Научная статья на тему 'Свобода профессионального выбора и профориентация: ренессанс дикого капитализма или шаг вперёд?'

Свобода профессионального выбора и профориентация: ренессанс дикого капитализма или шаг вперёд? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЁЖИ / АГЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ ТРУДОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СЕМЬЯ / РЫНОК ТРУДА / "ОБЩЕСТВО РИСКА" / ПРЕКАРИАТ / ОБЩЕСТВО МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ / LABOUR SOCIALIZATION OF YOUTH / CAREER GUIDANCE AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH / THE AGENTS AND MECHANISMS OF SOCIALIZATION OF LABOUR / FAMILY / LABOR MARKET / "SOCIETY OF RISK" / PRECARIAT / SOCIETY OF MASS CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немова Ольга Алексеевна, Медведева Татьяна Юрьевна

Цель: краткий обзор становления профориентации и оценка проблемы свободы профессионального выбора в современном обществе. Методы: общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительно-исторический и диалектический), а также социологический (анкетный опрос старшеклассников города Нижнего Новгорода). Исследование проведено в 2019 г. лабораторией по проблемам современной семьи и семейной политики НГПУ им. К. Минина. Основной целью данного исследования было выявление степени эффективности школьной профориентационной работы в Нижнем Новгороде. Опрос проводился методом анкетирования старшеклассников (N 340) учащихся 9-11 классов. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и образованию. Результаты исследования показывают, что основная тяжесть профессиональной ориентации, помощи в поиске работы лежит на плечах семьи. Мнение родителей и близких родственников имеют определяющее значение в профессиональном выборе молодёжи. Научная новизна : в исследовании проведён сравнительный анализ проблем профессионального самоопределения в дореволюционной и современной России. На эмпирических данных показано наличие явных аналогий. Так основными агентами трудовой социализации, определявшими профессиональный выбор подрастающего поколения, является семья. В статье также представлены формы проведения профориентационной работы детскими дошкольными образовательными учреждениями, коммерческим сектором, системой дополнительного образования и школой. Одним из основных результатов исследования является выявление негативной оценки мнения старшеклассников относительно степени эффективности организации профориентационной работы в школьных образовательных учреждениях города. Практическая значимость исследования состоит в том, что даны рекомендации по улучшению вопросов молодёжной социальной политики в сфере труда и трудоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Немова Ольга Алексеевна, Медведева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM OF PROFESSIONAL CHOICE AND CAREER GUIDANCE: THE RENAISSANCE OF WILD CAPITALISM OR A STEP FORWARD?

Purpose: a brief overview of the formation of career guidance and evaluation of the problem of freedom of professional choice in modern society. Methods: General scientific (analysis and synthesis, induction and deduction, comparative-historical and dialectical), as well as sociological (questionnaire survey of high school students of Nizhny Novgorod). The study was conducted in 2019 by the laboratory on the problems of modern family and family policy of NSPU. K. Minin. The main purpose of this study was to identify the degree of effectiveness of school career guidance in Nizhny Novgorod. The survey was conducted by questioning high school students (N 340) students in grades 9-11. The sample is representative of gender, age and education. The results of the study show that the main burden of professional orientation, assistance in finding work lies on the shoulders of the family. The opinion of parents and close relatives is crucial in the professional choice of young people. Scientific novelty: the study provides a comparative analysis of the problems of professional Cao-determination in pre-revolutionary and modern Russia. Empirical data shows that there is a clear analogy. So the main agents of socialization of labour that determined the career choices of the younger generation in the family. The article also presents the forms of career guidance of children's preschool educational institutions, the commercial sector, the system of additional education and school. One of the main results of the study is to identify a negative assessment of the opinion of high school students on the degree of effectiveness of the organization of career guidance in school educational institutions of the city. The practical significance of the study is that the recommendations to improve the issues of youth social policy in the field of labor and employment.

Текст научной работы на тему «Свобода профессионального выбора и профориентация: ренессанс дикого капитализма или шаг вперёд?»

