Научная статья на тему 'Трудовые ценности и установки современных студентов (на материале социологического исследования)'

Трудовые ценности и установки современных студентов (на материале социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
276
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ И УСТАНОВКИ / TRADE VALUES / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / РЫНОК ТРУДА / TRADE MARKET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пакина Татьяна Александровна

Трудовые установки и ценности являются важнейшими компонентами трудового поведения молодежи. В статье осуществлен анализ трудового поведения и ценностей современных студентов, позиции ценностей труда в структуре базовых ценностей, отношений, знаний и пожеланий к будущей профессии на материале социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor values and attitudes of today’s college students on the material of sociological research

Trade values of young people are considered to be the main components of their trade behaviour. In the article trade values and behaviour of modern youth, their position in the structure of basic values, knowledge and expectations from the future profession are being analyzed on the material of social research.

Текст научной работы на тему «Трудовые ценности и установки современных студентов (на материале социологического исследования)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2014. № 3

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

Т.А. Пакина, директор Центра обеспечения грантовой политики и инициативных научных исследований Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина*

ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ И УСТАНОВКИ

СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

(на материале социологического исследования)

Трудовые установки и ценности являются важнейшими компонентами трудового поведения молодежи. В статье осуществлен анализ трудового поведения и ценностей современных студентов, позиции ценностей труда в структуре базовых ценностей, отношений, знаний и пожеланий к будущей профессии на материале социологического исследования.

Ключевые слова: трудовые ценности и установки, социализация, занятость, молодежь, рынок труда.

Trade values of young people are considered to be the main components of their trade behaviour. In the article trade values and behaviour of modern youth, their position in the structure of basic values, knowledge and expectations from the future profession are being analyzed on the material of social research.

Key words: trade values, socialization, employment, youth, trade market.

Трудовые установки и ценности являются значимыми компонентами трудового поведения. Процесс их формирования носит комплексный характер и продолжается в течение длительного временного периода, первоначальным этапом которого является формирование базовых ценностей в семье и встраивание труда в систему общечеловеческих ценностей и ориентаций. Именно в семье в процессе трудовой социализации закладывается фундамент личности, в том числе модели будущего трудового поведения и ценности труда. Каким образом происходит формирование трудовых установок и ценностей современных студентов, под влиянием каких факторов? Каково место труда в системе базовых ценностей современного студенчества? Как совершается выбор профессии, какие компоненты здесь являются определяющими? Как в процессе обучения меняется отношение молодых людей к выбранной профессии? На эти и другие вопросы пытается ответить автор статьи в рамках социологического исследования.

Прикладная составляющая нашей работы выполнена на основе авторских исследований потенциала семьи в трансляции трудовых

* Пакина Татьяна Александровна, e-mail: [email protected]

ценностей подрастающему поколению, а также динамики молодежной занятости и трудовой социализации, которые были проведены в вузах г. Нижнего Новгорода в 2006—2013 гг. Анализ результатов анкетных опросов молодежи позволяет получить целостную и достаточно полную картину социально-экономического состояния современного российского общества на основе репрезентативной выборки. Изложенное в работе исследование базируется на анализе данных, полученных в ходе анкетного социологического опроса, проведенного в мае—июне 2013 г. В конструировании выборки применялся многоступенчатый отбор — кластерный и сплошной. На первом этапе использовался кластерный отбор, с помощью которого было отобрано два нижегородских вуза — Нижегородский государственный лингвистический университет (НГЛУ) и Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ) по два факультета в каждом. В рамках кластеров (направления обучения и академические группы студентов) осуществлялся сплошной отбор. Выборка является репрезентативной и включает 250 респондентов-студентов из двух государственных вузов г. Нижнего Новгорода. Анализ данных проводился с использованием "Статистического пакета для социальных наук" (SPSS — 19).

Молодежь 17—27 лет — исследовательская целевая группа — составила 250 человек, из них 28,5% мужчин и 71,5% женщин. Подобное гендерное соотношение респондентов обусловлено более высоким образовательным уровнем женщин: согласно данным RLMS HSE1 на 2012 г., в вузах страны обучается 39% мужчин и 61% женщин. Кроме того, специфика направлений подготовки, предлагаемых высшими учебными учреждениями, в которых проводилось анкетирование (НГПУ и НГЛУ), такова, что количество женщин, получающих по ним образование, традиционно выше количества мужчин.

