82 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Со циальные науки, 2018, № 2 (50), с. 82-87
УДК 316.733
ЦЕННОСТНЫЕ И ТРУДОВЫЕ УСТАНОВКИ В ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНАХ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА
© 2018 г. Т.Б. Калиев, Д.Э. Ашимханова
Калиев Талгат Бегимович, к.полит.н.; директор научно-исследовательского центра «Молодежь»,
Астана, Республика Казахстан talgat.kaliev@gmail.com Ашимханова Дана Эзирхановна, PhD (социология); начальник научно-методологического управления научно-исследовательского центра «Молодежь», Астана, Республика Казахстан
d.ashimkhanova@elzhastary.kz
Статья поступила в редакцию 11.10.2017 Статья принята к публикации 27.04.2018
Проводится анализ ценностных и трудовых установок современной молодежи Республики Казахстан, восприятия молодыми людьми жизненных реалий, личных и социальных приоритетов. Ценностные установки, как правило, являются запрограммированным результатом, обусловленным культурными, этническими, цивилизационными особенностями, запросами социальной среды. Раскрываются настроения современной молодежи, ее главные ценностные ориентиры, жизненные планы и отношение к труду.
Основу статьи составили данные социологического исследования, проведенного в 2017 г. в Казахстане. Базовым методом социологического исследования выступил массовый опрос с применением случайной репрезентативной выборки объемом 2000 человек.
Статья включает обзор классической и современной литературы, посвященной исследованию трудовых ценностей, трудовой мотивации и культуры труда, представленной такими областями знания, как менеджмент, социология молодежи, экономическая социология, психология.
Ключевые слова: ценности, трудовые установки, молодежь.
Введение
Стратегические приоритеты государственной политики Республики Казахстан направлены на повышение конкурентоспособности молодежи. В программной статье Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» особый акцент сделан на повышение качества человеческого капитала и трудовых ресурсов для выхода на конкурентоспособный мировой рынок. «Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации» [1].
В современных условиях основополагающим фактором модернизации общества выступает образование и воспитание отечественной конкурентоспособной молодежи. Именно молодежь выступает базовым стратегическим ресурсом модернизирующегося Казахстана [2].
В современных условиях рынка, модернизации, глобализации актуализируются вопросы, связанные с ценностями современной молодежи. В первую очередь это связано с необходимостью поиска новых социальных и идеологических ориентиров для молодежи. Для достижения данной цели необходимо найти ответы
на следующие вопросы: каковы ценностные ориентиры современной молодежи Казахстана? каковы характеристики трудовой культуры молодежи? какие трудовые установки характеризуют молодежь современного Казахстана?
Методология
Статья подготовлена на основе материалов социологического исследования «Изучение казахстанских ценностей в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи», проведенного научно-исследовательским центром «Молодежь» в 2017 г. по заказу Министерства образования и науки Республики Казахстан.
Основным методом исследования выступил массовый социологический опрос молодежи, проведенный в 14 областях Казахстана, городах Астана и Алматы по репрезентативной выборке. Объем выборки составил 2000 человек. Анкета массового социологического опроса молодежи была разработана в соответствии со всеми требованиями к составлению социологического инструментария, включала 52 вопроса по содержанию и 8 вопросов социально-демографического блока. Анкета составлена на двух языках: государственном и русском.
В ходе проведения опроса из 2000 опрошенных 1145 человек проживали в городах,
855 человек - молодежь села. В структуре выборки 1006 человек - мужчины, 994 - женщины. Распределение выборочной совокупности по месту проживания, полу и возрасту полностью соответствует пропорциям общества, что позволяет считать используемую выборку репрезентативной и результаты выборочного социологического опроса экстраполировать на всю молодежь Казахстана.
