Научная статья на тему 'Эффективные стратегии взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии старшеклассниками'

Эффективные стратегии взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии старшеклассниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3828
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STRATEGIES OF PROFESSIONAL CHOICE / HIGH SCHOOL STUDENTS / PARENTS / CHILD-PARENT RELATIONS / CAREER-GUIDANCE WORK IN SCHOOL / СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / СТАРШЕКЛАССНИКИ / РОДИТЕЛИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А., Каримова Н.Г., Ведерникова Л.С.

В статье раскрывается проблема вовлечения родителей в осуществление профессионального выбора старшими школьниками. Рассматриваются исследования, посвящённые вопросам детско-родительских отношений, профориентационной деятельности и роли конструктивных взаимоотношений родителей и детей в выборе профессии старшеклассниками. Описаны выявленные в литературе эффективные и неэффективные модели межличностных отношений в семье в осуществлении профессионального выбора школьниками. Представлено исследование, проведённое авторами статьи в рамках деятельности региональной инновационной площадки. Описаны результаты опроса родителей старшеклассников, направленного на изучение используемых стратегий взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии старшеклассниками. Выявлено, что только 14,7 % родителей используют эффективные стратегии профориентационной поддержки. Для содействия родителям в данном направлении школой разработаны и описаны практики включения семей в профориентационную работу. Описаны такие мероприятия, как проведение экскурсий на предприятиях города, проведение чемпионата по рабочим профессиям, осенней профильной смены с привлечением родительской общественности. Представлены перспективы дальнейших мероприятий, направленных на применение родителями эффективных стратегий взаимодействия с детьми при выборе будущей профессии старшеклассниками. В выводах резюмируются возможности и риски выстраивания совместной профориентационной работы школы и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А., Каримова Н.Г., Ведерникова Л.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE STRATEGIES FOR INTERACTION BETWEEN PARENTS AND CHILDREN IN CHOOSING A FUTURE PROFESSION BY HIGH SCHOOL STUDENTS

The article reveals a problem of involving parents into making a professional choice by high school children. The research studies the issues of child-parent relations, career-guidance activities and role of constructive relationships between parents and children in the choice of profession by high school students. Effective and ineffective models of interpersonal relations in a family in making a professional choice by high school children are described. The study presents a regional innovation project. The results of the survey of the parents of high school students are aimed at studying the strategies of interaction between parents and children used in choosing a future profession by high school students. It is found out that only 14.7% of parents use effective strategies of career-guidance support. The school has developed and described the practice of including families in career guidance to help parents in this direction. The events are described such as the organization of excursions to the city’s enterprises, the holding of the championship for working professions, the autumn section group with involvement of the parental community. Perspectives of further activities aimed at applying parents effective strategies for interaction with children in choosing a future profession by high school students are presented. The conclusions summarize the opportunities and risks of building a joint career-guidance work of the school and family.

Текст научной работы на тему «Эффективные стратегии взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии старшеклассниками»

представлено данное поле точек в системе координат «количество публикаций - индекс Хирша».

Векторами на рис. 4 показаны «траектории публикационной активности». Данные траектории описывают динамику изменения количества публикаций и количества цитирований автора.

Анализ результатов

Проведём анализ полученных результатов.

Траектория, показанная зелёным цветом, является наиболее эффективной. Данной траектории соответствует большое количество цитирований при небольшом значении самих публикаций. Для данной выборки на одну публикацию в среднем приходится 3,5 количества цитирований. Средний индекс Хирша авторов, точки которых расположены на пути траектории, составляет 3.

Траектория, показанная жёлтым цветом, является промежуточной. Для рассматриваемой выборки на одну публикацию в среднем приходится 1,1 количества цитирований. Средний индекс Хирша авторов составляет 2.

Траектория, показанная красным цветом, является наименее эффективной. Данной траектории соответствует небольшое количество цитирований при большом значении самих публикаций. Для анализируемой выборки на одну публикацию в среднем приходится 0,4 количества цитирований. Средний индекс Хирша авторов составляет 1.

Вывод о возможности использования показателя а для оценки эффективности публикаций авторов подтверждается диаграммой рис. 5. На диаграмме видно, что у авторов, имеющих высокие индексы Хирша, угол а стремится к 90°.

При этом угол в 90° на диаграмме рис. 5 является асимптотой. Поле точек рис. 5 также даёт понять, что для обеспечения высокого индекса Хирша авторам следует уделять внимание качеству публикаций, а не их количеству.

