Научная статья на тему 'Профессиональный выбор школьников (по материалам социологического исследования)'

Профессиональный выбор школьников (по материалам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1396
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / МЕХАНИЗМЫ ТРАНСЛЯЦИИ / ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / CAREER GUIDANCE / PROFESSIONAL CHOICE / EDUCATION / YOUTH / HIGH SCHOOL PUPILS / FAMILY / SCHOOL / TRANSLATION MECHANISMS / LABOR SOCIALIZATION / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Свадьбина Татьяна Владимировна, Ретивина Вероника Викторовна

В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2019 г. Лабораторией по проблемам современной семьи и семейной политики Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Его целью являлось изучение профессионального выбора старшеклассников, определение роли семьи и школы в выборе профессии, оценка эффективности школьной профориентационной работы. Опрос проводился методом раздаточного анкетирования среди двух групп респондентов: учащихся 9-11 классов нижегородских школ (N = 340) и их родителей (N = 450). Результаты исследования показывают, что основная тяжесть профессиональной ориентации, помощи в выборе сферы будущей трудовой деятельности молодого поколения лежит на плечах семьи. Мнение родителей и близких родственников имеет определяющее значение в профессиональном выборе молодёжи. Влияние профориентационных мероприятий в школе напротив, незначительно. В ходе исследования было выявлено более критическое отношение школьников к качеству профориентационной работы по сравнению с поколением их родителей. В целом, мнения школьников и родителей относительно вопросов выбора профессии совпадают, т.е. не выявлено отсутствие межпоколенческого взаимопонимания. В статье представлены предложения по улучшению профориентационной работы в современной школьной системе, а также рекомендации по модернизации молодежной социальной политики в сфере труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Свадьбина Татьяна Владимировна, Ретивина Вероника Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CHOICE OF PUPILS (ON MATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)

The article presents the results of a research conducted in 2019 by the Laboratory on the problems of modern family and family policy of Nizhny Novgorod state pedagogical University. Its purpose was to study the professional choice of high school students, determine the role of family and school in choosing a profession, evaluate the effectiveness of school career guidance. The survey was conducted by means of a hand-out survey among two groups of respondents: pupils of 9-11 classes of Nizhny Novgorod schools (N = 340) and their parents (N = 450). The results of the research show that the main burden of professional orientation, assistance in choosing the sphere of future employment of the young generation lies on the shoulders of the family. The opinion of parents and close relatives is crucial in the professional choice of young people. On the contrary, the influence of career guidance activities in the school is insignificant. The study revealed a more critical attitude of high school pupils to the quality of career guidance compared to the generation of their parents. In general, the opinions of high school pupils and their parents regarding the choice of profession coincide, no lack of intergenerational understanding has been identified. The article presents proposals to improve career guidance in the modern school system, as well as recommendations for the modernization of youth social policy in the field of labor.

Текст научной работы на тему «Профессиональный выбор школьников (по материалам социологического исследования)»

педагогические науки

Свадьбина Татьяна Владимировна, Ретивина Вероника Викторовна ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ШКОЛЬНИКОВ ...

УДК 37.013.78

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0050

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ШКОЛЬНИКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

© 2019

Свадьбина Татьяна Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры

«Философии и общественных наук» Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, д. 1, e-mail: nhl_@list.ru) Ретивина Вероника Викторовна, старший преподаватель кафедры «Экономики, управления и информатики» Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова (603155, Россия, Нижний Новгород, ул. Минина, д. 31 А, e-mail: retivina@mail.ru)

