Научная статья на тему 'Трудовые ценности современной студенческой молодежи'

Трудовые ценности современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2086
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ И УСТАНОВКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пакина Т.А.

Трудовые установки и ценности являются важнейшими компонентами трудового поведения молодежи. На материале социологического исследования осуществлен анализ трудового поведения и ценностей современных студентов, позиции ценностей труда в структуре базовых ценностей, отношения и пожеланий к будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE VALUES OF CONTEMPORARY STUDENTS (ON THE MATERIALS OF SOCIAL RESEARCH)

Trade values of young people are considered to be the main components of their trade behaviour. In the article trade values and behaviour of modern youth, their position in the structure of basic values, knowledge and expectations from the future profession are being analyzed on the material of sociological research.

Текст научной работы на тему «Трудовые ценности современной студенческой молодежи»

Философия. Культурология Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (34), с. 162-168

УДК 316.34

ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2014 г. Т.А. Пакина

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

1а_ракта@шаИ ги

Поступила в редакцию 14.04.2014

Трудовые установки и ценности являются важнейшими компонентами трудового поведения молодежи. На материале социологического исследования осуществлен анализ трудового поведения и ценностей современных студентов, позиции ценностей труда в структуре базовых ценностей, отношения и пожеланий к будущей профессии.

Ключевые слова: трудовые ценности и установки, социализация, занятость, молодежь, рынок труда.

Трудовые ценности и установки являются значимыми компонентами трудового поведения. Процесс их формирования продолжается в течение длительного периода, первоначальным этапом которого является усвоение базовых ценностей в семье и встраивание труда в систему общечеловеческих ценностей и ориентаций. Фундамент личности, в том числе, модели будущего трудового поведения и ценности труда, закладывается в семье, в процессе первичной трудовой социализации. Как следствие изменений, произошедших в последние десятилетия в ценностной системе общества, меняется отношение современной молодежи к труду, место труда в иерархии базовых ценностей, структура наиболее значимых компонент при выборе профессиональной деятельности и основные агенты трудовой социализации.

Сфера экономики, общественного труда -одна из основных, где молодежь призвана реализовать свои знания, способности и навыки. Не случайно в отечественной социологии значительное внимание уделяется молодежным проблемам, в том числе, проблеме профессионального поиска и трудовой социализации молодых специалистов в современных рыночных условиях. Сущность и динамика трудовых установок и ценностей молодежи нашли отражение в работах отечественных социологов последних лет: М.К. Горшкова [1], Д.Л. Констан-тиновского, Г.А. Чередниченко [2], В.П. Ко-шарного, Н.В. Корж [3], В.С. Магуна [4] и других. Ценность труда является для студенческой молодежи основополагающей, ведь именно для данного возрастного периода характерны получение образования, профессиональный поиск и самоопределение, выход на рынок труда, освоение профессиональных ролей и норм. Каким

образом происходит формирование трудовых установок и ценностей современных студентов, под влиянием каких факторов? Каково место труда в системе базовых ценностей современного студенчества? Как совершается выбор профессии, какие компоненты здесь являются определяющими? Как в процессе обучения меняется отношение молодых людей к выбранной профессии? Поиску ответов на эти и другие вопросы и посвящена данная статья.

Прикладная составляющая нашей работы выполнена на основе анкетного социологического исследования потенциала семьи в трансляции трудовых ценностей студенческой молодежи, проводимого в вузах г. Нижнего Новгорода в 2013 году (п = 250). В конструировании выборки применялся многоступенчатый отбор: на первом этапе использовался кластерный отбор - таким образом, было отобрано два нижегородских вуза (Нижегородский государственный лингвистический университет (НГЛУ) и Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ)), на втором этаеп - в рамках кластеров (направлений обучения и академических групп студентов) - сплошной отбор.

В опросе принимали участие студенты 1-5 курсов в возрасте от 17 до 26 лет. Средний возраст респондентов - 22 года. Это молодые люди, в основном только начинающие свою подготовку к профессиональной деятельности или уже имеющие некоторый опыт трудового поведения. Именно для этого возраста характерны получение профессионального образования и начало трудовой социализации, активное освоение основных трудовых навыков, знаний и норм, их практическое применение и совершенствование. Данный возрастной период характе-

ризуется личностным и профессиональным поиском, нередко сопровождающимся многократной сменой места работы или профессии.