Следует также отметить и то, что первые статьи авторов, как правило, малоцитируемы. Популярность в профессиональных кругах - это признание. Признанного автора читают, с ним вступают в полемику. Например, отмечено, что после защиты учёной степени доктора наук увеличивается цитируемость более ранних статей авторов.

Библиографический список

Исследование динамики изменения показателей публикационной активности показало два типа траекторий:

- линейный характер, когда количество цитирований растёт прямо пропорционально количеству публикаций;

- экспоненциальный, когда с ростом количества публикаций увеличивается их качество и, как следствие, растёт количество цитирований.

Для начинающих исследователей анализируемой выборки (период 5-10 лет) характер траектории публикационной активности имеет преимущественно линейный характер. Для ведущих учёных траектория приобретает экпоненциальный характер. Для них отмечен всплеск цитируемости в более поздние периоды.

Синтез результатов

Предложенный подход для оценки эффективности публикационной работы авторов дополняет существующую систему оценки, используемую РИНЦ [3]. Показатель а может быть использован при сопоставлении эффективности работы начинающих авторов и авторов, имеющих большое количество публикаций. Представляется целесообразным дополнить раздел «Общие показатели» системы [3]. Это позволить оценивать не только текущие показатели публикационной активности авторов, но и динамику их работы. Это особенно актуально в современных условиях - в условиях применения эффективного контракта. Предлагаемый подход может дополнить систему показателей таких контрактов.

Выводы

Проведённое исследование показало возможность применения предложенного подхода для анализа публикационной активности профессорско-преподавательского состава. Данный анализ можно применять в рамках одного вуза. Также его можно использовать в качестве инструмента бенчмаркинга, под которым понимается сопоставительный анализ публикационной активности на основе показателей ведущих учёных вуза. В этом случае анализ проводится для вузов региона, федерального округа или вузов одной отрасли. Результаты такого анализа позволят понять, насколько эффективен менеджмент научной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза по сравнению с другими университетами.

1. РейтингиQS. Available at: http://www.topuniversities.com

2. Рейтинги журнала Times Higher Education. Available at: https://www.timeshighereducation.com

3. Национальная библиографическая база данных научного цитирования РИНЦ. Available at: http://elibrary.ru

4. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2016 года. Available at: http://indicators.miccedu.ru

References

1. RejtingiQS. Available at: http://www.topuniversities.com

2. Rejtingi zhurnala Times Higher Education. Available at: https://www.timeshighereducation.com

3. Nacional'naya bibliograficheskaya baza dannyh nauchnogo citirovaniya RINC. Available at: http://elibrary.ru

4. Informacionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam provedeniya monitoringa 'effektivnosti deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya 2016 goda. Available at: http://indicators.miccedu.ru

Статья поступила в редакцию 21.08.18

УДК 37.018.15+37.047

Ilyasov D.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: dinaf_chel@mail.ru

Seiivanova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: sel_lena@mail.ru Karimova N.G., Director, Secondary School No. 1 of Kyshtym (Chelyabinsk Region, Russia), E-mail: sosh1@edu.kyshtym.org

Vedernikova L.S., Deputy Director, Secondary School No. 1 of Kyshtym (Chelyabinsk Region, Russia), E-mail: sosh1@edu.kyshtym.org

EFFECTIVE STRATEGIES FOR INTERACTION BETWEEN PARENTS AND CHILDREN IN CHOOSING A FUTURE PROFESSION BY HIGH SCHOOL STUDENTS. The article reveals a problem of involving parents into making a professional choice by high school children. The research studies the issues of child-parent relations, career-guidance activities and role of constructive relationships between parents and children in the choice of profession by high school students. Effective and ineffective models of interpersonal relations in a family in making a professional choice by high school children are described. The study presents a regional innovation project. The results of the survey of the parents of high school students are aimed at studying the strategies of interaction between parents and children used in choosing a future profession by high school students. It is found out that only 14.7% of parents use effective strategies of career-guidance support. The school has developed and described the practice of including families in career guidance to help parents in this direction. The events are described such as the organization of excursions to the city's enterprises, the holding of the championship for working professions, the autumn section group with involvement of the parental

community. Perspectives of further activities aimed at applying parents effective strategies for interaction with children in choosing a future profession by high school students are presented. The conclusions summarize the opportunities and risks of building a joint career-guidance work of the school and family.

Key words: strategies of professional choice, high school students, parents, child-parent relations, career-guidance work in school.

