Научная статья на тему 'Эстетическая воспитательная среда как условие психологического комфорта детей в дошкольном образовательном учреждении в аспекте диалога культур'

Эстетическая воспитательная среда как условие психологического комфорта детей в дошкольном образовательном учреждении в аспекте диалога культур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / EMOTIONAL WELL-BEING / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PERFORMANCE / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агарагимова В.К., Рубанова Е.И., Ибрагимова Р.Ю.

В статье освещаются некоторые особенности психологической безопасности детей, которую авторы раскрывают через создание эстетической воспитательной среды дошкольных образовательных учреждений. Рассматриваемый процесс авторы трактуют как совокупность требований, направленных на диалог и взаимообогащение культур, формирующих духовно-нравственные ценности. В этом контексте диалог культур, являющийся основой предложенной авторской комплексных занятий, способствующей повышению эффективности процесса формирования культуры межнационального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION OF PSYCHOLOGICAL COMFORT CHILDREN IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE ASPECT OF INTERCULTURAL DIALOGUE

The article highlights some features of psychological safety of children that authors disclose through the creation of aesthetic educational preschool educational institutions. The period covered by the process is interpreted by the authors as a set of requirements aimed at dialogue and cross-fertilization of cultures that form the spiritual and moral values. In this context, the dialogue of cultures, which is a basis of the proposed integrated authoring classes that promote the efficiency of the process of creating a culture of inter-ethnic communication.

Текст научной работы на тему «Эстетическая воспитательная среда как условие психологического комфорта детей в дошкольном образовательном учреждении в аспекте диалога культур»

УДК 371

Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Russia),

E-mail: beror63@mail.ru

Rubanova E.I., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Ibragimova R.Yu., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: beror63@mail.ru

AESTHETIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION OF PSYCHOLOGICAL COMFORT CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE ASPECT OF INTERCULTURAL DIALOGUE. The article highlights some features of psychological safety of children that authors disclose through the creation of aesthetic educational preschool educational institutions. The period covered by the process is interpreted by the authors as a set of requirements aimed at dialogue and cross-fertilization of cultures that form the spiritual and moral values. In this context, the dialogue of cultures, which is a basis of the proposed integrated authoring classes that promote the efficiency of the process of creating a culture of inter-ethnic communication.

Key words: emotional well-being, cognitive activity, performance, psychological adaptation, individual approach.

В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. факультета социальной педагогики и психологии ДГПУ,

E-mail: beror63@mail.ru

Е.И. Рубанова, ст. преп. факультета специального (дефектологического) образования, ДГПУ, Е-mail: beror63@mail.ru

Р.Ю. Ибрагимова, ст. преп. факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ,

Е-mail: beror63@mail.ru

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В АСПЕКТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

В статье освещаются некоторые особенности психологической безопасности детей, которую авторы раскрывают через создание эстетической воспитательной среды дошкольных образовательных учреждений. Рассматриваемый процесс авторы трактуют как совокупность требований, направленных на диалог и взаимообогащение культур, формирующих духовно-нравственные ценности. В этом контексте диалог культур, являющийся основой предложенной авторской комплексных занятий, способствующей повышению эффективности процесса формирования культуры межнационального общения.

Ключевые слова: эмоциональное благополучие, познавательная активность, эффективность деятельности, психологическая адаптированность, индивидуальный подход.

Политические и социально-экономические изменения происходящие в современной России оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и деятельности. В обществе формируются новые отношения и ценности, появились непривычные критерии оценок различных процессов и явлений. В этой связи важен процесс создания адекватного новому времени механизма интенсивного обновления мировоззрения, ориентирующего тенденцию современного образования на создание условий оптимального интеллектуального и духовного развития подрастающего поколения. В данном контексте детство выступает как то время, для которого возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. На историческом этапе духовного обновления общества неоценимую роль в нравственно-эстетическом воспитании играет стремление к возрождению национальной культуры и включению детей всех возрастов в народное искусство.

Дагестан, являющийся многонациональной республикой, характеризуется тем, что на его территории на протяжении веков мирно сосуществовали народы разных языковых групп. Исторически сложившееся положение дагестанской цивилизации способствует прогрессу диалога культур как фактора формирования духовно-нравственной личности. Поэтому наша республика признаётся историками, философами, педагогами, культурологами как уникальная лаборатория, в которой необходим поиск оптимально позитивных путей развития и личностного становления подрастающего поколения через культурное сотрудничество и художественно-творческую деятельность.

