на трудность восприятия данного фрагмента из-за большого количества незнакомых имен и названий. Незнание названий музыкальных групп и музыкального контекста эпохи, а также ряда ключевых для текстового фрагмента слов (зубастый, своенравный, гнет, рэпер) существенно затруднило его восприятие: большинство учащихся (11 из 12) отметили, что не понимают смысл фрагмента. Смысл фразы «Рок жив» большинство учащихся смогли объяснить без знания соответствующего музыкального контекста, исходя из значения входящих в нее слов. Общий смысл соответствующего текстового фрагмента в основном был учащимися понят.
Отсутствие в лексиконе учащихся слов гуру, наперсточник, разводить не позволило им понять суть соответствующих вопросов и ответов на них. Значительно затруднило восприятие смысла текста незнание слов корпоратив, заку-лисье, масон, глобалист, крещение.
Таким образом, часть лексических и лингвокульторологических трудностей было снято за счет информационной избыточности текста. Однако успех овладения аудированием зависит от развития механизмов восприятия звучащей речи, от умений преодолевать трудности усвоения речи на слух [10, с. 109]. В соответствии с этим подготовительный этап обучения аутентичным аудиовизуальным текстам должен включать в себя, во-первых, снятие лингвистических трудностей аутентичного аудиовизуального текста, что предполагает знакомство с новыми для учащихся лексическими единицами, а также новыми для учащихся значениями уже известных им лексем с включением этих единиц в систему пред-текстовых упражнений. Для понимания содержания рассмотренного нами текста телеинтервью значимыми являются слова, относящиеся к следующим группам лексики: религиозной (апостол, крещение, просветлённый, гуру), обществен-
Библиографический список
но-политической (закулисье, масон, глобалист, власть имущий), относящимся к книжной речи (гнёт, преемник, бунтовать, своенравность, афишировать, симфонизм, симфонический), относящимся к разговорной речи (напёрсточник; выражения не то слово и не то, что нужно), неологизмам, созданным на основе англоязычных слов (рэпер, корпоратив, компакт), жаргонизмам (пипл хавает). Также необходимо провести работу со значениями многозначных слов зубастый, зубастость, разводить, крутить. Для снятия возможных фонетических трудностей при восприятии фразы «Рок жив», важной для понимания одного из ключевых фрагментов текста, необходимо предъявить её учащимся до прослушивания текста.
Во-вторых, большое значение на подготовительном этапе имеет снятие лингвокульторологических трудностей звучащего текста. Для понимания содержания рассмотренного текста обязательно знакомство с такими культурными компонентами, как информация об общем состоянии рок-культуры советского периода и современности, названия упомянутых в тексте музыкальных групп. Кроме того, до прослушивания текста учащимся должны быть предъявлены прецедентные имена Библия, Иисус, краткого комментария требует имя апостол Павел, прецедентное событие крещение Руси Владимиром. Также необходимо пояснить происхождение и смысл библейской цитаты «Кесарю - кесарево, а Богу - богово», раскрывающей суть ответа героя программы на вопрос по проблеме отношений между художником и властью.
Выявление трудностей при восприятии аутентичных аудиовизуальных текстах может быть использована при обучении аудированию на продвинутом этапе обучения в группах с различным национальным составом. Также она может быть перенесена на обучение аудированию аутентичных текстов и других типов.
1. Золотых Л.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного в китайской аудитории: учебное пособие. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2012.
2. Савинова Н.А., Михалева Л.В. Аутентичные материалы как составная часть формирования коммуникативной компетенции. Вестник Томского государственного университета, 2007: 116 - 119.
3. Карева Н.В. Использование аутентичных аудио и видеоматериалов для повышения мотивации изучения иностранного языка. Науковедение. 2014; 7: 3 - 4.
4. Новиков М.Ю. DVD как средство обучения аудированию. Иностранные языки в школе. 2007; 1: 18 - 21.
5. Макковеева Ю.А. Развитие иноязычной социокультурной компетенции у студентов языковых вузов на основе аутентичной аудитивной и аудиовизуальной музыкальной наглядности (английский язык как второй иностранный). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2007.
6. Захарова О.Ю. Обучение аудированию аутентичных текстов интервью учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2009.
7. Румянцева Н.М., Рубцова Д.Н. Телеинтервью как возможность развития навыков аудирования. Символ науки. 2016; 9: 47 - 51.
