Научная статья на тему 'Проблемы воспитания трудовых ценностей и установок на примере нижегородского студенчества'

Проблемы воспитания трудовых ценностей и установок на примере нижегородского студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
197
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ / УСТАНОВКИ И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА / ДОМАШНИЙ ТРУД / СЕМЬЯ / ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ДОМАШНИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ / LABOUR VALUES / STUDENT'S PURPOSES AND DUTIES / DOMESTIC LABOUR / FAMILY / TYPES AND CHARACTERISTIC OF HOUSEHOLD DUTIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Свадьбина Татьяна Владимировна, Немова Ольга Алексеевна, Пакина Татьяна Александровна, Григорян Нуне Мартини, Ушилова Кристина Владимировна

В статье представлено исследование проблем воспитания трудовых ценностей и установок в семье через привлечение подрастающего поколения к выполнению домашних трудовых обязанностей. Дана характеристика роли и значения домашнего труда в процессе формирования трудовых ценностей и установок подрастающего поколения. На эмпирическом материале показаны проблемы трудового воспитания. В частности, выявлены иждивенческие представления относительно понятия «справедливое распределение труда в семье».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Свадьбина Татьяна Владимировна, Немова Ольга Алексеевна, Пакина Татьяна Александровна, Григорян Нуне Мартини, Ушилова Кристина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON EDUCATING LABOUR VALUES AND ORIENTATIONS BY THE EXAMPLE OF NIZHNY NOVGOROD STUDENTS

The article is devoted to the problem of educating labour values and orientations in the family by involving the younger generation in household duties. The authors emphasize the role and importance of domestic labour when forming young people’s labour values and orientations. Using empiric material the paper analyzes labour education problems; in particular, the researchers identify dependency mentality concerning the conception “equitable distribution of household duties”.

Текст научной работы на тему «Проблемы воспитания трудовых ценностей и установок на примере нижегородского студенчества»

Свадьбина Татьяна Владимировна, Немова Ольга Алексеевна, Пакина Татьяна Александровна, Григорян Нуне Мартини, Ушилова Кристина Владимировна

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ И УСТАНОВОК НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

В статье представлено исследование проблем воспитания трудовых ценностей и установок в семье через привлечение подрастающего поколения к выполнению домашних трудовых обязанностей. Дана характеристика роли и значения домашнего труда в процессе формирования трудовых ценностей и установок подрастающего поколения. На эмпирическом материале показаны проблемы трудового воспитания. В частности, выявлены иждивенческие представления относительно понятия "справедливое распределение труда в семье". Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/12-1/63.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 1. C. 209-212. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/12-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Сопоставление результатов тактического и стратегического этапов педагогической практики позволяет отметить, что достижения стратегического этапа превышают достижения тактического в обеих экспериментальных группах. Опыт студентов экспериментальных групп гораздо более разнообразен и глубок, поэтому приращение профессиональных и личностных смыслов у тех, кто работал в режиме модульной педагогической практики, значительно больше, чем у тех, кто проходил педагогическую практику по традиционной схеме.

Поведем итог. В целом анализ результатов, полученных в ходе проведенного нами эксперимента по выявлению уровня владения студентами педагогической культурой, позволяет отметить положительное влияние модульной педагогической практики на личностное саморазвитие и профессиональное самоопределение будущих учителей и говорить о повышении качества их педагогической деятельности.

Таким образом, модульная педагогическая практика - это эффективный механизм повышения уровня педагогической культуры студента. Она способствует решению основной задачи высшего педагогического образования - развитию личности, осознающей значимость своей профессии, увлеченной педагогическим трудом, любящей детей, заинтересованной в саморазвитии и способной к нему.

Список литературы

1. Анненкова О. О. Средства формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности: на примере института искусств: дисс. ... к. пед. н. Саратов, 2002. 175 с.

2. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3. С. 37-43.

3. Мкртчян Н. М. Модульная организация педагогической практики как условие совершенствования педагогической культуры будущего учителя: автореф. дисс. ... к. пед. н. Ростов-на-Дону, 2007. 24 с.

4. Шоган В. В. Модульный подход в обучении: дисс. ... к. пед. н. Ростов-на-Дону, 1997. 222 с.

DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF STUDENTS-HISTORIANS' PEDAGOGICAL CULTURE IN MODULAR PEDAGOGICAL PRACTICE

Mkrtchyan Nina Mikhailovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Southern Federal University [email protected]

The article is devoted to increasing the level of pedagogical culture of the students of the Institute of History and International Relations of Southern Federal University during their school pedagogical practice. This article describes the objectives, tasks, stages and progress of the experiment aimed at the determination of the effectiveness of modular pedagogical practice. The experimental verification proved that the modular technologies in pedagogical practice are an effective mechanism for improving students' pedagogical culture.

Key words and phrases: professional pedagogical education; pedagogical practice; modular technology; pedagogical culture; pedagogical culture components; stating experiment; forming experiment.

УДК 316.73

В статье представлено исследование проблем воспитания трудовых ценностей и установок в семье через привлечение подрастающего поколения к выполнению домашних трудовых обязанностей. Дана характеристика роли и значения домашнего труда в процессе формирования трудовых ценностей и установок подрастающего поколения. На эмпирическом материале показаны проблемы трудового воспитания. В частности, выявлены иждивенческие представления относительно понятия «справедливое распределение труда в семье».

Ключевые слова и фразы: трудовые ценности; установки и обязанности студента; домашний труд; семья; виды и характеристика домашних обязанностей.

Свадьбина Татьяна Владимировна, д. филос. н., профессор

Немова Ольга Алексеевна, к. соц. н., доцент

Пакина Татьяна Александровна

Григорян Нуне Мартини

Ушилова Кристина Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина mininuniver@mininuniver. т

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ И УСТАНОВОК НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева во время выступления на семинаре «Единой России» призвала тщательнее заниматься трудовым воспитанием школьников [1]. Министр в частности заявила, что необходимо использовать воспитательный потенциал труда и прекратить растить из детей потребителей. В настоящее

210

^БЫ 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 1

время назрела острая необходимость исследования проблем трудовой социализации подрастающего поколения, определения их трудовых установок и ценностей, а также факторов их формирования.

Между тем школа, являясь вторичным социальным институтом, лишь подхватывает инициативу семьи в вопросах трудового воспитания. Основы трудовых установок закладываются в период первичной социализации в семье. Таким образом, семья является первым по значимости социальным институтом, обладающим всем необходимым потенциалом, способным направить развитие еще не опытного члена общества в правильное русло, воспитать культуру труда, отвечающую нормам и ценностям цивилизационного рыночного общества.

Отдельно взятую семью можно образно сравнить с небольшим государством, где есть специфические ветви власти, стратегические направления развития, своя экономика и функции, которые она выполняет для общества и в частности для отдельного индивида. Особенностью семьи является то, что все, что делается в ней, по сути носит воспитательное значение. Организация быта семьи, распределение трудовых обязанностей между всеми членами семейной группы, каждодневное участие в их выполнении закладывают основы будущей счастливой или несчастливой жизни ребенка.

Целью данной статьи является исследование проблем воспитания трудовых ценностей и установок в семье через привлечение подрастающего поколения к выполнению домашних трудовых обязанностей на примере нижегородского студенчества.

Дети, как известно, учатся на примере своих родителей. Процесс обучения и воспитания становится особенно эффективным в результате совместной деятельности взрослого и ребенка. Вся семейная домашняя экономика доиндустриального общества строилась именно на этом простом правиле: воспитательной роли труда придавалось большое значение. Через совместную трудовую деятельность передавались не только навыки и умения самообслуживания, добывания хлеба насущного, но и духовно-нравственные ценности своей семьи, общины, страны в целом. В современном обществе по мере изменения векторов экономического, социального и политического развития меняется и уклад семьи, распределение семейных бытовых обязанностей.

Справедливое распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи во многом обуславливает общий климат семьи, удовлетворенность семейно-брачными отношениями всех представителей семейной группы. Надо сразу отметить, что домашний труд является неоднородным, по сравнению с внесемейными трудовыми обязанностями. Все домашние обязанности делятся на постоянные (мытье посуды, приготовление пищи, уборка в доме, уход за детьми и престарелыми людьми, уход за домашними животными и т.д.) и временные (генеральная уборка жилища, ремонт бытовой мебели, техники и т.д.). Традиционно так сложилось, что домашние обязанности имеют четкое гендерное распределение: они делятся по тендерному принципу на мужские и женские.

