ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИОРИТЕТОВ В СТРУКТУРЕ ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
Кох И. А.
доктор социологический наук, профессор кафедры теории и социологии управления Уральского института управления -филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620099, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 66, [email protected]
Алексеева Л. А.
аспирант Уральского института управления - филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620099, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 66, [email protected]
УДК 316.344
ББК 60.543.172
Статья посвящена исследованию профессионально-ценностных ориентации студенческой молодёжи, их месту в структуре жизненных ценностей студентов. Современное общество характеризуется высокой социальной динамикой, социальные и экономические запросы на рынке специалистов носят изменчивый характер. Профессионально ценностные ориентации, понимаемые автором как интегративная личностная структура, определяющая профессиональное сознание специалиста, характеризующая его отношение к профессии, отражающая содержательную сторону направленности личности на ценности профессиональной деятельности, способствуют эффективности адаптации будущего специалиста к процессам вхождения в профессию и профессиональной самореализации в целом. Отношение молодежи к образованию входит в профессионально-ценностную сферу, поскольку образование является важным компонентом овладения профессиональными знаниями, базой ранней профессионализации. Ценности образования и профессии могут быть отнесены как к инструментальным, так и к терминальным ценностям. Профессиональные ценности, осознаваемые как приоритетные терминальные, способствуют эффективности профессиональной самореализации личности. Исследования характера профессиональных ориентаций и ценностей студентов, по мнению автора, могут стать основанием для прогноза успешности социализации в профессиональной сфере.
Ключевые слова: профессионально-ценностная сфера, профессионально-ценностные ориентации, отношение к образованию, терминальные жизненные ценности, инструментальные жизненные ценности.
PROFESSIONALLY VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENT YOUTH ON THE EXAMPLE OF INVESTIGATION OF PRIORITIES IN THE STRUCTURE
OF TERMINAL AND INSTRUMENTAL LIFE VALUES OF STUDENTS S
o
Kokh I. A. ^
<B
doctor of Sociological Sciences, Professor of the Chair of Theory and Sociology of Management, Ural Institute of Management - Jg branch, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Russia), 8
620099, Russia, Yekaterinburg, March 8 str., 66, [email protected] ®
Alekseeva L. A. ^
x
post-graduate student, Ural Institute of Management - branch, Russian Academy of National Economy and Public Administration ;§ under the President of the Russian Federation (Russia), 620099, Russia, Yekaterinburg, March 8 str., 66? [email protected] ©
Кох И. А., Алексеева Л. А.
The article is devoted to the study of professional-value orientations of student youth, their place in the structure of students' life values. Modern society is characterized by high social dynamics, social and economic demands on the market of specialists are of a volatile nature. Professionally valuable orientations, understood by the author as an integrative personal structure that determines the professional consciousness of a specialist, characterizing his attitude to the profession, reflecting the content side of the personality's orientation to the values of professional activity, contribute to the effectiveness of the future specialist's adaptation to the processes of entering the profession and professional self-actualization as a whole. The attitude of young people to education is part of the vocational-value sphere, since education is an important component of mastering professional knowledge, the basis of early professionalization. Values of education and profession can be attributed to both instrumental and terminal values. Professional values, realized as priority terminal, contribute to the effectiveness of professional self-realization of the individual. Studies of the nature of professional orientations and values of students, in the author's opinion, can become the basis for predicting the success of socialization in the professional sphere.
Key words: professional-value sphere, professional-value orientations, attitude to education, terminal vital values, instrumental values of life.
Актуальность научных исследований профессионально-ценностных ориентаций молодежи обусловлена во-первых, значимостью для общества процессов воспроизводства человеческого капитала, трудовых и социальных ресурсов, во-вторых важностью ценностно-смысловых компонентов в структуре профессиональной направленности студентов.
В наши дни понятия «самоэффективность» и «профессиональная самореализация» являются смыслоо-бразующими, определяющими поведение большинства социально активных индивидов. По демографическому и социально статусным признакам к такой группе принадлежит большинство представителей студенческой молодежи.
