42 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №3 (37), 2019 УДК 378
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ШКОЛАХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Казначеева Светлана Николаевна, к.п.н., доцент ([email protected]) Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н., доцент ([email protected]) Мурыгин Никита Сергеевич, магистрант ([email protected]) Пасечник Алена Сергеевна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина ([email protected])
В данной статье рассматривается вопрос профориентационной работы в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся. Профессиональное самоопределение молодежи является одной из важнейших государственных задач, стоящей перед системой образования. Авторы рассматривают факторы, оказывающим влияние на выбор профессии. В статье выделены причины недостаточного проведения проф-ориентационной подготовки. Авторы указывают на то, что профессиональную ориентацию в школе необходимо осуществлять посредством как урочной, так и внеурочной деятельности. В качестве основных направлений профориентационной работы в школе можно определить: профессиональное просвещение, профессиональную диагностику, профессиональное консультирование. Рассматриваются направления, которые делают профориентационную работу продуктивнее.
Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональное самоопределение, этапы профориентационной работы, цели профориентации.
Профессиональное самоопределение молодежи является одной из важнейших государственных задач, стоящей перед системой образования. Подготовка молодого поколения к взрослой жизни, успешная адаптация их в современном обществе невозможна без успешного освоения профессии. Одними из главных выборов в жизни будущего выпускника школы является выбор профессии. Выбор должен завершиться достаточно реалистичным и четким представлением о будущей профессии, в сферу которой подрастающий человек в будущем будет включен [6]. В законе Российской Федерации «Об образовании» (статья 14) отмечается, что содержание образования «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...». В современных исследованиях проблемы профессиональной ориентации рассмат-
риваются в трудах Э.Э. Очировой, В.М. Кузьминой, С.Н. Костроминой, Е.А. Борисовой. Спецификой данных работ является рассмотрение факторов, определяющих выбор будущей профессии, отталкиваясь от личностных особенностей человека. Большой вклад в изучении данного вопроса внесли отечественные психологи О.Б. Ильина и Г.В. Резапкина, в работах которых отражены практические аспекты деятельности психолога в направлении профориентационной работы с обучающимися в общеобразовательной школе.
А.Д. Балюк под профессиональной ориентацией понимает «социокультурный процесс, реализуемый через серию индивидуальных выборов, обусловленных социальными факторами, с одной стороны, и личностными особенностями, с другой» [1, С. 15]. О. А. Махаева и Е.Е. Григорьева профессиональную ориентацию понимают как научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивида к соответствующим видам деятельности [4]. Понятие «профессиональную ориентация», авторы исследования понимают как целенаправленную деятельность по подготовке обучающейся молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями, требованиями рынка труда в кадрах различных профессий и различного уровня квалификаций.
При решении задач профессиональной ориентации должны учитываться, с одной стороны, настоящие и будущие потребности общества, рынка труда в соответствии с социальным и экономическим развитием региона, с другой стороны, интересы и потребности личности в профессиональном развитии и построении собственной профессиональной карьеры. Это означает, что в ходе профориентационной деятельности возникает противоречие между задачами: удовлетворения нужд общества, учета потребностей регионального рынка труда в рабочих кадрах (ответственность перед обществом) и в то же время гарантированием человеку свободы индивидуального выбора профессии (ответственность перед человеком). Возникающее противоречие может быть снято при организации системной, научно-обоснованной профориентационной работы на различных уровнях и ступенях образования, которая в обязательном порядке должна включать систему условий, направленных на развитие процессов профессионального самоопределения обучающихся [3].
Как отмечает О.Г. Грачева, выбор профессии представляет собой сложный мотивационный процесс. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительные отношения человека к окружающей среде. Следовательно, мотивация относительно выбора будущей профессии, понимается как цель, результат, который необходимо сформировать у обучающихся в процессе организации профориентационной работы в общеобразовательной школе. Ведущими элементами в профессиональной
мотивации, по мнению ряда ученых, являются: профессиональные мотивы, трудовые мотивы, мировоззрение, убеждения, идеалы, установки личности, склонности, желания, интересы, потребности, ценностные ориентации, личностный смысл. Мотивы выбора профессии сочетают в себе совокупность познавательных и профессиональных потребностей и интересов. Проанализировать все эти факторы самостоятельно школьнику старшего школьного возраста необычайно трудно. Как показывают результаты исследований, чаше всего молодежь ориентируется на несколько другие факторы при выборе профессий. Среди них можно отметить: престижность профессии, уровень заработной платы, интересная работа, хороший условия труда и прочие [3].
