Научная статья на тему 'Моделирование библиотерапевтического процесса в гуманитарном колледже'

Моделирование библиотерапевтического процесса в гуманитарном колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BIBLIOTHERAPY / READING / READER / BOOK / LITERATURE / WORDS / COLLEGE / SCHOOL / BIBLIOTHERAPIST / PSYCHOLOGY / БИБЛИОТЕРАПИЯ / ЧТЕНИЕ / ЧИТАТЕЛЬ / КНИГА / ЛИТЕРАТУРА / СЛОВО / КОЛЛЕДЖ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / БИБЛИОТЕРАПЕВТ / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Н. С.

Статья посвящена моделированию библиотерапевтического процесса в среднем профессиональном учреждении. Библиотерапия позволяет студентам развить образное мышление и сформировать навыки анализа художественного текста сформировать творческое понимание произведений искусства слова. В статье описан библиотерапевтический подход к социокультурной реабилитации студентов-инвалидов, обучающихся в гуманитарном колледже, способствующий их гармоничному личному и профессиональному развитию. Показан алгоритм проведения библиотерапевтического занятия с обучающимися, отобраны и проанализированы произведения мировой художественной литературы, обладающие библиотерапевтическим потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF A BIBLIOTHERAPEUTIC PROCESS IN LIBERAL ARTS COLLEGES

The article is dedicated to modeling of a bibliotherapeutic process in secondary vocational institutions. The author mentions that bibliotherapy enables students to develop creative thinking and to form skills of a literary text analysis, it also forms creative understanding of works of art expression. The research work describes bibliotherapeutic approach to socio-cultural rehabilitation of disabled students, enrolled in a liberal arts college, promoting their harmonious personal and professional development. An algorithm of bibliotherapeutic classes with students is described. The author analyzes some selected works of world literature that have signs of the therapeutic potential.

Текст научной работы на тему «Моделирование библиотерапевтического процесса в гуманитарном колледже»

другой - социальная привычка, облегчающая адаптацию старшеклассника в общество. Но и в первом и во втором случае социокультурная толерантность важна для социума как конкретная сфера деятельности, социальная норма, поскольку за пределами диалога мировая система подвержена небывалым рискам, исключающим как цивилизационное развитие, так и индивиду-

Библиографический список

альное. Привлечение регионального материала на макро- и микроуровнях способствует более антропоцентрическому восприятию смыла без свойственного современности релятивизма в категориях. Воспитание социокультурной толерантности в таких условиях поднимает уровень индивидуального образования и коммуникационные навыки ребёнка.

1. Ахаян Т.К. Исследования аксиологических проблем воспитания учащихся (научная школа - материал к спецкурсу). Санкт-Петербург: Издательство ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1996.

2. Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: научно-методические материалы. О.В. Хухлаева, М.Ю. Чибисова Санкт-Петербург: ООО «Книжный дом», 2008.

References

1. Ahayan T.K. Issledovaniya aksiologicheskih problem vospitaniya uchaschihsya (nauchnaya shkola - material k speckursu). Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo LGPI im. A.I. Gercena, 1996.

2. Mezhkul'turnaya kompetentnost'pedagoga vpolikul'turnom obrazovatel'nomprostranstve: nauchno-metodicheskie materialy. O.V. Huhlaeva, M.Yu. Chibisova Sankt-Peterburg: OOO «Knizhnyj dom», 2008.

Статья поступила в редакцию 27.10.15

УДК 028.02

Yakovleva N.S., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

MODELING OF A BIBLIOTHERAPEUTIC PROCESS IN LIBERAL ARTS COLLEGES. The article is dedicated to modeling of a bibliotherapeutic process in secondary vocational institutions. The author mentions that bibliotherapy enables students to develop creative thinking and to form skills of a literary text analysis, it also forms creative understanding of works of art expression. The research work describes bibliotherapeutic approach to socio-cultural rehabilitation of disabled students, enrolled in a liberal arts college, promoting their harmonious personal and professional development. An algorithm of bibliotherapeutic classes with students is described. The author analyzes some selected works of world literature that have signs of the therapeutic potential.