В рамках проекта изучались ценностные ориентации и трудовые установки студентов. Респондентам было предложено оценить, насколько значимыми для них являются следующие ценности: «престижная работа», «высокий доход», «возможность самореализации», «интересная работа», «общественно-полезный труд», «семейное благополучие», «здоровье», для чего студентов попросили расположить по рангу от 1 до 7 базовые ценности, при этом ранг 1 присваивался наиболее важному параметру, 7 - наименее важному. Полученные результаты отражены в Таблице 1.

Ключевые ценности студентов расположились следующим образом: на первом месте традиционно стоит семейное благополучие -41.6% и 25.4% опрошенных студентов поставили данную ценность на первое и второе по значимости места соответственно. Следующим по по значимости идет здоровье: его выбрали в качестве главной составляющей жизненного благополучия 25.5% (ранг 1) и 23% (ранг 2). Примечательно, что довольно высоким оказалось количество студентов, присвоивших более низкие ранги данной позиции: рангами 5 и 6 обозначили ценность здоровья 14.7% и 11.8% студентов соответственно. По нашему мнению, данный факт говорит о том, что для значительной доли молодых людей (26.5%) не характерно серьезное отношение к собственному здоровью: благодаря молодости и жизненной силе молодежь меньше людей старшего возраста подвержена заболеваниям различного характера и беспокойству по поводу здоровья. На первый план у молодых людей выходят иные ценности с очень близкими средними ранговыми значениями: интересная работа (ранг 3), высокий доход (ранг 4) и возможность самореализации (ранг 5). Значимость интересной работы оценивают довольно высоко более 75% респондентов: ранг 1 присвоили данному параметру 11.3% респондентов, ранг 2 - 17.2%, ранг 3 - 27.5% и ранг 4 -19.6%. Действительно, молодость - пора вхождения на рынок труда и закрепления на нем, получения качественного образования, интересной профессии и реализации в выбранной сфере деятельности.

Еще одним вызовом и маркером независимости, самостоятельности, подтверждением собственных способностей становится для молодежи высокий доход (средний ранг - 3.9): на второе место по важности доход поставили 12.4% респондентов, на третье - 21.4%, на чет-

вертое и пятое места - 19.4% и 22.9% соответственно. С очень небольшой разницей по значимости для студенчества стоит самореализация (средний ранг - 4.1). Именно эта составляющая жизненного успеха является особенно важной для образованной молодежи - креативной, стремящейся к личностному росту и развитию, применению своих способностей, творческого и профессионального потенциала и получаемого в вузе образования.

Необходимость высокого престижа работы также отмечает достаточное количество респондентов (средний ранг - 4.5): для 12.5% престижная работа располагается на первом и втором месте в структуре жизненных ценностей, 14.9% респондентов ставят престижность работы на третье место по значимости, 20.4% - на четвертое, 18.9% - на пятое место.

И наконец, общественно полезный труд, значение которого было столь велико в советский период развития России, в настоящее время теряет былую позицию и по значимости в жизни студентов стоит на последнем, седьмом месте. Лишь менее 7% респондентов поставили общественно полезный труд на одну из первых трех ступеней в иерархии жизненных ценностей. Более 80% современных студентов очень низко оценивают роль общественно полезного труда, при этом важность труда как такового молодежью признается, - но труд расценивается как индивидуальная активность личности, направленная на реализацию интересов, профессиональных навыков и способностей, а также на достижение высокого уровня материального благосостояния. Труд как общее благо, его общественная значимость респондентами не рассматривается. Такая позиция студенческой молодежи согласуется с тенденциями индивидуализации современного общества, приоритетом индивидуалистических установок и ценностей, таких как личное благо, личностный рост, индивидуальная выгода и других.

В рамках исследования был проведен анализ осведомленности студентов о будущей профессии. Выявлено, что студенты в основном хорошо знают о содержании будущей работы, о требования, предъявляемые к молодым специалистам по выбранной профессии, и перечень необходимых для выполнения данной работы способностей (более 80% студентов отметили свою осведомленность по данным показателям). В меньшей степени они осведомлены о возможностях служебного продвижения и о предполагаемых размерах заработной платы по выбранной специальности (66.8% и 54.4% соответственно).