Д.Ф. Ильясов, д-р пед. наук, проф., ГБУДПО Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Е-mail: dinaf_chel@mail.ru

Е.А. Селиванова, канд. психол. наук, доц., ГБУ ДПО Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Е-mail: sel_lena@mail.ru

Н.Г. Каримова, директор МОУ СОШ№1, г. Кыштым, Челябинская область, Е-mail: sosh1@edu.kyshtym.org Л.С. Ведерникова, заместитель директора МОУ СОШ № 1, г. Кыштым, Челябинская область, Е-mail: sosh1@edu.kyshtym.org

ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

В статье раскрывается проблема вовлечения родителей в осуществление профессионального выбора старшими школьниками. Рассматриваются исследования, посвящённые вопросам детско-родительских отношений, профориентационной деятельности и роли конструктивных взаимоотношений родителей и детей в выборе профессии старшеклассниками. Описаны выявленные в литературе эффективные и неэффективные модели межличностных отношений в семье в осуществлении профессионального выбора школьниками. Представлено исследование, проведённое авторами статьи в рамках деятельности региональной инновационной площадки. Описаны результаты опроса родителей старшеклассников, направленного на изучение используемых стратегий взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии старшеклассниками. Выявлено, что только 14,7 % родителей используют эффективные стратегии профориентационной поддержки. Для содействия родителям в данном направлении школой разработаны и описаны практики включения семей в профориентационную работу. Описаны такие мероприятия, как проведение экскурсий на предприятиях города, проведение чемпионата по рабочим профессиям, осенней профильной смены с привлечением родительской общественности. Представлены перспективы дальнейших мероприятий, направленных на применение родителями эффективных стратегий взаимодействия с детьми при выборе будущей профессии старшеклассниками. В выводах резюмируются возможности и риски выстраивания совместной профориентационной работы школы и семьи.

Ключевые слова: стратегии профессионального выбора, старшеклассники, родители, детско-родительские отношения, профориентационная работа в школе.

Грамотно осуществлённый профессиональный выбор позволяет человеку быть востребованным и успешным не только в работе, но и в личной жизни. Особенно это важно в современном мире, когда каждый сам творит свою судьбу и его продуктивная активность определяет материальный достаток и моральное удовлетворение. Профессиональное становление личности осуществляется задолго до поступления в профессиональные учебные заведения.

Отношение к труду, саморазвитию и достижениям формируется ещё в детском возрасте под влиянием семьи. Семья -это главный институт социализации личности. Она позволяет сформировать и развить личностные ресурсы, которые смогут служить достижениям в разных аспектах жизни и работы. Родители могут скорректировать личностные недостатки ребёнка, используя свой воспитательный потенциал или усугубить их. При интеграции воспитательных усилий школы и семьи возможно сформировать конструктивные установки школьников и помочь им выбрать тот профессиональный путь, который соответствует возможностям личности и потребностям современного общества.

Старший школьный возраст согласно отечественной периодизации [1] характеризуется такими возрастными новообразованиями как мировоззрение и профессиональные интересы. Кроме того, ведущей деятельностью в данном возрасте является учебно-профессиональная деятельность. Это указывает на значимость профориентационной работы в общеобразовательной организации и грамотном содействии родителей своему ребёнку в данном направлении.

Стоит отметить, что не все родители используют эффективные стратегии взаимодействия с собственным ребёнком при выборе его будущей профессии. В данном исследовании применяется термин взаимодействие, так как он более всего подходит в аспекте общения родителей и детей старшего школьного возраста. В этот период родителям необходимо знать, насколько эффективно общение со старшеклассником на равных. Если при общении с дошкольником и младшим школьником родители занимают по большей части позицию авторитета и наставника, то в коммуникации с подростком и юношей родители должны перейти в роль друга. Взрослому важно считаться с независимостью и самостоятельностью старшеклассника. Это позволит не только предупредить конфликты в детско-родительских отношениях, но

и повлиять на грамотный выбор жизненного и профессионального пути.

Вопросы семейной психологии, эффективного взаимодействия родителей и детей активно исследуются в зарубежной и отечественной литературе. Наиболее популярными публикациями в данном вопросе являются работы В. Сатир [2], Э. Эйдимилле-ра и В. Юстицкис [3]. Разработаны практические рекомендации по общению с детьми разного возраста, среди которых можно отметить советы Ю.Б. Гиппенрейтер [4], А. Фабер, Э. Мазлиш [5]. Психологами-исследователями рассматривается вопросы не только психологической грамотности родителей в воспитании детей, но более высокого уровня их родительской компетентности - психолого-педагогической культуры. Так, С.Н. Щербакова рассматривает вопросы формирования психолого-педагогической культуры родителей, проявляющейся в ценностно-целевой направленности на полноценное воспитание и развитие детей. Для эффективного взаимодействия в семье, по мнению автора, важны такие особенности поведения родителей, как способность к рефлексии и самоконтролю, регуляция своего поведения и творческое владение психолого-педагогическими технологиями [6].

