Научная статья на тему 'Традиции и новации в управлении дополнительным образованием'

Традиции и новации в управлении дополнительным образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НОВАЦИИ / ТРАДИЦИИ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛЕМИКА / ТВОРЧЕСТВО / РЕБЁНОК / ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / MODERNIZATION / INNOVATIONS / TRADITIONS / DOMESTIC MUSIC PEDAGOGY / TWO-LEVEL SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION / POLEMIC / CREATIVITY / CHILD / AMATEUR MUSIC / PROFESSIONALISM / MODERN CULTURE / MANAGEMENT / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карнаухова Вероника Александровна, Семушева Татьяна Гафиятовна

В последнее время в СМИ и педагогическом сообществе активно обсуждаются проблемы, вызванные переходом на двухуровневую систему в сфере дополнительного образования. Поддерживая идею развития любительского музицирования, связанные с нею аспекты музыкального просветительства, а также развития различных форм художественного творчества, специалисты обращают внимание на риски и возможные потери, которое может понести детское музыкальное образование в результате данного перехода по причине утраты традиций, заложенных педагогами прошлого. Различные мнения высказываются относительно малого даже для любительского уровня количества часов, отведенного на общетеоретические музыкальные дисциплины, обеспечивающие должный уровень понимания музыкального искусства, музыкальную эрудицию. Результаты, которые могут быть вызваны реформированием старой системы дополнительного образования, воспринимаются с тревогой в условиях падения общего уровня культуры. Авторы данной статьи обращают внимание на факторы, свидетельствующие о трансформации, коснувшейся взаимоотношений взрослых и детей, проявившейся в условиях модернизации дополнительного образования. Данная проблема рассматривается в аспекте, которому ранее не уделялось достаточного внимания. В работе содержится предложение пристальнее взглянуть на изменения, произошедшие в детской психологии. Авторы выступают с рекомендациями, обращенными к представителям управления в этой области. Они касаются формирования определенной стратегии, в которой главным ориентиром стала бы опора на лучшие традиции педагогики прошлого, внимание к приоритетам этического и эстетического воспитания. В условиях реформирования дополнительного образования необходимо сохранение таких традиций, как доброта в общении, дух творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карнаухова Вероника Александровна, Семушева Татьяна Гафиятовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE DEPARTMENT OF ADDITIONAL EDUCATION

Recently, the media and the pedagogical community have been actively discussing the problems caused by the transition to a two-level system in the field of additional education. Supporting the idea of the development of Amateur music making, related aspects of musical enlightenment, as well as the development of various forms of artistic creativity, experts pay attention to the risks and possible losses that may incur children's music education as a result of this transition due to the loss of traditions laid down by teachers of the past. Different opinions are expressed on the relatively small even for the Amateur level of the number of hours allocated to the General theoretical musical disciplines, providing an adequate level of understanding of musical art, musical erudition. The results, which may be caused by the reform of the old system of additional education, are perceived with alarm in the conditions of the fall of the General level of culture. The authors of this article pay attention to the factors that indicate the transformation of the relationship between adults and children, manifested in the modernization of additional education. This problem is addressed in an aspect that has not been sufficiently addressed in the past. The paper contains a proposal to take a closer look at the changes that have occurred in child psychology. The authors make recommendations to the representatives of the Department in this area. They relate to the formation of a certain strategy, in which the main focus would be based on the best traditions of pedagogy of the past, attention to the priorities of ethical and aesthetic education. In the context of reforming additional education, it is necessary to preserve such traditions as kindness in communication, the spirit of creativity.

Текст научной работы на тему «Традиции и новации в управлении дополнительным образованием»

Karnaukhova Veronika Aleksandrovna, Semuscheva Tatiana Gafiyatovna TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE DEPARTMENT ...

pedagogical sciences

УДК 37 (094)

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0024

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

© 2019

Карнаухова Вероника Александровна, кандидат искусствоведения,

доцент кафедры продюсерства и музыкального образования Семушева Татьяна Гафиятовна, магистрантка, руководитель отдела муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества им. В.П. Чкалова» Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д.39, e-mail: [email protected])

