Трудовые ценности и установки современной студенческой молодёжи
Ретивина Вероника Викторовна - ст. преподаватель кафедры экономики, управления и информатики. E-mail: retivina@mail.ru
Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия
Адрес: 603155, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31А
Аннотация. Ценности трудовой деятельности, профессиональные установки, предпочтения и ориентации во многом определяют трудовое поведение молодёжи. На материале социологического исследования на основе репрезентативной выборки студентов нижегородских вузов объёмом 627 человек автором статьи осуществлен анализ ценностей современных студентов в сфере труда, их места в структуре базовых ценностей. Рассмотрены пожелания и требования молодого поколения к будущей работе с оценкой их значимости. На основе применения процеду-рты факторного анализа выделены!, пять групп индивидуальных трудовых установок. Выяснено отношение студентов к будущей профессии, а также уровень их осведомлённости о трудовой деятельности в данной сфере. Проанализировано влияние различных агентов на профессиональный выбор молодёжи, рассмотрены гендерные различия в данном вопросе.
Ключевые слова.: молодёжь, профессиональные установки студентов, базовые ценности, трудовые ценности, трудовые установки, социализация, выбор профессии, факторный анализ
Для цитирования:: Ретивина В.В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2019. Т. 29. № 1. С. 57-63. DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-1-57-63
Введение
Исследование трудовых ориентаций населения России, и в особенности молодёжи, занимает важное место в отечественной социологии. Переход к рыночным отношениям разрушил советскую систему трудовой мотивации, а новая система трудовых установок и ориентаций находится в стадии формирования. Отражением данного процесса является трансформация трудовых ценностей и мотивов профессионального выбора молодого поколения.
Сегодняшним выпускникам и учащимся вузов вскоре предстоит решать возникающие в обществе проблемы, и от того, каких ценностей, норм и принципов придерживается современная студенческая молодёжь, с какими установками и ориентациями она приступает к социальной и трудовой деятельности, во многом зависит успех предприни-
маемых попыток. В связи с переориентацией ценностной системы общества отношение к труду и профессиональной деятельности молодого поколения претерпело значительные изменения и отчётливо приобрело инструментальный характер. Мотивация к труду у российской молодёжи связана прежде всего со стратегиями самореализации, получения материального достатка, построения профессиональной карьеры. Выдвижение материального и профессионального мотивов занятости отражено в современных социологических исследованиях [1-3].
Изучение ориентаций и приоритетов молодого поколения в сфере труда позволяет определить содержание и направленность трудовой активности, выявить общественно значимые трудовые ценности молодых людей. Экономическое развитие предприятий, отраслей, регионов и экономики страны во
многом предопределяется профессиональным уровнем молодых специалистов, их мотивациями и установками, доминирующими в трудовой деятельности. В связи с этим особое значение приобретают ценностные ориентации, установки и трудовое поведение студентов как социальной группы, обеспечивающей воспроизводство и формирование трудовой элиты, в том числе и в управленческих и в наукоёмких отраслях, от которых зависит развитие экономического потенциала страны. Кроме того, в последние два десятилетия значительно возросла потребность молодёжи в получении высшего образования. Количество студентов вузов увеличилось с 2089,9 тыс. чел. в 1992/93 учебном году до 4246,0 тыс. чел. в 2017/18 учебном году [4, с. 141]. Учёба в вузе рассматривается молодыми людьми как способ повышения своего социального статуса, поскольку наличие диплома о высшем образовании значительно расширяет возможности будущего трудоустройства. Вот почему исследованию трудовых ценностей и установок студенческой молодёжи уделяется большое внимание в работах отечественных социологов. Механизмы социально-профессиональной адаптации студенческой молодёжи, её интеграции в социоэкономическую среду раскрыты в трудах В.И. Верховина, З.Т. Голенковой, Т.В. Заславской, Н.М. Римашев-ской, Л.Л. Рыбаковского. Анализ ценностного сознания молодёжи, её трудового и социального самочувствия представлен в работах Д.Л. Константиновского, Ж.Г. Озерниковой, Т.В. Хлоповой. Ориентации и ценностные предпочтения современных студентов в трудовой сфере в условиях трансформирующейся экономики России рассмотрены в публикациях Н.В. Корж, А.Н. Покиды.