8. Беспамятнова Г.Н. Языковая личность телевизионного ведущего. Диссертация ... кандидата филологических наук. Воронеж, 1994.
9. Богомолов А.Н. Мультимедийный курс «Взаимопонимание» (опыт реализации новых технологий в обучении русскому языку как иностранному). Мир русского слова. 2000; 1: 93 - 97.
10. Методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие для вузов. И.П. Лысакова, Г.М. Васильева, С.А. Вишнякова и др.; под ред. проф. И.П. Лыса-ковой. Москва: Русский язык. Курсы, 2016.
References
1. Zolotyh L.G. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo v kitajskoj auditorii: uchebnoe posobie. Astrahan': Astrahanskij gosudarstvennyj universitet, Izdatel'skij dom «Astrahanskij universitet», 2012.
2. Savinova N.A., Mihaleva L.V. Autentichnye materialy kak sostavnaya chast' formirovaniya kommunikativnoj kompetencii. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2007: 116 - 119.
3. Kareva N.V. Ispol'zovanie autentichnyh audio i videomaterialov dlya povysheniya motivacii izucheniya inostrannogo yazyka. Naukovedenie. 2014; 7: 3 - 4.
4. Novikov M.Yu. DVD kak sredstvo obucheniya audirovaniyu. Inostrannye yazyki v shkole. 2007; 1: 18 - 21.
5. Makkoveeva Yu.A. Razvitie inoyazychnoj sociokul'turnoj kompetencii u studentov yazykovyh vuzov na osnove autentichnoj auditivnoj i audiovizual'noj muzykal'noj naglyadnosti (anglijskijyazykkak vtorojinostrannyj). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2007.
6. Zaharova O.Yu. Obuchenie audirovaniyu autentichnyh tekstov interv'yu uchaschihsya starshih klassov shkol s uglublennym izucheniem anglijskogo yazyka: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2009.
7. Rumyanceva N.M., Rubcova D.N. Teleinterv'yu kak vozmozhnost' razvitiya navykov audirovaniya. Simvolnauki. 2016; 9: 47 - 51.
8. Bespamyatnova G.N. Yazykovaya lichnost' televizionnogo veduschego. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Voronezh, 1994.
9. Bogomolov A.N. Mul'timedijnyj kurs «Vzaimoponimanie» (opyt realizacii novyh tehnologij v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu). Mir russkogo slova. 2000; 1: 93 - 97.
10. Metodika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu: uchebnoe posobie dlya vuzov. I.P. Lysakova, G.M. Vasil'eva, S.A. Vishnyakova i dr.; pod red. prof. I.P. Lysakovoj. Moskva: Russkij yazyk. Kursy, 2016.
Статья поступила в редакцию 21.07.19
УДК 376.356
Grigoriev S.I., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov, (Yakutsk Russia), E-mail: W [email protected]
Egorova R.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk Russia),
E-mail: [email protected]
IMPROVING THE QUALITY OF VOCATIONAL GUIDANCE OF HIGH SCHOOL STUDENS WITH HEARING IMPAIRMENT IN A BOARDING SCHOOL. The
article studies organization of vocational guidance work in a correctional boarding school. The work analyzes scientific research in the field of professional self-determination and vocational guidance of students, shows the practice of school vocational guidance, educational work with students with hearing impairment. The article reveals organization and construction of vocational guidance with high school students with hearing impairment with the involvement of social partners. The presence of an arsenal of special ways in the resolution of problems of vocational guidance is clarified. The forms of the organization of vocational guidance work in a correctional boarding school are determined. The methodological foundations for organizing the pedagogical support of vocational orientation are considered, taking into account humanization, democratization of education, and the psychological and pedagogical features of high school students with hearing impairment. The organization of work with parents in the conditions of a boarding school is determined. The technological methods of providing pedagogical support for professional self-determination of senior pupils and their parents in the process of professional orientation are shown.
Key words: high school student, vocational orientation, hearing impairment, boarding school.