Аннотация. В последнее время в СМИ и педагогическом сообществе активно обсуждаются проблемы, вызванные переходом на двухуровневую систему в сфере дополнительного образования. Поддерживая идею развития любительского музицирования, связанные с нею аспекты музыкального просветительства, а также развития различных форм художественного творчества, специалисты обращают внимание на риски и возможные потери, которое может понести детское музыкальное образование в результате данного перехода по причине утраты традиций, заложенных педагогами прошлого. Различные мнения высказываются относительно малого даже для любительского уровня количества часов, отведенного на общетеоретические музыкальные дисциплины, обеспечивающие должный уровень понимания музыкального искусства, музыкальную эрудицию. Результаты, которые могут быть вызваны реформированием старой системы дополнительного образования, воспринимаются с тревогой в условиях падения общего уровня культуры. Авторы данной статьи обращают внимание на факторы, свидетельствующие о трансформации, коснувшейся взаимоотношений взрослых и детей, проявившейся в условиях модернизации дополнительного образования. Данная проблема рассматривается в аспекте, которому ранее не уделялось достаточного внимания. В работе содержится предложение пристальнее взглянуть на изменения, произошедшие в детской психологии. Авторы выступают с рекомендациями, обращенными к представителям управления в этой области. Они касаются формирования определенной стратегии, в которой главным ориентиром стала бы опора на лучшие традиции педагогики прошлого, внимание к приоритетам этического и эстетического воспитания. В условиях реформирования дополнительного образования необходимо сохранение таких традиций, как доброта в общении, дух творчества.

Ключевые слова: дополнительное образование, модернизация, новации, традиции, отечественная музыкальная педагогика, двухуровневая система дополнительного образования, полемика, творчество, ребёнок, любительское музицирование, профессионализм, современная культура, управление, общение.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE DEPARTMENT OF ADDITIONAL EDUCATION

© 2019

Karnaukhova Veronika Aleksandrovna, candidate of art history, associate Professor of the Department of production and music education Semuscheva Tatiana Gafiyatovna, the master student, head of the Department of the Municipal budget institution of additional education "Palace of children's (youth) creativity. V. P. Chkalov" Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603005, Russia, Nizhny Novgorod, street Piskunova, d. 39, e-mail: [email protected])

Abstract. Recently, the media and the pedagogical community have been actively discussing the problems caused by the transition to a two-level system in the field of additional education. Supporting the idea of the development of Amateur music making, related aspects of musical enlightenment, as well as the development of various forms of artistic creativity, experts pay attention to the risks and possible losses that may incur children's music education as a result of this transition due to the loss of traditions laid down by teachers of the past. Different opinions are expressed on the relatively small even for the Amateur level of the number of hours allocated to the General theoretical musical disciplines, providing an adequate level of understanding of musical art, musical erudition. The results, which may be caused by the reform of the old system of additional education, are perceived with alarm in the conditions of the fall of the General level of culture. The authors of this article pay attention to the factors that indicate the transformation of the relationship between adults and children, manifested in the modernization of additional education. This problem is addressed in an aspect that has not been sufficiently addressed in the past. The paper contains a proposal to take a closer look at the changes that have occurred in child psychology. The authors make recommendations to the representatives of the Department in this area. They relate to the formation of a certain strategy, in which the main focus would be based on the best traditions of pedagogy of the past, attention to the priorities of ethical and aesthetic education. In the context of reforming additional education, it is necessary to preserve such traditions as kindness in communication, the spirit of creativity.

Keywords: additional education, modernization, innovations, traditions, domestic music pedagogy, two-level system of additional education, polemic, creativity, child, Amateur music, professionalism, modern culture, management, communication.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время в средствах массовой информации, а также в сфере фундаментальных исследований по проблемам детской художественной педагогики, психологии детского творчества, социологии активно обсуждаются проблемы модернизации дополнительного образования. Авторы работ пишут не только о его несомненной значимости для формирования полноценной, образованной и развитой личности, о путях и перспективах развития этой отрасли, но и, в связи с происходящими в ней реформами, о необходимости сохранения традиций, при-

знании их особым культурным фондом, той основой, разрушение которой может стоить в будущем слишком больших и невосполнимых потерь (Е. В. Мечетина [5], А. Г. Кочарова [3], Л. И. Магомедова [4], О. А. Немова, Н. А. Ражова [7], Туманова К.Р. [14]). В аспекте реформирования системы дополнительного образования актуальными являются проблемы его управления. Мы становимся свидетелями полемики, охватившей сообщество музыкантов-исполнителей и педагогов дополнительного образования. Некоторые из них, в частности, бьют тревогу по поводу возможных негативных последствий перехода на двухуровневую систему, предполагающую

педагогические науки

Карнаухова Вероника Александровна, Семушева Татьяна Гафиятовна ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ...