В работе А.В. Гумницкой исследовалась психологическая культура в детско-родительских отношениях. Она рассмотрена как фактор, регулирующий семейные отношения и определяющий их характер. Автором было выявлено, что родители с «высоким» уровнем психологической культуры в большей мере демонстрируют безоценочное принятие своих детей (иными словами, безусловную любовь) и последовательное, согласованное сотрудничество. Они склонны к поддержанию близких эмоциональных отношений, удовлетворены общением в семье, отличаются авторитетностью в глазах детей. У родителей же с «низким» уровнем психологической культуры отмечается авторитарность в большей мере, склонность к излишней требовательности и контролю [7].

Кроме того, отметим, что вопросы профессионального самоопределения старшеклассников достаточно хорошо изучены на данный момент. В отечественной психолого-педагогической науке этой темой занимались Э.Ф. Зеер [8], Е.А. Климов [9], Г.Н. Ре-запкина [10]. Изучению роли родителей по содействию ребёнку в выборе профессии в последнее время отечественные специалисты стали уделять особое внимание. Так, в исследовании А.Т. Нысанова рассматриваются варианты влияния семейных

отношений на профессиональный выбор детей. Согласно первому варианту, родители настаивают на выборе профессии или определённого учебного заведения без учёта мнения ребёнка (это приводит к неосознанному выбору, без учёта своих интересов и способностей). Во втором случае родители вообще не участвуют в процессе профессионального самоопределения ребёнка (это приводит к психологической неготовности к определённой профессии). Третий вариант предполагает совместное прохождение родителей с ребёнком всех этапов профессионального ориентирования и самоопределения, реализуя как психологическую, так и ресурсную поддержку. Мы соглашаемся с автором, что последний вариант межличностных отношений в семье является оптимальным. Причём А.Т. Нысанов описывает содержание данной стратегии детско-родительских отношений: родители знакомят детей с разнообразием профессий; позволяют ребёнку определить «сильные» и «слабые» стороны его личности с точки зрения интересующих профессий, создают возможности для пробы сил в разных направлениях. Они обсуждают с детьми их профессиональные планы, дают советы и помогают найти дополнительные сведения о предпочитаемых профессиях, специальностях, профессиональных учебных заведениях [12, с. 41 - 42]. Особенно нам импонирует в описании данной стратегии то, что родители, по утверждению автора, должны заботиться о формировании уважения к труду и его составляющим.

В монографии Т.Д. Зеленкиной, Е.Ю. Пряжниковой и М.Г. Сергеевой «Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников» выявлены факторы, влияющие на выбор профессионального пути старшеклассников. Авторы делят их на две группы: определяющие факторы (интерес, способности, особенности здоровья, характеристика рынка труда и запросов общества) и сопутствующие факторы (ближайшее социальное окружение, престиж профессии, уровень притязаний, материальные и моральные стимулы труда) [13]. Т.Д. Зеленкина с соавторами выделяют 4 типа родительской позиции при выборе профессии: одновариантная, поливариативная, нейтральная и негативная позиции. А также обозначают типологии семей (авторитетные, неавторитетные; материалисты, общественники, реалисты). Исходя из этого, в монографии предлагается содержание подготовки родителей к профессиональному самоопределению старшеклассников, направленное на корректировку неверных профориентационных установок родителей.

Совершенно новое исследование по указанной теме выполнено Т.М. Коньшиной и Т.Ю. Садовниковой. Авторы изучали представление подростков об участии родителей в предварительном профессиональном самоопределении детей. Были получены интересные результаты, отражающие «гендерный порядок» российского общества. Отмечено, что отцы девушек видят самореализацию своих дочерей больше в семейной сфере, чем в профессиональной, а отцы юношей придают важное значение успеху сыновей в трудовой деятельности [14].

Таким образом, существующие на данный момент исследования в той или иной мере отражают значимость эффективных коммуникаций в семье для профессионального самоопределения старшеклассника. Кроме того, авторами предлагаются рекомендации родителям по содействию ребёнку в момент выбора его будущей профессии [12; 13; 15]. Вместе с тем не в полной мере исследована роль общеобразовательной организации в формировании эффективных стратегий взаимодействия родителей и детей при выборе профессии старшеклассниками. В этой связи целью статьи является описание авторского подхода, раскрывающего роль общеобразовательной школы в содействии родителям старшеклассников в выборе ими будущей профессии. Данный подход получил практическую апробацию на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Кыштыма» Челябинской области (МОУ СОШ №1 г. Кыштыма), которая осуществляет свою деятельность в режиме региональной инновационной площадки.