Образовательные учреждения в поликультурном обществе способны обеспечить формирование и развитие личности ребёнка, имеющего возможность переходить от родной национальной культуры - к общероссийской и через неё - к мировой. Данный процесс можно объяснить тем, что универсальные культурные ценности создаются усилиями всех народов, и культура каждого из них способна раскрыть национально-духовный образ мира. Развитие потенциала личности, его реализация ведут к обогащению всего общества. Поэтому особая роль в формировании и развитии во всех возрастных периодах, начиная с дошкольного возраста эталонов нравственного, эстетического отношения к окружающей жизни принадлежит богатым, многовековым традициям народного искусства Дагестана , заложенными в народной

музыке, сказках, декоративно-прикладном искусстве, различных играх и т. д. [1].

Вышеизложенное подтверждает актуальность проблемы приобщения подрастающего поколения к художественно-эстетическим и нравственным ценностям на основе комплексного, интегрированного принципа в эстетическом воспитании детей, в котором народное художественное творчество является средством гуманизации педагогического процесса, создающего благоприятную среду для каждого ребёнка и обеспечивающего его духовное развитие.

Можно сделать вывод о том, что отечественная психолого-педагогическая наука определяет эстетическое воспитание, во-первых, как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать красоту в жизни и искусстве, во-вторых, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, а также как приобщении к художественной деятельности, развития художественных способностей (Л.Я. Венгер, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Н.П. Са-кулина, и др.). В эстетическом воспитании к решающим факторам можно отнести особенности окружающей действительности (природы, быта, труда, общественной жизни) и искусство (музыки, литературы).

Характеризуя задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста, исследователи делят их на четыре группы, каждая из которых имеет определенную направленность.

Задачи первой группы направлены на формирование эстетической чувствительности, накопление фонда эстетических образцов, стремления к развитию эстетической эмоциональности, чувствительности, заинтересованности.

Задачами второй группы является расширение объема эстетических знаний, стимулирование детей к проявлению эстетических суждений и оценок. Педагогическая деятельность направлена на знакомство с правильным определением прекрасного и безобразного, комического и трагического в реальной жизни и искусстве, способствующие осознанному пониманию красоты. В данном процессе задействованы разнообразные стандарты: эмоциональные , сенсорные, искусствоведческие .

К задачам третьей группы отнесены те, которые способствуют активному приобщению к эстетической деятельности: развитие художественного и эстетического восприятия; формирова-

ние первичных умений и навыков художественной деятельности; воспитание потребности активно и творчески вносить элементы красоты в жизнь, природу, собственный облик, в отношения с другими людьми.

Следовательно, принципами интегрированного взаимодействия различных видов искусства и художественно-творческой деятельности являются:

- тесная взаимосвязь народного и классического искусства;

- активное введение народного искусства в воспитательную работу ДОУ;

- стимулирование детей для участия в различных видах творческой художественной деятельности;

- создание благоприятной эмоциональной обстановки для стремления к занятиям художественной деятельностью;

- учет индивидуальных способностей каждого ребёнка с учётом их предпочтений, интересов уровня художественной деятельности, сочетание групповой и индивидуальной работы;

- создание художественной среды ДОУ с максимальным использованием продуктов детского художественного творчества;

- позитивное отношение к различным формам детской художественно-творческой деятельности, в какой бы форме оно не проявлялось;

- широкое использование побуждающих методов в работе с детьми, в том числе - игровых [2].

Доказано, что позитивное развитие личности дошкольника направленное на стимулирование его инициативности, самостоятельности, должно быть ориентировано на технологии, обеспечивающих полноценное развитие детей в условиях эмоционального благополучия [3].

Более того, исследование РМ. Чумичевой направлено на утверждение положения о связи искусства и игры, объединенных единым художественно-игровым действием, которому автор отводит функцию формирования духовных ценностей личности. Поэтому связь игровой деятельности и искусства позволяет осуществлять эстетическое и художественное воспитание. Если ребёнок, играя, входит в мир искусства, то это будет способствовать развитию умения внутренне продумывать построение своей деятельности, стимулировать эмоциональную и творческую активность [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа современного дошкольного воспитания должна быть построена в двух взаимосвязанных и смежных по характеру стратегиях - модернизация содержания и использование современных образовательных технологий. При этом основой первого направления является учение В.А. Сухомлинского о том, что воспитание в широком смысле слова характеризуется как многогранный процесс духовного обогащения и обновления, позволяющий детям жить в мире красоты, творчества [4].

Проведённое нами анкетирование работников дошкольных образовательных учреждений Дагестана позволило выявить трудности практической работы по реализации национально-регионального компонента. Педагоги отмечали слабое учебно-материальное обеспечение, отсутствие методической оснащенности. Также указывалась настоятельная необходимость учёта ориентации воспитательного процесса на этнические культурные духовно-нравственные потребности и интересы различных национальных групп.