Средний возраст респондентов — 21 год (в опросе участвовали студенты в возрасте от 17 до 27 лет). Это молодые люди, в основном только начинающие свою подготовку к профессиональной деятельности или уже имеющие некоторый опыт трудового поведения. Именно для этого возраста характерны получение профессионального образования и начало трудовой социализации, активное освоение основных трудовых навыков, знаний и норм, их практическое применение и совершенствование. Данный возрастной период характеризуется личностным и профессиональным

1 "Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ—ВШЭ (RLMS—HSE)", проводимый Национальным исследовательским университетом — Высшей школой экономики и ЗАО "Демоскоп" при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле и Института социологии РАН (сайт обследования RLMS-HSE. http://www.hse.ru/rlms).

поиском, нередко сопровождающимся многократной сменой места работы или профессии. В современной системе образования, в которой студенты могут учиться по программам бакалавриата, спе-циалитета или магистратуры и зачастую получают несколько параллельных или последовательных квалификаций, специальное обучение занимает от 4 до 6 лет и более. Кроме того, в ситуации широкого распространения поствузовского образования (повышение квалификации) и нередкой практики получения дополнительного (второе высшее, обучение в аспирантуре) образования, период обучения отдельных респондентов может растягиваться на 8—10 лет.

Распределение групп респондентов по направлениям подготовки в целевой группе отражено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение респондентов по направлениям подготовки (%)

Направление подготовки

Международные отношения 17,7

Менеджмент 6,2

Государственное и муниципальное управление 11,1

Финансы и кредит 3,5

Информационная безопасность 1,3

Организация перевозок на транспорте 4,9

Экономика и управление 4,4

Правоведение и правоохранительная деятельность 10,6

Строительство 3,5

Декоративно-прикладное искусство и дизайн 19,9

Производственный менеджмент 6,6

Экономика предприятий и организаций 4,9

Другое 5,3

Итого 100,0

В рамках проекта изучались ценностные ориентации и трудовые установки студентов. Респондентам было предложено оценить, насколько значимыми для них являются следующие ценности: "престижная работа", "высокий доход", "возможность самореализации", "интересная работа", "общественно полезный труд", "семейное благополучие", "здоровье", для чего студентов

попросили расположить по рангу от 1 до 7 данные базовые ценности, при этом ранг 1 присваивался наиболее важному значению, 7 — наименее важному. Полученные результаты отражены в табл. 2.

Таблица 2

Основные ценности студентов (по рангу)

Основные ценности студентов Ранг Средний ранг

Семейное благополучие 1 2,4

Здоровье 2 3,2

Интересная работа 3 3,4

Высокий доход 4 3,9

Возможность самореализации 5 4,1

Престижная работа 6 4,5

Общественно полезный труд 7 6,2

Ключевые ценности студентов расположились следующим образом: на первом месте стоит семейное благополучие — 41,6 и 25,4% опрошенных студентов поставили данную ценность на первое и второе по значимости места соответственно (табл. 3). На втором месте по важности для респондентов располагается здоровье: его выбрали в качестве главной составляющей жизненного благополучия 25,5 (ранг 1) и 23% (ранг 2). Примечательно, что довольно

Таблица 3

Основные ценности студентов (%)

Ценности студентов Присвоенные ранги

1 2 3 4 5 6 7

Семейное благополучие 41,6 25,4 10,0 6,7 4,8 8,6 2,9

Здоровье 25,5 23,0 11,3 9,3 14,7 11,8 4,4

Интересная работа 11,3 17,2 27,5 19,6 13,7 8,3 2,5

Высокий доход 8,0 12,4 21,4 19,4 22,9 12,9 3,0

Возможность самореализации 12,2 14,1 9,8 15,6 20,0 23,9 4,4

Престижная работа 6,5 6,0 14,9 20,4 18,9 20,4 12,4

Общественно полезный труд 1,5 1,5 5,4 6,4 4,4 11,8 69,0

Итого: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

высоким оказалось количество студентов, присвоивших более низкий ранг данной позиции — рангами 5 и 6 обозначили ценность здоровья 14,7 и 11,8% студентов соответственно. По мнению авторов, данный факт говорит о том, что для значительной доли молодых людей нехарактерно серьезное отношение к собственному здоровью: благодаря молодости и жизненной силе молодежь меньше людей старшего возраста подвержена заболеваниям и беспокойству по поводу здоровья. На первый план у молодых людей выходят иные ценности с очень близкими средними ранговыми значениями: интересная работа (ранг 3), высокий доход (ранг 4) и возможность самореализации (ранг 5).

