Научная статья на тему 'Молодежь тульского региона на рынке труда: перспективы трудоустройства'

Молодежь тульского региона на рынке труда: перспективы трудоустройства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
519
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / выпускники вузов / рынок труда / трудоустройство / безработица / востребованность профессий / требования работодателей / рабочие профессии. / youth / university graduates / labor market / employment / unemployment / demand for professions / employers' requirements / working professions

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кондратенко Наталья Александровна

В статье проанализированы перспективы трудоустройства тульской молодежи на региональном рынке труда. Отмечено, что близость столичного региона является фактором, негативно влияющим на местный рынок труда, так как современные молодые люди ориентированы на быстрый карьерный рост и высокую заработную плату, которые региональный рынок труда не в состоянии им предложить. На основе анализа результатов социологического исследования, проведенного на базе лаборатории социально-политических исследований Тульского государственного университета в 2018 г. выявлено распространение среди студентов «необразовательных» мотивов получения высшего образования, отсутствие заинтересованности в освоении выбранной профессии. Кратко охарактеризованы основные причины высокого уровня фрикционной безработицы среди молодежи, к ним относятся, с одной стороны, неумение молодых людей выстраивать коммуникацию с потенциальным работодателем, отсутствие навыков самопрезентации, умения самостоятельно искать подходящие вакансии в различных источниках информации, отсутствие желания интенсивно трудиться и доучиваться на новом месте работы в соответствии с потребностями производства, а с другой стороны нежелание работодателей принимать на работу специалистов без опыта трудовой деятельности, обучать молодых людей в соответствии со спецификой своего предприятия. Предложены меры решения обозначенных проблем, включающие в себя информационные, профориентационные и образовательные ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH OF THE TULA REGION IN THE LABOR MARKET: PERSPECTIVES OF EMPLOYMENT

The article analyzes the employment prospects of Tula youth in the regional labor market. It has been noted that the proximity of the metropolitan area is a factor that affects the local labor market, as modern young people are focused on fast career growth and high wages that the regional labor market is not able to supply. The analysis of the results of the sociological research conducted by the laboratory of social and political research of Tula State University in 2018 revealed common “non-educational” motives for higher education and lack of interest in chosen profession among students. Main reasons for a high level frictional unemployment among youth have been described briefly, including, on the one hand, the inability of young people to build communication with a potential employer, lack of self-presentation skills and an ability to search for suitable vacancies in various sources of information independently, lack of desire to work intensively and finish their work on the new workplace in accordance with production needs, and on the other hand, the unwillingness of employers to hire unexperienced staff, to train young people in accordance with the specifics of their enterprise. Measures to solve the identified problems have been proposed, which include information, career guidance and educational resources.

Текст научной работы на тему «Молодежь тульского региона на рынке труда: перспективы трудоустройства»

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

УДК 316.342.6 DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12013

Кондратенко H.A., Шашкова С.Н.

МОЛОДЕЖЬ ТУЛЬСКОГО РЕГИОНА НА РЫНКЕ ТРУДА: ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА

Кондратенко Наталья Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и политологии

ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», Тула, Россия E-mail: nkondratenko@yandex.ru

Шашкова Светлана Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и политологии

ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», Тула, Россия E-mail: 2902svetlana@gmail.com

В статье проанализированы перспективы трудоустройства тульской молодежи на региональном рынке труда. Отмечено, что близость столичного региона является фактором, негативно влияющим на местный рынок труда, так как современные молодые люди ориентированы на быстрый карьерный рост и высокую заработную плату, которые региональный рынок труда не в состоянии им предложить. На основе анализа результатов социологического исследования, проведенного на базе лаборатории социально-политических исследований Тульского государственного университета в 2018 г. выявлено распространение среди студентов «необразовательных» мотивов получения высшего образования, отсутствие заинтересованности в освоении выбранной профессии. Кратко охарактеризованы основные причины высокого уровня фрикционной безработицы среди молодежи, к ним относятся, с одной стороны, неумение молодых людей выстраивать коммуникацию с потенциальным работодателем, отсутствие навыков самопрезентации, умения самостоятельно искать подходящие вакансии в различных источниках информации, отсутствие желания интенсивно трудиться и доучиваться на новом месте работы в соответствии с потребностями производства, а с другой стороны - нежелание работодателей принимать на работу специалистов без опыта трудовой деятельности, обучать молодых людей в соответствии со спецификой своего предприятия. Предложены меры решения обозначенных проблем, включающие в себя информационные, профориен-тационные и образовательные ресурсы.

Ключевые слова: молодежь, выпускники вузов, рынок труда, трудоустройство, безработица, востребованность профессий, требования работодателей, рабочие профессии.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

Для цитирования: Кондратенко Н.А., Шашкова С.Н. Молодежь тульского региона на рынке труда: перспективы трудоустройства // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 2(41). С. 122-128. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12013.

