Научная статья на тему 'Программно-методическое обеспечение процесса подготовки родителей к успешному профессиональному самоопределению подростков'

Программно-методическое обеспечение процесса подготовки родителей к успешному профессиональному самоопределению подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К СОДЕЙСТВИЮ / ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / READINESS OF PARENTS FOR ASSISTANCE / COMPUTER-AIDED METHOD AND MATERIALS / PROGRAM OF DEVELOPMENT OF READINESS OF PARENTS / TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF READINESS OF PARENTS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS / PROFESSIONAL ORIENTATION POTENTIAL OF A FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленкина Татьяна Дмитриевна

Описан практический опыт взаимодействия родителей и подростков, важным этапом которого явилось повышение уровня компетентности подростков в вопросах профессионального самоопределения и оказания родителями квалифицированной помощи своим детям в осознанном выборе будущей профессии. Представлено программно-методическое обеспечение профориентационной работы с семьей, включающее программу развития профориентационной готовности родителей «Эффективное сотрудничество», оформление портфолио родительского содействия в успешном выборе подростков, содержание консультационных мероприятий родителей с педагогами. Представлена технология развития готовности родителей в профессиональном самоопределении подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеленкина Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER-AIDED METHOD AND MATERIALS FOR ENSURING THE PROCESS OF READINESS OF PARENTS FOR SUCCESSFUL PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS

The article describes practical experience of interaction between parents and adolescents, the important stage of which was the increase in the level of competence of young people in their professional self-determination. The parents became able to help their children adequately in the conscious choice of the future profession. The author presents the method and software of professional orientation work with the family including the following: development program of vocational guidance of parents «Сommitment for Effective cooperation», portfolio design of parental assistance in the successful choice of adolescents, the content of consulting actions of parents with teachers, the technology of development of readiness of parents in professional self-determination of adolescents. The presented computer-aided method and materials is an effective tool for attraction and development of the readiness of parents to assist their children in making a successful choice in a professional way.

Текст научной работы на тему «Программно-методическое обеспечение процесса подготовки родителей к успешному профессиональному самоопределению подростков»

УДК 37.018.1 ББК 74.902.613

ГСНТИ 14.39.05

Код ВАК 13.00.01

Зеленкина Татьяна Дмитриевна,

педагог-психолог, Тюменский государственный нефтегазовый университет, филиал в г. Ноябрьск; соискатель, кафедра педагогики, Курганский государственный университет; 129346, г. Москва, ул. Минусинская, д. 6, кв. 105; e-mail: Zelenkina77@mail.ru

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ К УСПЕШНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: готовность родителей к содействию; программно-методическое обеспечение; программа развития готовности родителей; технология развития готовности родителей; профориентационный потенциал семьи; профессиональное самоопределение подростков.

АННОТАЦИЯ. Описан практический опыт взаимодействия родителей и подростков, важным этапом которого явилось повышение уровня компетентности подростков в вопросах профессионального самоопределения и оказания родителями квалифицированной помощи своим детям в осознанном выборе будущей профессии. Представлено программно-методическое обеспечение профориентационной работы с семьей, включающее программу развития профориентационной готовности родителей «Эффективное сотрудничество», оформление портфолио родительского содействия в успешном выборе подростков, содержание консультационных мероприятий родителей с педагогами. Представлена технология развития готовности родителей в профессиональном самоопределении подростков.

Zelenkina Tatyana Dmitriyevna,

Educational Psychologist of Noyabrsk Branch of Tyumen State Oil and Gas University, Degree Applicant of Department of Pedagogy of Kurgan State University.

COMPUTER-AIDED METHOD AND MATERIALS FOR ENSURING THE PROCESS OF READINESS OF PARENTS FOR SUCCESSFUL PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS

KEY WORDS: readiness of parents for assistance; computer-aided method and materials; program of development of readiness of parents; technology of development of readiness of parents; professional selfdetermination of teenagers; professional orientation potential of a family.