Авторы статьи третий год реализуют региональный инновационный проект «Эффективные педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии». Педагоги школ активно осуществляют профориентационную работу на всех уровнях образования: в начальной, основной и средней школе. Кроме того, имеется опыт проведения вебинаров и стажировок для коллег из региона. Вместе с тем одним из сложных и до недавнего времени не

затронутых вопросов являлась работа с родителями в профори-ентационном аспекте.

Для того чтобы выявить особенности взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии старшеклассниками, было проведено эмпирическое исследование. Оно осуществлялось в форме опроса родителей старшеклассников МОУ СОШ № 1 г. Кыштыма Челябинской области. Всего в опросе приняли участие 68 человек, среди которых 36 родителей учащихся 10-х классов и 32 родителя учащихся 11-х классов. Содержание вопросов было направлено на выявление осведомлённости родителей о востребованных на сегодняшний день профессиях, ведущих профессиях региона и стратегиях взаимодействия семьи и старшеклассника в профессиональном выборе школьника. Представим выявленные результаты:

- 38,2% родителей отметили, что не владеют точной информацией о рынке труда и будущую профессию своему ребенку ещё целенаправленно не выбирали; причём стоит отметить, что в большей части - это родители десятиклассников;

- 53% родителей указывают, что школа должна помочь ребёнку в выборе будущей профессии и информировать родителей об актуальных профессиях в регионе и стране;

- 36,7% респондентов указали, что помогают ребёнку в выборе профессии, но выбор профессионального учебного заведения будет исходить из результатов ЕГЭ; тем самым родители отмечают значимость материального аспекта в выборе профессии ребёнка («смотря в какой институт, колледж сможет поступить», «если не пройдет по баллам экзамена, будем выбирать обучение, которое можем себе позволить, а не то, что хочет ребёнок»);

- 41,2% родителей отметили, что будут исходить из предпочтений ребёнка в его профессиональном самоопределении;

- 22% указали на соблюдение семейных традиций в профессиональном развитии старшеклассника, отмечая, что важно опираться на их собственный опыт и знания в выборе профессии, а не на мнение ребёнка;

- 64,7% опрашиваемых родителей отметили, что имеют представление о наиболее востребованных профессиях своего региона, но считают вряд ли это нужным учитывать при профессиональном самоопределении своего ребёнка;

- 78% родителей отметили, что нуждаются в расширении стратегий взаимодействия со своими детьми при выборе ими будущей профессии;

- 22% родителей видят своего ребёнка в инженерных профессиях;

- 38% родителей предпочитают для своего ребёнка юридические и экономические профессии;

- 19,1% родителей отметили, что ребёнок должен пройти тот путь, по которому не смогли пройти они сами;

- 14,7% родителей сказали, что совместно с ребёнком выбрали профессию, исходя из его способностей и предпочтений, определились с вузом, углубленно занимаются по выбранным дисциплинам, необходимым при сдаче ЕГЭ.

Таким образом, полученные данные указывают, что 14,7% родителей используют эффективные стратегии взаимодействия с детьми при выборе будущей профессии старшеклассниками: они согласуют свои позиции с мнением ребёнка, заранее выбирают учебные учреждения, стимулируют старшеклассников углубленно изучать соответствующие дисциплины и пр. Но грамотно и заранее планирует профессиональный путь своего ребёнка только небольшая часть родителей. В целом можно отметить, что родители понимают значимость сотрудничества с детьми и содействия им в профессиональном самоопределении. Однако сами не в полной мере владеют эффективными стратегиями взаимодействия со своими детьми. Причём родители десятиклассников менее осведомлены в этом направлении, чем родители одиннадцатиклассников.

Было проведено сравнение родительского выбора профессий для своих детей и выбора самих старшеклассников. Оказалось, что совпадают ответы только у 33,8% опрошенных. Это говорит об отсутствии согласованности в выборе будущей профессии между родителями и старшеклассниками. Кроме того, 38% родителей не учитывали результаты диагностики профессиональных склонностей старшеклассников (проведённой школьным психологом), выбирая профессии по своим убеждениям.

По сути, большинство семьей не обладает соответствующими знаниями, умениями, способностями в грамотном психолого-педагогическом содействии своему ребёнку по профессиональному выбору. Родители в целом компетентны в вопросах раннего развития и воспитания ребёнка и по большей части не

грамотны в вопросах формирования жизненного плана у старшеклассников. При достаточном на сегодняшний день объёме информации по профориентации многие родители используют устаревшие формы влияния на детей.

