Научная статья на тему 'Особенности развития социализации подростков средствами арт-терапии'

Особенности развития социализации подростков средствами арт-терапии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1818
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агарагимова Вера Казимагомедовна, Гасанова Бурлият Магомедовна

В статье раскрывается проблема социализации подростков с девиантным поведением. Рассматриваются основные направления педагогической стратегии социализации подростков средствами арт-терапии. Показано комплексное задействование информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и действенно-практических компонентов арт-терапии для развития подростков в процессе художественной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития социализации подростков средствами арт-терапии»

20

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

НАУКИ

УДК 301.085:15

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

© 2013 Агарагимова В. К., Гасанова Б. М. Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрывается проблема социализации подростков с девиантным поведением. Рассматриваются основные направления педагогической стратегии социализации подростков средствами арт-терапии. Показано комплексное задействование информационнопознавательного, эмоционально-ценностного и действенно-практических компонентов арт-терапии для развития подростков в процессе художественной деятельности.

The article deals with the teenagers’ socialization problem with the deviant behavior. The authors outline the basic directions of the pedagogical strategy of the socialization of teenagers by means of the art-therapy. The authors of the article show us the complex involvement of the information-cognitive, emotional-value and the effective-practical components of the art-therapy for the teenagers’ development in the process of the artistic activity.

V state raskryivaetsya problema sotsializatsii podrostkov s deviantnyim povedeniem. Rassma-trivayutsya osnovnyie napravleniya pedagogicheskoy strategii sotsializatsii podrostkov sredstvami art-terapii. Pokazano kompleksnoe zadeystvovanie informatsionno-poznavatelnogo, emotsionalno-tsennostnogo i deystvenno-prakticheskih komponentov art-terapii dlya razvitiya podrostkov v prot-sesse hudozhestvennoy deyatelnosti.

Ключевые слова: социализация личности подростка, социальная адаптация, арт-терапия, творческое взаимодействие, проблемы поведения.

Keywords: socialization of a teenager’s personality, social adaptation, art-therapy, creative interaction, behavior problems.

Klyuchevyie slova: sotsializatsiya lichnostipodrostka, sotsialnaya adaptatsiya, art-terapiya, tvor-cheskoe vzaimodeystvie, problemyi povedeniya.

Социально-психологические проблемы поведения детей и подростков в настоящее время актуализированы рядом факторов, среди которых наиболее важным является рост преступности и правонарушений, совершенных несовершеннолетними в течение последних лет.

Современная библиография показывает, что исследования в этой области постоянно увеличиваются, и в настоящее время следует говорить о доминировании научных и практических работ. Тенден-

ция объединения понятийного аппарата психологии, образования, психодиагностики, терапии и коррекции, указывает на необходимость комплексного решения обозначенного вопроса [2]. Ученые убеждены, что увеличение числа исследований проблемы поведения учащихся на социально-психологическом уровне является индикатором состояния современного общества. Труды Л. В. Занкова, П. П. Блонского, В. Н. Куфаева, Л. С. Выготского и др., являясь основой для раз-

Психолого-педагогические науки •••

работки диалектико-материалистической методологии, определили направления для дальнейших исследований. В частности, в работах К. К. Платонова, Д. И. Фельдштейна, А. И. Кочетова уточнены ряд положений о личности детей с поведенческими проблемами, при этом причинно-факторный диапазон был изучен с социальных позиций. Ученые отмечали, что резкое ускорение темпов жизни, изменение комплекса социальных, психологических и экономических условий привели к ухудшению психического здоровья, как у взрослых, так и у детей, для которых характерны соответствующие симптомы: повышение уровня невротизации, общее беспокойство, чувство бесполезности, одиночества, бессмысленности существования, всевозможные страхи.

Исследователи подчеркивают, что сегодняшнее поколение молодых людей выросло в период системного кризиса, отсутствия стабильности, в атмосфере «социального поражения», массового недовольства, безработицы, невозможности реализовать свои подростковые интересы. Все это явилось питательной средой для нестабильности и дезадаптации поведения подрастающего поколения, способствующее снижению социальной интеграции [1].

