ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
4. Морозова И.С., Картавцева А.П. Особенности университетского образования на современном этапе развития общества // Теория и практика общественного развития. 2012. №9.С. 101-104.
5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. Москва: 2002. 512 с.
6. Кипень В.П. Новые образцы социального спроса и реформа университета // Университеты и общество: сотрудничество университетов в XXI веке: сборник тезисов Второй международной конференции университетов (МГУ, ноябрь 2003 г.). Москва: МГУ, 2003. 522 с.
Literature:
1. Karpov A. Modern University as a driver of economic growth: models and missions. / Economic issues. 2017. No. 3. P 58-76.
2. Zadonskaya I.A. Social and cultural processes of development of modern university education: dis ... Cand. of Sociology: 22.00.06. Tambov, 2004. 164 p.
3. Ovsyannikova T.A. Economic mechanism for ensuring the sustainable development of the region // New technologies. 2014. №2. P. 99-102.
4. Morozova I.S., Kartavtseva A.P. Features of university education at present stage of development of society// Theory and practice of social development. 2012. №9. P. 101-104.
5. Gershunsky B.S. Philosophy of education for the XXI century. Moscow: 2002. 512 p.
6. Kipen V.P. New patterns of social demand and university reform// Universities and society: Cooperation of universities in the XXI century: a collection of abstracts of the second international conference of universities (MSU, November, 2003). Moscow: MSU, 2003. 522с.
УДК 316.472 DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11017
Ретивина В.В.
ТРАНСЛЯЦИЯ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ И УСТАНОВОК В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
Ретивина Вероника Викторовна, старший преподаватель кафедры экономики, управления и информатики
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова», Нижний Новгород, Россия Е-mail: [email protected],
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
тел.: 8(910)7929677
В современной российской науке недостаточно глубоко рассмотрена роль различных социальных институтов в формировании трудовых ценностей и установок молодого поколения. Социологическое исследование, проведенное автором статьи в 2018 г. методом раздаточного анкетирования среди студентов вузов г. Нижнего Новгорода и их родителей, рассматривает широкий круг вопросов, связанных с влиянием семьи на формирование трудовых ориентаций современной молодежи. Задачи исследования включали в себя: сопоставление структур базовых ценностей двух поколений; осуществление сравнительного анализа ценностей в сфере труда, их места в структуре базовых ценностей; выявление сходств и различий в требованиях к работе у детей и родителей; анализ роли семьи в профессиональном самоопределении студентов; рассмотрение механизмов влияния старшего поколения на выбор профессии молодежью. По итогам опросов было установлено полное совпадение структур базовых ценностей двух поколений. Выявлено возрастание влияния семьи на профессиональный выбор молодежи. Установлено, для современных студентов так же, как и для поколения родителей, приоритетным в работе является содержательный аспект. Более значимыми для молодежи в сравнении со взрослыми оказалась материальная сторона трудовой деятельности, а также аспект труда, связанный с личной самореализацией. Для родителей больше, чем для детей, важен социальный компонент трудовой деятельности. Результаты исследования говорят о том, что в настоящее время семья по-прежнему обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия в плане формирования ценностной системы молодого поколения, в том числе и в сфере труда.
Ключевые слова: базовые ценности, семья, труд, студенты, родители, трудовые установки, трансляция ценностей.
Для цитирования: Ретивина В.В. Трансляция трудовых ценностей и установок в современной семье // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 1/40. С. 171-179. DOI: 10.24411/2078-1024-201911017
Retivina V.V.
TRANSLATION OF LABOR VALUES AND INSTRUCTIONS IN A MODERN FAMILY
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
Retivina Veronika Victorovna, a senior lecturer of the Department of Economics, Management and Computer Science
FSBEI HE «Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyu-bov», Nizhny Novgorod, Russia E-mail: [email protected], tel.: 8 (910) 7929677
In modern Russian science the role of various social institutions in shaping the labor values and attitudes of the younger generation is not sufficiently considered. A sociological study conducted by the author in 2018 by distributing questioning among university students in Nizhny Novgorod and their parents considers a wide range of issues related to the influence offamily on the formation of the labor orientations of modern youth.
The objectives of the study include: a comparison of the structures of the basic values of two generations; implementation of a comparative analysis of values in the labor sphere, their place in the structure of basic values; identification of similarities and differences in work requirements for children and parents; analysis of the role of a family in professional self-determination of students; consideration of the mechanisms of influence of the older generation on the choice of a profession by young people. According to the results of the questioning, a complete coincidence of the structures of the basic values of two generations was established. The increasing influence of the family on the professional choice of young people was revealed. It was established that the content aspect of work was prior for modern students as well as for their parents. Material benefits from the job were more important for young people than for adults, as well as the aspect of job associated with personal self-realization. A social component of job is more important for parents more than for children. The results of the study suggest that at present the family still has a strong educational p o-tential in terms of value system formation in younger generation, including the job sphere.
