Научная статья на тему 'Содержание и механизмы модернизации преподавания предметной области "искусство"'

Содержание и механизмы модернизации преподавания предметной области "искусство" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ART / ОБЩЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GENERAL ART EDUCATION / МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ / MODERNIZATION MECHANISMS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ИСКУССТВО" / EDUCATIONAL AREA "ART" / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акишина Е.М., Кашекова И.Э.

Модернизация предметной области «Искусство» это процесс и результат, направленный на усвоение учащимися художественно-эстетического опыта, формирование у них систематизированных знаний, умений, навыков художественной и музыкальной деятельности, ключевых компетенций. И если образованность это интегративное качество, которое определяется единством: «образа мира», «образа-Я» и «образа-Я в мире» то его неполнота очевидна без осмысления «художественного образа мира», соотнесения «образа-Я» с идеальными образами искусства, понимания места и роли «образа-Я в мире культуры». Для осуществления модернизации преподавания предметной области «Искусство» важно определить механизмы и способы гармонизации потребностей общества и адаптировать их к высоким притязаниям и реальным возможностям современного ребёнка. Модернизация образования это перманентный процесс, который в принципе окончания иметь не может, т. к. в обществе постоянно происходят те или иные изменения. А вместе с ними меняется и образование. Художественное образование может удовлетворить объективные факторы, формирующие новые потребности общества, существующие буквально во всех сферах жизни общества от политики и идеологии до экологических проблем. Механизмами модернизации общего художественного образования являются: поддержка и развитие предметной области «Искусство», образовательная база, педагогическая наука и технологии, маркетинг и продвижение инноваций в области художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENTS AND MECHANISMS FOR MODERNIZING THE TEACHING OF THE SUBJECT AREA OF “ART”

The contents modernization of the subject area of “Art” is a process and result aimed at assimilating the students of artistic and aesthetic experience, the formation of their systematized knowledge, skills, artistic and musical activity, key competencies. If education is an integrative quality that is determined by the unity of “the image of the world”, “the image of the self”, and “the image of the self in the world”, then its incompleteness is evident without comprehending the “artistic image of the world”, correlating the “image-I” with the ideal images of art, understanding of the place and role of the “image-I in the world of culture”. To modernize the teaching of the subject area “Art” it is important to define the mechanisms and ways of harmonizing the needs of society and adapt them to the high claims and real capabilities of the modern child. Modernization of education is a permanent process, which cannot have an end, because in society there are constantly changes. Education is changing too. Art education can satisfy the objective factors that form the new needs of society, existing literally in all spheres of society's life from politics and ideology to environmental problems. The mechanisms of modernization of general art education are support and development of the subject area “Art”, an educational base, pedagogical science and technology, marketing and promotion of innovations in the field of art education.

Текст научной работы на тему «Содержание и механизмы модернизации преподавания предметной области "искусство"»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет", (г. Москва)

УДК 37

Akishina E.M., Cand. of Art Criticism, Director of Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia), E-mail: eka53.170@gmail.com

Kashekova I.E., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Deputy Director for Strategic Development, Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia), E-mail: eka53.170@gmail.com

THE CONTENTS AND MECHANISMS FOR MODERNIZING THE TEACHING OF THE SUBJECT AREA OF "ART". The contents modernization of the subject area of "Art" is a process and result aimed at assimilating the students of artistic and aesthetic experience, the formation of their systematized knowledge, skills, artistic and musical activity, key competencies. If education is an integrative quality that is determined by the unity of "the image of the world", "the image of the self', and "the image of the self in the world", then its incompleteness is evident without comprehending the "artistic image of the world", correlating the "image-I" with the ideal images of art, understanding of the place and role of the "image-I in the world of culture". To modernize the teaching of the subject area "Art" it is important to define the mechanisms and ways of harmonizing the needs of society and adapt them to the high claims and real capabilities of the modern child. Modernization of education is a permanent process, which cannot have an end, because in society there are constantly changes. Education is changing too. Art education can satisfy the objective factors that form the new needs of society, existing literally in all spheres of society's life - from politics and ideology to environmental problems. The mechanisms of modernization of general art education are support and development of the subject area "Art", an educational base, pedagogical science and technology, marketing and promotion of innovations in the field of art education.

Key words: art, general art education, modernization mechanisms, educational area "Art", modernization of education, modernization mechanisms.