Значимость интересной работы оценивают очень высоко более 75% респондентов: ранг 1 присвоили данному параметру 11,3% респондентов, ранг 2 — 17,2%, ранг 3 — 27,5% и ранг 4 — 19,6% опрошенных студентов. Действительно, молодость — пора вхождения на рынок труда и закрепления на нем: получение качественного образования, интересной профессии и реализация в выбранной сфере деятельности.

Еще одним вызовом и маркером независимости, самостоятельности, подтверждением собственных способностей становится для молодежи высокий доход (средний ранг 3,9): на второе место по важности доход поставили 12,4% респондентов, на третье — 21,4%, на четвертое и пятое места — 19,4 и 22,9% соответственно. С очень небольшой разницей по значимости для студенчества стоит самореализация (средний ранг 4,1) — именно эта составляющая жизненного успеха является особенно важной для образованной молодежи — креативной, стремящейся к личностному росту и развитию, применению своих способностей, творческого и профессионального потенциала и получаемого в вузе образования.

Необходимость высокого престижа работы также отмечает достаточное количество респондентов (средний ранг 4,5): для 12,5% престижная работа располагается на первом и втором месте в структуре жизненных ценностей, 14,9% респондентов ставят престижность работы на 3-е место по значимости, 20,4% — на 4-е, 18,9% — на 5-е место.

И, наконец, общественно полезный труд, значение которого было столь велико в советский период развития России, в настоящее время теряет былую позицию и по важности в жизни студентов стоит на последнем, седьмом месте. Лишь менее 7% респондентов поставили общественно полезный труд на одну из первых трех ступеней в иерархии жизненных ценностей. Более 80% располагают ценность общественно полезного труда очень низко

в ценностной иерархии, при этом значимость и важность труда как такового молодежью признаются, но труд расценивается как индивидуальная активность личности, направленная на реализацию интересов, профессиональных навыков и способностей студентов, а также на достижение высокого уровня материального благосостояния. Труд как общее благо, его общественная ценность респондентами не рассматривается.

В рамках исследования был проведен анализ осведомленности студентов о будущей профессии. Результаты анализа представлены в табл. 4. В рамках проекта выявлено, что студенты в основном хорошо знают о содержании будущей работы, требованиях, предъявляемых к молодым специалистам работой по выбранной профессии и о необходимых для выполнения данной работы способностях (более 80% студентов отметили свою осведомленность по данным категориям). В меньшей степени они осведомлены о возможностях служебного продвижения и о предполагаемых размерах заработной платы по выбранной специальности (66,8 и 54,4% соответственно).

Таблица 4

Знания студентов о будущей профессии (%)

Знания студентов о будущей профессии Знаю Не знаю Затрудняюсь ответить

Знаю о требованиях, предъявляемых работой по выбранной специальности 80,3 3,1 16,6

Знаю о своих способностях, необходимых для работы по данной специальности 80,3 3,9 15,7

Знаю, в чем состоит работа по выбранной специальности 86,9 3,1 10,0

Знаю о возможностях служебного продвижения по данной специальности 66,8 11,8 21,4

Знаю примерный размер заработной платы за данную работу 50,4 21,1 28,5

По отношению к будущей профессии ответы студентов распределились следующим образом (табл. 5): лишь 10% опрошенных считают выбранную профессию своим призванием, большинству респондентов (69,1%) профессия кажется интересной и возможной для будущего трудоустройства, 13,5% студентов оценили отношение к выбранной профессии как нейтральное и 6,6% будущая специальность не интересна.