Nemova Olga Alekseevna, Medvedeva Tatyana Yuryevna FREEDOM OF PROFESSIONAL CHOICE AND CAREER ..

pedagogical sciences

УДК 37:316

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0038

СВОБОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ: РЕНЕССАНС ДИКОГО КАПИТАЛИЗМА ИЛИ ШАГ ВПЕРЁД?

© 2019

Немова Ольга Алексеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Продюсерства и музыкального образования» Медведева Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Продюсерства и музыкального образования» Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (603095, Россия, Нижний Новгород, улица Дворовая, д. 38, e-mail: ttancher@yandex.ru)

Аннотация. Цель: краткий обзор становления профориентации и оценка проблемы свободы профессионального выбора в современном обществе. Методы: общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительно-исторический и диалектический), а также социологический (анкетный опрос старшеклассников города Нижнего Новгорода). Исследование проведено в 2019 г. лабораторией по проблемам современной семьи и семейной политики НГПУ им. К. Минина. Основной целью данного исследования было выявление степени эффективности школьной профориентационной работы в Нижнем Новгороде. Опрос проводился методом анкетирования старшеклассников (N - 340) учащихся 9-11 классов. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и образованию. Результаты исследования показывают, что основная тяжесть профессиональной ориентации, помощи в поиске работы лежит на плечах семьи. Мнение родителей и близких родственников имеют определяющее значение в профессиональном выборе молодёжи. Научная новизна: в исследовании проведён сравнительный анализ проблем профессионального самоопределения в дореволюционной и современной России. На эмпирических данных показано наличие явных аналогий. Так основными агентами трудовой социализации, определявшими профессиональный выбор подрастающего поколения, является семья. В статье также представлены формы проведения профориентационной работы детскими дошкольными образовательными учреждениями, коммерческим сектором, системой дополнительного образования и школой. Одним из основных результатов исследования является выявление негативной оценки мнения старшеклассников относительно степени эффективности организации профориентационной работы в школьных образовательных учреждениях города. Практическая значимость исследования состоит в том, что даны рекомендации по улучшению вопросов молодёжной социальной политики в сфере труда и трудоустройства.

Ключевые слова: Трудовая социализация молодёжи, профориентация и профессиональное самоопределение молодёжи, агенты и механизмы трудовой социализации, семья, рынок труда, «общество риска», прекариат, общество массового потребления.

FREEDOM OF PROFESSIONAL CHOICE AND CAREER GUIDANCE: THE RENAISSANCE OF WILD CAPITALISM OR A STEP FORWARD?

© 2019

Nemova Olga Alekseevna, candidate of sociological Sciences, associate Professor of the Department of "Production and music education" Medvedeva Tatyana Yuryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Head of the Department of' Production and music education" Nizhny Novgorod state pedagogical University Kozma Minin (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov street, 1, e-mail: ttancher@yandex.ru)

Abstract. Purpose: a brief overview of the formation of career guidance and evaluation of the problem of freedom of professional choice in modern society. Methods: General scientific (analysis and synthesis, induction and deduction, comparative-historical and dialectical), as well as sociological (questionnaire survey of high school students of Nizhny Novgorod). The study was conducted in 2019 by the laboratory on the problems of modern family and family policy of NSPU. K. Minin. The main purpose of this study was to identify the degree of effectiveness of school career guidance in Nizhny Novgorod. The survey was conducted by questioning high school students (N - 340) students in grades 9-11. The sample is representative of gender, age and education. The results of the study show that the main burden of professional orientation, assistance in finding work lies on the shoulders of the family. The opinion of parents and close relatives is crucial in the professional choice of young people. Scientific novelty: the study provides a comparative analysis of the problems of professional Cao-determination in pre-revolutionary and modern Russia. Empirical data shows that there is a clear analogy. So the main agents of socialization of labour that determined the career choices of the younger generation in the family. The article also presents the forms of career guidance of children's preschool educational institutions, the commercial sector, the system of additional education and school. One of the main results of the study is to identify a negative assessment of the opinion of high school students on the degree of effectiveness of the organization of career guidance in school educational institutions of the city. The practical significance of the study is that the recommendations to improve the issues of youth social policy in the field of labor and employment.