ABSTRACT. The article describes practical experience of interaction between parents and adolescents, the important stage of which was the increase in the level of competence of young people in their professional self-determination. The parents became able to help their children adequately in the conscious choice of the future profession. The author presents the method and software of professional orientation work with the family including the following: development program of vocational guidance of parents «Commitment for Effective cooperation», portfolio design of parental assistance in the successful choice of adolescents, the content of consulting actions of parents with teachers, the technology of development of readiness of parents in professional self-determination of adolescents. The presented computer-aided method and materials is an effective tool for attraction and development of the readiness of parents to assist their children in making a successful choice in a professional way.

В

ыбор профессии - сложный период для тех, кто занимает ведущие роли в профессиональном самоопределении, в частности, для самих подростков, а также семьи, в которой он воспитывается. В этот особо «чувствительный» период для подростка, когда интересы неустойчивы, мотивы выбора не осознаются в достаточной степени, важно поддержать и помочь ему в осуществлении адекватного, осознанного выбора профессии. В этом большая роль отводится семье. Сегодня отмечено недостаточное внимание ученых к проблеме подготовки родителей по оказанию помощи подросткам в успешном выборе будущей профессии, использовании профориентационного потенциала семьи. Это актуализировало противоречия между объективной

необходимостью оказания помощи подросткам в адекватном, осознанном выборе будущей профессии и неготовностью родителей к выполнению такой функции; имеющимися возможностями семьи в эффективном участии профессионального самоопределения подростков и недостаточном их использовании образовательными организациями, специалистами, осуществляющими профориентационную деятельность. Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему следующим образом: каково эффективное программно-методическое обеспечение подготовки родителей к содействию подросткам в успешном выборе будущей профессии?

Программно-методическим обеспечением нашей опытно-экспериментальной работы

© Зеленкина Т. Д., 2014

явилась разработка и реализация программы «Эффективное сотрудничество», состоящей из двух модулей: «Все лучшее - детям» (модуль для родителей) и «Позитивное взаимодействие» (модуль, подразумевающий взаимодействие родителя и подростка). Содержание программы «Эффективное сотрудничество» направлено на развитие у родителей когнитивного, мотивационного, деятельностного компонентов технологии развития готовности родителей к содействию в профессиональном самоопределении. На наш взгляд, технология развития готовности родителей к содействию в адекватном, осознанном выборе профессии подростков в учреждениях организации дополнительного образования - это совокупность целей, этапов, средств, ресурсного обеспечения и достигаемых результатов (см. рисунок 1). Разработанная технология удовлетворяет критерию технологичности, в основу этой технологии положен системный подход, использование которого обеспечивает определение состава, иерархии и взаимосвязи, составляющих технологию компонентов (В. Г. Афанасьев, Л. П. Буева, В. С. Ильин, Ю. А. Конаржевский, В. П. Кузьмин, И. Я. Лернер, Л. И. Новикова, А. В. Петровский, Г. Н. Филонов, Т. И. Шамо-ва и др.). Технология представлена совокупностью этапов, компонентов готовности, для каждого из них характерны цель, средства, также выделены ресурсное обеспечение и результат.

Развитие готовности родителей к содействию в профессиональном самоопределении подростков предполагало реализацию разработанной технологии посредством программы «Эффективное сотрудничество», включающей следующие разделы: «Самоопределение - основа успеха в жизни», «Специфика педагогической деятельности родителей в семье», «Путь к успеху -содействие в личностном и профессиональном самоопределении подростка», «Построение образа профессионального будущего. Это важно знать при выборе профессии». Развитие когнитивного, мотивационного и деятельностного компонента готовности родителей к содействию в успешном профессиональном самоопределении подростков осуществлялось через реализацию всех разделов программы, на описании которых мы остановимся подробнее.

«Самоопределение - основа успеха в жизни» - первый раздел программы, целью которого явилось знакомство с целями, задачами программы, мотивирование роди-

телей на важность адекватного выбора профессии их детьми. Первое занятие с родителями предполагало проведение беседы и организацию дискуссии о важности осуществления адекватного выбора профессии подростками, а также проведение профориентационного упражнения «Знакомство со мной и моим ребенком». В процессе выполнения упражнения родители знакомились друг с другом в творческой обстановке, кратко сообщая о себе по схеме: имя, увлечения, профессия, причины посещения данной встречи. После того, как родители сообщили информацию о себе, ведущий предложил также сообщить о своем ребенке по схеме: имя, увлечения подростка, выбрал ли для себя будущую профессию. Это служило своеобразной диагностикой готовности родителей к содействию в выборе профессии подростка.