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2019 г. Лабораторией по проблемам современной семьи и семейной политики Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Его целью являлось изучение профессионального выбора старшеклассников, определение роли семьи и школы в выборе профессии, оценка эффективности школьной профориентационной работы. Опрос проводился методом раздаточного анкетирования среди двух групп респондентов: учащихся 9-11 классов нижегородских школ (N = 340) и их родителей (N = 450). Результаты исследования показывают, что основная тяжесть профессиональной ориентации, помощи в выборе сферы будущей трудовой деятельности молодого поколения лежит на плечах семьи. Мнение родителей и близких родственников имеет определяющее значение в профессиональном выборе молодёжи. Влияние профориентационных мероприятий в школе - напротив, незначительно. В ходе исследования было выявлено более критическое отношение школьников к качеству профориентационной работы по сравнению с поколением их родителей. В целом, мнения школьников и родителей относительно вопросов выбора профессии совпадают, т.е. не выявлено отсутствие межпоколенческого взаимопонимания. В статье представлены предложения по улучшению профориентационной работы в современной школьной системе, а также рекомендации по модернизации молодежной социальной политики в сфере труда.

Ключевые слова: профориентация, профессиональный выбор, образование, молодежь, старшеклассники, семья, школа, механизмы трансляции, трудовая социализация, трудоустройство.

PROFESSIONAL CHOICE OF PUPILS (ON MATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)

© 2019

Svadbina Tatiana Vladimirovna, doctor of philosophy, Professor of the Department «Philosophy and social Sciences» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: nhl_@list.ru) Retivina Veronika Viktorovna, senior teacher of the Department «Economy, management and Informatics» Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N. Dobrolyubov (603155, Russia, Nizhny Novgorod, Minina str., 31 A, e-mail: retivina@mail.ru)

Abstract. The article presents the results of a research conducted in 2019 by the Laboratory on the problems of modern family and family policy of Nizhny Novgorod state pedagogical University. Its purpose was to study the professional choice of high school students, determine the role of family and school in choosing a profession, evaluate the effectiveness of school career guidance. The survey was conducted by means of a hand-out survey among two groups of respondents: pupils of 9-11 classes of Nizhny Novgorod schools (N = 340) and their parents (N = 450). The results of the research show that the main burden of professional orientation, assistance in choosing the sphere of future employment of the young generation lies on the shoulders of the family. The opinion of parents and close relatives is crucial in the professional choice of young people. On the contrary, the influence of career guidance activities in the school is insignificant. The study revealed a more critical attitude of high school pupils to the quality of career guidance compared to the generation of their parents. In general, the opinions of high school pupils and their parents regarding the choice of profession coincide, no lack of intergenerational understanding has been identified. The article presents proposals to improve career guidance in the modern school system, as well as recommendations for the modernization of youth social policy in the field of labor.

Keyword: career guidance, professional choice, education, youth, high school pupils, family, school, translation mechanisms, labor socialization, employment.

Проблема профессионального выбора молодежи в настоящее время приобрела особую актуальность. С одной стороны, значительно возросли требования к трудовой деятельности личности. Работодатели заинтересованы в специалистах, способных не только оперативно реагировать на изменения технологий и техники, но и быстро адаптироваться к особенностям организации труда. С другой стороны, набор профессий, которые позволяют реализовать индивидуальные способности человека, существенно расширился. Кроме того, на профессиональные планы молодых людей непосредственно влияет общая ситуация в стране, экономике [1].

От правильного выбора профессии во многом зависит успешность траектории всего жизненного пути. Поэтому исследованию вопросов профессионального выбора старшеклассников необходимо уделять пристальное внимание. Проблемы самоопределения при выборе профессии раскрыты в работах Д.А. Парнова [2-

5], А.В. Бесклубной [6, 7], Е.А. Магазевой [8, 9], А.А. Онипко [10]. Различные аспекты профориентационной работы рассматриваются в трудах М.В. Разумовой [11, 12], С.Н. Усовой [13] и др. [14-19].

В 2019 году в Нижнем Новгороде было организовано социологическое исследование с целью изучения профессионального выбора старшеклассников, определения роли семьи и школы в выборе профессии, оценки эффективности школьной профориентационной работы. Опрос проводился методом анкетирования двух поколений нижегородцев: старшеклассников и их родителей. Всего было опрошено 790 респондентов, из них 340 учащихся 9-11 классов и 450 родителей.