Е.М. Акишина, канд. искусств., директор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», г. Москва, Е-mail: eka53.170@gmail.com

И.Э. Кашекова, д-р пед. наук, проф., зам. директора по стратегическому развитию, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», г. Москва, Е-mail: eka53.170@gmail.com

СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»

Модернизация предметной области «Искусство» это процесс и результат, направленный на усвоение учащимися художественно-эстетического опыта, формирование у них систематизированных знаний, умений, навыков художественной и музыкальной деятельности, ключевых компетенций. И если образованность - это интегративное качество, которое определяется единством: «образа мира», «образа-Я» и «образа-Я в мире» то его неполнота очевидна без осмысления «художественного образа мира», соотнесения «образа-Я» с идеальными образами искусства, понимания места и роли «образа-Я в мире культуры». Для осуществления модернизации преподавания предметной области «Искусство» важно определить механизмы и способы гармонизации потребностей общества и адаптировать их к высоким притязаниям и реальным возможностям современного ребёнка. Модернизация образования - это перманентный процесс, который в принципе окончания иметь не может, т. к. в обществе постоянно происходят те или иные изменения. А вместе с ними меняется и образование. Художественное образование может удовлетворить объективные факторы, формирующие новые потребности общества, существующие буквально во всех сферах жизни общества - от политики и идеологии до экологических проблем. Механизмами модернизации общего художественного образования являются: поддержка и развитие предметной области «Искусство», образовательная база, педагогическая наука и технологии, маркетинг и продвижение инноваций в области художественного образования.

Ключевые слова: искусство, общее художественное образование, механизмы модернизации, образовательная область «Искусство», модернизация образования, механизмы модернизации.

Крупные перемены, происходящие буквально во всех сферах современного общества, определили необходимость существенной модернизации образования. Сегодня содержание модернизации образования - это национальная проблема, с которой напрямую связаны знания, уровень интеллекта, состояние здоровья, духовно-нравственные установки, образ мира молодых людей. А значит и существование нации.

Содержание модернизация предметной области «Искусство» это процесс и результат, направленный на создание новых условий для освоения учащимися художественно-эстетического опыта, формирования у них систематизированных знаний, умений, навыков художественной и музыкальной деятельности, ключевых компетенций. И если образованность - это интегративное качество, которое определяется единством: «образа мира»,

«образа-Я» и «образа-Я в мире» («тремя целостностями» -В.Р Ильченко, К.Ж. Гуз), то его неполнота очевидна без осмысления «художественного образа мира», соотнесения «образа-Я» с идеальными образами искусства, понимания места и роли «об-раза-Я в мире культуры» [1-4].

Для осуществления модернизации преподавания предметной области «Искусство» важно определить механизмы, способные гармонизировать потребности общества с высокими притязаниями и реальными возможностями ребёнка. Поскольку в предметную область «Искусство» традиционно включены 3 предмета: Изобразительное искусство, Музыка и Мировая художественная культура, мы будем говорить о ключевых подходах к их модернизации.

Содержание художественного образования связано с ролью искусства, в жизни общества, которая распространяется на все сферы общественной жизни: политико-идеологическую, социо-моральную, духовно-нравственную, ценностно-ориентационную, образовательную.

В современной ситуации искусство может дать образованию:

В сфере «ВЛАСТИ - ПОЛИТИКИ - ИДЕОЛОГИИ» утверждение идей толерантности, национальной идентичности, Ориентировать на традиции народов России, подсказать пути поиска национальной идеи. В сфере «ЗАКОН - МОРАЛЬ - СОЦИУМ» искусство демонстрирует нормы морали и дает оценку ситуациям их нарушения или несоответствия принципам нравственности; способствует созданию общественного мнения, создает и оформляет пространство жизни человека. В сфере «КУЛЬТУРА -НАУКА - ИДЕАЛЫ» обеспечивает коммуникацию в культуре, сохранение и передачу художественных ценностей, выражает нравственные и эстетические идеалы, создает образные модели мира, ориентирует на культурные традиции Отечества. В сфере «ОБРАЗОВАНИЕ - ВОСПИТАНИЕ - ЦЕННОСТИ» способствует художественному познанию мира, обогащению жизненного, эстетического и эмоционально-ценностного опыта, получению опыта творческой деятельности.