Описание исследования. Предметом авторского социологического исследования являются трудовые ценности и установки, а также мотивация профессионального выбора студенческой молодёжи. Исследование проводилось в 2017 г. на материале анкетного опроса студентов нижегородских вузов. Использовался метод гнездовой выборки,
Таблица 1
Основные ценности студентов
Основные ценности студентов Средний ранг
Возможность самореализации 4,2
Высокий доход 3,9
Здоровье 2,9
Интересная работа 3,6
Общественно полезный труд 6,3
Престижная работа 4,7
Семейное благополучие 2,4
объём выборочной совокупности составил 627 человек. Были опрошены студенты, обучающиеся по программам подготовки бакалавриата 1-4-х курсов. Выборка является репрезентативной по полу и возрасту.
В рамках исследования изучались ключевые ценности студентов и место ценностей труда в их структуре. В инструментарий исследования был введён вопрос о том, насколько значимыми для респондентов являются следующие ценности: «общественно полезный труд», «интересная работа», «возможность самореализации», «высокий доход», «престижная работа», «здоровье», «семейное благополучие». Студенты должны были расположить базовые ценности по рангу от 1 до 7. Полученные результаты опроса отражены в Таблице 1. Базовые ценности расположились следующим образом: приоритетными ценностями для молодого поколения являются семейное благополучие (средний ранг 2,4) и здоровье (средний ранг 2,9). При этом 67,4% опрошенных на первое место в своей ценностной иерархии ставят семейное благополучие, 56,6% - ценность здоровья.
Следующую по значимости группу составили ценности, тесно связанные с трудовой деятельностью: интересная работа (средний ранг 3,6), высокий доход (3,9) и возможность самореализации (4,2). 23,4% респондентов отметили высокую ценность интересной работы, присвоив ей первый и второй ранги. 49% опрошенных поставили эту ценность на третье и четвёртое места по значимости. Высокий доход является приоритетной ценностью для 20,8% студентов (первый и второй ранги), при
Таблица 2
Распределение ответов респондентов (студентов) по представлениям о том, какие возможности должна предоставлять работа
Какие возможности должна предоставлять работа? % ответов
«Очень важно» «Скорее важно» «Скорее не важно» «Не важно»
Жить спокойной и обеспеченной жизнью 59,5 36,0 3,2 1,3
Работать непосредственно по полученной в вузе специальности 7,9 33,9 36,7 21,5
Заслужить уважение знакомых и друзей 25,5 48,5 22,4 3,5
Видеть результаты своей работы 68,4 29,7 1,5 0,5
Совершенствовать свои навыки по специальности 54,7 42,4 2,7 0,2
Добиваться высокого положения в обществе 23,7 48,1 24,5 3,7
Хорошо зарабатывать 61,8 36,0 1,8 0,5
Общаться с людьми 43,7 44,8 9,5 1,9
Продвигаться по службе, делать карьеру 51,6 42,4 4,7 1,3
Постоянно самосовершенствоваться 47,8 48,5 3,3 0,3
Быть полезным обществу 31,8 51,6 13,2 3,4
Заниматься легкой, необременительной работой 5,5 27,3 49,1 18,1
Применять свои способности 57,0 39,8 3,0 0,2
Заниматься любимым делом 67,6 29,4 1,9 1,1
Свободно использовать рабочее время 26,3 57,4 14,5 1,8
Работать творчески 33,3 38,9 22,5 5,3
Быть полезным людям 32,3 54,4 9,7 3,7
этом 62,9% отводят материальной составляющей третье, четвёртое и пятое места в ранговой иерархии. Что касается возможностей самореализации, то 19,9% респондентов присваивают ей первый и второй ранги, 31,4% - третий и четвёртый, 42,4% - пятый и шестой. Престижную работу (средний ранг 4,7) как основной ценностный приоритет выделяют для себя 11,8% студентов. Основная часть опрошенных (23,5%) отвели этой ценности лишь шестое место. Наконец, на последнее, седьмое место в ценностной иерархии студенты практически единодушно (67,6% респондентов) ставят общественно полезный труд (средний ранг 6,3), значение которого было столь велико для российской молодёжи в недалёком прошлом.