Таблица 2

Отношение студентов различных курсов к выбранной профессии, в %

Таблица 1

Основные ценности студентов

Ценности студентов Присвоенные ранги (в %) Средний ранг

1 2 3 4 5 6 7

Семейное благополучие 41.6 25.4 10.0 6.7 4.8 8.6 2.9 2.4

Здоровье 25.5 23.0 11.3 9.3 14.7 11.8 4.4 3.2

Интересная работа 11.3 17.2 27.5 19.6 13.7 8.3 2.5 3.4

Высокий доход 8.0 12.4 21.4 19.4 22.9 12.9 3.0 3.9

Возможность самореализации 12.2 14.1 9.8 15.6 20.0 23.9 4.4 4.1

Престижная работа 6.5 6.0 14.9 20.4 18.9 20.4 12.4 4.5

Общественно-полезный труд 1.5 1.5 5.4 6.4 4.4 11.8 69.0 6.2

Итого: 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0

Отношение к выбранной профессии Курс обучения Всего

первый второй третий четвертый пятый

считаю профессию своим призванием 10.0 3.6 15.4 14.3 0.0 10.1

профессия интересна, возможно, свяжу с ней свою жизнь 75.7 82.1 38.5 64.3 71.4 69.5

нейтральное 7.1 10.7 38.5 15.5 17.9 13.7

профессия не интересна 7.1 3.6 7.7 6.0 10.7 6.7

Итого 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0

По отношению к будущей профессии ответы студентов распределились следующим образом (Табл. 2): лишь 10% опрошенных считают выбранную профессию своим призванием, большинству респондентов (69.1%) профессия кажется интересной и возможной для будущего трудоустройства, 13.5% студентов оценили отношение к выбранной профессии как нейтральное, и 6.6% будущая специальность не интересна.

Корреляции между отношением к будущей профессии и полом, а также возрастом респондентов не выявлено, но есть тесная связь с курсом обучения. На первом и втором курсе мы наблюдаем наиболее сильный интерес к выбранной профессии: 75.7% и 82.1% респондентов считают будущую профессию интересной и достойной того, чтобы связать с ней дальнейшую жизнь. Едва поступив в университет, студенты полны оптимизма и интереса к выбранной специальности, с опытом профессионального обучения этот интерес трансформируется, переосмысливается. Третий курс обучения демонстрирует пик неудовлетворенности выбранным направлением обучения: 38.5% респонден-

тов безразлично относятся к профессии и 7.7% опрошенных профессия не интересна. На четвертом и пятом курсах происходит переоценка собственных профессиональных склонностей, достижений и навыков, значительная часть студентов уже пробует себя в профессиональной деятельности, трудоустраиваясь на временные или постоянные работы. В связи с этим, ответы в большей мере поляризуются: растет число тех, кому не интересна будущая профессия (10.7% студентов выпускного курса), одновременно наблюдается противоположная тенденция - возвращение интереса к выбранной специальности (14.3% четверокурсников считают будущую профессию своим призванием, 64.3% говорят об интересе к ней, на 5 курсе - 71.4%).

С будущей профессиональной деятельностью связаны планы и амбиции студентов. Не случайно респонденты предъявляют высокие требования к выбранной профессии (Табл. 3). Наиболее важными для студентов составляющими труда здесь оказываются: возможность заниматься любимым делом (70.3% респондентов отметили это требование к будущей профессии как очень важное) и видеть резуль-

Таблица 3

Представления респондентов о том, какие возможности должна предоставлять работа, в %