Key words: basic values, family, work, students, parents, labor instructions, translation of values.
For citation: Retivina V.V. Translation of labor values and instructions in a modern family // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universi-teta. 2019. Iss. 1/40. P. 171-179. (In Russ., English abstract). DOI: 10.24411/20781024-2019-11017
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
Молодежь является основной ресурсной группой воспроизводства общества, в том числе в профессионально-трудовой сфере. Уровень образовательной и профессиональной подготовки молодых специалистов, а также их мотивация в трудовой деятельности во многом определяют потенциал развития предприятий, отраслей и в целом экономики страны. В этой связи исследование процесса формирования ценностных приоритетов и предпочтений молодого поколения в сфере труда приобретает особую актуальность. От того, каких ценностей, норм и принципов придерживается современная российская молодежь, с какими установками и ориентациями она приступает к профессиональной деятельности, напрямую зависит будущее состояние общества.
Исследованию трудовых ценностей и установок молодого поколения уделяется большое внимание в работах отечественных социологов. Анализ ценностного сознания молодежи, ее трудового и социального самочувствия представлен в публикациях Д.Л. Константиновского, Ж.Г. Озерниковой, Т.В. Хлоповой. Вопросам изучения трудовой мотивации в молодежной среде посвящен ряд трудов М.А. Ковзиридзе, А.В. Сотниковой. Ориентации и ценностные предпочтения современных студентов в трудовой сфере в условиях трансформирующейся экономики России рассмотрены в работах Н.В. Корж, А.Н. Покиды, Р.А. Уколова, М.А. Гна-тюка. Однако целостная картина ценностей труда и трудовых установок молодежи в современной российской науке пока не сформирована, недостаточно глубоко проработаны вопросы формирования трудовых ориентаций молодого поколения, незначительное внимание уделено изучению роли социальных институтов, и в частности, семьи.
Формирование трудовых ценностей и установок является длительным процессом, на первоначальном этапе которого под влиянием воспитания в семье происходит определение базовых ценностей и места труда в системе общечеловеческих ориентаций. Семья является важнейшим агентом трансляции мировоззренческих установок подрастающему поколению, в том числе, основ трудового менталитета, отношения к труду как к ценности, трудовой морали [4].
В сентябре 2018г. автором статьи был проведен анкетный социологический опрос с целью исследования роли семьи в передаче молодому поколению трудовых ценностей и установок, общая выборка по которому составила 748 человек. В конструировании выборки применялся случайный отбор: опрашивались студенты вузов г. Нижнего Новгорода и их родители. Тип опроса - раздаточное анкетирование: студентам предлагалось ответить на вопросы об их трудовых ценностях и установках, а также опросить родителей. Вопросы анкет для родителей и для сту-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
дентов частично пересекались, что позволило провести сопоставительный анализ полученной информации.
Первую группу респондентов (398 человек) составили студенты нижегородских вузов в возрасте от 17 до 27 лет, среди них 42,5% юношей и 57,5% девушек. Средний возраст опрошенных в этой группе - 20 лет.
Вторая группа респондентов (350 человек) - это родители студентов возрастом от 37 до 64 лет, среди которых 27% мужчин и 73% женщин. Средний возраст участников опроса для этой группы составил 49 лет. Процент опрошенных женщин оказался значительно выше количества принявших участие в опросе мужчин. По мнению автора, это может быть обусловлено рядом причин: во-первых, большей эмоциональной близостью студентов с матерями, во-вторых, большей «доступностью» матерей (т.е. большей степенью участия матерей в домашнем хозяйстве и меньшей занятостью на работе), в-третьих, распространенностью неполных (материнских) семей.
Респондентам обеих групп был задан вопрос о значимости для респондентов следующих ценностей: «общественно-полезный труд», «интересная работа», «возможность самореализации», «высокий доход», «престижная работа», «здоровье», «семейное благополучие». Предлагалось выбрать не более трех из 7 вариантов ответа. В итоге было выявлено полное совпадение структур ценностей двух поколений.
Семейное благополучие оказалось наиболее значимой ценностью для опрошенных. Этот вариант ответа выбрали 79,5 % родителей и 77% студентов. На втором месте оказалось здоровье, его отметили 76,2 % и 69,1 % соответственно. Важность интересной работы высоко оценивают 36,9 % респондентов старшего поколения и 38,8 % молодежи. На четвертом ранговом месте оказался высокий доход (36,1 % и 41,8 %). Возможность самореализации и престижную работу считают значимыми ценностями 32% и 25,4 % родителей и 36,1 % и 27,4 % детей. Общественно-полезный труд оказался наименее важным из предложенных вариантов, его отметили лишь 3,3 % респондентов-родителей и 3% студентов.