Таблица 5

Отношение респондентов к выбранной профессии

Отношение студентов к выбранной профессии Частота %

Считаю профессию своим призванием 25 10,0

Профессия интересна, возможно, свяжу с ней свою жизнь 173 69,1

Нейтральное 34 13,5

Профессия не интересна 16 6,6

Нет ответа 2 0,8

Итого 250 100,0

Корреляции между отношением к будущей профессии и полом, а также возрастом респондентов не выявлено, но есть тесная связь с курсом обучения (табл. 6). На первом и втором курсах наблюдаем наиболее стойкий интерес к выбранной профессии: 10 и 3,6% считают будущую профессию своим призванием, 75,7 и 82,1% — интересной и достойной того, чтобы связать с ней дальнейшую жизнь. Едва поступив в университет, студенты полны оптимизма и интереса к выбранной специальности, с опытом этот интерес трансформируется, переосмысливается. Третий курс демонстрирует пик неудовлетворенности выбранным направлением обучения: 38,5% респондентов безразлично относятся к профессии и 7,7% опрошенных профессия не интересна. На четвертом и пятом курсах происходит переоценка своих профессиональных достижений и навыков, значительная часть студентов уже пробует себя в профессиональной

Таблица 6

Отношение студентов различных курсов к выбранной профессии (%)

Отношение к выбранной профессии Курс обучения

первый второй третий четвертый пятый

Считаю профессию своим призванием 10,0 3,6 15,4 14,3 0,0

Профессия интересна, возможно, свяжу с ней свою жизнь 75,7 82,1 38,5 64,3 71,4

Нейтральное 7,1 10,7 38,5 15,5 17,9

Профессия не интересна 7,1 3,6 7,7 6,0 10,7

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

деятельности, трудоустраиваясь на временные или постоянные работы. В связи с этим ответы в большей мере поляризуются: растет число тех, кому не интересна будущая профессия (10,7% студентов выпускного курса), одновременно наблюдается противоположная тенденция: возвращение интереса к выбранной специальности (14,3% четверокурсников считают будущую профессию своим призванием, 64,3% говорят об интересе к ней, на 5 курсе — 71,4%).

С будущей профессиональной деятельностью связаны планы и амбиции студентов, неслучайно респонденты предъявляют высокие требования к выбранной профессии (табл. 7). Наиболее важными для студентов составляющими труда здесь оказываются: возможность заниматься любимым делом (70,3% респондентов отметили это требование к будущей профессии как очень важное)

Таблица 7

Представления респондентов о том, какие возможности должна предоставлять

работа (%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа должна предоставлять возможность- Варианты ответов

