Мкртчян Нина Михайловна
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ИСТОРИКОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ МОДУЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Статья посвящена вопросам повышения уровня педагогической культуры студентов Института истории и международных отношений Южного федерального университета во время прохождения ими школьной педагогической практики. В статье описываются цели, задачи, этапы и ход эксперимента по определению эффективности модульной педагогической практики. Опытно-экспериментальная проверка доказала, что модульные технологии в педагогической практике являются эффективным механизмом повышения уровня педагогической культуры студентов. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/12-1/62.1^т1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 1. C. 207-209. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/12-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 378.147
Статья посвящена вопросам повышения уровня педагогической культуры студентов Института истории и международных отношений Южного федерального университета во время прохождения ими школьной педагогической практики. В статье описываются цели, задачи, этапы и ход эксперимента по определению эффективности модульной педагогической практики. Опытно-экспериментальная проверка доказала, что модульные технологии в педагогической практике являются эффективным механизмом повышения уровня педагогической культуры студентов.
Ключевые слова и фразы: профессиональное педагогическое образование; педагогическая практика; модульная технология; педагогическая культура; компоненты педагогической культуры; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент.
Мкртчян Нина Михайловна, к. пед. н., доцент
Южный федеральный университет nmmkrtchyan@rambler. гы
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ИСТОРИКОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ МОДУЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В настоящее время одной из приоритетных задач подготовки педагогических кадров является формирование творческой, открытой культуре и обществу личности учителя, способной самостоятельно решать профессиональные задачи, обладающей рядом общекультурных ценностей, владеющей педагогическим мастерством и высоким уровнем педагогической культуры.
Под педагогической культурой понимается определённая степень овладения педагогическим опытом, степень его совершенства в педагогической деятельности, синтез высокого профессионализма и личных свойств педагога, та основа, которая позволяет подняться к вершинам педагогического мастерства, психолого-педагогическое интегративное качество личности педагога [1].
Одним из ключевых механизмов саморазвития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры являются модульные образовательные технологии организации педагогической практики в вузе. В данной статье мы опишем проведенный нами эксперимент по оценке уровня педагогической культуры студентов Института истории и международных отношений Южного федерального университета, целью которого явилась опытно-экспериментальная проверка эффективности модульной организации педпрактики и ее влияния на личностно-смысловое развитие студентов, будущих учителей истории и обществознания.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач, основными из которых являются следующие: проведение констатирующего эксперимента (определение понимания студентами целей и задач педпрактики, их ценностных ориентаций, отношения к педпрактике, будущей педагогической деятельности, к себе и ученикам) и проведение формирующего эксперимента по реализации модульной технологии педагогической практики.
Кроме того, перед нами стояла задача проверки эффективности предлагаемой модели педагогической практики и систематизирования результатов исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы опытно-экспериментального исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документации, анализ продуктов деятельности, сопоставление и анализ полученных данных, их графическая интерпретация.
На этапе констатирующего эксперимента из общего числа студентов 4 курса были созданы 2 группы: контрольная и экспериментальная, численностью 26 человек каждая. Студенты каждой группы проходили педпрактику в разных образовательных учреждениях. Уровень владения студентами педагогической культурой на этапе констатирующего эксперимента оценивался по степени проявления ряда важных параметров таких как: педагогическая позиция (аксиологический компонент), профессионально-значимые качества личности (личностный компонент), профессиональные знания и умения (когнитивно-технологический компонент), творческий опыт решения задач (эвристический компонент) [2].
Тестирование уровня владения вышеупомянутыми компонентами педагогической культуры перед прохождением педпрактики проводилось на основе различных отечественных и зарубежных авторских методик психолого-педагогической диагностики (Г. Айзенк, В. Смекал, М. Кучер, Р. Кеттелл, А. Реан, Т. М. Шамова, В. В. Смолин, С. В. Пантелеев, М. Рокич, О. Мотков и др.) [4]. Были составлены анкеты-опросники, проведены контрольные тесты, творческие работы, ролевые игры, различные виды занятий, собеседования со студентами 4 курса.
Качественный и количественный анализ результатов диагностики по указанным методикам позволил составить характеристику реальной степени сформированности каждого из четырех компонентов педагогической культуры, выделенных Е. В. Бондаревской [2].
1. Аксиологический компонент. Основная трудность для студентов - самостоятельное определение целей и задач педагогической практики. Большинство студентов проявили интерес к выбранной профессии, однако были и «случайные» люди (около 18%).