К факторам, оказывающим влияние на выбор профессии, относятся: по-требностно-мотивационная сфера личности (интересы, стремления, ценностные ориентации, установки); способности и другие личностные характеристики человека; потребности экономики в специалистах определенного профиля на каждом конкретном этапе развития общества; общественные стереотипы о престижности и перспективности той или иной профессии. Осуществление профессионального выбора, особенно в подростковом возрасте, происходит не только как собственное решение человека. Это связано с тем, что подросток еще не готов в полной мере к осознанию всех сторон своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны взрослых. Поэтому в современной общеобразовательной школе наиболее актуальными являются вопросы профессиональной ориентации старшеклассников
[5].
Профориентационную работу с обучающимися общеобразовательных учреждений можно разделить на этапы, в зависимости от возрастных особенностей личности. Например, С.Н. Чистякова разделяет профориентацию обучающихся на предпрофильный этап (8 класс), профильный этап (910 класс) и завершающий этап (11 класс). С.Н. Пряжников предлагает следующие профориентационные этапы: актуализация выбора профессии (1-4 классы), формирование профессиональной направленности (5-7 классы), формирование профессионального самосознания (8-9 классы) и уточнение социально-профессионального статуса. Л.В. Верниенко, Н.Ю. Ящук придерживаются мнения, что наиболее важным периодом для определения профессиональной ориентации является подростковый возраст. На этом этапе развития определяется заинтересованность в определенных учебных предметах как база будущей профессиональной деятельности. Однако в этот же момент подростки оказываются перед непростым выбором, который подразумевает тщательное исследование разнообразных профессий одновременно с самостоятельным определением личных психологических особенностей. Проблема состоит в том, что подростки делают выбор случайно, без его глубокого осмысления. Из этого можно сделать вывод, что профориентационная подготовка осуществляется в недостаточной мере.
Бесклубная А.В. выделяет следующие уровни готовности школьника к выбору профессии: 1) высокий (у школьника сформированы собственные убеждения; он четко осознает, какие навыки и умения ему необходимы для осуществления будущей профессии); 2) средний (в целом школьник уверен в выборе будущей профессии, но при этом у него не сформировано представления о том, какие умения ему необходимы для осуществления будущей профессии); 3) низкий (школьник не сформировал мотивы к выбору профессии, поэтому у него не сформированы представления о том, какие умения ему необходимы для осуществления будущей профессии) [2].
Низкий уровень готовности школьника к выбору профессии может быть обоснована следующими причинами: 1. Недостаточное количество существующих профориентационных организаций в системе образовательных учреждений и структур муниципального уровня. 2. Необходимость использования новейшего технического оборудования, ввиду набирающего популярность цифрового обучения. Не каждая образовательная организация способна обеспечить реализацию профориентационных мероприятий с применением новых технологий, поэтому часто данная задача уходит на второй план. Профориентация в такой ситуации принимает формальный характер. 3. Недостаток квалифицированных специалистов в области профориентации, владеющих обширными знаниями о преимуществах и уровне востребованности профессий, а также средствами соответствующими современным реалиям и запросам обучающихся. Задачу профориентации обучающихся берут на себя педагоги и психологи школ, которые не всегда обладают полным и современным арсеналом методов проведения профориентационной работы. 4. Нормативно-правовое обеспечение государственной профориентации обучающихся также вызывает ряд вопросов. Информация о необходимости профориентационной деятельности содержится в нескольких нормативных документах, например, ФЗ № 1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в российской Федерации». Несмотря на это, регулируется профориентационная деятельность Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Хотя оно не предполагает реализацию государственной системы профориентации и, соответственно, не получает достаточной поддержки правительства. 5. В профессиональном становлении школьника нельзя недооценивать роль семьи. Вышеперечисленные проблемы осложняются давлением со стороны родственников. Как правило, старшее поколение убеждено в абсолютной необходимости поступления в высшее учебное заведение и освоения «престижной» профессии. При этом мнение обучающегося не является приоритетным. В результате воспитываются кадры, которые либо не понимают, как они могут использовать полученные навыки, либо не имеют мотивации к профессиональному росту. Следовательно, профориентационная
деятельность должна быть направлена не только на работу с детьми и подростками, но и на семью в целом.