Среди неконструктивных стратегий можно отметить следующие: навязывание родителями старшекласснику собственного нереализованного жизненного сценария; выбор профессий, которые не актуальны для того или иного региона или уходят из разряда востребованных; перекладывание ответственности на школу в профессиональном самоопределении ребёнка; опора на собственные возможности (в том числе материальные), а не на интересы старшеклассника.

При этом конструктивные стратегии проявляются в следующем: учёт адекватного мнения ребёнка в его профессиональном выборе; опора на интересы и способности старшеклассника; применение рекомендаций педагога и психолога относительно профессиональных склонностей старшеклассника в планировании его профессиональной карьеры; раннее планирование профессионального пути ребёнка, углубленное изучение дисциплин, необходимых для сдачи выпускных экзаменов; наличие запасного плана (альтернатив) при построении профессиональной карьеры школьника. Оптимальным вариантом будет включение всех выше перечисленных конструктивных вариантов в одну стратегию.

Итак, полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости выстраивания просветительской работы в аспекты профориентации в работе с родителями старшеклассников. Иными словами, речь идёт о том, чтобы ориентировать семью на применение родителями эффективных стратегий взаимодействия со старшеклассниками при выборе профессии.

В этой связи предлагаем модель содействия школы семье в развитии эффективных стратегий взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии старшеклассниками. В основе модели лежит принцип привлечения семьи в профори-ентационную деятельность школы. На первом этапе (информационно- мотивационном) целесообразно провести просветительскую работу для родителей, направленную на ознакомление с основными механизмами профориентационной деятельности. Так педагогами школы г. Кыштыма был проведён семинар для родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательной организации (учащихся 8 - 11 классов) на тему: «Как помочь ребёнку осуществить успешный профессиональный выбор?». Цель семинара - ознакомление родителей с составляющими профессионального выбора, роли профессиональной диагностики и её результатов в профессиональном самоопределении, возникающих противоречиях и ошибках, с которыми сталкивается школьник и его родители при выборе профессии. Целесообразно проводить семинар с приглашением специалистов ведущих институтов региона для формирования панорамного представления об этапах профессионального пути. В мОу СОШ №1 г. Кыштыма семинар проводился с привлечением специалистов кафедры педагогики и психологии ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» и ответственного секретаря приёмной комиссии по высшему образованию Озерского технологического института - филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Таким образом, на первом этапе профориентации необходимо дать родителям возможность задуматься о грамотном, пролонгированном, поэтапном и раннем варианте построения профессиональной карьеры своего ребёнка. Кроме того, показывая проблемность вопроса, озадачить значимостью родителей в этой деятельности. Это позволит мотивировать родителей на помощь собственному ребёнку в профессиональном выборе.

Опыт региональной инновационной площадки показал, что только просветительской работы недостаточно. В таких формах взаимодействия педагогов и родителей вторые занимают в большей мере пассивную позицию и остаются в стороне сами старшеклассники. В этой связи на втором этапе (инструменталь-но-деятельностном) обосновано будет включение самих родителей в различные формы профориентационной деятельности. Необходимо сделать родителей активными участниками профориентации, чтобы они сами участвовали в выборе и прохождении профессионального пути школьников. Причём данную работу важно проводить, начиная с младшего школьного возраста, усиливая её в подростковом возрасте. Тогда к 10 классу старшеклассник сможет быть уверен в своей жизненной и профессиональной перспективе.

Планирование работы по вовлечению родителей в профориентацию школьников рекомендуется начать с анализа профессиональной деятельности самих родителей. Учитывая занятость родителей, важно, прежде всего, замотивировать семью к осуществлению данной деятельности. Сведения о семье (образование, место работы родителей, стаж, должность) имеют классные руководители. Они также знают состав родительского комитета, наиболее активных родителей, которые в первую очередь откликнутся на такую форму взаимодействия школы и семьи в аспекте профориентации школьников. Основываясь на данные, полученные от классных руководителей, необходимо создать творческую группу, в которую изначально войдут родители из родительского комитета и желающие поделиться со школьниками своими профессиональными знаниями. Далее эти семьи могут совместно с педагогами школы привлекать уже других родителей к разным видам просветительской работы.