На вопрос «Определились ли Вы с выбором будущей профессии?» утвердительный ответ дали 55,9% старшеклассников. 21,8% ответили отрицательно, 22,3% затруднились с ответом. Таким образом, 44,1 % респондентов не имеют твёрдых представлений о том, в какой

Svadbina Tatiana Vladimirovna, Retivina Veronika Viktorovna PROFESSIONAL CHOICE OF PUPILS (ON MATERIALS ..

pedagogical sciences

профессиональной сфере они могли бы применить свои силы. Однако ответы родителей демонстрируют значительно большую уверенность в том, что их дети уже сделали свой профессиональный выбор. Большинство родителей (96,9%) ответили, что обсуждали со своим ребёнком проблему выбора будущей профессии и пришли к определенному решению. Обеспокоенность поколения родителей в данном случае объяснима: выбор профессии является одним из важных критериев успешности человека в жизни.

Получение образования в высшем учебном заведении после окончания школы считают необходимым подавляющее большинство респондентов. Причём родители более уверены в важности обучения своих детей в вузе по сравнению с мнением старшеклассников (81,7% родителей и 76,1% старшеклассников). Среднее профессиональное образование после школы нацелены получить 8,2% респондентов из числа старшеклассников. 8% родителей выразили солидарность с этим мнением. Трудоустроиться сразу после окончания школы выразили желание 4,3% респондентов. Желающих пройти службу в армии оказалось менее 2%. Популярность высшего образования среди выпускников школ и их родителей можно объяснить, во-первых, его широкой распространенностью, а во-вторых, желанием отсрочить выход молодёжи на рынок труда, который характеризуется ярко выраженной несбалансированностью. Высшее образование перестало быть элитарным, доступным наиболее интеллектуально развитой молодёжи. Оно фактически трансформировалось в обязательную ступень образовательной траектории современной молодёжи после получения среднего общего образования [20-23].

Интересно, что в подавляющем большинстве случаев родители отмечают уважительное отношение к профессиональному выбору своих детей: 90,9% респондентов старшего поколения ответили, что одобряют его. Переубеждать ребенка изменить свой профессиональный выбор, если он будет противоречить их собственным представлениям о правильной профессии, готовы 60,6% родителей. 19,4% не станут этого делать и примут выбор ребенка, 20% респондентов затруднились с ответом на данный вопрос.

На вопрос «Как Вы готовитесь к дальнейшему продолжению образования?» (необходимо было выбрать не более трёх из предложенных вариантов) ответы школьников распределились следующим образом: 60% предпочли начать интересоваться требованиями к выбранной профессии, 58% стали знакомиться с учебными заведениями и правилами приёма в них, 48,4% начали самостоятельно углублённо изучать предметы, необходимые для поступления, 31,1% - изучать индивидуальные особенности своей личности, 30,9% приступили к усиленному изучению нужных для поступления дисциплин с репетитором. Только 7,3% решили оставить все как есть и не предпринимать каких-то специальных действий для подготовки к продолжению своего образования.

Кто же оказал наибольшее воздействие на профессиональный выбор школьников? 26,4% респондентов ответили, что самостоятельно осуществили выбор профессии. В данном случае это демонстрирует наличие высокого уровня свободы в обществе, так как именно этот показатель может свидетельствовать о степени либерализма. В условиях господства рыночных отношений чаще именно родители фактически решают за детей, в какой профессиональной сфере им стоит самореализовываться. Семья и в настоящее время играет важнейшую роль в профессиональном самоопределении молодёжи [24-28]. Так, 45,7% респондентов прислушались к мнению самых близких родственников: 20,5% респондентов указали, что на их выбор профессии повлияло мнение матери, 12,7% отметили влияние отца, 12,5% - других членов семьи. Для 14,5% ответивших решающую роль сыграла встреча с представителями профессии. На 9,1% респондентов оказали влияние друзья. Мнение учителей

школ и учителей дополнительного образования повлияло на 6,6% и 4,1% опрошенных соответственно. Для 6,1% респондентов определиться с выбором профессии помогли различные публикации, телепередачи и реклама в средствах массовой информации.