любительское и предпрофессиональное обучение в Детских школах искусств. Многие уверены, что она грозит потерей былых традиций, которыми отечественная музыкальная педагогика по праву может гордиться. Не менее остро на этом фоне воспринимается проблема недостаточной подготовки тех, кто призван управлять процессами модернизации в этой сфере, их адекватной реакции, гибкого и взвешенного подхода к реформированию, ясного осознания своих целей и возможных рисков, эффективного поиска решения своих задач. Проблема подготовки менеджерских кадров и совершенствования методов управления, равно как и взаимодействия, взаимопонимания руководителей и педагогов, учителей и родителей, а также родителей и детей в таком важном деле, каким является дополнительное образование, поднимается во многих работах [4, 17-25].

Авторы статей пишут, что на практике необходимость тесной связи, конструктивного диалога на поле воспитания детей далеко не всегда осознается самими руководителями как приоритет. Стремясь во что бы то ни стало исполнить предписанное, они подчас не замечают масштаб потерь. По мнению некоторых профессионалов, переход на двухуровневую систему обучения снижает качество и роль дополнительного образования, ущемляет его статус, делает его именно «дополнительным», а не обязательным в плане духовно-нравственного и интеллектуального развития. Это приводит в итоге к процветанию дилетантизма, потере престижа творческих специальностей и - шире - к утрате важнейших культурных ориентиров и ценностей в социуме [2]. Таким образом, в качестве одной из важных задач, стоящих перед обществом сегодня, следует назвать формирование такого типа руководителя в сфере дополнительного детского образования, который ясно осознавал бы возможные последствия, связанные с происходящими процессами модернизации, обладая должным уровнем культуры и способностью отстоять лучшие из традиций отечественной детской музыкальной педагогики.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Возможные решения данной проблемы рассматриваются, как уже отмечалось, не только исследователями, но и профессионалами-практиками. В хоре их голосов выделяется мнение Екатерины Мечетиной, которая в своем выступлении на Круглом столе под председательством министра культуры РФ В. Р. Мединского «Пути развития детских школ искусств» произнесла: «Я прошу признать нашу систему на официальном уровне как национальное достояние». Ранее она говорила: «И первое, что я хочу подчеркнуть: музыка - это неотъемлемая часть классического образования ... Мы не должны профанировать наше музыкальное образование, не должны наши замечательные школы с их традициями превратить в некие кружки поверхностно-ознакомительные ... никогда в жизни образование не строилось исходя из запросов широких масс общества, наоборот, именно благодаря правильно поставленному общественному образованию общество начинало тянуться за образованными классами, активно развиваться» [5]. Несколько иной взгляд наблюдается в размышлениях на эту тему журналиста Анны Кочаровой, которая отстаивает «поворот» дополнительного музыкального образования в сторону среднестатистического человека и убеждает в необходимости развития традиции музицирования, воспитывающего культурного и образованного слушателя: «Я уверена, что музыкальные школы не должны выпускать ежегодно десятки мацуевых. Но они должны давать детям возможность проявить себя» [3]. Л. И. Магомедова на основе проведенного анализа исследовательской литературы выделяет такие, связанные с управлением дополнительным образованием, проблемы, как «нехватка материальной стимуляции специалистов дополнитель-

ного образования детей; недостаточность изученности социального заказа на дополнительное образование; нехватка технологий по его изучению». Наряду с вышеперечисленными она отмечает среди наиболее актуальных то обстоятельство, что «конкурентоспособность принятых форм дополнительного образования детей активно снижается по причине развития инновационных игровых возможностей досуга. В настоящее время детям доступны широкие возможности в выборе развлечений, а также других форм интересного времяпрепровождения, которые не требуют серьёзных усилий» [4]. В статье этого автора мы сталкиваемся с тенденцией восприятия дополнительного образования как формы досуга, развлечения, а отнюдь не образования - факт, который не может игнорироваться представителями управления этого самого образования. То, что запросы общества, существующие по отношению к детям, их увлечениям, интересам, становятся все ниже, отмечается и другими исследователями. В этой связи сошлемся на статью О. А. Немовой, Н. А. Шевченко и Т. Г. Семушевой [9]. Авторы основываются в своих выводах на анализе детского медиаконтента и пишут: «Безудержная коммерциализация детской мультипликационной и кино продукции привела к тому, что сознание ребенка оказалось совершенно незащищенным ни со стороны родителей и близких, ни со стороны создателей так называемой детской мультипликации. Просмотр детских мультфильмов вызывает ощущение, что они созданы вовсе не для детей, а для взрослых. В детском СМИ превалирует либо образовательный, либо развлекательный контент. Проблемы воспитания духовно-нравственных качеств, гармонично развитой личности остаются зачастую за кадром» [9, с. 219]. Данная проблема представляется нам по сей день не решенной. Между тем, изменения, коснувшиеся интерпретации детства в наши дни, в частности, восприятия психологии детей взрослыми, на наш взгляд, обязательно учитывать в управлении дополнительным образованием. Именно организаторы этого образования должны обратить внимание на его традиции и приоритеты, дать ответы на вопросы: для какого именно ребёнка существует сегодняшняя творческая школа, как выглядит этот ребёнок, чем он живет, на что направлены его интересы и интересы его родителей? Пожалуй, ответ на них можно считать одной из самых важных основ, на которых должны базироваться действия организаторов процесса обучения в учреждениях дополнительного образования, а также педагогов этих учреждений.