Работа должна предоставлять возможность... варианты ответов

очень важно скорее важно скорее не важно не важно

Постоянно самосовершенствоваться 46.3 49.8 3.9 0.0

Совершенствовать свои навыки по специальности 57.6 40.6 1.7 0.0

Хорошо зарабатывать 59.0 37.4 2.3 1.4

Заслужить уважение знакомых и друзей 26.1 49.5 21.6 2.7

Жить спокойной и обеспеченной жизнью 61.7 35.1 2.3 0.9

Добиваться высокого положения в обществе 22.1 45.0 29.3 3.6

Общаться с людьми 42.3 41.9 14.4 1.4

Быть полезным обществу 37.4 46.8 12.2 3.6

Продвижения, служебного роста 50.5 41.9 5.9 1.8

Заниматься легкой работой 5.0 25.3 48.4 21.3

Работать непосредственно по полученной специальности 10.0 36.2 35.7 18.1

Заниматься любимым делом 70.3 27.9 0.9 0.9

Видеть результаты своей работы 69.4 28.8 1.4 0.5

Свободного использования рабочего времени 27.1 55.7 14.9 2.3

Быть полезным людям 38.3 46.8 10.8 4.1

Работать творчески 42.8 33.6 20.5 3.1

Применять свои способности 61.0 36.0 3.1 0.0

таты своей работы (69.4%). Первоочередная значимость данных характеристик трудовой деятельности говорит о том, что содержательная компонента труда, любовь к будущей профессии является доминирующей установкой для современной молодежи. В числе других значимых содержательных характеристик труда оказались также следующие требования: применять свои способности в рамках будущей профессии (61%), постоянно совершенствовать свои навыки по специальности (57.6%). Достаточно высоко респонденты оценивают также творческую составляющую труда: важность постоянного самосовершенствования отмечают 46.3%, творческой работы - 42.8% студентов. Кроме перечисленных содержательных требований к будущей профессии, можно выделить следующие прагматические пожелания: возможность жить спокойной и обеспеченной жизнью (61.7%) и высокий заработок (59%).

Нужно отметить, что малозначимыми для российских студентов оказались такие характеристики труда, как польза работы для общества и людей (около 38%), уважение знакомых и друзей (26.1%) и высокое положение в обществе (22.1%). Это подтверждает доминирование индивидуалистических установок современной молодежи в сфере труда, отсутствие ориентации на значимых других, на социум. В числе незначимых характеристик оказались работа непосредственно по полученной в вузе специальности (10%) и легкая работа (5%), что говорит о том, что студенты готовы работать с увлечением и самоотдачей, но не обязательно по выбранной специальности.

В рамках исследования был проведен факторный анализ значимых характеристик работы (метод выделения - метод главных компонент, вращение - Варимакс с нормализацией Кайзера, полная объясненная дисперсия факторной модели составила 67 %). Таким образом, было выделено 7 факторов, обуславливающих профессиональный выбор и требования к будущей профессии: «творчество», «общественная полезность», «положение в обществе», «достижение», «саморазвитие», «прагматизм» и «профессионализм». Фактор «творчество» включает следующие компоненты: стремление к творческому труду, к применению своих способностей, желание заниматься любимым делом и при этом иметь возможность свободного использования рабочего времени. В фактор «общественная полезность» труда вошли стремление в работе приносить пользу людям и обществу. Следующий фактор - «положение в обществе»: коммуникация с людьми, уважение и высокий социальный статус. Фактор «достижение» состоит из карьерного роста и работы на достижение результата. «Саморазвитие» включает желание самосовершенствоваться, совершенствование своих навыков по специальности, самореализацию и готовность к сложной, упорной работе. Фактор «прагматизм» состоит из хорошего заработка и стремления к спокойной и обеспеченной жизни. И, наконец, фактор «профессионализм» включает направленность на работу непосредственно по полученной в вузе специальности, верность выбранной профессии, которая понимается как призвание, дело жизни.

Таблица 4

Влияние различных лиц на выбор профессии студентов, в %

Субъекты влияния на профессиональный выбор студентов Влияние на профессиональный выбор, в %

повлиял не повлиял

отец 55.8 44.2

мать 69.6 30.4

другие члены семьи 33.5 66.5

встречи с интересными людьми 0.4 99.6

учителя 27.7 72.3

друзья 28.6 71.4

СМИ 1.8 98.2

про фконсультант 16.1 83.9

собственный опыт трудовой деятельности 0.4 99.6

На профессиональный выбор молодых людей оказывают влияние различные значимые личности, референтные группы и жизненные события. В связи с этим еще одним фокусом исследовательского интереса стала оценка влияния различных лиц на выбор профессии студентами. Полученные результаты представлены в Таблице 4.