Одной из основных причин негативного поведения, по мнению В. А. Дерю-чева, В. Ф. Шевчук является снижение занятости подростков учебой, спортом, общественно полезной деятельностью. Бесцельное и праздное времяпрепровождение оказывает отрицательное влияние на образ жизни и поведение подростков [3]. Поэтому в условиях современной России проблему социального отчуждения, как фактора девиантного поведения у детей и подростков, следует отнести к одной из самых серьезных социальных проблем, требующих не только углубленного изучения, но и указывающую на необходимость совместного поиска эффективных решений на практическом уровне.

Система социально-экономического кризиса выражается в таких показателях, как войны, террористические акты, международные конфликты, снижение уровня жизни населения в целом, резкое расслоение с различными социальными доминантами. Резкое ускорение темпа жизни, изменение стандартов кратко-

21

срочных и долгосрочных программ жизни, весь комплекс социальных, психологических и экономических условий привели к ухудшению психического здоровья. Увеличение количества психосоматических заболеваний приводит к обострению кризиса идентичности. Нежелание подростков следовать нормативным требованиям и ожиданиям социальной среды или лицемерное послушание им, часто просто маскируют внутренний протест и разочарование. Данное поведение является показателем того, что социальная реальность в виде образовательной ситуации вступила в конфликт с потребностями и интересами подростка. Таким образом, внутренняя реализация Я начинает развиваться под влиянием спонтанно меняющихся обстоятельств. Подросток адаптируется в условиях конфликта между домом и школой, обществом и государством, коллективным и неформальным общением окружающей среды [7]. В настоящее время многие исследователи подросткового возраста отмечают, что физиологические изменения данного возрастного периода транслируются на поведение. Однако Д. Б. Эльконин отмечает, что хотя половое развитие и оказывает значительное влияние на формирование личности в этот период, но этот фактор не является основным [13]. Ученый доказывает, что период полового созревания зависит от деятельности, в которой подросток сравнивает себя с другими и через его отношение к миру. У подростков происходит изменение ведущих видов деятельности, приходит время интимно-личностного общения [11]. Известный исследователь подросткового возраста К. Конрад отмечал, что подростки легко возбудимы, неустойчивы в настроении. Согласно А. Газелл, в 10 лет дети уравновешенны, в 11 лет доминирующими становятся импульсивность и негативизм, в 12 лет процессы уравновешиваются, в 13 лет имеет место интроверсия, самокритика, 14-летних характеризует экспансивность, коммуникабельность, уверенность в себе, идет интенсивный процесс развития желания сравнивать себя с другими. Наконец, в возрасте 16 наступает эмоциональное равновесие. Чувство взрослости является одним из противоречий изучаемого возраста, который в психологии и педагогике всегда рассматривается как особый период. К чувству взрослости

22

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

должны быть подготовлены таким образом, чтобы подросток развивался в позитивном ключе. В случае если этого не произойдет, чувство взрослости проявится в негативном ключе и это станет серьезным толчком для трудностей в личностном развитии [9].

К. Левин утверждал, что для психики подростка типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная агрессивность, застенчивость. В то же время имеет место тенденция предпочтения крайних точек зрения и позиций. По мнению Д. И. Фельдштейна, основное противоречие подросткового возраста характеризуется активным стремлением к познанию собственной роли и значения в обществе взрослых, в отсутствии реальных возможностей отстаивать свои социальные позиции, так как в школе задачи фокусируются только на учебную деятельность, которая субъективно не может обеспечить его дальнейшее развитие личности [11. С. 8].

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что необходимо комплексное решение проблемы, ориентированное на эмоциональную поддержку, способствующее достижению позитивных изменений в самоощущении и утверждению гуманных моделей поведения с учетом реальности окружающей жизни. Мы убеждены, что использование искусства, позволяющего обратиться к сильным сторонам личности детей и обладающего позитивными свойствами внутренней поддержки и восстановления утраченного равновесия позволит решить многие личностные проблемы подростков.

В последние годы стало активно развиваться инновационное направление -арт-терапия, как средство коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний личности и отклонений в поведении. Особо значимый интерес в практической деятельности представляет педагогическое направление арт-терапии, рассматриваемое нами, как социальное врачевание личности подростка, изменение стереотипов поведения с помощью средств художественного творчества. А. И. Копы-тин отмечает, что особого развития арт-терапия в сфере образования достигла за рубежом, где специалисты работают с детьми, имеющими не только эмоцио-

нальные и поведенческие нарушения, но и проблемы в обучении [5].

