон
• Провести каникулы нужно так, чтобы не было обидно за не ad maximum (по максимуму) проведённые дни отдыха.
Н.И. Мирон
• Студенческая юность мчится невозвратимым потоком. Так предадимся каникулярной радости! Гуляй, студент!
Н.И. Мирон
• Зимние студенческие каникулы - что ни день, то праздник.
Н.И. Мирон
• Pro studentibus caniculae gaudium verum sunt. Каникуля для студентов - настоящая радость.
Н.И. Мирон
• Dulce est desipere in loco. Отрадно предаться прелести там, где это уместно.
Гораций
• In caniculis studentibus omnia licent. На каникулах студентам всё дозволяется.
Н.И. Мирон
• Caniculae sunt vita studentica sine curas. Каникулы - студенческая жизнь без забот.
Н.И. Мирон
• Caniculae tempus aureus in vita studentibus sunt. Каникулы - золотое время в жизни студентов.
Н.И. Мирон
• Tempus in caniculorum studentis consumere est. Приятное время студенческих каникул.
Н.И. Мирон
• Caniculae otium bonum cum dignitate sunt. Каникулы -приятный досуг с достоинством.
Н.И. Мирон
• Во время каникул я не отдыхаю, а делаю всё возможное на следующий семестр. Конечто, это очень тяжело, но я сама выбрала такой путь.
Наталия Корионова
• Человек так создан, что отдыхает от одной работы, лишь взявшись за другую.
Анатоль Франс
• Отдых - перемена занятий.
И.П. Павлов
• Отдых существует ради деятельности.
Аристотель
• Utile dulce miscere. Сочетать приятное с полезным.
Гораций
• Пировать, но и о делах не забывать.
Бенгальское изречение
• Только труд даёт право на наслаждение.
Н.А. Добролюбов
• Разнообразие - мать наслаждения.
Бенджамин Дизраэли
• Хотя труд и наслаждение различны по своей природе, всё же между ними имеется какая-то естественная связь.
Тит Ливий
• Я никогда не бываю так занят, как в часы досуга.
Цицерон
• Я наслаждаюсь досугом дома.
Гораций
• Человек так создан, что отдыхает от одной работы, лишь взявшись за другую.
Анатоль Франс
• Varietas delectat. Разнообразие доставляет удовольствие.
Федр
• Разнообразие - душа удовольствия.
Афа Бен
• Variatio bene delectat. Разнообразие хорошо радует.
Еврипид
• Varietas occurrit satietat. Разнообразием предупреждается пресыщение.
Латинское изречение
• Отличники учёбы больше других студентов трудятся, но не меньше других отдыхают.
Н.И. Мирон
• Отдыхать на каникулах приятно, но и о хороших делах полезно не забывать.
Н.И. Мирон
• Каникулы - особенное время года, когда от родителей студентов требуется терпение кураторов.
Н.И. Мирон
• Студенческий желудок, привыкший довольствоваться чем Бог послал, с трудом справляется с мамиными деликатесами на каникулах.
Н.И. Мирон
• Любой молодой человек любит поесть, и Его Величество Студент - не исключение.
Н.И. Мирон
• Fabulis non expletur venter. Баснями желудок не наполняется. Это очень созвучно с русским изречением «Соловья баснями не кормят».
Латинское изречение
• Venter non habet aures. У желудка нет ушей.
Латинское изречение
• Magister artis, ingenique largitor venter. Учитель искусства, источник вдохновения - желудок.
Цицерон
• Отдыхайте: поле, которое отдохнуло, даёт красивый урожай.
Овидий
• Tanto brevis omne, quanto felicius tempus est. Чем счастливее пора, тем она короче.
Плиний Старший
• Каникулярные дни пробегают почему-то быстрее, чем обычные.
Н.И. Мирон
Библиографический список
• На каникулах дни проходят, как часы, а недели - как дни.
Н.И. Мирон
• Каникулы кажутся тем короче, чем они счастливее.
Н.И. Мирон
• В конце каждых каникул все студенты выглядят одинаково - похорошевшими и повзрослевшими. И немного уже не теми, что были раньше.
Н.И. Мирон
• Quantum mutatus ab illo. Как он изменился по сравнению с прежним!
Вергилий
• Non sum qualis eram. Я уже не тот, что был.
Гораций
• Счастливейшие моменты в моей жизни - те, которые я провёл на каникулах в окружении своей семьи.
Томас Джефферсон
• Каникулы приятны, но быстротечны.
Н.И. Мирон
• У каникул есть два удивительных качества: они быстро проходят и никогда не надоедают.
