ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
УДК 378
DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11016
МартазановХ.М., ОзиеваЛ.С., Цороев С.С. УНИВЕРСИТЕТ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
Мартазанов Хажмурад Магомедович, кандидат философских наук, доцент кафедры спортивных дисциплин
ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», Магас, Россия
Озиева Любовь Сосламбековна, кандидат философских наук, доцент кафедры физвоспитания
ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», Магас, Россия Е-mail: [email protected]
Цороев Салман Султанович, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры физвоспитания
ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», Магас, Россия Е-mail: [email protected]
Понятие современный «региональный университет» является ключевым моментом во многих дискуссия по поводу сложившейся иерархии вузовского образования. Реформирование системы высшего образования повлекло за собой градацию университетов на федеральные, исследовательские, опорные и региональные. Хотя, по нашему мнению, не совсем правомерно помещать региональные вузы в данную классификацию, так как и исследовательский и опорный университет, по своим основным функциям, может являться региональным вузом. Учитывая степень взаимопроникновения двух подсистем «региона» и «университета», в статье сделана попытка комплексного анализа миссии «регионального университета».
В основание методологии исследования были положены диалектический метод и исторический подход. При комплексном изучении университета как сложной системы учитывались основные аспекты синергетической теории. Анализируя социокультурные процессы развития современного регионального университета, авторы опираются на концепции, сформированные в философии, культурологии и социологии.
В статье сделан вывод, что социокультурные изменения, возникающие во внешней среде, влекут за собой синхронные преобразования и в университетском
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
образовании, где создается такая адаптивную модель, которая позволяет вузу сохранять при всех современных вызовах свою традиционную уникальность.
Ключевые слова: современный университет, регион, культурные ценности, этические нормы, трансфер технологий, интеллектуальная собственность, культурную модель, человеческий капитал.
Для цитирования: Мартазанов Х.М., Озиева Л.С., Цороев С.С. Университет как системообразующий фактор развития региона: социокультурный аспект // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 1/40. С. 165-171. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11016
Martazanov K.M., Ozieva L.S., Tsoroev S.S. UNIVERSITY AS A SYSTEM-FORMING FACTOR OF REGIONAL DEVELOPMENT: A SOCIAL-CULTURAL ASPECT
Martazanov Khazhmurad Magomedovich, Candidate of Philosophy, an assistant professor of the Department of Sports Disciplines FSBEI HE «The Ingush State University», Magas, Russia
Ozieva Lyubov Soslambekovna, Candidate of Philosophy, an associate professor at the
Department of Physical Education
FSBEI HE «The Ingush State University», Magas, Russia
Е-mail: [email protected];
Tsoroev Salman Sultanovich, Candidate of Philosophy, a senior lecturer of the Department of Physical Education
FSBEI HE «The Ingush State University», Magas, Russia Еe-mail: [email protected]
The concept of a modern "regional university" is a key point in many discussions about the current hierarchy of higher education. The reforming of the higher education system entailed graduation of universities into federal, research, support and regional ones. Although, in our opinion, it is not quite legitimate to place regional universities in this classification, as well as a research and flagship university, in their main functions, can be regional universities. Considering the degree of interpenetration of two subsystems of a "region" and "university", the article attempts to comprehensively analyze the mission of a "regional university".
The basis of the research methodology was the dialectical method and the historical approach. In the complex study of a university as a complex system, the main aspects of the synergetic theory were taken into account. Analyzing the sociocultural
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
processes of development of a modern regional university, the authors rely on concepts formed in Philosophy, Cultural studies and Sociology.
It's been concluded that sociocultural changes that occur in the external environment entail synchronous transformations in university education, where an adaptive model is created that allows the university to maintain its traditional uniqueness for all modern challenges.
Key words: modern university, region, cultural values, ethical standards, transfer of technologies, intellectual property, cultural model, human capital.
For citation: Martazanov K.M., Ozieva L.S., Tsoroev S.S. University as a system-forming factor of regional development: a social-cultural aspect // Vestnik Maj-kopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2019. Iss. 1/40. Р. 165-171. (In Russ., English abstract). DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11016
Современный университет - это многопрофильное научно-образовательное учреждение, в первую очередь ориентированное на удовлетворение потребностей региона в компетентных специалистах и инновационных технологиях. Академические вузы и научно-исследовательские организации, своей собственной инфраструктурой представленной научными библиотеками, центрами коллективного пользования, инжиниринговыми центрами, составляют научный каркас региона, используемый для реализации федеральных национальных инициатив и проектов. «В новую сферу деятельности университета входят разработка и трансфер технологий, коммерциализация продуктов академической науки и вывод их на рынок, создание новых бизнесов, управление интеллектуальной собственностью с целью получения прибыли. Современный университет принимает на себя миссию социального и экономического развития региона» [1].