Подчеркивая значимость искусства в воспитании детей, известный отечественный психолог Б. М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны психики человека - не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но мысль и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию» [10]. Это же подтверждается в исследовании Р. М. Чумичевой [12], где она в первую очередь выделяет воспитательную роль искусства, опираясь на мнение

Н. С. Рериха о том, что воспитание искусством является актом государственного значения. Следующей, по мнению исследователя, является полифункциональная роль искусства в образовательном процессе, т.к. искусство - это социально-эстетический феномен, отражающий социально-общественные ценности и воздействующий на личность через эмоционально-эстетические оценки.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что изобразительная деятельность оказывает заметное положительное влияние на психическое состояние подростка, так как является для них не только творчеством, но и речью. При помощи рисования реализуется значимая для подростков потребность в самовыражении. У многих детей, ранее не испытывающих желания рисовать, под влиянием стрессовых ситуаций пробуждается страсть к рисованию, которая впоследствии может исчезнуть или остаться и получить дальнейшее развитие. Следует учесть, что этап детского рисования является одним из биологических этапов развития психики и находится в тесной связи с важными психологическими функциями, особенно он проявляется в возрастном диапазоне от трех до четырнадцати лет и способствует упорядочению картины окружающего мира на различных уровнях сложности [11]. Более того, рисование рассматривается учеными как важный информационный и коммуникативный канал, как механизм адаптации и интеграции психики

Психолого-педагогические науки •••

подростков. Поэтому, арт-терапевтические занятия помогут педагогам и психологам образовательных учреждений решать значимые педагогические задачи. Во-первых, воспитательные, так как взаимодействие должно строиться так, чтобы подростки учились корректным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это позволит личности нравственно развиваться, ориентироваться в моральных нормах, усваивать этику поведения, более глубоко понимать свой внутренний мир и налаживать доверительные, открытые отношения с окружающими [1]. Во-вторых, с помощью арт-терапии успешно решаются коррекционные задачи, способствующие регуляции эмоциональных и волевых проблем, агрессивности, гиперактивности, страхов [5]. В-третьих, значимым является психотерапевтический мобилизующий лечебный эффект, так как творческая деятельность способствует созданию эмоционально благоприятного климата, эмпатии, защищенности, успеха [8].

В современной литературе описываются различные подходы к организации арт-терапевтических занятий (В. К. Агарагимова, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева и др.). Следует отметить, что многие исследователи в составляющей термина «арт» акцентируют внимание в основном на изобразительном творчестве. Но при этом активно используются также музыка, танец, театрализация, сочинение сказок и т. д. Такое комплексное сочетание называется мультимедийным и часто используется в арт-педагогической практике. Необходимо подчеркнуть арт-терапевтические возможности искусства, которые являются особенно важными при организации корректирующего воспитания подростков:

- целостность и глубина воздействия искусства, обусловленная комплексным взаимодействием, а также воздействие окружающей среды, усиленное эффектом групповой деятельности;

- импровизационность действия, дающая участникам высокую степень свободы, самовыражения, и в то же время защищенная наличием устойчивой формулы;

- безоценочность ситуации, что позволяет каждому участнику более полно и адекватно выражать собственные чув-

23

ства и переживания, не опасаясь оценки и сравнения;

- высокий уровень включенности в происходящие действия, позволяющий участникам более глубоко и полно осознать и проработать собственные проблемы;

- вариативность способов выражения проблемы, обусловленной самим характером народного искусства, где присутствуют элементы импровизирования, что позволяет каждому участнику найти адекватный способ самовыражения;

- создание ситуации вынужденного успеха, так как артпедагогические занятия не требуют наличия специфических способностей и в то же время способствуют творческому самовыражению, позволяющему каждому участнику ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;

- создание атмосферы коллективного эстетического переживания, что является фактором успешности, создавая благоприятный эмоциональный фон;

- относительная доступность применения методов арт-терапевтического воздействия, являющегося технологическим преимуществом.

Дополняя вышеизложенное, мы убеждены, что социальное взаимодействие, лежащее в основе арт-терапевтических занятий, способствует выработке взаимоуважения и понимания, совершенствуют навыки общения, укрепляют уверенность в себе.