2. Личностный компонент. 52% респондентов испытывали неуверенность в своих профессиональных способностях, страх перед практической деятельностью, у них наблюдались низкая самооценка, комплекс неполноценности. Стабильное самоощущение, оптимистический взгляд на профессиональные перспективы отмечаются только у 17% студентов.
208
^БЫ 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 1
3. Когнитивно-технологический компонент. Проверка профессиональных знаний и умений показала, что наименее развитыми являются умения целеполагания, анализа и самоанализа, творческие умения, умения педагогической техники.
4. Эвристический компонент. В контрольной и экспериментальной группах число студентов, ориентированных на творческую деятельность и обладающих нестандартным мышлением, примерно одинаково. Однако у большинства студентов склонность к нетривиальным решениям является их природной характеристикой, проявляется так называемая «бессознательная» креативность [3].
Констатирующий эксперимент позволил выявить ряд проблем: отсутствие осознанных представлений о педагогической деятельности, о характере профессиональных умений, личностно-профессиональных качеств, которые развиваются в период практики; отсутствие связи между теоретическими знаниями и практической деятельностью; неуверенность в собственных силах; неразвитость рефлексивных, прогностических, творческих умений, умений педагогической техники.
Целью формирующего эксперимента была проверка эффективности модульной организации педагогической практики. Необходимо было установить степень и характер ее влияния на развитие профессиональных компетенций и личностно-профессиональных качеств будущих учителей. Формирующий эксперимент состоял их трёх этапов: подготовительного, тактического и стратегического.
На подготовительном этапе студентам были объяснены цели и задачи эксперимента, даны индивидуальные консультации и методические рекомендации и задания для самостоятельной творческой работы.
Тактический этап - это первый год педагогической практики, студенты работали в 5 и 6 классах. Студенты контрольной группы проходили практику по традиционной схеме: установочная конференция - первая ознакомительная неделя - подготовка и проведение уроков в соответствии с планом - оформление необходимых документов [Там же]. Практика для студентов экспериментальной группы носила модульный характер и осуществлялась в три этапа, соответствующих триаде «образ - анализ - действие» [4].
Результаты тактического этапа педпрактики оценивались как преподавателями, так и самими студентами. Для их подведения использовались приемы анкетирования, тестирования, взаимоанализа. Студентам было предложено проанализировать свои впечатления от практики, сравнить эмоциональное состояние до и после ее прохождения. Выводы об эффективности модульной педагогической практики были сделаны на основе сравнительного анализа результатов психолого-педагогического исследования и самоанализа студентов до и после эксперимента.
Сравнительный анализ уровня проявления различных компонентов педагогической культуры у студентов-практикантов после завершения тактического этапа показал, что уровень всех компонентов педагогической культуры в экспериментальных группах выше, чем в контрольных. Наиболее значительное позитивное влияние педпрактика оказала на формирование профессиональных компетенций (когнитивно-технологический компонент) и развитие личностно-профессиональных качеств (личностный компонент) студентов экспериментальной группы. Формирование активной педагогической позиции, профессиональных убеждений, системы ценностей (аксиологический компонент) - процесс более длительный, а поэтому вполне закономерно, что значительной динамики здесь не наблюдается.
В контрольных группах также произошли изменения в соотношении уровней развития педагогической культуры, но они не столь ощутимы. Полученные результаты по сформированности педагогической культуры студентов по окончании тактического этапа модульной педагогической практики продемонстрировали эффективность данной технологии, а также выявили аспекты развития педагогической культуры студента, которые требуют пристального внимания: становление ценностных ориентаций и формирование профессионально-личностных качеств.
Стратегический этап - это второй год педагогической практики, когда студенты работали с учащимися 10 классов. Если на тактическом этапе не предполагалась демонстрация студентами своих творческих умений, то на стратегическом этапе они уже должны были проявить свои креативные педагогические способности.
На стратегическом этапе педагогической практики в контрольных группах использовались традиционные механизмы ее организации, в то время как в экспериментальных группах педпрактика проводилась в соответствии с требованиями модульной технологии. Так, например, в работе экспериментальных групп особое внимание уделялось развитию проектировочных умений и навыков, развитию целостного представления о педагогическом процессе и его отдельных модулях, организации педагогического общения, поиску нестандартных решений педагогических задач. Студенты экспериментальных групп в ходе педагогической практики применяли элементы инновационных технологий, творческие подходы к организации учебно-воспитательного процесса, ориентировались на развивающие учебные ситуации, в то время как студенты контрольных групп использовали традиционные методы воспитания и обучения школьников.