Но самой важнейшей, на сегодняшний день ролью университета является трансляция культурных ценностей. Культурный потенциал, включающий в себя этические нормы и запреты, ценности и базовые поведенческие установки прививается студенчеству, закладывая тем самым основу для формирования социально здорового гражданского общества. Находясь в непосредственном диалектическом взаимодействии с регионом, университет представляет собой своеобразную культурную модель.
«Сформированная модель социокультурного взаимодействия классического университета с регионом показывает непосредственное влияние: университета на социальную среду, общественные организации, промышленность, бизнес, экономику региона в целом, культуру. Это становится возможным в ситуации, когда универ-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
ситет выступает ведущим системообразующим учреждением региона» [2]. Социокультурные изменения, возникающие во внешней среде, влекут за собой синхронные преобразования и в университетском образовании, создавая при этом новую адаптивную модель, сохраняющую при этом свою традиционную уникальность.
В последние годы, практически во всех странах мира происходят кардинальные перемены и преобразования университетской системы образования. Каждое государство имеет свою неповторимую, исторически сложившуюся систему организации университетского обучения, свою сформировавшуюся национальную университетскую модель, адаптированную к влиянию внешних изменяющихся факторов. Не смогла избежать реформ и российская система образования. Социально-экономические преобразования российского общества конца прошлого века кардинально изменили университетское образование в «угоду» политической конъектуре. «Сближение национального высшего образования и зарубежных образовательных систем, включение российских университетов и вузов в Болон-ский процесс, перенос зарубежных моделей организации и управления университетами - эти и другие процессы далеко не однозначны. С одной стороны, они способствуют интеграции российских университетов в современное мировое образовательное пространство, с другой - чреваты опасностями потери традиционных ценностей российских университетов, которые более чем за два века своего развития заняли достойное место среди университетов других стран» [2].
Дебаты по поводу Болонского процесса не утихают и в самой Европе, многие статусные университеты Франции и Великобритании решили сохранить свои традиционные системы обучения, проигнорировав данное глобальное мероприятие.
Создавшееся в российском высшем образовании положение дел, касающееся Болонского процесса, показывает, что, как правило, широкая университетская общественность не знает сути реформ, связанных с интернационализацией высшего образования и не осознаёт их необходимости. Более того, традиционно ориентируясь, в основном, на указания «сверху», на местах реформа легко превратится в очередную кампанейщину. На глазах происходит монополизация информационного и функционального пространства, что усиливает асимметрию информированности региональных университетов по сравнению с крупными вузами или так называемыми «продвинутыми» университетами столичных городов и центров федеральных округов. Следует признать недостаточными как обратную связь федеральных органов, включённых в Болонский процесс, с региональными университетами, так и межуниверситетское сетевое взаимодействие. Учитывая все административные проблемы региональные университеты совершив переход на
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
двухуровневое обучение - бакалавриат и магистратура до конца не адаптировали общественное мнение к восприятию специалистов нового вида.
В рамках реализации миссии университета в регионе особо значимым является соотнесение потребностей региона в научном обеспечении хозяйственных решений и возможностей научного сообщества, для решения данной проблемы вуз аккумулирует в себе процесс воспроизводства кадров высшей квалификации. Наряду с ориентацией университетской науки на классические, фундаментальные исследования и на общероссийские грантовые заявки, преобладающий объем научных исследований регионального университета ориентирован на проблемы региона (в зависимости от его экономической специфики), где обязательными направлениями являются: социальные и демографические проблемы, человеческий капитал и здравоохранение. Региональный университет не является закрытой системой, фундаментальные и прикладные исследования ведутся в теснейшей кооперации с академической наукой, а также с профессурой ведущих иностранных вузов.
«Для совершенствования процесса регионального управления применяется научный подход, в соответствии с которым осуществляется реализация принципов системности, комплексности, разработка аналитических и нормативных моделей управления социально-экономическими системами. Эффективное использование человеческих, материальных, финансовых и природных ресурсов региона определяется рациональностью построения процесса управления» [3]. Современный вуз становится источником формирования не только человеческого, интеллектуального потенциала, но и социального и культурного капитала.