Согласно определению, представленному в Большом толковом социологическом словаре, понятие «ценности» включает в себя набор стандартов и критериев, которым человек следует в жизни [3]. Ценности - это представление человека о значимости для него различных явлений, предметов, о главных целях жизни, труда, а также о средствах достижения целей. «Трудовые установки» включают в себя ориентации в отношении работы, мотивацию, удовлетворенность работой [4]. Долгое время в социологии и психологии считалось, что потребности людей в сфере труда универсальны. Данное мнение подтверждалось концепцией иерархии потребностей, предложенной А. Маслоу, суть которой состоит в признании существования универсальных потребностей [4].
Во второй половине XX века исследовательской группой во главе с Дж. Голдторпом была высказана идея, что трудовые установки и ориентации не универсальны для всех работников. Дж. Голдторп высказал мнение, что определяющим фактором, оказывающим воздействие на трудовые установки, выступает социальный опыт индивида. Ориентация человека на труд, по мнению авторов данного исследования, опосредована солидаризмом и инструментализмом. Индивиды, для которых более значим солида-ризм, характеризуются тем, что получают удовлетворение как от самой работы, так и от ощущения принадлежности себя к коллективу. Напротив, для рабочих, которым свойственен инструментализм, более значимы материальные ценности: высокая оплата труда, достижение собственных интересов. По словам исследователей, данные два типа установок характерны главным образом для работников физического труда. Впоследствии Дж. Голдторп предложил третий тип трудовых установок - бюрократические ориентации. Бюрократические ориентации, по мнению исследователя, характеризуют индивидов, для которых более значимы гарантии занятости и вытекающие из этого возможность карьерного роста, повышение уровня заработной платы, социальные гарантии. В данном случае отношения найма перерастают в доверие и выражаются в пожизненной занятости в одной компании. Такие ориентации свойственны чаще всего «белым воротничкам» из среднего класса [5].
Среди классических зарубежных исследований ценностей и труда можно выделить работы М. Вебера [6], А. Файоля [7], Э. Мэйо [8, 9], Г. Форда [10], Ф.У. Тейлора [11], которые посвящены изучению ценностных ориентаций, социальных и экономических аспектов трудовой деятельности, оснований разделения труда, специфики трудовой дифференциации, основам дисциплины. Общий лейтмотив данных работ -идея о взаимосвязи труда, нравственности, культурных и социальных аспектов.
XX век еще больше актуализировал внимание исследователей на данной проблематике. В первую очередь это связано с формированием «общества массового потребления», в котором человек становится «массовым потребителем» и игроком, который воспроизводит все свои действия в игровой повседневности. В этом плане следует отметить работы Э. Агацци [12], Ж. Бодрийяра [13], Б.В. Маркова [14], Э. Тоффлера [15], Э. Фромма [16], Ю. Хабермаса [17] и др.
В контексте изучаемого вопроса актуальны работы зарубежных авторов в области управления, мотивации, среди которых можно выделить таких исследователей, как А. Маслоу [18], П. Друкер [19], Г. Саймон [20], Т. Питерс [21], X. Хекхаузен [22] и др. В своих исследованиях данные авторы особое внимание уделили трудовой мотивации, которая рассматривалась ими как обязательный, системообразующий элемент трудовых отношений. Таким образом, эффективность рынка труда во многом зависит от характера мотивации его работников.
Российские ученые Ю.А. Зубок, Т.К. Ростовская, Н.Л. Смакотина, рассматривая трудовой потенциал российской молодежи, обращают внимание на следующие базовые показатели: обретение работы, повышение квалификации, продвижение по службе, защита трудовых прав [23].