очень важно скорее важно скорее не важно не важно

Постоянно самосовершенствоваться 46,3 49,8 3,9 0,0

Совершенствовать свои навыки по специальности 57,6 40,6 1,7 0,0

Хорошо зарабатывать 59,0 37,4 2,3 1,4

Заслужить уважение знакомых и друзей 26,1 49,5 21,6 2,7

Жить спокойной и обеспеченной жизнью 61,7 35,1 2,3 0,9

Добиваться высокого положения в обществе 22,1 45,0 29,3 3,6

Общаться с людьми 42,3 41,9 14,4 1,4

Быть полезным обществу 37,4 46,8 12,2 3,6

Продвижения, служебного роста 50,5 41,9 5,9 1,8

Заниматься легкой работой 5,0 25,3 48,4 21,3

Работать непосредственно по полученной в вузе специальности 10,0 36,2 35,7 18,1

Заниматься любимым делом 70,3 27,9 0,9 0,9

Видеть результаты своей работы 69,4 28,8 1,4 0,5

Свободного использования рабочего времени 27,1 55,7 14,9 2,3

Быть полезным людям 38,3 46,8 10,8 4,1

Работать творчески 42,8 33,6 20,5 3,1

Применять свои способности 61,0 36,0 3,1 0,0

и видеть результаты своей работы (69,4%). Первоочередная значимость данных характеристик трудовой деятельности говорит о том, что содержательный компонент труда является доминирующим для современной молодежи. В числе других значимых содержательных характеристик труда оказались также следующие требования: применять свои способности в рамках будущей профессии (61%) и постоянно совершенствовать свои навыки по специальности (57,6%). Достаточно высоко респонденты оценивают также творческую составляющую труда: важность постоянного самосовершенствования отмечают 46,3%, творческой работы — 42,8% студентов. Кроме перечисленных содержательных требований к будущей профессии можно выделить следующие материальные пожелания: возможность жить спокойной и обеспеченной жизнью (61,7%) и высокий заработок (59%). Нужно отметить, что малозначимыми для студентов оказались такие характеристики труда, как польза работы для общества и людей (около 38%), уважение знакомых и друзей (26,1%) и высокое положение в обществе (22,1%). Это подтверждает доминирование в молодежной среде индивидуалистических установок в сфере труда, отсутствие ориентации на значимых других, на социум. В числе совершенно незначимых характеристик оказались работа непосредственно по полученной в вузе специальности (10%) и легкая работа (5%), а это свидетельствует о том, что студенты готовы работать с увлечением и самоотдачей, но не обязательно по выбранной специальности.

В рамках исследования был проведен факторный анализ значимых характеристик работы (метод выделения — метод главных компонентов, вращение — Варимакс с нормализацией Кайзера, полная объясненная дисперсия факторной модели составила 67%). Таким образом, было выделено семь факторов, обусловливающих требования к будущей профессии: "творчество", "общественная полезность", "положение в обществе", "достижение", "саморазвитие", "прагматизм" и "профессионализм". Фактор "творчество" включает следующие компоненты: стремление к творческому труду, к применению своих способностей, желание заниматься любимым делом и при этом иметь возможность свободно использовать рабочее время. В фактор "общественная полезность" труда вошли стремление в работе приносить пользу людям и обществу. Третий фактор, "положение в обществе" — это коммуникация с людьми, уважение и высокий социальный статус. Фактор "достижение" состоит из карьерного роста и работы на достижение результата. "Саморазвитие" включает желание самосовершенствоваться, совершенствование своих навыков по специальности, самореализацию и готовность к сложной, упорной работе. Фактор "прагматизм" состоит из хорошего заработка и стремления к спокойной и

обеспеченной жизни. И, наконец, фактор "профессионализм" включает направленность на работу непосредственно по полученной в вузе специальности, верность выбранной профессии, которая понимается как призвание, дело жизни.

На профессиональный выбор молодых людей оказывают влияние различные значимые личности, референтные группы и жизненные события. В связи с этим еще одним фокусом исследовательского интереса явилась оценка влияния различных лиц на выбор профессии студентами. Полученные результаты отражены в табл. 8.

Таблица 8

Влияние различных лиц на выбор профессии студентов (%)

Субъекты влияния на профессиональный выбор студентов Влияние на профессиональный выбор

повлиял не повлиял

Отец 55,8 44,2

Мать 69,6 30,4

Другие члены семьи 33,5 66,5

Встречи с интересными людьми 0,4 99,6

Учителя 27,7 72,3

Друзья 28,6 71,4

СМИ 1,8 98,2

Профконсультант 16,1 83,9

Собственный опыт трудовой деятельности 0,4 99,6

Результаты исследования подтверждают, что традиционно на профессиональный выбор наибольшее воздействие имеет семья: влияние матери отметили 69,6% респондентов, отца — 55,8 , других членов семьи — 33,5%. Немаловажную роль в выборе профессии играют также друзья (28,6%) и школьные учителя (27,7%). Интересно, что 16,1% респондентов указали, что на их профессиональный выбор оказал влияние профконсультант. В данном вопросе были выявлены значительные гендерные различия: так, юноши в большей степени, чем девушки, отмечают влияние отца на выбор профессии (59,4% юношей и 54,7% девушек соответственно). Девушки, напротив, чаще указывают, что на их профессиональный выбор значительно повлияла мать (65,6% юношей и 71,1% девушек) или другие члены семьи (28,1% юношей и 35,8% девушек). Также выяснилось, что учителя в большей мере определяют профессиональный выбор юношей, чем девушек (37,5 и 23,9% соот-

ветственно). Обратная ситуация наблюдается в области профессионального консультирования: девушки в 18,2% случаев отметили влияние данного фактора на выбор профессии, юноши — в 10,9%.

В рамках анкетного опроса была обнаружена следующая закономерность: чем более близкими являются отношения в семье, тем выше степень влияния родителей и других членов семьи на профессиональный выбор студентов (табл. 9).