Профориентационная деятельность представляет собой систему мероприятий, организуемых в школе с участием родителей, по оказанию помощи обучающимся в профессиональном самоопределении в соответствии с потребностями и возможностями личности, а также запросами экономики в квалифицированных кадрах. Результатом профориентационной работы в общеобразовательной школе является осознанный выбор школьником профиля будущей профессиональной деятельности. Основные задачи деятельности школы: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности (для учащихся, планирующих продолжить обучение на старшей ступени); содействие профориентационной поддержке учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности, профессии (для учащихся, планирующих продолжить обучение в системе СПО); оказание дополнительной профориентационной поддержки некоторым группам школьников, у которых легко спрогнозировать сложности в выборе сферы будущей профессиональной деятельности и трудоустройства (дети-инвалиды, дети группы риска, дети, стоящие на учете в ОДН); получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для осознанного определения дальнейшего образовательного маршрута; обеспечение информационной поддержки, знакомство с рынком труда и миром профессий; выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями. Профориента-ционную работу в условиях общеобразовательной школы следует проводить с учетом возрастных особенностей школьников с участием педагогов-психологов и классных руководителей. При этом в школе назначается координатор по данному направлению из числа представителей администрации образовательной организации [3]. Профориентационную работу продуктивнее организовывать по следующим направлениям: конкретизация образовательного запроса в рамках проведения факультативов и других курсов по выбору; групповые и индивидуальные консультации, направленные на выявление и формирование объективного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, который бы соответствовал интересам и способностям, ценностным ориента-циям. Результатом организации профориентации обучающихся 9 классов, по мнению авторов, должно являться принятие школьником решения о характере дальнейшего продолжения образования (поступление в 10 класс школы по выбранному профилю, или продолжение получения образования в образовательной организации среднего профессионального образования). Основной целью профориентации школьников 10-11 классов выступает обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формированию
профессиональных качеств в выбранной профессии, коррекции профессиональных планов, оценки готовности к избранному виду труда.
Таким образом, профориентация старшеклассников призвана помочь молодому человеку сделать правильный выбор будущей профессии, который позволит наиболее эффективно реализовать себя в профессиональной деятельности. Посредством профориентации формируются и развиваются навыки профессионального самоопределения, повышается мотивация к достижениям в профессиональной сфере и уверенность в себе.
Список литературы
1. Балюк А. Д. Профессиональная ориентация в системе социализации молодежи (на примере Ростовской области): автореф. дис... канд. соц. наук: 22.00.06. Тюмень, 2014. 32 с.
2. Бесклубная А.В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Н.Новгород, 2013. 21 с.
3. Груздева М.Л., Груздева К.Е. Профориентационный сайт как инструмент профессионального самоопределения учащихся // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 1. С. 71-76.
4. Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного самоопределения школьников. М., 2002.
5. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-5. С. 888-890.
6. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 376-379.
Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna, PhD, Associate Professor
(e-mail: [email protected])
Bystrova Natalia Vasilyevna, PhD, Associate Professor
(e-mail: [email protected])
Murygin Nikita Sergeevich, master student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
([email protected], 89200588244)
Pasechnik Alena Sergeevna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
([email protected], 89867267375)
CAREER GUIDANCE WORK AT SCHOOLS AS A FACTOR OF INCREASING THE LEVEL OF SELF-DETERMINATION OF STUDENTS
Abstract. This article discusses the issue of career guidance work at schools as a factor in increasing the level of self-determination of students. Professional self-determination of youth is one of the most important state tasks facing the system of public education. The authors consider the factors that influence the choice of profession. The article presents the stages of career guidance work. The reasons for the lack of career guidance training are highlighted. The authors point out that professional orientation in school should be implemented through both classroom and extracurricular activities. The main directions of career guidance work at school can be defined: professional education, professional diagnostics, professional counseling. The directions that make career guidance work more productive are considered. Key words: career guidance work, professional self-determination, career guidance work stages, career guidance goals.