В термин «модернизация» (от англ. «modernization» и нем. «die Modernisierung»), включается вся сумма технологических, экономических, политических, социальных, культурных, изменений, устремленных к преобразованиям в общественной системе. Сегодня существует множество определений «модернизации», но хочется остановиться на трактовке этого понятия, которое дали американские политологи Р. Макридис и Б. Браун: «Модернизированному обществу присуща культура, которая подчеркивает ценности науки, знания и достижения».

Модернизация образования - это перманентный процесс, который в принципе окончания иметь не может, т. к. в обществе постоянно происходят те или иные изменения. А вместе с ними меняется и образование.

Каковы же объективные факторы, формирующие новые потребности общества, которые может удовлетворить художественное образование?

1. Глобальное информационное пространство, связанное со сменой способа передачи информации, увеличением роли и количества визуальных сообщений. Человеку, чтобы быстро и критично ориентироваться в их потоке, анализировать, оценивать, выбирать то, что необходимо в данный момент, нужно обладать визуальной культурой. В общем образовании развитие визуальной культуры ребёнка может взять на себя только один предмет - изобразительное искусство.

2. Тенденция к трансформации знания в цифровом виде для транслирования в единую кодовую систему, затем для понимания информации необходима её дешифровка, которая осуществляет обратный процесс перевода информации в знание. В связи с этим в последнее время доминирующую роль в культуре играет изобразительный знак, символ, визуальный образ. Анализ произведения искусства является отличным тренингом по дешифровке культурных кодов, заложенных автором, часто на подсознательном уровне. Осваивать культурные коды имеет смысл, ориентируясь на традиционное национальное искусство России.

3. Базовые характеристики современной культуры - прагматизм и практицизм, а знание понимается как информация, имеющая практическую ценность, предназначенную для получения конкретных результатов. Обучение любому искусству предполагает получение знаний в процессе художественной

деятельности, которая направлена на создание определенного продукта.

4. Господство экономики и производства, абсолютная значимость научно-технического и производственного прогресса, который невозможен без эстетического оформления изделий, т. е. без дизайна. При этом происходит недооценка значения второй - гуманитарной культуры, этот факт, по прогнозам ученых, может привести к техногенной катастрофе.

5. Угроза экологической катастрофы из-за варварского использования природных ресурсов. Избежать катаклизмов можно лишь изменив ценностные ориентации человека. Искусство учит неотчужденному, родственному вниманию к миру, к природе; воспитывает эмоционально-ценностное отношение, раскрывает новые грани, учит всматриваться, вслушиваться, сопереживать, давать оценку.

6. Доминирующим фактором произведения искусства или продукта творчества в настоящее время является не его смысл или качество, а система его распространения (тиражирования). Понимать истинную ценность искусства можно только путем погружения в него.

7. При положительной тенденции взаимодействия и взаимообогащения национальных культур, имеет место некритическое, «механическое» пересаживание форм общения из одной культуры в другую. Этот факт нивелирует традиции, лишает искусство разных народов оригинальности, лишает культуру многообразия.

Например, в постсоветском пространстве в качестве образца для модернизации брались модели американского или западноевропейского образования, которые непосредственно и педантично переносились в несвойственные нашей культуре нормы, ценности, модели поведения, труда и досуга. Сегодня назрел вопрос о мере оправданности подобного переноса, который вместе с другими причинами диктует необходимость модернизации образования.

В то же время в западноевропейской и американской системе образования есть свои инновации, к которым стоит прислушаться. В частности, введенное в США в школьную программу STEM-образование, было направлено на усиленное развитие учеников в научно-техническом направлении, в области высоких технологий. Однако в настоящее время все больше специалистов склоняются к мнению, что образовательная реформа в направлении STEM-дисциплин не может быть успешной без включения в реформу А|^-дисциплин. Сегодня успешность образовательной реформы связывается с выходом на междисци-плинарность. Существенное дополнение «Арт», давшее новое качество - STEAм-образование, расширило вариации этого направления.

Специалистам будущего требуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных образовательных областей: естественных наук, инженерии и технологии, умение комбинировать, создавать новое. Поэтому, по мнению американских учёных, противопоставление науки и искусства, столь характерное для современного развития, должно считаться неплодотворным, и оба направления надо развивать в тандеме. Активизация образования только в направлении точных наук и инженерии лишит учащихся навыка мыслить и действовать креативно.

Мы выделили 4 группы механизмов модернизации общего художественного образования: 1. Поддержка и развитие художественного образования, 2. Образовательная база, 3. Педагогическая наука и технологии, 4. Маркетинг и продвижение инноваций в области художественного образования.