Kondratenko N.A., Shashkova S.N.

YOUTH OF THE TULA REGION IN THE LABOR MARKET: PERSPECTIVES OF EMPLOYMENT

Kondratenko Natalia Alexandrovna, Candidate of Sociology, an associate Professor of the Department of Sociology and Political Science FSBEI HE "Tula State University", Tula, Russia E-mail: nkondratenko@yandex.ru

Shashkova Svetlana Nicolaevna, Candidate of Sociology, an associate professor of the Department of Sociology and Political Science FSBEI HE "Tula State University", Tula, Russia Email: 2902svetlana@gmail.com

The article analyzes the employment prospects of Tula youth in the regional labor market. It has been noted that the proximity of the metropolitan area is a factor that affects the local labor market, as modern young people are focused on fast career growth and high wages that the regional labor market is not able to supply. The analysis of the results of the sociological research conducted by the laboratory of social and political research of Tula State University in 2018 revealed common "non-educational" motives for higher education and lack of interest in chosen profession among students.

Main reasons for a high level frictional unemployment among youth have been described briefly, including, on the one hand, the inability of young people to build communication with a potential employer, lack of self-presentation skills and an ability to search for suitable vacancies in various sources of information independently, lack of desire to work intensively and finish their work on the new workplace in accordance with production needs, and on the other hand, the unwillingness of employers to hire unexperienced staff, to train young people in accordance with the specifics of their enterprise. Measures to solve the identified problems have been proposed, which include information, career guidance and educational resources.

Key words: youth, university graduates, labor market, employment, unemployment, demand for professions, employers' requirements, working professions.

For citation: Kondratenko N.A., Shashkova S.N. Youth of the Tula region in the labor market: perspectives of employment // Bulletin of Maikop State Technological University. 2019. Iss. 2(41). P. 122-128. DOI: 10.24411 /2078-1024-2019-12013.

123

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

Положение молодежи на рынке труда всегда носило сложный характер. Это связано в первую очередь с особенностями самой молодежи как социальной группы, а также с социально-экономическим развитием нашей страны, носящим волнообразный характер, когда непродолжительные периоды экономического роста сменяются достаточно длительными периодами стагнации или регресса. Отметим, что в современных условиях проблема занятости стоит чрезвычайно остро, особенно перед выпускниками вузов, колледжей и других категорий молодежи, не имеющих опыта работы. Так, по данным Росстата за 3 квартал 2018 г. уровень безработицы выпускников, окончивших образовательные организации в 2017 г. в среднем составил 14,5 %. Причем, в наиболее уязвимом положении оказывается молодежь, окончившая обучение СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих (22,5 %) и специалистов среднего звена (15,9 %). Выпускники с высшим образованием немного более востребованы на рынке труда, безработными остались только 12,1 % молодых людей [2, табл. 1.17].

Высокий уровень безработицы выпускников вызван рядом причин. К субъективным причинам можно отнести ориентацию молодежи в основном на высокую заработную плату при недостаточной мотивации к трудовой деятельности. Объективные же причины характеризуют уровень и качество профессиональной подготовки выпускников, которые не соответствуют современным требованиям рынка труда. Стоит отметить недостаточную готовность молодежи к трудовым и социально-экономическим отношениям. Кроме этого, работодатели предъявляют иные требования к уровню квалификации выпускников, в отличие от тех, которые имеются у молодых людей по окончании учебного заведения. Наблюдается также структурное несоответствие профессионального профиля выпускников требованиям рынка труда. Перечисленные выше факторы усугубляют и без того непростое положение молодежи на рынке труда.

К анализу проблем трудоустройства молодежи можно подойти с двух сторон. Во-первых - качество подготовки выпускника учебного заведения, его мотивация, желание работать и добиваться результата. Во-вторых - готовность работодателя принять выпускника, создать ему необходимые условия для успешной адаптации на рабочем месте, обеспечить повышение квалификации (которая у молодого человека без опыта работы по определению не может быть высокой), показать возможные пути карьерного роста и т.д. Сегодня на рынке труда складывается парадоксальная ситуация: молодые люди не готовы к интенсивной трудовой деятельности и работодатели не стремятся принять и удержать молодежь в своих организациях.

Следует также обратить внимание и на неблагоприятную демографическую ситуацию, которая на сегодняшний день сложилась в России и в тульском регионе, в частности. Население трудоспособного возраста (многочисленное по-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

слевоенное поколение) сокращается очень быстрыми темпами, в то время как вступают в трудоспособный возраст малочисленные поколения, рожденные в 90-ые годы. В таких условиях, сотрудничество молодежи и работодателей является предопределенным. Однако, на практике все получается иначе, и молодые люди и работодатели не всегда готовы идти навстречу друг другу.