Формирование целей статьи (постановка задания). В качестве цели статьи выдвигается тезис о необходимости осознания менеджерами в сфере управления дополнительного образования изменившегося контекста, определенной деформации, произошедшей в сознании современных детей в связи с трансформацией культурных стандартов общества. Не отрицая необходимости инноваций, нужно выработать бережное отношение к лучшим традициям, существующим в истории отечественной художественной педагогики, детского музыкального образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В современном учебном процессе учреждений дополнительного образования, как нам представляется, должны быть учтены обе позиции, т.е. необходимо развивать традиции музицирования, имеющие, к слову сказать, глубокие корни не только в русской, но и европейской культуре и всегда служившие показателем развитого общества. Однако, надо учитывать и интересы особо одаренных детей, которые, в силу отмеренного им таланта, обычно опережают в своем развитии «середняков». Обе эти тенденции должны играть творческую роль в учебном процессе. Представляется важным прислушаться к голосу тех, кто считает, что четыре класса в обучении, не рассчитанном на предпрофессиональную подготовку, недостаточны для того, чтобы ребенок и окружаю-

Karnaukhova Veronika Aleksandrovna, Semuscheva Tatiana Gafiyatovna TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE DEPARTMENT ...

pedagogical sciences

щие его взрослые могли сделать осознанный выбор. Это ущемляет право тех, кто останется обычным меломаном на полноценные и глубокие знания основ искусства. Между тем, именно искусство, творчество способно сегодня восполнить пробелы в воспитании, формировании личности ребенка, его нравственных качеств. В погоне за результатами ЕГЭ, созданием портфолио, пробиванием дороги в жизни с целью занять определенную ступень социальной (карьерной) лестницы у педагогов и родителей до художественного и духовного воспитания просто порой не доходят руки.

По нашим наблюдениям, безудержный прагматизм современной жизни порождает отчуждение детей от мира прекрасного. Постепенно происходит отход от всего того, что некогда было фундаментом этического воспитания ребёнка: добро, духовность, нравственные идеалы, лежащие в основе человеческой культуры - сострадание к слабому, взаимовыручка, совесть, отзывчивость, чуткость и т.д. Каналами, по которым транслировались эти ценности в течение многих десятилетий и даже веков, были музыка, детская литература, театр, изобразительное искусство, а в ХХ веке - анимационное и детское художественное кино, о потере которого в наши дни тоже много и с горечью пишут. К тому же, современный ребенок зачастую не видит во взрослых защиту, опору, готовность прийти на выручку, т.к. сами взрослые, вовлеченные в водоворот сегодняшней жизни, слишком заняты решением рабочих, жизненно важных проблем. Подверженный постоянным стрессам и перегрузкам, ребёнок вынужден защищать себя сам. Взрослые же готовят его с малых лет к отстаиванию собственной позиции, приучая к мысли о том, что впереди его ждет работа. Период счастливого открытия жизни с его радостями сокращается в наши дни до ничтожно малого. Человеческий тип, с которым сталкивается сегодняшний педагог (а в дополнительном образовании это особенно заметно, т.к. оно обычно начинается после занятий в основной школе) - это уставший и нередко одинокий ребёнок.

Между тем, если мы вглядимся в лики детей прошлого, оставленные нам в наследство мастерами (вспомним многочисленные детские портреты О. Ренуара, «Девочку с персиками» В. Серова, полотно «Девочка на шаре» П. Пикассо, картину А. Дейнеки «Мать» и т. д.), то увидим, с какой нежностью художники смотрят на ребенка, как стремятся подчеркнуть его хрупкость и чистоту, а также поддержку со стороны опытного и сильного взрослого по отношению к этому маленькому существу. Ребенок при этом превосходит взрослую половину человечества в своем мудром и светлом взгляде на жизнь.