С.И. Григорьев, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: W [email protected]
Р.И. Егорова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Статья посвящена организации профориентационной работы в условиях коррекционной школы-интерната. Анализируются научные исследования в области профессионального самоопределения и профессиональной ориентации учащихся, показывается школьная практика профориентационной, воспитательной работы со школьниками с нарушением слуха. В статье раскрывается организация и построение профориентации со старшеклассниками с нарушением слуха с привлечением социальных партнеров. Уточняются наличие арсенала специальных путей в разрешении проблем профориентации. Определяются формы организации профориентационной работы в условиях коррекционной школы-интерната. Рассмотрены методологические основы к организации педагогического сопровождения профессиональной ориентации с учётом гуманизации, демократизации образования, психолого-педагогических особенностей старшеклассников с нарушением слуха. Определяется организация работы с родителями в условиях школы-интерната. Показаны технологические приёмы обеспечения педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников и их родителей в процессе профессиональной ориентации.
Ключевые слова: старшеклассник, профессиональная ориентация, нарушение слуха, школа-интернат.
Введение
В настоящее время актуальны вопросы формирования жизненного, профессионального самоопределения и подготовки учащихся к выбору будущей профессии, адаптации их к условиям рыночной экономики. Анализ практики свидетельствует о том, что недостаточно востребованы на рынке труда дети с нарушениями в развитии, у которых сфера возможного приложения труда носит ограниченный характер. Между тем, в процессе гуманизации общества, и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в нормальную среду, данная категория детей должна получить те условия воспитания и обучения, которые подняли бы их социальную ценность и способствовали самореализации в труде. В этой связи важно определить педагогические условия повышения качества профессиональной ориентации старшеклассников с нарушением слуха в условиях школы-интерната.
Таким образом, целью нашего исследования является определение педагогических условий повышения качества профессиональной ориентации старшеклассников с нарушением слуха в условиях школы-интерната.
Материал и методы исследования
В изучение педагогических и психологических основ проблемы выбора будущей профессии значительный вклад внесли исследователи К.К. Платонов, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников, И.С. Кон и др., разработавшие теоретические подходы и определившие условия для организации воспитательной системы профессиональной ориентации. Например, К.К. Платонов называет три основных компонента профориентации: профессия и её требования, личность, её способности и рынок возможного приложения труда. По его мнению, профессиональная ориентация - это «система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих каждому представителю подрастающего поколения выбрать себе профессию с учетом потребностей общества и своих способностей» [1, с. 131]. В системе профессиональной ориентации С.Н. Чистякова большое внимание уделяет к профессиональным пробам. Автор предлагает включить в профессиональные пробы задания трех уровней сложности:
- задания, требующие от учащихся сформированности первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на уровне исполнителя;
- задания исполнительно-творческого характера, предусматривающие элементы совершенствования (рационализации) данного вида профессиональной деятельности;
- задания, связанные с самооценкой учащимися предрасположенности к планированию своей деятельности, постановке промежуточной и конечной целей, анализа профессиональной деятельности. Тем самым она решает две основные задачи:
- диагностическую, с помощью методов психофизиологических уточняется уровень профессионально важных качеств;
- воспитательную, практический этап проб, позволяющий пробовать на себя различные виды профессиональной деятельности, которые способствовали адекватному формированию «образа «Я» в профессии» [2; 3].
Зарубежные ученые (Дж. Голланд, Д. Сьюпер, С. Фукуяма и др.) профессиональную ориентацию определяют как социальную систему содействия профессиональному самоопределению личности, происходящему в определенных социально-экономических условиях.
Дж. Голланд разработал типологии личностных особенностей и классификации моделей профессиональной среды. Ключевая идея Дж. Голланда заключается в том, что субъект самоопределения ищет ту среду, которая позволила бы проявить его способности, ценности и выбирать наиболее подходящие ему профессиональные роли. Многомерная модель профессиональной ориентации С. Фукуямы решает две основные задачи: помочь молодому человеку в познании своих способностей и определении места работы, где он смог бы полноценно реализовать себя и развитие способностей личности, реализацию себя в труде, проносящими пользу, в первую очередь, людям. Японский учёный, автор идеи профессиональных проб, в работе с учащимся-оптантом акцентировал внимание на необходимости получения им прак-
тического опыта, с целью соотнесения на практике своих способностей с характером данной работы [4]. По мнению американского учёного Д. Сьюпера, специфичность выбора профессии определяется многими факторами: генетическими, социальными, экономическими и др. В связи с этим он выделил основные стадии профессионального развития и как отмечает автор, каждая стадия характеризуется своим типом взаимоотношений человека и труда, а также мотивом своего предпочтения. С точки зрения Д. Сьюпера, человек должен выбирать профессию с учетом своего образа «Я» - интеллекта - специальных способностей - интересов - ценностей личности - отношения к труду, работе и профессии - потребностей, которые определяют мотивы выбора профессии и успешность в ней [5].