Поддержку и развитие художественного образования обеспечит Концепция художественного образования и Федеральные государственные стандарты. В их разработке самое непосредственное участие принимают сотрудники ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования». Значимыми предстают и международные связи, позволяющие перенимать полезный опыт зарубежных коллег и транслировать свой.

Безусловной и ценной поддержкой развития художественного образования является ГОСЗАДАНИЕ, сформированное по проектам: «Социокультурный портрет современного ребёнка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления»; «Теоретические основания и формы выявления и развития ху-

дожественной одаренности детей и подростков»; «Теоретические основания и формы выявления и развития художественной одаренности детей и подростков»; «Содержание и механизмы модернизации художественного образования»; «Развитие художественной одаренности детей и юношества средствами информационных и коммуникационных технологий».

Образовательную базу создают учебно-методические комплекты по изобразительному искусству и музыке для школы, учебники для студентов вузов, учебно-методические пособия, программы дополнительного образования, элективные курсы, разработанные сотрудниками Института художественного образования и культурологии. Существенным компонентом образовательной базы является обширная Международная коллекция детского рисунка. Коллекция является уникальным источником информации об истории детства, о ребёнке в процессе взросления в разных странах мира на протяжении конца XIX - начала XXI вв. Хронологические границы коллекции: с 1897 года по настоящее время. Собрание насчитывает более 200 000 произведений художественного творчества детей в возрасте от младенчества до 17-18 лет из стран Азии, Америки, Африки, Европы, а также Австралии. Коллекция детского рисунка ИХОиК РАО представляет репрезентативный материал для изучения многих проблем художественного образования с позиций современной педагогики искусства

Науку и технологии представляют проекты, по которым проводятся научные исследования сотрудниками института. В рамках проектов разрабатываются содержание и механизмы модернизации художественного образования, создаются инте-гративные культуроемкие педагогические технологии, которые можно использовать как в основном, так и в дополнительном образовании. Среди них: комплекс технологий по созданию интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства; технология интерактивного музицирования школьников и технология создания проекта «Дети на оперной сцене».

В комплекс технологий по созданию интеграционного образовательного пространства школы входит Кросс-культурная педагогическая технология «АРТ+». Технология работает на принципах: пересечения двух культур - гуманитарной и естественно-математической; взаимодополнения и трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. Кросс-культурная технология «АРТ+» объединяет все предметы школьной программы вокруг искусства на основе емкого и универсального понятия «образ».Она построена на интеграции содержания учебных предметов за счет его конвергентности с искусством. Эта технология применялась в течение ряда лет в учебном процессе нескольких московских школ и показала существенный рост мотивации детей к получению знаний и значительное увеличение качества обучения. В настоящее время группа сотрудников института разрабатывает методику «пересечения» искусства с разными предметами программы начальной школы.

Инновационная педагогическая технология «Интерактивное музицирование школьников» направлена на создание условий проживания музыки в процессе её восприятия или создания. Технология построена на комплементарности музыкального воображения ребёнка с внешним источником звучания. Технология рассчитана на приобщение широкого круга детей к музыке, которое становится возможным благодаря обращению к электронным

Библиографический список

музыкальным инструментам, благодаря которым творчество музыканта становится не только многогранным и увлекательным, но одновременно - доступным и продуктивным. Авторы предложили объединить в детском ансамбле электронные и элементарные инструменты. Таким образом, к игре в ансамбле, состоящем из двух-трёх синтезаторов, разнообразных простейших духовых и ударных инструментов, без труда можно привлечь весь класс, а музыкальная деятельность становится доступной для всех школьников. Технология разработана д.п.н., ведущим научным сотрудником института, композитором И.М. Красильниковым.

Внешним источником может выступать фонограмма, игра учителя или музыкантов-профессионалов, в т. ч. оркестровых коллективов. Таким образом, итогом работы в классе может стать проведение полномасштабных концертов с участием широких масс школьников (до 200 в каждом них) в сопровождении профессиональных оркестров. Такие концерты в последние два года с большим успехом прошли в Москве (трижды), Якутске (четырежды). В этом году запланированы ещё три подобных концерта в г. Перми. Ребёнок или подросток, вдохновленный результатами своей мульти-инструментальной деятельности в школьном классе и, особенно - выступающий на одной сцене вместе с профессионалами, безусловно, решит для себя вопрос об отношении к музицированию по-новому: «Так как могу - хочу, потому что у меня вместе с ребятами получается здорово!».