Ещё одним фокусом авторского интереса был вопрос о влиянии семьи на профессиональный выбор. Среди старшего поколения 35,5 % опрошенных отметили влияние матери, 22,6 % - отца, 8,1 % - влияние других членов семьи. Для молодого поколения роль семьи в выборе сферы будущей трудовой деятельности оказалась намного более значимой: влияние матери отметили 69,6 % респондентов, влияние отца - 55,8 % , влияние других членов семьи - 33,5 %.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
Также респондентам обеих возрастных групп был задан вопрос о возможностях, которые, по их мнению, должна предоставлять работа (Таблица 1). У старшего поколения приоритетную группу составили следующие требования: видеть результаты своего труда (80,3 % ответивших считают это важным), применять свои способности (70,5 %), заниматься любимым делом (67,2 %), совершенствовать навыки по специальности (65,6 %).
У студентов в данном вопросе лидируют те же компоненты, но в несколько ином порядке приоритетности: возможность заниматься любимым делом (70,3 %), потребность видеть результаты своего труда (69,4 %), применять свои способности (61%) и совершенствовать навыки по специальности (59,6 %). Настолько высокая значимость этих характеристик трудовой деятельности указывает на то, что для современной молодежи так же, как и для поколения родителей приоритетным в работе является содержательный аспект.
Таблица 1 - Представления респондентов о том, какие возможности
должна предоставлять работа
Ответы Ответы
Важно, чтобы работа предоставляла респондентов- респондентов-
возможность... родителей, студентов,
в % в %
Заниматься любимым делом 67,2 70,3
Быть полезным людям 49,2 38,3
Видеть результаты своего труда 80,3 69,4
Быть полезным обществу 44,5 37,4
Постоянно самосовершенствоваться 52,8 56,3
Жить спокойной, обеспеченной жизнью 51,2 61,7
Заслужить уважение друзей и знакомых 39,3 26,1
Заниматься легкой необременительной работой 8,0 5,0
Общаться с людьми 54,1 42,3
Применить свои способности 70,5 61,0
Работать непосредственно по полученной в вузе специальности 26,4 10,0
Продвижения, служебного роста 23,0 50,5
Работать творчески 51,6 42,8
Хорошо зарабатывать 55,4 59,0
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
Свободно использовать рабочее время 28,1 27,1
Совершенствовать навыки по специальности 65,6 59,6
Добиваться высокого положения в обществе 28,2 22,1
Респонденты младшей возрастной группы придают большую важность материальной составляющей, чем их родители: возможность жить спокойной, обеспеченной жизнью считают важным требованием 61,7 % опрошенных, высокий заработок - 59%. Личностную составляющую труда студенты также считают более значимой: важность постоянного самосовершенствования отметили 56,3 % респондентов, возможность иметь продвижение по службе, карьерный рост - 50,5 %. Менее важными чем для старшего поколения, для молодежи являются такие характеристики трудовой деятельности, как польза для людей (38,3 %) и для общества (37,4 %), уважение друзей и знакомых (26,1 %), а также высокое положение в обществе (22,1 %).
Результаты опроса подтверждают тезисы ряда отечественных социологов [1; 2] о нивелировании у молодого поколения ориентации на социум, преобладании индивидуалистических ценностных установок, в том числе и в сфере труда [3; 5]. Однако при этом необходимо отметить, что большая часть молодежи готова работать с увлечением и самоотдачей, получая достойное вознаграждение за свой труд, но не обязательно по профилю своего образования.
Респондентам-родителям был задан вопрос о том, какими способами они пытались повлиять на профессиональный выбор своих детей. Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Способы влияния родителей на профессиональный выбор детей
Ответы
Способы влияния респондентов, в%
Личный пример 26,5
Рассказы о перспективах профессии 38,6
Привлечение к трудовой деятельности 9,6
Шантаж (с угрозой потери материального или жилищного обеспечения) 0,0
Пример авторитетных, успешных людей 8,7
Обоснование важности получения именно этой 3,1
специальности для семьи
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
Другое 3,1
Не пытался влиять 10,4
Итого 100
Рассказы о перспективах профессии и личный пример являются для родителей основными методами влияния на профессиональное самоопределение детей. Эти варианты указали 38,6 % и 26,5 % респондентов соответственно. Только 9,6 % ответивших практиковали привлечение к трудовой деятельности. 8,7 % родителей ставили детям в пример успешных, авторитетных людей в качестве образцов правильного выбора профессии. Примечательно, что 10,4 % респондентов старшего поколения никак не пытались повлиять на профессиональный выбор своих детей. В открытом давлении с угрозами лишения жилищного или материального обеспечения не признался никто из опрошенных.