Анализируя, названные выше проблемы трудоустройства молодежи, обозначим следующее. Рассматривая качество подготовки бакалавров, специалистов и магистров отметим, что оторванность преподавания от потребностей современного рынка труда в полной мере не удалось преодолеть, несмотря на проводимые реформы образования и заявления властей [3]. К сожалению, преподаватели в массе своей все еще ориентированы на академическую науку, а не на потребности современного бизнеса. К тому же им недостает практических знаний и опыта, что объясняется во многом незначительным притоком молодых кадров в систему высшего образования. Решением этой проблемы разработчикам ФГОС 3 виделось в привлечении для работы в вузах работодателей. Однако, это явление не приобрело еще системный и институциональный характер, что во многом является препятствием для получения качественного высшего образования, востребованного на рынке труда.

Анализ причин поступления в вуз и выбора специальности во многом объясняет демотивированность студентов, отсутствие у них интереса к процессу обучения и к будущей специальности. За годы учебы в вузе они собираются приобрести не знания, а прежде всего диплом, который в последствие и собираются предъявить на рынке труда в качестве своего основного аргумента. Так, по результатам социологического исследования, проведенного на базе лаборатории социально-политических исследований ТулГУ в 2018 г., одинаковая доля студентов считает мотивом получения высшего образования легальное приобретение диплома (39,8 %) и то, что без образования сейчас трудно (41 %). Для более половины опрошенных важными факторами достижения жизненного успеха являются будущая интересная работа и высокая зарплата (66,3 %). Необходимым критерием достижения благополучия и успеха в жизни студенты рассматривают образование (69,3 %), способности и талант (68,1 %), связи с нужными людьми (52 %) и финансовый капитал (45,3 %) [1]. Интерпретируя полученные данные, приходим к выводу о том, что для большинства студентов получаемое ими высшее образование представляется гарантом автоматического трудоустройства, дает ряд преимуществ на рынке труда и обеспечивает высокую заработную плату.

Однако сегодня на рынке труда складывается такая ситуация, когда уровень дохода не связан напрямую с уровнем полученного образования. Таким образом, современное российское высшее образование утрачивает одну из своих основных

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

функций - селективную. Молодежь массово идет получать высшее образование, причем наиболее значимым фактором оказывается именно ступень образования, а не специальность или профессия, не поступившие на бюджетные места обучаются за собственный счет. В современных условиях образовательные учреждения вынуждены бороться за каждого студента, поэтому зачастую уровень контроля за качеством подготовки выпускников со стороны вузов находится на достаточно низком уровне.

Осложняет ситуацию также отсутствие долгосрочных объективных прогнозов потребностей рынка труда в специалистах того или иного профиля и дисбаланс, сложившийся в оплате труда в различных отраслях и сферах экономики. Что касается Тульской области, то данная ситуация усугубляется такими факторами, как ориентация региональной экономики на военно-промышленный комплекс и близость столичного региона, в который сегодня устремляется значительная часть тульской молодежи. Наиболее способная и талантливая молодежь именно со столицей связывает свои надежды на высокую заработную плату и перспективы карьерного роста. Данное обстоятельство, безусловно, негативно отражается на региональном рынке труда.

В нашем обществе профориентация молодежи в основном носит стихийный характер. В стране не создана структура, которая целенаправленно занималась бы информированием школьников и родителей об актуальных потребностях рынка труда, о востребованности и оплате труда тех или иных специальностей. Сегодня непоступление в вуз сразу после школы многими рассматривается как трагедия (отсюда и такое количество студентов, обучающихся на коммерческих местах на очной форме обучения). Среди родителей самой востребованной оказалась именно сейфовая функция образования, которая заключается в отсрочке выпуска ребенка на рынок труда [4]. Но, к сожалению, для многих, годы, проведенные в вузе, оказываются бессодержательными, поскольку студент не приобрел ни необходимых профессиональных знаний и навыков, ни практического опыта работы.

Министр просвещения О.Ю. Васильева своевременно подняла тему трудового воспитания молодежи. Очень часто молодые люди оказываются неготовыми не к работе по специальности, и именно к труду как таковому. Привыкшие жить за счет родителей, не имеющие практически никаких обязанностей по ведению домашнего хозяйства и расслабленные за годы обучения в вузе (далеко не все студенты в дни, отведенные для самоподготовки, занимаются по учебным дисциплинам), выпускники вузов оказываются просто неготовыми к интенсивной трудовой деятельности. Их представления о рынке труда часто являются далекими от действительности, большинство молодых специалистов хочет получать большую зарплату и ни за что не отвечать; и лишь немногие адекватно воспринимают ситуацию, когда заработная плата выплачивается по результатам труда. Поэтому представляется,

126

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

что формирование «установки на труд» среди молодежи приобретает на сегодняшний день решающее значение. Молодые люди в начале трудового пути, как правило, руководствуются не пониманием того «Сколько я стою как специалист?», а принципом «На меньшую зарплату я не проживу». Необходимо внушать молодежи мысль, что свою трудовую деятельность надо начинать с низших позиций, а продвижение по службе будет зависеть от личных усилий работника.