В современной казахстанской науке исследование проблемы трудовых установок рассматривается в общем контексте изучения молодежного рынка труда. В частности, изучаются тенденции спроса и предложения на молодежном рынке труда. По мнению отечественного исследователя Г.Е. Жоламановой, молодежь в обществе испытывает воздействие ряда объективных и субъективных факторов. Среди них наиболее значимо влияние таких факторов, как уровень материальной обеспеченности, возможность профессиональной самореализации, возможность получения образования, карьерный рост, обеспечение гражданских прав и социальных гарантий. Основной проблемой молодежного рынка труда, по мнению Г.Е. Жоламановой, выступает несоответствие между спросом и потребностями рынка
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Что для Вас имеет наибольшую ценность в жизни?»_
№ Ценность %
1 Семья 82.4
2 Здоровье 57.5
3 Дружба 32.0
4 Материально обеспеченная жизнь 15.8
5 Любовь 15.5
6 Знание, образование 12.6
7 Вера, религия 12.5
8 Интересная работа, профессия 10.5
9 Душевный покой 9.5
10 Карьера, высокое положение в обществе 5.9
11 Самореализация, самоуважение 5.2
12 Возможность получать любые удовольствия, развлекаться 5.2
13 Власть 4.2
14 Помощь людям 4.2
15 Общественное признание, известность, репутация 1.6
16 Творчество 1.8
труда и предложением со стороны системы образования [24].
Казахстанские ученые Ж.К. Буканова и Р.А. Кудайбергенов выделяют факторы молодежной безработицы субъективного и объективного характера [25]. К первым (субъективным) они относят психологическую неподготовленность молодежи, низкую трудовую мотивацию, завышенные ожидания молодежи в отношении будущей работы. Объективные же факторы связаны с государственным менеджментом, к ним относятся: низкое качество вузовского образования, пассивность специальных служб в сфере содействия трудоустройству.
Исследователь Г.С. Абдирайымова на основе данных социологических исследований рассматривает представления современной казахстанской молодежи о труде, занятости, профессиональном определении, трудоустройстве [26]. Автор анализирует влияние рынка, государства, образования и других институтов на ценностные преставления и социальные ожидания молодежи. В работе отмечается важность сохранения ценностей общества труда, трудовой социализации молодежи, ее ориентаций на профессиональную реализацию.
Исследователи А.С. Сейдахметов и В.А. Сей-дахметова отмечают, что в целом в современном Казахстане наблюдается положительная тенденция в трудоустройстве населения [27]. Однако анализ показывает, что за 2010-2014 гг. в структуре безработного населения страны удельный вес безработной молодежи, имеющей высшее и среднее профессиональное образование, имеет тенденцию к увеличению. Авторы исследуют тенденции и структурные изменения трудоустройства молодежи, имеющей высшее и среднее профессиональное образование, причины неустойчивости и несбалансированности
рынка труда, исследуют эффективность мер по оптимизации структуры подготовки кадров гуманитарного, технического и среднего профессионального образования.
Результаты
При анализе ценностных установок актуализируется вопрос градации ценностей современной казахстанской молодежи.
В инструментарий социологического исследования был включен следующий вопрос: «Что для Вас имеет наибольшую ценность в жизни?». Наибольшее количество респондентов выбрало вариант «Семья» (82.4%). На втором месте стоит вариант «Здоровье» (57.5%). Далее идут «Дружба» (32%), «Материально обеспеченная жизнь» (15.8%), «Любовь» (15.5%). В процессе опроса респонденты должны были выбрать из списка не более трех вариантов ответа. Ответы респондентов представлены в табл. 1.
В разрезе занятости распределение ценностей не особо отличается от линейных данных, за исключением некоторых позиций. Семья, здоровье и дружба занимают три лидирующих места у всех категорий опрашиваемой молодежи. Однако если у учащихся вариант «Знание, образование» занимает четвертое место с 23.3%, то у работающей молодежи, а также у категории «Не учусь и не работаю» он не попадает в пятерку приоритетных ценностей.
Список главных ценностей, очевидно, не зависит от религии. Семья, здоровье и дружба лидируют у мусульман, христиан и не исповедующих никакой религии. Вариант «Вера, религия» представляет собой далеко не главную ценность у представителей молодежи, считающих себя верующими: среди мусульман этот вариант выбрали 14.2% респондентов (6-е место), а среди христиан лишь 7.4% (9-е место).
Таблица 3
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Кем бы Вы хотели быть в жизни?»