Keywords: labour socialization of youth, career guidance and professional self-determination of youth, the agents and mechanisms of socialization of labour, the family, the labor market, "society of risk", the precariat, the society of mass consumption.

Особую значимость и остроту проблема выбора профессии и дальнейшего трудоустройства молодёжи приобрела именно в наше время. В условиях глобального распространения «общества риска» [1], нарастания процессов «прекариатизации» [16] и психологии «общества массового потребления» [5], выбор профессии, трудоустройство, профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение приобретают онтологический статус [6].

Столетиями профессиональный выбор молодого человека целиком и полностью зависел от родительского соизволения. Зачастую желание родителей было

определяющим при выборе профессионального поприща. Единичными считались случаи, когда молодой человек сознательно шёл «на перекор» родительской воле и выбирал профессию по своему призванию и велению души. Таким образом, долгое время не могло идти никакой речи о свободе профессионального выбора и уж тем более о профориентации как виде деятельности. За подрастающее поколение этот вопрос решала его семья и молодёжь фактически была лишена возможности самостоятельного выбора профессии.

Необходимость создания служб, в чьи функциональные возможности входила бы профориентационная по-

172

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)

педагогические науки

Немова Ольга Алексеевна, Медведева Татьяна Юрьевна СВОБОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ...

мощь при выборе профессии и дальнейшему поиску работы для соискателя наметилась в России в конце XIX века.

Проблема организации профориентационной работы вышла на новый уровень в Советском государстве в связи с провозглашение диктатуры пролетариата и реальным вознесением человека труда на высочайший уровень. За годы существования СССР была выстроена слаженная система профориентационной работы со школьниками.

В начале 90-х в связи с принятием Закона «О занятости населения» профориентация стала официальной заботой служб занятости населения. отсутствие должного финансирования школьной профориентации, что фактически свело её на нет. Слаженная система школьной профориентационной работы фактически перестала существовать [17, С.9-16].

Сравнительно-исторический анализ показывает, что в условиях капитализма проблемы профессионального выбора и профориентационной работы целиком и полностью ложатся на плечи семьи. Государство как бы самоустраняется от капитальных вложений в данную деятельность, хотя формально не скидывает с себя всей ответственности. Складывается парадоксальная ситуация: в государстве с тоталитарным режимом, но социально ориентированным экономическим устройством (время существования СССР) свободы выбора профессионального поприща у молодёжи было больше, чем в условиях господства капитализма с ориентацией на либерально-демократические ценности. Можно сказать, что в 90-е годы XX века произошёл исторический «откат» к дореволюционным временам, где вопросы профориентации были делом частной инициативы, но не государственной заботы.

На сегодняшний день потребность в организации грамотной системной профориентационной работы назрела у самого общества. Неэффективное вложение материальных, временных ресурсов становится препятствием к решению таких смысложизненных проблем как создание семьи и рождение детей, т.е. прежде всего, на выстраивание жизненных траекторий, сохранении здоровья и соблюдении здорового образа жизни [8, 24, 25, 26]. Отсутствие самоудовлетворённости сферой применения своих трудовых усилий приводит в конечном итоге к таким негативным последствиям как фрустрации, депрессии, асоциальному, девиантному и делинк-вентному поведению [10]. Таким образом, целью статьи является краткий исторический обзор становления профориентации и оценка проблемы свободы выбора профессии в современном обществе.

Основная тяжесть профориентационной работы на сегодняшний день легла на плечи семьи, как самого заинтересованного участника воспитания подрастающего поколения. Фактически семья оказалась один на один с решением проблем профессионального самоопределения ребёнка. Эффективность профориентационной работы других агентов социализации и воспитания оцениваются авторами статьи как крайне низкая. Утверждения авторов статьи подтверждаются как данными общероссийских социологических исследований [4], так и исследованиями региональными [12].