Профориентация, занимающаяся решением практического вопроса - процесса выбора будущей профессии подрастающего поколения, рассматривается в исследованиях А.Е. Голомштока. Его концепция трактует о формировании профессиональной направленности личности учащихся с учетом их познавательных интересов и склонностей, через организацию их разнообразной учебной и трудовой деятельности [6].
Таким образом, профессиональная ориентация, призвана оказать содействие формированию психологических механизмов профессионального самоопределения. В этой связи процесс профессиональной ориентации трансформируется в проблему сопровождения профессионального самоопределения.
По мнению Н.С. Пряжникова, сущность самоопределения заключается в поиске и нахождении личностного смысла в предпочитаемой, осваиваемой и уже выбранной деятельности, а также в самом процессе самоопределения [7]. Как полагает И.С. Кон, выбор специальности делает человека более определенным, где реализуются его силы и способности. Автор утверждает, что выбор будущей профессии, являясь центральным моментом профессионального и личностного самоопределения, рассматривается как одно из направлений социализации человека [8].
Одной из острых проблем настоящего времени является сопровождение профессиональной ориентации и социализации школьников с нарушениями в развитии, в том числе с нарушением слуха. Профессиональная ориентация для старшеклассников с нарушением слуха не просто занимает существенную роль в учебно-воспитательном процессе, в компенсации нарушений слуха обучающихся, также она еще и способствует определению направленности, характеру и способу дальнейшей социальной адаптации и интеграции к жизни лиц с нарушением слуха. В связи с этим одной из задач профориентационной работы с обучающимися с нарушенным слухом мы предусмотрели развитие профессиональных интересов, при котором выражается согласование притязаний лиц с нарушением слуха с реальными возможностями получения соответствующего образования. Как мы понимаем, степень выраженности слухового дефекта существенно изменяет круг профессиональных ориентаций. Перечень профессий и специальностей, рекомендованных для получения профессионального образования обучающимся с различными отклонениями здоровья, представлен в приказе Минтруда России от 04.08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности». На основании данного документа противопоказаны следующие факторы производственной среды и трудового процесса: работа, требующая хорошего слуха или общения с людьми; работа, связанная с опасностью травматизма (на высоте, на неустойчивых плоскостях, у движущихся механизмов на конвейере и др. работа, связанная с опасностью травматизма по причине отсутствия слухового контроля); повышенные уровни шума, вибрации неблагоприятные метеорологические и микроклиматические факторы; контакт с химическими веществами нейротоксического действия; работа, требующая хорошей координации движений.
Результаты исследования и их обсуждение
Нами была разработана программа по повышению качества профориентационной работы для выпускных классов, а именно 9 и 12 классы с нарушением
слуха в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната на 2018 - 2020 учебный год. В эксперименте участвуют 115 слабослышащие учащиеся, из них 28 старшеклассников.
Цель программы - создание эффективной профориентационной целостной системы, направленную на создание условий для развития интереса старшеклассников в соответствии с психологическими особенностями и с учетом конъюнктуры рынка труда.
Исходя из обозначенной цели, мы поставили следующие задачи:
• выявить профессионально значимые качества и способности старшеклассников;
• развивать мотивацию к профессиональному самоопределению и построению индивидуальных образовательных траекторий;
• уточнить и по необходимости скорректировать содержание организации учебно-воспитательного процесса, способствующего профессиональному самоопределению старшеклассников с нарушением слуха.
Для повышения качества профессиональной ориентации старшеклассников с нарушением слуха в условиях школы-интерната мы придерживались определенных принципов, способствующих раскрытия и реализации их личностного потенциала.
- Системность и преемственность - предполагает пропедевтику профо-риентационной работы и единство поставленных целей, задач, педагогических действий и достигаемого результата - профессионального и жизненного самоопределения старшеклассника;
- индивидуальный подход к развивающейся личности диктуется гуманизмом и стремлением наилучшим образом развивать творческие способности и сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и их родителями;
- принцип создания благоприятных условий предусматривает сотрудничество с субъектами допрофессиональной подготовки и практическая причастность социальных партнеров к организации профориентационной работы;
- связь профориентации с жизнью - профессиональные пробы, как фактор формирования образовательной траектории, соответствующего способностям, интересам и ценностным ориентациям.