На начальном этапе реализации программы в рамках данного раздела нами было проведено социально-педагогическое исследование родителей (анкетирование), по результатам которого на втором занятии проведен круглый стол. По результатам анкетирования выстроена дальнейшая работа с родителями над развитием их готовности к успешному профессиональному самоопределению подростков.

Цель раздела «Специфика педагогической деятельности родителей в семье» -информирование родителей в вопросах возрастной педагогики и психологии старшеклассников, ознакомление со спецификой педагогической деятельности родителей в семье, информирование о возможных факторах риска и защиты. В рамках второго тематического раздела проведены следующие занятия: «Семья-ведущий институт социализации», «Психологические особенности подростков. Трудности воспитания», «Эффективное семейное воспитание как основной фактор профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними». Родителям был предложен теоретический материал по организационно -правовым основам функционирования семьи, родители ознакомлены с профилактическими программами для подростков, реализуемыми во внешкольных учреждениях, выделены основные стратегии профилактики аддиктивного поведения. Важным моментом стало выделение в рамках воспитательно-образовательной функции семьи -профориентационной функции.

М Е Т О Д Ы Ф О Р М Ы С О Д Е Р Ж А Н И Е

Рисунок 1. Технология развития готовности родителей к содействию в успешном профессиональном самоопределении подростков

Целью раздела «Путь к успеху - содействие в личностном и профессиональном самоопределении подростка» являлось приобретение и использование родителями умения оказывать содействие в профессиональном самоопределении подростков. В рамках данного раздела интересными мероприятиями явились беседа-практикум «Как помочь самому себе и своему ребенку. Последовательность действий самопомощи родителям», тренинговое занятие «Как понимать своего подростка» и практическое занятие «Презентация достижений ребенка». Родители были ознакомлены с понятием «профориентационный потенциал», выделены возможности, средства, имеющиеся у родителей оказать помощь в выборе профессии подростков, отмечена важная составляющая профориентационного потенциала - готовность родителей оказать содействие в выборе профессии подростка. На основе полученных знаний о профориентационном потенциале родителей и основных составляющих успешного выбора профессии, родителями путем самоанализа выработаны основные направления деятельности для осуществления помощи в адекватном построении выбора профессии подростками, составлен план саморазвития родителей. Для его составления нами использованы карты-задания для родителей. Тренинговое занятие «Как понимать своего ребенка», направленное на обеспечение равных взаимоотношений родителей и детей в семье, сохранение положительных представлений о ребенке, нацелило некоторых родителей на изменение собственных воспитательных и профориентационных установок. Педагогом-психологом центра пси-холого-педагогической помощи населению «Доверие» даны рекомендации о приемах сохранения спокойствия в возможных ситуациях поведения при «столкновениях характеров»; родители ознакомлены с методами релаксации.

На практическом мероприятии «Презентация достижений ребенка» родителями в форме презентации, выступления представлены лучшие качества детей, их поступки, творческие достижения - поделки, работы, произведения и т. д. По итогам мероприятия оформлена «Выставка достижений подростков». Все материалы, задействованные на занятиях (карты-задания, листы обратной связи, анкеты, самостоятельная работа и т. д.), оформлены в родительские портфолио, используемые для оценки учебных достижений родителя. Опираясь на авторов концептуальных представлений о портфолио российского ученика в профильном обучении и предпрофильной подготовке (Т. Г. Новикова, Т. Г. Пинская,

А. С. Прутченков), мы можем обозначить портфолио родителей «персональным пакетом» или коллекцией их достижений в рамках профориентационного потенциала. Под профориентационным потенциалом мы подразумеваем совокупность возможностей, средств и готовности родителей оказать помощь в выборе профессии подростков. Этот «персональный пакет» призван демонстрировать профориентационный образовательный прогресс родителя, достигнутый в процессе обучения за определенный отрезок времени. Портфолио родителя позволяло развивать его навыки рефлексивной и оценочной деятельности, организовывая собственную учебную деятельность - составляя план саморазвития, развивать составляющую профориентационного потенциала - готовность оказать подросткам квалифицированную помощь в выборе профессии; повышать обоснованность выбора подростка и родителя направления дальнейшего образования. Следуя рекомендациям по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и средней (полной) школы ученых (3) мы рекомендовали внутри разделов портфолио выделить рубрики (например, «Портфолио документов», «Портфолио отзывов», «Портфолио моих достижений», «Портфолио достижений моего ребенка»), помогающие систематизировать материал. Свободно выделяемые родителями рубрики позволили индивидуализировать объем, содержание и структуру портфолио.