По сравнению с исходной диагностикой по окончании стратегического этапа педагогической практики в экспериментальных группах отмечается значительное повышение уровня развития всех компонентов педагогической культуры, в то время как в контрольных группах прирост значителен только в технологическом компоненте. Это естественно, поскольку традиционные механизмы организации педагогической практики ориентированы в основном на закрепление в ходе самостоятельной педагогической деятельности полученных теоретических знаний, формирование умений и навыков, а на личностно-смысловое развитие студентов данный вид педпрактики оказывает минимальное влияние. Оно, безусловно, происходило, но носило случайный характер.
Сопоставление результатов тактического и стратегического этапов педагогической практики позволяет отметить, что достижения стратегического этапа превышают достижения тактического в обеих экспериментальных группах. Опыт студентов экспериментальных групп гораздо более разнообразен и глубок, поэтому приращение профессиональных и личностных смыслов у тех, кто работал в режиме модульной педагогической практики, значительно больше, чем у тех, кто проходил педагогическую практику по традиционной схеме.
Поведем итог. В целом анализ результатов, полученных в ходе проведенного нами эксперимента по выявлению уровня владения студентами педагогической культурой, позволяет отметить положительное влияние модульной педагогической практики на личностное саморазвитие и профессиональное самоопределение будущих учителей и говорить о повышении качества их педагогической деятельности.
Таким образом, модульная педагогическая практика - это эффективный механизм повышения уровня педагогической культуры студента. Она способствует решению основной задачи высшего педагогического образования - развитию личности, осознающей значимость своей профессии, увлеченной педагогическим трудом, любящей детей, заинтересованной в саморазвитии и способной к нему.
Список литературы
1. Анненкова О. О. Средства формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности: на примере института искусств: дисс. ... к. пед. н. Саратов, 2002. 175 с.
2. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3. С. 37-43.
3. Мкртчян Н. М. Модульная организация педагогической практики как условие совершенствования педагогической культуры будущего учителя: автореф. дисс. ... к. пед. н. Ростов-на-Дону, 2007. 24 с.
4. Шоган В. В. Модульный подход в обучении: дисс. ... к. пед. н. Ростов-на-Дону, 1997. 222 с.
DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF STUDENTS-HISTORIANS' PEDAGOGICAL CULTURE IN MODULAR PEDAGOGICAL PRACTICE
Mkrtchyan Nina Mikhailovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Southern Federal University [email protected]
The article is devoted to increasing the level of pedagogical culture of the students of the Institute of History and International Relations of Southern Federal University during their school pedagogical practice. This article describes the objectives, tasks, stages and progress of the experiment aimed at the determination of the effectiveness of modular pedagogical practice. The experimental verification proved that the modular technologies in pedagogical practice are an effective mechanism for improving students' pedagogical culture.
Key words and phrases: professional pedagogical education; pedagogical practice; modular technology; pedagogical culture; pedagogical culture components; stating experiment; forming experiment.
УДК 316.73
В статье представлено исследование проблем воспитания трудовых ценностей и установок в семье через привлечение подрастающего поколения к выполнению домашних трудовых обязанностей. Дана характеристика роли и значения домашнего труда в процессе формирования трудовых ценностей и установок подрастающего поколения. На эмпирическом материале показаны проблемы трудового воспитания. В частности, выявлены иждивенческие представления относительно понятия «справедливое распределение труда в семье».
Ключевые слова и фразы: трудовые ценности; установки и обязанности студента; домашний труд; семья; виды и характеристика домашних обязанностей.
Свадьбина Татьяна Владимировна, д. филос. н., профессор
Немова Ольга Алексеевна, к. соц. н., доцент
Пакина Татьяна Александровна
Григорян Нуне Мартини
Ушилова Кристина Владимировна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина тт1пып^ег@т1птып^ег. гы
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ И УСТАНОВОК НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА
Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева во время выступления на семинаре «Единой России» призвала тщательнее заниматься трудовым воспитанием школьников [1]. Министр в частности заявила, что необходимо использовать воспитательный потенциал труда и прекратить растить из детей потребителей. В настоящее