Key words: bibliotherapy, reading, reader, book, literature, words, college, school, bibliotherapist, psychology.

Н.С. Яковлева, аспирант МГИК, г. Москва, E-mail: [email protected]

МОДЕЛИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ГУМАНИТАРНОМ КОЛЛЕДЖЕ

Статья посвящена моделированию библиотерапевтического процесса в среднем профессиональном учреждении. Библиотерапия позволяет студентам развить образное мышление и сформировать навыки анализа художественного текста сформировать творческое понимание произведений искусства слова. В статье описан библитерапевтический подход к социокультурной реабилитации студентов-инвалидов, обучающихся в гуманитарном колледже, способствующий их гармоничному личному и профессиональному развитию. Показан алгоритм проведения библиотерапевтического занятия с обучающимися, отобраны и проанализированы произведения мировой художественной литературы, обладающие библиотерапевтическим потенциалом.

Ключевые слова: библиотерапия, чтение, читатель, книга, литература, слово, колледж, учебное заведение, библи-отерапевт, психология.

Проблемы библиотерапии как эффективного метода социокультурной реабилитации раскрываются в работах отечественных учёных А.И. Шапошникова, Е.О. Матвеевой, И.В. Казарино-вой, Ю.Н. Дрешер, О.Л. Кабачек, И.А. Тушевской [1; 2; 3; 4; 5; 6].

В задачи учебного заведения входит не только обучение, но и воспитание подрастающего поколения. Проблемы юношеского возраста обрушиваются на неокрепшую психику ещё недавнего ребёнка, вызывая изменения в его поведении и недоумение, раздражение у родителей. Эмоциональная возбудимость в юношеском возрасте повышена, что связанно с гормональной и физиологической перестройкой организма, бурными психическими процессами. Психическая неуравновешенность, смена настроения, раздражительность, тревожность, замкнутость, застенчивость - эти черты характера, проявляются в подростковом возрасте, что осложняет отношения с окружающими, ведёт к конфликтам со сверстниками и родителями.

Сегодня в среднем профессиональном учебном заведении обучается большое количество студентов со статусом «инвалид детства». Осознание своей ненужности, неполноценности, ущербности, желание решить свои проблемы приводит обучающихся колледжа в кабинет библиотерапии.

Литературное произведение может вызвать самые различные эмоции: горе и печаль, счастье и радость. Наблюдая за читающим человеком, по его мимике, по выражению лица можно почти безошибочно определить, что именно он читает: радостное, веселое или грустное, печальное. Библиотерапия позволяет через призму сложных судеб героев литературных произведений

найти и понять суть проблем студентов. Правильно подобранное литературное произведение позволит раскрыться студенту и начать говорить о своей проблеме.

Вмешательство библиотерапевта в педагогический процесс обусловлено многими причинами. Библиотерапия была использована для того:

- чтобы проявить индивидуальное самосознание;

- чтобы улучшить понимание студентом своего поведения или мотиваций;

- чтобы способствовать формированию адекватной самооценки;

- чтобы помочь определить студенту свои интересы и склонности;

- чтобы облегчить последствия стресса;

- чтобы показать личности, что он или она - не первый человек, столкнувшийся с такой проблемой;

- чтобы показать студенту, что есть более чем одно решение данной проблемы;

- чтобы помочь студенту обсудить проблему более свободно;

- чтобы помочь студенту спланировать правильный путь действий в решении проблемы;

- чтобы выйти на путь самопознания, самореализации и, в коночном итоге, самоактуализации, достичь психологической зрелости.

Реализация библитерапевтического подхода к социокультурной реабилитации студентов - инвалидов помогает добить-

ся формирования позитивной «Я - концепции» обучающихся, способствует их гармоничному личному и профессиональному развитию.

Для библиотерапевтической работы были отобраны следующие произведения мировой художественной литературы:

- Н. Думбадзе «Я вижу солнце». Книга учит преодолевать трудности, стойко переносить удары судьбы, а самое главное в любой ситуации оставаться оптимистом, любить людей и весь окружающий человека мир.