Профориентационная система заключается в обеспечении в школе-интернате педагогического сопровождения профессионального самоопределения; во взаимосвязи социальных партнеров и семьи, как системы оказания последовательной помощи в познании и оценке индивидуальности старшеклассника в отношение будущей профессиональной деятельности и жизненного пути; практико-ориентированной направленности трудовой подготовки, включающая профессиональной пробы старшеклассника с нарушением слуха, с учетом показателей профессиональной пригодности, прогнозируемой успешности освоения профессии и профессионального выбора. Под «сопровождением» мы понимаем совокупность последовательных педагогических, личностно-ориентированных действий педагога, предоставляющих помощь школьнику в приобщении к социальному опыту познании и формировании реального, адекватного образа «Я», определении личностью своего места в жизни и её социализации в современном обществе [9, с. 71].
1. Профориентационная диагностика рассчитана на оказание помощи старшеклассникам в создании своего образа «Я», в определении выбора ими учебного заведения и профессионального плана. Применялись опросники Е.А. Климова, Дж. Голланда, профориентационная карта А.Е. Голомштока и др. В процессе профдиагностики изучаются особенности характера личности, профессиональная направленность, потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности.
2. Профессиональное просвещение ориентировано в формировании сознательного отношения к учебе как фундаменту социально-профессионального начала, получению информации о профессиях и требованиях, предъявляемых к человеку, способствует развитию познавательной активности, учебных умений и формированию основ культуры учебного труда, обучению нормам и правилам жизни в трудовом коллективе, нормам культуры поведения, стремления их выполнять, самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор дальнейшего пути.
3. Профессиональная консультация помогает старшеклассникам повысить внутреннюю мотивацию к саморазвитию, способствует сознательному, целенаправленному процессу самовоспитания школьника, содействует развитию таких качеств, как: ответственность, уверенность в себе, достижению адекватной самооценки.
4. Профориентационное воспитание, способствует формированию самосознания, уважительного отношения к людям, умения управлять эмоциями и временем, взаимодействовать с другими людьми, развивать коммуникативные качества, общаться, строить межличностные отношения и сотрудничать в команде (коллективе).
Согласно данному плану мы проводили профпросвещение в виде рассказа и беседы с презентациями на темы: «Мое будущее», «Современный рынок труда», «День открытых дверей» (ВУЗ, организации СПО) и др., которые реализовы-
вали воспитательные цели, такие как: обеспечить развитие желания трудиться, быть полезным обществу.
Другим немаловажным условием, обеспечивающим успешность повышения качества профессиональной ориентации старшеклассников с нарушением слуха в условиях школы-интерната, мы считали согласованность действий школы и родителей. В связи с этим возрастает значимость профессиональной консультации, работы с родителями. Предусматривалась система сопровождения семьи, целью которой являются повышение её воспитательного потенциала, психолого-педагогической грамотности и культуры родителей. Наиболее эффективным оказался «Родительский лекторий», который предусмотрел следующие работы:
- Профпросвещение родителей (информация о профессиях, рекомендуемых учащимся коррекционной школы, особенностях профессионального самоопределения учащихся);
- Родительское собрание «Пути получения профессионального образования после 9-го и 12-го класса»;
- Семинары для родителей «Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда», «Профессиональное самоопределение старшеклассника»;
- Индивидуальная помощь специалистов, профконсультации родителей совместно с детьми (психолога, медика, логопеда, педагога);
- Индивидуальные консультации для родителей по вопросам выбора учебного заведения и выбора будущей профессии учащимися;
- Тренинги «Профильное обучение, как определиться в ситуации выбора», «Роль родителей в профессиональном самоопределении ребёнка».
Сотрудничество школы с семьями, систематические рекомендации в помощь родителям, проводимые в рамках лектория посредством использования различных форм работы, помогали им в общении со своими детьми по поводу их будущего выбора профессии, что непосредственно способствовало повышению уровня авторитета родителей.