Так, родители, работающие на градообразующих предприятиях, могут устроить экскурсии на свои заводы, фабрики и другие организации. Из практики работы региональной инновационной площадки отметим, что родители, которые работали на заводах Кыштымского городского округа (ОАО «Радиозавод», ООО «Русский кварц», ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод», «Кыштымский трикотаж») были привлечены к экскурсиям на данные предприятия. Рекомендуется дать родителям возможность выбора разных форматов экскурсий: обзорная, исследовательская, историческая, образовательная. Это позволит избежать формального подхода к проведению таких походов. По итогам экскурсий школьники могут презентовать мини-проекты: статьи в школьной газете, выставку-стенд с фотографиями, презентации докладов на школьной конференции. Презентацию также целесообразно будет провести с участием родителей с учётом их интересов и возможностей.

Стоит отметить, что к профориентации можно привлечь не только работающих родителей, но и домохозяек. Они могут подлиться опытом ведения домашнего хозяйства, планирования домашней работы, включения в ней творческих элементов, грамотного управления временем. Причём такие варианты можно осуществлять не только в школе, но и за её пределами. Если в школе есть пришкольный лагерь, профильные смены, то можно организовать в них профориентационную деятельность с проведением мастер-классов и лайф-хаков от «продвинутых» мам и пап.

Из опыта работы МОУ СОШ №1 г. Кыштыма отметим, что в школе действует осенний профильный лагерь «УникУм», где с детьми также проводится профориентационная деятельность. В 2018 году в работу этой смены были привлечены и родители. Они подготовили мастер-классы для школьного квеста «Лабиринты выбора». В течение нескольких дней они вместе с подростками проходили испытания, подготовленные педагогами с целью определения дальнейшего профессионального направления. Причём в данном мероприятии сыграли особую роль и неработающие родители. Они не только помогали детям проходить профессиональные пробы, но и сами проводили мастер-классы (по засолке овощей, декорированию одежды и пр.).

Третий (завершающий) этап профориентационной деятельности школы совместно с семьёй можно провести в виде конкурсного испытания, где школьники покажут результаты своих профессиональных проб, а родители проанализируют эффективность проведённой работы. К примеру, в Кыштымской школе №1 особый эффект был получен проведением Чемпионата школы по рабочим профессиям. Стоит отметить, если экскурсии проводились школой раньше, хоть и без активного участия родителей, то чемпионат школы был первым опытом. Однако родители были привлечены сразу уже на этапе разработки программы чемпионата. Имеет место предложить родителям разные виды работ: подготовка буклетов, грамот, наглядных плакатов. На этапе проведения чемпионата родители могут провести инструктажи, профессиональные мастер-классы, викторины. Цель такого чемпионата - создание моделей ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников. Имеет смысл провести соревнования по основам профессионального мастерства по методике WorldSkills, в несколько этапов. Начать Чемпионат можно с открытия (где школьники представят визитные карточки своих команд), далее провести соревновательную часть (по компетенциям: мобильная робототехника, столярное дело, прототипирование) и закрытие Чемпионата в формате музыкально-творческого конкурса.

Кроме того, можно привлечь родителей и к другим видам проведения профориентационных проб (мини геологических экспедиций, экскурсионно-познавательных маршрутов). Также можно запланировать проведение классных часов, посвящённых разным профессиям с небольшими выступлениями на них родителей (военных, медиков, полицейских и др.). Родителей, занимающихся творческой, писательской, журналисткой деятельностью, можно привлечь к написанию статей в сборники российских и международных конференций.

Таким образом, включение семьи в проведение профори-ентационных мероприятий для детей разного возраста позволит родителям стать активными участниками профессионального выбора своего ребёнка. Такой подход позволит выстроить эффективные стратегии взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии в старшем школьном возрасте. Причём важно привлечь не только самых активных и отзывчивых родителей, но и менее включенных в школьную жизнь ребёнка. Такие формы содействия школы семье в выстраивании эффективных стратегий взаимодействия с детьми имеют не только большой потенциал, но и риски. Среди рисков стоит отметить недостаточную мотивированность и занятость некоторых родителей, недостаточную готовность родителей к проведению профориентационных мероприятий, неотработанные приёмы взаимодействия педагогов и родителей, конфликтные детско-ро-дительские отношения в семье.

Однако при наличии таких серьёзных рисков стоит отметить большой потенциал подобных форм работы школы и

Библиографический список

семьи в формировании эффективных стратегий взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии старшеклассниками. Во-первых, учителя получают опыт новых технологий работы с семьёй, который описан как один из важных в профессиональном стандарте педагога. Во-вторых, сами родители развивают свои психолого-педагогические компетенции в воспитании детей и содействуют им в выборе профессий. В-третьих, обучающиеся получат должное внимание от своих близких, почувствуют большую уверенность в профессиональных намерениях и смогут развить свои способности.