- В.И. Амлинский «Жизнь Эрнста Шаталова» помогает понять: даже в самых сложных и, казалось бы, в самых сложных, безысходных ситуациях необходимо стараться прийти на помощь тому, кто нуждается в тебе, в твоем сочувствии и дружеском совете.

- А. Алексин «Раздел имущества» учит благодарности, пониманию того, что мы не одиноки в этом мире, где не может быть чужой боли и проблем.

- Э. Асадов. Произведения поэта-фронтовика потерявшего зрение в раннем возрасте помогает понять, что, только преодолевая собственные болезни, проблемы и комплексы, человек, возвышаясь над трудностями бытия, может прожить яркую и творческую жизнь.

- С. Моэм «Бремя страстей человеческих». Роман, посвященный не простой судьбе врача, с детства страдающего физическим недостатком, помогает понять: в конечном счете, люди оценивают нас не по нашему внешнему виду, а по внутреннему содержанию, по поступкам, позволяющим понять какие мы на самом деле.

- Августо Куро «Продавец грез». Роман бразильского психотерапевта способствует психологическому принятию себя таким, какой ты есть и освобождению от психологической зависимости от чужого мнения.

- Поэзия А. Малиновского гармонизирует отношение человека к окружающему миру и к самому себе, учит радоваться каждому прожитому дню.

- И. Ясина «История болезни». Повесть учит бороться и даже в самых тяжелых и психологически дискомфортных ситуациях не опускать руки, не сдаваться, верить, что на помощь тебе могут прийти друзья.

- Л. Улицкая «Зеленый шатер». Роман учит до конца жизни стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.

- А. Чехов «Веселые рассказы» помогают критически посмотреть на собственные недостатки, учит более широкому и оптимистическому взгляду на мир и происходящие в нем события. Юмор позволяет человеку более свободно вести себя в трудных ситуациях, учит общению, укрепляет уверенность в себе, создает позитивный душевный настрой.

- Мемуарная литература (воспоминания известных писателей, актеров, учёных: А.Н. Рыбакова, Л. Смирновой, Э. Рязанова, Л. Гурченко) помогает человеку быстрее и лучше понять себя, поскольку позволяет отождествить себя с яркими личностями, их выдающимися достижениями.

- Л.С. Петрушевская «Рассказы о любви» помогают понять, что цель человеческого существования - бесконечная любовь ко всему сущему, являющаяся высшей точкой нашей самореализации.

- А. Маршал «Я умею прыгать через лужи». Повесть воспитывает оптимистический взгляд на мир, умение любить, сострадать и прощать окружающим, даже если они не справедливы по отношению к вам.

- А. Маринина «Дорога», «Шестикрылый Серафим», «Благие намерения». Произведения детективного жанра занимают особое место в библиотерапевтическом процессе благодаря доходчивости, обобщению обыденных жизненных ситуаций, таинственному, интересному сюжету.

- Произведения басенного жанра (Ж. Лафонтен, И.А. Крылов, В.В. Капнист, Я.Б. Княжнин, С.В. Михалков) создают хорошее настроение, помогают без излишнего дидактизма и чрезмерной назидательности разобраться в сути своих недостатков.

Библиографический список

- Л. Думцева «Сказки о любви», органично сочетающие сатирическое и нравственное, воспитательное начало, помогают понять, что жестокость, жадность, тщеславие - это пороки, мешающие человеку жить и общаться с окружающими, это недостатки, мешающие его личностной самореализации.

- И. Дружаева «Лунное озеро». Повесть-сказка о необходимости сочувствия и взаимовыручки, помощи человеку, который оказался в тяжелой жизненной ситуации.

- Е. Карева «Влада в стране мыльных пузырей» - сказки о преодолении человеческого эгоизма, тщеславия и самовлюбленности. Они учат замечать чужую боль и чужие проблемы.

- И.В. Лангуева-Репьева, автор философской сказки «Настя травяная кукла», которая учит заботе и внимательному отношению к близким людям, показывает насколько отвратительно и жалко выглядят человеческие пороки.