Среди наиболее важных трудовых качеств родители назвали: трудолюбие (76,4 %), честность и ответственность (по 65,9 %), уважение к членам трудового коллектива (61%). Далее следуют целеустремленность (50,4 %) и стремление к высокому профессионализму (40,7 %). Именно эти качества респонденты старшего поколения в первую очередь хотели бы привить своим детям. Значимость инициативности, решительности, исполнительности, настойчивости и креативности в трудовой деятельности отметили менее четверти респондентов. Наименьшую важность для старшего поколения имеют такие трудовые качества, как честолюбие (5,1 %) и прагматизм (1,6 %).
Итак, по итогам опросов было установлено полное совпадение структур базовых ценностей двух поколений. Были сопоставлены трудовые установки родителей и студентов, определены их сходства и различия. Выявлено возрастание влияния семьи на профессиональный выбор молодежи.
Полученные автором результаты говорят о том, что эффективность воспитательного воздействия родительской семьи по-прежнему высока. В целом, у молодежи наблюдается признание значимости ценностей, транслируемых в семье старшим поколением. Структура базовых ценностей и место ценностей труда в их иерархии у родителей и детей полностью совпадают, а это значит, что по принципиальным ценностным ориентирам молодые люди разделяют взгляды родителей. Расхождения между двумя поколениями были выявлены лишь в установках на трудовую деятельность.
Более значимыми для молодежи в сравнении со взрослыми оказалась материальная сторона трудовой деятельности, а также аспект труда, связанный с личной самореализацией: заниматься любимым делом, постоянно самосовершенство-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
ваться, иметь возможность служебного продвижения, карьерного роста. Для родителей больше, чем для детей, важен социальный компонент трудовой деятельности: общаться с людьми, заслужить уважение друзей и знакомых, быть полезным людям и обществу.
Подводя итог проведенному анализу значимости трансляции трудовых ценностей в современной семье, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, в настоящее время семья по-прежнему обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия в плане формирования ценностной системы молодого поколения.
Во-вторых, в условиях глобальных социально-экономических изменений в российском обществе наличие в семье стабильной устойчивой системы трудовых ценностей и ориентаций может служить противовесом негативным воздействиям и гарантией адекватного трудового поведения молодого поколения. Данный тезис представляется важным аргументом для совершенствования государственной политики поддержки семьи как института воспитания детей.
Литература:
1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд., доп. и испр. Москва: Ин-т социологии РАН, 2010. 592 с.
2. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX-XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. Москва: ЦСП и М, 2014. 548 с.
3. Кошарная Г.Б., Корж Н.В. Ценностные ориентации студенческой молодежи в трудовой сфере // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. №2(26). С. 58-64.
4. Свадьбина Т.В., Любимова Современная семья: методология, проблемы, перспективы: монография. Нижний Новгород: НГПУ, 2005. 211 с.
5. Уколов Р.А. Ценности труда и профессионально-карьерного роста среди молодежи: результаты социологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2014. №15. С. 25-29.
Literature:
1. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Youth of Russia: a sociological portrait. 2nd ed., add. and rev. Moscow: the RAS Institute of Sociology, 2010. 592 p.
2. Konstantinovsky D.L., Voznesenskaya E.D., Cherednichenko G.A. The youth of Russia at the turn of the XX-XXI centuries: education, labor, social well-being. Moscow: CSP and M, 2014. 548 p.
ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
3. Kosharnaya G.B., Korzh N.V. Values of student youth in the labor sphere // Proceedings of higher education institutions. Volga region. Social sciences. 2013. №2 (26). P. 58-64.
4. Svadbina T.V., Lyubimova. A Modern Family: Methodology, Problems, Perspectives: a monograph. N. Novgorod: NSPU, 2005. 211 p.
5. Ukolov P.A. Values of labor and professional and career growth among young people: the results of a sociological study // Theory and practice of social development. 2014. No. 15. P. 25-29.
Фролова Н.А., Псарев И.М. ДОСТУПНОСТЬ К ПРАВОСУДИЮ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
Фролова Надежда Афанасьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры логики, философии и методологии науки
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», Орел, Россия
Е-mail: [email protected], тел.: 8(910)7477477
Псарев Илья Михайлович, аспирант кафедры логики, философии и методологии науки
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», Орел, Россия
Е-mail: [email protected], тел.: 8(919)2648555
В статье рассматриваются проблемы обеспечения доступности российских граждан к правосудию. Актуальность темы научного исследования обусловлена трудностями и противоречивостью развития судебной системы в современной России, существованием и воспроизводством неправовых практик, необходимостью разработки стратегий обеспечения доступа любого гражданина к правосудию. Модернизация всей судебной системы, в конечном итоге, призвана способствовать построению в России правового и демократического государства.
Цель исследования состояла в анализе отношения населения к российской судебной системе, а также в выявлении факторов доступности к правосудию в
УДК 340:316.35
DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11018