В своём исследовании мы опираемся на работы таких современных российских учёных как М.К. Горшкова Ф.Э. Шереги [4], Н.Е. Тихоновой [18], С.П. Парамоновой [12], Т.В. Свадьбиной [13-15], Д.Ю. Вагина [2, 3], Ивановой Т.Н. [19-21] и т.д. [22, 23].

В целом, профориентация является неотъемлемой частью общего процесса трудовой социализации. Механизм профориентации запускается родителями с самого рождения ребёнка. Родители, близкие родственники, друзья семьи покупают ребёнку игрушки, которые имитируют орудия труда представителей разных профессий (наборы врачей, строителей, парикмахеров, кассиров и т.д.). Через просмотр мультипли-

кационных фильмов происходит знакомство детей с различными видами профессиональной деятельности взрослых. Коммерческий сектор предлагает в игровой форме окунуться в мир профессий. Так, например, в Нижнем Новгороде пользуется широкой популярностью Интерактивный образовательный город профессий для детей «КидБург». Доступ к данным центрам фактически ограничен пространственными и материальными возможностями семей и далеко не каждая семья может себе позволить сводить своего ребёнка в данный центр. Впрочем вызывает сомнения и сама эффективность данного профориентационного механизма. Специальных исследований данного феномена еще не проводилось.

Нельзя сказать, что такие образовательные институты как детские сады и школы не участвуют в вопросах профориентации. Городской смотр 2019 года по работе с семьёй дошкольных учреждений и общеобразовательных школ города Нижнего Новгорода «В диалоге с семьёй» показал, что работа в этом направлении ведётся и достаточно активно. Так, в МБДОУ создаются в группах тематические игровые зоны, с целью приобщения ребёнка к миру профессий. Кроме таких распространённых игрушек как наборы строителей, парикмахеров, медицинских аптечек, микроскопов, кассовых аппаратов и т.д. в некоторых МБДОУ имеется даже имитированная под взрослую - спецодежда, т.е. ребёнок имеет возможность даже внешнего перевоплощения в представителя той или иной профессии. Для дошкольников проводятся в игровой форме ознакомительные профориентацион-ные занятия и мероприятия т.д.

Далее эстафету профориентационной работы подхватывают школы. В отличие от МБДОУ данная работа уже приобретает системный и целенаправленный характер, т.к. входит в функциональные обязанности штатных школьных психологов, учителей-предметников и социальных педагогов и т.д. Основными задачами профориентационной работы школы являются: воспитание готовности к трудовой деятельности, позитивного отношения к труду; выявление и воспитание трудовых качеств и способностей для эффективного осуществления в будущем своей трудовой деятельности; помощь и поддержка школьников во время выбора профессии.

Значительный вклад в профессиональное самоопределение и процесс трудовой социализации молодёжи вносит и система дополнительного образования. Необходимо отметить, что именно дополнительное образование позволяет ребёнку выбрать сферу применения своих усилий в соответствии с его возможностями, способностями и личными предпочтениями.

Между тем, эффективность данных профориента-ционных мероприятий не является высокой. Об этом свидетельствуют данные авторского социологического исследования, организованного и проведённого в 2019 г. лабораторией по проблемам современной семьи и семейной политики НГПУ им. К. Минина. Основной целью данного исследования было выявление степени эффективности школьной профориентационной работы в Нижнем Новгороде. Опрос проводился методом анкетирования старшеклассников (Ы - 340) учащихся 9-11 классов. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и образованию.

С выбором профессии определилось 55,9% старшеклассников. 21,8% - ответили «нет» и 22,3% - затруднились с ответом. Суммируя ответы двух последних групп, мы получаем, что 44,1 % респондентов не имеют твёрдых представлений о том, в какой профессиональной сфере они могли бы применить свои силы.

После окончания школы большинство респондентов планирует продолжить обучение в вузе (76,1% старшеклассников), в среднеспециальных учреждениях - 8, 2% респондентов. Популярность высшего образования среди выпускников школ можно объяснить, во-первых, широкой популярностью оного, а во-вторых, желанием отсрочить выход на рынок труда, который характеризу-

Nemova Olga Alekseevna, Medvedeva Tatyana Yuryevna pedagogical

FREEDOM OF PROFESSIONAL CHOICE AND CAREER ... sciences

ется ярко выраженной несбалансированностью.