Ценность жизненного и профессионального успеха в современном обществе рассматривается социологами одновременно и как социальный и как целевой ориентиры, связанный с самореализацией личности, что требует использования современных исследовательских подходов, в основе которой находится чело-веко-ориентированная парадигма.
Социально-психологический аспект при исследовании профессионально-ценностной сферы предполагает учет возрастных особенностей исследуемой группы. Социально-педагогический аспект подразумевает рассмотрение особенностей социальной работы с молодежью в процессах ее профессиональной социализации и общей инкультурации.
О специфике исследования молодежной проблематики писал Л. Н. Коган, отмечая недопустимость объект ориентированных подходов при исследовании молодёжи, уже в 80х годах. В следующее десятилетие В. А. Ядов отмечает необходимость изменения научного восприятия молодежи и ее отдельных групп в качестве объекта социологических исследований. «Ранее на молодежь смотрели как на какую-то заготовку будущих граждан, сегодня необходимо во мно-
гом пересмотреть мировоззрение и идеологию молодежной социологии»[1, с. 12].
Динамика социальных изменений в современном мире все возрастает, что оказывает влияние на процессы формирования ценностной сферы молодого поколения. Современная социология, изучая молодежную проблематику, опирается на парадигму «от человека», ориентирует на изучение ценностно-мотиваци-онного компонента личности, находящейся в сложном и динамичном этапе своего развития, главным ориентиром и сущностью которой является достижение социального взросления, социальной зрелости.
Важно отметить, что такая исследовательская стратегия особенно значима в демократическом обществе, преодолевающем авторитарные тенденции и идеологию «социального атомизма», и «человека системы». Современная молодежь по сравнению с предыдущими поколениями, даже с молодежными группами двадцатилетней давности существенно изменилась - стали иными условия жизни, как следствие - иные ценностные ориентации, установки, существенно различающиеся между различными группами в структуре моло-дежи»[2, с. 238].
Среди факторов, влияющих на профессионально-ценностную сферу студенческой молодежи, следует отметить неблагоприятные тенденции в сфере трудоустройства молодежи на работу по специальности. Так в исследованиях трудовой занятости учащейся молодежи отмечается, что 47 % трудоустроенных студентов занимаются неквалифицированным трудом в сферах обслуживания. Можно предположить, что такой характер занятости может существенно повлиять на отношение к профессиональному образованию, и на стратегии профессионализации. По мнению Зубок «Поэтому потенциал, заложенный в сравнительно высоком уровне образования молодежи, может быть реализован только при условии формирования
Кох И. А., Алексеева Л. А.
мотивации, адекватной современным вызовам» » [3, с. 106].
Современные исследователи профессионально-ценностных ориентаций, их роли и места в профессиональной социализации молодежи, по-разному акцентируют проблематику, обращаясь к исследованиям различных аспектов и факторов успешности профессиональной самореализации.
В рамках изучения внутренних, личностных факторов, влияющих на содержание профессионально-ценностных ориентаций, изучаются ценностные и смыслообразующие структуры самосознания личности и механизмы их формирования»[4]. В рамках процессуально деятельностно-ориентированных подходов, исследуется динамика становления профессионально-ценностных ориентаций молодежи как на стадии социализации посредством образования, так и в профессиональной социализации»[5, с. 106].
С позиций культурно-исторического подхода к трактовке эффективности и успешности самореализации в профессиональной и иных сферах, социокультурные модели самореализации понимаются как стратегия личности, выстроенная согласно культурному образцу и идеалу рассматриваемого типа общества. Социально-философское понимание профессиональной самореализации как решения проблемы смысла жизни, содержится в работах основателей уральской социологической школы»[6]. К исследованию проблем образования и профессионального становления молодежи обращается в своих работах Ю. Р. Вишнев-ский»[7, 5-9]. Влияние социально-демографических факторов на представление об успешности самореализации разрабатывается Г. Г. Силласте»[8, с. 115130].