Нами разработаны групповые арт-терапевтические занятия для проблемных подростков, так как групповая арт-терапия обладает рядом ценных возможностей: позволяет развивать социальные навыки; связана с оказанием взаимной поддержки членов группы и позволяет решать общие проблемы; дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими; повышает самооценку и ведет к укреплению личностной идентичности; развивает навыки принятия решений.

Занятия состоят из двух взаимосвязанных частей - невербальной (творческой), где основным средством самовыражения является рисунок; вербальной

24

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

(апперцептивной), более структуризиро-ванной. При этом на каждом этапе педагог отмечает, что занятия не носят цели следования изобразительным эталонам. Главное - рисовать адекватно своему состоянию, эмоциональному настроению, мечтам, ожиданиям. Целесообразным является использование на арт-терапевтических занятиях музыкального сопровождения, позволяющего регулировать настроение, улучшать самочувствие. Каждый участник интерпретирует созданные им рисунки и при этом описывает возникающие ассоциации. На базе образовательного центра « Искорка» г. Махачкалы в группе подростков были проведены занятия по нашей методике. Педагог для достижения воспитательных результатов в ходе проведения арт-терапевтических занятий должен был придерживаться определенных правил, разработанных Л. Д. Лебедевой:

- запрещены критика работ, оценивающие суждения, отметки;

- ученик может просто наблюдать за работой других детей или заниматься той деятельностью, которая не противоречит социальным и групповым нормам;

- участник может отказаться от выполнения некоторых заданий или вербализации своих чувств, коллективного обсуждения (при этом способы включения детей в работу зависят от мастерства и такта педагога);

- неприемлемы команды, принуждение [6].

Анализ собранных в ходе практической работы с проблемными подростками данных выявил изменения показателей, собранных на начальном этапе. Модифицировалось отношение к мотивам деятельности, возросла осознанность необходимости выполнения правил и норм общения, возникла инициативность в оказании помощи другим, сократились случаи негативного эмоционального состояния, агрессивности. Нам было отмечено:

- развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям;

- возникновение чувства внутреннего контроля и порядка, так как творческая деятельность приводит к необходимости организации окружающего пространства;

- сам процесс творчества дал возможность свободно выражать свои чувства в виде продукта творчества и являлся безопасным способом снятия психического напряжения.

Таким образом, арт-терапевтические занятия позволяют каждому участнику не только оставаться самим собой, но и не травмируют сравнением с более успешными детьми, способствуют развитию сообразно своей природе. Данный процесс создает благоприятные условия для сотрудничества, активизирует проявление взаимопомощи, что позволяет реализовать гуманистический подход в социализации подростков с проблемным поведением.

Примечания

I. Агарагимова В. К., Явбатырова Б. Г. Социализация детей-сирот средствами народного искусства Дагестана // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. № 4. С. 11-15. 2. Бакшеева Т. С., Горяйнова Д. П.

Влияние арт-терапии на поведение подростков // Воспитание школьников, 2010. № 7. С. 58-61.

3. Дерючева В. А., Шевчук В. Ф. Психологическая коррекция: некоторые проблемы и опыт их решения // Психотехнологии в социальной работе. / Под ред. В. В. Козлова. Вып. 8, Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2003. С. 125-127. 4. Колесова М. С. Профилактика рискованного поведения

подростков // Педагогика. 2005. № 8. С. 65-70. 5. Копытин А. И. Системная арт-терапия. СПб. : Изд-во «Питер», 2001. 224 с. 6. Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. 2000. № 9. С. 27-34. 7. Селиванов В. С. Основы общей педагогики. М. : ИнФрАН, 2002. 336 с.

8. Селиванова И. М. Взаимодействие социального педагога с детьми группы риска // Педагогика. 2006. № 6. С. 47-56. 9. Собкин В. Е. Проявление девиации в подростковой

субкультуре // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 57-70. 10. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. 1947. № 11. С. 7-13.

II. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М. : Педагогика, 1995. 144 с. 12. Чумичева Р. М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. 272 с. 13. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 2007. 431 с.

Notes

1. Agaragimova V. K., Yavbatyrova B. G. The orphan children's socialization by means of the Dagestan folk art // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and

Психолого-педагогические науки

• ••

25

Pedagogical Sciences. 2012. # 4. P. 11-15. 2. Baksheeva Т. S., Goryaynova D. P. The Influence of the art-therapy upon the teenagers' behavior // The schoolchildren's education. 2010. # 7. P. 58-61.