Трудоустройство в реальном секторе экономики запланировало сразу после окончания школы только 4,3% респондентов. Желающих пройти службу в рядах вооружённых сил оказалось менее 2%. Таким образом, мы видим, что большинство выпускников планируют продолжение обучения в вузе, т.е. высшее образование фактически становится третьей обязательной ступенью в образовательной траектории современной молодёжи. Массовое стремление молодёжи к получению «высшего образования» это не показатель тяги к знаниям, а результат отсутствия грамотной профориентационной работы и отсутствие реальных перспектив удачного трудоустройства. Данная причина лежит в основе стремления современной молодёжи к получению дополнительных высших образований. Несбалансированность современного российского рынка труда вынуждает молодёжь получать одну специальность за другой, с целью удачного трудоустройства и наиболее оптимального применения своих трудовых усилий, получения дополнительных гарантий от безработицы и увольнений.

Суммируя ответы «В школе специальной работы по профессиональной ориентации не ведётся» (21,8%) и «Учебные занятия не способствуют профессиональному самоопределению» (33,4%), мы видим, что более половины (55,2%) опрошенных низко оценивают эффективность проводимой профориентационной работы в школах.

Знаковыми для нашего исследования являются показатели того, кто в конечном итоге оказал ключевое значение на выбор профессии респондентов. Как и в дореволюционные времена начала XX века определяющим в выборе профессии является мнение родителей. На вопрос «Кто (что) в наибольшей степени повлиял(о) на Ваш выбор профессии (выберите не более трёх пунктов)» школьники ответили: мать - 20,5; отец - 12,7; другие члены семьи - 12,5, т.е. 45,7% отметили ведущую роль семьи. Таким образом, мы видим, что семья выступает в качестве ведущего агента трудовой социализации молодёжи на современном этапе развития российского общества.

Заключение.

На основании вышеизложенного предлагаем следующие меры и рекомендации по решению проблем профориентации и трудоустройства молодёжи:

1. В условиях наличия дисбаланса на российском рынке труда необходима государственная комплексная система мер по организации и проведению профори-ентационной работы с молодежью. Профессиональная ориентация молодежи должна стать приоритетной позицией общей молодежной политики, так как молодёжь является важнейшим человеческим ресурсом российского государства.

2. Участие государства в регулировании молодежного рынка труда через возрождение системы распределения специалистов-выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования. В данной мере заинтересованы и студенты и их родители (подтверждено данными авторского социологического исследования [9]), и работодатели, и государство.

3. Прекратить процесс деиндустриализации страны. Необходимо развитие отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства. Активизация государственной политики по созданию рабочих мест именно для молодежи как важнейшего стратегического ресурса страны.

4. Деловые круги, бизнес-сообщества также должны вкладывать деньги в подготовку, обучение и переобучение своих сотрудников. Социальная ответственность бизнеса перед обществом и государством должна стать реальностью.

Резюмируя все вышеизложенное, мы считаем, что проблемы выбора профессии и профориентационной работы молодёжи носят актуальный значимый 174

В конечном итоге речь идёт не столько о пункте молодёжной политики, а об эффективном, рациональном использовании человеческого ресурса общества, его самой мобильной, открытой к инновациям части общества. От успешности профессионального выбора и дальнейшего трудоустройства зависит не только его будущая жизнь, но и жизнь его ближайшего окружения. Чем больше будет адаптивной молодёжи, успешно стартовавшей в трудовом и семейном планах, тем лучше будет для социума и страны в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / М.: Прогресс-Традиция, 2000.

2. Вагин Д.Ю. Межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей в российском обществе. // Дискуссия. 2016. №7 (70). С. 52 — 58.

3. Вагин Д.Ю. Духовно-нравственные ценности поколений россиян: проблемы преемственности. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2 (46). С. 2932.

4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет /М.: ЦСПиМ, 2010.