В современном же мире он воспринимается как некий объект достижения целей. Эти новые цели - деловая, профессиональная успешность, личный рейтинг среди сверстников и педагогов, конкурентоспособность, карьерный рост и связанное с ним материальное благополучие. Новыми целями обусловлены и некоторые методы, применяемые в сегодняшней, в том числе и творческой, педагогике (например, формирование портфолио с перечислением достижений по окончании обучения). Об этом же свидетельствуют и результаты некоторых социологических исследований. Культурный контекст, таким образом, определяет те стандарты, на которые ориентировано детство, юность и связанные с ними воспитательные процессы. Ребёнок, вектор его развития, его жизнь подчинены именно этим целям и задачам. По сути, изменившиеся представления о том, каким должен быть ребенок, каким он должен выглядеть в глазах взрослых и что должно лежать в основе его развития, его интересов, увлечений, занятий, отражает современное состояние культуры. По этому поводу Ю. А. Зубок и В. И. Чупрунов, опираясь на данные проведенного ими социологического анализа, пишут: «Социокультурное пространство. характеризуется противоречивыми тенденциями: последовательным отходом от культурных

стандартов, на которых воспитывалось предыдущее поколение молодежи, и возвратными движениями в сторону, казалось бы потерявших значение ценностей и образцов культурной жизни...» [2, с. 137]. На процесс варваризации, проявившийся в культурной, в частности, музыкальной среде указывает также В. Задерацкий [1, с.4].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. В современном управлении дополнительного образования назрела необходимость учитывать изменившееся культурное сознание, новые экономические, образовательные и культурные реалии. За спорами о том, какая стратегия более правильна, организаторам работы учреждений дополнительного образования не следует забывать о главном, о ребенке. Вероятно, надо более внимательно отнестись к приоритетам воспитания доброго, порядочного и понимающего красоту человека, которого видело и формировало художественное образование прошлого, советского времени. Надо вернуть в дополнительное образование ценность и дух творчества как такового, вместо того, чтобы делать его исключительно полем преподавательской конкуренции и родительских амбиций. Музыкальная (как и любая другая творческая) школа не может и не должна становится чисто спортивной. Современное её развитие нуждается в коррективах, которые, прежде всего, необходимо учитывать в самом учебном процессе, процессе общения взрослого и ребенка, с непременным привнесением в него духа творческой игры, благоприятной психологической атмосферы, гармонии, доверительности, чуткости, доброты и понимания. При этом необязательно жертвовать всем, что накоплено в опыте отечественной педагогики. Не стоит отождествлять процесс оптимизации, уже затронувший некоторые учреждения дополнительного образования, с реформами. Точно также, как не стоит, очевидно, считать главными критериями достойной работы педагога только лишь победу его учеников на конкурсах, олимпиадах и поступление их в специальные профессиональные заведения. Необходимо изменить вектор мышления, при котором, вероятно, управление в этой сфере должно поставить перед собой и перподава-телем достойную поощрения задачу: воспитывая детей, обучать и воспитывать взрослых, формируя в обществе потребность обращения к прекрасному, стремление к тому, чтобы ежедневно, соблюдая некую «культурную гигиену», принимать подлинный витамин для души, не ограничивая себя «культурным фастфудом».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Задерацкий В. В. Музыкальный академизм нового времени (скептицизм и ожидания)//Pianoфорум. 2018. № 3 (85). С. 4-12.

2. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Культура в жизни молодежи: потребность, интерес, ценность // Вестник института социологии. 2018. Т.9. № 4. С. 170-191.

3. Кочарова А. Г. Реформа детского музыкального образования: почему нам нужны дилетанты. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: htpps.//www.classicalmusicnews.ru/articles/reforma—detskogo— myzyikalnogo—obrazovaniya—pochemu—mam—nuzhny—diletntyi/ (Дата обращения: 20.03.2019).

4. Магомедова Л. И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей // Мир науки. Научный Интернет-журнал. 2016. Т.4. № 2. — [Электронный ресурс]. URL: htpp://mir-nauki.com/PDF/48PDMN216.pdf (Дата обращения: 24.03.2019).

5. Мечетина Е. В. Я прошу признать нашу систему на официальном уровне как национальное достояние. Приблизительная стенограмма выступления на круглом столе под председательством министра культуры РФ В. Р. Мединского на тему «Пути развития детских школ искусств». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: htpps.//www.classicalmusicnews.ru/ (Дата обращения: 23.03.2019).