Четвертый раздел программы «Эффективное сотрудничество» - «Построение образа профессионального будущего. Это важно знать при выборе профессии» направлен на информирование родителей о состоянии рынка труда, мира профессий, современной системы профессионального образования и возможностях последовательного его получения, состоянии здоровья подростков и выбора профессии, типичных ошибках при выборе профессии. В рамках данного раздела проводилось десять мероприятий, целью которых являлось развитие и активизация умений и навыков родителей по оказанию помощи детям в адекватном выборе профессии подростков, реализация помощи подросткам в адекватном выборе профессии.

Вовлекая родителей в организацию и проведение совместной деятельности с подростками, построение личностного профессионального плана подростков с учетом интересов, склонностей и способностей, а также профессиональной пригодности, мы создавали педагогическое условие для реализации технологии содействия родителям

в профессиональном самоопределении подростков, контролируя достижение цели программы. Нами проведены следующие интересные формы, внедрены методы, способствующие развитию готовности родителей к успешному профессиональному самоопределению подростков: «Мой ребенок лучше всех...» - презентация достижений ребенка, совместное выступление; профориентационные игры «Медоворот» и «Спящий город» (4), практикум «Построение профессионального древа рода», профориентационная игра-встреча «Клуб знатоков профессии», итоговая конференция «Адекватный выбор профессии» - презентация и защита сообщений по выбору индивидуального профиля.

Детско-родительская профориентационная игра-встреча «Клуб знатоков профессии» явилась масштабным и эффективным мероприятием и выступила в качестве активной формы профессиональной ориентации подростков и их родителей и проводилась по типу игры «Что, где, когда?». Существенным моментом игры является участие в ее проведении представителей профессиональных учебных заведений, где участники могли ознакомиться с условиями поступления и обучения в учебных заведениях, получить рекламные буклеты и посмотреть выступления студентов во время пауз.

На итоговых мероприятиях проведено социально-педагогическое исследование

(итоговое анкетирование) родителей с целью определения результативности программы содействия родителям в профессиональном самоопределении подростков «Эффективное сотрудничество»; родителям даны рекомендации по содействию в успешном профессиональном самоопределении подростков, оформленные в виде буклета; совместно с родителями и подростками составлен личностный профессиональный план (в блоке проводимого раздельного обучения родителей личностный профессиональный план построен в домашних условиях). Заключительным мероприятием в реализации программы «Эффективное сотрудничество» выступила конференция «Адекватный выбор профессии». Родители и подростки в виде выступления, сообщения, компьютерной презентации, видеоролика, газеты, сочинения, театральной постановки (мы не ограничивали выбор родителей и подростков) представили индивидуальный профессиональный план.

Коррекция педагогической и профориентационной деятельности родителей осуществлялась в процессе вовлечения их в совместную с педагогами деятельность, в ходе которой накапливался практический опыт воспитательной деятельности в семье, а

также происходило развитие профориентационного потенциала родителей. При консультировании родителей нами использовалась следующая примерная схема индивидуальной беседы педагога и родителя: родитель рассказывает об особенностях своего ребенка, его положительных и отрицательных качествах, отношении к учебе, труду, интересах, формулирует свою проблему, трудности в определении профессиональных намерений, обращаясь к педагогу за советом - что делать, как изменить ту или иную характеристику, преодолеть недостатки, развить способности и т. д. Педагог уточняет у родителей, к какому профориентационному типу семьи (по ситуации выбора профессии) он относит свою семью, просит рассказать о своих профориентационных возможностях, педагог выясняет, какое общение предпочитают родители в семье, как организована деятельность подростка и каковы особенности взаимоотношений взрослых и детей в семье. Целью беседы педагога с родителем являлось создание условий для улучшения взаимоотношений между родителями и подростками. Опыт практической деятельности показал, что педагогу зачастую приходилось сталкиваться с вопросами межличностного общения, регуляцией детско-родительских отношений. Поэтому педагог предлагал пути решения данных проблем, рекомендуя консультирование педагога-психолога.