И, наконец, сегодня не сформированы структуры, через которые работодатели могли бы донести свои требования к молодым специалистам и до образовательных учреждений. Компетенции, на основании которых построены образовательные стандарты, часто носят размытый характер, с трудом поддаются объективной оценке и измерению и не отражают в полной мере потребности работодателей в качестве подготовки выпускников. Кроме того, коммуникативные навыки, которые так востребованы сегодня на рынке труда, очень трудно сформировать в рамках преподаваемых в вузах дисциплин, без специальных тренингов и привлечения соответствующих специалистов. Преподавателям сегодня через образовательные стандарты навязывают выполнение несвойственных им функций, и это негативным образом отражается на качестве подготовки специалистов.

Эффективными мерами решения указанных выше проблем могут стать следующие информационные, профориентационные и образовательные ресурсы.

Так, используя информационный ресурс общества, можно предложить такие оптимизационные меры как: во-первых, создание единой информационной базы о потребностях рынка труда в специалистах, а также об условиях, содержании и уровне оплаты труда в различных регионах, и, во-вторых, прививать подросткам навыки самостоятельного поиска информации, в том числе с привлечением современных технологий. Например, по результатам социологического исследования, проведенного в ТулГУ в 2018 г., более трети студентов (36%) ничего не знают о деятельности вузовского Центра содействия трудоустройству выпускников [1].

В качестве мер профориентационного ресурса можно возобновить систему «классных часов» и проведение ряда уроков на базе УПК, что существенно повысит качество профориентационной работы среди родителей и учеников школ.

Применяя образовательный ресурс, можно рекомендовать следующие меры. Во-первых, активно используя интерактивные методы обучения в процессе образования студентов, в частности ролевую игру «Обеспечение занятости студентов и выпускников вузов», которая дает возможность развить навыки самопрезентации и самостоятельного поиска работы выпускников. К сожалению, молодые люди, впервые выходящие на рынок труда, не имеют опыта взаимодействия с работодателями, не вполне понимают, как строятся отношения в трудовом кол-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

лективе, поскольку весь их опыт сознательной жизни сводится к учебе - сначала в школе, затем в вузе. За время обучения они усвоили много знаний и компетенций, научились заниматься проектной деятельностью и работать в команде, но никто не научил их тому, как искать работу, как вести себя на собеседовании, как подчеркнуть свои сильные стороны, как выгоднее себя «продать». Во-вторых, представляется актуальным также и развитие дистанционных форм обучения и повышение качества и престижа заочного образования, чтобы молодые люди могли наиболее полно совмещать учебу и трудовую деятельность.

Литература:

1. Аналитический отчет по результатам исследования «Социальная адаптация студентов ТулГУ». Лаборатория социально-политических исследований ТулГУ. Руководители: Батанина И. А., Гоголева Е.Н., 2018 г. (Объем выборки - 329 чел.).

2. Обследование рабочей силы [Электронный ресурс] // Статистический бюллетень за III квартал 2018 г. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_l 140097038766

3. Kondratenko N., Kudinova I., Kudinova V., Shashkova S. German social organisations work: implementations experience in Russian educational institutions / Gogoleva E. [etc] // INTED2019 Proceedings 13th International Technology, Education and Development Conference March llth-13th, 2019 - Spain/ Edited by L. Gómez Chova, A. López Martinez, I. Candel Torres IATED//Academy. Valencia: IATED, 2019. P. 9855-9859.

4. Shashkova S.N. The transformation of the motivation sphere as a factor in the formation of the professional and personality qualities of graduates of higher educational institutions //Russian education and society. 2010. T. 52, №2. P. 19-36.

Literature:

1. Analytical report on the results of the research "Social adaptation of students of TSU". Laboratory of Social and Political Studies of TSU. Heads: I. A. Batanina, E.N. Gogoleva, 2018 (Sample size - 329 people).

2. Labor Force Survey [Electronic resource] // Statistical Bulletin for the III quarter of 2018. Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/ con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_l 140097038766

3. Kondratenko N., Kudinova I., Kudinova V., Shashkova S. German educational institutions / Gogoleva E. [etc] // INTED2019 Proceedings 13th International Technology, Education and Development Conference March 11th -13th, 2019 - Spain / Edited by L. Gómez Chova, A. López Martinez, I. Candel Torres IATED // Academy. Valencia: IATED, 2019. P. 9855-9859.

4. Shashkova S.N. The graduation of the higher educational institutions and society. 2010. V. 52, No. 2. P. 19-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.