6. Немова О.А., Храмова Л.А. Особенности подготовки педагога в области музыкальной деятельности для работы в дошкольном учреждении // Инновационная деятельность в образовании. Сборник статей по материалам IV региональной научно-практической конференции. 2018. С. 114-116.

7. Немова О.А., Ражова Н.А. Аксиологическое значение дополнительного образования // Культура, образование и искусство: партнерство семьи и дополнительного образования в формировании профессиональных ценностей. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специали-

педагогические науки

стов; преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования; руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 46-49.

8. Немова О.А. Социально-трансформационные процессы в российском социуме: соотношение частной и публичной сфер // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2018. Т. 1. С. 160-167.

9. Немова О.А., Шевченко Н.А., Семушева Т.Г. Детский музыкальный медиаконтент: анализ воспитательного потенциала // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 216-220.

10. Немова О.А., Свадьбина Т.В. Качество дополнительного образования в Нижнем Новгороде // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия. Сборник материалов XIМеждународной научной конференции. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Социологический факультет. 2017. С. 808-811.

11. Немова О.А., КанатьевП.В., КультинВ.О. Дополнительное образование как социокультурный механизм профессионального самоопределения молодежи // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы. Сборник статей по материалам II Международной студенческой научно-практической конференции: в 4-х томах. 2016. С. 203-207.

12. Немова О.А., Суровегина Е. С., Денисова Н.И. «ОБРАЗ» прошлого и настоящего в представлениях нижегородцев // Вестник Мининского университета, 2017, №2.

13. Немова О.А., Свадьбина Т.В., Пакина Т.А. Цена и ценность любви: опыт социоантропного анализа // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). С. 37.

14. Туманова К.Р. Проблема современного развития системы дополнительного образования детей // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 5(13). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URI htpps.//cyberleninka. ru/article/n/problema—sovremennogo—razvitiya—sistemy—dopolnitelnogo— obrazovaniya—detey (Дата обращения — 27.03.2019).

15. Свадьбина Т.В., Козырьков В.П., Немова О.А., Медведева Т.Ю., Танеева Г.М. Частная жизнь семьи: в поиске гармонии и смысла // Монография /Нижний Новгород, 2017. — 148 с.

16. Сульдина В.В., Козлова Е. А. Сущность педагогической культуры в системе дополнительного образования // Культура, образование и искусство: партнерство семьи и дополнительного образования в формировании профессиональных ценностей. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов; преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования; руководителей об-разовательныхучреждений; аспирантов, студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 131-133.

17. Тулина Е. В., Сизова О. А. Музицирование как способ формирования семейной традиции// Культура, образование и искусство: партнерство семьи и дополнительного образования в формировании профессиональных ценностей. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов; преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования; руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 137-138.

18. Тараносова Г.Н., Якушева Т.С. Формирование межкультурной коммуникации преподавателей вузов в системе дополнительного образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 371-375.

19. Еманова С.В. Организационная модель подготовки специалистов дополнительного образования в ГБОУ ВПО «Курганский государственный университет» // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 22-24.

20. Ушаков И.С. Вовлечение родителей учащихся в процесс начального обучения на фортепиано// Культура, образование и искусство: партнерство семьи и дополнительного образования в формировании профессиональных ценностей. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов; преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования; руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 142-145.

21. Коваль Н.Н. Современное состояние дополнительного педагогического образования руководителей общеобразовательных организаций с точки зрения деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 251-255.

22. Ванюхина Н.В., Григорьева О.В. Программа двух дипломов: дополнительные возможности на родине // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 46-48.

23. Ibatova, A. Z. (2019). Learning the english language in terms of out-of-class activity. Amazonia Investiga, 8(18), 296-302.

24. Sizova O.A., Medvedeva T.Y., Ulyanova R.A., Nemova O.A., Karnaukhova V.A. SPECIAL INTERLINKAGES BETWEEN MUSICAL EDUCATIONAND TECHNICAL DEVICES //Astra Salvensis. 2018. Т. 6. С. 229-236.

25. Markova S.M., Svadbina T.V., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Nemova O.A. METHODOLOGICAL BASIS OF VOCATIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION //Astra Salvensis. 2018. Т. 6. С. 769-777.

Карнаухова Вероника Александровна, Семушева Татьяна Гафиятовна ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ...

Статья поступила в редакцию 31.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.