5. Грааф Джон, де Потреблятство: Болезнь, угрожающая миру /Джон де Грааф, Девид Ванн, Томас Х. Нейлор. — М.: 2016, 368 с.

6. Ермаков С.А. Путь жизни человека: святоотеческая традиция и современность: Монография. Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2002. 334 с.

7. Козырьков В.П., Свадьбина Т.В., Немова О.А. Атрибутивные качества человека в условиях революции техносферы // Вестник СПбГУ Серия 17 ФИЛОСОФИЯ. КОНФЛИКТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, Выпуск 2, 2016, С.15-25.

8. Немова О.А., Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В. Социокультурные механизмы трансляции ценностей (на примере приобщения молодежи города Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни) // Теория и практика физической культуры. 2016. № 11. С. 48-50

9. Немова О.А., Суровегина Е. С., Денисова Н.И. «ОБРАЗ» прошлого и настоящего в представлениях нижегородцев // Вестник Мининского университета, 2017, №2.

10. Немова О.А., Свадьбина Т.В., Пакина Т.А. Цена и ценность любви: опыт социоантропного анализа // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). С. 37.

11. Нечаев М.П., Фролова С.Л. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, Т.16, №2, 2017. С. 9-16.

12. Парамонова С.П. Современный мир. Молодежь, образование, труд: монография / С.П. Парамонова. — Пермь Изд-во Перм. гос. техн. ун-та. — 2011.

13. Свадьбина Т.В., Вагин Д.Ю. Межпоколенные ценности россиян: проблемы преемственности. // Приволжский научный журнал. 2012. №4 (24). С. 263 — 267

14. Свадьбина Т.В., Немова О.А., Пакина Т.А. Путь за рубеж: воплощенная мечта или трэффик? Учебно-методическое пособие для учащейся молодёжи и потенциальных мигранток. — Н.Новгород: НГПУ. 2007, 79 с.

15. Свадьбина Т.В., Немова О.А., Пакина Т.А., Григорян Н.М., Ушилова К.В. Проблемы воспитания трудовых ценностей и установок: на примере нижегородского студенчества // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-1 (66). С. 209-212.

16. Стэндинг Гай Прекариат: новый опасный класс. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 328 с.

17. Таточенко Е.В. Исторические аспекты становления и развития профориентационной работы в России и за рубежом // URL https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2786 (Дата обращения — 20.03.19).

18. Тихонова Н.Е. Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян // Вестник института социологии, №4, Том 9, 2018.

19. Иванова Т.Н. Социально-профессиональное самоопределение молодежи в условиях крупного промышленного города (опыт социологического исследования на примере г.о. Тольятти) // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 60-61.

20. Иванова Т.Н. Формирование социально-трудовой траектории как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 57-59.

21. Иванова Т.Н. Экономическое проектирование системы координации действий региональных структур по формированию векторов социально-трудовой мобильности населения // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 242-246.

22. Мартышенко Н.С. Формирование образа профессии на пути будущего трудоустройства выпускников вузов //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 179-183.

23. Цагараева Е.Ф. Профориентационная работа в процессе преподавания биологии //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 317-319.

24. Ermakov S.A., Svadbina T. V. , Markova S. M. , Nemova O. A. , Tsyplakova S. A. , Vagin D. Yu. Anthropological Approach to the Differentiation of Human Life Path Models //Modern Journal ofLanguage Teaching Methods. Vol. 8. Issue 12. December 2018. P. 387-392.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)

педагогические науки

Немова Ольга Алексеевна, Медведева Татьяна Юрьевна СВОБОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ...

25. Nemova O.A., Retivina V.V., Kutepova L.I., Vinnikova I.S., Kuznetsova E.A. Sociocultural mechanismus of intergenerational values and mindset Translation in modern Family development and generational change // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 13. С. 6226-6237.

26. Pukhova A., Belyaeva T., Nemova O., Nochvina B., Shimanskaya O, Tolkunova S. MODERN YOUTH МАЖЕТ OF LABOUR: PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION//International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 18. С. 11855-11862.

Статья поступила в редакцию 20.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.