3. Deryucheva V. A., Shevchuk V. F. Psychological correction: some problems and the experience of their solutions // The psycho-technologies in the social work. Ed. by V. V. Kozlova. Issue 8, Yaroslavl: MAPN, YaSU, 2003. P. 125-127. 4. Kolesova M. S. The prevention of the teenagers' risky behavior // Pedagogy. 2005. # 8. P. 65-70. 5. Kopytin A. I. The system art-therapy. SPb.: Piter, 2001. 224 p.

6. Lebedeva L. D. The art-therapy in pedagogy // Pedagogy. # 9, 2000. P. 27-34. 7. Selivanov V. S. Fundamentals of the general pedagogy. M. : INFRAN. 2002. 336 p. 8. Selivanova I. M. The interaction of a social pedagogue with children of the risk-group // Pedagogy. 2006. # 6. P. 47-56.

9. Sobkin V. E. The deviation display in the teenagers' subculture // The issues of psychology. 2004. # 3. P. 57-70. 10. Teplov B. M. Psychological issues of artistic education // Proceedings of the APS of RSFSR. 1947. # 11. P. 7-13. 11. Feldstein D. I. Problems of developmental and educational

psychology. M. : Pedagogy, 1995. 144 p. 12. Chumicheva R. M. Interaction of arts in forming the personality of the senior preschool child. Rostov-on-Don: RSPU, 1995. 272 p. 13. Elkonin D. B. Selected psychological works. M. : Voronezh, 2007. 431 p.

Primechaniya

1. Agaragimova V. K., Javbatyrova B. G. Socializacija detej-sirot sredstvami narodnogo iskusstva Dagestana // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012. № 4. S. 11-15. 2. BaksheevaT. S., Gorjajnova D. P. Vlijanie art-terapii na povedenie podrostkov // Vospitanie shkol'nikov. 2010. № 7. S. 58-61. 3. Derjucheva V. A.,

Shevchuk V. F. Psihologicheskaja korrekcija: nekotorye problemy i opyt ih reshenija. // Psihotehnologii v social'noj rabote. / Pod red. V. V. Kozlova. Vyp. 8, Jaroslavl': MAPN, JarGU, 2003. S. 125-127. 4. Kolesova M. S. Profilaktika riskovannogo povedenija podrostkov // Pedagogika. 2005. № 8. S. 65-70. 5. Kopytin A. I. Sistemnaja art-terapija. SPb.: Piter, 2001. 224 s. 6. Lebedeva L. D. Art-terapija v pedagogike // Pedagogika. № 9, 2000. S. 27-34. 7. Selivanov V. S. Osnovy obshhej pedagogiki. M. : INFRAN, 2002. 336 s. 8. Selivanova I. M. Vzaimodejstvie social'nogo pedagoga s det'mi grup-py riska // Pedagogika. 2006. № 6. S. 47-56. 9. Sobkin V. E. Projavlenie deviacii v

podrostkovoj subkul'ture // Voprosy psihologii. 2004. № 3. S. 57-70. 10. Teplov B. M.

Psihologicheskie voprosy hudozhestvennogo vospitanija // Izvestija APN RSFSR. 1947. № 11. S. 7-

13. 11. Fel'dshtejn D. I. Problemy vozrastnoj i pedagogicheskoj psihologii. M. : Pedagogika, 1995. 144 s. 12. Chumicheva R. M. Vzaimodejstvie iskusstv v formirovanii lichnosti starshego doshkol'nika. Rostov-na-Donu: RGPU, 1995. 272 s. 13. Jel'konin D. B. Izbrannye psihologicheskie trudy. M. : Voronezh, 2007. 431 s.

Статья поступила в редакцию 23.10.2013 г.

УДК 811.161.1. (07)

ВЗАИМОСВЯЗЬ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ И РОДНОМУ ЯЗЫКАМ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РУССКОГО ДВУЯЗЫЧИЯ (на материале чеченской школы)

© 2013 Алиева М. А.

Чеченскиий государственный педагогический институт

В статье ставится проблема взаимосвязанного обучения русскому и родному языкам в условиях раннего двуязычия; выявляются и обосновываются грамматические явления русского языка, представляющие трудность для учащихся-чеченцев при изучении второго языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.