Н.И. Мирон
• Не всегда будут каникулы.
Н.И. Мирон
• Нет праздников, которые бы не кончались.
Китайское изречение
• Хорошего не может быть слишком много.
Мигель де Сервантес
• Omnia praeclara rara. Всё прекрасное редко.
Цицерон
• И почему дни экзаменационной сессии такие длинные, а каникулярные - такие короткие?
Н.И. Мирон
• Некоторые студенты умудряются превращать обычные каникулы в резиновые...
Н.И. Мирон
• Одни студенты спешат уехать на каникулы, другие - совершенно не торопятся вернуться из каникул.
Н.И. Мирон
• Никто так не нуждается в каникулах, как студент только что вернувшийся... из каникул.
Н.И. Мирон
• Semper caniculae bene, sed pauca. Каникулы - всегда хорошо, но мало.
Н.И. Мирон
• Студенческие годы чудесные. Они - цветы, всю жизнь цветущие.
Н.И. Мирон
1. Антология мудрости. Составитель В.Ю. Шойхер. Москва: Вече, 2007.
2. Большая книга афоризмов. Ростов-на-Дону: «Владис», 2001.
3. Великие мысли великих людей. Антология афоризма: в 3 т. Сост. И.И. Комарова, А.П. Кондрашов. Москва: «Риппол-Классик», 1998.
4. Вечные истины на вечной латыни. De verbo in verbum. Латинские изречения. Составитель С.Б. Барсов. Москва: Центрполиграф: ООО «Полюс», 2000.
5. Дементьев А.Д. Избранное. Москва: Эксмо, 2008.
6. Карнеги Дейл. Как завоевать друзей. Минск: Беларусь, 1990.
7. Мастера афоризма. - Москва: Эксмо, 2007.
8. Мирон Н.И. Педагогические афоризмы о студентах и преподавателях Актуальные проблемы ветеринарии. Материалы международной конференции. Барнаул, 1995.
9. Мирон Н.И. Лаконично о школе, абитуриентах и студентах. Наука, культура, образование. 2004; 15/16.
10. Мирон Н.И. Педагогические афоризмы о студентах. Современный мир, природа и человек. Томск, 2009; 3, Вып. 1.
11. Мирон Н.И. Афоризмы о стипендиях, экзаменах и каникулах студентов. Горно-Алтайск: ОАО «Горно-Алтайская типография», 2010.
12. Мирон Н.И. Из афоризмов Н.И. Мирона. К 50-летию факультета ветеринарной медицины АГАУ, к 100-летию со дня рождения д.б.н., профессора И.С. Ржаницыной. Юбилейная научно-практическая конференция. Барнаул, 2012.
13. Мирон Н.И. Педагогические афоризмы профессора Н.И. Мирона. Актуальные проблемы современной науки. Томск, 2012; Т. I, № 3.
14. Мирон Н.И. Золотые педагогические афоризмы. Мир науки, культуры, образования. 2013; № 1.
15. Мудрость тысячелетий: Энциклопедия. Автор-составитель В.Н. Балязин. Москва: Олма-Пресс, 2002.
16. Мысли и афоризмы великих людей. Составители И.И. Комарова, А.П. Кондрашов. Москва: Риппол-Классик, 2007.
17. Пушкин А.С. Избранное. Москва: Эксмо, 2003.
18. Чаша мудрости. Большая книга умных мыслей всех времён и народов. Сост. М.Ф. Иванов, Л.Г. Стахурская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
References
1. Antologiya mudrosti. Sostavitel' V.Yu. Shojher. Moskva: Veche, 2007.
2. Bol'shaya kniga aforizmov. Rostov-na-Donu: «Vladis», 2001.
3. Velikie mysli velikih lyudej. Antologiya aforizma: v 3 t. Sost. I.I. Komarova, A.P. Kondrashov. Moskva: «Rippol-Klassik», 1998.
4. Vechnye istiny na vechnojlatyni. De verbo in verbum. Latinskie izrecheniya. Sostavitel' S.B. Barsov. Moskva: Centrpoligraf: OOO «Polyus», 2000.
5. Dement'ev A.D. Izbrannoe. Moskva: 'Eksmo, 2008.
6. Karnegi Dejl. Kak zavoevat' druzej. Minsk: Belarus', 1990.
7. Mastera aforizma. - Moskva: 'Eksmo, 2007.
8. Miron N.I. Pedagogicheskie aforizmy o studentah i prepodavatelyah Aktual'nye problemy veterinarii. Materialy mezhdunarodnoj konferencii. Barnaul, 1995.