Современное мультикультурное общество нуждается в разработке комплексной системы эстетического воспитания через народное искусство. В связи с этим, можно утверждать, что существует противоречие между необходимостью стратегического использования народного искусства Дагестана в эстетическом воспитании детей и отсутствием методического обеспечения этого процесса в воспитательно-образовательной деятельности.

Библиографический список

Проведённый анализ психолого-педагогической литературы, позволил предположить, что процесс эстетического воспитания детей 5-6 лет будет эффективным при условии, если:

- стратегическим направлением педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении будет создание позитивного эмоционального климата, направленного на развитие диалога культур в процессе художественно-эстетической деятельности;

- возрастные особенности являются определяющими при отборе художественных произведений (литературных, декоративно-прикладных, музыкальных);

- индивидуальный подход определен основой художественно-эстетической деятельности дошкольников в процессе интегрированных занятий;

- сотрудничество детского сада и семьи проходит в русле диалога культур, в процессе которого осуществляется духовно-нравственное и эстетическое воспитание и развитие детей.

Основой разработанных нами комплексных занятий является декоративно-прикладное искусство Дагестана, сосредоточенное в центрах народных промыслов: гончарное искусство Балхара, ювелиры Кубачей, мастера насечки Унцукуля, ковровое искусство Табасарана. Занятия сгруппированы по блокам, этом каждый является самостоятельным, законченным и вместе с тем связанным с предшествующими и последующими блоками, что и составляет целостность структуры всей системы. Каждый из разработанных блоков имеет интегрированную основу и строится на соответствующих принципах, таких как:

- планомерная организационная основа всех составляющих образовательно-воспитательного процесса направленного на нравственно-эстетическое воспитание;

- интеграция народного искусства в русле диалога культур;

- формирование и обогащение представлений детей о народном искусстве и активизацию художественно-творческой деятельности детей;

- применение методов авансированного успеха, учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

В структуру каждого блока включены указания по организации предварительной и последующей после занятия работе с целью реализации заключительного этапа составными частями которого являются выставки, спектакли, коллективные творческие панно и т. д. Следовательно, работа педагогического коллектива дошкольных образовательных учреждений Дагестана должна быть направлена на только на сохранение самобытности этнической культуры, но и на её развитие, тем самым способствуя обогащению культуры многонациональной России, являющейся составной частью мировой цивилизации. При этом основное внимание необходимо направлять на диалог и взаимообогащение культур формирующих духовно-нравственные ценности. В этом контексте диалог культур, являющийся основой разработанных нами комплексных занятий по эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного искусства Дагестана, помогает детям понять и родную культуру и культуру других народов, что способствует эффективности процесса формирования культуры межнационального общения. Мы убеждены, что в процессе эстетического воспитания дошкольников происходит интенсивное формирование духовно-нравственных ценностей при условии расширения и обогащения содержания работы образовательного учреждения, активизации творческой и познавательной активности всех участников процесса - родителей, педагогов, детей. Поэтому разработанные нами комплексные занятия, имеющие в основе народное творчество художественных промыслов Дагестана, в условиях диалога культур позволят совершенствовать и обогатить воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

1. Агарагимова В.К., Рубанова Е.И., Ибрагимова Р.Ю. Игра как средство коррекции нарушений в сфере эмоциональной жизни детей дошкольного возраста. Проблемы современного педагогического образования. 2017; 55-8: 15 - 21.

2. Агарагимова В.К., Назаралиев И.А. Воспитательные возможности метода сказкотерапии в психолого-педагогической работе с детьми в условиях школы-интерната. Мир образования - образование в мире. 2016; 1 (61): 83 - 89.

3. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология. Детский сад от А до Я. 2008; 3.

4. Бехтерева Е. Технология формирования ответственности. Дошкольное воспитание. 2010; 8.

5. Бывшева М. Социальное познание старшего дошкольника: проблемы и их решение. Дошкольное воспитание. 2009; 9.

References

1. Agaragimova V.K., Rubanova E.I., Ibragimova R.Yu. Igra kak sredstvo korrekcii narushenij v sfere 'emocional'noj zhizni detej doshkol'nogo vozrasta. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; 55-8: 15 - 21.

2. Agaragimova V.K., Nazaraliev I.A. Vospitatel'nye vozmozhnosti metoda skazkoterapii v psihologo-pedagogicheskoj rabote s det'mi v usloviyah shkoly-internata. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2016; 1 (61): 83 - 89.