С вовлечением в XX веке женщин в сферу наемного труда распределение домашних обязанностей не пошло по эгалитарному направлению. Напротив, на плечах «слабой» половины человечества наряду с работой в общественном секторе производства остались прочно лежать постоянные домашние обязанности. В итоге, мы получили выявленную еще советскими социологами модель нетрадиционной семьи с неравномерным распределением домашних обязанностей и чрезвычайной перегруженностью женщин в семье и на работе. Причем, эта «картина» наблюдается не только в российском социуме, но и в развитых странах Запада [2].

Немного о содержании труда в семье. Как мы уже указали выше, в семье наличествует одновременно как труд творческий, приносящий удовольствие, так и труд рутинный, низко квалифицированный. Выполнение каждодневных обязанностей по поддержанию порядка в жилище, уходу за детьми и пожилыми немощными стариками требует немалых усилий. Однако любовь к ближнему, родному человеку позволяет нивелировать чувства усталости, брезгливости, рутинности и т.д. Можно выявить определенную закономерность: чем крепче семья, чем больше в ней любви, тем выше самоотдача каждого члена семейной группы и тем успешнее проходит воспитательно-социализационный процесс в целом.

Сам факт создания семьи - это уже огромная творческая работа, которая предполагает вложение энергии, сил, времени, материальных средств и т.д. Чем больше труда и душевных сил вложил человек в процесс создания семьи, тем дороже для него все, что сопряжено и связано с ней. Потребительское отношение к семье подтачивает сами устои семьи, ведет к ее разрушению и не порождает отношение к семье как особой ценности.

Домашний труд нельзя оценивать только экономическими мерками, рассматривать его только с точки зрения объективной необходимости. Это еще и важнейшая сфера формирования трудолюбия, взаимной заботы друг о друге, умение рационально распределять время, организовать себя. Иными словами, условием саморазвития человека является не только социально значимый, общественно необходимый труд, но и труд в рамках семьи. В плане личностного развития человека он не менее необходим, чем работа вне семьи. Домашний труд значим прежде всего с точки зрения своей социальной ценности. Творческие потенции домашнего труда связаны не столько с его конечными продуктивными результатами, сколько с человекообра-зующим значением. Тенденции к индивидуализации семейного быта не ослабляются, а усиливаются.

С целью выявления содержания семейных трудовых обязанностей в нижегородской семье и структуры их распределения в марте 2016 года было проведено количественное социологическое исследование, с использованием метода анкетного опроса. Выборка исследования составила 300 (100%) респондентов, в нее вошли в равной пропорции студенты первого и второго курсов двух нижегородских вузов: Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского и Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Репрезентативность исследования определяется полом, возрастом и образованием. Гендерное соотношение участников анкетирования следующее: 120 (40%) юношей и 180 (60%) девушек.

В целом результаты исследования показали, что в молодежной среде превалирует потребительское отношение к семье, что свидетельствует о снижении воспитательного потенциала семьи в целом. Анализ результатов исследования показал, что наиболее популярным видом деятельности студентов является мытье посуды

за собой - 85,9%. Причем участие в этом же виде деятельности, но уже на благо всей семьи, т.е. «мытье посуды за всеми членами семьи» оказалось не самым популярным занятием - 71,9%. 74,6% указали, что помогают маме в приготовлении пищи. 71,9% респондентов регулярно выносят мусор из дома, причем в основном этим занимаются юноши - 86,6%. 62,6% опрошенных закупают продукты питания и предметы первой необходимости. Закономерным оказался факт «выпадания» некоторых трудовых обязанностей и возникновения новых, а именно, лишь 4,6% опрошенных помогают вести домашнее подворье (скорее всего в выборку попали студенты из сельской местности), 21,3% - оказывают родителям помощь на даче. К новым видам деятельности можно отнести помощь родителям по работе - 27,9% и участие в ведении семейного бизнеса - 9,9%, а также оплата коммунальных платежей - 9,9%. Интересно отметить, что к исчезающим видам деятельности можно уже отнести и «ремонт по дому своими силами». Лишь 7,3% респондентов указали что время от времени занимаются домашними ремонтными работами. В связи с ростом эмансипации женщин характерно и то, что ремонтом занимаются не только юноши (62,2%), но и девушки (37,8). В целом, при беглом осмотре мы видим, что молодежь оказывает посильную помощь своим родителям по ведению домашнего хозяйства.