Современные исследователи профессионально-ценностных ориентаций, связывают их с направленностью личности, включают в них компонент отношения к профессиональной деятельности и к деятельности в целом, считают их качественным показателем личности, придают им статус ключевой личностной установки, ее социально приемлемой направленности» [9-10].
Под профессионально ценностными ориентациями мы будем подразумевать важнейший элемент внутренней структуры личности, выражающий субъективное отношение к общественно значимым ценностям труда. Профессионально ценностные ориентации, по нашему мнению, включают в себя отношение к образованию, как к первому этапу профессионализации, отношение к значимым ценностям труда.
Функции профессионально ценностных ориентаций можно условно разделить на личностные - эндогенные, и социальные - экзогенные. К первым следует отнести регулятивную, определяющую и структури-
рующую потребностно-мотивационную сферу профессионала, и смыслообразующую функции. Ко второй группе функций следует назвать ориентировочную адаптационную функцию, способствующую ориентации молодежи на трудовом и социальном рынках, и статуснообразующую функцию, связанную с процессами социальной мобильности.
По мнению А. А. Деркача, ценности существуют в виде ценностных ориентаций, система которых определяет содержание направленности личности и составляет основу её отношений, ядро мотивации, жизненной концепции и смысла жизни. Профессиональное развитие - это встреча профессии и личности»[11, с. 3]. Однако профессиональные ценности не ограничиваются только личностно ориентирующими функциями, для профессионала, важен статус и социальный престиж профессии, ее условия, социальная значимость и социальная актуальность.
Если подходить к определению профессиональных ценностей, с позиций индуктивного подхода, можно перечислить следующие: осознание и уважение к социальной профессиональной роли, наличие социальной мотивации труда, ценность трудовой деятельности, интерес к профессиональной и корпоративной культурам, потребность в образовании и самообразовании.
Проблема отношения молодежи к образованию входит в профессионально-ценностную сферу и является практически значимой. Отношение молодежи к образованию зависит от социально-ситуационных и личностных факторов, влияющих на характер профессиональных ожиданий и осознание профессиональных жизненных перспектив.
По мере осознания базовых и социально-ситуационных характеристик в соотношении с потребностями и интересами, они приобретают ценностную форму. Отношение к образованию, его значение, смысл, ценность для студента определяет его поведение в этой сфере, его становление как специалиста.
Образование может существовать и рассматриваться как терминальная или инструментальная ценность. В настоящее время, по мнению А. Ю. Зубок, В. И. Чупрунова, наблюдается тенденция превалирования образования как инструментальной ценности, особенно среди группы 25-29 лет. Ценность знания в сознании современной молодежи, прежде всего как «средство решения поставленных задач» [12, с. 106]. Рост ценности инструментального значения знания наблюдается среди состоявшихся и молодых специалистов-студентов.
По мнению современных социологов, в современном аксиологическом дискурсе ценности карьеры и успеха занимают лидирующее место. Идеология успешных социальных слоев активно транслируется в культурное поле и, безусловно, оказывает влияние
Кох И. А., Алексеева Л. А.
Материально обеспеченная жизнь
Саморазвитие
Физическое и психическое здоровье
Счастливая семейная жизнь
Наличие хороших и верных друзей
Интересная работа Любовь
Уверенность в себе
Жизненная мудрость
Удовольствия
Творчество
Полное использование своих возможностей, сил и способностей
Общественное признание, уважение окружающих, коллектива, коллег
Счастье других
362 (12,92%)
348 (12,42%)
265 (9,46%)
264 (9,42%)
261 (9,31%)
255 (9,1%)
227 (8,1%)
2 (7,21%)
165 (5,89%)
125 (4,46%)
109 (3,89%)
101 (3,6%) 82 (2,93%)
Щ 36 (1,28%)
Рис. 1. Диаграмма жизненных ценностей
на формирование ценностно-целевых установок молодежи» [13, с. 93].