- Л. Дунаева «Дождь» - повесть-сказка о трагизме человеческого одиночества и о необходимости делиться своей добротой с окружающими людьми.

Кроме собственно художественной и мемуарной литературы мы использовали на занятиях научно-популярные книги психологов, посвящённых возможности расширения поля сознания и поведения человека.

Для достижения целей библиотерапии была создана педагогическая модель взаимодействия со студентами, включающая следующие элементы:

- отбор литературы для библиотерапии;

- индивидуальное анкетирование, что позволит с наименьшими затратами получить сведения о чтении юношества;

- опрос, предполагает обращение к непосредственно к участнику;

- творческая интерпретация текста, помогает развить эстетические способности читателей и выяснить на какой момент в произведении читатель делает акцент, что затронул его чувства (иллюстрирование, написание эссе);

- индивидуальная беседа о прочитанном, которая развивает коммуникативные способности студентов. Беседа о прочитанном должна вызывать у студентов желание вновь и вновь заглянуть в книгу, чтобы посоветоваться с писателем, подкрепить своё мнение;

- обсуждение прочитанной книги.

В процессе экспериментальной работы нами были обсуждены со студентами следующие произведения:

- А. Алексин «Раздел имущества»;

- Поэзия А. Малиновского;

- А. Чехов «Веселые рассказы».

Занятие проводилось с небольшой группой студентов и длилось 40 минут. Цели занятия:

- оценка проблем и их решение;

- расширение кругозора знаний;

- развитие познавательного интереса и творческой активности.

К библиотечному занятию предъявлялись требования:

- непосредственная связь художественного произведения с жизненным опытом читающего и жизнью окружающего мира;

- эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;

- осмысление прочитанного, обсуждение для развития связной, выразительной, образной речи.

Как вид деятельности было использовано обсуждение; форма деятельности - групповая; реабилитационная направленность - выработка позитивной установки с помощью примера; преобладающие методы - диалог; уровень применения - предметный, локальный; характер деятельности - стимуляторный, но в то же время пассивный, подключение внимания, образно-эмоциональное восприятие, анализ, умозаключение, познавательный.

Библиотерапия даёт возможность развить образное мышление и сформировать навыки анализа эстетического и художественного явления, которые помогут истинному пониманию произведений искусства, что позволит расширить границы восприятия окружающего мира, помогая глубокому осознанию смысла своего существования и неповторимости.

1. Шапошников А.Е. Библиотерапия: история, теория, методики: сборник статей. Москва: РГБ, 1996: 7 - 11.

2. Матвеева Е.О. Социокультурная реабилитация в библиотеке: учебное пособие. Москва: МГУКИ, 2010.

3. Казаринова И.Н., Смагин Е.Л. Возможности библиотерапии. Научные и технические библиотеки. 1999; 8: 34-37.

4. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: Полный курс: учебное пособие. Москва: «Издательство ФАИР», 2007.

5. Кабачек О.Л. Направление и этапы психолого-педагогической работы массовой детской библиотеки по интеграции детей с ограниченными возможностями в социокультурную среду. Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками в условиях массовой библиотеки. Москва: РГДБ,1996: 1 - 14.

6. Тушевская И.А. Введение категорий ограничений игровой деятельности в коррекционную практику. Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. Москва: МГУКИ, 2001: 45.

References

1. Shaposhnikov A.E. Biblioterapiya: istoriya, teoriya, metodiki: sbornik statej. Moskva: RGB, 1996: 7 - 11.

2. Matveeva E.O. Sociokul'turnaya reabilitaciya vbiblioteke: uchebnoe posobie. Moskva: MGUKI, 2010.

3. Kazarinova I.N., Smagin E.L. Vozmozhnosti biblioterapii. Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 1999; 8: 34-37.