Однако эта с первого взгляда благодушная картинка распадается, когда начинаешь анализировать степень участия молодежи в каждодневном наиболее энергозатратном труде, по своей сути рутинном и далеком от какого-либо творчества. К такого рода видам деятельности традиционно относят ежедневное приготовление пищи, уход за маленькими детьми и престарелыми, нетрудоспособными членами семьи. Это тот самый труд, от которого в 20-е годы XX века мечтали освободить женщину большевики, предлагая взамен уничтожение самого института брака и семьи. Взамен предлагалось создание широкомасштабной и доступной системы общественного питания, массового образования и т.д. По данным авторского социологического исследования именно этот рутинный труд по-прежнему остается уделом женщины-матери. Отцы в меньшей степени, чем дети и прародители (бабушки и дедушки), навещают кухню с целью приготовления пищи. Таким образом, модель неотрадиционной семьи продолжает превалировать. Данная модель семьи сохраняется и в постсоветском обществе. Женщина несет на себе бремя двойной трудовой занятости: на работе и дома. Сами студенты при этом оказались не слишком самокритичными в оценке своей загруженности домашними делами.

Надо заметить, что большинство студентов на вопрос «оцените свою загруженность домашними делами по пятибалльной шкале» ответило, что не сильно обременены работой (40,7%). Максимально загружены домашними обязанностями 6,2% опрошенных и минимально нагружены 9,7% респондентов.

Однако, проанализировав ответы студентов на вопрос «как именно распределены домашние обязанности в вашей семье», мы видим диссонанс между установками респондентов и реальной картиной распределения обязанностей. Большую часть домашних обязательств выполняет мать, практически не привлечен к домашним обязанностям отец. Студенты привлекаются к несложной и менее времязатратной работе. Тем не менее, студенты полагают иначе. Этот факт мы считаем самым поразительным данного социологического исследования. Подавляющее большинство студентов (83,3%) на вопрос: «Вы можете сказать, что распределение трудовых обязанностей в Вашей семье является справедливым?» - ответили утвердительно, т.е. считают распределение трудовых обязанностей в их семье справедливым.

С целью выявления отношения к распределению домашних обязанностей в семье был задан вопрос: «Должны ли быть разграничены дела по дому между мужчиной и женщиной?». Ответы распределились следующим образом: 35,3% - выступают за распределение семейных обязанностей по тендерному принципу, т.е. за сохранение существующей системы, 64% - за распределение обязанностей на паритетных началах, т.е. потенциально готовы к изменению ситуации несправедливого распределения семейных обязанностей. Показательными также являются данные, полученные в ходе опроса относительно возраста привлечения детей к выполнению трудовых обязанностей. Респондентам в ходе исследования было предложено вспомнить, в каком возрасте их самих родители привлекли к выполнению домашних обязанностей, и в каком возрасте они, будучи сами родителями, стали бы поручать своим детям выполнение семейных дел.

Мы видим, что большинство опрошенных было привлечено к выполнению домашних обязанностей в младшем школьном возрасте (7-11 лет). В основном детей привлекали к выполнению несложных обязанностей, в их числе: мытье посуды (38%), уборка по дому (37,3%), чистка пылесосом ковров (10,6%), протирание пыли (10,6%), мытье полов (10,6%), а также вынос мусора (10%). Следует отметить, что 46% студентов так же собираются своих будущих детей привлекать к домашнему труду в младшем школьном возрасте и 27,3% -в младшем дошкольном возрасте (3-6 лет).

В качестве стимула к выполнению домашних трудовых обязанностей в Нижегородских семьях практикуются: морально-нравственное воздействие на совесть (62,7%), указывание на чей-либо положительный пример (31,3%), обещание материального вознаграждения (24,7%). Радует тот факт, что морально-нравственное воздействие на совесть превалирует над материальным поощрением, так как отношения в семье должны строиться не на меркантильной основе, а на основе взаимной любви.

Однако и этот момент вызывает сомнения. Если большинство опрошенных изначально принимает за норму явно несправедливое распределение семейных домашних обязанностей, то вряд ли желание справедливого распределения семейных обязанностей и раннее приобщение детей к трудовой деятельности будет воплощено в жизнь.

Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, необходимо констатировать тот факт, что в современной нижегородской семье наличествует потребительское отношение к выполнению семейных обязанностей. Большая часть рутинного, каждодневного труда лежит на женских, материнских плечах. Молодежь, конечно, принимает участие в выполнении семейных обязанностей, но в незначительной степени. Вызывает серьезные опасения неучастие юношей в ремонте дома, а девушек в воспитании младших братьев и сестер. Все это может

212

ISSN 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 1

в будущем отрицательно сказаться на создании счастливой гармоничной собственной семьи. Создание счастливой семьи - это титанический труд, а если человек не привык трудиться, то вряд ли у него это получится.

Поэтому привлечение детей к выполнению домашних обязанностей, совместной трудовой деятельности имеет важное воспитательное значение. Ребенок осваивает не только навыки самообслуживания, но и, что намного важнее, трудовые ценностные установки, впитывает основы ментальной культуры. Важно, чтобы ребенок с детства научился получать радость от выполненной им работы, чтобы труд на благо семьи и общества приносил удовлетворение. Освоение гуманистических ценностей, к которым относится и ценность труда, во многом является залогом успешной жизни в будущем.

Список литературы

1. Васильева призвала тщательнее заниматься трудовым воспитанием школьников [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ. URL: https://ria.ru/society/20161001/1478306337.html (дата обращения: 12.10.2016).

2. Добрынина В. И., Кухтевич Т. Н. Социализация молодых россиян в сфере труда [Электронный ресурс]. URL: http://socionavtika.narod.ru/Staty/diegesis/dobryn.htm (дата обращения: 12.10.2016).

3. Егорова Н. Ю., Сизова И. А. Распределение трудовых и домашних обязанностей в современной семье // Личность, культура, общество. 2014. Вып. 1. № 81-82. С. 204-211.

4. Макаренко А. С. Книга для родителей: лекции о воспитании детей. М.: Правда, 1985. 327 с.

5. Немова О. А., Пакина Т. А., Ретивина В. В. Роль семьи в формировании трудовых установок студенческой молодежи: монография. Н Новгород: Поволжье, 2013. 150 с.

ON EDUCATING LABOUR VALUES AND ORIENTATIONS BY THE EXAMPLE OF NIZHNY NOVGOROD STUDENTS

Svad'bina Tat'yana Vladimirovna, Doctor in Philosophy, Professor Nemova Ol'ga Alekseevna, Ph. D. in Sociology, Associate Professor Pakina Tat'yana Aleksandrovna

Grigoryan Nune Martini Ushilova Kristina Vladimirovna Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University mininuniver@mininuniver. ru

The article is devoted to the problem of educating labour values and orientations in the family by involving the younger generation in household duties. The authors emphasize the role and importance of domestic labour when forming young people's labour values and orientations. Using empiric material the paper analyzes labour education problems; in particular, the researchers identify dependency mentality concerning the conception "equitable distribution of household duties".

Key words and phrases: labour values; student's purposes and duties; domestic labour; family; types and characteristic of household duties.

УДК 372.416.2

В статье анализируется система наглядного обучения грамоте, разработанная в 60-е годы XIX века И. И. Паульсоном, описанная им в ряде методических пособий для учителя и положенная в основу «Первой учебной книжки». Определены основные функции визуального ряда учебника Паульсона, выявлены особенности взаимодействия и взаимовлияния текста и внетекстовых иллюстративных компонентов. Авторами показано, что «Первая учебная книжка» Паульсона была одним из первых отечественных пособий, ориентированных на использование не только языковых, текстуальных средств обучения грамоте, но и невербальных изобразительных средств.

Ключевые слова и фразы: наглядное обучение; иллюстративные компоненты; азбука; генетический способ обучения грамоте; визуальный компонент учебника.

Старцева Наталия Михайловна, к. филол. н., доцент Ромашина Екатерина Юрьевна, д. пед. н., профессор

Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого nstarceva@bk.ги; katerinro@yandex.ги

«ПЕРВАЯ УЧЕБНАЯ КНИЖКА» И. И. ПАУЛЬСОНА (1868 Г.): НАГЛЯДНОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОЙ ГРАМОТЕ

Работа поддержана грантом РГНФ 16-06-00113а.

Вопрос эффективного обучения чтению и письму всегда был одним из самых важных и одновременно спорных в методической науке. Именно они являются базовыми умениями для дальнейшего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.