Проведенное нами исследование позволило выявить приоритетные ценности респондентов из числа студенческой молодежи и определить место профессиональных ценностей в целостной структуре инструментальных и терминальных ценностей.
Среди 606 опрошенных, обучающихся в двух вузах Екатеринбурга, только 3,0 % респондентов высказали негативные ожидания по отношению к будущему, что можно трактовать как показатель осознанности направленности личности, степени сформированности ценностной сферы в целом, и профессионально-ценностной сферы как компонента в целостной структуре ценностей.
В ходе исследования были выяснены значимые жизненные ценности студентов. Для большинства респондентов мерилом самореализации является соб-
ственная публичность, как степень востребованности на социальном рынке, однако любимая работа оказалась ценнее работы престижной, то есть личностная оценка работы оказывается более значимой, чем социально-статусная, принятая в обществе. В частности, 9,10 % респондентов в 42,15 процентах случаев выбрали интересную работу в качестве приоритетной ценности. Общественному признанию избранного вида деятельности (престиж профессии, работы) отдали предпочтение 2,93 % опрошенных (рис. 1).
В ходе исследования студентам предлагалось не просто отметить наиболее значимые ценности, но и ранжировать ценности, подразделенные на инструментальные и терминальные, с учетом осознания их значимости. Терминальные ценности представляют собой убеждения в значимости той, или иной цели, и необходимости стремления к ней. Инструментальные ценности отражают убеждения в том, что определенный образ действий или свойство личности является предпочтительным для достижения жизненных целей. Активная жизненная позиция, интересная работа, профессиональная карьера, наличие друзей, материально обеспеченная жизнь, развлечения, и другие цели-ценности принадлежат к числу терминальных, тогда как рационализм, ответственность, независимость, самоконтроль и другие являются инструментальными ценностями. Образование и труд могут трактоваться как входящие в группы и терминальных и инструментальных ценностей. Критерием успешности в большинстве случаев студенты выделяли образованность (широта знаний, кругозора, наличие дополнительных навыков, знание иностранных языков) и ответственность (чувство долга и умение держать слово) - 11,94 % и 11,25 % соответственно (таблица 1).
Ценность труда трактуется респондентами преимущественно, как инструментальная ценность. Больше половины респондентов отметили в качестве ключевого условия успешности профессиональной карьеры упорный труд - 55 %, только 28,5 % считают, что это везенье, 9,5 % предполагают, это закономерность и лишь малая доля респондентов думают, что это случайность.
Говоря о содержании терминальных ценностей, следует отметить, что главными критериями жизненного успеха для большинства респондентов является счастливая семья (59 %)и материальный достаток (45 %), затем любимая работа (38 %), карьерные устремления как критерий успеха отмечены четвертью респондентов (25 %) (рис. 2).
Выводы. Не смотря на растущий интерес исследователей к проблеме трансформации профессионально-ценностных ориентаций студенческой молодежи в современной России и современном обществе,
Кох И. А., Алексеева Л. А.
Таблица 1. Каким характеристикам, на Ваш взгляд, должен соответствовать успешный человек?
Характеристика Количество назвавших % от общего числа назвавших
Образованность, широта знаний 343 11,94
Ответственность, чувство долга и умение держать свое слово 323 11,25
Аккуратность, порядок в вещах, четкость в ведении дел 272 9,47
Рациональность, умение принимать обдуманные решения 268 9,33
Твердость воли, способность не отступать перед трудностями 266 9,26
Самостоятельность 251 8,74
Хорошие манеры, умение вести себя 240 8,36
Трудолюбие 237 8,25
Умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи 226 7,87
Честность, правдивость, искренность 148 5,15
Жизнерадо стно сть 116 4,04
Сдержанность 87 3,03
Терпимость, умение прощать другим их ошибки и заблуждения 71 2,47
Чуткость, заботливость 24 0,84
Итого: 2872 100
понятие «профессионально-ценностные ориентации» трактуется очень широко, то есть продолжает разрабатываться и дополняться.