4. Dresher Yu.N. Biblioterapiya: Polnyjkurs: uchebnoe posobie. Moskva: "Izdatel'stvo FAIR", 2007.

5. Kabachek O.L. Napravlenie i 'etapy psihologo-pedagogicheskoj raboty massovoj detskoj biblioteki po integracii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami v sociokul'turnuyu sredu. Korrekcionno-razvivayuschaya rabota s det'mi i podrostkami v usloviyah massovoj biblioteki. Moskva: RGDB,1996: 1 - 14.

6. Tushevskaya I.A. Vvedenie kategorij ogranichenij igrovoj deyatel'nosti v korrekcionnuyu praktiku. Detskaya invalidnaya sreda: tehnologii sociokul'turnojreabilitacii. Moskva: MGUKI, 2001: 45.

Статья поступила в редакцию 30.10.15

УДК 37.032

Krainik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and Sports, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Andrianov A.S., teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

THE RELATIONSHIP OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS OF THE RUSSIAN FEDERATION. In connection with the adoption of the Federal Law "On Police" the requirements for the level of training of police officers have changed. Taking into account the needs and characteristics of the population of police, interaction with citizens has become more socially oriented and professional. At the same time professional employee depends not only on the level of training in high school, but also on the initial set of personal qualities, their respective characteristics of law enforcement. In this regard, the article reveals the basics of personal and professional skills of police officers, the hypothesis of their interrelationship and interdependence. The research is based on a correlation analysis that has confirmed the assumption put forward and set the degree of correlation between the personal and professional qualities. It emphasizes the need for support on the individual characteristics of the person in the process of training future employees of bodies of Interior Affairs.

Key words: personal qualities, professional qualities, relationship, professional training, authority of bodies of Interior Affairs, law enforcement.

В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта

Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

А.С. Андрианов, преп. Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с принятием Федерального закона «О полиции» изменились требования к уровню профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. С учётом потребностей и особенностей населения взаимодействие сотрудников полиции с гражданами стало более социально ориентированным и профессиональным. При этом профессионализм сотрудника зависит не только от уровня подготовки в вузе, но и от исходной совокупности личностных качеств, их соответствия особенностям правоохранительной деятельности. В этой связи, в статье раскрывается сущность личностных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел, выдвигается гипотеза об их взаимосвязи и взаимообусловленности. На основе проведённого корреляционного анализа подтверждается выдвинутое предположение и устанавливается степень корреляционной зависимости между личностными и профессиональными качествами. Подчёркивается необходимость опоры на индивидуальные особенности личности в процессе профессиональной подготовки будущих сотрудников внутренних дел.

Ключевые слова: личные качества, профессиональные качества, взаимосвязь, профессиональная подготовка, органы внутренних дел, правоохранительная деятельность.

С принятием Федерального закона «О полиции» и последовавшим за этим реформированием правоохранительных структур существенно изменились требования к уровню профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел. С учётом потребностей и особенностей населения взаимодействие сотрудников полиции с гражданами становится более гуманитарным и социально направленным [1]. В этой связи существенно возрастает роль педагогической составляющей процесса профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции. Соответственно, значительно усложняется и расширяется круг воспитательных задач, уточняется и конкретизируется содержание профессиональных компетенций.

Важнейшим показателем готовности сотрудников органов внутренних дел к работе по профессии выступают личност-но-профессиональные качества, от уровня развития которых напрямую зависит эффективность и продуктивность всей правоохранительной деятельности (Л.И. Анциферова, С.Е. Борисова, В.В. Ворчук, В.В. Данилов, Э.Ф. Зеер, А.И. Китов, Е.С. Романова и др.). Резко возросла «психологическая цена» решений, принима-

емых людьми данной профессиональной группы, т. к. допущенные ошибки и промахи могут привести к авариям, к человеческим жертвам, к невосполнимому урону для личности и общества.

Труд сотрудников полиции относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянная работа в экстремальных условиях, подвергающих опасности жизнь и здоровье. Стрессовые ситуации, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта полицейских, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальных потерями.

Говоря о сущности личностных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел, можно сказать, что психологические различия между людьми могут быть настолько значительны, что некоторые сотрудники, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть определенной деятельностью, фактически не могут достигнуть необходимого ми-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.