3. Atemaskina Yu.V. Proektnaya deyatel'nost' pedagoga: suschnost' i tehnologiya. Detskij sad ot A do Ya. 2008; 3.

4. Behtereva E. Tehnologiya formirovaniya otvetstvennosti. Doshkol'noe vospitanie. 2010; 8.

5. Byvsheva M. Social'noe poznanie starshego doshkol'nika: problemy i ih reshenie. Doshkol'noe vospitanie. 2009; 9.

Статья поступила в редакцию 23.04.18

УДК 371

Asadulaeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru

Magomedkhanova U.Sh., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Deputy Dean for Scientific Work and Informatization of FNK (Makhachkala, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru

THE BASICS AND SPECIFICS OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF A FAMILY. The article reveals modern problems of a family, the need to find new, innovative approaches to solve them. The authors note that the need for the state program of social support of citizens, aimed at ensuring the minimum, statutory guarantees, deterrence measures, blocking the negative social trends that have emerged in recent years, determine the contents of the modern state social policy. The normative-legal, socio-demographic and organizational-managerial approaches to the study of the problem of social protection are characterized. Support given in time to the family releases distress or crisis from many unresolved problems.

Key words: social and pedagogical support, moral attitudes, socialization, social protection, traditional Russian family.

Ф.Р. Асадулаева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии начального образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Uma-sh@mail.ru У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук, доц. педагогики и психологии начального образования, зам. декана по научной работе и информатизации ФНК, г. Махачкала, E-mail: Uma-sh@mail.ru

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ

В статье раскрываются современные проблемы семьи, необходимость поиска новых, нетрадиционных подходов их решения. Авторы отмечают, что потребность в государственной программе социальной поддержки граждан, направленной на обеспечение минимальных, нормативно закрепленных гарантий, мер сдерживания, блокирования негативных социальных тенденций, возникших в последние годы, определяют содержание современной государственной социальной политики. Характеризуются нормативно-правовой, социально-демографический и организационно-управленческий подходы к исследованию проблемы социальной защиты. Вовремя полученная поддержка освобождает семью, неблагополучную или испытывающую кризис, от многих не решенных и не решаемых проблем.

Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, нравственные установки, социализация, социальная защита, традиционная российская семья.

Изменения социальных норм, нравственных общественных установок коренным образом изменили устои традиционной российской семьи. Результат - неблагоприятная социально-демографическая динамика, резкое расслоение семей по финансово-экономическому доходу, социальное сиротство, детская и подростковая безнадзорность. Налицо кризис института семьи. Но по своей природе семейные отношения продолжают оказывать огромное влияние на процесс развития и социализации каждого члена семьи, и приходится наблюдать, как проблемы взрослых порождают и усугубляют проблемы детства [1]. Масштабы и новизна современных проблем семьи обусловливают необходимость поиска новых, нетрадиционных подходов, определяют многовариантность их решения. В этом поиске не последняя роль принадлежит теоретическому осмыслению предпосылок формирования социально-педагогической поддержки семьи, тенденций её развития, проблем и противоречий этого процесса. Потребность в выверенной тактически и стратегически государственной программе социальной поддержки граждан, направленной на обеспечение минимальных, нормативно закрепленных гарантий, мер сдерживания, блокирования негативных социальных тенденций, возникших в последние годы, определяют содержание современной государственной социальной политики.

В связи с тем, что наше общество перешло сегодня к рыночным отношениям, актуальным становятся проблемы социальной защиты отдельных социально уязвимых групп населения: детей, молодежи, инвалидов, пожилых людей, безработных, беженцев и др. Имеется много литературы, которая посвящена раскрытию механизма социальной защиты в форме социальной работы. Это во многом связано с созданием государственных целевых программ, задачей которых является помощь конкретным группам населения. Исследуются вопросы организации социальной защиты на

национально-региональном уровне и в связи с развитием местного самоуправления. Не малый интерес представляют попытки исследования проблем социальной защиты в рамках коммерческого и негосударственного сектора. При исследовании проблемы социальной защиты преобладает нормативно-правовой подход, социально-демографический подход и организационно-управленческий подход.

Социальная защита как определённая система взаимоотношений в нашем обществе существовала всегда. В психолого-педагогической литературе высказывается мысль, что защищается социальность человека, его социальные права и свободы, гарантируется удовлетворение его базовых жизненных потребностей. В связи с этим, человек может существовать в обществе именно как человек. Представление о социальной защите как системе общественных отношений даёт наиболее развернутое определение. Она рассматривается как система общественных отношений по созданию благоприятных условий населения. В нее входит деятельность организаций по созданию благоприятной для человека окружающей действительности, охране детства, охране здоровья граждан, оказанию помощи семье и др.

На современном этапе в нашем обществе формируется новая модель социальной защиты населения, которая соответствует рыночным отношениям. В целом она основана на системе социальной защиты советского периода. Система социальной защиты населения на современном этапе еще не получила окончательного институционального оформления. Но её формирование происходит как развитие трех основных государственных институтов, таких как: система социального обеспечения, которая реализует принцип всеобщности при предоставлении социальных благ. Например, система социального страхования, которая предполагает принцип обязательности; система конкретной по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.