Результаты исследования подтверждают, что традиционно на профессиональный выбор наибольшее воздействие имеет семья: влияние матери отметили 69.6% респондентов, отца -55.8% , других членов семьи - 33.5%. Немаловажную роль в выборе профессии играют также друзья (28.6%) и школьные учителя (27.7%). Интересно, что 16.1% респондентов указали, что на их профессиональный выбор оказал влияние профконсультант. В данном вопросе были выявлены значительные гендерные различия: так, юноши в большей степени, чем девушки, отмечают влияние отца на выбор профессии (59.4% юношей и 54.7% девушек соответственно). Девушки, напротив, чаще указывают, что на их профессиональный выбор в наибольшей степени повлияла мать (65.6% юношей и 71.1% девушек) или другие члены семьи (28.1% юношей и 35.8% девушек). Также выяснилось, что учителя оказывают большее влияние на юношей, чем на девушек (37.5% и 23.9% соответственно). Обратная ситуация наблюдается в области профессионального консультирования: девушки в 18.2% случаев отметили влияние данного фактора на выбор профессии, юноши -в 10.9%.

В рамках анкетного опроса была обнаружена следующая закономерность: чем более близкими являются отношения в семье, тем выше степень влияния родителей или других членов семьи на профессиональный выбор студентов. Так, студенты с очень близкими отношениями отметили влияние матери на выбор профессии в 76.6% случаев, отца - в 64 %, других членов

семьи - в 34%. На выбор профессии респондентов, у которых сложились доверительные отношения в семье, в 63.2% случаев повлияла мать, в 52.6% - отец. Студенты, отметившие нейтральный и конфликтный характер отношений, демонстрируют значительно меньшую степень участия родителей в своем профессиональном выборе (мать - 57.1% и 50%, отец -28.6% и 0%, другие члены семьи - 14.3% и 0% соответственно). Формы подобного влияния -это в основном личный пример, привлечение к выполнению домашних обязанностей, совместная трудовая деятельность, реже - принуждение.

В рамках проведенного исследования была выявлена структура базовых ценностей современного студенчества, в которой значимое место занимают ценности труда. В целом структура основополагающих жизненных ценностей современных студентов остается вполне традиционной: первое место по значению занимает семейное благополучие, на втором оказывается здоровье, на третьем - интересная работа. Высокий доход, возможности самореализации и престижность труда также широко востребованы современной молодежью. В настоящее время в среде современного российского студенчества сильна индивидуалистическая компонента труда (труд как самореализация, достижение индивидуальных успехов и реализация личностных амбиций), а востребованная в советское время его социальная роль (общественная значимость, признание и уважение, высокий статус в социальной иерархии) оказываются на аутсайдерских позициях. Работа для сегодняшних студентов - это сфера реализации профессиональных и личностных интересов, приложения своих знаний и умений, позволяющая при этом хорошо зарабатывать и жить полноценной жизнью. Процедура проведенного факторного анализа позволила определить основные факторы, предопределяющие выбор будущей профес-

сии студентами: «творчество», «общественная полезность», «положение в обществе», «достижение», «саморазвитие», «прагматизм» и «профессионализм».

Суммируя результаты эмпирических исследований, можно сделать вывод, что социально-трудовая ориентация современной молодежи включает в качестве основных следующие ценностные ориентации и мотивы: интерес к работе; внимание к творческим компонентам труда; высокий материальный достаток; позитивное отношение к вторичной занятости и к гибким стратегиям поиска работы; выбор нетрадиционных способов и форм трудоустройства; готовность к профессиональной и территориальной мобильности. В современном молодежном сознании россиян возрастает прагматичное, утилитарное отношение к трудовой деятельности, при этом заметно падение представлений о социальной ценности труда и понимания труда как исполнения своего гражданского долга перед обществом и государством.

Даже выбор профессии в настоящее время у молодых людей носит противоречивый характер, так как определяется не только личными способностями и интересами, а критериями высокой заработной платы и престижности. Современной молодежью работа рассматривается в первую очередь как средство удовлетворения материальных потребностей, как способ обеспечить себя и своих близких, независимо от форм и видов трудовой занятости. Вместе с тем, поиски трудовой занятости молодежи и процесс ее вторичной социализации в сфере труда в современной России носят во многом стихийный характер. Существенное влияние на выбор трудовой деятельности оказывают сейчас все возрастающее воздействие материальных доминант в сфере труда, которые складываются под влиянием идеалов общества потребления, тиражируемых российскими СМИ.