Для создания благоприятных условий, необходимых для развития и саморазвития интереса, проводились совместные формы работы профори-ентационного воспитания старшеклассников с нарушением слуха в условиях школы-интерната с социальными партнерами, такими как: учебно-производственный вычислительный центр «Толбон» (Северо-Восточный федеральный университет), республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, Дворец детского творчества «Кванториум», Национальный центр развития конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс», Высшая школа музыки РС(Я), «Молодёжная школа талантов» (Университет талантов, г. Казань), исторический парк «Россия - моя история», которые выступают наиболее эффективными ценностно-смысловыми, информационными и деятельностными посредниками между старшеклассниками, находящимся в процессе профессионального самоопределения, а также их родителями - и миром труда и профессий. Например, деловые игры «Моя профессия - моё любимое дело», «Найди свой путь» (в рамках Международного дня волонтера), дискуссия с использованием электронной презентации «Рабочие профессии, востребованные на рынке труда», тренинг-игра «Самопрезентация личных и профессиональных качеств», урок-размышление «Я б в рабочие пошёл...», конкурсы «Профессиональный калейдоскоп моей семьи», «Дерево профессий», классные часы «Рынок образовательных услуг», «Как стать профессионалом?», семинары «Твоя профессиональная карьера», «Путь к профессиональной карьере», интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?» по теме «Выбор профессии - выбор будущего» и др., способствуют старшеклассникам усвоению содержания и характера выбираемой профессии, требований, предъявляемых к личности и профессиональным качествам, теоретических сведений, связанных с будущей профессией и побуждают их к активной пробе сил, что позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности, также развивать и профессиональные интересы.
Заключение
Как свидетельствует анализ научной литературы по теме исследования, профессиональная ориентация школьника носит мировоззренческий и развивающий аспекты, способствующие формированию образа «Я» и выступает как часть социальной ориентации личности занять определенное место в группе общества.
Педагогическими условиями повышения качества профессиональной ориентации старшеклассников с нарушением слуха в условиях школы-интерната определили: воспитательное сотрудничество между субъектами профессионального самоопределения личности, социальное партнерство с субъектами допрофессиональной подготовки, практико-ориентированная направленность профориентации, сопровождение развития личности, которые создают благоприятную образовательную среду, помогают индивиду правильно составить индивидуальный образовательный маршрут, а также способствуют потребности на самостоятельное познание профессионального мира, в соответствии своего темпа и природы развития, и в самореализации на основе ценностей культуры человеческого существования.
Библиографический список
1. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. Москва, 1970.
2. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: методическое пособие. Авт.-сост.: С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина, Е.Н. Зем-лянская и др. Москва: ИОСО РАО, 1997.
3. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методич. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. Москва: Академия, 2005.
4. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. Москва: Изд-во МГУ 1989.
5. Сьюпер Д. Мотивы выбора профессии. Москва, 2003.
6. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. Москва: Педагогика, 1979.
7. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студентов учреждений высшего проф. образования. Москва: Академия, 2013.
8. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1989. (Психол. наука - школе).
9. Егорова РИ. Педагогическое сопровождение процесса выбора учащимися будущей профессии (на примере коррекционной школы): монография. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2009.
References
1. Platonov K.K. Voprosy psihologii truda. Moskva, 1970.
2. KriteriiipokazateligotovnostiShkolnikov kprofessional'nomu samoopredeleniyu: metodicheskoe posobie. Avt.-sost.: S.N. Chistyakova, A.Ya. Zhurkina, E.N. Zemlyanskaya i dr. Moskva: IOSO RAO, 1997.
3. Chistyakova S.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoopredeleniya Shkolnikov: metodich. posobie dlya profil'noj i professional'noj orientacii i profil'nogo obucheniya shkol'nikov. Moskva: Akademiya, 2005.
4. Fukuyama S. Teoreticheskie osnovy professional'noj orientacii. Moskva: Izd-vo MGU, 1989.
5. S'yuper D. Motivy vybora professii. Moskva, 2003.
6. Golomshtok A.E. Vybor professii i vospitanie lichnosti shkol'nika. Moskva: Pedagogika, 1979.
7. Pryazhnikov N.S., Rumyanceva L.S. Samoopredelenie iprofessional'naya orientaciya uchaschihsya: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego prof. obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2013.
8. Kon I.S. Psihologiya rannejyunosti: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1989. (Psihol. nauka - shkole).
9. Egorova R.I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie processa vybora uchaschimisya buduschejprofessii (na primere korrekcionnoj shkoly): monografiya. Yakutsk: Izd-vo Yakutskogo un-ta, 2009.