Ещё одним фокусом исследовательского интереса стало отношение студентов к выбранной профессии. По данным опроса, студенты показывают достаточно высокую заинтересованность в выбранной специальности (67,1% считают её интересной и планируют в дальнейшем связать с ней свою жизнь). Однако только 8,1% респондентов
видят в своей профессии жизненное призвание. У 19,8% студентов отношение к профессии нейтральное; 4% утратили к ней интерес, считают её неинтересной. Необходимо отметить высокую осведомлённость студентов о выбранной сфере профессиональной деятельности. 82,6% ответивших хорошо представляют, в чём конкретно состоит работа по выбранной специальности. 74,6% знают о требованиях, предъявляемых к работникам. 74,5% декларируют осведомлённость о способностях, необходимых для работы в данной профессиональной области. 64,1% имеют представление о возможностях служебного продвижения, 54,5% осведомлены об уровне заработной платы в данной сфере.
Планируя будущую трудовую деятельность, студенты чётко обозначают свои пожелания, ожидания и требования по отношению к выбранной профессии (Табл. 2). Наиболее важными для респондентов составляющими труда оказались следующие: «видеть результаты своей работы» (68,4% опрошенных отмечают данное требование к
будущей профессии как «очень важное») и «возможность заниматься любимым делом» (67,6%). Высокая значимость этих характеристик трудовой деятельности указывает на то, что для современной молодёжи содержательный компонент труда является приоритетным. Сюда же можно отнести требование «применять свои способности в трудовой деятельности», которое также получило высокую оценку значимости (57%). Помимо перечисленных содержательных характеристик будущей трудовой деятельности респонденты отмечают материальную составляющую: «иметь высокий заработок» считают важнейшим требованием 61,8% опрошенных, «возможность жить спокойной и обеспеченной жизнью» - 59,5%. Достаточно высоко студенты оценивают также компоненты труда, связанные с саморазвитием: возможности «совершенствовать свои навыки по специальности» отмечают 54,7%, «постоянного самосовершенствования» - 47,8%.
Среди менее значимых требований, предъявляемых респондентами к будущей работе, можно выделить следующие пожелания: «общаться с людьми» (43,7%), «работать творчески» (33,3%), «приносить своим трудом пользу людям (32,3%) и обществу» (31,8%). Интересно, что малозначимыми для студентов оказались такие требования к трудовой деятельности, как «возможность свободного использования рабочего времени» (26,3%), «уважение знакомых и друзей» (25,5%) и «высокое положение в обществе» (23,7%). В числе незначимых оказались требования «работать непосредственно по полученной в вузе специальности» (7,9%), а также «заниматься лёгкой, необременительной работой» (5,5%). Полученные автором результаты подтверждают тезисы ряда отечественных социологов [5; 6] о нивелировании у молодого поколения ориентации на социум, преобладании индивидуалистических ценностных установок, в том числе и в сфере труда [7; 8]. При этом необходимо отметить, что большая часть молодёжи готова работать с увлечением и самоотдачей, получая достойное вознаграждение
за свой труд, но не обязательно по профилю своего образования.
Каждое оценочное суждение респондента фиксирует лишь конкретные аспекты соответствующих ценностей, отражаемых в его поведении. Для более тщательного анализа автором статьи была проведена агрегация первичных ценностных ориентаций студентов в сфере труда. На основе применения факторного анализа к данным опроса (метод главных компонент, вращение Варимакс, нормализация Кайзера) и содержательной теоретической интерпретации его результатов были выделены пять групп индивидуальных трудовых установок: «творческая», «образовательная», «общественная», «статусная», «трудовой самореализации»:
1) «творческая»: заниматься лёгкой, необременительной работой; свободно использовать рабочее время; работать творчески;
2) «образовательная»: работать непосредственно по полученной в вузе специальности;
3) «общественная»: общаться с людьми; быть полезным обществу; быть полезным людям;
4) «статусная»: хорошо зарабатывать; иметь продвижение, служебный рост; заслужить уважение знакомых и друзей; жить спокойной и обеспеченной жизнью; добиваться высокого положения в обществе;
5) «трудовой самореализации»: заниматься любимым делом; постоянно самосовершенствоваться; применять свои способности; совершенствовать свои навыки по специальности; видеть результаты своей работы.
В процессе исследования определилась принадлежность опрошенных к той или иной группе трудовых ориентаций и ожиданий в отношении будущей работы.