Между тем, современная молодежь активна и предприимчива, она достаточно легко вписывается в рыночные трудовые отношения. Не случайно в процессе трудовой реализации современные молодые люди рассчитывают в первую очередь на себя и своих родственников, а не на государство и социум. Студенческая молодежь демонстрирует умение выживать в любых социоэкономических и культурных обстоятельствах, быстро адаптироваться к любой кризисной и агрессивной среде.

Специалисты отмечают, что на современный рынок труда приходят молодые специалисты с завышенными требованиями к своему трудоустройству, условиям и оплате труда. На интен-

сивную работу с высокой оплатой согласна лишь часть молодых людей с высшим образованием, впервые выходящих на рынок труда. Как позитивный фактор необходимо отметить постоянное увеличение, усложнение и расширение сфер занятости, что способствует росту у молодежи потребности в профессиональной подготовке, стимулирует ее конкурентоспособность на рынке труда, увеличивает возможность социальной мобильности молодых людей.

Специалисты полагают, что творческую активность молодых работников необходимо постоянно направлять и контролировать. В российских культурных традициях всегда высоко ценились индивидуально-личностные, творческие, общественно-полезные, подлинно-человеческие качества работника. Поэтому в современной России необходима активизация таких мотиваций трудовой деятельности, которые помогают развиваться самосознанию работника и пониманию им того, что процесс труда нужен не только для заработка, но и для личностного развития не только в профессиональном плане, но и в наращивании нравственных и гражданских качеств. К несомненным достоинствам современных молодых россиян можно отнести их высокую степень адаптации к внешней среде и в среднем достаточно высокий уровень образования большинства. На этой базе может возникнуть новая, динамичная культура труда, и ее носители, преимущественно молодые люди, в состоянии внести серьезный вклад в трансформацию базовых ценностей и мотиваций к труду в новых условиях.

Хотелось бы добавить, что становление социально-трудовой ориентации молодежи зависит не только от нее самой, но и от наличия и практической реализации в стране принципов комплексной молодежной политики, обеспечивающей, в том числе, и эффективность трудовой социализации молодых россиян. Процесс трудовой социализации подразумевает создание государством благоприятных условий для успешной интеграции молодого поколения в культуру современной цивилизации, принятия им ценностей и правовых норм, социально одобряемого образа жизни и поведения в сфере трудовых отношений, а также целостного мировоззрения, являющегося для государства системообразующим.

Список литературы

1. Молодежь России: образ жизни и ценностные приоритеты / М.К. Горшков, В.В. Петухов, А.Л. Ан-

дреев, В.А. Аникин и др. М.: Институт социологии РАН, 2007. 95 с.

2. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М.: ЦСП, 2002. 170 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кошарный В.П., Корж Н.В. Трудовые ценности и установки студенческой молодежи // Изв. высших уч. заведений. Приволжский регион. Обществ. науки. 2012. № 1 (21). С. 126-135.

4. Магун В.С. Как меняются российские трудовые ценности // Отечественные записки. 2007. № 3. С. 23-39.

TRADE VALUES OF CONTEMPORARY STUDENTS (ON THE MATERIALS OF SOCIAL RESEARCH)

T. Pakina

Trade values of young people are considered to be the main components of their trade behaviour. In the article trade values and behaviour of modern youth, their position in the structure of basic values, knowledge and expectations from the future profession are being analyzed on the material of sociological research.

Keywords: trade values, socialization, employment, youth, trade market.

References

1. Molodezh Rossii: obraz zhizni i tsennostnyie prioritetyi / M.K. Gorshkov, V.V. Petuhov, A.L. Andreev, V.A. Anikin i dr. M.: Institut sotsiologii RAN, 2007. 95 s.

2. Konstantinovskiy D.L., Cherednichenko G.A., Voznesenskaya E.D. Rossiyskiy student segodnya: ucheba plyus rabota. M.: TSSP, 2002. 170 s.

3. Kosharnyiy V.P., Korzh N.V. Trudovyie tsennosti i ustanovki studencheskoy molodezhi // Izv. vyisshih uch. zavedeniy. Privolzhskiy region. Obschestv. nauki. 2012. № 1 (21). S. 126-135.

4. Magun V.S. Kak menyayutsya rossiyskie tru-dovyie tsennosti // Otechestvennyie zapiski. 2007. № 3. S. 23-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.