9. Miron N.I. Lakonichno o shkole, abiturientah i studentah. Nauka, kul'tura, obrazovanie. 2004; 15/16.
10. Miron N.I. Pedagogicheskie aforizmy o studentah. Sovremennyjmir, priroda i chelovek. Tomsk, 2009; 3, Vyp. 1.
11. Miron N.I. Aforizmy o stipendiyah, 'ekzamenah i kanikulah studentov. Gorno-Altajsk: OAO «Gorno-Altajskaya tipografiya», 2010.
12. Miron N.I. Iz aforizmov N.I. Mirona. K 50-letiyu fakul'teta veterinarnoj mediciny AGAU, k 100-letiyu so dnya rozhdeniya d.b.n., professora I.S. Rzhanicynoj. Yubilejnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Barnaul, 2012.
13. Miron N.I. Pedagogicheskie aforizmy professora N.I. Mirona. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki. Tomsk, 2012; T. I, № 3.
14. Miron N.I. Zolotye pedagogicheskie aforizmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; № 1.
15. Mudrost' tysyacheletij: 'Enciklopediya. Avtor-sostavitel' V.N. Balyazin. Moskva: Olma-Press, 2002.
16. Mysli i aforizmy velikih lyudej. Sostaviteli I.I. Komarova, A.P. Kondrashov. Moskva: Rippol-Klassik, 2007.
17. Pushkin A.S. Izbrannoe. Moskva: 'Eksmo, 2003.
18. Chasha mudrosti. Bol'shaya kniga umnyh myslej vseh vremen i narodov. Sost. M.F. Ivanov, L.G. Stahurskaya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2004.
Статья поступила в редакцию 20.01.15
УДК 378
Tohchukova D.Z., senior teacher, Karachaevo-Cherkess State University n.a. U.D. Aliev (Karachayevsk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE REALIZATION OF CREATIVE POTENTIAL OF DESIGN STUDENTS BY MEANS OF PROJECT TECHNOLOGIES. The
article describes a particular role of projecting technologies in the process of realization of creative potential of students who study Designing. The author studies a problem of developing a creative environment, which would facilitate an active development of Design students as professionals. In the article the author shares her experience of use of project technologies for the development and realization of creative potential of students in design classes within a course of "Computer graphics and information technologies in design". One of the results of the project activity is a product and a design folder that accompany the creative process by a student. Design directory contains the results of the analytico-synthetic, technological activity, technical documentation and summary of design. Performing such design projects, students gain experience of professional activity, see their real results and realize the importance of their future profession.
Key words: creativity, creative potential, creative autonomy of future designers, design engineering, design and technology.
Д.З. Тохчукова, ст. преп. Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,
E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье показана роль проектных технологий в процессе реализации творческого потенциала студентов-дизайнеров. Автор рассматривает проблему создания творческой среды, в рамках которой происходит активное становление студентов-дизайнеров как профессионалов. В статье рассмотрен опыт применения проектных технологий для развития и реализации творческого потенциала студентов-дизайнеров на занятиях в рамках учебной дисциплины «Компьютерная графика и информационные технологии в дизайне». Выполняя дизайн-проекты, студенты получают опыт профессиональной деятельности, осознают значимость своей будущей профессии.
Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, творческая самостоятельность студентов-дизайнеров, дизайн-проектирование, проектные технологии.
На современном этапе в высшей школе России идёт активное освоение ФГОС ВПО нового поколения, отрабатываются новые технологии подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Дизайн-образование, как и система образования в целом, активно трансформируется. Всё чаще исследователи отмечают факт превращения дизайна из вида деятельности по обслуживанию коммуникации, в язык коммуникации, который выполняет миссию социально-культурного интегратора общественного взаимодействия. Параллельно с изменяющимся миром теории и практики дизайна формулируется спектр новых задач, стоящих перед дизайн-образованием в контексте внедрения информационно-коммуникационных технологий:
• формирование у будущего специалиста представлений о художественно-проектной деятельности как творческой деятельности, направленной на создание и формообразование
социокультурной коммуникации в условиях информационного времени;
• формирование активного творческого мышления личности будущего специалиста, готовой к саморазвитию и самообразованию в условиях информатизации социума;
• формирование у будущего специалиста навыков информационной навигации, поиска и структурирования информационных потоков;
• формирование у студентов умений планировать многоуровневый и полиаспектный процесс воплощения творческого замысла для каждой конкретной задачи;
• формирование у студентов умений отбирать и обосновывать выбор программных продуктов, средств и технологий из реестра информационно-коммуникационных технологий для реализации творческого замысла каждой конкретной задачи;