Автором также изучался вопрос о факторах, влияющих на выбор студентами профессии. Полученная социологическая информация представлена в таблице 3. Результаты исследования показывают, что семья, и в первую очередь родители, оказывает наибольшее воздействие на профессиональный выбор:
влияние отца отметили 41,4% респондентов, матери - 59,8%, других членов семьи - 29%. Также немаловажную роль в выборе профессии играют школьные учителя (23,5%) и друзья (23%). 20% опрошенных указали, что на их профессиональный выбор повлияли различные средства массовой информации. Для 19,4% респондентов решающее значение имела интересная встреча с представителями профессии. Только 11,4% ответивших (это самый низкий показатель) выбрали будущую сферу трудовой деятельности после консультации специалиста по профориентации. Необходимо отметить, что в ответах на данный вопрос были выявлены значительные гендер-ные различия: так, юноши в равной степени отметили влияние на выбор профессии обоих родителей (по 51,4%). Девушки в плане профессионального выбора гораздо в большей степени подвержены влиянию матери (62,6%), чем отца (37%). Кроме того, на них чаще влияют другие члены семьи (29,8% девушек и 27,3% юношей). Средства массовой информации также имеют большее воздействие на девушек, чем на юношей (21,9% и 15,6% соответственно). Также выяснилось, что на юношей в большей степени, чем на девушек, оказывают влияние учителя (24,9% и 22,3%) и друзья (24,9% и 22,8%). Иная ситуация наблюдается в отношении собственного опыта трудовой деятельности (юноши отметили влияние данного фактора на профессиональный выбор в 23,1% случаев, девушки - в 24%,) и профориентаци-онного консультирования (его воздействие обозначили 10,4% юношей и 11,9% девушек).
Выводы. В результате проведённого исследования была выяснено, что ценности труда занимают значимое место в структуре базовых ценностей современного студенчества. В целом иерархия ключевых жизненных ценностей учащейся молодёжи остаётся вполне традиционной: приоритетной по значимости ценностью является семейное благополучие, вторую позицию занимает здоровье, интересная работа располагается на третьем месте. Высокий доход, возможности самосовершенствования и саморе-
Таблица3 Влияние на выбор профессии
Влияние на выбор профессии Варианты ответов, в %
Повлиял Не повлиял
Мать 59,8 40,2
Отец 41,4 58,6
Другие члены семьи 29,0 71,0
Друзья 23,0 77,0
Встречи с представителями профессии 19,4 80,6
Профконсультант 11,4 88,6
СМИ 20,0 80,0
Собственный опыт трудовой деятельности 23,7 76,3
Учителя 23,5 76,5
ализации в трудовой деятельности также очень важны для молодого поколения. В настоящее время социальная роль труда для современного российского студенчества утратила свою былую значимость, труд рассматривается в первую очередь как инструментальное средство для самореализации, достижения индивидуальных успехов, удовлетворения личных амбиций. Проведённая процедура факторного анализа полученных социологических данных позволила определить основные группы трудовых установок, предопределяющих выбор студентами будущей работы: «творческая», «образовательная», «общественная», «статусная» и группа «трудовой самореализации».
В настоящее время выбор профессии молодым поколением носит противоречивый характер. С одной стороны, он определяется индивидуальными личными интересами и способностями, а с другой - критериями престижности и высокого заработка. Современная молодёжь рассматривает работу в первую очередь как способ обеспечить себя и близких, как средство удовлетворения материальных потребностей независимо от видов и форм трудовой занятости. Идеалы общества потребления оказывают существенное влияние на выбор трудовой деятельности, что выражается в росте материальных приоритетов в сфере труда.
Как позитивный фактор необходимо отметить активность и предприимчивость современной студенческой молодёжи, её умение легко вписываться в рыночные трудовые отношения, быстро адаптироваться к любой агрессивной среде, выживать в сложных, кризисных социоэкономических обстоятельствах. Эти качества молодых работников нужно постоянно поддерживать и направлять, активизируя такие мотивации трудовой деятельности, которые помогают развиваться самосознанию работника, приводят его к пониманию того, что труд как процесс нужен не только для личного профессионального развития и заработка, но и для наращивания гражданских и нравственных качеств. На этой основе может сформироваться новая динамичная культура труда, ведь именно молодёжь должна внести серьёзный вклад в трансформацию ценностей и мотиваций труда в новых условиях.
Формирование социально-трудовой ориентации студенческой молодёжи, её становление зависят не только от молодого поколения, но и от практической реализации в стране принципов комплексной молодёжной политики. Необходимы государственные усилия по созданию благоприятных условий для успешной интеграции молодёжи в систему социально-экономических отношений, для принятия ею общественно значимых ценностей и правовых норм, формирования у неё паттернов трудового поведения и целостного мировоззрения.