Ещё одна интересная технология создания проекта «Дети на оперной сцене». Эта технология получила распространение в общеобразовательных и музыкальных школах Перми и Пермской области. Всего в проекте задействованы учителя и ученики из 30 .школ. Результатом реализации технологии стали спектакли оперного театра города Пермь - «Борис Годунов», «Малахитовая шкатулка» и другие, в которых дети поют на сцене вместе с профессиональными артистами. Технология разработана кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником института М.С. Красильниковой.

Значимым механизмом модернизации образования, также как и любой другой отрасли, сегодня является маркетинг и продвижение инноваций института. Для того чтобы донести новые идеи, технологии, методики до школы сотрудники института проводят семинары, круглые столы, выставки детского рисунка и передвижные выставки художников-педагогов; сотрудники института приняли активное участие в Образовательном салоне, институт является площадкой ЮНЕСКО в России по художественному образованию, на сайте института работает Обсерватория художественного образования в странах СНГ, институт является учредителем электронного журнала «Педагогика искусства» (ВАК), и журнала «Учитель музыки». Сотрудники института являются членами творческих союзов и принимают участие в творческих встречах со студентами, преподавателями ВУЗов, учителями школ и педагогами дополнительного образования. Модернизация направлена на адаптацию всей совокупности условий к современному педагогическому процессу по художественному и музыкальному образованию на всех его уровнях, придание ему современного характера, приспособление к современным потребностям, связанным с одной стороны со сменой ценностных установок и ориентиров общества, а с другой стороны с потребностью сохранить традиционные образовательные и художественные ценности, свойственные культуре Отечества.

1. Акишина Е.М., Кашекова И.Э., Олесина Е.П., Савенкова Л.Г. Предложения по структуре и содержанию Концепции предметной области «Искусство» в Российской Федерации. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2016; 8: 45 - 51.

2. Ильченко В.Р., Гуз К.Ж. Модернизация содержания образования как национальная проблема. Педагогика. 2011; 4: 3 - 7.

3. Kashekova I., Kolosova S. In continuation of the discussion about ratio science and human knowledge in the education of modern man. IJESE-IJESE - International Journal of Environmental and Science Education. (ISSN13063065-Turkey-Scopus). 2016.

4. Macridis R.C., Brown B.E. Comparative Politics: Notes and Readings. Homewood, IL: Dorsey, 197: 428.

References

1. Akishina E.M., Kashekova I.'E., Olesina E.P., Savenkova L.G. Predlozheniya po strukture i soderzhaniyu Koncepcii predmetnoj oblasti «Iskusstvo» v Rossijskoj Federacii. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. 2016; 8: 45 - 51.

2. Il'chenko V.R., Guz K.Zh. Modernizaciya soderzhaniya obrazovaniya kak nacional'naya problema. Pedagogika. 2011; 4: 3 - 7.

3. Kashekova I., Kolosova S. In continuation of the discussion about ratio science and human knowledge in the education of modern man. IJESE-IJESE - International Journal of Environmental and Science Education. (ISSN13063065-Turkey-Scopus). 2016.

4. Macridis R.C., Brown B.E. Comparative Politics: Notes and Readings. Homewood, IL: Dorsey, 197: 428.

Статья поступила в редакцию 27.04.18

УДК 371

Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Russia),

E-mail: beror63@mail.ru

Rubanova E.I., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Ibragimova R.Yu., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: beror63@mail.ru

AESTHETIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION OF PSYCHOLOGICAL COMFORT CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE ASPECT OF INTERCULTURAL DIALOGUE. The article highlights some features of psychological safety of children that authors disclose through the creation of aesthetic educational preschool educational institutions. The period covered by the process is interpreted by the authors as a set of requirements aimed at dialogue and cross-fertilization of cultures that form the spiritual and moral values. In this context, the dialogue of cultures, which is a basis of the proposed integrated authoring classes that promote the efficiency of the process of creating a culture of inter-ethnic communication.

Key words: emotional well-being, cognitive activity, performance, psychological adaptation, individual approach.