№ Вариант ответа %
1 Хорошим семьянином 43.9
2 Материально обеспеченным 43.4
3 Профессионалом, хорошим работником 27.8
4 Достойным гражданином 25.4
5 Честным, принципиальным человеком 16.3
6 Известным, знаменитым 11.2
7 Высоконравственным 4.5
8 Счастливым человеком 0.2
Распределение ответов на вопрос:
№ Варианты ответа %
1 Труд является жизненной потребностью человека, способствуя развитию его личности 54.4
2 Труд необходим как средство материального обеспечения 28.5
3 Труд не всегда способствует успеху, главное в жизни удача, хорошие родственные и дружеские связи 15.8
Вариант «Материально обеспеченная жизнь» у мусульман и христиан набрал ощутимо разное количество голосов, составив у мусульман 14.3%, а у христиан 23.2%. Можно предположить здесь не столько влияние религии, сколько этнические установки, что отчасти подтверждается анализом корреляции по этносам: среди казахов этот вариант выбрали 14% респондентов, среди русских 22.1%.
Ценностные ориентиры в жизненных планах современной молодежи
На вопрос анкеты «Кем бы Вы хотели быть в жизни?» респондентам давалась возможность выбрать до двух вариантов ответов.
Из таблицы 2 видно, что наиболее популярные варианты - это «Хороший семьянин» (43.9%) и «Материально обеспеченный» (43.4%). На третьем месте стоит вариант «Профессионал, хороший работник» (27.8%), затем «Достойный гражданин» (25.4%). Завершает пятерку «Честный, принципиальный человек» (16.3%). Очевидно, что связка первых двух вариантов имела в ходе опроса наибольшую популярность.
Анализ разреза данных по этносам показывает, что налицо некоторые отличия в установках среди молодежи разных национальностей. Так, первое место среди казахской молодежи занимает вариант «Хорошим семьянином» (42.9%), а вариант «Материально обеспеченным» находится на втором месте по популярности (40.7%). У русских же вариант «Материально обеспеченным» набрал ощутимо большее количество голосов и лидирует с долей в 54.7%. Вариант «Хорошим семьянином» у русской молодежи стоит на втором месте с долей в 41.3%.
У представителей других этносов на первом месте стоит вариант «Хорошим семьянином» (54.3%), затем идут варианты «Материально обеспеченным» (42.6%), «Достойным гражданином» (29.6%), «Профессионалом, хорошим работником» (24.2%).
Установки сельской и городской молодежи в этом плане также схожи, но если у жителей села вариант «Хорошим семьянином» выходит на первое место с 41.4%, то у горожан на первом месте оказывается материальный достаток -вариант «Материально обеспеченным» выбрали 46.2% респондентов.
Роль категории «Труд» в представлениях современной молодежи Казахстана
На вопрос анкеты «Как Вы думаете, какую роль играет труд в жизни человека?» большей частью опрошенной молодежи был выбран вариант «Труд является жизненной потребностью человека, способствуя развитию его личности» (54.4%). На втором месте оказался вариант «Труд необходим как средство материального обеспечения» (28.5%), затем вариант «Труд не всегда способствует успеху, главное в жизни удача, хорошие родственные и дружеские связи» (15.8%) (таблица 3).