В практике консультирования родителей для установления конструктивного взаимодействия всех ее членов нами использована схема модели общения в семье (А. А. Бодалев, В. В. Столин) (2). Ее суть состоит в постулатах, девизах, которые должны быть в каждой семье: все члены семьи, включая ребенка, равноправны; каждый обладает своей автономией, имеет право сам решать, как ему поступить; каждый может и умеет выражать свои чувства, позитивные и негативные; все чувства принимаются, дети специально обучаются критике родителей: «Все мы можем ошибаться» и т. д.

Опираясь на труд М. С. Савиной, в ходе консультирования в качестве критериев оценки мы выделяли следующие: общий эмоциональный фон (позитивный, негативный, невыраженный, формальный); наличие позитивных и негативных оценок облика и поведения ребенка, их количественное соотношение; выделение временных планов в описании ребенка и взаимодействии с ним (настоящее, прошлое, будущее); отношение к жизненным и профессиональным планам ребенка (участие в их формировании); анализ трудовых традиций семьи (5).

Совместный анализ ситуации родителем и педагогом был направлен на достижение взаимопонимания и выявление проблем, с которыми сталкивается подросток при выборе профессии, а также коррекцию возможных неверных профориентационных установок родителя, выработку стратегии и тактики его содействия в успешном выборе профессии подростка. В процессе индивидуальной консультации с родителями мы также использовали ряд психологопедагогических средств и приемов: составить «Портрет моего ребенка», написать сочинение на тему «Мой подросток через 10 лет». После написания сочинения и рассказа в целом, был проанализирован общий эмоциональный фон, а также полученное количество позитивных и негативных оценок ребенка.

Также в практике консультирования в качестве рекомендаций по укреплению внутрисемейных отношений мы обращали внимание родителей на следующие приведенные учеными В. С Заслуженюк и

В. А. Семиченко рекомендации отцам и матерям: организуйте и поддерживайте в рамках своей семьи множественное ролевое взаимодействие; не забывайте устраивать в жизни семьи праздники; больше разговаривайте со своими детьми, близкими, не прячьтесь дома в броню молчания; «сигнализируйте» близким о своем эмоциональном состоянии; учитесь искать и находить в других людях хорошее; учитесь сравнивать, не абсолютизируя пример других; стреми-

тесь к тому, чтобы ваше общение было диалогичным (2).

В процессе индивидуальных консультаций родители получали рекомендации о том, как определить и помочь ребенку развивать профессионально важные качества, склонности и способности. Следует отметить, что одной из появившихся трудностей было определение способностей подростка. Нами предложены методики, с помощью которых родители могли определить профессиональный интерес, склонности и способности ребенка («Карта интересов» А. Е. Голомштока, методика ДДО - дифференциально-диагностический опросник, 20 пар утверждений Е. А. Климова). Мы также акцентировали внимание родителей на необходимости в анализе методики «Определение ведущих свойств специальных способностей» (по Е. А. Климову). Вместе с подростком родители анализировали выделенные свойства специальных способностей, приведенные в таблице, отвечая на вопрос: «Какие специальные способности присущи подростку в большей мере» (1).

Полученные итоговые показатели нашей опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод о положительной динамике процесса готовности родителей в оказании содействия в профессиональном самоопределении подростков, а также качестве выбора профессии подростков: его адекватности и осознанности, что характеризует эффективность выделенного нами программно-методического обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студентов высш. пед. уч. заведений. М. : Академия, 2005.

2. Михащенко А. Л. Семейная педагогика: антология педагогической мысли : учеб. пособие. Курган : Курган. гос. ун-т, 2000.

3. Новикова Т. Г., Пинская Т. Г., Прутченков А. С. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы // Профильная школа. № 1. 2005.

4. Пряжников Н. С. гровые профориентационные упражнения : метод. пособие. М. : Институт практической психологии; Воронеж : МОДЭК, 1997.

5. Савина М. С. Взаимодействие школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся : метод. пособие. М., 1991.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. Л. Савиных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.