В качестве рабочего определения, по нашему мнению, можно считать следующее - профессионально-ценностные ориентации представляют собой инте-гративную личностную структуру, они определяют профессиональное сознание специалиста, характери-
зуют его отношение к профессии, отражают содержательную сторону направленности личности на ценности профессиональной деятельности.
Отношение молодежи к образованию входит в число факторов влияющих на характер профессиональных ожиданий и осознание профессиональных жизненных перспектив, на отношение к профессии как к терминальной, смыслообразующей ценности.
Выигрыш
9%
Другое 2%
Удачный брак
20%
Реализованный талант 20%
Высокий статус в обществе 21%
Высшее образование
22%
Карьерный рост 26%
Хорошая работа
Счастливая семья
59%
Материальный достаток
45%
Любимая работа
38%
26%
Рис. 2. Главные критерии жизненного успеха
Кох И. А., Алексеева Л. А.
В качестве вывода исследования можно отметить, что для большинства респондентов профессиональная самореализация является значимой ценностью в структуре терминальных ценностей. Мерилом ее успешности выступают мера востребованности и адаптации на рынке труда и профессий, и на социальном рынке в целом. Однако приоритетной оказывается не социально-статусная, а личностная оценка профессиональной деятельности, публичность отходит на второй план, поскольку большинство респондентов отмечают ценность личностно предпочитаемой профессии, «любимой» работы.
Литература:
1. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1999.596 с.
2. Бергер П. Л., Бергер Б. Личностно-ориентированная социология. М., 2004.
3. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров // СоцИс., 2012. № 8.
4. Согомонов А. Ю. Генеалогия Успеха и Неудач. М.: Просвещение, 2005.
5. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.
6. Вишневский Ю. Р. Социология молодежи - о молодежи, для молодежи // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления : материалы всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 28 февраля 2014 г Т. 1. С. 5-9.
7. Силласте Г. Г. Гендерная социология: от идеи и дискуссий к научной школе // Гуманитарий Юга России. 2016. № 3. С. 15-30.
8. Сластенин В. А. Педагогическая аксиология. Монография. Красноярск: СибГТУ, 2008. 293с.
9. Долгушина Н. А. Теоретические исследование профессионально-ценностных ориентаций II Альманах современной науки и образования.2009. № 11-2. С. 86-87.
10. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. Воронеж: MОДЭК, 2004. 752 с.
11. Хагуров Т. А. Учащаяся молодежь в кризисном обществе II СоцИс, 2010. № 7.
References:
1. Yadov V. A. Strategy of sociological research. Description, explanation, understanding of social reality. Moscow: Dobrosvet, 1999.596 p..
2. Berger P. L., Burger B. Personality-oriented sociology .M., 2004.
3. Zubok Yu. A., Chuprov V. I. The Attitude of Youth to Education as a Factor of Improving the Efficiency of Training Highly Skilled Personnel Il Soc. 2012. № 8.
4. Sogomonov A. Yu. Genealogy of Success and Failure. -M .: Enlightenment, 2005.
5. Kogan L. N. Purpose and meaning of human life. M .: Thought, 1984.
6. Vishnevsky Ju. R. Sociology of youth - about youth, for young people II Actual problems of sociology of youth, culture, education and management: materials of the all-Russian scientific and practical conference. Yekaterinburg, February 28 2014. V. 1. P. 5-9.
7. Gillaste G. G. Gender sociology: from the idea and discussions to the scientific school II Humanities of the South of Russia. 2016. № 3. P. 15-30.
8. Slastenin V. A. Pedagogical axiology. Monograph-Krasnoyarsk: SibGTU.2008, 293p.
9. Dolgushina N. A. Theoretical study of professional-value orientations II Almanac of Modern Science and Educa-tion.2009. № 11-2. P. 86-87.
10. Derkach A. A. Acmeological foundations of professional development. Voronezh: Modec, 2004. 752 p.
11. Khagurov T. A. Studying young people in a crisis society II SotsIs. 2010. № 7.