Статья поступила в редакцию 21.07.19
УДК 378
Zagryadskaya N.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow Region State University, (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
TEACHING CROSS-CULTURAL COMPETENCE TO STUDENTS OF ENGLISH AND GEOGRAPHY. The article deals with a problem of teaching cross-cultural competence to students specializing both in Geography and English. Great potential of this combined specialty in the modern world is emphasized. Substantial attention is paid to the difficulties arising on the way of future English and Geography teachers and the means of overcoming them. The author touches on such notions as "cross-cultural communication" and "country studies". Possibility of texts using media and fiction texts for getting linguocultural information is stressed. Media and fiction texts are considered as a source of information on mentality and character of various nations. Knowledge of these aspects helps in the process of cross-cultural communication. The author makes a conclusion that only a combination of various methods can help to reach the aim of developing cross-cultural communication skills.
Key words: communication, cross-cultural competence, cultural studies, cultural potential, media language, fiction text, linguistic departments, teacher training, non-linguistic departments, realia.
Н.А. Загрядская, канд. филол. наук. доц., Московский государственный областной университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ СОВМЕЩЕННЫХ ПРОФИЛЕЙ
Статья посвящена вопросу формирования межкультурной компетенции у студентов, обучающихся по профилю «География и иностранный язык», направление «Педагогическое образование». В статье затрагивается специфика работы со студентами данного профиля, особое внимание уделяется трудностям, возникающим у студентов в процессе освоения языковых дисциплин. Автор затрагивает понятия «межкультурная коммуникация», «лингвострано-ведение», «страноведение». Особый акцент делается на возможность использования газетных и художественных текстов на занятиях по практике языка с целью формирования межкультурной компетенции студентов. Тексты СМИ и художественная литература рассматриваются как источник информации о национальном характере и менталитете народа, знание о которых способствуют развитию толерантности и облегчают межкультурное общение. Автор делает вывод о необходимости сочетания различных средств для достижения цели обучения студентов умению общаться в межкультурной среде.
Ключевые слова: коммуникация, межкультурная компетенция, лингвострановедение, язык СМИ, художественный текст, страноведческий потенциал, совмещенный профиль, педагогическое образование, языковые специальности, неязыковые вузы, реалии.
Образование наших дней ставит всё новые цели как перед обучающимися, так и перед преподавателями средней и высшей школы. Работа по ФГОС 3++ требует решения все большего числа сложнейших задач в самых разных сферах вузовской подготовки. Применяются инновационные подходы, внедряются методы и технологии обучения. Вместе с тем, обучение иностранным языкам продолжает считаться одной из приоритетных задач в подготовке современного профессионала. Дисциплина «Иностранный язык» «трансформируется в профессионально значимый компонент подготовки выпускника, определяющий содержание и уровень его профессиональной компетенции» [1, с. 10]. Решение вышеупомянутой задачи требует поиска продуктивных средств и оптимальных способов. Однако в настоящее время необходимо не просто обучить иностранному языку Само по себе владение иностранным языком не является достаточным для осуществления полноценного общения с коллегами из других стран. Настоящий профессионал должен уметь осуществлять профессиональную коммуникацию в своей области, демонстрируя знание реалий, понимание иной культуры, представление о национально-ценностных ориентирах собеседника и т. д. Настоящее плодотворное профессиональное общение может состояться только в
случае взаимного уважения, проявления толерантности к инакомыслию представителей других народов, заинтересованности в достижении общей цели. Должно осуществляться взаимодействие культур, происходить их диалог
Проблемы межкультурной коммуникации приобретают все большую актуальность в связи с событиями, происходящими на международной арене, и не случайно оказываются в поле зрения современных ученых. По мнению С.Г Тер-Минасовой, межкультурная коммуникация является самой сложной разновидностью коммуникации [2]. Такие явления рубежа ХХ-ХХ1 веков, как глобализация, развитие техники и появление абсолютно новых информационно-коммуникационных технологий привели к тому, что особенности межкультурной коммуникации стали учитываться в самых разных сферах деятельности.
Значительное число работ, посвященных теоретическим и практическим аспектам межкультурной и кросскультурной коммуникации, было опубликовано за последние годы. Число и важность этих исследований, по мнению О.В. Флерова, «заставляет говорить о межкультурной коммуникации как о междисциплинарном направлении научной мысли. Сегодня сквозь межкультурную парадигму актуализируются и по-новому рассматриваются