Таким образом, в статье обобщён опыт, описанный разными исследователями, по проблемам эффективных и неэффективных коммуникаций родителей и детей в выборе профессии. Представлены результаты исследования, проведённого в рамках региональной инновационной площадки Челябинской области в аспекте применения родителями эффективных стратегий взаимодействия с детьми в выборе профессий старшеклассниками. Предложена модель содействия школы семье в развитии эффективных стратегий взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии старшеклассниками. Материалы статьи могут найти практическое применение в деятельности психологов, учителей, родителей, реализующих профориен-тационную деятельность со школьниками. Также описанная в статье модель может быть взята за основу педагогами-исследователями при характеристике и обобщении новых технологий профориентации.

1. Kулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): учебное пособие. 5-е изд. Москва: Издательство УРАО, 1999.

2. Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. Москва, 2013.

3. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи: 4-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2008.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? Москва: АСТ, Астрель, Харвест, 2011.

5. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили. Москва: Э^МО-ПРЕСС, 2011.

6. Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1988.

7. Гумницкая А.В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2006.

8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Москва: МПСИ, 2008.

9. 1<лимов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Academia, 2008.

10. Резапкина Г.Н. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Москва: Генезис, 2008.

11. Бесклубная А.В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2013.

12. Нысанов А.Т. Развитие культуры профессиональной ориентации старшеклассников в сетевом взаимодействии системы дополнительного образования. Диссертация ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2006. Челябинск, 2017.

13. Зеленкина Т.Д., Пряжникова Е.Ю., Сергеева М.Г. Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников: монография. ^рск: Региональный финансово-экономические институт, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. №ньшина Т.М., Садовникова Т.Ю. Представление подростков об участии родителей в предварительном профессиональном самоопределении детей. Национальный психологический журнал. 2018; 1(29): 77 - 87.

15. Елисеева Ж.М., Мохнатова М.О. Связь детско-родительских отношений и профессиональной направленности подростков. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4. Available at: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2016/4/psychology/ eliseeva-mokhnatova.pdf

References

1. Kulagina I.Yu. Vozrastnaya psihologiya (Razvitie rebenka ot rozhdeniya do 17 let): uchebnoe posobie. 5-e izd. Moskva: Izdatel'stvo URAO, 1999.

2. Satir V. Vy i vasha sem'ya: Rukovodstvo po lichnostnomu rostu. Moskva, 2013.

3. 'Ejdemiller 'E., Yustickis V. Psihologiya ipsihoterapiya sem'i: 4-e izd. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.

4. Gippenrejter Yu.B. Obschat'sya s rebenkom. Kak? Moskva: AST, Astrel', Harvest, 2011.

5. Faber A., Mazlish 'E. Kak govorit', chtoby podrostki slushali, i kak slushat', chtoby podrostki govorili. Moskva: 'EKSMO-PRESS, 2011.

6. Scherbakova S.N. Formirovanie psihologo-pedagogicheskoJ kul'tury roditeleJ. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1988.

7. Gumnickaya A.V. Psihologicheskaya kul'tura v detsko-roditel'skih otnosheniyah. Avtoreferat dissertacii . kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2006.

8. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya vranneJyunosti. Moskva: MPSI, 2008.

9. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. Moskva: Academia, 2008.

10. Rezapkina G.N. Psihologiya i vybor professii. Programma predprofil'noJpodgotovki. Moskva: Genezis, 2008.

11. Besklubnaya A.V. Formirovanie gotovnosti starsheklassnikov k vyboru professii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2013.

12. Nysanov A.T. Razvitie kul'tury professional'noJ orientacii starsheklassnikov v setevom vzaimodeJstvii sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2006. Chelyabinsk, 2017.

13. Zelenkina T.D., Pryazhnikova E.Yu., Sergeeva M.G. Roditel'skoe sodeJstvie v professional'nom samoopredelenii starsheklassnikov: monografiya. Kursk: Regional'nyj finansovo-'ekonomicheskie institut, 2016.

14. Kon'shina T.M., Sadovnikova T.Yu. Predstavlenie podrostkov ob uchastii roditelej v predvaritel'nom professional'nom samoopredelenii detej. Nacional'nyJ psihologicheskiJ zhurnal. 2018; 1(29): 77 - 87.

15. Eliseeva Zh.M., Mohnatova M.O. Svyaz' detsko-roditel'skih otnoshenij i professional'noj napravlennosti podrostkov. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4. Available at: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2016/4/psychology/eliseeva-mokhnatova.pdf

Статья поступила в редакцию 21.08.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.