Полученные результаты среди прочего свидетельствуют о малой эффективности системы школьной про-фориентационной работы. Это подтверждается данными и других авторских исследований [29, 30].

Авторский коллектив предлагает следующие меры и рекомендации по решению проблем профориентации молодёжи:

1. Внедрение в российской системе общего образования комплексной программы по профессионально-ориентационной работе со школьниками. Присвоение профориентационной работе и вопросу молодежного трудоустройства статуса одного из самых приоритетных направлений государственной молодежной политики. Отсутствие совместных скоординированных действий по профориентации и трудоустройству молодежи (школ, вузов, служб занятости, заинтересованных организаций, бизнес-сообществ) отрицательно сказывается на общем состоянии молодежного рынка труда, а в конечном итоге и на состоянии самого общества, девальвируя легальные социальные лифты и институты.

2. Восстановление прохождения практических занятий на предприятиях своего региона с дальнейшим присвоением профессии и соответствующей квалификации. Данная программа должна носить обязательный характер для учащихся всех ступеней обучения, начиная со школы и заканчивая вузом.

3. Организация лекториев для родителей и законных представителей (Родительский университет, школьные и классные родительские собрания, классные часы и т.д.) по вопросам профессиональной ориентации школьников. Необходимо давать информацию родителям в доступной форме по состоянию современного рынка труда в данном регионе, наличию учебных заведений, перспективам трудоустройства и т.д.

4. Создание информационных ресурсов для ознакомления педагогической общественности с передовым практическим опытом профориентационной работы педагогов-новаторов, родителей, различных организаций и т.д.

5. Особое внимание необходимо обратить не только на процесс получения знаний, навыков и умений, но и на проблему воспитания гармонично развитой личности. Необходимо с детства прививать навыки трудовой морали, ответственности за свои поступки в рамках не только семьи и школы, но и всего общества, государства. Прививать у молодежи отвращение к работе в теневом секторе экономики, уклонению от уплаты налогов и т.д.

6. Молодежь - это мощный перспективный человеческий ресурс общества. Бросать данный социальный ресурс на произвол судьбы чревато негативными последствиям, вплоть до слома политической системы. По данной причине считаем необходимым на государственном уровне усилить работу по управлению трудовыми ресурсами. Необходимо создание единой базы трудовых вакансий, нацеленных на трудоустройство молодежи.

7. Общественные организации (профсоюзы, НКО, религиозные объединения) также должны вести работу в области профориентации и трудоустройства молодежи, а также защиты ее трудовых интересов.

8. Повышение общественной значимости ценности труда через все возможные механизмы (образование, СМИ, культура и т.д.). Ценность труда имеет важнейшее значение и не должна занимать последние позиции в иерархии мировоззренческих ценностей молодежных. Идеалы общества потребления не должны быть основными мотиваторами в выборе сферы приложения своих знаний, умений и навыков.

Проблемы профессионального выбора и профориен-тационной работы тесно связаны с проблемами трудоу-

216

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)

педагогические науки

Свадьбина Татьяна Владимировна, Ретивина Вероника Викторовна ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ШКОЛЬНИКОВ ...

стройства молодежи [31] и носят актуальный значимый характер. В конечном итоге речь идет не только о пункте молодежной политики, а об эффективном, рациональном использовании человеческого ресурса общества, его самой мобильной, открытой к инновациям части. От успешности профессионального выбора и дальнейшего трудоустройства молодого поколения зависит не только его будущая жизнь, но и состояние общества в целом. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Парамонова С.П. Современный мир. Молодежь, образование, труд. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. 250 с.

2. Парнов ДА. Выпускник выбирает профессию... Программа «Моя будущая профессия и карьера» // Социальная педагогика. 2014. № 3. С. 67-74.

3. Парнов ДА. Рекомендации классному руководителю. Беседы о выборе профессии // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 6. С. 24-31.