В разрезе занятости соотношение выбранных вариантов то же, что и в целом, однако есть некоторые различия в количестве выбравших тот или иной вариант. Так, среди тех респондентов, кто не работает и не учится, но ищет работу, относительно велико количество выбравших вариант «Труд не всегда способствует успеху, главное в жизни удача, хорошие родственные и дружеские связи» - 22.3%. У рабо-
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, какую роль играет труд в жизни человека?» (%, по регионам)_
Труд не всегда
Труд является жизнен- Труд необходим способствует
№ Регион ной потребностью чело- как средство успеху, главное
века, способствуя раз- материального в жизни удача, хо-
витию его личности обеспечения рошие родственные и дружеские связи
1 Атырауская область 69.1 13.2 17.6
2 Актюбинская область 66.3 17.8 11.9
3 Кызылординская область 65.2 12.4 15.7
4 Южно-Казахстанская область 60.0 20.0 19.7
5 Западно-Казахстанская область 59.2 21.1 19.7
6 г. Алматы 58.3 26.5 14.3
7 Павлодарская область 56.4 33.3 10.3
8 Карагандинская область 56.4 26.8 16.1
9 Мангистауская область 52.1 34.2 11.0
10 Костанайская область 52.1 30.2 15.6
11 Восточно-Казахстанская область 50.9 34.9 12.6
12 Акмолинская область 46.8 13.9 39.2
13 Алматинская область 46.0 41.2 12.3
14 Жамбылская область 43.4 45.9 10.7
15 г. Астана 40.2 42.2 14.7
16 Северо-Казахстанская область 33.3 50.0 16.7
тающей молодежи этот вариант выбрали лишь 16.4% респондентов, а у тех, кто учится и подрабатывает, - 15.3%.
Из данных, представленных в таблице 4, видно, что наиболее позитивное отношение к труду как к некоему созидающему началу, необходимому для развития личности, наблюдается в Атырауской, Актюбинской и Кызылор-динской областях. Большая часть молодежи Северо-Казахстанской, Жамбылской областей, а также города Астаны считает труд жизненной необходимостью, средством материального обеспечения. Особо можно выделить Акмолинскую область, в которой 39.2% опрошенных выбрали вариант «Труд не всегда способствует успеху, главное в жизни удача, хорошие родственные и дружеские связи».
В разрезе возраста процент выбравших вариант «Труд необходим как средство материального обеспечения» ожидаемо выше у старшей группы от 24 до 29 лет (30.1%), у группы от 19 до 23 лет этот показатель составил 27.2%, а в группе от 14 до 18 лет - 27%.
Заключение
Наивысшими ценностями для молодежи Казахстана, независимо от этноса, происхождения и религии, выступают семья, здоровье и дружба. Очевидно, это отголоски традиционных ценностей, все еще доминирующих в современном обществе. Стоит отметить, что, очевидно, светское воспитание современной молодежи отражается на относительно низкой роли религии в ее системе ценностей.
Важную роль семейных ценностей подчеркивает и большая популярность варианта «Хорошим семьянином» в ответах на вопрос «Кем бы Вы хотели быть в жизни?». Второе место варианта «Материально обеспеченным», очевидно, обусловлено современными социально-экономическими реалиями, которые, взаимодействуя со старыми морально-этическими установками, и формируют картину современных молодежных ценностей.
В целом, казахстанская молодежь сохраняет позитивное отношение к труду как к началу, способствующему развитию личности. Однако этот показатель довольно серьезно разнится в различных регионах, что, возможно, говорит о необходимости улучшения воспитательной работы с молодежью по вопросам роли труда в формировании личностных качеств человека.
Учитывая, что ценность труда и установки на труд отличаются в разных возрастных и региональных группах молодежи, рекомендуется оптимизация воспитательной работы с молодежью по пропаганде ценности труда в формировании личности молодого человека. Одной из форм данной работы может быть организация встреч учащейся молодежи с успешными представителями разных профессий для повышения мотивации молодежи к труду, к осознанному выбору будущей профессии, к ответственному будущему.
С целью повышения престижа ценности труда рекомендуется проведение информационно-пропагандистской кампании в СМИ по пропаганде образа работающего человека, успешного в своей профессии, приносящего пользу обществу, в котором живет.
Список литературы
1. Статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», 12 апреля, 2017 год. http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/ press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo (дата обращения: 02.02.2018).
2. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда [Электронный ресурс]. http://www.emer.gov.kz/index.php?option =com_content&view=category&layout=blog&id=344&It emid=321 (дата обращения: 15.09.2017).
3. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. http://slovarslov.ru/slovar/soc/c/tsen nosti.html (дата обращения: 15.08.2017).
4. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М.: Экономика, 2004. 620 с.