Многие российские регионы уже сегодня готовы сделать существенный шаг в развитии человеческого потенциала и реализации принципов расширенного федерализма, опираясь на внутренние тенденции и административную поддержку федерального центра. Одним из самых значимых аспектов является задача оформления ранее разобщенного сообщества ученых в экспертные клубы, призванные обсуждать стратегические проблемы развития региона, вырабатывать свои собственные гуманитарные проекты и влиять на принятие решений на всех уровнях власти.
Экспертное сообщество могло бы позиционировать себя как связующий элемент между знанием, обществом и властью, привлекая к обсуждению и выработке решений широкий круг российских и международных экспертов, и являться инициатором и участником открытой системы принятия решений, стратегически важных для региона. И здесь «особая роль отводится региональным университетам. Они должны учитывать потребности трех уровней - собственного региона, государства и мирового сообщества в целом.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
В современной парадигме регионального образования университет как научно-образовательная система становится региональным центром развития науки, культуры и открытого образования, что создает условия для его продуктивного взаимодействия с социально-экономическими структурами и субъектами региона» [4, с. 103-102].
Таким образом, важнейшая миссия регионального университета заключается в том, что он должен быть центром развития культуры, образования, и основой научного сопровождения управленческих решений социально-экономических, политических, технологических и иных проблем, связанных с территорией. Научные исследования таких университетов тесно взаимосвязаны с экономической направленностью и насущными проблемами региона.
Когда мы говорим о миссии таких региональных университетов, мы не должны забывать о важнейшей его целевой функции - закрепление молодёжи и соответственно повышения качества населения в тех социумах, в которых она вырастает и воспитывается. Сегодня это является самой важной проблемой, особенно по отношению к сельским территориям, очень важно сохранить инфраструктуру села, снизить отток молодежи в региональные центры, усиливающий обезлю-живание сел и деревень и ставящий сельскохозяйственное производство на грань национальной общероссийской катастрофы.
Региональные университеты являются будущим России, поэтому региональная специфика должна стать частью новой образовательной политики. Дальнейшее развитие региональных университетов как форпостов науки, образования и российской культуры в нашей оценке, - часть стратегии модернизации высшей школы России. Пора осознать простую истину, что чем качественнее будет образование, чем лучше будут условия для научных изысканий в регионах, тем быстрее Россия выйдет из системного кризиса и обеспечит достойное качество жизни и достойное развитие обществу, народам России, её гражданам.
Литература:
1. Карпов А. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. 2017. №3. С. 58-76.
2. Задонская И.А. Социокультурные процессы развития современного университетского образования: дис. ... канд. социолог. наук: 22.00.06. Тамбов, 2004. 164 c.
3. Овсянникова Т.А. Экономический механизм обеспечения устойчивого развития региона // Новые технологии. 2014. Вып. 2. С. 99-102.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
4. Морозова И.С., Картавцева А.П. Особенности университетского образования на современном этапе развития общества // Теория и практика общественного развития. 2012. №9.С. 101-104.
5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. Москва: 2002. 512 с.
6. Кипень В.П. Новые образцы социального спроса и реформа университета // Университеты и общество: сотрудничество университетов в XXI веке: сборник тезисов Второй международной конференции университетов (МГУ, ноябрь 2003 г.). Москва: МГУ, 2003. 522 с.
Literature:
1. Karpov A. Modern University as a driver of economic growth: models and missions. / Economic issues. 2017. No. 3. P 58-76.
2. Zadonskaya I.A. Social and cultural processes of development of modern university education: dis ... Cand. of Sociology: 22.00.06. Tambov, 2004. 164 p.
3. Ovsyannikova T.A. Economic mechanism for ensuring the sustainable development of the region // New technologies. 2014. №2. P. 99-102.
4. Morozova I.S., Kartavtseva A.P. Features of university education at present stage of development of society// Theory and practice of social development. 2012. №9. P. 101-104.
5. Gershunsky B.S. Philosophy of education for the XXI century. Moscow: 2002. 512 p.
6. Kipen V.P. New patterns of social demand and university reform// Universities and society: Cooperation of universities in the XXI century: a collection of abstracts of the second international conference of universities (MSU, November, 2003). Moscow: MSU, 2003. 522с.
УДК 316.472 DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11017
Ретивина В.В.
ТРАНСЛЯЦИЯ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ И УСТАНОВОК В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
Ретивина Вероника Викторовна, старший преподаватель кафедры экономики, управления и информатики
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова», Нижний Новгород, Россия Е-mail: [email protected],