В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. факультета социальной педагогики и психологии ДГПУ,

E-mail: beror63@mail.ru

Е.И. Рубанова, ст. преп. факультета специального (дефектологического) образования, ДГПУ, Е-mail: beror63@mail.ru

Р.Ю. Ибрагимова, ст. преп. факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ,

Е-mail: beror63@mail.ru

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В АСПЕКТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

В статье освещаются некоторые особенности психологической безопасности детей, которую авторы раскрывают через создание эстетической воспитательной среды дошкольных образовательных учреждений. Рассматриваемый процесс авторы трактуют как совокупность требований, направленных на диалог и взаимообогащение культур, формирующих духовно-нравственные ценности. В этом контексте диалог культур, являющийся основой предложенной авторской комплексных занятий, способствующей повышению эффективности процесса формирования культуры межнационального общения.

Ключевые слова: эмоциональное благополучие, познавательная активность, эффективность деятельности, психологическая адаптированность, индивидуальный подход.

Политические и социально-экономические изменения происходящие в современной России оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и деятельности. В обществе формируются новые отношения и ценности, появились непривычные критерии оценок различных процессов и явлений. В этой связи важен процесс создания адекватного новому времени механизма интенсивного обновления мировоззрения, ориентирующего тенденцию современного образования на создание условий оптимального интеллектуального и духовного развития подрастающего поколения. В данном контексте детство выступает как то время, для которого возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. На историческом этапе духовного обновления общества неоценимую роль в нравственно-эстетическом воспитании играет стремление к возрождению национальной культуры и включению детей всех возрастов в народное искусство.

Дагестан, являющийся многонациональной республикой, характеризуется тем, что на его территории на протяжении веков мирно сосуществовали народы разных языковых групп. Исторически сложившееся положение дагестанской цивилизации способствует прогрессу диалога культур как фактора формирования духовно-нравственной личности. Поэтому наша республика признаётся историками, философами, педагогами, культурологами как уникальная лаборатория, в которой необходим поиск оптимально позитивных путей развития и личностного становления подрастающего поколения через культурное сотрудничество и художественно-творческую деятельность.

Образовательные учреждения в поликультурном обществе способны обеспечить формирование и развитие личности ребёнка, имеющего возможность переходить от родной национальной культуры - к общероссийской и через неё - к мировой. Данный процесс можно объяснить тем, что универсальные культурные ценности создаются усилиями всех народов, и культура каждого из них способна раскрыть национально-духовный образ мира. Развитие потенциала личности, его реализация ведут к обогащению всего общества. Поэтому особая роль в формировании и развитии во всех возрастных периодах, начиная с дошкольного возраста эталонов нравственного, эстетического отношения к окружающей жизни принадлежит богатым, многовековым традициям народного искусства Дагестана , заложенными в народной

музыке, сказках, декоративно-прикладном искусстве, различных играх и т. д. [1].

Вышеизложенное подтверждает актуальность проблемы приобщения подрастающего поколения к художественно-эстетическим и нравственным ценностям на основе комплексного, интегрированного принципа в эстетическом воспитании детей, в котором народное художественное творчество является средством гуманизации педагогического процесса, создающего благоприятную среду для каждого ребёнка и обеспечивающего его духовное развитие.

Можно сделать вывод о том, что отечественная психолого-педагогическая наука определяет эстетическое воспитание, во-первых, как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать красоту в жизни и искусстве, во-вторых, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, а также как приобщении к художественной деятельности, развития художественных способностей (Л.Я. Венгер, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Н.П. Са-кулина, и др.). В эстетическом воспитании к решающим факторам можно отнести особенности окружающей действительности (природы, быта, труда, общественной жизни) и искусство (музыки, литературы).

Характеризуя задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста, исследователи делят их на четыре группы, каждая из которых имеет определенную направленность.

Задачи первой группы направлены на формирование эстетической чувствительности, накопление фонда эстетических образцов, стремления к развитию эстетической эмоциональности, чувствительности, заинтересованности.

Задачами второй группы является расширение объема эстетических знаний, стимулирование детей к проявлению эстетических суждений и оценок. Педагогическая деятельность направлена на знакомство с правильным определением прекрасного и безобразного, комического и трагического в реальной жизни и искусстве, способствующие осознанному пониманию красоты. В данном процессе задействованы разнообразные стандарты: эмоциональные , сенсорные, искусствоведческие .

К задачам третьей группы отнесены те, которые способствуют активному приобщению к эстетической деятельности: развитие художественного и эстетического восприятия; формирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.