4. Парнов Д.А. Социально-педагогический компонент профессиональной ориентации школьников // Социальная педагогика. 2011. № 6. С. 107-114.

5. Парнов ДА. Профессиональная подготовка в школе — эффективная профориентация // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 5. С. 19-20.

6. Бесклубная А.В. Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2011. Т. 13. № 2-4. С. 768-770.

7. Бесклубная А.В., Щербакова Е.Е. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии на современном этапе модернизации школьного образования // Приволжский научный журнал. 2012. № 3 (23). С. 261-264.

8. Магазева Е.А. Личностные детерминанты стратегий выбора профессии // Омский научный вестник. 2014. № 1 (125). С. 140-143.

9. Магазева Е.А. Стратегии личностного выбора (на примере выбора профессии) // Прикладная психология и психоанализ. 2011. № 4. С. 5.

10. Онипко А.А. Проблемы самоопределения старшеклассников при выборе профессии //Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т. 92. № 3. С. 191-200.

11. Разумова М.В. К вопросу о трактовке понятия «профориентация» // Профессиональное образование и общество. 2014. № 1 (9). С. 51-59.

12. Разумова М.В. Профориентация в России: становление, проблемы, перспективы // Профессиональное образование и общество. 2014. № 3 (11). С. 49-57.

13. Усова С.Н. Профориентация в школе: актуальность и новые задачи // Профильная школа. 2019. Т. 7. № 1. С. 39-46.

14. Мухортова Д.Д., МурадоваВ.И. Кем стать? Профориентация выпускников //Инновационная наука. 2015. № 12-3. С. 215-217.

15. Власова Е.А., Шанин С.В. Профориентация как одно из направлений социально-педагогической деятельности со старшеклассниками // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 2. С. 30-36.

16. Косенок С.М., Мартынов М.Ю. Профориентация старшеклассников как актуальная задача развития региональной системы образования // Северный регион: наука, образование, культура. 2018. № 3 (39). С. 6-12.

17. Бекоева М.И. Основные направления профориентационной деятельности в современной общеобразовательной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 159-162.

18. Нечаев М.П., Фролова С.Л. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2017. Т. 16. № 2. С. 9-16.

19. Цагараева Е.Ф. Профориентационная работа в процессе преподавания биологии //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 317-319.

20. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2010. 592 с.

21. Тихонова Н.Е. Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян //Вестник института социологии. 2018. Т. 9. № 4 (27). С. 11-43.

22. Иванова Т.Н. Формирование социально-трудовой траектории как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 57-59.

23. Мартышенко Н.С. Формирование образа профессии на пути будущего трудоустройства выпускников вузов //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 179-183.

24. Немова О.А., Пакина Т.А., Ретивина В.В. Роль семьи в формировании трудовых установок студенческой молодежи. Н. Новгород: Поволжье, 2013. 152 с.

25. Nemova O.A., Retivina V.V., Kutepova L.I., Vinnikova I.S., Kuz-netsova E.A. Sociocultural mechanismus of intergenerational values and mindset Translation in modern Family development and generational change // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 13. С. 6226-6237.

26. Вагин Д.Ю. Межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей в российском обществе. // Дискуссия. 2016. №7 (70). С. 52-58.

27. Иванова Т.Н. Экономическое проектирование системы координации действий региональных структур по формированию векторов социально-трудовой мобильности населения // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 242-246.

28.Еремичева О.Ю., Кочетова Т.Н., Афанасьева Е.А. Профессиональное формирование бакалавров: особенности образовательных траекторий будущих математиков //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 125-128.

29. Ретивина В.В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2019. № 1. С. 57-63.

30. Немова О.А., Пакина Т.А., Ретивина В.В. Трудовые ориентации студенчества//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 162-171.

31. Pukhova A., Belyaeva T., Nemova O., Nochvina B., Shimanskaya O., Tolkunova S. Modern youth market of labour: problems and ways of solution // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 18. С. 11855-11862.

Статья поступила в редакцию 16.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.