Литература
1. Андрианова Е.В. Изменение парадигмы мотивации и ценностей труда в контексте развития новой экономической социологии // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 8. С. 57-63.
2. Корниенко Е.В. Трудовая мотивация и трудовые ценности российского общества: системный анализ современных тенденций. Таганрог: РГСУ, 2012. 105 с.
3. Малошонок Н.Г., Семенова Т.В., Терентьев Е.А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92-121.
4. Россия в цифрах 2018: Крат. стат. сб. / Рос-стат. М., 2018. 522 с.
5. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодёжь России: социологический портрет. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2010. 592 с.
6. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д, Чередниченко Г.А. Молодёжь России на рубеже ХХ-ХХ1 веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014. 548 с.
7. Кошарная Г.Б., Корж Н.В. Ценностные ориентации студенческой молодёжи в трудовой сфере // Известия высших учеб. заведений. Поволжский регион. Обществ. науки. 2013. № 2 (26). С. 58-64.
8. Уколов Р.А. Ценности труда и профессионально-карьерного роста среди молодёжи: результаты социологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 25-29.
Статья поступила в редакцию 30.11.18 Принята к публикации 20.12.18
Labor Values and Attitudes of Modern Students
Veronika V.Retivina - Senior Lecturer, the Department of economics, management, and informatics, e-mail: retivina@mail.ru
Linguistics University of Nizhny Novgorod
Adress: 31A, Minin str., Nizhny Novgorod, 603155, Russian Federation
Abstract. Labor values, professional attitudes, preferences and orientations largely determine the young people's labor behavior. The article presents an analysis of modern students' values in the field of labor and their place in the structure of basic values. The research was performed with the use of sociological data on the basis of a representative sample of 627 students of Nizhny Novgorod univer-
sities. The ambitions and requirements of the younger generation for future work and an assessment of the importance of the basic values are considered in detail. Five groups of individual labor mindsets are identified as a result of the factor analysis procedure application. Students' attitude to their future profession and the level of students' awareness of the labor conditions in this field have been considered. The research also revealed the influence of various agents on the young people' professional choice, gender differences in this issue.
Keywords: youth, students' professional attitudes, basic values, labor values, labor attitudes, socialization, choice of profession, factor analysis
Cite as: Retivina, V.V. (2019). [Labor Values and Attitudes of Modern Students]. Vysshee obrazo-vanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28. No. 1, pp. 57-63. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-1-57-63
References
1. Andrianova, E.V. (2014). [A Shift in the Motivation Paradigm and Values of Labour in the Context of Development of the New Economic Sociology]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta = Tyumen State University Herald. Social, Economic, and Law Research. No. 8, pp. 57-63. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Kornienko, E.V. (2012). Trudovaya motivatsiya i trudovye tsennosti rossiiskogo obshchestva: sistemnyi analiz sovremennykh tendentsii [Labor Motivation and Labor Values of the Russian Society: System Analysis of Modern Trends]. Taganrog: RGSU Publ., 105 p. (In Russ.)
3. Maloshonok, N.G., Semenova, T.V., Terentyev, E.A. (2015). [Academic Motivation among Students of Russian Higher Education Establishments: Introspection]. Voprosyi obrazovaniya = Educational Studies. Moscow. No. 3, pp. 92-121. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Rossiya v tsifrakh 2018 [Russia in Figures. 2018: Short Statistical Book]. Moscow: Rosstat Publ., 522 p. (In Russ.)
5. Gorshkov, M.K., Sheregi, F.E. (2010). Molodezh' Rossii: sotsiologicheskii portret [The Youth of Russia: Sociological Portrait]. Moscow: RAS Institute of Sociology Publ., 592 p. (In Russ.)
6. Konstantinovskii, D.L., Voznesenskaya, E.D., Cherednichenko, G.A. (2014). Molodezh' Rossii na rubezhe XX-XXI vekov: obrazovanie, trud, sotsial'noe samochuvstvie [Youth of Russia at the Turn of XX-XXI Centuries: Education, Work, Social Well-Being]. Moscow.: Centre for special projects Publ. 548 p. (In Russ.)
7. Kosharnaya, G.B., Korzh, N.V. (2013). [Labor Value Orientations of Student Youth]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Obshchestv. nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. No. 2 (26), pp. 58-64. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Ukolov, R.A. (2014). [Labor and Career Values of Young People: Results of the Social Research]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development. No. 15, pp. 25-29. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 30.11.18 Accepted for publication 20.12.18