Таблица 9

Отношения респондентов с родителями и их влияние на профессиональный выбор

Отношения в семье Влияние на выбор профессии (%)

отец мать

повлиял не повлиял повлиял не повлиял

Очень близкие 64,0 36,0 76,6 23,4

Доверительные 51,6 48,4 63,2 36,8

Нейтральные 28,6 71,4 57,1 42,9

Конфликтные 0 100 50,0 50,0

Следует отметить, что чем более близкими являются отношения респондентов с родителями, тем выше степень воздействия матери, отца и других членов семьи на профессиональный выбор студентов: респонденты с очень близкими и доверительными отношениями отметили их влияние в 34%, а с нейтральными отношениями — только в 14,3% случаев. Формы подобного влияния — это в основном личный пример, выполнение домашних обязанностей, совместная трудовая деятельность, реже — принуждение.

Итак, в рамках проведенного исследования была выявлена структура базовых ценностей современного студенчества, в которой значимое место занимают ценности труда. Ранжирование основных ценностных ориентаций у современных студентов остается вполне традиционным: первое место по значимости занимает семейное благополучие, на втором оказывается здоровье и на третьем, с чуть меньшим средним рангом, — интересная работа. Высокий доход, возможности самореализации и престижность труда также широко востребованы современной молодежью, и ранговый разрыв между ними очень мал. При анализе анкетных данных проведена оценка роли семьи в профессиональной социализации студентов, выявлена корреляция между степенью воздействия членов семьи на трудовую социализацию молодежи и тендерными, психологическими и другими характеристиками респондентов. Опреде-

лены основные (заниматься любимым делом, видеть результаты своей работы, применять свои способности, получать высокий доход и жить спокойной и обеспеченной жизнью) и факультативные пожелания к будущей работе. В числе необязательных требований, предъявляемых молодыми людьми к выбранной профессии, оказалось желание заниматься легкой работой, работать непосредственно по полученной в вузе специальности и добиваться высокого положения в обществе. Работа для сегодняшних студентов — это сфера реализации профессиональных и личностных интересов, приложения своих знаний и умений, позволяющая при этом хорошо зарабатывать и жить полноценной жизнью. В настоящее время силен индивидуалистический компонент труда (труд как самореализация), а востребованная в советское время социальная роль труда (общественная значимость, признание и уважение, статус в социальной иерархии) оказываются на аутсайдерских позициях. Процедура проведенного факторного анализа позволила определить основные факторы, предопределяющие выбор будущей профессии — "творчество", "общественная полезность", "положение в обществе", "достижение", "саморазвитие", "прагматизм" и "профессионализм".

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта "Роль семьи в формировании трудовых установок студенческой молодежи" (№ 13-03-00442).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Горшков М.К. Молодежь России: образ жизни и ценностные приоритеты. М., 2007 (Gorshkov M.K. Molodezh' Rossii: obraz zhizni i cennostnye prioritety. M., 2007).

Константиновский Д.Л. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М., 2002 (Konstantinovskij D.L. Rossijskij student segodnja: ucheba pljus rabota. M., 2002).

Кошарный В.П., Корж Н.В. Трудовые ценности и установки студенческой молодежи // Известия высш. учеб. заведений. Приволжский регион. Обществ. науки. 2012. № 1 (21) (Kosharnyj V.P., Korzh N.V. Trudovye cennosti i ustanovki studencheskoj molodezhi // Izvestiya vyssh. ucheb. zavedenij. Pri-volzhskij region. Obshhestv. nauki. 2012. N 1 (21)).

Магун В.С. Как меняются российские трудовые ценности // Отечественные записки. 2007. № 3 (Magun V.S. Kak menjajutsja rossijskie trudovye cennosti // Otechestvennye zapiski. 2007. N 3).

Пакина Т.А. Трудовая социализация молодежи в современных условиях занятости // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2012. № 2 (26). С. 39—46 (Pakina T.A. Trudovaja socializacija molodezhi v sovremennyh uslovijah zanjatosti // Vestn. Nizhegorod. un-ta im. N.I. Lobachevskogo. Ser. Social'nye nauki. 2012. N 2 (26). S. 39—46).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.