5. Социологический словарь [Электронный ресурс]. https://sociological_dictionary.academic.ru/ (дата обращения: 02.02.2018).
6. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der verstehenden Soziologie. 5. Revidierte Aufl. Besorgt von Johannes Winckelmann. Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck), 1972.
7. Fayol H. Administration industrielle et générale. Paris: Dunod et Pinat, 1917.
8. Mayo E. The Human Problems of an Industrial Civilization. Macmillan, 1933.
9. Mayo E. The Social Problems of an Industrial Civilization: With an Appendix on the Political Problem. Routledge & K. Paul, 1949.
10. Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. http://reosh.ru/wp-content/uploads/ 2014/08/
11. Taylor F.W. The Principles of Scientific Management. New York: Harper & Brothers, 1911.
12. Агацци Э. Идея общества, основанного на знаниях // Вопросы философии. 2012. № 10. С. 3-19.
13. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального [A l'ombre des majorités silencieuses, ou la fin du social] / Пер. с фр. Н.В. Суслова. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000.
14. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб.: Алетейя, 1999. 296 с.
15. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010. 784 с.
16. Фромм Э. Иметь или быть / Пер. с англ. Э. Те-лятниковой М.: АСТ; АСТ Москва, 2009.
17. Glaser W.R. Soziales und instrumentales Handein. Probleme der Technologie bei Arnold Gehien und Jürgen Habermas. Stuttg., 1972.
18. Маслоу А. Теория человеческой мотивации. СПб.: Евразия, 1999.
19. Друкер П. О профессиональном менеджменте: о профессии менеджера. М.: Вильямс, 2005.
20. Саймон Г.А. Теория принятия решений в экономической теории и в науке о поведении // Вехи экономической мысли. Т. 2. Теория фирмы / Под ред.
B.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2000. 534 с.
21. Heller R. Tom Peters: The Bestselling Prophet of the Management Revolution (part of a 4-book series of business biographies on Peters, Bill Gates, Peter Drucker, and Warren Buffett). London: Dorling Kindersley, 2000.
22. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
23. Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. М.: ИТД «Перспектива», 2016. 166 с.
24. Жоламанова Г.Е. Анализ ситуации на молодежном рынке труда Республики Казахстан [Электронный ресурс]. http://2004-2010.iwep.kz/index.php? option=com_content&task=view&id=3793&Itemid=44 (дата обращения: 05.09.2017).
25. Буканова Ж.К., Кудайбергенов Р.А. Молодежь городов Казахстана: проблемы социально-экономической адаптации [Электронный ресурс]. http://youthpolicycenter.kz/en/socialno-kulturnaya-adap taciya-molodezhi-gorodov-kazahstana/molodezh-gorodo v-kazahstana-problemy-socialno-ekonomichekoy-adapta cii.html (дата обращения: 24.08.2017).
26. Абдирайымова Г.С. Ценностные ориентации молодежи: по результатам социологического исследования // Мысль. 2005. № 7. С. 58-62.
27. Сейдахметов А.С., Сейдахметова В.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда Казахстана // Вестник КАЗНУ. 2016. Т. 113. № 1.
C. 176-182.
VALUE AND WORK ATTITUDES IN THE LIFE PLANS OF TODAY'S YOUTH IN KAZAKHSTAN
T.B. Kaliev, D.E. Ashimkhanova
Research center «Youth», Astana, Republic of Kazakhstan
We present an analysis of young people's value and work attitudes in the Republic of Kazakhstan, of the perception of life by the young people and their personal and social priorities. As a rule, value attitudes are a programmed result, which depends on cultural, ethnic, civilizational features and demands of the social environment. The article discusses the moods of today's young people, their main values, life plans and attitude to work.
The article is based on the data of a sociological survey conducted in 2017 in Kazakhstan. The main method of sociological research was a mass survey using a random representative sample of 2000 people.
The article includes a review of classical and contemporary literature on labor values, labor motivation and work culture in such fields as management, sociology of youth, economic sociology and psychology.
Keywords: values, work attitudes, youth.